Характеристика главной героини сказки гаршина attalea princeps. Аллегория «Attalea princeps» В

Нравственно-философская и социально-политическая проблематика объединились и нашли свое законченное выражение в аллегориях Гаршина. Лучшая среди них — «Attalea princeps».

Аллегория начинается с описания оранжереи — здания красивого и стройного. В нем живут растения, им тесно, они невольники, заключенные. Привезенные из жарких стран, они помнят свою родину и тоскуют о ней.

Глаголы «помнить», «вспоминать» многократно употребляются в этом небольшом произведении и всегда по отношению к таким понятиям, как свобода, счастье, радость жизни: «они помнили свою родину», они «стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, теплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье». Этому глаголу постоянно сопутствует другой — глагол «знать».

Родного имени пальмы ботаники «не знали». Но вот приехал в оранжерею бразилец, пальма «напомнила» ему родину, и он сказал: «я знаю это дерево». Бразилец долго смотрел на дерево — и «вспомнил он свою родину», «вспомнил еще, что нигде он не бывал счастлив, кромеродного края», и на другой день он уехал на пароходе домой.

Пальма, которая на пять сажен возвышалась над другими растениями, «лучше всех помнила свое родное небо и больше всех тосковала о нем», и станет героиней рассказа. Обычно смысл этого произведения видят в противопоставлении мелких, ничтожных растений, утративших стремление к свободе, вольнолюбивой пальме. Это справедливо, прежде всего потому, что авторские симпатии действительно на стороне пальмы.

Но эта точка зрения, заостряя социально-политическое содержание произведения, отодвигает на второй план его философское содержание, для выражения которого Гаршин и выбирает аллегорическую форму. Для писателя важно, что почти все точки зрения, высказываемые растениями, справедливы и подтверждаются практикой.

Находящиеся внизу растения спорили друг с другом по разным вопросам, и каждое из них высказывало здравые мысли. Саговая пальма недовольна тем, что ее редко поливают, потому что она — растение влаголюбивое, и ее недовольство вполне закономерно. Кактус возражает ей, так как ему влаги достаточно, и со своей точки зрения он тоже прав. Корицу вопрос о влаге совсем не занимает, у нее иные требования к жизни: она довольна своим положением, так как «по крайней мере уверена, что ее никто не обдерет». «Но ведь не всех же нас обдирали», — со своей стороны логично заявляет папоротник.

Каждое из растений высказывает свою правду, и не сходятся они только потому, что просто эти истины находятся в разных плоскостях. Но для пальмы все эти истины — частные. Главное для нее — это стремление к свободе. «Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стекла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу», — говорит она.

Сначала все растения молчали и «не знали», что сказать. А затем убедительно и тоже логично доказали пальме, что из этого ничего не выйдет, так как рамы прочны. Но даже если и удастся их сломать, то «придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и все пойдет по-старому».

«Теперь я знаю, что мне делать», — сказала пальма и решила бороться одна. Только маленькой, бледной травке казалось, что пальма права. «Она не знала южной природы, — подчеркивается в аллегории, — но тоже любила воздух и свободу».

Наконец крыша пробита, цель достигнута, но на свободе пальму ожидают не теплое солнце и ласковый ветер, а мелкий дождь пополам со снегом и низкие тучи. Окружающие деревья угрюмо говорили ей: «Замерзнешь! <...> Ты не знаешь, что такое мороз. Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?».

Так слова «вспоминать» и «знать» приобретают в этом произведении несколько значений. Пальма и окружающие ее растения вспоминают о родине, о свободе, и эти воспоминания возвышают их.

Лучше всех помнит о свободе пальма, и потому именно она решается на героический поступок. Но это все-таки только воспоминание о прошлом, которое смутно живет в настоящем и не дает никаких представлений о будущих формах свободы. В настоящем есть, по выражению Горького, «правда факта», она аналогична знанию директора оранжереи, действительно создавшего условия, в которых могут жить растения.

Он вполне уверен в своих знаниях, опирается только па конкретные наблюдения, но ему неведом истинный смысл фактов. Когда пальма начинает бурно расти, стремясь вырваться на свободу, он объясняет это только с точки зрения своей науки, своих знаний. «Мы приложили все наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха», — утверждает он. Когда же бразилец говорит, что у пальмы есть другое имя, ученый с возмущением отвергает это, говоря, что «настоящее имя есть то, которое дается наукой».

Знание, подобное тому, которым обладают директор оранжереи и растения, заключенные в ней, пальма отвергает. Она выше их и верит только своему стремлению к свободе.

В основе таких идеальных стремлений, по убеждению Гаршина, лежит вера, не считающаяся с соображениями логики. Она находит опору только в самой себе, в своем стремлении к идеалу, отвергая всякие практические доводы. «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стекла, — и я увижу!». Вот главный аргумент, который выдвигает пальма в ответ на вполне разумные и трезвые соображения других растений. В подобной позиции — ее сила и слабость.

Здравый смысл и знание жизни, опора на реальные факты приводят другие растения к бездеятельности и пассивности. Им противостоит героический порыв пальмы, основанный только на вере, на страстной жажде идеала. Только благодаря этой жажде преодолевается пассивность и начинается движение «вперед и выше».

Бесспорна сила и значимость такой веры и таких желаний, потому симпатии автора и читателей — на стороне пальмы. И очевидна ее слабость, так как стремление к счастью, основанное только на жажде идеала и не опирающееся на знание реальности, если и приносит результаты, то далеко не те, которые ожидались. В этом трагедия сильных и смелых борцов-идеалистов, никак не снижающая красоты и величия их надежд и стремлений.

Аллегории Гаршина предполагают их социально-политическое и конкретно-историческое прочтение. Нетрудно увидеть связь тем и идей «Attalea princeps» с революционным движением 70—80-х гг. Именно в это время борьба самоотверженных одиночекчаще всего приобретала трагический колорит. Так и воспринял это произведение М. Е. Салтыков-Щедрин и не принял его в «Отечественные записки». Его смутил трагический финал произведения Гаршина, который мог быть воспринят как выражение неверия в революционную борьбу.

Аллегория как жанр, в котором отвлеченная идея изображается с помощью конкретных образов, чаще всего предполагала однозначное их прочтение. Гаршин нарушает и обновляет традиции жанра.

Его образы не поддаются однозначной трактовке, приобретая характер символов. Это качество гаршинской сказки не было учтено М. Е. Салтыковым-Щедриным. Вот что писал об аллегории в 1887 г. Короленко: «Если форма аллегории взята из природы, — нужно чтобы природа по возможности нигде не искажалась: данное явление должно развиваться органически стройно, в своей обычной последовательности, и вместе с тем этот процесс должен быть весь проникнут насквозь отвлеченной идеей.

Форма, образ и идея должны развиваться каждое по своим законам и все-таки вполне параллельно. Иначе явится или невыдержанность мысли, — если идея будет принесена в жертву образу, — или наоборот — невыдержанность образа».

Гаршин выполняет основные из этих требований, взятые им образы развиваются органически стройно, и если он описывает оранжерею, то изображается она реально, конкретно, с полным знанием дела. Нарушается Гаршиным принцип строгого параллелизма идеи и образа. Если бы он был выдержан, то прочтение аллегории было бы однозначно-пессимистическим: всякая борьба бесполезна.

У Гаршина же многозначному образу соответствует не только конкретная социально-политическая идея, но и философская мысль, которая стремится выразить общечеловеческое содержание. Эта многозначность и приближает образы Гаршина к символам, причем суть его произведения выражается не только в соотнесении идеи и образа, но и в развитии образов, т. е. сам сюжет гаршинских произведений приобретает символический характер.

Примером тому может служить многоплановость сопоставлений и противопоставлений растений. У всех у них одна судьба — они невольники, но помнят то время, когда были на свободе. Однако только пальма стремится вырваться из оранжереи, у большинства растений этого стремления нет, так как они трезво оценивают свое положение.

И той и другой стороне противостоит маленькая травка, которая одна не негодует на пальму, а понимает ее и сочувствует ей, но не обладает ее силой. Каждое из растений имеет свою точку зрения, объективно обусловленную их биологическими различиями, и потому диалога в точном смысле этого слова между ними не происходит, хотя гордые слова пальмы объединяют их общим негодованием против нее.

Так же многозначен и сам образ оранжереи. Это мир, в котором живут растения; он угнетает их и вместе с тем дает им возможность существовать. Смутное воспоминание растений о родине — это мечта о прошлом «золотом веке»; он был, но повторится или нет в будущем — неизвестно. Гордые попытки нарушить законы сложившегося мира — прекрасны (Гаршин дает почувствовать это), но опираются они на незнание действительности и потому безрезультатны.

Таким образом, Гаршин выступает и против излишне оптимистической, и против односторонне пессимистической концепций мира и человека. Обращение Гаршина к образам-символам чаще всего выражало стремление опровергнуть однозначное восприятие жизни.

