Составте синквейн с ключевым словом Бунин. Открытый урок по литературе на тему "И.А

  • предметные: понять значение любви в творчестве Бунина, увидеть особенности раскрытия этой темы автором;
  • метапредметные: развивать навыки смыслового чтения, анализа художественного текста, совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа;
  • личностные: подтолкнуть учащихся к мысли о любви в жизни каждого; воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу каждого, ответственность за свои поступки, развивать любовь к литературе.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся, мотивация восприятия.

1. «Догорел апрельский светлый вечер...»

"А Весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая, —

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля."

2. «Цифры»

"И какой радостью засияли твои глаза! Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть! И как жадно ловил ты каждое мое слово! Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!"

3. «Листопад»

"Лес, точно терем расписной..."

Следующий рассказ был написан писателем в эмиграции.

"Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки. Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им. Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня."

5. «Кавказ»

"Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов."

Этот замечательный рассказ принадлежит к циклу «Темные аллеи», первый рассказ которого дал имя самому циклу, создававшемуся тоже в эмиграции.

Вспомним, что темой рассказа - любовь мужчины и женщины. Именно этой темой и пронизан цикл «Темные аллеи». Но в каждом произведении цикла она преломляется по - разному.

III. «Темные аллеи». Слово учителя.

Любовной теме И. А. Бунин посвятил большую часть произведений, от первых до последних. Сборник "Темные аллеи" воплотил все многолетние размышления писателя о любви. Бунин видел ее повсюду. Для него это понятие было весьма широко.

Рассказы Бунина - это философия. Любовь он видит в каком-то особом свете, в то же время отражая чувства, испытанные каждым человеком. С этого взгляда любовь общая для всех.

Одноименный рассказ стоит первым в сборнике. Названию рассказа поспособствовало стихотворение Огарева «Необыкновенная повесть». Работая над рассказом Бунин вспомнил, что когда-то, читая сборник стихов Огарева, он увидел следующие строки:

«Кругом шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея...»

Это вызвало в душе Бунина воспоминания о русской осенней поре,ненастье, старом военном времени... Затем возник рассказ, который Иван Алексеевич назвал взятыми из стихотворения словами: "Темные аллеи". Так возник образ «темных аллей» в его первоначальном значении. Впоследствии этот образ расширяется до образа человеческой души, ее непостижимости.

IV. Чтение и осмысление текста.

(Лес, поздний вечер, мрак, темнота, вой ветра.)

Как вы думаете, какой должна быть тональность произведения?

(По тональности рассказ печальный, грустный, страшный, занимательный.)

Определите, по-вашему мнению, основную мысль?

(Люди считали это место нечистым, поэтому обходили стороной.

Действие происходит в городе с рестораном «Темные аллеи». Однажды туда приехал знаменитый художник и увез с собой официантку. Они жили долго и счастливо, часто вспоминали «Темные аллеи».)

Очень хорошо, но пока четкого представления о рассказе у вас нет. Сейчас я вам назову цепочку слов, а вам нужно будет выстроить сюжет.

  1. холодное осеннее ненастье
  2. тарантас
  3. стройный военный старик
  4. горница
  5. красивая не по возрасту женщина
  6. самовар
  7. хозяйка
  8. чистота
  9. любила
  10. бросили
  11. не простила
  12. поехали дальше
  13. богатеет

(Дети приводят свои прогнозы.Например:

"В холодное осеннее ненастье старый тарантас подъехал к трактиру. Из него вышел стройный военный усатый старик. Он вошел в светлую горницу и увидел высокую красивую не по возрасту женщину. Она поставила самовар.Это была хозяйка. Вокруг все было чисто и уютно. За чаем она поведала, как любила и как ее бросили. Предательство она до сих пор не простила. А мужчина рассказал о своей жене и сыне. После чая он и его слуга поехали дальше. Идет время, а он богатеет.")

Очень интересный прогноз. Кто еще желает рассказать свой сюжет?

«В холодное осеннее ненастье, ...- Эй, кто там!»

(В помещение вошла красивая женщина и она очень понравилась гостю.)

А теперь давайте прочитаем следующую часть рассказа.

«Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, ...- Надежда! Ты? - сказал он торопливо.»

(Это была его бывшая любовь, которую он потерял, а сейчас нашел.)

Мы снова продолжаем чтение, вследим за сюжетом.

"Я, Николай Алексеевич, - ответила она....- Прикажи подавать…»

А как теперь будут развиваться действия?

(Николай Алексеевич посадил Надежду, и они поехали домой к нему и жили долго и счастливо.)

Давайте же узнаем, что на самом деле было.

А сейчас давайте вернемся к нашей цепочке слов. Какие из них, по-вашему, наиболее значимы?

(Учащиеся по очереди называют ключевые слова и объясняют их выбор.).

Как вы думаете, о чем повествует нам рассказ и какие проблемы ставит перед нами Бунин. Свой ответ изложите письменно.

(Чтение эссе.)

А теперь давайте составим вместе с вами синквейны.

1) Николай Алексеевич.

Стройный, несчастный.

Краснеет, вспоминает, жалеет.

Не нашел своего счастья.

2) Надежда.

Красивая, аккуратная.

Любит, прощает, богатеет.

Сложилась удачная жизнь.

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке. А сейчас я вам прочту стихотворение Огарева «Обыкновенная повесть».

Из одного произведения появляется другое. Докажите, что рассказ «Темные аллеи» И. Бунина эристичен к сюжету стихотворенияН.Огарева «Обыкновенная повесть» . Вы должны сопоставить произведения. Это ваше домашнее задание.

V. Вывод урока.

Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? Какие уроки вынесли для себя? Над чем задумались?


Полный текст материала Урок по литературе на тему «Иван Алексеевич Бунин. "Темные аллеи» смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

П редлагаемые вам мастерские входят в цикл занятий, посвящённых личности и творчеству И.А. Бунина. Этот цикл может рассматриваться как модуль в рамках элективного курса или спецкурса для учащихся 11-х классов. Цель такого модуля - создание творческой среды для вхождения в мир автора, далёкого от современного молодого читателя.

Первая мастерская «Воспоминание» (2 часа) посвящена лирике Бунина. Предполагается, что к
11-му классу учащиеся уже не раз обращались к ней. Все существующие программы включают произведения Бунина, но, как показывает опыт, истинной встречи с поэтом не происходит. Показательно, что имя ребята помнят, даже факты биографии иногда перечисляют точно, однако процитировать ни одного стихотворения не в состоянии. Иногда слышишь: “Что-то о природе писал…” Заставить память учеников заговорить на языке поэзии - задача этой мастерской.

Вторая мастерская мини-курса (2 часа) снова обращается к материалу “пройденному” - циклу «Тёмные аллеи». Начинается она без объявления названия, это один из механизмов запуска творческого процесса. На определённом этапе её участникам предстоит дать своё название мастерской. Для чтения предлагаются четыре-пять рассказов, не включённых в программы. Учащиеся получают скорее не новые знания, а новые смыслы, то есть выполняют творческую задачу самопознания.

