Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности открывает новое направление – масштабный проект «Большие гастроли для детей и молодежи. Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности открывает новое направление – масштабный проект «Большие гаст

«Большие гастроли» снова объявлены открытыми. Лучшие театры Москвы и Санкт-Петербурга отправляются в туры по стране со своими самыми яркими спектаклями. В афише в общей сложности более двухсот постановок известных режиссёров, в расписании маршрутов - 45 российских регионов. Федеральная программа «Большие гастроли» работает третий год и постоянно совершенствуется.

Премьеры МХТ представлены в Саратове и Липецке, постановки Малого - в Ташкенте и Ельце, работы лучших режиссеров Театра имени Вахтангова - в Уфе. Федеральный проект «Большие гастроли» заметно расширил географию поездок театров Москвы и Петербурга. Даже для Малого театра, который ведет огромную гастрольную деятельность, новая программа расширяет горизонты.

«Допустим, Петрозаводск. До последнего дня билеты не были проданы, потому что тоже никто не верил, что Малый театр приедет. Буквально, знаете, как в трудные времена, когда стояли очереди за продуктами, так стояла очередь в Петрозаводский театр оперы и балета, когда они поняли, что действительно Малый театр», - отмечает генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова.

Какие именно спектакли и куда поедут, решает специальный экспертный совет при Министерстве культуры. Критериев отбора несколько. Учитывается вкус публики в каждом регионе: новаторские, экспериментальные спектакли путешествует гораздо меньше, хотя именно такие запросили в этом году в Томске. Многое зависит от технического оснащения региональных площадок.

«Мы стараемся работать с регионами, куда без помощи государства - без нашей помощи - сами театры с полноценными спектаклями, с полноценными гастролями не доберутся. Это программа минимум. А программа максимум - сверхзадача - объединение и создание равных условий для всех жителей России вне зависимости от того, где они находятся», - подчеркивает Антон Прохоров, генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.

Организаторы проекта учли опыт прошлых лет и оптимизировали маршруты гастролей, создали более плотные графики. В результате за те же деньги, которые выделялись Минкультом в прошлом году - 170 миллионов рублей, удалось почти в полтора раза увеличить число регионов и количество спектаклей. В этом году по городам и весям страны отправятся более 20 театров, которые покажут десятки постановок. Старт «Большим гастролям» даст Московский Художественный театр «Женитьбой» Игоря Золотовицкого. Первыми ее увидят в Саратове.

«Я сам - человек провинциальный. Помню, какое для меня было событие, когда приезжали московские театры. Это федеральная программа «Больших гастролей» вызывает у меня оптимизм, не такой большой пока, но оптимизм, потому что, во-первых, она продолжается, она не закрыта, несмотря на кризис, потому что это дорогостоящая программа. Мы так выйдем из кризиса, если будем театром воспитывать зрителя», - говорит актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.

Театры гастрольной инициативе рады. Для них это тоже редкая возможность показать свое искусство там, куда раньше попасть было невозможно.

«Это у нас уже второй тур в рамках федеральной программы. В том году мы ездили в Йошкар-Олу, в Казань, в этом году у нас большие гастроли в Крыму: мы едем в составе 112 человек при том, что у нас театр камерный.
Естественно, без поддержки Гастрольного центра эти гастроли не могли состояться, потому что затраты очень большие, связанные с транспортировкой и с арендой театров. Эта программа дает возможность очень комфортно ездить на гастроли, показывать те спектакли, которые интересны на местах», - рассказывает директор Музыкального театра им. Б. Покровского Олег Михайлов.

География гастролей этого года велика - Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Западная и Центральная Россия, Крым, Северный Кавказ. Организаторы «Больших гастролей» планируют расширять ее год от года.

Свой 96-й сезон Российский академический молодежный театр открыл гастролями на Дальнем Востоке. Три дня один из лучших отечественных драматических театров, единственный в стране федеральный театр для молодежной аудитории, гостил и работал в Комсомольске-на-Амуре.