Указанная особенность отчетливо проявилась в следующей аллегории Гаршина — «То, чего не было» (1882). Эта аллегория представляет по существу развернутый в самостоятельный рассказ диалог между растениями в «Attalea princeps». Только спор здесь ведется не о частностях, а о философии жизни, познании мира и представляет собой достаточно широкий обзор различных точек зрения на цель и смысл жизни.

Навозный жук, например, утверждает, что жизнь — это труд для будущего поколения, под которым он подразумевает свое потомство. Аргументом, подтверждающим истинность такого взгляда, являются для него законы природы. То, что он следует законам природы, вселяет в него уверенность в своей правоте и ощущение выполненного долга.

Муравей, в свою очередь, достаточно логично обвиняет жука в эгоизме. Ссылку на законы природы он как бы не замечает и говорит, что работать для своего потомства — это все равно что работать на себя. Он же работает для общества, для «казны». Правда, никто не говорит ему за это спасибо, но такова, по его мнению, судьба всех работающих не для себя.

Его взгляд на жизнь мрачен и носит явный оттенок фатализма. Другой участник беседы, кузнечик, также не касаясь существа взглядов своих оппонентов, говорит скорее о типе отношения к миру. Навозный жук, считает он, слишком сухо судит о жизни, апеллируя к законам природы, а муравей слишком мрачно смотрит на жизнь. А жизнь прекрасна, мир огромен и в нем есть «молодая травка, солнце и ветерок».

Впрочем, кузнечик от философии жизни переходит к философии природы, предлагая ответить на вопрос, поставленный ящерицей: «Что есть мир?». Относительно вопроса о пространственных границах мира авторитетом оказывается гнедой, который резонно указывает, что он видел в мире гораздо больше, чем даже кузнечик с высоты своего самого «огромного прыжка». Совсем неожиданную позицию заняла гусеница. Она высказала, так сказать, религиозный взгляд на мир. Оказывается, она живет для будущей жизни, которая наступит после смерти.

Таков обзор возможных отношений к цели и смыслу жизни. Автор не утверждает, что они лишены смысла. В каждом из них есть своя правота, обусловленная личным опытом спорящих и образом их жизни, во многом от них не зависящими.

Действительно, кузнечик никогда не сможет увидеть мир таким, каким его видит гнедой, улитка никогда не сможет встать на точку зрения гнедого и так далее. Основанием для иронии здесь служит не столько содержание взглядов, сколько сама возможность столь различных точек зрения на мир. Каждый говорит о своем и выйти за пределы своего личного опыта не может.

При всей справедливости излагаемых героями теорий основной их недостаток Гаршин видит в том, что каждый из собеседников свое мнение признает единственно правильным и возможным. В действительности же жизнь сложнее любой из высказанных героями точек зрения. Поэтому так прост «аргумент», разрушающий их построения. На собеседников наступает сапогом кучер Антон. Но даже и такой сильный аргумент ничему не научил оставшихся в живых. Потерявшая хвост ящерица говорит: «„Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения“. И она была совершенно права», — заключает повествователь.

Можно и так объяснить случившееся, и это будет столь же справедливо или несправедливо, как и все ранее высказанные мнения. Иронический или даже сатирический финал рассказа имеет еще и другое значение. Философское содержание аллегории, как и всегда у Гаршина, предполагает ее социально-политическое прочтение, имеющее отношение к современной действительности, хотя и далеко не исчерпывается им.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Урок литературного чтения (дополнительное чтение) в 4 классе

Тема: «В.М. Гаршин. Сказка «Attalea Prinсeps»»

Цели: кратко ознакомить учеников с биографией В.М.Гаршина; выявить основную идею сказки; определить вид сказки; продолжить работу по пониманию прочитанного, пониманию героев и сопереживанию.

Задачи: расширить представления о творчестве В.М. Гаршина; проанализировать художественное и идейное своеобразие сказки «Attalea Prinсeps»; развивать речь, творческое мышление.

Оборудование: портрет В.М.Гаршина; иллюстрации к сказке, ИД, ноутбук, таблицы для работы в парах.

Основные виды деятельности: выразительное чтение; устные ответы на вопросы; работа с текстом, словарная работа с литературоведческими терминами.

    Орг.момент, эмоциональный настрой.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

    Актуализация знаний.

С произведениями какого автора мы начали работу на предыдущих уроках? Для чего мы знакомимся с жизнью и творчеством писателя перед изучением его произведений? Что вы уже знаете о писателе Гаршине? Предлагаю послушать рассказ ребят и посмотреть видеосюжет, чтобы узнать об этом человеке больше. Постарайтесь запомнить новые факты о жизни писателя.

Что стало для вас открытием? В каком жанре ещё писал В. М. Гаршин?

    Сообщение темы урока, постановка цели.

Какое произведение Гаршина вы прочитали к этому уроку? ("Attalea princeps")

К какому литературному жанру его можно отнести? (Литературная (авторская) сказка)

Докажите своё мнение. (Это сказка, потому что есть вымышленный сюжет, главными героями являются растения, которые разговаривают: жалуются, спорят. Есть автор – значит, авторская, литературная.)

Сказка «Attalea princeps» была написана в 1879 году, когда писателю было всего лишь 24. А тремя годами ранее Всеволод Гаршин сочинил стихотворение «Пленница». Послушайте его в исполнении Савиной Полины и подумайте, какое отношение оно имеет к сегодняшнему уроку.

Чтение стихотворения ученицей на фоне музыки (Савина Полина)

Пленница

Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт.
И отпрыск от пальмы султаном зелёным
Поднялся в пробоину ту;
Над сводом прозрачным, под небом лазурным
Он гордо глядит в высоту.
И жажда свободы его утолилась:
Он видит небесный простор,
И солнце ласкает (холодное солнце!)
Его изумрудный убор.
Средь чуждой природы, средь странных собратий,
Средь сосен, берёз и елей,
Он грустно поникнул, как будто бы вспомнил
О небе отчизны своей;
Отчизны, где вечно природа пирует,
Где тёплые реки текут,
Где нет ни стекла, ни решёток железных,
Где пальмы на воле растут.
Но вот он замечен; его преступленье
Садовник исправить велел,-
И скоро над бедной прекрасною пальмой
Безжалостный нож заблестел.
От дерева царский венец отделили,
Оно содрогнулось стволом,
И трепетом шумным ответили дружно
Товарищи-пальмы кругом.
И снова заделали путь на свободу,
И стёкла узорчатых рам
Стоят на дороге к холодному солнцу
И бледным чужим небесам.

Что вы хотите сказать?

Действительно, стихотворение «Пленница» стало первоосновой сюжета сказки «Attalea princeps». Сам Гаршин объяснял возникновение сюжета простым случаем. В ботаническом саду он стал случайным свидетелем, когда пальма разрушила стеклянную кровлю и была спилена, чтобы можно было отремонтировать крышу и не поморозить оранжерейные растения.

Текст сказки Гаршина - загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой подтекст. Этому мы и будем учиться сегодня на уроке.

Можете ли вы определить, что это за сказка? О животных, бытовая, волшебная? (нет)

Знакомы ли мы с таким видом сказок?

Предположите, какова будет одна из задач нашего урока?

(определить её особенности и отличительные признаки нового вида сказок)

Что нам предстоит сделать, чтобы решить эту задачу?

(познакомиться с языком сказки, её героями, их характерами, поступками, отношениями друг с другом)

Давайте ещё раз обратимся к названию сказки: «Attalea princeps».

Кто узнал, на каком языке написано название? Почему? (варианты ответов: это название пальмы и т.д.) Что значит это странное название – «attalea princeps»?

Attalea – это название бразильской пальмы, данное дереву учёными-ботаниками на латинском языке. Латинский язык – это язык древних римлян, который сейчас вышел из широкого употребления (как говорят, «умер»), но остался только в научном употреблении. С детства Гаршин собирал многочисленные гербарии. Латинские названия, принятые в ботанике, были красивы и благозвучны, отсюда и название сказки.

Но может быть, это название несёт какой-то скрытый смысл?

А как вы понимаете значение слова «princeps»? Давайте обратимся к он-лайн толковому словарю. (Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо.)

(Выявить смысл, главную идею сказки)

Решая задачи урока, предлагаю каждый этап отметить закрашенным листиком на нашей пальме. Сейчас мы с вами выполнили очень важную работу: определили задачи урока. Давайте закрасим первый лист на пальме.

    Анализ текста, беседа по прочитанному тексту.

Прежде, чем решать эти задачи, давайте проведём небольшую словарную работу, которая нам поможет лучше познакомиться с героями произведения.

