Почему художники считают сон увлекательным сюжетом? Невероятная многогранность сна.

«Спящие» (фр. Le Sommeil) - эротическая картина французского художника-реалиста Гюстава Курбе, написанная в 1866 году. Также известна по названиям «Две подруги» (Les Deux Amies) и «Лень и похоть» (Paresse et Luxure). настоящее время хранится в парижском Малом дворце.
  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Анализ
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

История

Картина «Спящие» была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера конца эпохи Османской империи - Халила Паши, который с 1860 года жил в Париже. Картину не разрешалось выставлять напоказ вплоть до 1988 года. Такому же запрету подвергался и ряд других произведений Гюстава Курбе - например, полотно «Происхождение мира», на котором крупным планом изображена женская вульва. Владельцем этой картины первоначально тоже был Халил Паша. Когда в 1872 году «Спящие» были выставлены в картинной галерее, они стали предметом полицейского отчёта. Одной из натурщиц этой картины была Джоанна Хиффернан, которая в то время служила моделью Джеймсу Уистлеру. Также она была возлюбленной Уистлера, но после «Спящих» их отношениям пришёл конец, а мнение Уистлера о Курбе испортилось.

Энциклопедия истории и культуры геев и лесбиянок описывает «Спящих» как знаменитое произведение в живописи. Эта картина оказала большое влияние на искусство XIX века: после публичной демонстрации «Спящих» некоторые художники того времени вдохновились изображением лесбийской пары. Повторение этой темы помогло снизить количество табу, связанных с лесбийскими отношениями.

Сегодня картина входит в коллекцию парижского Малого дворца.

Описание

На картине изображены две спящие обнажённые женщины, по-видимому, лесбиянки. Они лежат в постели, в обнимку друг с другом. Слева от зрителя - женщина с каштановыми волосами, лежащая на спине. Её обе ноги показаны в профиль, правой она обнимает вторую женщину - блондинку, а левая направлена в сторону её влагалища. Лицо спящей блондинки обращено к брюнетке. На своём бедре она левой рукой поддерживает ногу темноволосой девушки. Центр полотна занимают ягодицы брюнетки. Есть прямой намёк на их отдых после полового акта. Возле ног спящих видны некоторые украшения (шпилька, ожерелье), брошенные на белую постель. Ещё одним намёком на страстные отношения является разорванное ожерелье. У правой руки брюнетки видна часть платья. качестве фона изображён тёмно-синий занавес. Справа от кровати находится столик, на котором стоит жёлтая ваза с яркими цветами. Слева - стакан, кувшин и хрустальная ваза, расположенные на тумбе восточного стиля. нижнем правом углу картина подписана «Г. Курбе 66».

Анализ

Полотно было написано под впечатлением от стихотворения Шарля Бодлера «Дельфин и Ипполит» на лесбийскую тематику, из сборника «Цветы зла» (1857). Картина «Спящие» была истолкована как хороший пример реализма в живописи. Отмечалось, что обнажённые тела написаны без приукрашиваний, с сохранением недостатков. По мнению некоторых критиков, это полотно безупречно раскрывает эротический стиль.

Примечания

  1. 1 2 3 Dorothy M. Kosinski. Gustave Courbet"s "The Sleepers." The Lesbian Image in Nineteenth-Century French Art and Literature. - Artibus et Historiae, 1988. - Т. 9. - С. 187-199.
  2. 1 2 Le sommeil. Gustave Courbet (фр.). Парижский Малый дворец. Проверено 6 октября 2015.
  3. Griselda Pollock. Differencing the canon: feminist desire and the writing of art"s histories. - Routledge, 1999. - С. 315. - ISBN 978-0-415-06700-3.
  4. Gustave Courbet. The Origin of the World. Музей Орсе. Проверено 6 октября 2015.
  5. Sarah Faunce. Courbet Reconsidered. - Brooklyn Museum, 1988. - С. 176. - ISBN 978-0-300-04298-6.
  6. George Haggerty, Bonnie Zimmerman. Encyclopedia of lesbian and gay histories and cultures. - Taylor and Francis, 2000. - С. 311. - ISBN 978-0-8153-3354-8.
  7. 1 2 Wendy Michallat. Lesbian inscriptions in Francophone society and culture. - Durham Modern Languages, 2007. - С. 8. - ISBN 978-0-907310-62-4.
  8. Elisabeth Ladenson. Dirt for art"s sake: books on trial from Madame Bovary to Lolita. - Cornell University Press, 2007. - С. 75-. - ISBN 978-0-8014-4168-4.

