Сохранение, государственная охрана, использование и популяризация объектов культурного наследия. Популяризация культурного наследия в молодежной среде Полномочия мо по популяризации объектов культурного наследия

Проект положения "о сохранении, использовании, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Михайловского муниципального района, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Михайловского муниципального района"

(дата начала приёма заключений по результатам независимой экспертизы - 3 февраля 2015 года)
(дата окончания приёма заключений по результатам независимой экспертизы - 13 февраля 2015 года)

Проект

Положение

о сохранении, использовании, популяризации объектов культурного наследия

(памятников истории и культуры), находящихся в собственности

Михайловского муниципального района, охране объектов культурного наследия

(памятников истории и культуры) местного

(муниципального) значения, расположенных на территории

Михайловского муниципального района

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1,Законом Приморского края от 08.01.2004 № 98-КЗ «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края», Уставом Михайловского муниципального района.

1.2. Настоящее Положение направлено на реализацию полномочий администрации Михайловского муниципального района в сфере охраны, сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Михайловского муниципального района.

1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:

Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) Михайловского муниципального района относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, места совершения религиозных обрядов.

Сохранение объектов культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Использование объектов культурного наследия - эксплуатация объектов культурного наследия без изменения их особенностей в целях развития науки, образования и культуры, патриотического, идейно - нравственного и эстетического воспитания населения, а также в хозяйственных и иных целях, если это не наносит ущерба сохранности объектов культурного наследия и не нарушает их историко-художественной ценности.

Популяризация объектов культурного наследия - повсеместное распространение знаний и информации об объектах культурного наследия, обеспечение общедоступности, обеспечение доступности к этим знаниям и информации, прежде всего, обнародование сведений и данных о нематериальных составляющих культурного наследия, в том числе через цифровые, электронные сети, носители, включая и традиционные средства передачи данных, коллективных и индивидуальных знаний, памяти и опыта, передачу культуры и культурных навыков через книги, газеты, журналы, другие средства массовой информации, через телевидение и радио.

2. Полномочия органов местного самоуправления

в области сохранения, использования, популяризации

и охраны объектов культурного наследия

К полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия относятся:

2.1. Полномочия Думы Михайловского муниципального района:

1) принимает муниципальные правовые акты в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Михайловского муниципального района, а также в области охраны объектов культурного наследия муниципального значения;

2) утверждает перечень объектов культурного наследия муниципального значения, подлежащих включению в реестр объектов культурного наследия;

3) утверждает бюджет в части финансирования сохранения, использования, популяризации, охраны объектов культурного наследия;

4) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охраны объектов культурного наследия муниципального значения.

2.2. Полномочия администрации Михайловского муниципального района:

1) осуществляет учет, паспортизацию объектов культурного наследия муниципального значения;

2) формирует предложения о внесении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия и об их исключении из реестра;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

4) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

3. Охрана объектов культурного наследия

3.1. Объекты культурного наследия на территории Михайловского муниципального района подлежат охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

3.2. Охрана объектов культурного наследия включает в себя:

1) контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия;

2) учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии с действующим законодательством;

3) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия;

4) согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима;

5) контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального законодательства;

6) разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;

7) выдачу в случаях, установленных Федеральным законодательством, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

8) согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законодательством, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ;

9) выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

10) установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования;

11) установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;

12) контроль за состоянием объектов культурного наследия;

3.3. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

3.4. Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

3.5. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

4. Сохранение объекта культурного наследия

4.1. Сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

4.2. Ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

4.3. Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

4.4. Выдача разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

5. Особенности владения, пользования

и распоряжения объектом культурного наследия

5.1. Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

5.2. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

5.3. Объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Источники финансирования мероприятий

по сохранению, использованию, популяризации

и охране объектов культурного наследия

6.1. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) внебюджетные поступления;

4) местные бюджеты.

6.2. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законами Приморского края Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Михайловского муниципального района в пределах полномочий.

На официальном портале проектов нормативных правовых актов Министерством культуры РФ размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект, по замыслу разработчика, направлен на совершенствование порядка осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Комментарий руководителя Юридической службы Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) опубликован в сентябрьском номере (№ 5, 2017).

Законопроект предусматривает установление общественного контроля за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия. Осуществление такого контроля, по замыслу разработчиков законопроекта, делегируется общественным организациям через создаваемые ими общественные инспекции. Члены таких инспекций, в случае принятия законопроекта, будут иметь право беспрепятственно посещать и осматривать объекты культурного наследия. Законопроектом не учтен тот факт, что в случае нахождения инспектируемого объекта культурного наследия в собственности религиозной организации, нужно принимать во внимание режим осуществления богослужений и иной религиозной деятельности, а также возможность использования при этом технических средств связи, аудио-, фото- и видеофиксации, средств технического и инструментального контроля.

