Как изобразить предметы. Учимся рисовать табуретку

4. Как научиться рисовать предметные формы. Рисование углем.

На этом уроке рисования мы приобретем навык передачи материальных качеств (фактурных свойств) предметов и применим новую технику: не будем использовать карандаш - обратимся к углю, который позволяет сразу покрывать большие плоскости бумаги, легко исправлять рисунок, добиваться большей глубины тона.

Сразу предупредим, что рисовать натуральным древесным углем - очень маркая техника. Поэтому в студии школы рисования New Art Intention мы используем специальные карандаши повышенной мягкости, а обучение рисованию углем проходит на пленэре.

Но прежде, чем перейти к обучению рисованию углем, попробуем изобразить какую-либо крупную предметную форму. Например, табуретку или, положенный на пол стул. Это нужно, чтобы начинающим почувствовать в рисунке крупные предметы.

Учимся рисовать табуретку.

Как научиться рисовать предметы.

Итак, первый этап - рисование карандашом табуретки . Рисунок табуретки делается на половине листа ватмана, т.е. на формате А2. Табуретка при этом кладется на пол под углом таким образом, чтобы были видны и ее ножки, и сиденье. (Именно лежащая, а не стоящая табуретка позволяет лучше разобраться как в конструкции формы, так и в последовательности работы над рисунком.) Анализируя новую модель, художник не найдет в ней той цельности формы, которая была в кувщине или в вазе. Ножки, перекладины, сиденье могут поставить в тупик своим конструктивом неопытного рисовальщика. Не говоря о том, что табуретка велика по размеру, форма ее кажется настолько сложной, что перед художником возникает новая задача - рисовать эту форму уже понятной для себя. Он должен так представить для себя табуретку, чтобы ее легко построить, и значит, что ему необходимо увидеть в ней одну из тех форм, над которыми он раньше работал.

Чтобы научиться для начинающих вводится понятие «упрощение форм», которое помогает разбивать и обобщать сложные предметы до состояния простых форм. Этот метод помогает в дальнейшем многому - от портрета и даже всего человека, и, что самое интересное, подводит к обучению рисования абстракций.

Действительно, если представить себе табуретку обтянутой марлей, то она будет напоминать призму, что само по себе подскажет технику ее рисования. (Урок рисования карандашом призмы можно посмотреть ). Обобщая, приводя форму табуретки к простейшей геометрической форме, и следует начинать рисовать эту модель.

Но поскольку задача здесь во многом новая, начинаем рисунок с определения основания, стараясь правильнее определить направление и размеры граней, лежащей на полу табуретки. Важно добиться, чтобы основание легло в пространстве листа и чтобы у него ощущались прямые углы. Рисовать надо, свободно водя карандашом по граням ножек и выводя штрихи за пределы граней, чтобы лучше почувствовать перспективу формы табуретки. Очень хорошо мысленно наметить линию горизонта и на ней точку схождения линий. Это поможет точнее и быстрее создавать подобные сложные формы.

Проработав основание, переходим к определению ширины табуретки, то есть высоты нашей условной призмы, а затем верхней ее части, что даст нам все стороны поверхности модели. В этой обобщенной форме еще не будет ножек, перекладин, сиденья, которые и предстоит найти художнику как детали общей формы табуретки. Рисовать табуретку следует всю сразу, рисуя и объем и освещение одновременно. Постепенно приходя ко все большей точности пропорций, соотношения частей, художник завершит рисунок и построит данную модель.

Таким же образом следует нарисовать стоящую табуретку, добиваясь того, чтобы размеры ее частей точно соответствовали натуре, и только затем учиться рисовать к примеру, венский стул с круглым сиденьем. Рисунок круглого предмета требует более точного измерения и более сложен в отношении построения, чем рисунок предметов с прямыми сторонами. Рисунок венского стула также начинается с основания, то есть с нахождения основания воображаемого цилиндра, каким можно упрощенно представить стул. Надо обязательно определить ось и только после завершения построения переходить к детализации.

Также будет полезно научиться рисовать стулья разнообразной формы; можно рисовать на них предметы обихода или драпировки.

