Меняется ли описание героини олеси к финалу. А

История создания

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

Анализ произведения

Сюжет повести

Композиционно «Олеся» - повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

Основа сюжета и ведущая тема повести - любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств - социального неравенства, пропасти между героями.

По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня - запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку - здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы - Мануйлиха и её внучка Олеся.

Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности - она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились - им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно - любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

Герои повести

Олеся

Главная героиня повести - лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна - сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся - местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом - несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама - в этом героизм и сила девушки.

Иван Тимофеевич

Иван - небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам - здоровый скепсис обоснован его образованием.

(Иван и Олеся )

Иван Тимофеевич - искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей - не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара - общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье. Олицетворение общества в данном случае неважно - будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, - он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана - такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере - после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник - Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично - невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности - разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси - в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа - нет.

Сочинение

Тема любви - основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на «смутных влечениях», но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная». И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз - причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов». Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того - Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь - это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Тема любви - основная тема в творчестве А.И.Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.Куприн видел, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтал о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплотил свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична.

А.И.Куприн уделил особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. Автор восхищается чистотой их чувства, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводя героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Куприн точно передаст внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: "Доброта ваша не хорошая, не сердечная". И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам он быстро успокаивается.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплотил свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основные мотивы ее поступков - эмоции.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость и противоречие. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Любовь - это презрение к страданиям и даже к смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь Избранные.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)

Характеристика героя

Олеся (Алена) – девушка 25-ти лет, живущая вместе с бабкой в лесу. Ее бабка Мануйлиха, пришлая из русских или из цыган, считалась в деревне ведьмой. За это жители прогнали ее с внучкой в лес.
О. является олицетворением естественной, природной жизни. Впервые она появляется как сказочное существо в сопровождении почти ручных зябликов. «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась с решительным и капризным видом». О. не знакома с цивилизацией, все общественные нормы поведения ей чужды. Девушкой руководят зов свободной воли, цельные естественные порывы, навыки колдовских заговоров. О. влюбляется в Ивана Тимофеевича несмотря на то, что увидела все его дурные черты в гаданье. Больше того, она точно знает, что от этой любви ей будет погибель. Но О. понимает, что от судьбы не уйти. Когда после своей болезни Иван Тимофеевич снова навещает девушку, она целует его и спрашивает, любит ли он ее. О. вся отдается своему чувству. Ради любимого она соглашается пойти в церковь, хотя уверена, что ее «род проклят во веки веков», а душа с самого рождения продана дьяволу. В церкви на девушку нападает толпа разъяренных крестьян, которые избивают ее камнями. От боли, а еще больше, от пережитого унижения, девушка заболевает. На следующий день в деревне разразился сильный дождь с крупным градом. Жители решили, что это дело рук молодой ведьмы. О.вместе с бабушкой вынуждена была покинуть свою хату и уйти из этих мест. Своему возлюбленному на память о себе О. оставляет нитку коралловых бус.

Ооржак Даяна

Куприна всегда поражало соединение «детской чистоты сердец с хладнокровной отвагой, восхищали утончение души, способные распознать и оценить его чувство. Все эти качества присуще героине повести о любви, от которой исходит свет «трепетной и животворной любви».

Извечная незащищенность истинного возвышенного чувства перед миром, все ценности купринского мира любви тает в себе высокие страдания, и трагические, бескомпромиссный исход служит верной мерой глубины и силы любви, так редко встречающийся и оказывающийся сильнее смерти.

В ходе исследовательской работы мы ознакомились с научными трудами, посвященными биографии к творческому наследию А. И. Куприна, таких авторов, как В. Н. Афанасьев, А. А. Волков, А. А. Качаева, Ф. И. Кулешов, О. Н. Михайлов, Л. А. Смирнова и другие.

В качестве дополнительного материала использованы учебники по истории и теории русской литературы, таких авторов, как Л. И. Левина, А. Г. Соколов, М. Б. Харпченко, Л. И. Тимофеев, В. Е. Хализев, а также статьи. Размещенные в Интернет сайте.

Актуальность исследования. В неиссякаемомлюбви, столь отчетливо звучащим в повести А. И. Куприна «Олеся» характеризуется неразрешимый художественный конфликт, сопровождающийся страданием.

Новизна исследования. В попытке выявить и обосновать присущее только героиням купринского произведения о любви внешние и внутренние качества как характерные для реалистических и романтических женских образов, покоряющих трогательной чистотой своего чувства.

Объект исследования. Женские образы А. И. Куприна о любви.

Предмет исследования. Портретная и психологическая характеристика женского образа в повести А. И. Куприна «Олеся».

Цель исследования. Изучить приемы изображения внешнего и внутреннего облика героини А. И. Куприна «Олеся».

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

Выявить основополагающие особенности внешнего и внутреннего облика героини повести А.И. Куприна «Олеся»;

Проанализировать основные художественные приемы, позволяющие автору наиболее точно показать душевные переживания героев, в которых и раскрываются индивидуальные особенности их личности, их мировоззрения;

Показать действенную, созидательную силу любви как чувства, абсолютизированного в одной душе и ставшего символом для возрождения или перерождения другой.

Методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставленный, филологический.

Практическая значимость: работа может быть использовано на практических занятиях и на семинарах по творчеству Куприна, на факультативных занятиях в школе.

Структура работы: работа состоит из введения одной главы, заключения и списка литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 Портретные характеристики и психология женских образов в романтической повести А. И. Куприна«Олеся»………………………………………………………………6

  1. Портретные детали в романтической повести А. И. Куприна«Олеся»………………………………………………………….8
  2. Художественные приемы изображении внутреннего мира героини повести«Олеся»………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………23

Литература……………………………………………………………….25

Введение.

Уже ранее творчестве А. И. Куприна в основном своем русле продолжает традиции критического реализма: Куприн изображает своих героев в типических обстоятельствах, обличая социальный уклад, подавляющий в человеке искренние чувства, противоречащий естественному праву человека на счастье.

Беспредельные человеческие возможности и неспособность человека их реализовать – вот что более всего волновало писателя. В купринской прозе много рассказов и любви – писателя. В купринской прозе много рассказов о любви – писатель создал очень разных любовных историй, изображая интимные переживания как естественное, раскованное проявление духовной сущности человека. Разгадка неожиданных психологических смещений всегда влекла Куприна. В центре его произведений не просто события или герои, а взрывная коллизия, открывающая подспудные душевные движения.

