Почему Первобытный мир называют «детством человечества. Занимательная история «Первобытный мир»… Первобытный мир первые шаги человечества сообщение

А) Взаимное приветствие

Б) фиксация отсутствующих

Учитель: Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление и в 356 г до н.э. поджог красивый храм богини Артемиды в г.Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то хочет прославиться, совершая зло, а кто-то, - совершая хорошие поступки. Поднимите руки, кто хотел бы оставить свой след в истории?
Сегодня я предоставлю вам возможность прославиться на уроке своими хорошими ответами, тем самым оставить как можно больше следов в истории.
Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за работу на уроке вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным

Учитель: ученикам предлагается разгадать «Путаницу»

1.Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога «ГИЛИЯРЕ» (религия)

2. Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» (земледелие)

3. Занятие древних людей, позволяющее добыть в основном растительную пищу «ВОЛЬТЕСТБИРАСО»- (собирательство)

4. Как называется община, состоящая из постоянного коллектива родственников «ЯДОРОВА» (родовая)

5. Термин, обозначающий последовательность событий во времени «ГИЛОЯРОХНО» (хронология)

Объявление темы урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»)

Учитель: Итак,у нас с вами урок-исследование.Каждая группа будет исследовать свою определенную проблему. У нас будет группы археологов, антропологи, религиоведы, обществоведы. Знатоки.Группы получают свои задания. Внутри групп распределены роли участников групп: исследователь, секретарь, художник, оратор, тайм-кипер. Время на работу 10 минут.

1 группа «Археологи»

Задание: - составить археологическую карту каталог древних орудий труда;, Древнего Казахстана;

Уметь рассказать, объяснить свою карту;

2 группа «Антропологи»

Задание: - представить этапы развития древних людей;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

3 группа «Обществоведы»

Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров занятия и типы общественного устройства древних людей;

Уметь рассказать и объяснить;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

4 группа «Религиоведы»

Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров мировоззрения и религиозные представления древних людей;

Уметь рассказать и объяснить;

Придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».

Патриотическая физминутка. Все встали.

Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.

Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.

Если вы уверены в своих силах, топните ногой.

Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши.

Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

Работа с 5 группой (пока 1-4 группы работают самостоятельно)

Происхождение человека - предмет научных дискус с ий. Человечество развивалось долго и неравномерно. Пер и од первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

- Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

    Постановка проблемы.

Давайте посмотрим на рисунки.

Чем древний человек отличался от животного?

Чем был похож на животное?

Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

Проблемный вопрос

Поиск решения проблемы

Версии детей, актуализация знаний.

Что такое Первобытный мир?(Первая эпоха всемирной истории

А что такое историческая эпоха? Большой промежуток времени, часть истории человечества.

Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка? (рисунок)

Прародина людей – колыбель, кроватка человека, который ещё не умеет ходить.

- Расселение по планете – знакомство со своей комнатой, домом.

Проблемный вопрос

для чего древние люди объединялись в группы.

Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Для решения проблемной задачи, необходимо ответить на вопросы,

      Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей?

      Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей

      Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины?

      Какие открытия и изобретения сделали первобытные

Учитель: Итак, мы с вами провели большую работу. Исследовали каменный век. Теперь необходимо выяснить, что же вы, как ученые, узнали об этом периоде.

(группы представляют результаты своей работы, ватманы на доске).2-3 мин

Выражение решения проблемы. 2-3 мин

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Ученики совещаются в группах.

    Как в детстве, в эпоху Первобытного мира получали знания о мире

    Учились в нем жить

    Отделять добро от зла

Слова из песни Если б небыло школ….»

Как вы думаете, ребята, почему я прочитала слова из этой песенку?

У слова «школа» не одно значение…

Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

А сейчас?

Итог урока. «Свободный микрофон»

Что вам показалось трудным, непонятным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

Д/з повторить тему древнекаменный век,

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселения по планете.

Вставь в текст пропущенные слова.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы племена и роды которые состояли из людей , имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек свое города и племени .

2. Используя свои знания из разделов курса «Окружающий мир», обведи те особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

  1. Ходил на двух ногах.
  2. Жил в пещере.
  3. Изготовлял орудия труда.
  4. Ходил на охоту.
  5. Одевался в шкуры животных.
  6. Не боялся огня.
  7. Развивался, придумывал что-то новое.
  8. Имел подвижные, ловкие конечности.
  9. Общался с помощью речи.
  10. Мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Обведи те особенности первобытного человека, которыми он был похож на животных.

