Иван Филиппович Масанов: биография. "Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей" И.Ф.Масанов

Символическое воплощение счастья. Первоначально богиня женщин и оракулов, позднее ее функции отождествлялись с функциями греческой богини Тихе и в конечном счете свелись к обозначению переменчивого человеческого счастья, удачи. Чаще всего ее представляли с флюгером-рулем и рогом изобилия в руке, стоящей на шаре или колесе, с парусом или с крыльями, гонимою туда-сюда переменчивым ветром удачи.

Фортуна имеет два аспекта: античная богиня непостоянства, возрожденная в эпоху Ренессанса; она одаривает своих избранников наугад; и средневековая Госпожа Удача, вращающая свое колесо.

Богиня предстает обнаженной и обычно крылатой. Порой предстаёт с завязанными глазами, «слепой и даже совсем безглазой, она всегда дарами своими осыпает дурных и недостойных» .

В античную эпоху с Фортуной ассоциировалось КОЛЕСО. Боэций в «Утешении Философией» описывает колесо Фортуны, которое поднимает падших и унижает возгордившихся. Фигура, полная надежды, карабкается на одну сторону колеса, у другой фигуры, восседающей на вершине колеса, надета корона, в то время как на другой стороне колеса фигура в лохмотьях катится вниз, и, возможно, четвертая лежит, повергнутая, на земле. Каждая может сопровождаться надписью: «Regnabo», «Regno», «Regnavi» и «Sum sine regno». Это может быть высечено в камне на ободе вокруг окна-розетки, какие имеются во французских романских церквах; это можно встретить в манускриптах, в ренессансной гравюре и гобеленах.

«По всеобщему признанию, олицетворением непостоянства является женщина, стоящая на таком, столь нестабильном, основании, как шар, и подверженная воздействию каждой пробегающей волны, каждому дуновению ветерка, обвевающему ее одеяние. Поэтому ее благосклонность и улыбки, либо злоба и неприязнь оказываются столь сиюминутными. А поскольку мы не знаем, когда произойдет перемена в ее настроении, то не стоит особенно гордиться ее благосклонностью и слишком сильно горевать о ее неприязни».

Представление о неуловимой богине было частью преобразовано в представление о неисповедимых путях Господних, Божьем Промысле и Провидении, а частью ей противопоставили несомненную добродетель и оценивали негативно. В последнем случае с Фортуной на её шаре, контрастирует Добродетель, которая покоится на прямоугольнике или кубе — символе стабильности.

Фортуна, лат. - в древнеримской мифологии богиня счастья и удачи. В греческой мифологии ей тождественна богиня Тихе. В ранний период развития римской мифологии она была богиней плодородия и урожая, покровительницей рожениц. Культ Фортуны в Риме ввел Сервий Туллий, который считал, что благодаря покровительству этой богини он превратился из сына рабыни в царя. В честь богини царь соорудил несколько храмов.

Фортуна была покровительницей как отдельного человека, например, того или иного полководца, так и целого легиона, коллегии.

Фортуну почитали как -«судьбу сегодняшнего дня», «данного места», «частных дел», «общественных дел», «доброй судьбы», «злой судьбы», «мужской судьбы», «милостивую» и пр. Из надписей императорского времени известно о существовании алтарей Фортуны-покровительницы, воздвигнутых отдельными легионами, корпорациями, ремесленными коллегиями, фамилиями, лицами, где она фигурировала вместе с пенатами. Она изображалась на монетах почти всех римских императоров. Её культу были близки культы Фелицитас - персонификация счастья. Bonus Eventus - хорошего исхода, Mens Bona - стойкости духа. Сближалась Фортуна также с Исидой и Немесидой. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе или с повязкой на глазах.

Фортуна была самой непостоянной из всех богинь и раздавала свои дары вслепую. Тем не менее она пользовалась большим уважением. Ри-мляне старались всеми средствами сни-скать ее благоволение и воздвигали ей бо-льше храмов и статуй, чем другим боги-ням. Она была объектом частного и обще-ственного культа; как Фортуна Патрициа она считалась покровительницей патрициев, как Фортуна Эквестрис — покровительницей сословия всадников, как Фортуна Плебейя — покровитель-ницей плебса. Соответственно Фортуна была спе-циализированной покровительницей муж-чин, женщин, девушек и детей.