Ссылки

  • Le sommeil. Gustave Courbet (фр.). Парижский Малый дворец. Проверено 5 октября 2015.

Jean Desire Gustave Courbet

Французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане.

Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи (см. также). Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collage Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида.

В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.

Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

Представитель и теоретик реализма. Посещал ателье К. Штёбена в Париже, но как художник формировался в основном самостоятельно. Демократическую направленность творчества Курбе во многом определили революционные события 1848, свидетелем которых он был.

Испытал влияние Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов и др.), Курбе полемический противопоставил ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, утверждающее материальную значимость мира, создал монументальные, проникнутые реалистическим пафосом произведения (“Послеобеденный отдых в Орнане”, 1849, Музей изящных искусств, Лилль; “Похороны в Орнане”, 1849-50, Лувр; “Деревенские барышни”, 1851, Метрополитен-музей). Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека (“Дробильщики камня”, 1849, не сохранилась), создавал социально-критические произведения (“Возвращение кюре с приходской конференции”, не сохранилась, эскиз, 1862, Публичное художественное собрание, Базель).

Художник осуществлял на практике выдвигавшийся современной художественной критикой (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри) принцип общественной значимости искусства (“Встреча” (“Здравствуйте, господин Курбе!”), 1854, Музей Фабра, Монпелье, и “Ателье”, 1855, Лувр, – аллегорические композиции, в которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих картин и друзей).

В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства (“Источник”, 1868, Лувр). Живописная манера Курбе отличается предметной осязаемостью, чёткой фактурой мазка, сдержанным, порой суровым колоритом, основанным на мягких градациях тонов. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы (“Море у берегов Нормандии”, 1867, ГМИИ). Активный участник Парижской Коммуны 1871, обвинённый в низвержении Вандомской колонны и преследуемый реакционным правительством, Курбе в 1873 эмигрировал в Швейцарию.

К артины

П ро­ис­хож­де­ние мира

Существует версия, что картина была заказана Халил-Беем, турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже.

Сент-Бев познакомил его с Курбе, и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продает свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.

В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмонд де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.

После смерти Лакана в 1981 министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке.

«Происхождение мира» указывает на двойную природу женского полового органа: с одной стороны, объект сексуального желания и место входа при совокуплении, с другой стороны, место выхода при рождении, откуда ребёнок впервые видит мир, в который он попадает. Женские гениталии осмысляются как место зарождения людей, делающее возможным познание мира. В переносном смысле картина символизирует Происхождение существа, облика и восприятия человеческого мира.

Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.

Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно - «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо.

Картина более 120 лет не выставлялась напоказ широкой публике.

Картина и сегодня, несмотря на изменение моральных стандартов с 1866 года, остаётся провокационной. В музее Орсе к картине приставлен охранник, чтобы наблюдать за реакцией публики.

С пящие

Эротическая картина французского художника-реалиста Гюстава Курбе, написанная в 1866 году. Также известна по названиям «Две подруги» и «Лень и похоть». В настоящее время хранится в парижском Малом дворце.

На картине изображены две спящие обнажённые женщины, по-видимому, лесбиянки. Они лежат в постели, в обнимку друг с другом. Слева от зрителя - женщина с каштановыми волосами, лежащая на спине. Её обе ноги показаны в профиль, правой она обнимает вторую женщину - блондинку, а левая направлена в сторону её влагалища. Лицо спящей блондинки обращено к брюнетке. На своём бедре она левой рукой поддерживает ногу темноволосой девушки.

Полотно было написано под впечатлением от стихотворения Шарля Бодлера «Проклятые женщины (Ипполита и Дельфина)» на лесбийскую тематику, из сборника «Цветы зла» (1857). Картина «Спящие» была истолкована как хороший пример реализма в живописи. Отмечалось, что обнажённые тела написаны без приукрашивания, с сохранением недостатков. По мнению некоторых критиков, это полотно безупречно раскрывает эротический стиль.