3. Впиши в рамки, сколько лет назад произошли эти события.

Нанеси те же данные в рамки на «реке времени» (стр. 31).
На «реке времени» рассмотри рисунки, обозначающие достижения и изобретения людей Первобытного мира. Сделай подписи к этим рисункам: приручение собаки, овладение огнём, земледелие, расселение по планете.

4. Выполни задания к контурной карте (см. страницы 82-83)

  • Подпиши названия океанов.
  • Подпиши части света.
  • Закрась место, где находилась прародина человечества.
  • Закрась районы возникновения первых цивилизаций.

Напиши, в каких частях света располагались первые цивилизации.

Азия, Африка

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили первобытные люди? Нарисуй ири напиши продолжение этой истории с точки зрения первобытной морали.

Первобытные люди схватили найденного мальчика из чужого племени, связали его и привели в свою деревню. После этого они привязали его к дереву, что бы пленник никуда не сбежал. Вечером, когда в центре деревни соберется все племя, этого чужого мальчика принесут в жертву духам.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, пленили и принесли в жертву.
Аргумент(ы) потому что люди не должны причинять зло друг другу, а должны помогать, даже незнакомым людям.

Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

Увидев получившего травму мальчика, я бы вызвал скорую помощь, а потом позвонил бы родителям мальчика, чтобы сообщить им о происшествии. Потом я бы остался подержать его до приезда скорой или его родителей. Я бы как мог постарался помочь ему.

Сделай вывод.

Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны помогать друг другу, особенно в сложных ситуациях.
Аргумент(ы) потому что надо относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Люди должны быть добрее друг к другу.

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции.

Задачи.

  1. узнать о появлении первых людей;
  2. проследить расселение первобытных людей по планете;
  3. выявить достижения людей Первобытного мира;
  4. объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;
  5. учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира
  1. создать образ эпохи Первобытного мира,
  2. учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира;

Оборудование:

демонстрационный материал:

  1. презентация
  2. шесть “думательных” шляп (в виде карточек разного цвета)
  3. Белая – Перечислите новые сведения.
  4. Красная – Выразите свои чувства по поводу работы в группах на уроке.
  5. Желтая – Что было самым интересным на уроке?
  6. Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?
  7. Синяя – Что вас заинтересовало, что хотели бы узнать по этой теме?
  8. Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

  1. новое время;
  2. древний мир;
  3. средние века;
  4. новейший мир;
  5. первобытный мир;
  1. новое время;
  2. древний мир;
  3. средние века;
  4. новейший мир;
  5. первобытный мир
  1. твой учебник математики;
  2. каменный топор;
  3. народная сказка;
  4. икона XY века;
  5. твоя школа;

Учебно-методический комплект

  1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.
  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.
  3. Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. М.: “Баласс”, 2009.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа , наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины и убивал он дичь
И бросал он обезьянам громкий клич

Просмотр слайда 1.

Чтение учителем на фоне изображения первобытных людей.

Прочтите тему урока.

Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 2

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы.

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Результат : учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный – подводящий диалог, наглядный – аудиозапись, карточки с выражением знаний.

Что такое Первобытный мир?

Первая эпоха всемирной истории

Слайд 6

Что такое историческая эпоха?

Большой промежуток времени, часть истории человечества.

Слайд 7

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Нет

Слайд8

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

В детстве

Слайд8

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос :

Сравнить Первобытный мир с детством

Слайд 8

Подведём итог.

Что мы уже знаем.

Слайд 9

Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её « детством человечества»

Слайд 10

Результат: учащиеся вспомнят основные понятия: “историческая эпоха”, “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный – подводящий диалог; наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Слайд 11

Работа в группах.

Назовите отличие и сходство первобытных людей от животных.

Слайд12

Послушайте диалог.

Разыгрывание сценки из учебника на стр.47

Что не поняла Анюта? Какой возникает вопрос?

Давайте разбираться

Слайд 13

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся .

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежание перегрузки учащихся,физическая релаксация.

Методы: словесный, практический.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: 1)словесный: подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: : « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы .

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

Весь мир.