Мастерская № 1: «Воспоминание»

Ведущий. Напишите слово “воспоминание”. Что необходимо для вызова воспоминаний? Что помогает вспомнить о событии, человеке, о собственном состоянии?

- Музыка, звуки, услышанная реплика, вопрос;
- фотографии, видеофильмы;
- встреча с каким-то человеком; звук голоса, жест;
- книга, записка, открытка; дневник;
- дождливая погода; меланхолическое настроение;
- вещь, предмет;
- запах;
- похожее пространство; ситуация…

Используя доступные вам сейчас подсказки, напишите текст «Воспоминание о Бунине».

Задание обладает высокой степенью неопределённости, от чего некоторые участники мастерской ощущают дискомфорт и раздражение; отчасти на эту реакцию оно и рассчитано. Самодиагностика того, что осталось от предыдущего опыта приобщения к творчеству автора, и осознание: “Ни-че-го! - Даже имени не припомнить…” - для многих болезненно. Кое-кто сразу пытается выкрикнуть два-три названия рассказов, частенько путая их с чеховскими или купринскими. Для ведущего мастерскую педагога важно не спешить со своей реакцией, удержаться от поспешных комментариев к ошибочным утверждениям. Уже к концу первого этапа мастерской, во время предъявления этих воспоминаний, произойдёт первая коррекция возникших неточностей: как правило, находятся в аудитории знатоки Чехова и Куприна, указывающие на ошибку. Но даже если таковые не отыщутся, стоит повременить, но не забыть ввести на последующих этапах мастерской какой-то текст, связанный со сравнением упоминаемых произведений. Важно дать шанс самому учащемуся исправить свою ошибку.

Тема «Воспоминание о Бунине» может быть интерпретирована как воспоминание о первой встрече с творчеством писателя, как рассказ обо всём, что вызывает ассоциации, связанные с именем этого автора, как обзор мемуарной литературы, как приглашение к свободному фантазированию, гипотетическим встречам. Обычно в аудитории возникают вопросы уточняющего характера (что имеется в виду?). Однако мастер не поясняет задание, а советует писать так, как поняли. И вот что иногда получается.

Как можно писать воспоминания о человеке, которого не знал лично, никогда с ним не встречался? У меня воспоминания об этом авторе - это воспоминание о наших школьных уроках литературы, об учителе, влюблённом в русскую классику и удивительно артистично читавшем прозу Ивана Алексеевича Бунина.

Я вижу книжку серого цвета, на обложке которой - берёзы, тропинка, бегущая вдоль бескрайнего поля, и слова: «И.А. Бунин. Рассказы». Книжка изрядно потрёпана, не потому что с ней небрежно обращались, а потому что этот томик объездил весь Советский Союз в портфеле, чемодане, рюкзаке моего деда-мостостроителя. Пожалуй, это первое, что бралось им в любую командировку. Я узнала Бунина благодаря деду, он ничего не рассказывал о писателе, а просто читал небольшие кусочки текста и замолкал, улыбаясь. Мне нравились эти вечера на даче, с шумом дождя и ветра, с блеском молний и картинкой в раме окна, повторявшей обложку книги. Так и осталось для меня: дед - Бунин, а Бунин - дед. (Учитель физики - участник одной из мастерских.)

У нас в классе висели портреты писателей. Кажется, Бунин был в шляпе. Больше ничего вспомнить не могу.

Единственное, что могу вспомнить о Бунине, - это несколько названий: «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». Кстати, до сих пор не могу понять, о чём рассказ «Антоновские яблоки», просто скука.

Я не люблю произведения, которые плохо заканчиваются, а у Бунина нет ни одного светлого рассказа, везде трагический финал. Либо герой погибает, либо он и она расстаются - это мне не нравится, он не мой автор.

Школьный Бунин прошёл мимо меня, я проболела. Но недавно по телевизору посмотрела фильм «Дневник его жены», и стало мерзко и противно. Если всё было так, как показано в фильме, то читать этого писателя я не буду никогда: что мог создать такой человек?

Текст читается по желанию участника.

Ведущий. Вам предлагается отправиться на улицу, совершить небольшую уединённую прогулку - путешествие «В поисках Бунина». Пройдите вглубь окрестных дворов, сосредоточьтесь на задании - “найти Бунина”. Главное условие - ни с кем из группы не вступать в общение. На прогулку даётся полчаса.

На уединении делается особый акцент, так как совершенно понятно, что задание рассчитано на создание условий выхода из привычного режима учебной жизни. Задание может показаться нелепым, иногда вызывает иронию и даже протест, который выражается в язвительном комментарии, а порой и в отказе участника выходить на улицу. Мастер должен воздержаться от лишних объяснений и принуждения, однако может предложить просто выйти на улицу или постоять у окна. На контрасте повседневной суеты и спокойного, пусть и краткого мгновения сосредоточенности, пристального взгляда на небо, листья под ногами, лужи, заросшие деревьями и кустами окрестные дворы создаётся необходимый для созерцательного настроения фон. Каждый пришёл на занятие из своего дня со своими заботами. Прогулка способствует переключению внимания на себя, приведению себя в состояние готовности слушать и воспринимать стихи. Даже возникшее было раздражение идёт на пользу, оно заставляет включить воображение, что-то придумывать - стимулирует творческий процесс .

Как и предыдущее, это задание имеет высокую степень неопределённости, поэтому наиболее тревожные учащиеся, стремящиеся к гарантированному успеху, бывает, находят простейший выход из дискомфортной ситуации - сразу отправляются в библиотеку. Во-первых, велико желание сразу проверить, правильно ли они вспомнили названия произведений и биографические факты. Во-вторых, это попытка раздобыть хоть какие-то авторитетные сведения, касающиеся писателя, зацепиться за чьё-нибудь мнение - таков стереотип школьного литературного образования - “не сметь своё суждение иметь”. Это их выбор. Как правило, на следующем этапе мастерской они осознают, что выбор был сделан не лучшим образом, хотя на это им никто не указывает и не пеняет.

Сам педагог тоже выходит на улицу - и не только с задачей контроля за процессом, но и с задачей поиска “своего сегодняшнего Бунина”. Хорошо, если он тоже предъявит свой текст.

По возвращении с улицы без обсуждения впечатлений участникам мастерской предлагается продолжить текст воспоминаний. Вот отрывки из возникавших в разные годы текстов.

Сначала мне показалось нелепым искать Бунина среди городского микрорайона с детскими площадками и мусорными баками. Да ещё прохладный ветер не давал сосредоточиться хоть на чём-нибудь. Я обходила лужу и внезапно увидела отражение бегущих по небу облаков, голубое и белое под ногами. Вот так и застыла я у этой лужи. При чём здесь Бунин? “Вот сколько лет прошло и пройдёт, а небо, облака, лужи, размокшая земля, падающие листья - всё как при нём. Всё как у него. Всё он - его лёгкое дыхание” - такая вот мысль посетила меня.