Избрав в одной из основных тем своего творчества тему любви, А. И. Куприна создал целую галерею живых образов. Обнаружив большую способность к художественному перевоплощению вхождению в образ, что позволяло ему создавать удивительно живые характеры, с большой правдивостью передавать сложный ход мыслей и переживаний своих героев. Силы Куприна художника и психолога обнаружились в раскрытии психолога женских образов. Героини его рассказов чаще всего поставлено в такие жизненные ситуации, в которых и появляются их мужество, благородство, чистота духа и самоотверженность.

Тема любви стала для писателя как бы прибежищем от всего низменного, циничного, меркантильного. Произведение, посвященное любви, не только, не увлекательны по сюжету, но и драматически насыщены, обладают психологический правдой.

Несовпадение, конфликт реального и желаемого, был преодолен автором оригинальным способом – он просто отказался от варианта счастливой и совершенной любви, понимая, что нельзя в сереньком быту ожидать страстей, но своей силе равных легендарным. Отсюда и трагическая концепция повести, и трагический женский образ, наиболее достоверно и ярко представлены в повести о любви: «Олеся» (1989)

Возвышенное и героическое в женском образе неотделимо от идеи достоинство и величия человека, проявляющихся в его страдании.

Тема моей исследовательской работы сформулирована следующим образом: «Женские образы повести А. И. Куприна «Олеся»

Самоутверждение личности её духовных принципов совершается ценой отказа от собственного счастья («Олеся») лил ценой собственной жизни.

Куприна всегда поражало соединение «детской чистоты сердец с хладнокровной отвагой, восхищали утончение души, способные распознать и оценить его чувство. Все эти качества присуще героине повести о любви, от которой исходит свет «трепетной и животворной любви».

Извечная незащищенность истинного возвышенного чувства перед миром, все ценности купринского мира любви тает в себе высокие страдания, и трагические, бескомпромиссный исход служит верной мерой глубины и силы любви, так редко встречающийся и оказывающийся сильнее смерти.

В ходе исследовательской работы мы ознакомились с научными трудами, посвященными биографии к творческому наследию А. И. Куприна, таких авторов, как В. Н. Афанасьев, А. А. Волков, А. А. Качаева, Ф. И. Кулешов, О. Н. Михайлов, Л. А. Смирнова и другие.

В качестве дополнительного материала использованы учебники по истории и теории русской литературы, таких авторов, как Л. И. Левина, А. Г. Соколов, М. Б. Харпченко, Л. И. Тимофеев, В. Е. Хализев, а также статьи. Размещенные в Интернет сайте.

Актуальность исследования. В неиссякаемомлюбви, столь отчетливо звучащим в повести А. И. Куприна «Олеся» характеризуется неразрешимый художественный конфликт, сопровождающийся страданием.

Новизна исследования. В попытке выявить и обосновать присущее только героиням купринского произведения о любви внешние и внутренние качества как характерные для реалистических и романтических женских образов, покоряющих трогательной чистотой своего чувства.

Объект исследования. Женские образы А. И. Куприна о любви.

Предмет исследования. Портретная и психологическая характеристика женского образа в повести А. И. Куприна «Олеся».

Цель исследования. Изучить приемы изображения внешнего и внутреннего облика героини А. И. Куприна «Олеся».

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

Выявить основополагающие особенности внешнего и внутреннего облика героини повести А.И. Куприна «Олеся»;

Проанализировать основные художественные приемы, позволяющие автору наиболее точно показать душевные переживания героев, в которых и раскрываются индивидуальные особенности их личности, их мировоззрения;

Показать действенную, созидательную силу любви как чувства, абсолютизированного в одной душе и ставшего символом для возрождения или перерождения другой.

Методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставленный, филологический.

Практическая значимость: работа может быть использовано на практических занятиях и на семинарах по творчеству Куприна, на факультативных занятиях в школе.

Структура работы: работа состоит из введения одной главы, заключения и списка литературы.

Глава 1.

Портретные характеристики и психология женских образов в

Романтической повести «Олеся».

В основе творческих исканий А. И. Куприна лежит бесконечное постижение сущности человеческой личности, особенно личности яркой, незаурядной, способной на искренние душевные порывы.

Человеческие способности и скрытые возможности Куприн считал беспредельными и стремился доказать то своими произведениями.

Куприна называют писателем психологом, знатоком души человеческой, умеющим остро ощущать целую гамму чувств, переживаемую его героями.

Подобного мастерства писатель достиг, благодаря неиссякаемому стремлению постичь жизнь во всей её противоречивости и сложности, выявит все мельчайшие подробности эволюции человека сообразно окружающему его миру, который так далек от совершенства.

Внутренний облик человека в творчестве Куприна всегда соотнесен с объективным содержанием целостной жизни. А жизненный опыт самого писателя был чрезвычайно богат и разнообразен. Все его произведения – это собственные художественно обобщенные впечатления. Купринская проза отразила непреходящую потребность писателя видеть в мире красоту и совершенство, а в человеке, помимо этих двух так привлекавших писателя качеств, - силу духа и благородства, возвышенность чувств.

И носителями всех этих человеческих качеств, стол привлекавших внимание писателя, является женские образы, поражающие своей реалистичностью и выразительностью и выписанные с необыкновенным мастерством.

Среди многочисленных женских образов, созданных А. И. Куприным, много ярких, сильных, незаурядных личностей, способных любить самоотверженно, отважно и бескорыстно, находя счастье у неё в самой возможности любить.

Самоотверженно, отважно и бескорыстно, находя счастье у неё в самой возможности любить.

Внутренним динамизмом, психологической правдой отличались уже ранние произведения Куприна о любви, в которых перед читателем предстает целая галерея женских образов. Различными средствами писатель создает поэтическую, хотя отнюдь не идеализированную, атмосферу поклонения героиням своих рассказов, идущим на самоотвержение во имя своей любви»

Писателя всегда поражало соединение «детской чистоты сердец с хладнокровной отвагой» качество, которое он блестяще выразил в женских образах («Суламифь» «Олеся»). Множество рассказов о гибели любви, красоты роднит одна черта – всюду речь идет о невозможности обрести счастье, реализовать духовные потребности в чудовищно несовершенном мире.

Кто бы ни были эти женщины, чьи образы нашли свое воплощение в купринской прозе, они – правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

1.1. Портретные детали в романтической

Повести А.И Куприна «Олеся».