Кроме того, не предусмотрено право религиозных организаций выступать в качестве учредителей создаваемых общественных инспекций. При этом законопроект исключает возможность включения в состав общественных инспекций лиц, состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с собственниками объектов культурного наследия.

Очевидно, в существующей редакции проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия" и отдельные федеральные законы» не может быть поддержан.

Русская Православная Церковь предлагает вывести объекты культурного наследия, находящиеся в собственности или безвозмездном пользовании религиозных организаций, из-под действия норм об общественном контроле. По благословению Святейшего Патриарха разработаны соответствующие поправки, в соответствии с которыми соблюдение законодательства в области охраны таких объектов культурного наследия должно контролироваться исключительно государственными инспекторами в области охраны объектов культурного наследия, которые могут при осуществлении своих полномочий посещать и обследовать объекты культурного наследия, находящиеся в собственности или пользовании религиозных организаций, только с их согласия и с учетом их внутренних установлений. Кроме того, согласно предложенным нами поправкам необходимые для проведения проверок технические средства, в том числе средства связи, аудио-, фото- и видеофиксации, а также средства технического и инструментального контроля на объектах, находящиеся в собственности (пользовании) религиозных организаций, и их территориях могут быть использованы государственными инспекторами только с согласия соответствующих религиозных организаций и с учетом режима совершения религиозных обрядов.

Патриархия.ru

Другие документы

О госпошлине за регистрацию прав на недвижимость

Исключение проектов охранных обязательств из перечня документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения

Можно ли избежать оплаты государственной пошлины за регистрацию договоров безвозмездного пользования объектами культурного наследия? Комментарий Юридической службы Московской Патриархии

Заявление Санкт-Петербургской епархии в связи с вопросом о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви

У нашего края богатое историческое и культурное наследие. Это древние поселения и могильники, наскальные изображения в Яшкинском районе, историко-архитектурный комплекс исторического центра Мариинска, старого Кузнецка, памятники истории и архитектуры советского периода.

На государственной охране в Кемеровской области находится более 1200 памятников истории и культуры, в том числе около 300 памятников архитектуры и градостроительства, более 150 памятников истории, 31 памятник монументального искусства, почти 800 памятников археологии.

Придание официального статуса объектам историко-культурного наследия обеспечивает правовое регулирование отношений в области их сохранения и использования, при возникновении имущественных отношений и проведении ремонтных и реставрационных работ.

Вопросы сохранения культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в Кемеровской области - Законом от 8 февраля 2006 года №29-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Кемеровской области».

Органом исполнительной власти Кемеровской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, является департамент культуры и национальной политики Кемеровской области. Распоряжением Губернатора Кемеровской области от 15 марта 2007 г. №23-рг «О научно-методическом совете по объектам культурного наследия Кемеровской области» создан научно-методический совет, в который вошли высококвалифицированные специалисты в области архитектуры, археологии, истории и монументального искусства.

В целях повышения эффективности деятельности в сфере сохранения культурного наследия Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.12.2009 г. №1190-р утверждена Концепция сохранения культурного наследия Кемеровской области. Органами государственной власти и местного самоуправления, собственниками и пользователями памятников истории и культуры принимается система мер, направленная на предотвращение повреждения и уничтожения, а также сохранение объектов культурного наследия.

Для сохранения градостроительной среды и природного ландшафта устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В области продолжает развиваться сеть музеев-заповедников. Так, в Таштагольском районе создано муниципальное учреждение культуры - музей «Трехречье», в г. Мариинске - муниципальное учреждение культуры «Музей-заповедник Мариинск исторический», в задачи которых входит сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также развитие просветительской и экскурсионной деятельности.

Активное развитие экономики нашего края обязывает нас более бережно относиться к древнейшим объектам культурного наследия - памятникам археологии. В соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственному освоению земель должно предшествовать проведение историко-культурной экспертизы на предмет выявления наличия или отсутствия памятников археологии.

Проведены ремонтно-реставрационные работы на зданиях-памятниках архитектуры:

- «Дворец Труда» (Кемеровский колледж культуры и искусств);

Драматический театр (г. Новокузнецк), «Дом купца Пьянкова» (музей истории крестьянского быта - с. Красное Ленинск-Кузнецкий район);

Здание заводоуправления Новокузнецкого металлургического комбината, Дворец культуры и техники КМК, Театр металлургов (г. Новокузнецк);

Дворец культуры металлургов (г. Гурьевск).