Картина «Спящие» была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера конца эпохи Османской империи - Халила Паши, который с 1860 года жил в Париже. Картину не разрешалось выставлять напоказ вплоть до 1988 года. Такому же запрету подвергался и ряд других произведений Гюстава Курбе - например, полотно «Происхождение мира», на котором крупным планом изображена женская вульва. Владельцем этой картины первоначально тоже был Халил Паша. Когда в 1872 году «Спящие» были выставлены в картинной галерее, они стали предметом полицейского отчёта. Одной из натурщиц этой картины была Джоанна Хиффернан, которая в то время служила моделью Джеймсу Уистлеру. Также она была возлюбленной Уистлера, но после «Спящих» их отношениям пришёл конец, а мнение Уистлера о Курбе испортилось.

Энциклопедия истории и культуры геев и лесбиянок описывает «Спящих» как знаменитое произведение в живописи. Эта картина оказала большое влияние на искусство XIX века: после публичной демонстрации «Спящих» некоторые художники того времени вдохновились изображением лесбийской пары. Повторение этой темы помогло снизить количество табу, связанных с лесбийскими отношениями.

Сегодня картина входит в коллекцию парижского Малого дворца.

М астерская художника

Картина Гюстава Курбе 1855 года. Полное название – «Мастерская художника. Истинная аллегория семи лет моей творческой и нравственной жизни». Начатая в конце 1854 года, картина была закончена в течение шести недель.

Это гигантское полотно Курбе сделал центральным экспонатом своего “Павильона реализма”, устроенного им в противовес официальной экспозиции французской живописи на Всемирной выставке 1855 года. Второе название этой картины: “Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни”. Таким образом, ее можно отчасти считать саморекламой художника.

В центре композиции мы видим самого художника, пишущего пейзаж. За его работой наблюдают обнаженная натурщица и маленький мальчик. О фигурах, стоящих справа, Курбе сообщал в письме к Шамфлери: “Это люди, разделяющие мои идеи; они достойны жизни”. Среди них – Шамфлери, Брюйа, Прудон и Бодлер. Фигуры слева “достойны смерти; это страдание, нищета, роскошь, эксплуатируемые и эксплуататоры”. Несмотря на подробные автообъяснения, загадок у этого произведения хватает. Курбе что-то недоговаривал, делая это сознательно. “Да будет счастлив тот, – воскликнул он в том же письме, – кто сумеет разгадать эту загадку!”

Воссоздаем работу Курбе

Изображенные на картине фигуры расположены на обширном затемненном пространстве так, что невозможно не только установить их взаимоотношения, но даже понять, подозревают ли они о существовании друг друга. Мотивировка этого дана во втором названии произведения – не “реальная сцена”, а “аллегория реальности”. Все персонажи здесь появляются лишь для того, чтобы каким-то образом описать и разъяснить творчество художника. Они представлены в виде “живого табло” – популярной в то время игры. В нее играли так – участники надевали театральные костюмы и замирали в выбранных ими позах, изображая “живую картину”, значение которой должны были угадать зрители.

Оживляя эту статичную композицию, Курбе искусно манипулирует светом и тенью. Поскольку атмосфера картины достаточно мрачна и печальна, художник заставляет основной свет падать сквозь отверстие сзади, а дополнительный источник света устанавливает справа. Разрозненные портреты Курбе объединяет в группы, ритмично чередуя свет и тень и размещая головы стоящих вдоль одной линии.

Ж енщина с попугаем

(фр. La Femme au perroquet, англ. Woman with a Parrot) - картина, написанная в 1866 году французским художником Гюставом Курбе (Gustave Courbet, 1819-1877). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке.

Воодушевлённый успехом картины Александра Кабанеля «Рождение Венеры», представленной на Парижском салоне 1863 года, Курбе хотел повторить его со своей картиной, изображающей обнажённое женское тело. Ему не удалось это в 1864 году, когда его картина «Венера и Психея» была отвергнута жюри. Через два года Курбе представил новую картину «Женщина с попугаем», которая прошла через строгий отбор жюри и была выставлена на Парижском салоне 1866 года.