Куприн высоко ценил прекрасное в жизни и приклонялся перед красотой, будь то красота природы, красота человеческого духа или тела. Писателя утонченные души, их глубокое понимание в жизни и печалило сознание, что так часто одухотворенное и прекрасное остается невостребованным.

Образ Олеси – один из самых романтических в богатой галерее женских образов произведений Куприна. Природа щедро наградила девушку красотой и гордой силой.

Еще не увидев девушку, Иван Тимофеевич испытывает волнение, услышав «свежий, сильный и звонкий женский голос», певшей грациозную малороссийскую песенку. И вот в проеме двери показывается «рослая смеющаяся девушка», бережно придерживающая края передника. Из которого выглядывают птенцы зяблика, и громко смеется.

Куприн не стремится обставить появление Олеси какими-нубудь внешними эффектами. Верный себе, он предпочитает детали, передающие настроение людей, их психологию. Перед нами молодая, здоровая девушка, которая только что вернулась из леса, изученного до последнего тропинки и со всеми его обитателями. Из нескольких слов, сказанных её бабушке, мы узнаем, что зяблики со всем ручные и сами «увязались» за Олесей, что она часто подкармливает их в лесу.

Автор не торопится показать нам внешний портрет героини, не сразу разглядела, какова молодая полесская ведьма, и Иван Тимофеевич. Только выйдя из полутёмной избушки на улицу, он «невольно залюбовался ею: « В ней не было ничего похожего на местных «девчат», лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое испуганное и однообразное выражение. Моя

незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обивало её молодую грудь. Оригинальность красота её лица, раз ею увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная выдавались вперёд с решительным и капризным видом.» .

Выросшая вдали от «нищей цивилизации», отягощенной мелочной суетой, условности, Олеся была здорова и нравственно, и физически. Она всецело отдается чудесному, освежающему душу общению с природой и ничего не знает о городах, машинах, техническом прогрессе, «калечащим и уродующим» души людей.

Представленный ранее портрет бабушки Олеси – приновской ведьмы Мануйлихи являет собою разительный контраст внешнему облику девушки.

«Все черты бабы-яги… были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок. Почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то, выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, выпуклые, с очень короткими красными веками, точно глаза невиданной зловещей птицы». .

Что-то хрипит и клокочет в груди старухи, из её «Беззубого, шамкающего рта» вырываются странные звуки, похожие «на задыхающееся карканье старой вороны…» Перед нами предстает старая, вероятно, очень больная женщина, некогда жившая среди людей, а теперь опасающаяся всяческих встреч с ними и оберегающая внучку от общения с людьми.

Старуха прожила трудную жизнь, много натерпелась от людской злобы и теперь пуще всего боится, как бы не знающая людей Олеся по своей доверчивости не стала жертвой людской ненависти.

Необычайное волнение старухи, заслышавшей голос приближавшейся Олеси, выразившееся в её движениях и речи мастерски передано автором и как бы подготавливает читателя к трагическому исходу лесной сказки.

Ну, иди, иди теперь, соколик, - тревожно засуетилась старуха, отстраняя меня от стола. – Нечего тебе по чужим хатам околачиваться. Иди, куда шел…

Она даже ухватила меня за рукав моей куртки и тянула к двери. Лицо её выражало какое-то звериное беспокойство» [ 20,90].

Страх перед людьми и неприязнь к ним испытывает и Олеся, встретившая Ивана Тимофеевича явным недовольством, которое прослеживается и в её поведении, и в речи:

Это у тебя все ручные птицы? – спросил я…

Ручные, - ответила она отрывисто и даже не взглянув на меня». .

Только мягкий, просительный тон и заверения Ивана Тимофеевича в том, что он, «ни урядник, ни писарь, ни акцизный» и позволивший ему немного разговаривать Олесю, поглядывающую, на него с «испытующим недоверием», но первая встреча длилась совсем недолго и, казалось, не отставила в душах молодых людей никаких чувств.

Первое впечатление, вынесенное Иваном Тимофеевичем от встречи с таинственной поллесской колдуньей – восхищение внешней красотой девушки, её независимым поведением, свободной суждений, граничащее с изумлением, откуда в этой полудикой, не получившей никакого образование.

Девушке столько необычайных качеств, которые давно уже утрачены городским жителем: чистоты, искренности, гордой силы?».

Куприн не торопится развивать события, он лишь внушает мысль, что скоро должно что- то произойти. Внезапное появление девушки в покосившейся избушке, рядом с безобразной в своей старческое помощи Мануйлихой дает писателю возможность устами его героя наиболее ярко и взволнованно описать оригинальную прелесть «лесной девушки», выросшей в естественной для неё обстановке прекрасной и могучей природы.

На протяжении всего повествования писатель дополняет внешнюю характеристику героини все новыми деталями, штрихами, создавая поэтический образ подлинно прекрасного человека, сохраняющего истинно человеческие качества в любых, даже самых драматических обстоятельствах жизни.

Автор дает подробный, развернутый портрет героини с тем, чтобы показать не только очаровательную прелесть молодой, здоровой, сильной девушки, но и животворную силу природы, среди которой и расцвела эта самобытная и оригинальная красота. Выросшая вдали во всех отношениях пагубного влияния «нищей цивилизации» Олеся, казалось, впитала в себя животворные соки самой матери-природы. В красоте Олеси, в гордой силе, исходящей от неё писатель воплощает красоту и гордую силу природы, которая сформировала человека по своему образу о подобию.

Описывая внешность Олеси, её жесты, мимику, манеру говорить, писатель использует яркие эпитеты, сравнения, позволяющие создать колоритный, живой и в то же время романтической образ.

Первоначально перед нами предстает задорно смеющаяся, сильная, стройная девушка.

Куприн, чтобы подчеркнуть, выделить прекрасное, использует контрасты.

В Олесе нет ничего похожего н местных «девчат», угрюмые лица которых скрыты «уродливыми повязками» и всегда носят такое однообразное, испуганное выражение»

Олеся тоже одета по-деревенски, но грубая и простая одежда нисколько не портит её внешность, а только подчеркивает стройность и гибкость молодого и сильного тела. Олеся совершенно не умеет притворятся, и все оттенки переживаемых ею чувств сейчас же отражается на её лице, придавая ему ещё большую прелесть. «Она засмеялась, и – как странно, как неожиданно изменилось её красивое лицо… оно вдруг сделалось светлым, застенчивым, детским» .