Подобно греческой Тихе, Фортуна тоже счита-лась дочерью титана Океана. Однако в некоторых городах Фортуну почитали как перворожденную дочь Юпитера — Фортуну Примигению, в частности в Антии и Пренесте. Близкой к Фортуне богиней была богиня счастливого случая Форс — возможно, более древняя; в результате ее слияния с Фортуной возникла богиня Форс Фортуна. Кроме того, рим-ляне почитали в качестве воплощения счастья богиню Фелицитас.

Согласно преданию, культ Фортуны ввел в Ри-ме Сервий Туллий, который благодаря ее благосклонности из раба превратился в ца-ря; он же заложил первый храм Фортуны. Главное свя-тилище Фортуны находилось на Квиринале, где ее почитали как покро-вительницу всего римского народа, а со времен Августа — и как покровительницу императорской особы. Известный храм Фортуны Вирилис у Палатинского моста в нынешнем Риме называется так ошибочно — скорее всего, он был посвящен богу портов Портуну. Великолепный храм Фортуны, сравнительно хоро-шо сохранившийся до сих пор, находился в Пренесте. После переноса столицы Римс-кой империи в Константинополь импера-тор Константин велел возвести наряду с христианскими храмами и ряд языческих; самым выдающимся из них был именно храм Фортуны.

Большая статуя Фортуны стояла в Риме на Капитолии; на территории всего римского мира археологи нашли множество копий этой статуи, а также других статуй Фортуны. В прошлом веке производство статуй Фортуны превзошло, пожалуй, всю античность увы, только по количеству, качество же в большинстве случаев оставляло желать лучшего.

«Драгоценное изобилие приходит к тем, кто имеет золотое сердце. А золотое сердце - это сердце, наполненное любовью ко всему живому. Когда люди начнут относиться к жизни с любовью, в них забьет родник изобилия, подобный источнику жизни, вечной жизни, родник изумрудно-зеленого оттенка, заливающий Землю Красотой, Жизнью, Светом и Любовью… Поэтому, если вы хотите иметь свою жизнь изобильной, определите сначала, какой цели или намерению послужит это желание.

Источники: www.symbolarium.ru, dic.academic.ru, myfhology.info, drevniebogi.ru, www.noriel.ru

Матамускиты: принцесса и падающие звезды

Когда принцесса опустилась на колени перед алтарем, ее ум был занят судьбой ее умирающего народа. Долгое...

Ремесленники в Древнем Египте

Уже в раннем бронзовом периоде ремесленники Древнего Египта и Месопотамии производили весьма разнообразные предметы очень высокого качества. Кузнецы...

Римские боги

Предания и легенды древности сильно повлияли на развитие искусства и культуры. Начиная с эпохи Возрождения творческие люди...

Евроремонт дома

Если Вы планируете сделать косметический ремонт квартиры, и не знаете, с чего нужно начинать, мы Вам расскажем. Во-первых, ...

Тюхе .

Происхождение

Культ Фортуны - один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (новенсилы (англ.) русск. , лат. di novensidenses ). Римское предание содержит ясное представление только о поздней Фортуне, тождественной Тюхе и приписывает введение культа любимцу счастья, бывшему рабу Сервию Тулию . Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддаётся определению.

На основании характера праздника Fortis Fortunae и времени его проведения (24 июня) делались выводы, что первоначальное значение богини было земледельческое - обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца .

Культ

Праздник Fortis Fortunae был связан с земледелием и отмечался 24 июня . Другой характер имеет Фортуна скотного рынка; её тесная связь и соседство с (лат. Mater Matuta ) позволяют думать, что, как и Матута, она была богиней-покровительницей женщин; на это же указывает и смешение её с Пудицитией (англ.) русск. (лат. Pudicitia ), и обычай невест приносить в дар этой Фортуне Девической (лат. Fortuna virginalis ) свои девические платья. Той же богине посвящён был другой храм на Латинской дороге , основанный, по преданию, Кориоланом , где богиня почиталась под именем Фортуны Женской (лат. Fortuna muliebris ) . Такое же отношение к женщинам видно и в культе Фортуны Мужской (лат. Fortuna virilis ), которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях ; празднество её совпадало с праздником в честь Венеры . Таким образом, наряду с богиней-покровительницей чистоты и целомудрия, она покровительствовала противоположным качествам женской природы.