Завершающий этап рисования учебного натюрморта составляет изображение натюрморта в интерьере, то есть рисунок предметов, расположенных не только на столе, но и в какой-нибудь части комнаты. Эти задания требуют уже определенного профессионального умения и навыков. В них большую роль играет сама постановка, сам подбор предметов; тщательно и во всех деталях должна быть продумана композиция. Не следует ставить очень много предметов, особенно мелких, но нужно использовать разнохарактерные поверхности: матовые, блестящие, контрастные.

Рисуем углем.

Натюрморту в интерьере обязательно предшествует тщательно проработанный карандашом или углем эскиз. В эскизе необходимо точно решить композицию, пометить освещение и тональные различия предметов. Рисунок делается на большом листе бумаги и лучше всего углем. Последовательность работы здесь несколько иная, чем в предыдущих постановках. Так, например, перенося композицию с эскиза, — а переносить ее нужно, держа уголь как карандаш и рисуя отточенным концом — художник затем отламывает кусочек угля и плоской частью помечает общие тени, освещая сразу всю массу натюрморта. Когда это будет сделано, приступают к определению отдельных предметов, их положения, добиваясь, чтобы каждый из них занял свое место в уже намеченной общей композиции натюрморта. Затем следует уточнить большие светотеневые отношения на каждом предмете, цветовые и тональные отличия последних и палочкой угля начинать выявлять и рисовать детали форм. Работа здесь ведется очень свободно, тени прокладываются широко, но последовательность — от крупных деталей и большой светотени к мелким подробностям формы — ни в коем случае не нарушается с тем, чтобы одновременно с уточнением светотени шло и уточнение формы.

Когда весь натюрморт будет решен, художнику необходимо еще раз пересмотреть его с точки зрения точности передачи фактурных отличий изображенных вещей. В некоторых случаях можно растереть уголь пальцем для получения очень ровной поверхности, в других — рисовать углем как карандашом, где-то усиливая тон, а где-то высветляя форму предмета. Одновременно проверяется отношение всех входящих в постановку предметов к полу и стене. Рисовать надо так, чтобы все время сравнивать рисунок с натурой и добиваться возможно более полного изображения действительности, который художник видит перед собой.

Выполнение рисунка углем является для начинающего художника проверкой всех накопленных знаний о структуре предметов и методе их рисования. Поэтому первые натюрморты надо учиться строить тщательно, и в их рисунке добиваться точного пространственного расположения предметов, чтобы сама конструкция формы предмета, его положение говорили о том, из чего он сделан и каков по своему характеру. На втором этапе работы следует, очень свободно прокладывая тени, тоном учиться рисовать форму предметов. В ходе анализа особенностей материала вещей основное внимание уделять выявлению и подчеркиванию особенностей фактуры: прозрачность и блеск стекла, тяжесть и шерстистость суконной ткани и т. д.

На уроках рисунка в школе New Art Intention уделяется много времени работе со стеклом и прозрачностью. Рисование карандашом и красками свойств прозрачности предметов позволяют не только научиться рисовать, понимая значение тонального единства при решении натюрморта, но и создают необходимые условия для решения изобразительными методами сложнейших постановок.

Те же принципы действуют и при рисунке углем человека. В школе New Art Intention предусмотрена часть курса для того чтобы научиться рисовать человека: 1. портрет, 2. одетая и 3. обнаженная фигура.

Зарисовать предметы быта используя материал -- простой карандаш, размер рисунков -- А4, альбомный лист. Задача -- практика быстрых зарисовок для грамотной и правильной передачи формы предметов, тона и качества поверхности, освещенности, пропорций.

Вид контроля: Демонстрация рисунков.

Рисование стула

Нарисуйте стул карандашом на листе бумаги формата А4.

Прежде чем приступить к рисунку, сделайте несколько пробных набросков, чтобы посмотреть, как работает метод создания конструкционных ящиков. Вначале вытяните перед собой руку с карандашом и установите карандаш горизонтально на уровне ваших глаз, чтобы определить линию горизонта. Обозначьте линию горизонта поставленной на бумаге точкой.

Затем нарисуйте под линией горизонта два поставленных один на другой ящика, имеющих те же пропорции, что и стул. Постройте для сторон ящиков линии перспективы, уходящие к точке схода на линии горизонта. Нарисуйте внутри ящиков стул, используя контуры ящиков в качестве направляющих линий. Это поможет вам правильно расположить ножки, спинку и сиденье стула.