(Работа в парах – разрезные карточки) Соотнесите слова и выражения, их объясняющие:

Оранжерея

устаревшее название жителя Бразилии (бразилец)

цикадовая пальма

тропическое растение с мясистым стеблем, без листьев, но с колючками для защиты от поедания их животными

Саговая пальма

теплое помещение (теплица) для искусственного выращивания растений, привыкших к теплому природному климату

коричное дерево, из коры которого добывают пряность – «корицу»

вид пальмы, из сердцевины ствола которой добывают крахмал для производства крупы под названием «саго»

Папоротник

учёный, изучающий растения

Бразильянец

очень древние растения, они появились на Земле миллионы лет назад, не имеют семян, покрыто огромным количеством чешуйчатых листьев

Сравните свой результат с работой ребят, работавших у доски. Кто справился также? Раскрасьте второй лист на пальме.

Какое слово обозначает место, где начинается повествование? (Оранжерея)

- Прочитайте описание оранжереи.

Какой предстаёт оранжерея в начале сказки?

Совпадает ли описание оранжереи в сказке с вашими впечатлениями после экскурсии.

Какие слова следующего абзаца меняют настроение? Прочитайте это предложение.

Какие слова здесь являются определяющими смену настроения?

Каково на самом деле жилось растениям в этой красивой оранжерее?

Почему оранжерея была названа тюрьмой, а растения – заключенными? (прочитайте этот отрывок)

(Растениям было тесно, они толкались, гнулись и ломались. Они тосковали по родным краям, по ясному небу, по теплому ветру. Оранжерея стала для них «тюрьмой».)

Давайте ещё раз заглянем в оранжерею. (слайд, использование приёма «волшебная лупа»)

- Было ли у вас такое ощущение на экскурсии? Мы постараемся сегодня это выяснить.

Какие синквейны у вас получились? (зачитать по 2 синквейна про оранжерею и растения)

Например:

Оранжерея

Красивая, светлая

Играла, горела, переливалась

Что же там внутри?

Интерес

Растения

Нежные, роскошные

Страдают, теснятся, гнутся

Какой же выход есть?

Заключённые

Какой вывод можно сделать с первых строчек сказки? (внешне красивая оранжерея снаружи, оказалась тюрьмой для растений)

Сюжет в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Мы будем учиться искать эти контрастные линии. (Прекрасная оранжерея – растения-заключённые; растения – пальма; мечта – реальность; директор – бразильянец)

Такой литературный приём, который использует автор, называется антитеза. (РЕЗКО выраженное противопоставление понятий или явлений.) Мы ещё встретимся с этим приёмом сегодня на уроке.

Уже в начале сказки нас писатель заставляет обратить внимание на то, как по-разному можно взглянуть на одни и те же предметы, явления и жизненные ситуации.

Мы познакомились с новым литературным приёмом. Это одна из особенностей языка сказки.

Это первая контрастная линия: ОРАНЖЕРЕЯ – РАСТЕНИЯ-ЗАКЛЮЧЁННЫЕ

Раскрасьте следующий (2) лист.

Давайте вернёмся к обитателям оранжереи. (Слайд)

Когда мы говорим о людях-героях произведения, то касаемся разговора об их характерах. А есть ли характер у растений – героев нашей сказки?

В сказке растения говорят и действуют, как люди; у них свои мысли, свои рассуждения, своё отношение к происходящему. Мы познакомились с героями. Соотнесите названия растения и слова, подходящие к его характеру.

высокомерная

Саговая пальма

довольный своей жизнью

завистливая

Кактус

любящая поспорить с другими

неприхотливая

надменная

«почти довольная» своим положением

Древовидный папоротник

не совсем довольный условиями

рассудительный

раздражительная

Проверьте, как вы выполнили это задание. Как можно охарактеризовать саговую пальму? Кактус? Корицу?

(Олицетворение)

- Это ещё одна особенность языка сказки.

Что объединяет этих геров-растения? (испытывают страх, не готовы к изменениям, довольствуются тем, что имеют)

Кто не назван на слайде? (Аталия) Почему?

К чему призывает Атталия? Послушайте фрагмент аудиозаписи, в котором говорится об этом.

Нашло ли стремление пальмы к свободе поддержку у других растений? Как растения относятся к этому призыву? В основе сказки часто лежит диалог. Найдите диалог пальмы и растений. Прочитаем этот отрывок по ролям . Что необходимо передать голосом при чтении по ролям? (передать голосом интонацию героя, выразить его позицию) Кто хочет прочитать за пальму? Растения?

Найдите в этом отрывке предложение, в котором автор говорит о стремлении Атталии. (Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стёкла, - и я увижу!)

Вам были предложены цитаты известных людей. Какая из них подходит для этого момента сказки?

«Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». Б. Шоу

Это вторая контрастная линия: РАСТЕНИЯ – ПАЛЬМА.

- Как называется такой литературный приём? Сейчас мы узнали характеры героев.Раскрасьте следующий (3) лист.

Кто из героев сказки внимательно слушает и поддерживает пальму? Какие эпитеты использует автор для того, чтобы описать травку? Прочитайте . (жалкая, презренная, рыхлая, бледненькая, ничтожная)

Какое чувство вызывает травка? (Жалость и восхищение одновременно: поддерживает Атталию, но не может ей помочь.

- Как она сама объясняет, почему не может помочь Атталии? (Конечно, у нас вовсе не так тепло… Я буду довольна и этим. …. Вспоминайте иногда своего маленького друга!)

Что ожидала увидеть пальма на воле и что увидела?

(Она ожидала увидеть то, что ещё хранилось в её памяти о тёплых края, но увидела лишь тусклое серое небо, капли дождя пополам со снегом, скучную, грязную, нищую погоду и почувствовала леденящий поздний осенний ветер. Вырвавшись на свободу, она поняла, что для неё всё было кончено. Она замерзала.)

Пальма достигла своей цели, но это обернулось для неё разочарованием. Почему? (Столкнулась с тем, чего не ожидала, противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности)

Это третья контрастная линия: МЕЧТА – РЕАЛЬНОСТЬ

Раскрасьте следующий (4) лист.

Как называется такой литературный приём? (Антитеза)

Вам были предложены цитаты известных людей. Выберите ту, которая наиболее подходит к этому моменту.

«В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать. » Пришвин М. М.

А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть или пытаться изменить жизнь к лучшему?

Вот как отвечает на этот вопрос писатель и поэт Игорь Губерман:

Свобода - это право выбирать ,

С душою лишь советуясь о плате,

Что нам любить, за что нам умирать,

На что свою мечту нещадно тратить...

Как «расплатилась» пальма за своё стремление к свободе? Прочитайте предложение. (Пальму привязали канатами…)

Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека.

Назовите этих героев (директор оранжереи и путешественник из Бразилии). Случайно ли это?

Каким предстаёт бразильянец? Найдите предложение, в котором мы описывается его появление. Прочитайте. Какое слово определяет его характер? (улыбнулся) Почему ему становилось всё грустнее и грустнее? Прочитайте. (Он вспомнил свою родину, её роскошные леса с чудными зверями… Он понимает пальму, её одиночество и то, что лишь на родине можно быть счастливым.)

Кто из людей - директор или путешественник - ближе по духу пальме? Встреча с бразильянцем стала решающей для пальмы, ведь он – последняя ниточка, связывающая пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею. Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро почувствовала своё одиночество, всю безысходность ситуации и приняла решение вырваться на свободу.

Это ещё одна контрастная линия: УЧЁНЫЙ-ДИРЕКТОР – БРАЗИЛЬЯНЕЦ

Раскрасьте следующий (5) лист.

Какие мысли возникают после прочтения сказки? Что нам хотел сказать автор этим произведением?

Все растения чувствуют боль, у всех есть душа. Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно. Противоречие мечты и обретённой реальности.

Над чем заставляет размышлять сказка Гаршина? (стремление к свободе не всегда находит понимание у окружающих, часто заканчивается трагически)

В этом и заключается основная идея всей сказки.

Найдите среди предложенных цитат известных людей ту, которая наиболее подходит к основной идее сказки.

«Это – свобода: делать то, к чему стремится твоё сердце, что бы ни говорили другие» Пауло Коэльо

    Подведение итогов урока, выставление оценок.

Время подвести итог нашего урока. Стремление к улучшению жизни достойно уважения окружающих, иногда, несмотря на трагические события.

Почему же Гаршин записал название сказки на латинском языке? Вернёмся к названию. Почему же «princeps»?Обратимся на этот раз к он-лайн-переводчику.(важнейший, главный, руководитель)

Что значит в переводе это слово? Кого оно вам напоминает?

(Именно Атталия в этой сказке – важнейшая, главная, руководитель.)

    Рефлексия, домашнее задание

Если бы вы находились в тот момент в оранжерее, чью бы позицию вы поддержали? Мог ли у этой сказки быть другой конец?

Я предложу вам такие задания: найти ещё одно противопоставление (антитезу), рассказать эту сказку от имени одного из персонажей сказки; нарисовать иллюстрации.