Я подошла к старушке, выгуливавшей собаку, и спросила о Бунине, что ей известно. Она ответила: “Не знаю, милая, я необразованная”. Потом у парня, он подумал, что я интересуюсь каким-то депутатом. Потом я спросила у мужчины интеллигентного вида и не ошиблась, он сказал, что Бунин - наш первый Нобелевский лауреат (кстати, я об этом не знала), а искать его лучше в библиотеке. Ещё я решила поинтересоваться, что знают о Бунине дети. Мне попались две подружки-третьеклассницы, они шли из школы и болтали о чём-то своём, но отнеслись к моему вопросу серьёзно и вспомнили стихотворение про листопад, которое недавно учили наизусть на уроке чтения: “Лес, точно терем расписной…” - хором бойко прочитали два четверостишья. Вот такое социологическое исследование. Вывод: Бунин живёт не для всех. Но русский язык - то, что объединяет всех нас. Это и есть Бунин - его русский язык.

Когда я зашла в маленький, заросший кустарником дворик, стало понятно, что Бунин везде: в осенних листьях, в жухлой траве и даже жидкой, разъезжающейся под ногами тропинке. Я села на скамейку и стала присматриваться ко всему, на что падал взгляд. Вот воробей нашёл корочку хлеба, радуется, чирикает - дурачок. Начирикал ворону - отобрала корочку, да ещё косит глазом, где что плохо лежит. Порывом ветра сорвало с берёзы листья, и они стайкой полетели не вниз, а вверх, словно жёлтые в крапинку мотыльки. Потом два-три листочка отделились, плавно спланировали на землю и успокоились, украсив собою лужу. Наверное, впервые я так спокойно и пристально огляделась по сторонам и так много увидела перед своим носом, чего раньше не замечала. Найти Бунина, поняла я, можно, если идти его путём, путём созерцания. (Учитель музыки - участник мастерской.)

Нас пригласили в осень. Кто только о ней не писал! Тихо. Прохладно. Замечаю огромный, около метра в диаметре, пень, свежий спил. Что было за дерево? Может быть, липа? Если всмотреться в его узор, можно прочесть письмена веков. Бунин это умел читать. Однако идиллии не получается. Слишком нагло выпячивается городская помойка на каждом шагу - отличительный знак хамства пришедших к власти плебеев. В 18-м году Бунин это увидел и ужаснулся. Его цивилизация ушла, как Атлантида под воду. Мы - свидетели продолжающегося упадка. Я вижу серые, мрачные, сосредоточенно-туповатые лица прохожих - моих соотечественников. Я нашёл Бунина: громадная сломанная ветвь старого дерева, ждущего своей пилы, под окном нашего колледжа - вот его образ.

О испуганные! О послушные! О ироничные! О понятливые! О сметливые! О разные мои гонцы, бегущие, скользящие, влачащиеся “искать Бунина”. Я слышу ваши удаляющиеся голоса, я вижу ваши спины, в которых читается обречённость. Я улавливаю идущую от вас волну, похожую на прохладный душ: “Щщас листик клёна принесём, и в нём мы Бунина найдём. Каков вопрос - таков ответ. Наш литераторше привет!” Я смотрю вам вслед и думаю: “Кто из вас потом, после всех наших незамысловатых экзерсисов, возьмёт-таки том Бунина в руки и не закроет, едва пролистав несколько страниц, а остановится на какой-то, прочтёт, зачитается, вчитается… В тот момент он станет Его читателем и, как утверждает Ю.Айхенвальд, самим Буниным - моей драгоценной находкой”. (Автор мастерской.)

Я не пошла на улицу, думаю, что это для меня бессмысленное занятие, я не умею фантазировать на пустом месте. Я поднялась в библиотеку и взяла том Бунина «Повести и рассказы. 1892–1929». Благодаря тому, что успела прочитать в послесловии, узнала, что Бунин умер глубоким стариком. Почему-то в школе мне так не показалось. То чувство стыда, которое возникло, когда я не смогла вспомнить ни одного названия, кроме «Гранатового браслета» (да и то оказалось, что эту повесть написал Куприн), подстегнуло взять книгу Бунина. Я думаю, что не понесу её обратно в библиотеку, пока не прочитаю хотя бы несколько рассказов.

Тексты зачитываются вслух.

На доске - несколько рубрик:

Я увидел(а)… (картинка, зрительный образ, деталь пейзажа )

Я услышал(а)… (звуковые образы )

Я ощутил(а)… (то, что вызывает осязательные, обонятельные ассоциации )

Я почувствовал(а)… (состояние, настроение )

Я удивился… (неожиданные, яркие образы, не заданные рубриками )

Я подумал(а)… (мысль, строка-афоризм )

Я понял(а)… (ответ на возникший прежде вопрос )

Ведущий предлагает слушать стихи И.А. Бунина и записывать словосочетания-образы, которые наиболее интересны для участников в соответствии с одной из выбранных рубрик. Возможная подборка: «Не видно птиц…», «Седое утро надо мной…», «Я к ней вошёл в полночный час…», «Ещё и холоден, и сыр…», «Полями пахнет, - свежих трав…», «Шумели листья, облетая…», «Розы», «Вечер», «Ритм», «Молодость», «Мы рядом шли…», «Щеглы, их звон, стеклянный, неживой...», «Этой краткой жизни вечным измененьем…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «Один я был в полночном мире…». Подборка стихотворений зависит от субъективного выбора автора мастерской, соответствует его вкусу и обеспечивает возможность выполнения задания. Чтение учителя должно быть сдержанным и внятным, без актёрских эффектов.

Задание. Из всего, что удалось записать на слух, подчеркните один–три самых ярких образа. Выберите один из них и прочитайте для всех. Если что-то особенно понравится из выбранного другими, дополните свои записи.

Выберите один образ, одно словосочетание, используйте его в качестве заголовка и напишите небольшой текст на эту тему, стараясь использовать как можно больше выписанных вами слов из стихотворений. Начните его, например, так: “В стихотворениях И.Бунина я увидел(а)…”, “…ощутил(а)…” и т.д.

Темы, возникшие в результате отбора цитат: «Отражения», «Глас бездны», «Бесцельное стремленье», «Но век наш - миг», «Три правды», «Жизнь есть заблуждение», «Радость одиноких дум», «Скитанья», «Я был как Бог…».

На каждую парту выдаётся подборка стихотворений: «Слово», «Настанет день - исчезну я…», «Льёт без конца. В лесу туман…», «Перстень», «Надпись на чаше», «Нынче ночью кто-то…», «Память», «Светляк». Эта подборка составлена по тематическому принципу, побуждает к мысли. Требует большой сосредоточенности при чтении, поэтому предполагается сначала индивидуальная работа, а потом обсуждение прочитанного в группах.