Проведены работы по ремонту и благоустройству территорий памятников истории и монументального искусства. Разработана проектная документация реставрации памятника федерального значения «Дворец культуры им. Артема» (г. Прокопьевск), памятника регионального значения «Школа Кемеровского рудника (г. Кемерово).

Статья 9.3. Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Комментарий к статье 9.3

1. Комментируемая статья устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия . Полномочия органов местного самоуправления в названной области предопределяются сущностью местного самоуправления, заключающейся в том, что местное самоуправление представляет собой самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Как свидетельствует практика, чаще всего и больше всего вопросы местного значения (в том числе и в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия) решаются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления (местными администрациями, возглавляемыми, как правило, главами муниципальных образований). Это соответствует положениям п. 3 ст. 10 комментируемого Закона, согласно которому (помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти) меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляют местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы.
Общей законодательной основой осуществления органами местного самоуправления своих полномочий являются Конституция РФ (ст. ст. 12, 130 - 133), конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Базовым законодательным актом, определяющим вопросы местного значения и сами полномочия органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В ст. ст. 14 (п. 13), 15 (п. 19.3), 16 (п. 18) данного Закона закреплены такие вопросы местного значения, как сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия для городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.
Общие полномочия органов местного самоуправления по решению указанных и иных вопросов местного значения закреплены в ст. 17 названного Федерального закона. В ней перечислены лишь некоторые из многочисленных полномочий, которые приходится осуществлять органам местного самоуправления. В п. 1.1 данной статьи указано, что по вопросам, отнесенным в соответствии со ст. ст. 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
2. Судя по содержанию комментируемой статьи, полномочия органов местного самоуправления в названной области связаны с сохранением, использованием, популяризацией и охраной объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (п. п. 2, 3) либо таких объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (п. п. 1, 3.1). Общие правила и условия реализации тех или иных полномочий органов местного самоуправления частично закрепляются в статьях комментируемого Закона.
Прямо в комментируемой статье предусмотрены следующие полномочия органов местного самоуправления:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;
- государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
- определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;
- обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов.
Первые два полномочия (из общего списка полномочий) органов местного значения городского округа и городского поселения предусмотрены также в Основах законодательства РФ о культуре (ст. 40). Текстуальное различие нормы о полномочии по охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) местного (муниципального) значения заключается в том, что в комментируемом Законе речь идет о "государственной охране" объектов местного (муниципального) значения, а в Основах законодательства РФ о культуре - просто об "охране" таких объектов культурного наследия, что представляется юридически корректным и в большей мере соответствующим статусу и полномочиям органов местного самоуправления. Государственной охране объектов культурного наследия посвящена глава VI настоящего Федерального закона (см. комментарии к ст. ст. 33 - 38) .
В ст. 58 комментируемого Закона содержатся отдельные нормы, определяющие порядок реализации третьего по счету полномочия из комментируемой статьи - о порядке организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения (см. комментарий к указанной статье) .
Полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований, а также обеспечению условий доступности таких объектов для инвалидов, как уже отмечалось, проистекают из обязанностей собственника объекта культурного наследия, которым в данном случае является муниципальное образование. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия устанавливаются главой VIII настоящего Федерального закона (см. комментарии к ст. ст. 47.1 - 50.1) . Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержден Приказом Министерства культуры РФ от 20 ноября 2015 г. N 2834.
Следует отметить, что комментируемая статья введена в комментируемый Закон Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", а с 2014 г. она стала содержать так называемый открытый (неполный) перечень полномочий, в связи с чем органы местного самоуправления имеют возможность осуществлять также, как сказано в п. 4 статьи, "иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами ". Например, в ст. 5.1 (подп. 3 п. 3) настоящего Федерального закона предусмотрено, что требования к осуществлению деятельности и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места местного (муниципального) значения устанавливаются органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. О полномочиях органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия (помимо комментируемой статьи) говорится также в ст. 13, п. 1 ст. 14, п. 16 ст. 16.1, п. п. 3 и 5 ст. 18, п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 27, п. 2.1 ст. 31, п. 2 ст. 45, п. 11 ст. 47.6, п. п. 1, 5 ст. 58 и др. настоящего Федерального закона.

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.




Top