На этом наш урок закончен. Благодарю за проделанную работу.

Урок по теме:

«Все могло бы быть иначе...» по сказке В.М.Гаршина «Attalea Princeps»

Чос Л.Н.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Задачи.

Обучающие: познакомить учащихся с биографией В.М.Гаршина, идейно-смысловым и художественным анализом аллегорической сказки; продолжить обучение работе с источником знаний - книгой, справочной литературой; систематизировать и обобщить знания по теме урока.

Развивающие: создать условия для формирования умений сравнивать, обобщать, переносить знания в новые ситуации; развития устной речи, мышления, воображения, творческих способностей учащихся; развития определенных чувств и отношения к окружающей действительности, людям.

Воспитательные: создать условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения; воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существо-вания и деятельности в коллективе (толерантности, принципиальности, чуткости, гуманности, тактичности, самообладания, требовательности, вежливости).

Основные виды деятельности: выразительное чтение эпизодов; устные ответы на вопросы учителя; работа с текстом; словарная работа; инсценировка эпизода сказки; групповая деятельность; игровые приемы, индивидуальные задания в ходе подготовки к уроку.

На уроке используются приемы проблемно-диалогического обучения, приемы технологии интерактивного обучения, технологии формирования правильного типа читательской деятельности, ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока.

Ход урока

I. Ассоциативная разминка.

Добрый день, ребята! Начнем наш урок с ассоциативной разминки: я произношу слово, а вы - ассоциацию с ним. Что вы представляете, когда я произношу слова: Россия, школа, урок литературы, сказка, терпение?

II. Вход в учебную ситуацию.

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Потому что Я - это Я, а ТЫ - это ТЫ,

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь...

Как вы думаете, о чем эти строки?

О каких отношениях между людьми в них говорится?

Историческая справка.

На рубеже 18-19 веков жил во Франции некто Талейран Перигор, князь Беневентский. При дворе многих правителей он постоянно занимал пост министра иностранных дел. Это был человек, талантливейший во многих областях, но более всего он славился умением общаться с окружающими людьми, уважительным отношением к ним, умением считаться с чужим мнением, тем не менее, сохранять при этом свои собственные принципы. Многие исследователи считают, что именно ему мы обязаны появлению на свет понятия « толерантность».

Толерантность - это признание ценности другого человека, отличного от тебя. В русском языке «толерантность» объясняется как способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к чужим поступкам. В. И. Даль отмечал, что «толерантность» связана с такими качествами, как смирение, доброта, великодушие.

Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном писателе В.М.Гаршине, о его аллегорической сказке «Attalea princeps». Вдумчивый читатель верно и легко понимает автора, может оценить язык произведения, испытать радость от общения с героями книг. В проведении урока мне будут помогать биограф, научный консультант, «книжник», группа актеров. Сегодня на уроке мы будем формировать свой читательский вкус и умение понимать писателя. Урок носит странное название «Все могло быть иначе...» Чему хочет научить В.М. Гаршин нас своей сказкой? Как тема урока связана с понятием «толерантность»? Ответить на эти вопросы мы попытаемся вместе.

III. Слово о писателе (используются слайды презентации). Учитель:

Из 19 века смотрят на нас «страдальческие», «проникновенные» глаза Всеволода Михайловича Гаршина. Глубокая дума в этих прекрасных, печальных глазах. Жизнь Гаршина недолгая, всего 33 года. Творчество - небольшая книга рассказов, очерков и стихотворений, но это «томов многих потяжелее», ибо в ней (по словам Глеба Успенского) «исчерпано все содержание нашей жизни». Обратимся к биографии писателя.

Ученик-биограф (использует слайды презентации):

Маленький Сева с детства запомнил военные рассказы своего отца, русского офицера. В семье Гаршиных жил слуга - старый солдат Жуков, участник многих военных походов, и его рассказы очень любил слушать маленький Сева. Под их влиянием еще в четыре года он неоднократно собирался в дорогу. Он заказывал повару пирожки, увязывал в узелок вещички и являлся прощаться с домашними. Печальный, он шел проститься с матушкой, говорил ей: «Прощайте, мама, что же делать - все должны идти служить!» Когда же надо было прощаться с нянюшкой, та сразу же начинала причитать и плакать, Сева начинал плакать сам и соглашался отложить поход до утра.

Когда Севе было 5 лет, мать со старшими детьми уехала в Петербург, мальчик остался с отцом. «Жили мы то в деревне, то в городе. Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в эти три года жизни с отцом, от пяти - до восьмилетнего возраста». Годы, проведенные с отцом, - это не только чтение книг, это и деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Мальчик целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, лягушками, изучал повадки зверей. Сева подрос, поступил в гимназию, он отличался в написании сочинений, очень любил естественные науки. О гимназических годах у Всеволода Михайловича сохранились «дружелюбные воспо-минания», и о своих учителях и воспитателях он всегда вспоминал с благодарностью. Товарищи в нем души не чаяли, и он сохранил с ними добрые отношения. К сожалению, В.М. Гаршин рано ушел из жизни. Нам он оставил несколько сказок: «Сказку о жабе и розе», «Лягушка-путешественница», «То, чего не было», «Attalea princeps».

I II . Анализ идейно-художественного содержания произведения.

1) Вопросы на выявление восприятия произведения. (На экран проецируется перечень разновидностей чувств и эмоций: сожаление; грусть, сострадание, печаль, растерянность, разочарование, страдание, надежда, тревога, недоверие, радость и т.д.).

Учитель: Человек на протяжении всей жизни испытывает множество разных чувств и эмоций.

Какие чувства возникли у вас после прочтения сказки?

Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку?

Менялось ли оно во время прочтения?

Героиня сказки - гордая пальма с красивым именем Attal e a princeps. О ней B.M. Гаршин написал стихотворение, где есть следующие строки:

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит,

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт.

Учитель: Сказка в виде философской притчи написана в конце 19 века. Мы живем в 21 веке и имеем право прочитать ее по-своему. Но сначала заслушаем научного консультанта, потом вспомним литературоведческие понятия.

2) Научное сообщение о пальме. (Ученик в роли научного консультанта)

Атталея - род пальм с крупными перистыми листьями; существует около 20 видов атталеи. Произрастает она в тропических лесах Южной Америки. Из листьев бразильской атталеи добывают грубые волокна, из которых изготовляют веревки, канаты, щетки, циновки. Твердые семена пальмы применяются в токарном деле. Атталеи часто выращиваются в оранжереях. Оранжерея - застекленное помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.

3) Сообщение литературоведа. Работа с информационным листком.

Ученик напоминает учащимся литературоведческие понятия, необхо-димые для понимания смысла произведения:

Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления, чтобы показать его главные черты. Пример аллегории: волк - злой человек, лиса - хитрый человек и т.д. Притча - краткий поучительный рассказ. Философская сказка - это произведение, в котором автор размышляет о жизни вместе с читателем.

3) Работа по содержанию произведения .

Учитель:

Вспомним начало сказки. (Выразительное чтение первого эпизода от слов « В одном большом городе...» - до слов «...там листья бледнели, съеживались и увядали».)

Какой оранжерея предстает перед нами в начале сказки?

Учитель:

Чувство восхищения, появившееся у нас при красочном описании оранжереи, вдруг меняется грустно-мрачным настроением с началом следующего абзаца.

Почему интонация спокойная, повествовательная становится тревожной?

Двойственность оранжереи в том, что с одной стороны - это прекрасное строение, произведение искусства, а с другой - для растений это невыносимые условия жизни.

4) Моделирование прочитанного текста. (Участники – 5-6 человек).

Учитель:

Представьте, что вы растения, ваши руки - корни, сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: «Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу».

Встаньте в круг. Поднимите ладони и надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, ладони - листья. Попытайтесь показать следующий эпизод: «Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы...».

Скажите, какие чувства и эмоции испытали растения во время борьбы за влагу и пищу?

Учитель читает фрагмент произведения от слов «Но стекла вставляли очень скоро» до слов «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой».

Как вы думаете, похожи ли друг на друга директор оранжереи и путешественник из Бразилии? Чем они не похожи?

Обобщение ответов учащихся:

Два человека - два характера, не похожие друг на друга. Человек науки, посвятивший свою жизнь растениям, гордился только внешними достоинствами подопечных, но был безразличен к их внутреннему миру. Путешественник - человек открытый, душевный, сострадающий, он почувствовал печаль пальмы-соотечественницы. Это литературный прием контраста - антитеза.

5) Инсценировка (мини-представление обитателей оранжереи - монологи от 1- лица).

Учитель:

Каковы же обитатели прекрасной оранжереи? Давайте послушаем беседу героев сказки. Один умный человек сказал: «Заговори, чтоб я понял, каков ты...»

Саговая пальма:

Скажите, скоро ли нас будут поливать? Я, право, кажется, засохну сегодня.