1 Строим ящик

Поэтапный урок рисования карандашом - шаг 1

Внимательно изучите стул и измерьте его пропорции с помощью карандаша в вытянутой руке. Возьмите карандаш и нарисуйте в перспективе два стоящих один на другом ящика. Очень вероятно, что точки схода при этом окажутся за пределами вашего листа бумаги. Вы можете подложить справа и слева дополнительные листы бумаги, чтобы продлить эти линии.

2. Начинаем рисовать стул

Поэтапный урок рисования карандашом - шаг 2

Наметьте ножки стула, сиденье и спинку таким образом, чтобы они точно «вписались» в ящики. Ножки у нашего стула скошенные, а спинка -- изогнутая, поэтому некоторые контурные линии стула неизбежно будут либо уходить немного внутрь ящиков, либо слегка выходить за их границы. Наметьте контуры трех изогнутых перекладин на спинке стула.

Создание линий перспективы Очень полезно иметь под рукой во время работы подобный рисунок-диаграмму, на котором показаны линии перспективы. Когда вы будете создавать конструкционные ящики, вам будет несложно отмерить любые отрезки или углы с помощью карандаша в вытянутой руке.

3. Уточняем основные контуры

Поэтапный урок рисования карандашом - шаг 3

Очертите контуры стула более жирной линией. Следите за тем, чтобы все детали стула располагались в соответствии с конструкционными линиями. Подчеркните контуры слегка скошенных ножек стула, закругленные углы сиденья и распорки под ним.

Работаем над тономОцените результат своей работы, внесите необходимые коррективы. После этого можно приступить к штриховке. Она придаст стулу объем и прочность. В процессе работы не забывайте постепенно стирать ненужные в дальнейшем конструкционные линии.

4. Заштриховываем спинку стула

Поэтапный урок рисования карандашом - шаг 4

Смените карандаш на 2В и начните добавлять тон. Стул ярко освещен слева, поэтому вся правая его сторона находится в тени. Диагональной штриховкой нанесите глубокую тень на вертикальную стойку спинки стула и на торцевую часть сиденья.

5. Продолжаем добавлять темный тон

Поэтапный урок рисования карандашом - шаг 5

Заштрихуйте темным тоном затененные края стула. Сотрите ненужные конструкционные линии, и ваш рисунок проступит намного явственнее. Возьмите карандаш 2В и боковой стороной грифеля закрасьте сиденье стула длинными штрихами.

5. Показываем отражение

Поэтапный урок рисования карандашом - шаг 6

Сиденье стула обтянуто гладкой тканью. На ней отражается верхняя перекладина спинки стула. Рассмотрите это отражение и нанесите его с помощью штриховки. Покажите обьем сиденья с помощью узкой дорожки интенсивной штриховки с правой стороны. Добавьте участки интенсивного темного тона на спинке стула. Перекладины стула следует заштриховывать изогнутыми линиями.

7. Завершаем работу над светотенью

Поэтапный урок рисования карандашом - шаг 7

Еще раз пройдитесь по всему рисунку, уточняя и углубляя тон. Завершите работу с тенью на поперечных перекладинах спинки стула. Не забывайте оставлять не закрашенными те участки, где видны световые блики. Затем уточните светотень на ножках стула. Находящиеся в тени поверхности должны быть покрыты интенсивным, а обращенные к свету -- средним тоном.

Теперь снимите оставшиеся конструкционные линии, и рисунок будет выглядеть завершенным. Правда, при желании можно продолжить работу уточнить тон и добавить тени. Это придаст стулу больше устойчивости в пространстве и позволит прочно «привязать» его к поверхности пола.

8. Рисуем тени на полу

Поэтапный урок рисования карандашом - шаг 8

Стул ярко освещен, а это означает, что на попу должны быть отчетливо видны отбрасываемые им тени. Нарисуйте эти тени с помощью диагональных линий: коротких в основании ножек стула, а затем постепенно расширяющихся.

Поэтапный урок рисования карандашом - шаг 9

Чтобы улучшить рисунок, можно придать больше выразительности отдельным участкам тона. Углубите тон на затененных сторонах спинки, перекладин и ножек стула. Не забывайте во время работы подкладывать под руку листочек бумаги, чтобы не размазать карандаш. Создайте с помощью ластика дополнительные световые блики.

