Русские глазами экспатов. Что на самом деле иностранцы думают про русские стереотипы

Исходный текст

У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет... И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели — и не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? Как же жили люди раньше, до нас? И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни? Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней... И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чем она состоит и на чем держится?

Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом... Но, Боже мой, как все это скудно, поверхностно и беспочвенно. Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение или же, что они умеют «угодить» друг другу... Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить,— то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любез-ности и скрытом расчете... Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берет взаймы, а другой дает взаймы — и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтиче-скую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда. Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несет их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества... Ибо без живой любви люди подобны мертвому праху...

Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает... Если бы только люди умели дорожить ею и крепить ее...

Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, так, как если бы в нем жил таинственно раскаленный уголь. Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. Но свет его светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. И вот, истинная дружба возникает из этих искр.

(по И. Ильину)

Сочинение

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

Что такое дружба? Я считаю основа дружбы — это доверие. Дружить — значит свободно делиться тем, что важно для меня.

В данном тексте автор затрагивает проблему одиночества и дружбы. Как и всё дорогое, дружбу вовсе непросто преобрести. За неё можно заплатить лишь ответной дружбой. Бывает так, что ты хочешь с кем-нибудь подружиться, но пройдёт очень много времени, прежде чем этот человек станет твоим другом. Ведь завоевать дружбу сложно: о ней нужно заботиться.

Примером ненастоящей, дружбы "от нечего делать" является дружба Онегина и Ленского. Абсолютной противоположностью является дружба Пьера Безухова и Андрея Балконского. Людей, имеющих общие взгляды на жизнь.

В заключении хочется пожелать всем людям быть хорошими друзьями. Ведь дружба огромная сила которой нужно дорожить и укреплять.

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном
сочинении
Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1
К2 Комментарий к проблеме 2 нет о
К3 Отражение позиции автора 1 нет 0
К4 Своё мнение и его аргументация 3 есть 1
К5 Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2 нет 0
К6 Точность и выразительность речи 2 нет 1
К7 Орфография 3 5 ошибок 0
К8 Пунктуация 3 5 ошибок 0
К9 Соблюдение языковых норм 2 1 ошибка 2
К10 Соблюдение речевых норм 2 1 недочёт 2
К11 Соблюдение этических норм 1 есть 1
К12 Фактологическая точность 1 2 нарушения 0
Всего: 23 8

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм

Найди в сочинении орфографические ошибки.

Ошибка: вовсе не просто
Правильно: вовсе не просто

Ошибка: преобрести
Правильно: приобрести

Ошибка: основанна
Правильно: основана

2 ошибки: Взаключении
Правильно: В заключение

Всего: 5 орфографических ошибок

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

Ошибка: Я считаю основа дружбы — это доверие.
Правильно: Я считаю: основа дружбы — это доверие. Или: Я считаю, что основа...

Ошибка: Примером ненастоящей, дружбы "от нечего делать" является дружба Онегина и Ленского.
Правильно: Примером ненастоящей дружбы, дружбы "от нечего делать", является дружба Онегина и Ленского. Или: Примером ненастоящих отношений, дружбы...
(Слово дружба относится к обоим определениям, фраза построена и пунктуационно оформлена неправильно. См.: К10.)

2 ошибки: Ведь дружба огромная сила которой нужно...
Правильно: ведь дружба — огромная сила, которой нужно...

Всего: 3 пунктуационные ошибки

К9. Соблюдение языковых норм

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Ошибка: Ведь дружба огромная сила которой нужно дорожить и укреплять.
Глаголы дорожить и укреплять имеют разное управление ( дорожить чем?, укреплять что? ), поэтому они не могут иметь при себе одну форму слова который .

Всего: 1 нарушение языковых норм

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Фраза неполная, так предложения не строятся: Людей, имеющих общие взгляды на жизнь.
Необходимо переформулировать весь кусок текста, чтобы данный фрагмент оказался частью предложения.

Всего: 1 нарушение речевых норм

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста сформулирована верно.