Задание. Поговорите в паре или в группе о прочитанных стихотворениях. На чём вы сосредоточили своё внимание: темах, тональности стихов, образах, метафорическом ряде, лирическом герое, смыслах?

На групповую работу даётся 10–15 минут, после чего каждой группе (паре) необходимо сформулировать один наиболее важный тезис, прозвучавший в обсуждении, и познакомить с ним всех. По высказанному тезису могут дать комментарий или задать вопрос участники других групп.

Индивидуальное задание. Продолжите начатый текст о стихах Бунина, развивая мысль, включая высказанные при обсуждении в группах соображения.

“Один, как Бог...”

Я всё время слышу, что Бунин слишком печальный, даже мрачный автор. Всё о смерти и о гробах, о вечности рассуждающий. У кого-то он вызывает чувство тяжести, меланхолии. Для меня же в его поэзии много красок, звуков, запахов - всего того, что и составляет яркость живого, чувственного восприятия мира. Приятие этого мира. Я вижу в излюбленной им картине осеннего увядания не серость и блёк­лость тонов, а напротив - яркие мазки лазоревого неба, вижу, как “чернеет грязь в листве лимонной”... Возникает ощущение радостного озноба от прохладного прикосновения свежего ветра, что прибавляет бодрости.

Меня удивляет эта тонкость подмеченных и собранных в жгут строфы деталей: “белый край облака”, “серых птичек стая” - этот хор голосов мира.

Это любовное вглядывание, вслушивание, чувствование, и награда за всё - дивная простота счастья жить.

“Глас бездны в гулкой тишине...”

Эта строчка бунинского стихотворения имеет ретроспективу в творчестве Ф.Тютчева, первого поэта, вслушивавшегося в ночные часы в звук мирового хаоса. Но Бунин, на мой взгляд, более смел, даже дерзок, - этот звук не пугает его, не внушает ужаса, как его предшественнику, а скорее вселяет горделивое чувство превосходства творца. Раз ему дано это слышать, то он если не автор, то соучастник ночного действа. Он, как Бог, один во всей Вселенной, и бездна не посылает ему свой угрожающий сигнал, а надиктовывает музыку высших сфер. Ему, кто одновременно и человек, и существо высшей субстанции. Его слуху, зрению, обонянию доступны тонкие ощущения: слышать, как трава растёт, видеть, как лазурь мигает, как блистают без­умные глаза грозы; чувствовать… И завтра наутро или под вечер он переведёт эту музыку на доступный нам, смертным, язык, отольёт её в единственно верные строки. И мы узнаем этот новый мир, увидим, услышим, почувствуем и восхитимся.

В стихах Бунина - мир, который уже существовал, мир будто и знакомый, но столь новый, яркий, праздничный, что сразу веришь и принимаешь это: “Я был как Бог…” (Автор мастерской.)

“Исчезну я...”

Я думаю, что Бунин знал, что никуда исчезнуть он не может. Немеркнущая душа, её печали и горести неизбывны. Но ещё поражает и вполне научное провидение бессмертия мысли. Бунин при всей внешней мрачности, возможно, идущей от фамилии, в которой слышу звук приближающихся раскатов грома и вижу тяжёлые свинцовые тучи, вселяет оптимизм. Его мир - это подарок: трепещущая под голубым потолком бабочка, дно неба, заглянувшего в окно, вечерняя звезда, мерцание степного огня, безмолвие полей, грустная удаль чьей-то песни. Какой всё это подарок нам, незрячим, глухим, бесчувственным, усталым и суетным. “Я вижу, слышу… - // Всё во мне” - всё взять и всё отдать - это залог бессмертия.

Ведущий. Прочитайте для всех третью часть текста со своим названием.

Просмотрите записи, сделанные на сегодняшней мастерской. Запишите, какие вопросы возникли у вас в момент слушания стихов и текстов ваших товарищей.

Вопросы зачитываются. Вот наиболее часто встречающиеся вопросы участников мастерской.

Каковы отношения Бунина с Богом? Был ли он верующим человеком?
Почему так мало стихов о любви к женщине? Он их писал?
Был ли он мрачным человеком, одиноким?
Как объяснить такое большое количество упоминаний кладбищ, смерти, крестов в его стихах?

Рефлексия: “Главное впечатление мастерской - это…” Может быть дано задание корректировки и редактирования своих текстов. Поиск ответов на прозвучавшие в конце мастерской вопросы. Самостоятельное чтение стихов Бунина.

Мастерская № 2: «Тёмные аллеи»

Эта часть мастерской связана с тем, что в школьную программу обычно включают один-два рассказа из цикла «Тёмные аллеи», поэтому, как правило, представления о целостности цикла у молодых читателей не возникает. Потому мне представляется возможным выделить из большого цикла маленький, состоящий из пяти рассказов, причём сначала читаются только четыре. Важно прочитать рассказы целиком на уроке, проинтерпретировать тексты, обменяться своими впечатлениями, догадками и вопросами.

Обращаю внимание на то, что рассказы не анализируются, а интерпретируются. Это не исключает внимательного отношения к тексту, выделению значимых деталей, работы со словом, но всё это будет носить вспомогательный характер.

Мы выбрали следующие четыре коротких рассказа, которые можно успеть прочитать и обсудить в рамках одного занятия: «Волки», «Гость», «Сто рупий», «Качели». Эти четыре рассказа - мини-цикл, в нём как в капле отражаются все сущностные свойства и признаки сборника в целом. После работы над мини-циклом учащиеся самостоятельно читают рассказ «Тёмные аллеи».

Первое задание этой части мастерской связано с фиксацией впечатлений, отложившихся на предыдущем этапе. Оно помогает настроиться на дальнейшую работу, играет роль камертона.

Сочинение синквейна, специфической стихотворной формы из пяти строк, отдалённо напоминающей японские хокку, - наилучший способ собрать в пучок разбросанные ощущения, суждения, образы. Как правило, учащиеся записывают то, что находится в “оперативной памяти”, не заботясь о звучании будущего стихотворения. Поначалу они и не воспринимают это как стихотворение, слишком механистичен алгоритм его создания. Но если использовать этот приём систематически (не злоупотребляя, однако), то скоро будут получаться весьма интересные и вполне оригинальные в словесном отношении тексты.

Модель для синквейна:

Бунин - слово-ассоциация.

Два слова - определения (прилагательные, причастия, может быть и существительное).

Три слова, отвечающих на вопрос: что делает? (глаголы, деепричастия).

Предложение - ваше к нему отношение (из четырёх-пяти слов).

Суть первого слова-ассоциации (одно слово или словосочетание).

Вот несколько примеров.

Воспоминания.
Любовные. Грустные.
Пробуждают. Оживляют. Тяготят.
Хочется забыть былое и снова жить.
Почва.

Художник.
Глубокий. Трагический.
Видит. Слышит. Счастлив.
Я учусь у него принимать мир.
Мудрец.

Синквейны по желанию участников читаются. Затем каждая группа получает четыре рассказа: «Гость», «Качели», «Волки», «Сто рупий».