Пузатый кактус:

Меня удивляют ваши слова, соседушка. Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я все-таки свеж и сочен.

Саговая пальма:

Мы не привыкли быть чересчур бережливыми. Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И, кроме всего этого, скажу вам еще, что вас не просят делать замечания.

Корица:

Что касается меня, то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерет.

Древовидный папоротник:

Но ведь не всех же нас обдирали. Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.

Тут корица, забыв, что ее обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за нее, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.

Att a lea princeps:

Зачем вы ссоритесь? Разве поможете себе этим? Вы только увеличиваете свое несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире... И мы выйдем на свободу. Нужно только работать дружнее, и победа за нами.

Все растения:

Глупости! Вздор! Глупости! Несбыточная мечта! Вздор! Нелепость!

Учитель:

В сказке растения действуют, говорят, как люди, у них свои рассуждения, отношение к происходящему. Как называется такой литературный прием? (Олицетворение). Когда говорим о людях-героях произведения, то рассуждаем об их характерах. А есть ли характер у героев нашей сказки?

6) Работа по группам.

Задание: охарактеризуйте следующих героев.

Саговая пальма (злобная, раздра-жительная, завистливая, надменная, высокомерная.)

Кактус (всегда свежий, довольный жизнью, любующийся собой.)

Папоротник (рассудительный, он не доволен существующим порядком, но не стремится к изменениям, потому что пассивность - его основная черта.)

Корица (спорщица, предпочитает прятаться за спины других.)

Attalea princeps (свободолюбивая, целеустремленная, гордая.)

Маленькая травка (слабая, робкая, способная сопереживать, любить и жертвовать собой ради других.)

Учитель:

Ребята, вы охарактеризовали мир растений довольно точно. Подумайте, почему стремление пальмы выйти на свободу обитатели оранжереи назвали «вздором», «глупостью»?

Обитателей оранжереи объединила неприязнь к пальме. Она не такая, как все. Она не скандалит, не ссорится, она спокойна и целеустремленна.

Кто поддержал атталею на пути к мечте? Какие человеческие качества воплотил В.М. Гаршин в образе травки? Да, это была маленькая, беззащитная травка. Ее отличают от других душевность, готовность прийти на помощь, бесстрашие настоящего друга, самоотверженность и любовь.

Учитель:

О чем же мечтала мятежная пальма?

Как вы понимаете слова «она помнила свое родное небо»? Разве небо может быть чужим или родным?

(Ответы - размышления, учащиеся вспоминают свою малую родину и убеждаются, что так - « она помнила свое родное небо» - можно сказать.)

Произнесите слово «princeps». С каким словом оно созвучно?

Это слово несет определенную смысловую нагрузку. Пальма гордая, стойкая, целеустремленная, с высокими жизненными принципами, об этом свидетельствует вся ее жизнь в оранжерее. Сказка заканчивается печально. (Выразительное чтение последнего эпизода от слов «Только-то?-думала она до конца.)

По закону сказки ДОБРО должно победить ЗЛО. Но философская сказка учит нас принимать жизнь в любых проявлениях. Конфликт растений можно перенести на людей, общество. Что мы увидим? Безразличие окружающих к отдельной личности. Давайте поразмышляем над вопросом: а могло ли все быть иначе в жизни обитателей красивой оранжереи? Был ли другой выход у героини сказки? Как бы вы поступили на месте пальмы?

(Ответы учащихся. Суть ответов в том, что все могло бы быть иначе, если бы все обитатели оранжереи были толерантны по отношению друг к другу. Если бы ученый директор думал не только о прекрасных условиях обитания растений, но и любил, и понимал их.)

V. Проведение аналогий между содержание сказки и субъективным опытом учащихся .

Учитель:

Можете ли вы в своем жизненном опыте найти ситуации, похожие на историю с пальмой?

(Ответы учащихся).

Ребята, по стечению обстоятельств, вы оказались далеко от родного дома. Вы все разные и по национальности, и по характеру, и по жизненному опыту, и по многим личностным качествам. Вы живете в удивительном городе, в прекрасном благоустроенном центре реабилитации.

В течение 10 месяцев вы общаетесь с людьми, которых ранее не знали. Какие трудности вы испытываете в общении, об этом знаете только вы. Сейчас вам предстоит вывести и сформулировать уроки философской сказки В.М. Гаршина - «золотые правила» толерантности.

VI. Групповая работа.

(«Золотые правила» формулируются и записываются в ходе их обсуждения учащимися.)

    Умей слушать и понимать других.

    Будь внимателен к другому человеку.

    Каждый имеет право на ошибку.

    Считайся с мнением и принципами другого человека.

    Не делай зла другому человеку.

    Цени то, что имеешь.

    Сострадай, помогай ближнему своему.

    Принимай другого человека таким, каков он есть.

Учитель:

Все могло бы быть иначе... В.М. Гаршин был наделен трудным даром - «обостренной совестью». Страдания героев всегда сливались со страданием самого автора. Тревожные, умные, печальные глаза писателя словно заглядывают нам в душу, словно наставляют нас жить по совести.

Спешите стать терпимей и добрей

И отдавать спешите научиться,

Чтобы потом у запертых дверей,

Когда окончен пир, не очутиться.

В.Сергеев

V. Рефлексия .

Сегодня на уроке я почувствовал...

Я понял...

Меня удивило...

Литература.

1. В.М. Г аршин «Красный цветок» Киев, издательство «Дн i про» 1986г. стр. 89-95

2. О.Е.Еремина. Уроки литературы в 5 классе. Москва, издательство «Просвещение» 2008г.

3. В.Порудоминский. Грустный солдат, или жизнь Всеволода Гаршина. Москва ,1987 г .

4. http: //nearyo.ru /100 kartin

В . М . Гаршин ."Attalea Princeps." Сказка о гордой и сильной пальме

<Презентация.Слайд1>

Цели:

Продолжить знакомство с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина "Attalea princeps";

Помочь понять содержание сказки и ее основной мысли,выявить нравственные проблемы сказки;

Формировать у обуч-ся нравственные идеалы;.

Развивать навыки анализа художественного текста, внимательного отношения к слову.

Оборудование:

Художественный текст (учебник-хрестоматия В. Я. Коровиной для 5 класса).

Компьютер.

Проектор.

Ход урока

1. Приветствие.

Постановка целей и задач.

<Презентация.Слайд2>

2.Беседа

Для беседы использована статья учебника "Русская литературная сказка"

Что называют литературной сказкой?

<Презентация.Слайд3>

Когда появились писательские сказки?

Приведите примеры литературных сказок, назовите их авторов.

Ребята приводят примеры прочитанных произведений - сказки А.С.Пушкина, В. А. Жуковского, В.Ф.Одоевского, А. Погорельского, В. М. Гаршина, К. Г. Паустовского, С. Я. Маршака, Г.-Х. Андерсена и др.

- Какие произведения В. М. Гаршина вы уже читали?

Произведения В. М. Гаршина "Лягушка-Путешественница", "Сказка о Жабе и Розе".

<Презентация.Слайд4>

Чем для нас интересны произведения этого писателя?

В его произведениях, как в басне, герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод.

3. Анализ произведения.

Ребята, на уроках литературы мы с вами говорили о том, что писатели, создавая свои произведения, хотят, чтобы читатель сам задумался над какими-то событиями, поступками героев, сделал для себя определенные выводы. Вот и сегодня, анализируя сказку Гаршина, мы постараемся с вами понять, чему автор хотел нас научить, над какими вопросами он размышлял, какие уроки этой сказки могут помочь нам в повседневной жизни.

Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно во время прочтения?

Человек может испытывать множество чувств и эмоций.

Есть ли что-то общее между сказкой Гаршина и произведением Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?

Текст Гаршина - загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк - искать смысловой идейный подтекст.

Сюжет сказки "Attalea Princeps" был разработан Гаршиным ещё в 1879 году, когда писателю было всего лишь 24. А тремя годами ранее в 1876г Всеволод Гаршин сочинил стихотворении "Пленница".

<Презентация.Слайд5>

Эпиграфом к нашему уроку станут слова из этого стихотворения:

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит;

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт:

О том, каким был путь пальмы на свободу, мы и поговорим сегодня на уроке.

С чего начинается повествование "Attalea Princeps" В. М. Гаршина?

С описания оранжереи.

Как Гаршин рассказывает о ней? (зачитываем эпизод)

"Она была очень красива:" Мы любуемся оранжереей как чудесным произведением искусства. Писатель даже сравнивает её с драгоценным камнем.

Почему описание оранжереи затем резко меняет свою тональность? Так ли хорошо жилось растениям в этой прекрасной оранжерее?

<Презентация.Слайд6>

Найдём по тексту и выпишем ключевые слова, рассказывающие об этой жизни:

Заключённые растения

Тесно

Отнимали друг у друга влагу и пищу

Гнулись и ломались

Не могли расти, куда хотят

Воздух неподвижен

Вывод. Для растений оранжерея была настоящей тюрьмой, не зря автор называет растения "заключёнными".