На протяжении всего повествования писатель будет дополнять описание внешнего облика Олеси все новыми деталями, штрихами, создавая поэтический образ подлинно прекрасного человека, сохраняющего истинно человеческие качества в любых, даже самых драматических обстоятельствах эхины.

Автор отмечает стремительность и легкость движений Олеси: «она легко и быстро побежала в хату»; «Олеся быстро сучила белую… кудель, … то пускала веретено падать, то подхватывало его… работа так и кипела в её руках.» ; благородство и врожденную изящную умеренность, выражающуюся в её движениях, речи. Вот она «с милой простотой» приглашает Ивана Тимофеевича пообедать с нею и старухой, и, наблюдая за нею во время еды, герой отмечает, что «даже в манере есть у Олеси была какая-то врожденная порядочность». , даже в речи её герой отмечает «выражение гордой уверенности в своей силе». .

Звонкий и свежий голос Олеси, её лукавая улыбка или громкий смех, её стремительные ловкие и грациозные движения, милое, с очаровательными чертами, лицо, на котором, как в зеркале, отражаются все оттенки настроений и переживаний девушки, врожденный такт и благородная

Умеренность в выражении чувств – вот основные составляющие внешнего облика героини повести и наивной и светлой любви.

Радостные светлые тона, краски и интонации преобладают в описании внешности Олеси, какою она предстает в момент нашего знакомства с нею и по море развития сюжета.

Любовь сделала Олесю ещё прекрасней. Теперь лицо её озаряется «нежной сияющей улыбкой любви», голос звучит, «как сладкая музыка», «с непередаваемым выражением нежной ласки и трогательной смелости». Любовь привнесла в облик Олеси красоту женственности, трогательное обаяния искренности чувств.

«Я старался отнять у неё цветок боярышника. Сопротивляясь, она упала на землю и увлекла меня собой, радостно смеясь и протягивая мне свои раскрытые частым дыханием, влажные милые губы». [ 12,56].

Только в конце повествование, когда «наивная сказка любви» обернётся трагедией, мы увидим другую Олесю. Олесю с глазами, «полными крупных не вылившихся слез», затем «без платка, в растерзанной в лохмотья одежде» и с «бледным, исцарапанным, окровавленным лицом», громко и со «страстной ненавистью» выкрикивающую угрозы толпе, надругавшейся над нею.

В светлый мир Олеси врываются звериная дикость и подлость, и гаснут яркие, теплые, светлые краски, на мгновение уродливое, страшное празднует торжество. Радость уступает место страху, тоске, ощущению беспомощности. Тема недостижимого счастья, постоянно звучащая в творчестве Куприна, в повести Олеся обретает особую актуальность.

Действующие лица в повести скованы законами определенной социальной среды, которые воспринимаются ими как необходимые и требующие исполнения.

Одна Олеся, выросшая вдали от фальшивых общественных устоев, сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности. Её

образ – идеал человека, в котором соединились красота внешняя и красота внутренняя, проявляющая в редкой и очень ценимой писателем способности любить искренно, бескорыстно и жертвенно.

Прекрасный облик Олеси представлен в таинственном и величественном обрамлении не менее прекрасной природы с её «таинственно расцвеченными лесами», одетыми в «серебристые, прозрачные покровы» деревьями, устеленными «плюшевым ковром» мха тропинками и дорожками, такими «светлыми, нарядными и прелестными, точно аллея, убранная эльфами для торжественного шествия Оберона и Титании». . Только здесь, в первозданном царстве, «среди этой улыбающейся легенды» могла расцвести и расцвела необычайная красота Олеси. Недаром герой вспоминает «прекрасней облик Олеси», нераздельно с пылающим вечерними зорями, росистыми, благоухающими» ландышем и медом», утрами, полными бодрой свежести и звонкого птичьего гама… жаркими июньскими днями».

Здесь, в этом чудном царстве природы так весело блестели большие темные глаза Олеси, её счастливый смех сливался со звонким щебетанием птиц; здесь, под этими «высокими, стройными соснами» Олеся впервые произнесла слова любви, и страстно поцеловала возлюбленного и здесь, почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка… любви, которую «как драгоценная оправа, украшала величественная зеленая прелесть бор ». .

В первозданном и целомудренном царстве природы Олеся предстает перед нами как драгоценность в великолепной оправе.

Первая же попытка её приблизиться к внешнему, заведомо враждебному миру оборачивается трагедией.

Там, на площади, которая «кишмя кишела пьяным, галдящим народом», где «невыносимо жаркий воздух, казалось, весь был насыщен отвратительным смешанным запахом перегоревшей водки, лука, овчинных

Тулупов, крепкой монархи – бакуна и испарений грязных человеческих тел» , дикая невежественная толпа, с ненавистью относящаяся ко всему новому, необычному, непохожему на нее самое, попыталась смешать в буквальном смысле с грязью беспомощную девушку, нанеся увечья её прекрасному телу и глубоко ранив беззащитную в своей наивной чистоте душу.

Совсем другой предстает перед нами Олеся в последнем свидании с Иваном Тимофеевичем:

«Лицо Олеси пылало лихорадочным румянцем, темные глаза блестели неестественно ярко, сухие губы нервно вздрагивали. Длинные красные ссадины изображали ее лоб, щеки и шею». . Но не на этом заостряет внимание автор. Синяки и ссадины заживут. Но перед нами другая Олеся. Она говорит «слабым, чуть слышным голосом», в котором слышны «жалобная мольба и страдание», на непривычно серьезном её лице лишь изредка появляется «сладкая улыбка».

Нарастают ощущения тоски и тревоги, расставания с удивительно светлой и радостной атмосферой чистых и возвышенных чувств, которых коснулись и грозят разрушить невежество, грубость и зло.

Но этого не происходит. Олеся одарена способностью любить не только искренне и трепетно, но и жертвенно. Сила её любви как бы возносит героев над пересудами и сплетнями, дикой расправой, над всем мелким и ничтожным, не позволяя окончательно померкнуть светлой сказочной атмосфере. Любовь торжествует над всем недостойным её и злым, оставляя о себе лишенные горечи, «легкие и радостные» воспоминания.

1.2. Художественные приемы изображения

внутреннего мира героини повести «Олеся»

Повесть «Олеся» часто называют художественным открытием Куприна- так свободно, легко, без каких-либо ухищрений удалось писателю создать удивительно реалистический реалистический образ полесской красавицы, поражающий своей поэтичностью, совершенством, богатством оттенков сложного духовного мира.