Весной 1870 года художник продал картину за 15 000 франков Жюлю Борде (Jules Bordet). В апреле 1898 года картина была куплена за 20 000 франков известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel), который сразу же перепродал её за 15 000 долларов нью-йоркскому предпринимателю и коллекционеру Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году, согласно завещанию, она была передана в коллекцию музея Метрополитен.

П охороны в Орнане

Un enterrement ? Ornans

Крупноформатная картина, написанная в 1849-1850 годах.

На полотне Курбе расположил около пятидесяти фигур в натуральную величину. Сюжет, взятый из повседневной жизни, превращается в эпопею, посвященную нравам, обычаям, характерам французской провинции. Здесь можно видеть мэра, нотариуса, кюре, весь церковный притч, соседей, друзей, родственников автора.

Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков. Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна. Многие издевались над картиной.

Когда Курбе стал компоновать на холсте свое произведение, у него сложился монументальный замысел. «В настоящий момент, – пишет он, – я компоную мою картину на холсте. Я не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, так же как и викария. У меня с ним было два совершенно смехотворных разговора на моральные и философские темы. Я должен был несколько дней отдохнуть после картины, которую я только что сделал: больше не выносила голова. Все орнанцы считают честью фигурировать в “Похоронах”».
И действительно, многие жаждали попасть в картину. «Я думал обойтись без двух певчих, - вспоминал Курбе, - но это не прошло… Они жаловались, говоря, что никогда не сделали мне ничего дурного, пришлось писать и певчих».

Реализм Курбе выразился ещё и в том, что он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души, как это делалось раньше.
При этом личность покойного здесь остаётся анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти. Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, под названием Пляска смерти.На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но «Похороны в Орнане» отвергнуты.

С пящая обнаженная

Nude Reclining Woman

1865 год

Источники – Википедия, enc-dic.com, people.su, fun-space.ru, impressionnisme.narod.ru.

Картина Гюстава Курбе «Спящие Нега и Сладострастие» написана в 1866 году по заказу дипломата из Османской империи. Художник запечатлел двух спящих обнаженных женщин: брюнетку и блондинку, обнимающих друг друга. Женские фигуры развернуты таким образом, чтобы наиболее видимыми оказались их груди, бедра и ягодицы.
Очевидно, что художник изобразил лесбиянок. Традиционное представление о морали и нравственности не позволило оценить эту картину по достоинству- она долгое время была спрятана в частных коллекциях и была выставлена для широкой публики лишь в конце двадцатого века и признана достоянием европейского искусства. Исследователи отмечают высокую художественную ценность полотна, отмечая, что оно явилось началом развития нового, реалистического направления в живописи.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Спящие Нега и Сладострастие художника Гюстава Курбе на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Гюстава Курбе Спящие Нега и Сладострастие: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Гюстава Курбе на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Гюстава Курбе. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Гюстава Курбе на натуральном холсте.

Выдающийся французский живописец, скульптор, общественный деятель, представитель и теоретик реализма, один из предшественников импрессионизма. Гюстав Курбе родился в семье крестьянина, имевшего собственные виноградники. Для сына он прочил юридическое образование. По настоянию отца Гюстав поступил в коллеж в Безансоне в 25 км от Орнана. По собственному желанию посещал занятия в Академии, брал уроки живописи у Шарля-Антуана Флажуло, который в свою очередь был учеником известного художника Франции Жака-Луи Давида. В 1939 году перебрался в Париж, также обещая отцу, что будет изучать там юриспруденцию.

Вместо того начал заниматься в художественных мастерских у Шарля де Штебена, затем перешел работать в мастерскую Суисса, где студентам предоставлялась полная свобода в художественных поисках. Именно такой стиль обучения больше всего подходил Гюставу. В творчестве он следовал направлению крайнего реализма, считая единственно верным в искусстве передавать прозу жизни.

В итоге, несмотря на то, что многократно его работы отвергались жюри различных выставок, он стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны.

Курбе известен также и как общественный деятель.