Нынешний тур прославленного коллектива проходит в рамках федеральной программы «Большие гастроли-2016», которая реализуется при содействии Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ.

Идея проекта «Большие гастроли» родилась два года назад, когда был выделен большой объем финансирования на проведение полномасштабных гастролей государственных крупнейших российских театров в регионах страны, — рассказывает генеральный директор Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности Антон Прохоров. — Гуляя по Хабаровску и Комсомольску-на-Амуре, мы обратили внимание на большое количество афиш, зазывающих в антрепризные театры с участием медийных имен. Но качество продукта, которое эти коллективы предоставляют, иной раз оставляет желать лучшего. И регионы настолько привыкли к посещению подобных проектов, сделанных на скорую руку, что зритель уже не верит в гастроли театра в нормальном формате: когда труппа приезжает с декорациями, оборудованием, костюмами.

Понятно, что, учитывая размеры России и удаленность некоторых регионов от центра страны, такая программа может реализовываться только при поддержке федерального бюджета. В рамках проекта «Большие гастроли-2016» федеральный бюджет взял на себя покрытие основных расходов на показ спектаклей. Из госказны компенсируются затраты на транспортировку декораций, доставку коллектива к месту проведения гастролей. В свою очередь, регионы обеспечивают софинансирование гастрольного проекта: оплачивают проживание коллектива, выделяют средства на организацию местного трансфера и рекламной кампании. Все деньги от продажи билетов с гастрольных спектаклей остаются в распоряжении принимающего региона.

Антон Александрович поведал и о географии «Больших гастролей». Помимо РАМТа, в программе участвуют 25 ведущих театральных коллективов, высадившихся десантом на сценические площадки 46-ти регионов России. Более 280 лучших разножанровых работ с апреля по декабрь этого года увидит зритель. Отдельное внимание в рамках гастрольного тура уделено детскому репертуару.

— У нас сейчас один из самых пиковых периодов, — подчеркнул Антон Прохоров. — Одновременно с РАМТом проходят гастроли Театра им. Евг. Вахтангова в Уфе, Театр им. Наталии Сац работает в Тамбовской области. Театр им. Вл. Маяковского сегодня завоевывает сердца зрителей в Мурманске, а театр «Сатирикон» — в Перми. Московский театр им. А. Пушкина разворачивает спектакли на площадках в Чебоксарах и Йошкар-Оле. Одним словом, параллельно семь крупных творческих коллективов в эти дни представляют свои работы в регионах России.

Сцена из спектакля «Чехов-GALA»

Директор РАМТа Софья Апфельбаум напомнила, что академический молодежный навещал город юности тридцать лет назад. Тогда театр назывался ЦДТ (Центральный детский театр). В свои нынешние гастроли коллектив порадовал комсомольчан визитной карточкой – спектаклем «Чехов-GALA», постановкой по трем пьесам современных авторов «Кот стыда». Показал также «Денискины рассказы» по произведению В. Драгунского. И работу «Как кот гулял, где ему вздумается» по мотивам сказки Р.Киплинга, отмеченной, кстати, Национальной театральной премией «Золотая Маска». На перечисленные спектакли, по признанию директора академического молодежного, в Москве невозможно попасть.

Сцена из спектакля «Кот стыда» Сцена из спектакля «кот стыда»

По уверениям команды РАМТа, спектакли в нашем городе шли в том виде, в котором их задумал режиссер и какими их видит московский зритель. Три фуры, преодолев многие тысячи километров, прибыли в Комсомольск-на-Амуре с декорациями, костюмами, звуковой и световой аппаратурой. Более 90 актеров были заняты в постановках! Поистине масштабный проект.

Актеры театра рассказали, как пришлось адаптировать под формат большой сцены камерные спектакли. Например, сложнейший по части эмоций и энергетики «Кот стыда» режиссером был уложен в рамки ограниченного пространства. Задумав разместить зрителей в непосредственной близости к персонажам, постановщик Марина Брусникина тем самым позволяла им быть участниками действа, соавторами жизненных перипетий и коллизий. «Кот стыда» поставлен по современным пьесам молодых драматургов Таи Сапуриной, Ирины Васьковской и Юлии Тупикиной.