В своем тексте И.А.Ильин поднимает проблему истинной и ложной дружбы.

Данная проблема является весьма актуальной в современном обществе, так как в погоне за личной выгодой люди пренебрегают истинными чувствами и дружбой. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, автор приводит многочисленные примеры ложных связей, которые не являются прочными. Перечисляя достоинства истинной дружбы, И.А.Ильин указывает на ее всеобъемлющую силу, способную сделать невозможное. Однако это дано почувствовать лишь людям честным и чувственным.

Автор убежден в том, что истинная дружба, в отличие от мнимой, способна коренным образом изменить жизнь человека, открыть его сердце новым чувствам и переживаниям: «истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви». И.А.Ильин твердо уверен, что такие отношения сходны любви и способны зажечь огонь в душе человека, а мнимые чувства исчезают бесследно.

Мнимая же дружба перестает быть дружбой, как только исчезает какая-либо выгода. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из художественной литературы.

В качестве аргумента рассмотрим роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», главные герои которого связаны самыми искренними чувствами. Андрей Болконский и Пьер Безухов глубоко уважают друг друга, а во время трудных жизненных испытаний всегда готовы оказать поддержку. Так, князь Андрей поручил своему другу заботу о Наташе Ростовой на время своего отъезда. Несмотря на то, что девушка была любима Пьером, герой ни на минуту не задумывается о том, чтобы воспользоваться сложившейся ситуацией. Так, храня крепкую и искреннюю дружбу, герои остаются поддержкой и опорой друг друга.

Другим примером могут служить события из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», в котором перед нами предстает история взаимоотношений Владимира Ленского и Евгения Онегина.

Дружбу героев никак нельзя назвать истинной. Для Евгения, скучающего в поместье дяди, общение с Ленским было способом хоть как-то развлечь себя. Неудивительно, что в скором времени отношения героев дали трещину: Ленский и Онегин вызывают друг друга на дуэль из-за спора по поводу Ольги. Бывшие друзья, не питавшие друг к другу искренних чувств, были просто не способны решить проблему другим путем. Таким образом, для людей, не связанных истинной дружбой, малейший пустяк оказался трагедией, закончившейся смертью Ленского от рук Онегина.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что истинная дружба объединяет людей, делает их сердца добрее и для некоторых даже является смыслом жизни. Мнимая же дружба в лучшем случае оставляет пустое место в сердцах людей, в худшем - приводит к трагедии.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ВАРИАНТ 2 Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1)Древние греки и римляне писали на покрытых воском деревянных табличках. (2)Буквы процарапывали в слое воска заострённой палочкой, которую называли стилос, или стиль; на другом конце стиля имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск, если возникала необходимость внести в записи исправления. (3)_____ выражение «у каждого свой стиль» впрямую связано с этим орудием для письма.

1. Выражение «у каждого свой стиль» связано с орудием для письма древних греков и римлян, которые процарапывали буквы в слое воска заострённой палочкой - стилосом.

2. Древние греки и римляне процарапывали буквы в слое воска заострённой палочкой, на другом конце которой имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск.

3. Заострённую палочку, которой писали древние греки и римляне, называли стилос, или стиль; на другом конце стиля имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск

4. Древние греки и римляне писали на покрытых воском деревянных табличках заострёнными палочками, которые называли стилос, или стиль.

5. Орудием для письма у древних греков и римлян была заострённая палочка - стилос, которая легла в основу выражения «у каждого свой стиль».

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наверное,

3. Разумеется

4. Между прочим,

5. Неужели

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПИСЬМО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПИСЬМО , -А, мн. пи сьма, -сем, -сьмам, ср.

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п.

2. Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.

3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое п. Иероглифическое п.

4. Манера художественного изображения. Реалистическое п. Икона старинного письма.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

заселЁнный / обзвонИт / создАв / добралАсь / облЕгчить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Чарский был один из КОРЕННЫХ жителей Петербурга.

Это была самая симпатичная сотрудница в отделе, тихая и БЕЗОТВЕТНАЯ.