Верный художнический инстинкт помогает писателю во всей полноте раскрыть красоту и самобытность внутреннего мира девушки, показать ее наивность и властность, женственность и гордую независимость «гибкий подвижный ум», «первобытное и яркое воображение», душевную щедрость и трогательную смелость, деликатность и врожденный такт, причастность к современным тайнам природы.

Прекрасная, как сама природа полесья, Олеся предстает перед нами, словно выйдя из сказки. Но и само происхождение девушки, и процесс формирования ее характера писатель окутывает тайной. Мы ничего не узнаем о ее родителях, о том, где она жила со своей бабкой до того, как они поселились в Полесье. Сам писатель, подчеркивая, что воспитывала Олесю темная, не грамотная старуха, убеждает читателя - девушка получилась такой замечательной именно потому, что выросла в лесу, не зная разлагающего влияния цивилизации.

Раскрывая внутренний мир девушки, писатель использует прием сопоставления двух натур, двух мироощущений. С одной стороны очаровательная в своей наивности, гордой самоуверенности, искренности и чистоте Олеся, с другой - образованный интеллигент, гуманист, представитель городской культуры - Иван Тимофеевич. Соотношение говорит само за себя. Над добрым, но слабым и «ленивым» сердцем Иваном Тимофеевичем Олеся возвышается благородством, цельностью, в своих силах, способностью жертвовать, уверенностью.

Большую силу художественной выразительности обретает едва обозначенные в начале повести портретные черты девушки, передавая малейшие оттенки ее чувств и переживаний.

Любопытства радиотыскивающий жилище «ведьмок» Иван Тимофеевич вряд ли мог подумать, что встретит в глуши полесских лессов столь оригинальную красоту, столь сильную и самобытную натуру.

Олеся, с малых лет воспитанная в недоверии к людям, не испытывает при виде незнакомца даже любопытства и ведет себя неприветливо, не скрывая желания поскорей избавиться от незваного гостя. Ее состояние писатель передает преимущественно глаголами в сочетании с наречиями: «черные брови недовольно сдвинулись» молча вышла», «ответила отрывисто», »равнодушно пожала плечами», «махнула пренебрежительно рукой», «Спросила тревожно», «поглядела с испытующим недоверием» и т.д.

Выражение лица Олеси, ее жесты речь убедительно передают переживания девушки, привыкшей ждать от людей только недоброго. Видно, что ее встревожило появление нового человека, она не доверяет ему и, возможно, принимает за представителя власти, от которых они с бабкой «натерпелись».

«Ну, а теперь скажи, чего вы людей боитесь?» - спрашивает Иван Тимофеевич, неверно поняв встревоженность Олеси. «Тогда она заговорила с возрастающим волнением:

Плохо нам от них приходится...». Постоянные поборы урядника и станового, издевательства над старухой - ее называют «ведьмой, чертовкой, каторжнице» возмущают Олесю, искренне не понимающую, почему люди так беспощадны:

«А мы разве трогаем кого-нибудь? Нам и людей не надо... хоть бы и вовсе никого не видеть» .Полесский бор - это и родной дом, и целый мир для Олеси, ее царство, которым она владеет и которое охраняет от вторжения посторонних. Позволив Ивану Тимофеевичу приходить сюда, она просит не брать ружья:

«Зачем бить пташек или вот зайцев тоже. Никому они худого не делают, а жить им хочется, так же как и нас с вами. Я их люблю? Они маленькие, глупые такие», - втолковывает она герою как малому ребенку, справедливо полагая, что природа для него лишь источник добычи.

Куприн мастерски использует детали, чтобы наиболее полно показать психологию людей, их внутреннее состояние, отражающееся в мимике, жестах, словах и поступках.

Пейзажи в произведении тоже создаются с целью подчеркнуть то или иное состояние души героев, их настроение.

Зима с ее вьюгами и медленным течением времени, вызывающим у героя тоску, заставляют его перепробовать множество занятий: он перечитывает книжки, пытается завести знакомство с «местной интеллигенцией», пробует лечить перебродских жителей, обучает грамоте Ярмолу, охотится, но ни одного дела не доводит до конца и ничем не может развеять скуку и прогнать «неопределенную, разъедающую душу тоску».

Все эти чувства совершенно незнакомы Олесе, звонко распевающей песни в заснеженной лесной глухомани, где деятельная жизнь не прекращается ни на минуту: «Жизнь вдали от цивилизации обеспечивается каждодневным нелегким трудом, а все свободное время Олеся ожидает прогулкам в лесу, заботе об его обитателях.

Первое, мимолетное свидание героя с Олесей происходит зимой, последующие - весной. Все чаще вспоминая образ девушки, Иван Тимофеевич испытывает «весеннюю грусть, исполненную беспокойный ожиданий и смутных предчувствий» . Пытаясь разобраться в своих чувствах, он признается себе, что в Олесе его привлекает не только.

«сияющее нежной улыбкой лицо», стройное молодое тело, но и врожденная изящная умеренность», сквозящая в словах и движениях, «ореол окружающей её таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности – эта гордая уверенность в своих силах…».

Выявляя оригинальность, талантливость Олеси, Куприн прикасается к тем таинственным явлением психики, которые наука не может разгадать и сегодня, и объясняет их с реалистической позиции: «… Олесе были доступны те бессознательные, инстинктивные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целую столетие, живут, перемешавшись с дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение».

Эта лесная девушка наделена необычными качествами, какой-то особой силой интуиции, прозрения, теми обостренными чувствами, которые давно утратил житель городов.

С удивительной прозорливостью она раскроет герою его же собственный характер, разгадав в нем натуру слабую, легко поддающуюся влиянию, неуверенную в своих силах.

Гадание Олеси совсем не похоже на гадание её бабки, так как построено на своеобразном психологическом анализе. Олеся избегает трафаретных фраз, которыми обычно пользуются гадалки, вроде «падают тебе какие-то хлопоты», «большой интерес тебе выходит через дольнюю дорогу» и т.д.

«Ну хорошо, я, пожалуй скажу, - согласилась наконец Олеся… Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

Девушка раскрывает не самые лучшие черты характера, обнажает слабости человека, которого готова полюбить. В конце гадания она предсказывает собственную судьбу:

«Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас примет, такой, что во всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит…» .