Что нужно было растениям, о чём они мечтали?

Растения тосковали по родине. "Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания:"

"Как ни прозрачна была крыша, но она не ясное небо" - этими словами автор противопоставляет "родной край и свободу" тесной и тёмной оранжерее.

В сказке Гаршина растения действуют как люди, у них даже разные рассуждения и мысли, разное отношение к происходящему. Какой же характер у растений?

Зачитываются эпизоды из "Attalea Princeps".

Выводы.

<Презентация.Слайд7>

Саговая пальма - злобная, раздражённая, надменная, высокомерная, завистливая.

Пузатый кактус - румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью.

Корица - прячется за спины других растений ("меня никто не обдерёт"), неприхотливая, любит спорить.

Древовидный папоротник - не совсем доволен своим положением, но не стремится что-либо изменить.

Расскажите о Attalea Princeps. Почему такое название?

<Презентация.Слайд8>

Так назвал по-латыни пальму директор. Это имя не было родным для пальмы, его придумали ботаники. Пальма была выше и красивее всех.

Латинский язык - мёртвый язык, который является предком современных романских языков. Возможно, пальма обречена с того самого момента, как попала в оранжерею и ей было дано "мёртвое" имя? Ведь, говорят, что имя определяет судьбу.

Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека: директор оранжереи и путешественник из Бразилии. В чём их непохожесть? Кто из них ближе главной героине сказки?

- Директор - человек науки, заботится только о внешнем благополучии, бездушный, не понимающий, что растения могут переживать, чувствовать боль: ":с довольным видом похлопывал твёрдое дерево тростью, и удары звонко раздавались по оранжерее. Листья пальмы вздрагивали от этих ударов. О, если бы она могла стонать, какой вопль гнева услышал бы директор!"

- Бразильянец - спорит с директором по поводу названия пальмы, он знает её родное, настоящее имя. Глядя на пальму, вспоминает свою родину. Он понимает пальму, её одиночество и то, что лишь на родине можно быть счастливым.

Почему встреча с бразильянцем стала решающей для пальмы?

Бразильянец - последняя ниточка, связывающая пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею. Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро почувствовала своё одиночество, всю безысходность ситуации.

- Почему стремление пальмы к свободе не нашло поддержки у других деревьев? О чём они заботились? Чем гордились? Почему они были настроены к пальме враждебно?

Все растения тосковали по родине и свободе. Но лишь Attalea и маленькая травка сопротивлялись такой жизни и хотели вырваться на волю. Остальные просто приспособились к тюрьме. Они испытывают страх за свою жизнь, боятся изменений. Растения сердятся на Attalea за её гордые слова. Они ненавидят ее за гордость, за свободолюбие, за то, что ее не остановила мысль о "людях с ножами и с топорами", которые придут и отрежут ее ветви, если она слишком высоко поднимет свою вершину.

Возможно, они завидуют пальме, потому что у неё хватает сил для осуществления своей мечты.

Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму?

"Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея и для нее была тюрьмой".

Какое чувство вызывает у нас травка?

Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью сострадать, понимать чувства пальмы. Она становится настоящим другом для Attalea, всей душой желая помочь ей.

Как пальма боролась за свободу? Какой ценой платила она за желание увидеть настоящее небо?

<Презентация.Слайд9>

"Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа".

4.Динамическая пауза.

Сейчас мы попробуем сами побывать на месте растений и испытать то, что чувствовали они, находясь в оранжерее.

Игра:

Итак, представьте, что вы растения, а ваши руки- это корни. Сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: «Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу».

А теперь встаньте в круг. Поднимите руки и ладонями надавите на ладони соседа. Ваши руки – ветви, а ладони – листья. Попытайтесь показать следующий фрагмент: «ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы».

Скажите, пожалуйста, какие чувства и эмоции испытывали растения в момент борьбы за влагу и пищу? (хотелось отодвинуться от соседа, добыть пищу любым способом)

Ребята, а действительно ли вы испытывали такие чувства, делая это упражнение?

- С помощью упражнений вы попробовали поставить себя на место растений и испытать похожие чувства.

5. Беседа по сказке (продолжение)

Вернемся к нашему эпиграфу (зачитать ещё раз)

<Презентация. Слайд 10>

Пальма достигла своей цели. Чем закончилась сказка? Почему директор решил спилить пальму?

Надстраивать над пальмой особенный колпак - дорого.

Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том, как погибла пальма?

Жалость к Attalea, ненависть к директору, но в то же время восхищение и уважение по отношению к пальме.

Почему директор приказал выбросить маленькую травку?

"Вырвать эту дрянь и выбросить: Она уже пожелтела, да и пила очень попортила её. Посадить здесь что-нибудь новое".

Какие мысли возникают после прочтения сказки? Что нам хотел сказать автор этим произведением?

<Презентация.Слайд11>

Все растения чувствуют боль, у всех есть душа.

Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно.

Противоречие мечты и обретённой реальности.

Всё в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии.

<Презентация.Слайд12>

Прекрасная оранжерея - растения-заключённые

Образы директора и бразильянца

Растения - Attalea

Гордость директора - гордость Attalea

Мечта и реальность

6.Подведение итогов.

<Презентация.Слайд13>

Выберите пословицы, которые не подходят к этой сказке, объясните почему?

Один в поле не воин;

Всяк своего счастья кузнец;

Одна пчелка немного меду натаскает;

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает;

Соответствует ли произведение Гаршина жанру сказки?

Если бы это была фольклорная сказка, то к какому типу ее можно было бы отнести? Докажите? (волшебная, растения оживают, необычная(экзотическая) обстановка, бытовая: введение в сюжет человека).

Если бы вам представилась такая возможность- стать одним из растений, описанных в сказке, кем бы вы стали? (Этот заключительный вопрос станет итогом восприятия всего произведения. Кто- то из детей назовет пальму, и это будет большинство, а кто- то захочет стать травкой или в крайнем случае- папоротником, кактусом или другим растением).

В сказке Всеволода Гаршина отразились любовь к природе, стремление к независимости и свободолюбие. Финал сказки трагичен, но и светел одновременно, ведь в нем не только понимание обреченности борьбы в одиночку, но и восхищение этой смелой борьбой.

7. Домашнее задание.

<Презентация.Слайд14>

Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вы пережили при чтении сказки В.М. Гаршина "Attalea Princeps"? Как они менялись? Почему?

1 Биография В.М. Гаршина……………………………….……………………….3

2 Сказка «Attalea princeps»……………………………………………………….5

3 Сказка о жабе и розе…………………………………………………….….13

4 Сказка «Лягушка-путешественница»………………………………….……..16

Список использованных источников……………………………………….…..18

1 Биография

Гаршин Всеволод Михайлович выдающийся русский прозаик. Современники называли его «Гамлетом наших дней», «центральной личностью» поколения 80х годов – эпохи «безвременья и реакции».

Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Один дед был помещик, другой – морской офицер. Отец – офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика.

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 года он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. Жизнь в гимназии он описывал такими словами: «С четвертого класса я начал принимать участие в гимназической литературе…» «Вечерняя газета выходила еженедельно. Сколько помню, фельетоны мои…пользовались успехом. Тогда же я под влиянием «Илиады» сочинил поэму (гекзаметром) в несколько сот стихов, в которой отзывался наш гимназический быт».

В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность.

В 1883 писатель женится на Н.М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов.

У писателя Всеволода Михайловича Гаршина есть несколько сказок. Наибольшую популярность среди читателей младшего школьного возраста имеют «Сказка о жабе и розе» (1884), сказка «Лягушкапутешественница» (1887), это последнее произведение писателя.

Очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

Сказки Всеволода Гаршина всегда немного грустные, они напоминают печальные поэтические истории Андерсена, его «манеру преображать картины реальной жизни фантазией, обходясь без волшебных чудес». На уроках литературного чтения в начальной школе изучаются сказки: «Лягушкапутешественница» и «Сказка о жабе и розе». Гаршинские сказки по жанровым особенностям ближе к философским притчам, они дают пищу для размышлений. По композиции они схожи с народной сказкой (есть зачин, начинающийся словами: «Жили…», и концовка).

2 Сказка «Attalea princeps»

В начале 1876 года Гаршин томился вынужденным бездействием. 3 марта 1876 года Всеволод Михайлович написал стихотворение «Пленница». В стихотворном наброске Гаршин рассказал историю мятежной пальмы.

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит;

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт.

И отпрыск от пальмы султаном зеленым

Поднялся в пробоину ту;

Над сводом прозрачным, под небом лазурным

Он гордо глядит в высоту.

И жажда свободы его утолилась:

Он видит небесный простор,

И солнце ласкает (холодное солнце!)