Ведущий. Прежде чем приступить к чтению:

1) запишите ассоциации, которые вызывают у вас эти слова, и кратко свои предположения о содержании каждого рассказа, судя только по его названию;
2) прочитайте рассказы и выпишите из текста самую яркую характеристику героя, героини;
3) сформулируйте сами или найдите в тексте предложение, в котором, по вашему мнению, содержится суть рассказа;
4) задайте вопрос, который возник во время или после чтения рассказа.

Все четыре новеллы принадлежат к циклу «Тёмные аллеи», о чём участникам мастерской не сообщается . Работа ведётся в индивидуальном режиме. В тетрадях могут возникнуть примерно такие записи.

1) «Качели» - детство, юность, игра, развлечение; воздух, свистящий в ушах; дух захватывает; страшно и весело; больно падать…
2) Характеристики героев. Она: “смотрела пристально, бессмысленно и радостно”. Он: “я счастлив, вы уже влюблены в меня”.
3) Суть: “Пусть будет, как есть”.
4) Почему им большего не надо? Что между ними было и будет?

1) «Волки» - зверь, сильный, свирепый, хищник, опасность, страх, стая, охота…
2) Она: “нет ничего милее шрама, похожего на тонкую постоянную улыбку. Горячая, отчаянная”. Он: “Ищет её губы”.
3) Суть: “…глядя на ярко-мгновенные дуги падающих звёзд”, “…Так и остался на всю жизнь лёгкий шрам в уголке её губ, и, когда у ней спрашивали, отчего это, она с удовольствием улыбалась”, “…Те, кого она ещё не раз любила в жизни, говорили, что нет ничего милее этого шрама, похожего на тонкую постоянную улыбку”.
4) Если бы не волки, что осталось бы от гимназиста? О чём рассказ? Куда делся герой? Зачем барышня жгла спички и кричала, что боится волков?

1) «Сто рупий» - монета, деньги; Индия; экзотика.
2) Она: “Красота, ум, глупость - все эти слова никак не шли к ней… была с какой-то другой планеты”.
3) Суть: нечеловеческое и человеческое.
4) Что могла означать эта фраза: “Сто рупий, сэр”? За что потребовали деньги? Кто эта девушка? Сто рупий - это много или мало? Воспользуется ли этим предложением герой?

1) «Гость» - встреча, приём, человек посторонний, приглашённый в дом, друг, хороший знакомый, желанный или нежеланный; подарки, подношения, комплименты; неловкость, воодушевление…
2) Она: “Фламандская Ева”. Он: Адам Адамыч, “пронзительные глаза, страшные глаза”.
3) Суть: “...Бог даст, господ опять не будет дома…”
4) Что означает “Фламандская Ева?” Что означают долгие слёзы? На что указывает имя героя? Почему она плачет и ждёт? Зачем Бунин написал этот рассказ?

Когда каждый участник прочёл все четыре рассказа, начинается групповое обсуждение: сопоставляются формулировки № 3. Группа пытается найти ответы на возникшие вопросы. Расшифровываются названия. Характеризуются герои, обращается внимание на детали, показавшиеся наиболее значимыми для разных читателей. Формулируются смыслы рассказов, которые “вытягиваются” из выписанных цитат. На эту работу даётся 20 минут.

Группам предлагается ответить на вопрос, могут ли эти рассказы быть объединены в один цикл. Необходимо дать обоснование своей точки зрения.

Как правило, учащиеся быстро находят основания для объединения этих рассказов, указывая на то, что в каждом из них есть двое: он и она, между ними некие отношения, которые трудно определить однозначно словом “любовь”, но это то, что часто так называют. В процессе обсуждения неизменно возникает необходимость найти наиболее точные слова для обозначения всего спектра отношений, возникающих на страницах бунинских рассказов. Иногда приходится прибегать к помощи различных словарей, толковать такие слова как “влечение”, “желание”, “страсть”, “влюблённость”, “флирт”, “любовь”… Именно это уточнение ведёт к обнажению сути, к выстраиванию индивидуальных смыслов прочитанных текстов и согласованию их с иными точками зрения. Это обсуждение вскрывает множество проблем этического и эстетического характера. Одни читатели готовы обвинять автора в пошлости, другие в безнравственности, третьи - в смаковании “грязных” сторон жизни, цинизме и пессимизме. Преодолеть подобные взгляды и позиции, на наш взгляд, невозможно ни дискуссией, ни знакомством с литературоведческими работами, ни призыванием авторитетов, ни какими-то другими способами, кроме созидающего. То есть собственной интерпретации текста. Мы убедились, что в большинстве случаев, попадая в стихию Слова, учащиеся незаметно для себя преодолевают собственные обыденные представления о том, как должно быть в жизни и не бывает на страницах бунинских новелл. Они сами попадают под магию иной реальности, где существует иная правда - правда искусства. Тексты, которые у них получаются, часто удивляют авторов, они оказываются близкими самому Бунину.

Предлагается дать название этому циклу и прокомментировать его: «Мужчины и женщины», «О странностях любви», «Лики любви», «Он и она», «Про это», «Грани любви» . Все предложения записываются на доске.

Перед моими глазами возникает картина: … (зрительный образ, только то, что можно увидеть глазами):

- Осенняя пора, тёмный вечер в городском парке, ряды деревьев и уходящая вдаль дорожка, где-то в её конце силуэт одинокого человека…
- Где-нибудь в усадьбе девятнадцатого века. Вековые липы переплелись кронами так, что даже солнечным днём здесь сумрачно и таинственно…
- Тёмно-синее звёздное небо и на его фоне, как низкие чёрные облака, - заросли кустов сирени. Скамейка - на ней, прижавшись друг к другу, сидят двое…
- Парк, барский дом вдалеке сияет огнями, а здесь темно, густая тень от могучих елей заслоняет лунный свет…
- Вижу заросший старый сад, как у бабушки в деревне. Между рядами яблонь узкие тропинки, можно легко спрятаться в высокой траве или забраться на дерево и укрыться в его ветвях - любимая игра детства…
- Пихты или пирамидальные тополя с двух сторон асфальтированной дорожки и вдали, внизу - блеск моря под лучами уходящего за горизонт солнца…

Возникает ощущение… (то, что можно ощутить всем телом, всеми органами чувств):

- Волнение и страх, а вдруг не придёт?…
- Пахнет жухлой листвой и костром. Сырость пробирает до костей, но встать и уйти с этой скамейки нет сил, как будто прирос, но разочарования нет. Уже нет, потому что возникло ощущение свободы от этого наваждения: что я в ней нашёл?..
- Здесь таинственно и поэтому немного страшно…
- Зачарованность звёздным небом, которое, как в окошке, появляется сквозь расступающиеся кое-где ветви громадных деревьев.
- Тёплый морской ветер едва касается щеки…Терпкий сильный запах туи…

Слышится… (звуки, мелодия, музыкальный инструмент):