Культ Фортуны заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились её храмы в Анции и Прэнесте. Особенно знаменита была прэнестинская богиня, прозванная Primigenia , то есть перворожденная дочь Юпитера. Эта чуждая латинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного, может быть греческого влияния. Характер богини, как покровительницы женщин и их плодовитости, сказывается в посвящении ей надписей матронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами у грудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенно галльских и германских божеств сходного значения. Отличительной чертой прэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; они записывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий (sortes ). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениям черта повела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим.

Publica p(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов, что даёт право заключить, что культ прэнестинской богини перешёл в культ богини-покровительницы счастья римского народа. Культ богини счастья вскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов. Боги-покровители определённых лиц, групп, учреждений, дней, времён года и т. п., тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятие счастья и удачи на тысячи мелких частей.

В виду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего : «по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, её одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают. С бранью почитают её изменчивую, многие считают её слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей насчёт ставится и дебет и кредит, и во всех расчётных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу» .

Ей посвящаются тысячи алтарей и капелл по всей римской империи; её изображение появляется в домашних святилищах, на монетах и ещё чаще на предметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает, вместе с Меркурием - таким же богом материальной выгоды и удачи - на резных камнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах, копилках, сосудах ежедневного употребления и так далее. Популярности богини содействует и то, что она входит, как официальная составная часть, в культ императоров, под именем Фортуна Augusta , наряду с гением Августа; в Помпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. В Риме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г. до н. э. пользуется Г. Redux . Культ Фортуны сохраняет своё официальное значение и после Августа, до поздних времён империи. Изображается Фортуна обыкновенно в виде одетой женщины, опирающейся одной рукой на колесо, а другой держащей рог изобилия. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут - колесо. Дифференциация характеризуется присоединением атрибутов, например, корабельного носа (F. navalis ).

Изображению Фортуны приспособляется к целому ряду персонификаций, стоящих с нею в более или менее тесной связи: Felicitas, Hilaritas, Concordia, Fides и др. так или иначе примыкают к её типу. В силу всеобъемлющего её значения с нею легко сливаются другие божества; так Фортуна сливается с Изидой , завоёвывающей себе в Риме, начиная с I в., огромную популярность; появляется даже прямое олицетворение её всеобъемлемости - культ F. Panthea . Ср. Preller, «Romische Mythologie» (II, 179 и сл.); Peter и Drefler у Roscher’a, «Lexicon der Mythologie» (I, 1503-1558); Wissowa, «Romische Religion and Kultus» (206 и сл.).

Храмы

Древнейшими храмами её были fanum Fortis Fortunae и aedes Fortunae , на

  • Историческая драма. Всем раскулаченным и переселенным посвящается.
  • История жизни и любви раскулаченных переселенцев в Сибири.
  • Предисловие Людмилы Улицкой.

    Роман "Зулейха открывает глаза" начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь.
    Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши - все встретятся на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь.
    Всем раскулаченным и переселенным посвящается.

    Об авторе:
    Гузель Яхина родилась и выросла в Казани, окончила факультет иностранных языков, учится на сценарном факультете Московской школы кино. Публиковалась в журналах "Нева", "Сибирские огни", "Октябрь".

    Цитата:
    "Роман "Зулейха открывает глаза" - великолепный дебют. Он обладает главным качеством настоящей литературы - попадает прямо в сердце. Рассказ о судьбе главной героини, татарской крестьянки времен раскулачивания, дышит такой подлинностью, достоверностью и обаянием, которые не так уж часто встречаются в последние десятилетия в огромном потоке современной прозы".