— Три разные пьесы совмещены в одном спектакле, объединены общей темой. Был страх, перейдя на большую сцену, потерять общность энергии со зрителем. Ту особую доверительность, которая возникает при искреннем и душевном диалоге, — говорит ведущий актер РАМТа Максим Керин .

Известный большинству зрителей по киноработам, исполнитель главных ролей в академическом молодежном Петр Красилов высказался о той части репертуарной политики РАМТа, что направлена на детскую аудиторию.

— Политика театра заключается в том, чтобы разговор с детьми не сильно отличался от разговора со взрослыми. Многие наши спектакли трудно назвать сказками. Например, «Денискины рассказы». Когда я смотрел постановку со своей дочкой, испытывал ностальгию по своему детству. Меня восхищало искреннее погружение в материал моих коллег. С интересом ждал, что еще придумают, чем удивят.

Сцена из спектакля «Денискины рассказы» Сцена из спектакля «Денискины рассказы»

Генеральный директор Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности заверил, что «Большие гастроли» в Комсомольске-на-Амуре состоятся и в 2017 году.

— Но сложность в том, что драматический театр города юности планируют закрыть на ремонт , — говорит Антон Прохоров. – Тем не менее, мы будем решать, какую сценическую площадку задействовать. Посмотрим технические возможности ваших Дворцов культуры. Если по каким-то причинам не получится провести гастроли в формате спектаклей, то организуем встречи ведущих актеров известных российских театров со зрителями и театральной общественностью. Какой-то формат обязательно подыщем.

Марина КИТАЕВА

Немного истории

В июле этого года РАМТ отметил 95-летие со дня создания. Придумала театр, сотворила и осуществила в 1921 году Наталия Сац. Тогда он назывался Детским театром. Но в 30-е годы муж Сац был признан врагом народа, а сама Наталия оказалась в лагере. Когда вернулась, здесь была уже другая жизнь, другие люди.

В разные годы история этого театра знала имена выдающихся деятелей отечественного искусства: писатель Евгений Шварц, композитор Дмитрий Кабалевский, художник Вадим Рындин. В конце 30-х годов свою первую пьесу «Коньки» принёс сюда Сергей Михалков, а в конце 40-х в историю театра вошёл и Виктор Розов. Десять лет художественным руководителем театра была ученица Михаила Чехова Мария Васильевна Кнебель. Именно она привела сюда молодого актёра Олега Ефремова. Здесь ставил свои первые московские спектакли Анатолий Эфрос.

Сегодня художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин – профессор РАТИ, народный артист РФ.

Тбилисский русский драматический театр имени А.С.Грибоедова стал вторым театром, представившем своё искусство на сцене Воронежского академического театра драмы им.А.Кольцова в рамках зарубежной программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности МК РФ «Большие гастроли 2016».

Грузию и Россию объединяет очень многое:

На Красной площади находится часовня, названная в честь иконы Иверской Божьей матери. Иверия – это и есть Грузия (так называли ее раньше). Грузия одна из первых стран приняла Христианство. Икона святого Георгия есть в каждом грузинском храме. Георгий Победоносец изображен на гербе Москвы. У наших стран не только общие святые покровители. Россию и Грузию связывает многовековая дружба. Одна из станций московского метро называется «Багратионовская» - в честь прославленного полководца, героя Отечественной войны 1812 года – Петра Ивановича Багратиона.

И вот из столицы Грузии – города художников и поэтов – из Тбилиси к нам в Воронеж приехал Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А.С. Грибоедова

Это старейший русский театр за пределами России. В 2015 году ему исполнилось 170 лет. В программе «Большие гастроли» коллектив участвует второй раз. В прошлом году артисты совершили большое турне по городам Сибири, в этом – центральной России – Ярославль, Калуга, Тула, Курск и, в завершение, Воронеж

Спектакль «Холстомер. История лошади» по Л.Толстому поставил художественный руководитель театра, лауреат Государственной премии Грузии, премии им.К.Марджанишвили, кавалер Ордена Дружбы (Россия), Ордена Чести (Грузия) Автандил Варсимашвили и посвятил его памяти выдающихся театральных деятелей Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева, чей творческий путь начинался в Тбилиси.