- Шорох шагов по гравию и тихие, приглушённые голоса, почти шёпот…
- Дальние звуки деревни, лай собак, крик петухов, звон церковного колокола, но над всем этим хором - вечерний стрёкот кузнечиков…
- Из открытых окон барского дома доносятся звуки рояля, старинный вальс…
- Шелест деревьев под ветром и шлёпанье капель дождя по листьям…
- Звук приближающегося всадника, замедляющееся цоканье копыт, пофыркивание коня и осторожный голос наездника, будто кого-то окликающий.
- Тонкий, пронзительный, ломкий, почти истеричный голос скрипки и густой, тягучий и сладкий, как мёд, голос виолончели…

До слуха долетают обрывки фраз, отдельные слова… (представьте возможный диалог):

- …Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим!
- Всё цитируете, прячетесь, играете - надоело! Уходите.
- …Приходи сюда же завтра, сможешь?
- …Мне страшно, вдруг кто-нибудь нас увидит вместе?
- Я мечтал, искал, нашёл, почти потерял и снова…
- Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло…
- Всё было и ушло, ничего не осталось, никого не осталось, только воспоминания.
- Пойдём и сейчас же всё расскажем, и всё решится!
- Проща-а-а-ай…

Я прочитал(а) четыре рассказа Ивана Бунина из цикла «Тёмные аллеи»… (продолжите текст, используя данные вами названия, выписанные слова из рассказов, материалы обсуждения на мастерской).

- Как непохожи они на те, которые я помнила ещё по школьному чтению этого цикла. Тогда Бунин мне казался очень романтичным автором. В них рифмовались любовь и кровь... Но только сейчас до меня дошёл подлинный смысл названия цикла и всех его рассказов. Есть два полюса: мужчина и женщина; всё, что свершается между ними, - это путь по тёмным аллеям, путь случайных встреч и расставаний, трепетных ожиданий и роковых несовпадений. Тёмные аллеи - символ тайны, непостижимости…

- Где эти аллеи, в каких широтах, странах, городах? Где взлетают на качелях первой влюблённости? Где слышен этот лёгкий свист в ушах, где разливается блаженство от близости ЕЁ, ЕГО, где эта болтовня, шуточки, намёки? Где покупают и продают красоту? Где отдаются первому влечению, где сгорают от страсти? В Париже, Ялте, Петербурге, Константинополе - неважно. Везде, где есть мужчина и женщина, он и она. Везде вырастают тёмные аллеи кипарисов или клёнов, елей, лип, пальм. Везде этот сгущённый аромат любви, страдания и разлуки. И всё равно, на каком языке бормочут, выкрикивают, выдыхают слова - это всеобщий язык любви. Цикл рассказов Бунина - это истории встреч и разлук, верности и вероломства, мгновенного счастья и долгой испепеляющей страсти. Это попытка заглянуть в сокровенное, постичь непостижимое, тайное. Этот цикл - блуждание по тёмным аллеям собственной души.

Тексты читаются вслух.

Рефлексия. Вернитесь к синквейну, написанному в начале мастерской. Что вам захотелось в нём изменить, отредактировать, дописать с учётом состоявшегося разговора?

На дом можно дать задание: прочитать рассказ «Тёмные аллеи» и соотнести его с нашим мини-циклом, дополнить или отредактировать текст, созданный на мастерской.

Разделы: Литература

Класс: 9

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • разобраться, в чём состоит загадка любви по И.А. Бунину;
  • проанализировать рассказ «Тёмные аллеи» И.А. Бунина (содержание, образы, язык, идея).

Деятельностные:

  • формирование ассоциативного мышления;
  • обучение навыкам целеполагания;
  • развитие исследовательских навыков;
  • обучение навыкам групповой работы;
  • развитие навыков смыслового чтения;
  • обучение анализу и синтезу;
  • формирование навыков рефлексии;
  • обучение высказываниюсобственногомнения.

Технологии и методические приёмы : подбор ассоциаций, мини-исследование, анализ эпизода рассказа, тест, ИКТ, технология развития критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, карточки с пословицами, мотиватор и стикеры по ключевому слову, карточки с «потерянным» текстом, карточки для групповой работы, тест.

Ход урока

1. Этап мотивации.

На слайде1 слова фрагмента песни.

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков...

И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же - неровного - дыханья.

Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

Звучит фрагмент песни «Баллада о Любви» В.Высоцкого.

– Добрый день, ребята. Вы, конечно, узнали уникальный голос барда Владимира Семёновича Высоцкого. Мы прослушали только фрагмент баллады, но, я думаю, вы без труда определите её ключевое слово. (Любовь)

Верно. (На доске появляется слово ЛЮБОВЬ, написанное на изображении розы)

Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? (Дети называют слова-ассоциации). Напишите на листах-лепестках.(Пишут)

– Я расположу их слева от нашего слова.

– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? (Да) Как называется такое явление? (Тайна)

(Под розой появляется слово ТАЙНА).

На слайде 2 появляется тема урока «Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

2. Этап актуализации и целеполагания.

– Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу.Это вечная тема в литературе. В последней книге Ивана Алексеевича она стала доминирующей. «Тёмные аллеи» - сборник рассказов, в котором первый рассказ имеет одноимённое название.Когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной тайной» любви, писатель в одном из писем признавался: «Она говорит о многом трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

Какие же цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?

На слайде 3: Цели урока добавляют ученики

3. Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи.

1) Проблемные вопросы:

– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина)

– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).

– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).

2) Мини-исследование:

Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.

I. Надежда – главная героиня рассказа. Она воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, учили «прилично себя держать» при гостях и господах. Была она, наверное, хороша собой. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. А потом, чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

II. Николай Алексеевич. Скорее всего, родные называли его Николенька, может быть, на французский манер Nikola. Он точно был хорош собой, подтянут, приобрёл важность и строгость. Родители выбрали для него военную карьеру. Он приезжал навестить их, бабушек, тётушек. В один из приездов он обнаруживает в доме очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили вместе лучшие минуты. Он читал ей стихи Огарёва «Обыкновенная повесть»: Была чудесная весна,

Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, родители немедленно отослали своего сына в полк.

Анализ финала рассказа.

(На столах у групп карточки с вопросами) .

– Спасибо за ваши рассказы. А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.

Вопросы группы «Николай»
  1. Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор)
  2. Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить).
  3. Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами?
Вопросы группы«Надежда»
  1. Как сложилась судьба Николая Алексеевича после расставания? (Он женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, «возлагал на него большие надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести»)
  2. Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде).
  3. Что понял герой после разговора с Надеждой?(Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни.Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей)

– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.

На слайде 4 вопросы к группам

4. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

– Вы замечательно справились с заданием. И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, я предлагаю вам в ходе самостоятельной работы восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.

(Учащиеся получают карточки с «потерянным» текстом)

«Обратим внимание на природные__________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________ ___________ создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________.
Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.
Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»

– Проверим себя по эталону.