Слайд 15

В какое время?

Первобытный мир

Что означают условные знаки?

Проговорить

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

В Африке

Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом.

Слайд 16

Вывод.

Слайд 17

Осваивали планету - дом, как ребёнок осваивает свой дом.

Осваивали планету.

Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

1 группа: признаки стаи.

Чем стая древнейших людей отличается от общины древних людей?

Отчёт 1 группы на фоне слайдов.

Слайды 18, 19, 20.

2 группа: признаки общины древних людей.

Чем община древних людей отличается от ранней общины людей современного мира?

Отчёт 2 группы на фоне слайдов.

Слайды 21, 22.

3 группа: признаки ранней общины людей современного вида.

Чем ранняя община людей современного вида отличается от общины людей современного вида?

Отчёт 3группы на фоне слайдов.

Слайды 23, 24 .

4 группа: признаки общины людей современного вида.

Чем община людей современного вида отличается от стаи древнейших людей?

Отчёт 4руппы на фоне слайдов.

Слайды 25, 26.

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.

Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.

Вывод.

Слайд 27

Учились бороться с голодом и холодом .

Карточку поместить на доске

Послушайте одноклассников и постарайтесь представить данную ситуацию.

Первобытная мораль

Театрализованное представление (стр.50-51)

  1. Вы согласны с таким рассуждением? Почему?

Высказывания детей

Как делились первобытные люди?

(свои-люди, чужие-нелюди)

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.

Вывод.

Слайд 28

Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске

Результат: в ходе предъявления результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Используя новые знания - вставьте пропущенные слова в текст на стр. 32-33 в рабочей тетради.

Применение новых знаний тетрадь, стр.32-33

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена , которые состояли из родов , имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных.

Демонстрация слайдов.

Слайды 29,30.

Взаимопроверка в парах.

Слайды 31, 32.

Итоги урока.

Что мы хотели выяснить?

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Слайд 33

Какой ответ можете дать на этот вопрос?

Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире. Учились в нём жить. Отделять добро от зла.

Результат: применение полученных знаний в ходе выполнения задания, через формулировку вопроса.

IX. Рефлексия

Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы.

Методы: наглядный – “думательные шляпы”(представлены в виде карточек).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Разделы: Начальная школа

Цель урока: дать представление об эпохе Первобытного мира.

Задачи урока:

  • узнать о появлении первых людей;
  • проследить расселение первобытных людей по планете;
  • выявить достижения людей Первобытного мира;
  • объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;
  • учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • презентация;

Организационный момент.

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины и убивал он дичь
И бросал он обезьянам громкий клич

Сегодня тема урока "Первобытный мир - первые шаги человечества"

Вспомним материал прошлого урока.

Проверка домашнего задания (работа с интерактивной доской)

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

  • новое время;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новейший мир;
  • первобытный мир;

Выбери в какое время ты живешь?

  • новое время;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новейший мир;
  • первобытный мир

Выбери исторические источники:

  • твой учебник математики;
  • каменный топор;
  • народная сказка;
  • икона XY века;
  • твоя школа;

Постановка проблемы (работа с интерактивной доской)

Чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Найдите отличие и сходство первобытных людей от животных и распределите по столбикам

Как люди в Первобытном мире хранили и передавали знания и опыт? (предположения)

Разыгрывание сценки из учебника на стр.47

Что не поняла Анюта? Какой возникает вопрос?

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Актуализация знаний

Что такое Первобытный мир? (Первая эпоха всемирной истории)

Что такое историческая эпоха? (Большой промежуток времени, часть истории человечества)

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных? (Нет)

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки? (В детстве)

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? (СравнитьПервобытный мир с детством)

Подведем итог: что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

(Какие изменения произошли в Первобытном мире?)

Дети пишут свои предположения на интерактивной доске.

Почему Первобытный мир называют "детством человечества" Какие мнения? (высказывания детей)

Поиск решения проблемы

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту стр.48-49

Какая территория изображена?

В какое время? (Первобытный мир)

Что означают условные знаки? (Проговорить)

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества? (В Африке)

Проследим по карте, как расселялись древние люди? (Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды)

Похожа судьба человечества на судьбу ребенка?

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом

Вывод: осваивали планету

Покорение природы людьми первобытного общества

Выполните задание на стр.50 (Работа в группах 10 минут)

Слайд 21-22

1 группа: признаки стаи.