На пресс-конференции, устроенной перед началом спектакля, режиссёр рассказал о том, что был знаком с Георгием Александровичем Товстоноговым, не раз бывал у него в театре, смотрел репетиции. Автандил Варсимашвили создал свою сценическую версию повести Толстого, в которой Холстомера играют несколько актёров. Постановку показали в Петербурге, хотя после легендарного спектакля БДТ с Евгением Лебедевым в главной роли, это было довольно рискованно. Но спектакль был тепло принят и семьёй Георгия Товстоногова, и артистами Большого драматического театра.

В 2013 году спектакль Грибоедовского театра получил Гран-при Международного театрального форума «Золотой Витязь». После чего был показан во многих странах мира. Теперь его смогли увидеть и по достоинству оценить воронежские зрители.

Текст и фото предоставлено театром драмы им. Кольцова.

В рамках Федеральной программы Большие гастроли один из лучших московских театров отправляется в Киров. Гастроли Московского драматического театра имени А.С. Пушкина стали наиболее ожидаемым культурным событием нового театрального сезона – к началу гастролей все билеты на спектакли раскуплены. Знаменитые актеры под руководством заслуженного артиста России Евгения Писарева покажут кировской публике пять спектаклей большой и малой формы.

Федеральная программа Большие гастроли откроется 25 августа спектаклем «Обещание на рассвете» в постановке Алексея Кузмина-Тарасова. В спектакле заняты молодые артисты театра, в том числе и лауреат премии «Золотая маска» за лучшую женскую роль Александра Урсуляк, Андрей Заводюк, Ирина Петрова, Алексей Воропанов, Сергей Кудряшов. Спектакль о страстной, всепоглощающей и разрушительной материнской любви пройдет на сцене Театра на Спасской.

26 августа там же состоится спектакль «С вечера до полудня» в постановке Рузанны Мовсесян. Это удивительно современная и созвучная нам история про людей, про поиски смыслов и жизненный выбор, про страшное одиночество каждого, про вечное стремление и невозможность быть счастливым и про то, как грустна и мучительна порой бывает эта наша прекрасная жизнь. В спектакле играют заслуженные артисты России Владимир Николаенко, Андрей Заводюк, Вера Воронкова, Алексей Воропанов, Сергей Кудряшов, Наталья Рева- Рядинская, Виктор Васильев.

27 августа на сцене Кировского драматического театра зрители увидят спектакль «Тартюф», поставленный французским режиссером Брижит Жак-Важман в 2015 году. Брижитт Жак-Важман поставила десятки спектаклей по классическим и современным пьесам французского и европейского репертуара в таких театрах как Комедии Франсез, Театр Одеон, Опера Комик, Национальный театр Шайо, Национальный театр Страсбурга, Театр де ля Виль и многих других. Роли Оргона и Тартюфа в спектакле исполняют заслуженный артист России, Почетный деятель искусств г. Москвы Андрей Заводюк и лауреат премии «Московские дебюты», любимец публики по многим киноролям Владимир Жеребцов.

28 августа в Театре на Спасской состоится показ спектакля «Материнское поле», в котором заняты молодые артисты театра. Режиссер-хореограф Сергей Землянский так говорит о своем спектакле:
«Это пластическая история, где артисты передают свои эмоции и чувства, используя возможности своего тела. Движение, жест и танец создают своего рода обрядовое действо, рожденное этой историей. Мать, Отец, Дети, Земля, Семья и... Война, страшные потери главной героини как обратная сторона, неотъемлемый фактор семейной идиллии. Что для нас сегодня понятие Отчий дом? Почему мы перестаем ценить и беречь те традиции, которые мы имеем? Эти вопросы актуальны сегодня, надеюсь, не только для меня».