А Реалистичные очертания. Этот стул нарисован с помощью конструкционных линий и в полном соответствии с законами перспективы, поэтому изображенный предмет выглядит столь реалистично.

Б Четко обозначенные тона. Самые темные, созданные интенсивными штрихами, тона выразительно он трестируют с более легкими и светлыми серыми промежуточными тонами.

В отбрасываемые тени изображенные с помощью штриховки отбрасываемые тени помогают придать стулу устойчивость в пространстве. Они прочно «привязывают» предмет к поверхности пола.

Вид контроля: Демонстрация рисунка.

После освоения рисунка простых геометрических тел и в соответствии с принципами «от простого к сложному» и «от общего к частному» следует перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта , такие, как мебель, ящики, коробки, телевизоры, холодильники, книги, посуда и многое другое.

Бытовые предметы , простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела: шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида – составляют основу строения любых сложных форм.

К наиболее простым из них следует отнести предметы, сочетающие в себе одну или две различные геометрические формы. К примеру, возьмем предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, – кружку и песочные часы, где корпус кружки состоит из цилиндра, а песочные часы – из двух усеченных конусов, направленных друг к другу узкими основаниями.

Одну прямоугольную (параллелепипед) геометрическую форму имеют табурет, стол, книга, шкаф, ящик, картонная коробка, холодильник и т.п. Другие предметы содержат в себе две геометрические формы. Например, бидон, основные части которого – корпус и горловина состоят из цилиндров, а соединяющая их часть – из усеченного конуса.

Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар, сочетающийся к цилиндром или конусом. Здесь нижний корпус есть шар, а горловина – цилиндр или конус. Подставка основания шара представляет собой усеченный конус с определенной толщиной плашки.

На рисунке показано изображение кувшина, конструкцию которого можно рассматривать двояко. В первом случае она состоит из двух конусов, направленных широкими основаниями друг к другу (корпус), и цилиндра (горловина), во втором – из шара (корпус) и конуса (горловина). При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить себя видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях.

Предметы, сочетающие в себе различные геометрические формы, имеют более сложную структуру строения. Чем сложнее структура, тем сложнее изображать предмет, так как его конструкция, как правило, скрыта от глаз и выявить ее можно лишь по некоторым характерным признакам.

К таким наиболее сложным по форме предметам можно отнести различные элементы архитектуры и человеческого тела, которые имеют скрытую внутреннюю конструкцию. Это предстоит еще рассмотреть а сейчас перейдем к анализу форм различных предметов быта и их конструктивному построению.

Стул (квадратный в основании)

Вначале рассмотрим более простые предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, близкую к прямоугольной – кубу или параллелепипеду (ящики, коробки, книги, столы, табуретки и т.п.). По мере освоения простых предметов перейдем к рисованию более сложных, сочетающих две геометрические формы – цилиндра и конуса (бидон, пылесос, банка, бутылка, чашка, термос, кастрюля и т.п.).

Я уже писала о том, что любой предмет можно визуально разбить на составляющие его простые геометрические формы (статья ). Этот метод построения разрабатывался Полем Сезанном, интересовавшимся не столько индивидуальными особенностями того, что изображал, сколько общими закономерностями. В живописных работах он выявлял в предметах простейшие формы — шар, призму, плоскость. И сейчас его методика общепризнана и широко распространена.

Мы уже пробовали рисовать геометрические примитивы. Давайте попробуем перейти к более сложным формам.

Итак, для начала возьмем яблоко. Очевидно, что геометрически оно больше всего напоминает . Конечно, шар будет не идеальным, а несколько деформированным, но тем легче рисовать — какие-то ошибки построения будут не так бросаться в глаза… Однако, распределение светотени будет напоминать распределение светотени на .