«Обратим внимание на природные реалии рассказа. Автор обращает внимание на холодное ненастье, на дороги, залитые дождями на бледное низкое солнце, используя такое средство выразительности, как эпитеты.

Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви.

Однако в финале рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на пустые поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему Надежда.

Таким образом, любовь в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который озаряет светом всю жизнь человека»

На доске по другую сторону от розы появляются лепестки «СВЕТ», «ОЗАРЕНИЕ», «МИГ СЧАСТЬЯ», «ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ»

ТЕСТ

  1. Назовите средство языковой выразительности в предложении: «На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьёзный и темноликий, с редкой смоляной бородой..»
  2. Назовите средство языковой выразительности в предложении: «Тотчас в горницу вошла женщина …с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой»
  3. Кто из героев произносит эти слова: «А! Всё проходит. Всё забывается»
  4. Кто из героев произносит эти слова: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете по ту пору, так и потом не было»
  5. Кто из героев произносит эти слова: «А она, ваше превосходительство, всё глядела в окно, как мы уезжали».

Ответы: 1 – эпитет, 2 – сравнение, 3 – Николай Алексеевич, 4 – Надежда, 5 – кучер Клим.

5. Этап включения в систему знаний.

– Ребята, вы, наверное, согласитесь с писателем, что любовь героев рассказа трагична, но она же есть «нечто нежное и прекрасное». Любовь – это закон мироздания. Об этом стихотворение современника Бунина Константина Бальмонта «Люби». Прочитайте выразительно.

(По желанию учащиеся читают стихотворение).

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мёртвый звон,
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Звучит фрагмент песни В Высоцкого:

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал, -
Потому что если не любил -
Значит, и не жил, и не дышал!

6. Рефлексия.

– О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?

– Какие приёмы анализа текста давались легко?

– Работу какой группы можно сегодня выделить?

– Попробуйте написать синквейн на тему «Любовь».

– Напоминаю структуру синквейна:

  1. Слайд 7.
  2. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  3. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  4. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  5. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  6. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта

Дети по желанию зачитывают синквейны.

7. Д/з.

Выполните задание на выбор:

  • прочитайте один из рассказов И.А. Бунина из книги «Тёмные аллеи»;
  • напишите собственное понимание этого рассказа;
  • напишите синквейн на тему прочитанного рассказа.

Литература 8 класс, баллада Василий Шибанов.
Князь Курбский от царского гнева бежал,
С ним Васька Шибанов, стремянный.
Дороден был князь. Конь измученный пал.
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдает воеводе коня:
«Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану».

И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода,
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает;
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом».

Но князя не радует новая честь,
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорбленной зазнобы:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То все я пространно к царю напишу,
Скажу напрямик, без изгиба,
За все его ласки спасибо».

И пишет боярин всю ночь напролет,
Перо его местию дышит,
Прочтет, улыбнется, и снова прочтет,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда занялася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.

Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмется?
Кому не люба на плечах голова,
Чье сердце в груди не сожмется?
Невольно сомненья на князя нашли...
Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»

И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твое серебро,
А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки».

Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает московский народ,
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.

В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный богом Басманов.

Царь кончил; на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского князя Андрея!»

И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль - и внимает:

«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал к Иоанну.

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали;
И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной,
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену:
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
«Царь, слово его все едино:
Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
«Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:

«О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!


Но в сердце любовь и прощенье,
Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь,
И твердо жду смерти желанной!»
Так умер Шибанов, стремянный.


«Оценочный лист»

Оценочный лист

Команда

ПОЭТЫ

ПРОЗАИКИ

Конкурс

«Бунинский пейзаж»

«Продолжи фразу»

«Анаграмма»

«Портретные зарисовки»

«Художники – иллюстраторы»

«Творческий конкурс»

«Синквейн»

Просмотр содержимого документа
«Сценарий игры-викторины»

Игра-викторина для старшеклассников

«Иван Алексеевич Бунин. Жизнь, судьба, творчество»

Цель: повышение интереса учащихся к предмету «Литература», в частности к творчеству писателя-земляка И.А.Бунина

Задачи:

Формирование познавательной активности, кругозора;

Расширение образовательного пространства;

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Оборудование: карточки с заданием для каждой команды, презентация

Предварительное задание: каждая команда готовит инсценировку по произведению И. А. Бунина «Натали»

Ход мероприятия

Ведущий: добрый день, уважаемые любители и знатоки творчества замечательного поэта, прекрасного прозаика И.А.Бунина. Сегодня наша встреча будет посвящена творчеству, судьбе этого замечательного литературного деятеля. Мы еще раз окунемся в произведения всеми известного автора, вспомним основные моменты его творчества и жизни.

В нашей игре-викторине несколько этапов:

    Бунинский пейзаж

    Продолжи фразу

    Анаграмма

    Портретные зарисовки

    Художники-иллюстраторы

    Творческий конкурс

    Синквейн

Итак, мы начинаем наши состязания знатоков жизни и творчества И.А. Бунина

Ведущий: Иван Алексеевич долгое время жил вдали от Отечества, но никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, родного края были источниками вдохновения писателя при создании его произведений.

I конкурс "Бунинский пейзаж"

(Ребятам вручаются карточки с записью стихотворных отрывков, где пропущены эпитеты. Побеждает тот, кто подберёт эпитеты, близкие к бунинским). А для всех присутствующих звучит стихотворение И. А. Бунина «Полевые цветы» в исполнении Ненашевой Яны (Номер 1)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный ,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает

Пригретый солнечным теплом.

Ведущий: Наши будущие поэты показали, что мастерству необходимо учиться, чтобы достичь совершенства в слове.

2 конкурс «Продолжите фразу».

Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день:(обедать, ужинать)

Как я люблю этот легкий и свежий утренний час, когда люди еще спят, а земля:..(уже пробуждается)

Буду жив, вечно буду помнить: (этот вечер)

Ты поживи, порадуйся на свете, потом:..(приходи ко мне)

Молодость у всякого проходит, а …(любовь - другое дело)

Все проходит:..(все забывается)

3 конкурс «Анаграммы»

Перед вами названия произведений Бунина. Расшифруйте эти названия. На выполнение задания отводится 3 минуты. А присутствующих мы просим послушать стихотворение И. А. Бунина «Вечер» в исполнении Неплюхиной Е.

Наготиан(Антигона)

Норво (Ворон)

Лодухос (Суходол)

Ьрбан (Брань)

Аиелл нымте (Темные аллеи)

Рочкаду (Дурочка)

Сичый делонькпекин (Чистый понедельник)

Нечслоый руда (Солнечный удар)

4 конкурс "Портретные зарисовки»

Перед вами отрывки из известных произведений И. Бунина. Попытайтесь ответить на вопрос: « О ком идет речь в данных отрывках?»