29 и 30 августа на сцене Кировского драматического театра состоится показ комедии «Семейка Краузе». Спектакль увидел свет в 2016 году, режиссер – Надежда Аракчеева, художественный руководитель постановки – Евгений Писарев. Роли тетушек Краузе исполнят народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых Вера Алентова и заслуженная артистка России Наталья Николаева.

Материал: Владимир Сабадаш
Фото: пресс-служба Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.

23.09.2016 20:38:44

27 и 28 сентября в рамках зарубежной программы «Большие гастроли 2016» в Тульском академическом театре драмы гастроли Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Грибоедова

ХОЛСТОМЕР. ИСТОРИЯ ЛОШАДИ (12+)

трагическая исповедь

по мотивам повести Л.Н. Толстого

Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А.С. Грибоедова - старейший русский театр за пределами России, первый профессиональный театральный коллектив на Кавказе. Его репертуарная политика направлена на популяризацию классической русской драматургии. Театр награжден премией «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом».

Грибоедовский сегодня – это театральный бренд, коллектив с серьезной репутацией и громким именем. Пригласить его на гастроли считают за честь лучшие фестивали и театры мира. Достаточно сказать, что сегодня театр им. Грибоедова является самым посещаемым театром Грузии, а за последний год коллектив выступил в 12-ти странах.

Спектакль «Холстомер. История лошади» завоевал славу одного из лучших в современном театральном мире. Он стал, без преувеличения, легендарным, и его слава давно уже бежит впереди него. Спектакль – лауреат многих престижных международных фестивалей.

Режиссер-постановщик Автандил Варсимашвили создал современное действо – яркое, зрелищное и при этом – трагическое и пронзительное. Спектакль о жестоком отношении к старости, человеческой беспощадности к «белым воронам», о борьбе нравственного и безнравственного, о выборе, как духовной свободе угнетенного, но не сломленного существа…

В декабре 2013 года спектакль был удостоен Гран-при XI Международного форума театрального искусства «Золотой Витязь» в Москве. Исполнитель главной роли Валерий Харютченко стал обладателем «Золотого диплома» форума.

Спектакль посвящается памяти великих деятелей Российского театра Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева.

Гастроли проходят в рамках зарубежной программы «Большие гастроли 2016» Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности

Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности был учрежден Министерством культуры Российской Федерации для формирования, координации и реализации полномасштабных театральных гастролей. Программа Центра «Большие гастроли» реализуется с 2014 года. За три года более 500 тысяч зрителей в регионах России увидели спектакли ведущих российских театров, география гастролей - от Калининграда до Владивостока, от Севастополя до Петропавловска- Камчатского.

В 2015-м году Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности начата еще одна важнейшая программа – по взаимодействию с русскоязычными театрами за рубежом. Задача зарубежной программы Федерального центра – открыть пути для профессионального сотрудничества, расширить зрительскую аудиторию. Русским театрам, работающим за пределами России, жизненно необходима непосредственная связь с русскими языком и культурой. Именно поэтому зарубежная программа состоит из двух частей: гастроли ведущих российских театров в странах ближнего зарубежья и гастроли русских театров ближнего зарубежья в России.

Гастроли театров в рамках зарубежной программы «Большие гастроли 2015» прошли с большим успехом, не менее интересная зарубежная гастрольная программа ожидает зрителей в 2016 году. Гастроли Малого театра – в Республике Узбекистан, в Казахстане – гастроли МХТ имени А.П. Чехова, Республика Азербайджан принимает Театр Маяковского. В России – гастроли Русского театра имени М. Горького из Астаны, Тбилисского русского театра имени А.С. Грибоедова, Ереванского русского театра имени К.С. Станиславского, Минского драматический театр имени М. Горького, Донбасс оперы, Луганского театра «На Оборонной», Луганской филармонии. Спектакли, представленные в рамках зарубежной программы «Большие гастроли 2016», предназначены для самого широкого круга зрителей.




Top