Олеся твердо верит, что от судьбы не уйдешь, но предпринимает попытку преодолеть зарождающееся чувство.

После целого ряда прогулок по весеннему лесу с Иваном Тимофеевичем, во время которых Олеся то творит «чудеса, заговаривая кровь на руке, заставляя падать на ровном месте, обещая нагнать на него страх, то засыпает с вопросами, пытаясь узнать побольше «о странах и народах, об явлениях природы, об устройстве вселенной…», девушка вдруг в одну из встреч явно неохотно разговаривает с Иваном Тимофеевичем и холодно прощается с ним.

Встревоженной такой переменой отношения к нему, герой приписывает это уязвленному самолюбию гордой девушки, вынужденной принять ею помощь. Но Олеся, предчувствуя, что любовь принесёт ей больше страдания, пытается заглушить в себе все более властно заявляющее о себе чувство:

«Ах, Олеся, если бы ты знала, какую ты мне причиняла мне боль… Я так ждал, так ждал каждый вечер, что ты опять пойдёшь со мною… А ты, бывало, всегда такая невнимательная, скучная, сердитая… Я ведь и не подозревал, Олеся, что всё это от бабушки идет…» [ 20,120].

Ответ Олеси был неожиданным для героя. Она призналась, что сама хотела отдалиться, забыть, потому что «боялась, думала, что можно уйти от судьбы…». Но пережив несколько дней разлуки, Олеся поняла, что не в силах отказаться от своей любви.

В описаниях сцен любви писатель вновь показывает себя глубоким психологом и большим художником, с глубоким тактом рисуя переживания влюбленных:

«Я помню, очень ясно помню только то, что ко мне быстро обернулось бледное лицо Олеси и что на этом прелестном, новом для меня в лице в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение и испуг, тревога и нежная, сияющая улыбка любви… И как много я читал в больших, темных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горячее признание в любви… Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдает мне радостно, без всяких условий и колебаний все свое существо». .

И вновь Куприн обращается к приему контраста, сопоставляя внутренние переживания двух героев. Решив для себя, что она не в силах отказаться от своей любви, чистая и искренняя в душевных проявлениях Олеся отдается своему чувству радостно и всецело. Любовь её нетребовательна и великодушна.

Герой же, искренне и глубоко любит Олеся, но сомнение и беспокойство не покидают его в самые счастливые минуты. Мысли о женитьбе на Олесе неизменно переплетаются с мыслями о том, как посмотрит на это сообщество, с мнением которого он не может не считаться, как это выросшая среди природы, свободная от всяких условностей девушка будет чувствовать себя в модном платье в гостиной городского дома? Наконец, куда девать старуху, которая не вызывает никаких симпатий?

Любовь героя к Олесе искренна и глубока, у него достаточно ума и сердца, чтобы попытаться преодолеть свои сомнения, но все же, увлеченной своим чувством, он закрывает глаза на будущее, вполне сознавая при этом, что может причинить Олесе боль. Олеся другая. Её любовь – любовь жертвенная и великодушная, больше всего она боится причинить горе любимому.

«Твоей женой?... Нет, нет… ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена, в самом деле? Ты – барин, ты – умный, образованный, а я? Я читать не умею и куда ступить не знаю…» .

Олеся с присущей ей проницательностью предвидит, что столь неравный брак не может осложнить жизнь герою, сделать его несчастным:

«Ты молодой, свободный… Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам всю жизнь? Ну, а если тебе потом другая понравится? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянешь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя… Не сердись, мой дорогой!... Я не хочу тебя обидеть. Я ведь только о твоем счастье думаю». .

В этих словах – вся Олеся, с её врожденным умом, чистой душой, великодушным сердцем.

В своем стремлении сделать что-нибудь особенно приятное для любимого Олеся решилась пойти в церковь, несмотря на свой страх перед Богом и уверенность в своем таинственном и роковом призвании.

Робкие чувства героя, скованные и непоследовательные движения его души, нерешительность, выражающаяся в «боязливом ожидании», «подленьком опасении», оттеняют ничем не скованное, возвышенное и жертвенное чувство Олеси – свидетельство богатства, смелости и чистоты души.

В любви, в счастливых и трагических её мгновениях проявляется характер героини, её чувства, мировосприятие.

Любовь Олеси – свободное, ничем не скованное, то самое «нежное, благоухающее» чувство, которое Куприн мечтал увидеть в жизни. Это любовь «языческая», стыдливо – целомудренная, простая и глубокая, чувствительная, как сама природа, любовь – сказка, которая расцветает в оправе первозданной природы, очищающее и благотворно воздействующей на душу и чувства человека.

Для А. И. Куприна любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке. И он, создавая десятки весьма разных, чаще романтических любовных историй, руководствовался не одним желанием заинтриговать читателя. Интимные переживания писатель изображал как естественное, раскованное проявление духовной сущности человека. Гибель душевной чистоты в людях, утрату ими способности любить «нежно, целомудренно, трепетно» писатель связывал с пагубным влиянием «железной» цивилизации. Так он приходит к поклонению исключительной личности, так называемому «естественному человеку». Этот образ «естественного человека» и воплощен в повести «Олеся».

Олеся, взлелеянная матерью – природой, выросшая вдали от фальшивых общественных устоев, сохраняет в чистом виде от рождения присущие человеку качества и способности. Её поведение психологически тонко мотивировано. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. И этот, столь редкий дар, выражается в любви девушки к Ивану Тимофеевичу. Силой своего чувства Олеся, к сожалению, ненадолго, но возвращает герою утраченную им естественность переживании:

«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом утра. Полные бодрой свежести и звонкою птичьего гама, и жаркие, томные, ленивые июньские дни… ни разу ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулись за это время в моей душе. Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью» .

Изображая внутреннее состояние героев, их переживания, Куприн часто использует параллели состоянием природы. Это и описательный и символический параллелизм.

Вот стоит на опушке хвойного леса с нависшими «на ветвях пышными комьями снега» заблудившийся Иван Тимофеевич и очарованно слушает «холодное безмолвие» чувствует, как «время медленно и бесшумно проходит» сквозь него. . Совсем скоро эта зимняя сказка познакомит его с совершенно сказочными персонажами – похожей на бабу – ягу Мануйлихой и доброй и волшебницей Олесей, за которой могут «увязаться» зяблики, а в доме её живут « солидные скворцы».

Сказочный мотив, раз звучав, уже не исчезает.