Наверное, никакой мудрец не разрешит этой ВЕЛИКОЙ тайны любви.

Трагедия не вызывала в слушателях недоумения, она будила в их душах сочувственный ОКЛИК, созвучное настроение.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

звук ИСЧЕЗ

без ПОГОН

ТРОЕ ножниц

с ДВЕСТИ рублями

пачка макарон

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Не сходя с лошади, Травкин сообщил, что немцы уже недалеко, с артиллерией и самоходками.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Студенты-дипломники университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

B) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) На встрече со своими читателями поэт признался, что «я словно слышу стихи».

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Засидевшиеся допоздна гости неохотно покидали дом радушных хозяев.

6) Все, кто подошёл по возрасту и физическим данным, принял участие в забеге.

7) С редкой горячностью Лев Николаевич Толстой ставит перед собой вопросы в «Дневнике молодости».

8) Все области человеческой природы работают в согласии не только с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.

9) После изгнания врага за пределы нашей Родины люди восстанавливали разрушенные города войной.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

объед..нение / заб..раясь / выр..щенный / пол..гаться / инт..ллектуал

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..обдуманный, з..лив / пр..школьный, пр..тих / бе..вкусный, и..сяк / нед..бор, н..дкусить
пред..стория, по..ск

10. Е .

податл..вый / подмиг..вать / гуаш..вый / улыбч..вый / болот..стый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

вывороч..нный / ненавид..вший / преследу..мый / обдумыва..шь / независ..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ОТСТУПНО смотрят на меня жаркие глаза горящего огня.

Оригинальные, ранее (НЕ)НАПЕЧАТАННЫЕ работы могут быть опубликованы в журнале «Асимметрия».

Мы даже (НЕ)ЗАДУМЫВАЕМСЯ о том, какой длинный путь через страны и континенты, моря и океаны пришлось проделать разным продуктам, чтобы оказаться на нашем столе.

Директор основанной Екатериной II Академии художеств должен был отчитываться перед государственными чиновниками, которые, (НЕ)РАЗБИРАЯСЬ ни в искусстве, ни в преподавании, часто мешали ему своими распоряжениями.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)НАЧАЛЕ работы особенно внимательно следите (ЗА)ТЕМ, чтобы ваши действия соотносились с предполагаемым результатом.

(С)НАЧАЛА древние моряки плавали лишь вдоль берега, не теряя из виду суши: они должны были накопить достаточный мореходный опыт, ЧТО(БЫ) решиться на дальнее плавание.

Бронза дубов, ЯРКО(ЖЁЛТАЯ) листва лип и берёз, красные вкрапления клёнов и осин, КАК(БУДТО) переплетаясь, создают удивительное сочетание красок осени.

У человека, ТАК(ЖЕ) как и у животных, ТО(ЖЕ) существуют сигналы невербальной коммуникации, уходящие корнями в глубокое прошлое.

Новые данные лишний раз дают повод подумать о том, (НА)СКОЛЬКО сильно ВСЁ(ТАКИ) мы можем заблуждаться относительно простоты окружающего мира.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

Протяжё(1)ость маршрута, проложе(2)ого к приполярной таёжной жемчужине - озеру Кукас, запрята(3)ому природой в тайге среди сопок, на границе Северной Карелии и Мурманской области, - примерно 240 километров; ветре(4)ые дни в этих местах - обычное дело.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

2) Стремление человека к приобретению знаний естественно и полезно как для самого человека так и для общества в целом.

3) Стволы берёз и сосен листья и травы сам воздух и вода лесных озёр сверкали утренней свежестью.

4) Наномир сложен и пока ещё сравнительно мало изучен и всё же он не столь далёк от человека.

5) Сила запахов у разных растений различна и в большинстве случаев зависит от количества и состава эфирного масла.

16.