В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны. После падения Коммуны суд приговорил его к заключению в тюрьму, где он провел полгода, позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Гюстава Курбе не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Сандро Боттичелли, Анри Руссо, Винсент Ван Гог, Франсиско де Гойя, Джорджоне. Они являются не только одними из самых известных и впечатляющих творцов в истории культуры, они также разделяют между собой один общий интерес: изображение загадочного состояния сна. Меир Кригер — это профессор Йельской школы медицины и эксперт в области сна. Сон привлекал его с того момента, как он может себя вспомнить. «Я изучал сон уже огромное количество времени, — объяснил Кригер. — Я всегда был им заинтересован».

Исследование сна

Исследования Кригера изучают механику, функции и патологию сна, например, он анализирует дыхание во время сна и изучает его соотношение с сердечной недостаточностью. Однако существуют определенные вопросы о загадочных аспектах сна, на которые ни один ученый еще даже не начал отвечать. Например, почему люди спят? Почему люди видят сны?
«Для меня сон является очень загадочным явлением, — сказал Кригер. — Определенно, это иное состояние. Мы не до конца понимаем, почему мы спим. Конечно же, существуют разнообразные теории, но с уверенностью сказать невозможно. Также существует еще огромное количество вопросов о сновидениях. У детей проявляется некоторое подобие способности видеть сны еще до того, как они рождаются. Но тут появляется еще один вопрос: о чем их сны?».

Сон в искусстве

В одной из глав «Атласа клинической медицины сна» (книги о сне, которую Кригер написал в соавторстве с двумя другими специалистами в этой области) под названием «Сон в искусстве и литературе» авторы проводят читателя по истории искусства, которая включает в себя тему сна, изучая различные способы, с помощью которых художники изображали банальное, но все же невероятно загадочное состояние покоя. «Что может быть более скучным, чем сон? — шутит Кригер. — Но все же все эти художники нашли в нем что-то привлекательное. Когда бы я ни отправлялся в художественную галерею или музей, меня всегда притягивают картины сна. Мне интересно, что было на уме у художника, который рисовал спящего человека. Что, с его точки зрения, делает этот человек? Отдыхает? Восстанавливается? Находится в опасности? О чем думает художник, когда создает подобные картины и что они означают для человека, который затем смотрит на эти произведения искусства?».

Представления сна в искусстве

Путем анализа Кригер определил несколько тематических представлений сна, которые постоянно появлялись на протяжении истории искусства. «У художников присутствует очень сильное восхищение мифологией, сновидениями, религиозными темами, параллелями между сном и смертью, вознаграждениями, потерей контроля над сознанием, исцелением, изображением невинности и спокойствия, а также эротикой», — объяснил он. И начал он с мифологии, изучив творение Сандро Боттичелли «Марс и Венера». Эта картина была написана в пятнадцатом веке и является в данном случае идеальным примером. Картина изображает Венеру, богиню любви, сидящую рядом с Марсом, богом войны, пока он спит. Маленькие сатиры вокруг них играют с оружием Марса и с его бессознательным телом. «Эта картина фактически говорит, что любовь побеждает войну», — сказал Кригер, описывая власть Венеры над Марсом в момент его сна. В этой конкретной картине сон приравнивается к слабости и уязвимости.

Спящие женщины

Однако «Спящая Венера» Джорджоне, написанная в 1508 году, показывает другой взгляд на сон — тот, который прочно связан с властью и эротизмом. Венера отдыхает без одежды, ее рука аккуратно прикрывает ее гениталии, но хотя она абсолютно открыта для обозрения, кажется, что она полностью контролирует свое тело и себя. Она находится в своем собственном мире и кажется практически неприкосновенной в этом лиминальном состоянии. Сон зачастую идет в одном ряду с понятиями эротизма и невинности. Все становится немного более сложным, когда начинают проводиться параллели между сном и смертью. Начиная со знаковой картины Джона Миллы «Офелия» и заканчивая скульптурой «Анотомическая Венера», которая когда-то считалась медицинским стандартом анатомической модели, история, а в особенности история искусства, издавна имела склонность к идеализированию красивых мертвых девушек. Художники, которые концентрируются на спящих женщинах, занимают подобную территорию проблематики: они предполагают, что женщина является наиболее желанной, когда она неподвижна, хотя замена смерти на сон делает все немного менее ужасающим.