Слайд 23-24

2 группа: признаки общины древних людей.

Слайд 25-26

3 группа: признаки ранней общины людей современного вида.

Слайд 27-28

4 группа: признаки общины людей современного вида.

Лидеры группы представляют работу.

Почему должны были трудиться сообща? (Одному сложно выжить)

Чтение текста на стр.47

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство? (Умение одеваться, готовить пищу, общаться)

Вывод: учились бороться с голодом и холодом)

Первобытная мораль

Театрализованное представление (стр.50-51)

  • Вы согласны с таким рассуждением? Почему?
  • Как делились первобытные люди? (свои-люди, чужие-нелюди)
  • Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Вывод: первые представления о добре и зле.

5. Выражение решения проблемы, работа с интерактивной доской

Применение новых знаний

Вставьте пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени .

Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных.

Ходил на двух ногах, жил в пещере , изготовлял орудия труда , ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Итоги урока.

  • Что мы хотели выяснить?(Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?)
  • Какой ответ можете дать на этот вопрос? (Дети отвечают)
  • Оцените свою работу: что показалось трудным, непонятным; что было наиболее интересным?

Домашнее задание.

  • Стр.47-51 в учебнике
  • Стр.34 №3, 4 в тетради.

Литература.

  1. Данилов Д. Окружающий мир: Человек и человечество Методические рекомендации для учителя /Д.Данилов, Е.Сизова, С.Кузнецова.-М.:БАЛАСС, 2010
  2. revolution.allbest.ru>Культура и искусство >00061710_0.html
  3. www.ref.by/refs/41/8162/1.html
  4. www.countries.ru/library/primitive/dec.htm

www.chay.info/library-dishes.html

Дополнительные материалы к уроку.

Как люди приручили собак

Одомашнивание собак относится к концу каменного века. Предком собаки был волк. Собака стала верным другом человека на долгие годы.

Первое свидетельство о сожительстве человека и собаки (отпечаток собачьей лапы) датируется 22-ым тысячелетием до н. э. Подсчёты на генетической основе указывают на то, что собака и волк разделились около 125 тысяч лет назад.

Стаи диких собак постоянно следовали вслед за людьми - ведь около своих стоянок люди частенько оставляли остатки пищи, ненужную требуху, кости. Люди не прогоняли собак - ведь первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые не доступны человеческому обонянию. Особенно обостренна их чувствительность ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. И если ночью к стоянке подкрадывался хищник - собака это слышала первой. Поднимая лай, собаки предупреждали людей о приближающейся опасности, спасая тем самым, им жизнь.

Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги.

Позже собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться. Ведь собака с лёгкостью могла по запаху отыскать подстреленную дичь, упавшую в глубину чащи, или броситься в воду, чтобы принести подбитую утку. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак.

О жилищах первобытных людей.

Историки долгое время считали, что первобытные люди не умели строить себе жилища, что жили они под открытым небом, а от непогоды укрывались под густыми кронами деревьев или в пещерах. Но такое представление оказалось неправильным. И изменилось оно после того, как английский археолог Луис Лики нашел в Африке остатки жилища, построенного примерно миллион семьсот пятьдесят тысяч лет назад. Через некоторое время похожие сооружения обнаружили во Франции, на том месте, где теперь расположен город Ницца. Здесь нашли остатки хижин, построенных примерно 400-200 тысяч лет назад из камней и кольев, покрытых шкурами животных. Посреди каждой хижины был устроен очаг, огороженный камнями с той стороны, откуда в районе Ниццы дует ветер. Значит, плотных стен тогда еще не делали.

Как правило, первые жилища были временными сооружениями, ведь и первобытные люди подолгу не оставались на одном месте. В поисках пищи они постоянно переходили с места на место. В местах с более суровым климатом люди строили землянки. Копали яму, сверху покрывали ее накатом из жердей или бревен и так защищали себя от непогоды и нападения зверей. Со временем накат стали приподнимать и укладывать в виде шалаша. Так появились дома, в каких в далеком прошлом жили и славяне, и германцы, и другие народы.

В огромных землянках часто жил целый род, состоящий из множества семей. Иногда в стенах землянки вырывались глубокие ниши, в которыхразмещались отдельные семьи. В таких жилищах не было ни дверей, ни окон. Входили в них через отверстия в крышах.