3 стадии рисунка

  • Первое, что мы делаем — намечаем положение предмета на бумаге. Напомню, компоновать нужно таким образом, чтобы наше яблоко зрительно не терялось на листе, но и не было чересчур большим и не укатывалось за пределы. Поскольку предмет 1, и он достаточно простой , можно вертикальную ось расположить посередине (про ошибки в композиции можно прочитать ).
  • Второе — наметить на предмете , сначала большими плоскостями, потом — уточняя форму и добавляя полутона.
  • Третий этап — уточнение формы и проработка полутонов. Как видите, светотень создает не только объем, но и художественный образ.
  • В конце, как обычно усиливаете контрасты, можно немного наметить фон. И рисунок готов:

Предметы более сложной формы рисуем точно так же, как и простые , хотя есть некоторые особенности:

  • Геометрия кувшина более строгая, поэтому требует более внимательного построения. В частности, необходимо наметить ось симметрии (ведь он симметричен?) и придерживаться ее. Во-первых, ось будет поддерживать вертикаль, не давая кувшину на рисунке покоситься; во-вторых, при построении контура сверяйте, насколько контурные линии симметричны относительно оси.
  • Как видите, тут уже несколько геометрических составляющих: в кувшине можно увидеть полностью или частично , конус. При построении важно наметить перепады формы — это именно те места, где «встречаются» различные геометрические части. При этом прорисовываются полностью, как будто вы видите предмет насквозь — как и в случае с осью, это необходимо для самоконтроля, чтобы избежать перспективных искажений.

Как видите, на 3 рисунке довольно четкие перепады . Даже если оставить их такими, рисунок можно считать законченным. Хотя в конце можно их несколько сгладить (не растушевать, а сделать более мягкой штриховку):

Линии построения можно не стирать (и даже не желательно — можно случайно стереть что-нибудь лишнее). Ничего страшного, если они где-то будут просвечивать — это нисколько не повредит рисунку , а наоборот, сделает его более убедительным.

_______________________________________________________________________

Вы любите старую архитектуру? В России сохранилось много старинных усадеб. И одна из наиболее интересных — построенная по проекту архитектора Н.А.Львова Знаменское-Раек в Тверской области, принадлежащая роду Глебовых.

.

Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар , сочетающийся с цилиндром или конусом . Здесь нижний


Предметы, сочетающие в себе различные геометрические формы , имеют более сложную структуру строения. Чем сложнее структура, тем сложнее изображать предмет, так как его конструкция, как правило, скрыта от глаз и выявить ее можно лишь по некоторым характерным признакам. К таким наиболее сложным по форме предметам можно отнести различные элементы архитектуры и человеческого тела, которые имеют скрытую внутреннюю конструкцию. Это предстоит еще рассмотреть, а сейчас перейдем к анализу форм различных предметов быта и их конструктивному построению. корпус есть шар , а горловина - цилиндр или конус . Подставка основания шара представляет собой усеченный конус с определенной толщиной плашки. На рисунке показано изображение кувшина, конструкцию которого можно рассматривать двояко. В первом случае она состоит из двух конусов , направленных широкими основаниями друг к другу (корпус ), и цилиндра (горловина ), во втором - из шара (корпус ) и конуса (горловина ). При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить себя видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях.

Вначале рассмотрим более простые предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму , близкую к прямоугольной - кубу или параллелепипеду (ящики, коробки, книги, столы, табуретки и т.п. ). По мере освоения простых предметов перейдем к рисованию более сложных, сочетающих две геометрические формы - цилиндра и конуса (бидон, пылесос, банка, бутылка, чашка, термос, кастрюля и т.п. ).

Итак, постепенно осваивая один простой предмет за другим, методично и последовательно переходите к все более сложным, включающим в себя две и более геометрические формы : кувшины, вазы и другие сложные тела вращения, и далее к предметам, поверхности которых образованы изогнутыми плоскостями, вроде музыкальных смычковых инструментов типа скрипки и виолончели.

Построение конструкций предметов осуществляют в линейно-конструктивном изображении с учетом пропорции и перспективы с различных точек зрения. Такой метод способствует развитию пространственного мышления и закреплению навыков перспективного построения изображения . По завершении освоения изображений отдельных предметов, студентам следует перейти к рисованию групп предметов (натюрморта ), состоящих из нескольких геометрических тел.


В предыдущем разделе, посвященном рисованию геометрических тел, мы детально ознакомились с принципами и методами изображения объемных форм и их конструкций. Поэтому не будем подробно останавливаться на простых и ясных по форме бытовых предметах, а сразу перейдем к рассмотрению сложных форм - бидона и гипсовой вазы, так как основные принципы и методы построения изображения всех форм одни и те же, к тому же на рисунке достаточно наглядно и убедительно показаны приемы построения различных по сложности бытовых предметов.