    Людмила Улицкая


    Ключевые слова:
    Роман, художественная проза, переселение, раскулачивание, ссылка, Сибирь, драма, переселенцы, история, СССР.
  • 503 руб


    Тайные виды на гору Фудзи

    Готовы ли вы ощутить реальность так, как переживали ее аскеты и маги древней Индии две с половиной тысячи лет назад? И если да, хватит ли у вас на это денег?
    Стартап "Fuji experiences” действует не в Силиконовой долине, а в российских реалиях, где требования к новому бизнесу гораздо жестче. Люди, способные профинансировать новый проект, наперечет...
    Но эта книга – не только о проблемах российских стартапов. Это о долгом и мучительно трудном возвращении российских олигархов домой. А еще - берущая за сердце история подлинного женского успеха.
    Впервые в мировой литературе раскрываются эзотерические тайны мезоамериканского феминизма с подробным описанием его энергетических практик. Речь также идет о некоторых интересных аспектах классической буддийской медитации.
    Герои книги - наши динамичные современники: социально ответственные бизнесмены, алхимические трансгендеры, одинокие усталые люди, из которых капитализм высасывает последнюю кровь, стартаперы-авантюристы из Сколково, буддийские монахи-медитаторы, черные лесбиянки.
    В ком-то читатель, возможно, узнает и себя...

    Редактор "Эксмо", к.филол.н. Ольга Аминова
    "Новому роману В.Пелевина удастся рассмешить и самого угрюмого критика, и даже далекого от интеллектуальных изысков читателя. А поклонники неподражаемого мастера вновь восхитятся его блестящим юмором, точными остроумными формулировками, оригинальностью замысла, совершенством композиционной формы на всех уровнях произведения. В романе "Тайные виды на гору Фудзи" - бесподобная сатира и на стартаперов из Сколково, и на олигархов, и на феминизм, и на западную - а может, и общечеловеческую - алчность. Что ждет новый роман Виктора Пелевина? - Несомненный успех! Его растаскают на цитаты: «книггеры», «в России одна Москва меняется», «гламур - это изобретение патриархии», «мобильник как нарратив продвинутой бедности», «палубный коммунизм», «диспенсер счастья», почти блоковское «айфон, фейсбук, Путин, телеграм, вокзал, почтамт, айфон», мандельштамовское «тренды, Шерри-бренды»; «фильтруй санскрит» и проч.. Я перечитываю роман в который раз и ловлю себя на мысли, что обнаруживаю то, что оказалось незамеченным при первоначальном знакомстве с текстом, настолько богат он аллюзиями, афоризмами, наблюдениями. Мало кому дано писать о нашей современности так ярко и смешно, как дано это Виктору Пелевину!".

    837 руб


    Самый богатый человек в Вавилоне

    Автор этой книги уверен: чтобы исполнить все свои замыслы и желания, Вы прежде всего должны добиться успеха в денежных вопросах, используя принципы управления личными финансами, изложенные на ее страницах.

    Для широкого круга читателей.

    249 руб


    Моя гениальная подруга

    "Гениальная подруга" - первый роман из цикла "Неаполитанский квартет". Это рассказ о детстве двух девчонок из бедного неаполитанского квартала и начале дружбы длиною в жизнь. Первый раз пути девочек разойдутся еще после начальной школы. Семейные обстоятельства заставят одну из них бросить учебу и пойти работать в сапожную мастерскую отца. На протяжении жизни незримое соперничество, сопровождающее настоящую близость, будет разводить их по разным дорогам. Каждая из подруг будет стремиться стать лучшей, каждая познает и успех, и разочарование, обеих ожидают большие испытания и трагические события. Но прочная нить детской дружбы, которая порой связывает людей даже вопреки их воле, будет снова и снова заставлять Лилу и Элену возвращаться друг к другу.

    509 руб


    Когда я вернусь, будь дома

    Теперь я отчетливее ощущаю вечность жизни. Никто не умрет, и те, кто любил друг друга в одной жизни, непременно встретятся после. Тело, имя, национальность - все будет иным, но нас притянет магнитом: любовь связывает навсегда. А пока что я проживаю жизнь - люблю и, бывает, устаю от любви. Запоминаю мгновения, бережно храню в себе эту память, чтобы завтра или в следующей жизни обо всем написать.

    448 руб


    Имя розы

    "Имя розы" - книга с загадкой. В начале XIV века, вскоре после того, как Данте сочинил "Божественную комедию", в сердце Европы, в бенедиктинском монастыре обнаруживаются убитые. Льется кровь, разверзаются сферы небес. Череда преступлений воспроизводит не английскую считалочку, а провозвестия Апокалипсиса. Сыщик, конечно, англичанин. Он напоминает Шерлока Холмса, а его юный ученик - доктора Ватсона. В жесткой конструкции детектива находится место и ярким фактам истории Средневековья, и перекличкам с историей XX века, и рассказам о религиозных конфликтах и бунтах, и трогательной повести о любви, и множеству новых загадок, которые мы, читатели, торопимся разрешить, но хитрый автор неизменно обыгрывает нас... Вплоть до парадоксального и жуткого финала.