В строительстве жилищ древние люди были весьма изобретательны. Древние жители Сибири, например, возводили их из мамонтовых бивней или из китовых ребер, обтягивая их шкурами. Уже позже, в каменном и бронзовом веках, стали сооружать постройки из камня или дерева на каменном фундаменте. Постепенно жилища увеличивались в своих размерах, и некоторые народы уже тогда начали строить многоэтажные дома. В Канаде и многих других частях Северной Америки индейцы строили дома в 3-4 и даже в 5 этажей.

Предметы обихода первобытного человека

Вначале кроватью , стулом , столом и шкафом человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда природа перестала казаться ему такой суровой и он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение. Способность мыслить и труд вывели человека из состояния животного прозябания. Когда первобытный человек распрямился, он стал беспомощнее, но созданные им примитивные предметы обихода компенсировали этот недостаток. По мере развития способности изготовлять утварь стало развиваться и искусство оформлять эти предметы.

Подобно тому, как у первобытных животных развивалась способность приспосабливаться к окружающей среде, быть готовыми к обороне и нападению, устраиваясь в гнездах и пещерах, имея панцирь, зубы и когти, так и первобытные люди учились делать утварь, оружие, кров и одежду, расширяя сферу своей деятельности для того, чтобы жить, выстоять и наслаждаться тем, что ими создано.

Это интересно

Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты - основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды - плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити - это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти - появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь - это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.


- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня для вас загадка: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх?»

- Происхождение человека - предмет научных дискус с ий. Человечество развивалось долго и неравномерно.
Пер и од первобытности охватывает миллионы лет. В этот период на Земле появляется человек.

(слайд «Тема урока: «Первобытный мир - первые шаги человечества»)

Он осваивает землю, учится жить в ладу с природой. Иначе говоря, делает первые шаги в познании мира.

Развиваясь, он проходит определённую школу жизни.

(слайд «Имя урока»)


  1. Постановка проблемы.
- Давайте посмотрим на рисунки.

(слайд «Обезьянка и человек»)

Чем древний человек отличался от животного?

Чем был похож на животное?

Делим наши выводы в две колонки: сходство и отличие.

(слайд «Таблица. Сходство и отличие»)

Посмотрите на рис.на с.47, Предположите, о чём мы будем говорить.

Совпали ли наши ответы, прочитаем текст на с.47.

Сегодня на уроке мы будем говорить о первобытном мире. Но давайте вначале посмотрим на ключевые слова урока.

(слайд «Ключевые слова»)


  • Эпоха

  • Первобытный мир

  • Прародина человека

  • Цивилизация

  • Племя

  • Мораль

Давайте прочитаем разговор компьютера и Анюты.

- Свои первые шаги человечество сделало более 2 миллионов лет назад. Эпоху Первобытного мира можно назвать «детством человечества» - начал рассказ Компьютер.

- А почему «первые шаги»? Неужели все первобытные люди только учились ходить?! – удивилась Анюта.

Что не поняла Анюта?

Какой возникает вопрос?
(Слайд «Ребёнок в колыбели»)


  1. Версии детей, актуализация знаний.
- Что такое Первобытный мир?

(слайд «Лента времени»).
- А что такое историческая эпоха?
- Вспомните из курса «Окружающий мир» 3 класса, умели ли самые первые люди выращивать растения и животных?

В каком возрасте у человека появляются приобретённые навыки?

Что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

Слайд «Таблица. «Знаем – не знаем»

Посмотрите на таблицу. Вы можете сделать какие-то предположения по проблеме урока.
- Мы знаем, когда появился первый человек.

А где он появился? Давайте посмотрим на карту учебника (с.48-49).


  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

  1. Расселение первобытных людей по планете.
- Какая территория изображена на ней?

Предположите, на каком континенте мог обитать первобытный человек?

В какой части света находится прародина (пояснить!) человечества?

Учёные-археологи обнаружили останки древних людей именно в Африке.

Проследим по карте, как расселялись древние люди?
- Что означают на этой карте условные знаки?

Сделаем вывод: может ли эта карта помочь нам в решении проблемы?