При сознательном построении конструкции объемных предметов требуется соблюдение определенной последовательности в работе. Расчленение рисунка на его логические этапы способствует пониманию поставленной задачи, дисциплинирует внимание и систематизирует работу. Поэтапное ведение рисунка дает возможность проследить за ходом работы. Последовательно осваивая один этап за другим, приходят к естественному и единственно возможному способу рисования с натуры. Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисунка на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы.

Для того чтобы работа продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы:

I. Анализ формы предметов постановки.
II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги . III.Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости.
IV. Выявление объемной формы предметов светотенью.
V. Полная тональная проработка формы .
VI.Подведение итогов работы над рисунком .

I. Анализ формы предметов постановки

Прежде чем начать работу над рисунком группы предметов (натюрморта ), необходимо их внимательно проанализировать, рассматривая предметы со всех сторон, выбирая при этом наиболее выгодные с точки зрения композиционной выразительности постановки. Следует обратить внимание на их освещенность. Наиболее выразительно освещены предметы при боковом верхнем освещении. Исходя их этого, выбрав для себя определенную точку зрения, следует подумать, как лучше разместить предметы на листе. При выборе места не следует садиться против света.

II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги

В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги , где масса является целым, а площадь листа - местом его расположения. И от того, насколько верно размещены изображения предметов на листе бумаги , во многом зависит успех работы над рисунком . Прежде всего необходимо научиться видеть предметы в целом, а не по отдельности, мысленно как бы объединяя всю группу предметов в единое целое.


На рисунке наглядно показаны способы размещения группы предметов на плоскости бумаги , где последняя представляется чаще всего как бы заключенной в треугольник или четырехугольник, в зависимости от характера группы. Здесь очень важно уравновесить группу предметов относительно листа бумаги с учетом направления движения натуры (вверх, вниз, налево, направо, по диагонали ), а также в зависимости от освещенности и расположения теневых участков. Теневые участки также входят в общую компоновку на листе. Во избежание порчи листа при размещении изображения для начала следует поработать над эскизом . Эскиз может быть выполнен на клочке бумаги либо непосредственно на полях заданного формата листа бумаги . При этом очень важно, чтобы очерченная рамка в масштабе точно соответствовала размеру сторон основного листа бумаги . В противном случае компоновка может не состояться. Размеры рамок эскизов компоновки не следует делать большими, достаточно в пределах 5-7 см. Располагают их в соответствии с характером постановки по горизонтали или по вертикали.


Таким образом, наметив группу предметов ограничительными рамками в виде треугольника или четырехугольника, следует проверить, как они расположились на формате . Если они смещены в какую-либо из сторон, то следует их уравновесить. Уравновесив границы рамки группы предметов, нужно наметить внутри нее взаимные расположения отдельных предметов сообразно их натурной постановке. При этом нужно строго следить за пропорциональными величинами предметов по отношению друг к другу, а также за характером формы (узкая, широкая, круглая и т.п. ). После чего следует приступить к их построению с учетом дополнительного уточнения размеров, характера форм и взаимного расположения по отношению друг к другу.


III. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение рисунка на плоскости

Наметив группу предметов, необходимо выполнить проверку. Только после этого можно перейти к анализу и построению форм предметов. Для начала следует определить линию горизонта , а затем, внимательно изучив характер формы предметов, приступить к их построению. Производя построение предметов, следует серьезно отнестись к их пропорциональным отношениям, как друг к другу, так и каждого предмета в отдельности. Тем самым значительно облегчится задача построения рисунка . Наряду с соблюдением пропорций и учетом характера формы предметов при объемно-конструктивном построении изображений следует соблюдать и закономерности перспективы .

Построение формы предметов должно выполняться в линейно-конструктивном изображении , которое начинают с их основания. Это дает возможность правильно определять расстояния между предметами, чтобы они не врезались своими корпусами друг в друга и следки одних фигур не наступали на другие.