Его изумрудный убор.

Средь чуждой природы, средь странных собратий,

Средь сосен, берез и елей,

Он грустно поникнул, как будто бы вспомнил

О небе отчизны своей;

Отчизны, где вечно природа пирует,

Где теплые реки текут,

Где нет ни стекла, ни решеток железных,

Где пальмы на воле растут.

Но вот он замечен; его преступленье

Садовник исправить велел,-

И скоро над бедной прекрасною пальмой

Безжалостный нож заблестел.

От дерева царский венец отделили,

Оно содрогнулось стволом,

И трепетом шумным ответили дружно

Товарищипальмы кругом.

И снова заделали путь на свободу,

И стекла узорчатых рам

Стоят на дороге к холодному солнцу

И бледным чужим небесам.

Образ гордой пальмы, заточенной в стеклянную клетку оранжереи, приходил ему в голову не один раз. В произведении «Attalea princeps» разработан тот же сюжет, что и в стихотворении. Но здесь мотив о пальме, стремящейся вырваться на свободу, звучит еще острее и революционней.

«Attalea princeps» предназначалась для «Отечественных записок». М.Е. СалтыковЩедрин воспринял её как политическую аллегорию, исполненную пессимизма. Главного редактора журнала смутил трагический финал произведения Гаршина. По словам, СалтыковаЩедрина, он мог быть воспринят читателями как выражение неверия в революционную борьбу. Сам Гаршин отказывался видеть в произведении политическую аллегорию.

Всеволод Михайлович говорит о том, что на написание «Attalea princeps» его подтолкнул подлинный случай в ботаническом саду.

«Attalea princeps» впервые была напечатана в журнале «Русское богатство», 1880, № 1, с. 142 150 с подзаголовком «Сказка». Из воспоминаний Н. С. Русанова: «Гаршин был очень огорчен тем, что его грациозная сказочка «Атталеа принцепс» (которая была помещена позже в нашем артельном «Русском Богатстве») была отвергнута Щедриным за ее недоуменный конец: читатель не поймет и плюнет на все!».

В «Attalea princeps» нет традиционного зачина «жили были», нет концовки «и я там был…». Это говорит о том, что «Attalea princeps» сказка авторская, литературная.

Следует заметить, что во всех сказках добро побеждает зло. В «Attalea princeps» о таком понятии как «добро» речь не идет. Единственный герой, проявляющий чувство «добра», это «вялая травка».

События развиваются в хронологической последовательности. Красивая оранжерея из стекла и железа. Величественные колонны и арки переливались при ярком солнечном свете как драгоценные камни. С первых строк описание оранжереи даёт ложное представление о великолепии этого места.

Гаршин снимает видимость красоты. Этим и начинается развитие действия. Место, где растут самые необычные растения, тесное: растения соперничают между собой за кусочек земли, влаги, света. Они мечтают о светлом широком просторе, о синем небе, о свободе. Но стеклянные рамы сдавливают их кроны, стесняют, мешают им полноценно расти и развиваться.

Развитие действия – это спор между растениями. Из беседы, реплик героев вырастает образ каждого растения, их характер.

Саговая пальма злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.

Пузатый кактус румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.

Корица прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.

Древовидный папоротник в целом тоже довольный своим положением, но какойто безликий, не стремящийся ни к чему.

И среди них королевская пальма-одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.

Из всех растений читатель выделяет главную героиню. В честь неё и названа эта сказка. Красивая гордая пальма Attalea princeps. Она выше всех, красивее всех, умнее всех. Ей завидовали, её не любили, потому что пальма была не такой, как все обитатели оранжереи.

Однажды пальма предложила всем растениям навалиться на железные рамы, раздавить стёкла и вырваться на долгожданную свободу. Растения несмотря на то, что всё время роптали, отказались от идеи пальмы: «Несбыточная мечта!-кричали они.-Вздор!… Придут люди с ножами и топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и всё пойдёт попрежнему». «Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стёкла, и я увижу», отвечала Attalea princeps. Пальма в одиночку начала бороться за свободу. Травка была единственным другом пальмы.

Кульминация и развязка «Attalea princeps» оказались совсем не сказочными: на дворе стояла глубокая осень, моросил мелкий дождь, смешанный со снегом. Пальме, которая с таким трудом вырвалась на свободу, грозила смерть от стужи. Это не та свобода, о которой она мечтала, не то небо, не то солнце, которое она так хотела пальма увидеть. Attalea princeps не могла поверить, что это всё, к чему она так стремилась долгое время, чему отдала последние силы. Пришли люди и по приказанию директора спилили её и выбросили на двор. Борьба оказалось смертельной.

Взятые им образы, развиваются стройно, органично. Описывая оранжерею, Гаршин реально передает её вид. Здесь всё правда, нет никакого вымысла. Затем Гаршин нарушает принцип строгого параллелизма идеи и образа. Если бы он был выдержан, то прочтение аллегории было бы лишь пессимистическим: всякая борьба обречена, она бесполезна и бесцельна. У Гаршина многозначному образу соответствует не только конкретная социальнополитическая идея, но и философская мысль, которая стремится выразить общечеловеческое содержание. Эта многозначность и приближает образы Гаршина к символам, причем суть его произведения выражается не только в соотнесении идеи и образа, но и в развитии образов, т. е. сам сюжет гаршинских произведений приобретает символический характер. Примером может служить многоплановость сопоставлений и противопоставлений растений. Все обитатели оранжереи узники, но все они помнят то время, когда жили на свободе. Однако лишь пальма стремится вырваться из оранжереи. Большинство растений трезво оценивают свое положение и поэтому не стремятся к свободе… Обеим сторонам противостоит маленькая травка, она понимает пальму, сочувствует ей, но не обладает такой силой. Каждое из растений остается при своем мнении, но их объединяет негодование против общего неприятеля. И это похоже на мир людей!

Существует ли какаято связь между попыткой пальмы оказаться на воле и поведением других обитателей, которые росли в той же оранжерее. Такую связь можно усмотреть в том, что перед каждым из персонажей стоит выбор: продолжать ли жизнь в месте, которое они называют «тюрьмой», или предпочесть неволе свободу, что в данном случае означает выход за пределы оранжереи и верную смерть.

Наблюдения за отношением персонажей, в том числе и директора оранжереи, к плану пальмы и способу его осуществления позволяет приблизиться к пониманию самой точки зрения автора, которую он не высказывает открыто. Как изображается долгожданная победа, которую одержала пальма в борьбе с железной клеткой? Как оценила героиня итог своей борьбы? Почему вместе с пальмой погибла травка, которая так сочувствовала ее стремлению к воле и восхищалась им? Что означает фраза, заключающая всю историю: «Один из садовников ловким ударом заступа вырвал целую охапку травы. Он бросил ее в корзину, вынес и выбросил на задний двор, прямо на мертвую пальму, лежавшую в грязи и уже полузасыпанную снегом»?

Также многозначен и сам образ оранжереи. Это мир, в котором живут растения; он угнетает их и вместе с тем дает им возможность существовать. Смутное воспоминание растений о родине это их мечта о прошлом. Повторится или нет в будущее, никто не знает. Героические попытки нарушить законы мира прекрасны, но опираются они на незнание действительной жизни и потому беспочвенны и безрезультатны.

Таким образом, Гаршин выступает и против слишком оптимистической, и против односторонне пессимистической концепций мира и человека. Обращение Гаршина к образамсимволам чаще всего выражало стремление опровергнуть однозначное восприятие жизни.

Некоторые литературные критики, расценивая произведение «Attalea princeps» как аллегорический рассказ, говорили о политических взглядах писателя. Мать Гаршина писала о сыне: «По своей редкой доброте, честности, справедливости он не мог пристать ни к какой стороне. И глубоко страдал за тех и за других…» У него были острый ум и чуткое, доброе сердце. Каждое явление зла, произвола и насилия в мире он переживал со всем напряжением своих болезненных нервов. А результатом таких переживаний стали прекрасные реалистические произведения, которые утвердили навсегда его имя и в русской, и в мировой литературе. Всё его творчество проникнуто глубоким пессимизмом.

Гаршин был ярым противником натуралистического протоколизма. Он стремился писать сжато и экономно, а не подробно изображать эмоциональные стороны человеческой природы.

Аллегорическая (иносказательная) форма «Attalea Princeps» придает не только политическую остроту, но и затрагивает социальные и нравственные глубины человеческого бытия. А символы (что бы Гаршин ни говорил о своем нейтральном отношении к происходящему) передают авторскую сопричастность не только к конкретной социальнополитической идее, но и философскую мысль, которая стремится выразить содержание всей общечеловеческой природы.

Читателю дается представление о мире через переживания растений, связанные с воспоминаниями о их родине.