Сухоцвет кермек (1) даже высохнув (2) сохраняет скромную красоту цветения (3) создаваемую сиренево-розовыми лучистыми корзиночками (4) будто только что раскрывшимися навстречу утреннему степному солнцу.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А вы (1) надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы (2) жадною толпой стоящие у трона,

Свободы (3) Гения и Славы палачи!

Таитесь (4) вы (5) под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд (6) наперсники разврата!(М.Ю. Лермонтов)

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Во второй половине XX века в обиход человека вошли печи (1) нагрев пищи (2) в которых (3) производится невидимыми лучами - микроволнами.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В горсти ярких морских камней не сразу заметишь маленькую скромную жемчужину (1) но (2) чем больше будешь приглядываться к ней (3) сравнивая с дешёвой нарядностью окружения (4) тем лучше поймёшь (5) почему жемчуг есть жемчуг.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

Для ответа на 25 задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

(1)У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. (2)Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. (3)И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (4)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

(5)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? (6)Как же жили люди раньше, до нас? (7)И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? (8)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (9)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(10)Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. (11)Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! (12)Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. (13)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

(14)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (15)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (16)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». (17)Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (18)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. (19)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

(20)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары. (21)Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (22)Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. (23)А духовная любовь есть сущее пламя Божие! (24)Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. (25)Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. (26)Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

(27)Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. (28)Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. (29)Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. (З0)Всякая истинная дружба возникает из этих искр. (31)Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. (32)Холодный мрак поглощает всё бесследно. (ЗЗ)Такая мертвая пустота не может дать ответа. (34)Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. (35)И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

(З6)Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. (37)Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука. (По И.А. Ильину.) Ильин Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, писатель, публицист, автор книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».

20.Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Истинная дружба основывается исключительно на том, что людям приятно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу.

2. Истинная дружба подразумевает духовное единение людей.

3. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем любовь к Богу.

4. Дружба, основанная на гладко-скользкой «обходительности», наиболее крепка.

5. Основу истинной дружбы составляет бережное и чуткое отношение человека к другим людям.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов

1. В предложениях 10-15 представлено рассуждение.

2. Предложения 21-25 содержат повествование.

3. Предложение 2 содержит объяснение высказанного в предложении 1 суждения.

4. Предложение 19 содержит итоговый вывод из представленной в предложениях 15-17 информации.

5. В предложениях 1-4 представлено описание.

22.Из предложений 14-21 выпишите фразеологизм.

23.Среди предложений 27-35 найдите такое(-ие), которое-(ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. «Передавая свои чувства, возникшие при размышлении о сущности истинной дружбы, И.А. Ильин использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (предложения 11, 23) и (Б) _____ («словно деревянные шары» в предложении 20). Эмоциональное состояние автора помогает передать такой прием, как (В) _____ (предложение 34). Душевное смятение автора выражается благодаря использованию такого тропа, как (Г) _____ («мертвая пустота» (предложение 33), «холодный мрак» (предложение 32), «мощное пламя» (предложение 35))».

Список терминов:

1. эпитеты

2. фразеологизмы

3. вопросно-ответная форма

4. сравнительный оборот

5. метафоры

6. противопоставление

7. парцелляция

8. восклицательное предложение

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2 – междупрочим

4 – облегчить

5 – отклик

6 - двумястами

8 – интеллектуал

9 – пришкольныйпритих

10 – гуашевый

11 – независимый

12 – неотступно

13 – сначалачтобы

22 – разинавсегда

Примерный круг проблем

1. Проблема преодоления чувства одиночества. (Как преодолеть чувство одиночества, когда оно начинает казаться нам тягостным и мучительным?)

1. Истинная дружба помогает человеку преодолеть мучительное чувство одиночества и порождает в нем деятельную любовь к другим людям.

2. Проблема отличия истинной дружбы от мнимой. (Чем истинная дружба отличается от мнимой?)

2. Истинная дружба подразумевают духовную близость и бескорыстную самоотдачу. В её основе лежит духовная любовь, соединяющая людей.

3. Проблема ценности дружбы. (В чем ценность дружбы?)