Сказочный зимний пейзаж скоро сменит не менее сказочный весенний с колдовскими ароматами, красками и звуками, способным воскресить душу для любви и радости. Вся атмосфера повести проникнута сказочностью, которая автором называется прямо: «И вся эта ночь слилась в какую – то волшебную, чарующую сказку». . Или « почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви» .

Подчеркивая сказочную атмосферу, окружающую влюбленных, автор стремится выразить основную мысль: только в такой первозданной среде может вырасти человек столь целомудренный и чистый, как Олеся. Умеющий принимать дар любви, как бесценный, наслаждаться своим чувством, отдаваясь ему, без тени сомнения, без опасений и колебаний.

Сопоставляя характеры двух главных героев в повести, Куприн показывает нам разницу между самоотверженной любовью Олеси и искренним, но не лишенным эгоистичности чувством Ивана Тимофеевича. Олеся не просто околдовало героя, она дала ему возможность почувствовать себя « языческим богом», насладиться светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью. .

Нетребовательная в любви, Олеся стремилась ничем не обидеть, ничем не огорчить любимого человек. Она даже в самые трагические минуты своей жизни думала только о том, чтобы не причинить ему боль и страдание.

Когда ещё только эта очаровательная сказка любви, Олеся сказала: «Что бы ни случилось, я не пожалею.»

И действительно, даже в самые тяжелые моменты Олеся не пожалело о том, что не отказалась от своей, заведомо обреченной на несчастье, любви.

В момент расставания, когда потрясенный случившимся, растерянный и подавленный Иван Тимофеевич не может сдержать слез, избитая, горящая в лихорадке Олеся утешает его, и в голосе её звучат удивление, нежность и страдание: «Не мучь себя, голубчик… Ведь мне так хорошо с тобой. Не будем же плакать, пока мы вместе». .

Олеся исчезла из жизни героя так же таинственно, как и появилась в ней. Ушла, не оставив в его душе обиды или разочарования. Последним подарком Олеси стала нитка коралловых бус – напоминание о нежной великодушной любви Олеси, о её чистом и чутком сердце.

Заключение

Образ Олеси – один из самых поэтических образов в произведении Куприна на тему любви. В нем воплотилась мечта писателя о совершенном человеке, в котором прекрасны и душа, и тело. Автор явно романтизирует образ дочери лесов, но это нисколько не вредит его целостности и самобытности.

Красота героини, не только физическая, но и духовная, достигает небывалого расцвета и гармонии в условиях Полесья, вдали от тлетворного влияния цивилизации.

В описании внешности Олеси, писатель использует экспрессивно окрашенные эпитеты и сравнения, в которых преобладают яркие, теплые, блестящие краски, нежные тона: описывая черты лица девушки, автор использует такие эпитеты как: «блестящие» (глаза), «тонкие» (брови), «своевольный» изгиб (губ), «смугло-розовый тон кожи».Само выражение лица – «светлое», «застенчивое», «детское», «нежное», «милое»; улыбка – «ласковая», «сияющая», «лукавая». Её тело так же стройно, как молодые елочки, выросшие в приволье старого бора, оно «сильное», «ловкое», «крепкое», «горячее». «Чистый», «свежий», «звонкий» голос Олеси звучит то « с мягким извинением», то «с непередаваемым выражением нежной ласки и трогательной смелости».

Оригинальная красота Олеси становится ещё ярче среди буйства радостных красок лета: «молодой листвы, молодой травы», «нежной зелени сиреней», «благоухающая ландышами и медом, полных бодрой свежести и звонкого птичьего гама» рассветов, «пылающих вечерних зорь». Внешняя красота Олеси аналогично вечной, неувядающей красоте природы, дарующей саму жизнь, свет и тепло, вносящей гармонию в души.

Поиск ответа на вопрос, где искать настоящих, не изуродованных физически и духовно людей, в которой Куприн ал образ «дочери природы» - прекрасной, чистой и мудрой «дикарки».

Олеся не только красива и обаятельна. Она обладает решительным и гордым нравом, соединенным с удивительной отзывчивостью, чуткостью, бескорыстием и чистотой души. Особенно отчетливо видны эти свойства характера на фоне душевной лености, нерешительности и не посредства характера Ивана Тимофеевича.

Противопоставление этих двух характеров позволяет писателю показать тончайшие оттенки чувств и мыслей героини, мотивы её поступков и поведения.

Природа в повести активно воздействует на мысли и чувства героев: зимний пейзаж, сказочная летняя ночь, жестокая гроза связаны с самыми значительными в развитии сюжета событиями, с самыми искренними счастливыми и драматическими переживаниями героев.

Перед нами удивительно цельная, самобытная, свободная «натура», в которой детская наивность сочетается с бескомпромиссностью и гордостью, мягкость и врожденный такт с решительностью, ясный ум и свежее воображение с непоколебимым наследственным суеверием.

Удивительная бескорыстность и отзывчивость души Олеси проявляется в ее стремлении ничем не омрачить счастливые мгновения любви умении уловить всякую мысль, всякое движение души любимого человека даже в самые трагические моменты. Любовь Олеси – то самое «нежное, трепетное, благоухающее чувство», которое так мечтал увидеть писатель в реальной жизни. Свою мечту о счастье Олеся приносит в жертву благополучию и спокойствию героя, сознательно и с удивительным мужеством отказавшись продлить «очаровательную сказку любви».

«Я ведь только о твоем счастье думаю!» - в этих словах выразилось все великодушие искренней, чуткой и самоотверженной души.

Литература

1.Куприн А. И. «Олеся». Повести и рассказы – М. Художественная литература, 1984. –

2.Куприн А. И. Повести и рассказы – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997-с 688 (Статьи:

Крутикова Л. В. Куприн А. И. ; Паустовский К. Г. Поток жизни. Заметки о прозе).

3.Макарова С. А. Изучение рассказа А. И. Куприна «Олеся» // Литература в школе. – 2007.

- №7.-с. 22-27.

4.Марценюк С.Ф. «Да святится имя твое». //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. - №9 – С. 56-57.

5.Петрова Т. А. Рождение урока. //Литература в школе. – 1998. - №3. – с. 135.

6. Рассказова Л. В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А. И. Куприна «Олеся» //Литература в школе. – 2007. - №7. – с. 8-11.

7.Шеханова Т. «Олеся» в вопросах и ответах. // Литература. – 2007. - №5. – с. 22-23.