Давайте выполним 1 и 2 задания к карте. (В какой части света находится прародина человечества? Как древние люди расселялись по планете?) Закрепляем.
(Слайд с анимационной картой)
- Чем судьба человечества в эпоху первобытного мира похожа на судьбу маленького ребёнка?
Слайд «Таблица «Знаем - Не знаем»
ОСВАИВАЛИ ПЛАНЕТУ
2. Физминутка. Слайд «Эволюция человека»

Песня «Если б не было школ» (1 куплет)
3. Покорение природы людьми первобытного общества.

(Слайд «Охота на мамонта»)

Мы знаем, для чего древние люди объединялись в группы.

Чему же научились древние люди, чтобы выжить?

Работа в группах

У каждого из вас на парте кусочек пазла. Вам нужно объединиться в группы, собрав картинку. Собрав её, вы узнаете, чей род представляете (лисы, волки, медведи, зайцы)
(Или цветовая жеребьёвка: 1 группа (рыжий цвет) – род Лисы; 2 группа (бордовый цвет) – род Зайца; 3 группа (бурый цвет) – род Медведя); 4 группа (зелёный цвет) – род Волка).

Слайд «Задания группам»

Задания группам.


    1. Чем община древних людей отличалась от стаи древнейших людей? (по рис. 1 и 2 на с. 50)

    2. Чем ранняя община людей современного вида отличалась от общины древних людей? (по рис. 2 и 3 на с. 50)

    3. Чем община людей современного вида отличалась от ранней общины? (по рис. 3 и 4 на с. 50)

    4. Какие открытия и изобретения сделали первобытные люди? (с. 47 учебника).
- Время подготовки – 3 мин.
- Давайте сделаем выводы:

1) Стаи древнейших людей: без одежды и огня, едят плоды, коренья и мелких животных.
2) Общины древних людей: используют одежду и огонь, живут в пещерах, охотятся.
3) Ранняя община людей современного вида: коллективная охота, лук со стрелами, простейшие жилища.
4) Общины современных людей: выращивают растения, приручают животных, строят дома, посуда из глины.

Слайд «Выводы»

Почему люди должны были жить и трудиться сообща?
- Что вам известно о достижениях первобытного общества?

Чем эта эпоха похожа на детство ребёнка?

В колонку «Не знаем» вставляем:

УЧИЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ГОЛОДОМ И ХОЛОДОМ


  1. Первобытная мораль.
(слайд «Люди на природе»)

Что такое «добро»?

Что такое «зло»?

- Что считалось добром и злом в первобытном мире?

Представьте, что так бы рассуждали люди современного общества. Согласились бы вы с ними?

Чем представления персонажей рассказа о добре и зле отличаются от современных?

Знаете ли вы, как называют представления о хорошем и плохом, о добре и зле?

Слышали ли вы слово «мораль»?

- Давайте заглянем в словарь! Найдите слово «МОРАЛЬ».

ПЕРВОБЫТНАЯ МОРАЛЬ ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ СОВРЕМЕННОЙ

Слайд «Таблица «Знаем-Не знаем»
- Заглянем в табличку «Не знаем»:

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
- Давайте поменяем название колонки «Не знаем» на «Мы узнали»


  1. Выражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд Почему Первобытный мир называют «детством человечества»? )
- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

  1. Применение новых знаний.
- А теперь давайте проверим себя, что мы усвоили на уроке!

Слайд « Вставьте пропущенные слова»

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Слайд

Выберите особенности первобытного человека, которыми он отличался от животных.

Ходил на двух ногах , жил в пещере , изготовлял орудия труда , ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.

Включить песенку «Если б не было школ»

(слайд «Имя урока»)

Как вы думаете, ребята, почему мы слушали сегодня песенку?

У слова «школа» не одно значение…

Ещё «школа» - это какое-то испытание, пройденное человеком.

Можно ли сказать, что человек прошёл определённую школу жизни, перенеся голод, холод, выживая в древнем мире?

Но пройдя через трудности, главное – оставаться человеком.

В чём проявлялась доброта в первобытном мире?

А сейчас?

Слайд «Счастливые дети»

VI .Итог урока. «Свободный микрофон»

Что вам показалось трудным, непонятным?

Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным?

VII .Домашнее задание.

(слайд «Домашнее задание»)


    1. Прочитать тему целиком

    2. Творческое задание (изобразить достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира)



Top