Невероятная многогранность сна

«Спящая женщина может выглядеть, как мертвая, но при этом она определенно жива, — пишет Кригер в «Атласе». — Она сознательна, но при этом не осознает. Физически она лежит в реальном мире, но ее мысли находятся в мире фантазий. Сон радует, пугает, восстанавливает и утомляет. Он может нависнуть над нами, как тяжелый неукротимый туман, или ускользать от нас, как сладкие ощущения счастья». В истории искусства существует гораздо больше всемирно известных картин, на которых изображены женщины, чем тех, на которых изображены спящие мужчины, однако Кригер напоминает, что существует больше известных картин, изображающих женщин, чем картин, изображающих мужчин в принципе. Некоторые работы, такие как «Полдень: отдых от работы» Винсента Ван Гога, показывают спящего мужчину, демонстрируя при этом сон как приятную награду за долгий день тяжелого физического труда.

Сюжет для всех

Независимо от того, идет речь о художнике эпохи Возрождения или об эксцентричном сюрреалисте, сон является неожиданной художественной темой, которой не может противиться ни один творец. Даже Энди Уорхол затронул эту тематику в своем типичном стиле, записывая на видео то, как его друг Джон Гиорно спит в течение пяти часов двадцати минут, назвав получившийся фильм довольно просто: «Сон».

, Франция

К:Картины 1866 года

История

Картина «Спящие» была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера конца эпохи Османской империи - Халила Паши, который с 1860 года жил в Париже . Картину не разрешалось выставлять напоказ вплоть до 1988 года. Такому же запрету подвергался и ряд других произведений Гюстава Курбе - например, полотно «Происхождение мира », на котором крупным планом изображена женская вульва . Владельцем этой картины первоначально тоже был Халил Паша. Когда в 1872 году «Спящие» были выставлены в картинной галерее, они стали предметом полицейского отчёта . Одной из натурщиц этой картины была Джоанна Хиффернан , которая в то время служила моделью Джеймсу Уистлеру . Также она была возлюбленной Уистлера, но после «Спящих» их отношениям пришёл конец, а мнение Уистлера о Курбе испортилось .

Энциклопедия истории и культуры геев и лесбиянок описывает «Спящих» как знаменитое произведение в живописи. Эта картина оказала большое влияние на искусство XIX века: после публичной демонстрации «Спящих» некоторые художники того времени вдохновились изображением лесбийской пары. Повторение этой темы помогло снизить количество табу , связанных с лесбийскими отношениями .

Сегодня картина входит в коллекцию парижского Малого дворца .

Описание

На картине изображены две спящие обнажённые женщины, по-видимому, лесбиянки . Они лежат в постели, в обнимку друг с другом. Слева от зрителя - женщина с каштановыми волосами, лежащая на спине. Её обе ноги показаны в профиль, правой она обнимает вторую женщину - блондинку, а левая направлена в сторону её влагалища . Лицо спящей блондинки обращено к брюнетке . На своём бедре она левой рукой поддерживает ногу темноволосой девушки. Центр полотна занимают ягодицы брюнетки. Есть прямой намёк на их отдых после полового акта . Возле ног спящих видны некоторые украшения (шпилька, ожерелье), брошенные на белую постель. Ещё одним намёком на страстные отношения является разорванное ожерелье . У правой руки брюнетки видна часть платья. В качестве фона изображён тёмно-синий занавес. Справа от кровати находится столик, на котором стоит жёлтая ваза с яркими цветами. Слева - стакан, кувшин и хрустальная ваза, расположенные на тумбе восточного стиля. В нижнем правом углу картина подписана «Г. Курбе 66».

Анализ

Полотно было написано под впечатлением от стихотворения Шарля Бодлера «Проклятые женщины (Ипполита и Дельфина)» на лесбийскую тематику, из сборника «Цветы зла » (1857) . Картина «Спящие» была истолкована как хороший пример реализма в живописи. Отмечалось, что обнажённые тела написаны без приукрашивания, с сохранением недостатков. По мнению некоторых критиков, это полотно безупречно раскрывает эротический стиль .

Напишите отзыв о статье "Спящие (картина Курбе)"

Примечания

Ссылки

  • (фр.) . Парижский Малый дворец . Проверено 5 октября 2015.

Отрывок, характеризующий Спящие (картина Курбе)

Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.




Top