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.Ак-Довурака

Секция: литературоведение

Исследовательская работа на городскую НПК «Шаг в будущее»

на тему:

«Женские образы повести А.И. Куприна «Олеся»

Выполнила: ученица 9 «б» класса

МБОУ СОШ №3

Научный руководитель: Ооржак А.Б.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3

Ак-Довурак 2013г.


Предварительный просмотр:

Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивало ее молодую здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть… прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глаз, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло – розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась перед с решительным и капризным видом…»[стр.93-4]

«Олесья » [стр.284]

«Ее тонкие брови вдруг сдвинулись, глаза в упор остановились на мне с грозным и притягивающим выражением, зрачки увеличились и посинели… Под этим пристальным, странным взглядом меня охватил холодный ужас сверхъестественного»

«Олеся»

«Невольно я обратил внимание на ее руки: они загрубели и почернели от работы, но были не велики и такой красивой формы, что им позавидовали бы многие благовоспитанные девицы»

«Олеся»

Деталь- описание рук героини как штрих к ее внешнему облику.

«Она перестала прясть и сидела, низко опустив голову, тихо положив руки вдоль колен. В ее неподвижно остановившихся глазах с расширившимися зрачками отразился какой-то темный ужас, какая-то невольное покорность таинственным силам и сверхъестественным знаниям, осенявшим ее душу».

«Олеся»

Описание позы героини как прием изображения ее внутреннего состояния.

« Я помню, очень ясно только то, что ко мне быстро обернулось бледное лицо Олеси и что на этом прелестном, новом для меня лицо в одно мгновение отразились сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и нежная сияющая улыбка любви… Голос Олеси донеся до меня, как сладкая музыка.»

«Олеся»

«Снег пошел… Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов. Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливались в душу весенняя грусть, делающая в наших глазах всех женщин хорошенькими…»

«Олесья».

Параллелизм: пробуждение природы – пробуждение чувств героя.

«Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный, непроницаемый мрак, и только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку, - такую светлую, нарядную и прелестную, точно аллея, убранная эльфами для торжественного шествия Оберона и Титании. И мы шли, обнявший, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подвленные своим счастьем и жутким безмолвием леса…».

«Олесья»

Пейзаж как средство изображения психологического состояния героев.

« Я поглядел на нее сбоку, так что мне стал виден чистый, нежный профиль ее слегка наклоненной головы. Только теперь я заметил, что и сама Олеся похудела за это время и вокруг ее глаз легли голубоватые тени. Почувствовав мой взгляд, Олеся вскинули на меня глаза, то тотчас же опустило их и отвернулась с застенчивой улыбкой.»

«Олеся».

Внешний облик героини и эмоциональная реакция на ситуацию как способ изображения сложности и глубины натуры, целомудренности души.

«Она с надменной самоуверенностью повела головой снизу вверх, и в её сузившихся глазах мелькнуло злое торжество…

Не трогают… Один раз сунулся ко мне землемер какой-то… Поласкаться ему, видишь, захотелось… Так должно быть, и до сих пор не забыл, как я его приласкала.»

«Олеся».


Подписи к слайдам:

Тема исследовательской работы: Женский образ повести А. И. Куприна «Олеся»

Тема – любовь Идея – любовь дает возможность реализовать наиболее сокровенным началом человеческой личности.

Актуальность исследования: В неиссякаемой любви в повести А. И. Куприна «Олеся», характеризируется неразрешимый художественный конфликт, сопровождающийся страданиям богатой и духовно – одаренной личности.

Новизна исследования: В попытке выявить и обосновать присущее только героиням купринских произведений о любви внешние и внутренние качества как характерные для реалистических и романтических женских образов, покоряющих трогательной чистотой своего чувства.

Объект исследования: Женский образ в повести А. И. Куприна о любви

Предмет исследования: Портретные и психологические характеристики женского образа, представлено в произведении А. И. Куприна «Олеся»

Цель исследования: Изучить приемы изображения внешнего и внутреннего облика героини повести «Олеся», позволяющая писателю создавать высоко художественный и целостный женский образ

Практическая значимость: Работа может быть использована на практических занятиях и семинарах по творчеству Куприна, на факультативных занятиях в школе.

Структура работы: Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы... Методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный и филологический.

Писатель – тот, кто способен понимать сокровенную суть явлений, видеть и слышать то, что не дано другим. Иван Тимофеевич Русская форма древнееврейского имени «Милость Божия» В это имя русский народ вложил в сё своё представление о себе самом, с о всеми противоречиями, и сканиями и мечтаниями и меет отчество интеллигент (другое воспитание, другая жизнь, д ругие нравы) Городской житель «чужой» для всех Мечтает стать писателем Тимофей

Гадание – предсказание будущего В этом году Через много лет «падает вам большая любовь» «позор через вас большой примет» «печаль ей долгая выходит» «через вас вся эта беда стрясется» - «жизнь ваша будет невесёлая» «которые вас будут любить, вы много горя принесёте» «никогда вы не женитесь, так холостым и умрете» « будет много скуки и тяготы в жизни» « руки сами на себя наложить захотите – но только не посмеете, так снесёте» « сильную нужду будете терпеть»

Симптомы «сердечной лени» В решающие минуты жизни героя охватывает странное нежелание довести начатое до конца: додумать, доделать, договорить. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать душевные порывы для поддержания внутреннего равновесия.

Сила Олеси и слабость Ивана Т. Не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому видит дальше, знает больше и чувствует тоньше - Смелость, самостоятельность и независимость - Осознает неразрывные связи окружающей природы с мудростью жизни - Убегающий от испытаний, от боли, риска и от ответственности - Сознательно разрушающий себя, культурно беспомощный Принял яркий талант Олеси за «черное искусство» Проглядел свою любовь!

ВЫВОДЫ: Смысл человеческого существования в стремлении к любви, добру и чистоте. Степень доброты – важнейшее качество в человеке. Повесть «Олеся» – это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному, первозданному чувству!

Выполнила: ученица 9«б» класса МБОУ СОШ №3 г. Ак – Довурака Ооржак Даяна Спасибо, за внимание*

Тема "Олеси" Куприна - бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ "Олеси" Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью - Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе "Олеси" Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы "Олеси" Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе "Олеся" Куприн, анализ которого мы разбираем.

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка - ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы "Олеси" Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, "панычом Иваном". Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед "колдуньями", которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ "Олеси" Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями "Олеси" Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные - Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Олеся

Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. "Паныч" добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.




Top