    780 руб


    Аэропорт

    АЭРОПОРТ - роман-бестселлер Артура Хейли, вышедший в 1968 году. Вымышленный город, где находится крупнейший аэропорт, неожиданно накрывает снежный буран, поэтому все службы работают в экстренном режиме.
    На сотрудников аэропорта обрушивается одна проблема за другой, начиная от сгинувшей непонятно где машины с продуктами до страшной аварии на борту одного из самолетов. А ко всему прочему добавляются обострившиеся личные проблемы героев, их сложные душевные драмы - вот в такой запутанный клубок сюжетных линий завяжется действие романа, уместившееся в один пятничный вечер.
    По роману АЭРОПОРТ в 1970 году был снят фильм с ведущими голливудскими актерами - десять номинаций на премию "Оскар"! После этой экранизации вышли еще три сиквела.

    210 руб


    Сто лет одиночества

    Одна из величайших книг XX века.
    Странная, поэтичная, причудливая история города Ма-кондо, затерянного где-то в джунглях, - от сотворения до упадка.
    История рода Буэндиа - семьи, в которой чудеса столь повседневны, что на них даже не обращают внимания. Клан Буэндиа порождает святых и грешников, революционеров, героев и предателей, лихих авантюристов - и женщин, слишком прекрасных для обычной жизни. В нем кипят необычайные страсти - и происходят невероятные события.
    Однако эти невероятные события снова и снова становятся своеобразным "волшебным зеркалом", сквозь которое читателю является подлинная история Латинской Америки...

    285 руб


    Дом до свиданий и новые беспринцЫпные истории

    Смешная штука - жизнь.
    Лирические, хулиганские, невероятно смешные рассказы Александра Цыпкина, автора нашумевшего бестселлера "Женщины непреклонного возраста".
    Знакомые персонажи и ситуации, которые могли произойти только в нашей стране и реальные жизненные проблемы и переживания, с которыми все сталкивались. Всё это - проза Александра Цыпкина. Сборник рассказов "Женщины непреклонного возраста и другие беспринцЫпные истории" стал одной из самых читаемых и цитируемых книг. Короткие запоминающиеся истории мгновенно разошлись по Интернету, а видеоролик чтения Данилой Козловским повести "Томатный сок" за считанные дни собрал 1,5 млн. просмотров.
    Сборник "Дом до свиданий" - это узнаваемая яркая проза, тонкая, трогательная, озорная и хулиганская, написанная с безупречным чувством стиля. Некоторые из новых рассказов уже читали со сцены звезды отечественного театра и кино, как Сергей Гармаш, Максим Виторган, Анна Михалкова, Виктория Исакова, Константин Хабенский, Николай Фоменко, Ингеборга Дапкунайте и многие другие.

    374 руб


    Мертвое озеро

    Бестселлер USA Today Бестселлер Amazon Charts Прямо сейчас, пока вы читаете этот текст, сотни серийных убийц разгуливают на свободе. А что если один из них – ваш муж? Что бы сделали вы, узнав, что в течение многих лет спите в одной постели с монстром? Джина Роял была хорошей женой и любящей матерью. У нее был уютный дом на Среднем Западе и двое замечательных детей. Был у Джины и муж Мэл – обаятельный и успешный. Они были воплощением обычной американской семьи – такой, о какой только можно мечтать. Все это было… пока не открылась ужасная тайна Мэла… И вот уже Джина – не Джина, а Гвен Проктор, бывшая жена маньяка-убийцы, вынужденная скрываться со своими травмированными детьми. А Мэл отбывает пожизненный срок в тюрьме. Но и оттуда он представляет для нее угрозу, тонко манипулируя не только поклонниками, но и врагами. И если Гвен-Джина не хочет, чтобы ее дети стали очередной жертвой кровавого монстра, ей придется научиться бороться со злом… Этот психологический триллер сразу стал мировым бестселлером. Он получил бешеную популярность по всему миру и немедленно поставил автора в первый ряд мастеров жанра.

    370 руб



    
    Top