Подтверждением существования прекрасной земли служит появление в оранжерее бразилианца, узнавшего пальму, назвавшего ее по имени и уехавшего на родину из холодного северного города. Прозрачные стены оранжереи, которые снаружи выглядят как «прекрасный кристалл», воспринимаются изнутри как клетка для персонажейрастений.

Этот момент становится поворотным в развитии событий, поскольку вслед за ним пальма принимает решение вырваться на свободу.

Внутреннее пространство рассказа сложно организовано. Оно включает в себя три пространственные сферы, противопоставленные друг другу. Родной для растений край противопоставляется миру оранжереи не только качественно, но и пространственно. Он удален от нее и представлен в воспоминаниях персонажейрастений. «Чужое» для них пространство оранжереи в свою очередь противопоставлено внешнему миру и отделено от него границей. Есть еще одно замкнутое пространство, в котором обитает «отличный ученый» директор оранжереи. Большую часть времени он проводит в «особой стеклянной будочке, устроенной внутри оранжереи».

Перед каждым из персонажей стоит выбор: продолжать ли жизнь в месте, которое они называют «тюрьмой», или предпочесть неволе свободу, что в данном случае означает выход за пределы оранжереи и смерть.

3 «Сказка о жабе и розе»

Произведение являет собой пример синтеза искусств на основе литературы: притча о жизни и смерти рассказана в сюжетах нескольких импрессионистских картин, поражающих своей отчетливой визуальностью, и в переплетении музыкальных мотивов. Угроза безобразной смерти розы в пасти жабы, не знающей другого применения красоты, отменена ценой иной смерти: роза срезана прежде увядания для умирающего мальчика, чтобы утешить его в последний миг. Смысл жизни самого прекрасного существа – быть утешительницей для страждущего.

Автор приготовил розе печальную, но прекрасную судьбу. Она приносит последнюю радость умирающему мальчику. «Когда роза начала вянуть, её положили в старую толстую книгу и высушили, а потом через много лет подарили мне. Потомуто я и знаю всю эту историю», – пишет В.М. Гаршин.

В данном произведении представлены две сюжетные линии, которые в начале сказки развиваются параллельно, а затем пересекаются.

В первом сюжете главным героем является мальчик Вася («мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле», «он был такой слабый, тихий и кроткий…», он тяжело болен. Вася очень любил бывать в саду, где рос розовый куст. Там он сидел на скамейке, читал «о робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках», любил наблюдать за муравьями, жуками, пауками, однажды даже « познакомился с ежиком».

Во второй сюжетной линии главными героями являются роза и жаба. Эти герои «жили» в цветнике, где любил бывать Вася. Роза распустилась в хорошее майское утро, роса на ее лепестках оставила несколько капель. Роза точно плакала. Она разливала вокруг себя «тонкий и свежий запах», который был «ее словами, слезами и молитвой». В саду роза была «самым красивым созданием», она наблюдала за бабочками и пчелами, слушала пение соловья и чувствовала себя счастливой.

Старая жирная жаба сидела между корнями куста. Она чувствовала запах розы и беспокоилась. Однажды она увидела цветок своими «злыми и безобразными глазами», он ей понравился. Свои чувства жаба выразила словами: «Я тебя слопаю», чем напугала цветок. …Однажды жабе почти удалось схватить розу, но на помощь пришла сестра Васи (мальчик попросил ее принести цветок, понюхал его и замолчал навсегда).

Роза чувствовала, что «ее срезали недаром». Девушка поцеловала розу, слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было «лучшим происшествием в жизни розы». Она была счастлива, что прожила свою жизнь не зря, что доставила радость несчастному мальчику.

Добрые поступки, дела никогда не забываются, они остаются в памяти других людей на долгие годы. Это не просто сказка о жабе и розе, как заявлено в заголовке, а о жизни и нравственных ценностях. Конфликт красоты и безобразия, добра и зла разрешается нетрадиционно. Автор утверждает, что и в смерти, в самом ее акте, - залог бессмертия или забвения. Роза «приносится в жертву», и это делает ее еще прекрасней и дарует ей бессмертие в памяти человеческой.

Жаба и роза представляют собой две противоположности: ужасное и прекрасное. Ленивая и отвратительная жаба с ее ненавистью ко всему высокому и красивому, и роза как воплощение добра и радости, являют собой пример вечной борьбы двух противоположностей – добра и зла.

Мы видим это из того, как автор подбирает эпитеты к описанию каждой героини. С розой связано все прекрасное, возвышенное, одухотворенное. Жаба же олицетворяет проявление низменных человеческих качеств: лень, глупость, жадность, ярость.

По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя, спасут наш наполненный различными человеческими недостатками мир. Несмотря на то, что в конце произведения и роза, и любящий цветы мальчик умирают, но их уход вызывает хоть и печальные и немного светлые чувства у читателей, так как они оба любили прекрасное.

К тому же, смерть цветка принесла последнюю радость умирающему ребенку, она скрасила последние минуты его жизни. И сама роза была рада, что погибла, совершая добро, больше всего она боялась принять смерть от мерзкой жабы, ненавидящей ее всем своим нутром. И уже только за это мы можем быть благодарны прекрасному и благородному цветку.

Таким образом, эта сказка учит стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.

4 «Лягушкапутешественница»

Сказка «Лягушкапутешественница» была напечатана в детском журнале «Родник» в 1887 году с рисунками художника М.Е. Малышева. Это было последнее произведение писателя. «Есть чтото знаменательное в том, пишет современный исследователь Г.А. Бялый, что последние слова Гаршина были обращены к детям и что последнее его произведение светло и беспечально. На фоне других произведений Гаршина, грустных и тревожных, эта сказка как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезает никогда, что «свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда». Сказка была известна писателю по сборнику старинных индийских сказок и по басне знаменитого французского баснописца Лафонтена. Но в этих произведениях вместо лягушки в путешествие отправляется черепаха, вместо уток её несут лебеди и, выпустив прутик, она падает и разбивается насмерть.

В «Лягушкепутешественнице» нет такого жестокого конца, автор был добрее к своей героине. Сказка рассказывает об удивительном происшествии, которое случилось с одной лягушкой, она изобрела необыкновенный способ передвижения и летела на юг, но не добралась до прекрасного края, потому что была слишком хвастлива. Ей очень хотелось все рассказать, какая она необыкновенно умная. А тот, кто считает себя самым умным, да еще любит об этом всем «болтать», обязательно будет наказан за хвастовство.

Эта поучительная история написана живо, весело, с юмором, что маленькие слушатели и читатели навсегда запоминают лягушкухвастунишку. Это единственная веселая сказка Гаршина, хотя и в ней комизм сочетается с драматизмом. Автор использовал прием незаметного «погружения» читателя из мира реального в мир сказочноусловный (что характерно и для Андерсена). Благодаря чему в историю лягушкиного полета можно поверить, «принять его за редкий курьез природы». В дальнейшем панорама показана глазами лягушки, вынужденной висеть в неудобной позе. Не сказочные люди с земли дивятся тому, как утки несут лягушку. Эти детали способствуют еще большей убедительности сказочного повествования.

Сказка не очень длинная, а язык изложения прост и красочен. Бесценный опыт Лягушки показывает как порою опасно быть хвастливыми. И как важно не уступать своим некоторым отрицательным чертам характера и сиюминутным желаниям. Лягушка изначально знала, что успех гениально придуманного ею мероприятия зависит целиком от молчания уток и ее самой. Но когда вокруг все стали восхищаться умом уток, что не соответствовало действительности, она снести не смогла. Она закричала во всю глотку правду, но ее никто так и не услышал. В результате та же жизнь, но в другом подобном родному, болоте и бесконечное хвастливое кваканье о своем уме.

Интересно то, что Гаршин изначально показывает нам Лягушку очень зависимой от мнения окружающих:

«…это было восхитительно приятно, так приятно, что она чутьчуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, - на это есть весна, - и что, заквакав, она может уронить своё лягушечье достоинство».

Таким образом, В.М. Гаршин придал сказкам особенный смысл и очарование. Его сказки, не похожи ни на какие другие. К ним более всего применимы слова «гражданская исповедь». Сказки так близки строю мыслей и чувств самого писателя, что как бы стали его гражданской исповедью перед читателем. Писатель высказывает в них свои самые сокровенные мысли.

Список использованных источников

Н.С. Русанов, «На родине». Воспоминания, т. 1, M. 1931.

Сказки русских писателей/ Вступит, статья, сост., и коммент. В. П. Аникина; Ил. и оформл. А. Архиповой.- М.: Дет. лит., 1982.- 687 с.

Арзамасцева И.Н. Детская литература. М., 2005.

Библиотека мировой литературы для детей. Сказки русских писателей. М., 1980.

Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия. М., 1978.

Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.,

Михайловский Н.К. Литературно-критические статьи. М., 1957.

Самосюк Г.Ф. Нравственный мир Всеволода Гаршина// Литература в школе. 1992. № 56. С. 13.




Top