Для этого, рисуя с места, нужно ясно представить местоположение следков, учитывая характер выступающих поверхностей близлежащих предметов. Следки некоторых предметов значительно уже их поверхностей, которые, выступая за пределы следка, могут врезаться в поверхности близлежащих форм. Для того чтобы избежать такого рода ошибок, следует время от времени вставать и подходить к натурной модели, стараясь понять расположение предметов и характер форм . При построении форм предметов нужно приучить себя постоянно анализировать, как, куда, почему и зачем. Так, например, строя отдельные предметы, проследите за тем, чтобы они лежали в одной плоскости (стола, подставки ). Как показывает практика, всецело сосредоточившись на чем-либо одном, часто забывают, что все предметы находятся на одной плоскости и в определенном ракурсе. В результате некоторые предметы изображаются так, будто находятся в другом ракурсе или врезаются в плоскость стола, а то и вовсе повисают в воздухе и т.п.

Намечая поверхности отдельных предметов, следует прорисовывать невидимые формы (вспомните прозрачные каркасные модели ). Производя построение изображения предметов, составляющих группу, нельзя их рисовать по очереди один за другим. Рисовать следует всю группу в целом, идя от общего к частному, не отвлекаясь на детали и подробности.

Таким образом, завершая работу над построением предметов, следует еще раз проверить пропорции , перспективу , характер форм предметов и постановку отдельных предметов на плоскости (стола, подставки ), ориентируясь на целое. Замеченные ошибки, не откладывая, должны быть исправлены.



IV. Выявление объемной формы предметов светотенью

На этом этапе работы над рисунком необходимо выявить объем предметов светотенью - тоном . Для выявления объемных форм предметов тоном прежде всего необходимо определить самые светлые и самые темные места на натуре. Исходя из разницы светотональных контрастов, от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов , необходимо внимательно проследить направление световых лучей, падающих на поверхность предметов. Определив границы света и теней на формах предмета, найдите положение падающих теней. Наметив границы собственных и падающих теней, приступайте к прокладке тона . Тон следует прокладывать постепенно, начиная от самых темных мест, одновременно по всему участку рисунка , при этом сопоставляя силу тонов по отношению друг к другу и в целом, в том числе, учитывая силу тона фона. Затем постепенно переходите к полутонам на тех поверхностях предметов, где лучи падают под скользящими углами. Работая тоном , Вы должны знать, что самое главное - умение работать отношениями, без чего вся работа сведется лишь к поверхностному срисовыванию видимых тоновых пятен . Накладывая полутона , усиливайте тон в теневых участках: собственные и падающие тени, а также их границы с учетом окраски предметов (темный, коричневый, зеленый и т.п. ). Таким образом, постепенно усиливая тона , переходите к детальной прорисовке форм .


V. Полная тональная проработка формы

Приступая к детальной прорисовке форм , необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик , свет, полутень и тень ). Чтобы правильно взять тоновые отношения, следует исходить от натуры, от двух противоположных по силе контрастных пятен на ней. Самым светлым местом на натуре будет блик и его окружение, а самое темное - собственная и падающая тени. Эти два контрастных пятна должны служить ориентиром в последующей работе над свето-тональным рисунком при определении правильных тоновых отношений. Ориентируясь на самые светлые и самые темные места на натуре, постоянно сравнивая одну силу тона с другими, находите все остальные оттенки светотени . Пытаться повторить абсолютную светлоту и темноту в натурной постановке невозможно, да и не имеет смысла по той причине, что сила тона блика на бумаге и яркость светового блика на предмете не имеют ничего общего. Точно так же сила темноты карандаша , даже самого мягкого, не сравнима с силой черноты предмета или его темных пятен .

Следовательно, впечатление света может быть достигнуто в однотонном рисунке вследствие выдержанности тонального масштаба. Рисунки по тону могут быть как светлыми, так и темными. Поэтому в тональном рисунке очень важно верно установить тональный масштаб между светлым тоном белизны бумаги и силой тона темноты графитного карандаша . При этом тональный масштаб, независимо от мягкости карандашей , за исключением твердых, может быть верно установлен. Для наглядности и для получения полного представления о тональном масштабе хорошо поупражняться на отдельном листочке из ватмана. Проложите штрихами тон в виде полосок из нескольких прямоугольников, составленных в один ряд (тональный спектр), где сила тонов , правильно соподчиняясь по всему диапазону, от светлоты бумаги плавно и постепенно, еле различаясь, переходит к самому темному тону карандаша . Такого рода практические упражнения дают возможность прочувствовать на




Top