Если ученик выделил другую проблему и убедительно прокомментировал ее, то этот вариант тоже засчитывается, в противном случае К1-К4 оцениваются 0 баллов.

3. Дружба - это духовное единение людей, связанных общими мыслями и переживаниями.

Проблема текста

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

(1) «Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего», - написал мне дедушка в моей тетради, когда мне стукнуло восемь лет. (2) Теперь этот закон кажется мне выражением настоящей жизненной мудрости. (3) Жизнь есть борьба, в которой мы должны побеждать; а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое.

(4) Всю жизнь нам грозят лишениями. (5) Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных «потерях», «убытках», унижениях и бедности. (6) Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом – подготовка к успеху, закал для победы. (7) То, чего требует от нас эта школа, - есть духовное преодоление угроз и лишений. (8) Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. (9) Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. (10) «Не хватает?» - «Пускай себе не хватает. Я обойдусь»… (11) Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отказываться от главного, за которое мы ведём борьбу. (12) Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни – не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать…

(13) Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.

(14) Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. (15) Это и есть то, чем он живёт и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем всё остальное бледнеет и отходит не задний план. (16) Это и есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. (17) Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников.

(18) И, во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение – не на том, чего не хватает, чего он «лишён», но на том, что ему дано. (19) Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. (20) Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. (21) И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы. (22) Такому человеку довольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумлённо преклониться перед ним; ему, как Спинозе, достаточно наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в её переживание.(По И. Ильину)



Справка: Иван Александрович Ильин (1883 – 1954) – русский христианский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения. Выслан из России в 1922 году за антикоммунистическую деятельность.

1. Иван Ильин поднимает проблему убытков в жизни человека.

2. Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой размышляет философ Иван Ильин.

3. Как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова проблема, которая привлекла внимание И. Ильина.

4. В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема – счастье.

6. Как научиться сохранять душевное равновесие несмотря на жизненные заботы и лишения?

7. Что такое истинная любовь? Этот вопрос ставит перед читателями И. Ильин.

8. В чём заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И. Ильин.

9. Что такое жизненная борьба? Над этим вопросом рассуждает автор.

10. Текст И. Ильина посвящён важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей?

Комментарий к проблеме

(текст публицистического стиля)

О дружбе

(7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(9)Бывает "дружба", основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (10)Но бывает и "дружба" лести, "дружба" тщестлавия, "дружба" протекции, "дружба" злословия, "дружба" преферанса и "дружба" собутыльничества. (11)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы - и оба считают себя "друзьями". (12)"Рука моет руку", люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они "подружились". (13)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (14)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию "дружбы" в трагедии всеобщего одиночества. (15)Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.

(16)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (17)Истинная дружба... (18)Если бы только знать, как она завязывается и возникает... (19)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её...
(20)На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека: эта сила есть любовь. (21)

На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь.

(По И. Ильину)

(текст художественного стиля)

Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. Увидев его, они приостановились, удивленно переглянулись.

Мы уже и не ждали вас, - после первых приветст­вий стал оправдываться Мурод. - Решили, что не приеде­те, и отправились в гости. Когда же вы выехали?

В полдень, сынок, в полдень. Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. Думал, что и не доберусь...

Да что же мы стоим, пойдемте домой. Вы же совсем замерзли.

Но старик не тронулся с места. Он испытующе смотрел на сына.

Скажи, что случилось? Почему так поспешно вы­звал меня?

Ничего не случилось. - От Мурода пахнуло водкой и табаком. - Просто соскучился...

Он в Москву едет на три месяца. От завода направляют учиться. Вот*, и хочет перед отъездом повидаться, - пояснила невестка. Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: - Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду...

Едешь, значит, учиться... Слава богу, - сказал ста­рик. - А я, грешным делом, о чем только не передумал.

Ну идемте же... - Взяв отца за локоть, Мурод по­вел его в подъезд.

Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем сво­им немощным телом чувствовал, как он устал. Все невзго­ды долгого дня отозвались в нем сплошной неумолчной болью. Колоколом гудела голова, разламывалась поясни­ца. На какое-то мгновение у него появилось желание оста­новить сына и сказать ему: «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денек и приехать. Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. Теперь же мне ничто не в радость. Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? Как мог забыть ты?.. Ведь я отец твой...» Но ничего этого не сказал старик. Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. В молчании он хоронил пепел истлевших надежд.

Так едешь учиться? - безучастно переспросил ста­рик, когда они уже были на лестничной площадке и Му­род, достав ключ, копался в замочной скважине. - Учись, сынок. Хорошее это дело - учиться.

(С. Турсун)

Вопросы для комментария проблемы

Сформулируйте проблему и прокомментируйте её, опираясь на данный текст

Я - старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клини­ческое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неуже­ли же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь треть­ими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

(По Ю. Лотману)

Об истинной дружбе. И.А. Ильин June 6th, 2016

У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет... И тогда изумлённо и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели — и не нашёл ни сочувствия, ни понимания, ни друга? Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? Как же жили люди раньше, до нас? И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни? Иногда кажется, что современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

Конечно, люди и теперь нередко "нравятся" друг другу и "водятся" друг с другом... Но, Боже мой, как всё это скудно, поверхностно и беспочвенно. Ведь это только означает, что им "приятно" и "забавно" совместное времяпрепровождение или же что они умеют "угодить" друг другу...

Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, — то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая дружба, которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой "обходительности", на пустой любезности и скрытом расчёте...

Бывает "дружба", основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и "дружба" лести, "дружба" тщеславия, "дружба" протекции, "дружба" злословия, "дружба" преферанса и "дружба" собутыльничества. Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы — и оба считают себя "друзьями". "Рука моет руку", люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они "подружились". Но дружбой иногда называют и лёгкое, ни к чему не обязывающее "увлечение", связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда.

Все эти мнимые "дружбы" сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их "дружба" распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще знакомы.

Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию "дружбы" в трагедии всеобщего одиночества. Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.

Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает. Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её...

На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта сила — любовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это — духовная жизнь. И вот, истинная дружба — это духовная любовь, соединяющая людей.

Если мы видим где-нибудь на земле истинную верность и истинную жертвенность, то мы можем с уверенностью принять, что они возникли из настоящей духовной близости.

Дружба свойственна только людям духа: это их дар, их достояние, их способ жизни. Люди без сердца и без духа не способны к дружбе: их холодные, своекорыстные "союзы" всегда остаются условными и полупредательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма. Истинное единение людей возможно только в духе и любви.

На свете есть много людей, которые ничего не знают об истинной дружбе и тем не менее беспомощно толкуют о ней; и не находя к ней пути, и не зная, как осуществить её, удовлетворяются земною страстною "любовью", обычно вынося из неё разочарование и уныние. Но именно они должны узнать и почувствовать, что они призваны к ней и что она для них достижима.

Ибо самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку; и малейшая искра духовного обмена, в живой беседе, в искусстве, в совместном исследовании или созерцании; и всякая попытка совместно помолиться единому Божеству единым воздыханием — содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука... И как грустно, если жизнь пресекается уже в своём зерне, если лестница обламывается на первой ступени, если песнь обрывается на первом звуке!..

Поэтому каждый из нас должен всю жизнь искать истинной дружбы, духовно строить её и любовно беречь её.

Recent Posts from This Journal

  • Сайт для тех, кто не может спокойно смотреть на то как гробят Россию и готов это изменить


  • Шесть.Фильм об Апокалипсисе и правильном выборе при ультиматуме начертания антихриста

    10.28. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Евангелие от Матфея…


  • Росси и Америка вышли из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности


  • А ДРУГИМ ЧИНОВНИКАМ СЛАБО?

    Чиновник, который урезает расходы на себя, добивается СНИЖЕНИЯ тарифов на проезд в общественном транспорте, продаёт дорогие внедорожники мэрии, чтобы…

  • Сборная России по сверхбогачам – мировой лидер по росту




Top