1. "В ней было всё прелестно, - её милое, хорошенькое личико, её небольшая фигурка, её свежесть, молодость, где женственность ещё мешалась с детскостью, её вверх поднятые сияющие глаза, её голубая скромная шляпка, в изгибах которой была изящная задорность". (Катя "Митина любовь")

2. "После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым прелестным смехом, - все было прелестно в этой маленькой женщине, - и сказала: - Я, кажется..." ("Солнечный удар")

3. "Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии,- изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз" (Ольга Мещерская "Легкое дыхание")

4. "У нее красота была какая-то индийская; смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь глаза; пленительный бархатно-пунцовыми губами рот, оттенен был темным пушком". (Она "Чистый понедельник")

5 конкурс «Художники-иллюстраторы».

Перед вами иллюстрации к произведениям И. А. Бунина, вам необходимо выбрать трех человек от команды, выходя по одному отобрать иллюстрации к нужному вам произведению. А произведение вы выберете сами: «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Солнечный удар».

Проверка. А оставшиеся иллюстрации к какому произведению относятся? (Дополнительный вопрос)

6 конкурс «Кроссворд». Темы творчества Бунина в основном посвящены человеку, тайнам славянской души, величественной русской природе и самоотверженной любви. Мы предлагаем всем присутствующим прослушать музыкальную композицию на стихи И. А. Бунина «Зачем и чем говорить…»

По горизонтали


6. Город в котором родился бунин
9. Как называется корабль, на котором путешествовал господин из сан-франциско
11. Фамилия первой жены и.а.бунина
13. За какой сборник бунину была вручена пушкинская премия в 1901г

17. В 2000г. гос.пед.институт был переименован в гос.университет и получил статус имени бунина
18. В каком городе есть улица имени бунина
20. Как звали первую жену бунина
21. В каком городе в 1992г. был открыт памятник бунину

По вертикали
1. Путешествуя на каком пароходе, бунин посетил могилу т.шевченко
4. Первая повесть бунина
5. Род деятельности бунина

10. Произведение какого американского поэта,автора песнь о гай авате в 1896г. бунин перевел на русский язык
12. Детский илюстрированный журнал где был опубликован очерк на чайке
14. Где прошло детство и юность бунина
15. Как звали отца бунина
19. На каком острове произошла смерть господина из сан-франциско

7 конкурс «Творческий»

Команды заранее подготовили инсценировку произведения И. А. Бунина «Натали».

Жюри оценивает сценическое мастерство.

8 конкурс «Синквейн»

Составьте синквейн, используя модель:

Бунин – слово-ассоциация

Два слова определения

Три глагола

Предложение – ваше к нему отношение

Одно слово (суть первого слова ассоциации)

И в заключении хотелось бы сказать о том, что у каждого из нас останутся свои впечатления, свои мысли и чувства о великом писателе, но ничье сердце не останется равнодушным при чтении его произведений. И сегодня мы отдаем И. А. Бунину дань великой любви и признательности как вдохновенному певцу родной земли, как художнику, чье творчество вылилось в единую, страстную, проникнутую горячей любовью песнь о России, ее народе!

Просмотр содержимого документа
«инсценировка»

Сцена 1.

Герой сидит на скамейке.

Звучит аудиофрагмент из фильма «Лето любви»

«В то лето я впервые надел студенческий картуз и был счастлив тем особым счастьем молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору. Приехав, домой на каникулы, я решил, что настало и для меня время быть как все, нарушить свою чистоту, искать любви без романтики и, в силу этого решения, да и желания показать свой голубой околыш, стал ездить в поисках любовных встреч по соседним имениям, по родным и знакомым.
Так попал я в имение моего дяди по матери, отставного и давно овдовевшего улана Черкасова, отца единственной дочери, а моей двоюродной сестры Сони…

(Встреча героя и Сони.)

Соня – Ах, вечно и всюду опаздывающий молодой человек!
Герой – Ну, уж на этот раз никак не по своей вине. Опоздал не молодой человек, а поезд.
Соня – Тише, все спят. Целый вечер умирали от нетерпения, ожидания и, наконец, махнули на тебя рукой. Папа ушел спать рассерженным, обругав тебя вертопрахом, а Ефрема, очевидно оставшегося на станции до утреннего поезда, старым дураком, Натали ушла обиженная, прислуга тоже разошлась, одна я оказалась терпелива и верна тебе. Ну, раздевайся, и пойдём ужинать.
Герой – Спасибо, милый друг. Убедиться в твоей верности мне теперь особенно приятно – ты стала совершенной красавицей, и я имею на тебя самые серьёзные виды.
Соня – Но, и ты хоть куда и очень возмужал. Ты за эти два года, что я тебя не видела, превратился в интересного нахала. И это сулило бы нам много счастья, как говорили наши бабушки, если бы не Натали, в которую ты завтра же утором влюбишься до гроба.
Герой – Натали? Кто же она?
Соня – Это Наташа Станкевич, моя подруга по гимназии, приехавшая погостить у меня. Представь себе: прелестная головка, чёрные глаза. И даже не глаза, а чёрные солнца, выражаясь по – персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже чёрные.
Герой – Вот, ты говоришь – Натали … Никакая Натали с тобою не сравнится. Кстати кто же она, откуда?
Соня – Наша воронежская, из прекрасной семьи, очень богатая когда – то, а теперь просто нищая. Очень трогательная девочка, стройненькая, ещё хрупкая. Умница, только очень скрытная.
Герой – Очень интересно. Но вернёмся к делу. Натали, Натали, а как же наш с тобой роман?
Соня – Натали нашему роману не мешает. Ты будешь сходить с ума от любви к неё, а целоваться будешь со мной. Будешь плакать у меня на груди от её жестокости, а я буду тебя утешать.
Герой – Но, ведь ты же знаешь, что я давным – давно влюблён в тебя.
Соня – Да, но тогда это была обычная влюблённость, ты был только смешон и скучен. Но, бог с тобой, прощаю тебе твою прежнюю глупость и готова начать наш роман завтра же, несмотря на Натали. А пока идём спать, мне завтра рано вставать по хозяйству.

Мы представляем вашему вниманию мини – спектакль по рассказу И.А. Бунина «Натали».

Сцена 2. (Герой, Натали, Соня)

Тихо звучит музыка Ф. Лист – Liebestraum

Соня – Боялась, не уснул ли ты на солнцепеке, мог бы и удар схватить, такое случается в это время года. Вы еще не знакомы? Знакомься – Наталья Станкевич, для меня – Натали.
Герой (целует руку) – Мне кажется, что мы уже встречались. Правда так мимолетно, что я не знаю, были то вы или ваша тень.
Натали – Просто я тогда не была одета для приема гостей
Соня – Натали ужасно застенчива, ты должен извинить её.
Натали – Правда, я была в халате и никак не рассчитывала вас встретить.
Герой – Ничего, хотел бы я каждое утро быть застигнут вот так врасплох.
Соня – Видишь, я говорила, что Натали тебе понравиться. А как ты находишь моего кузена?
Натали – Жарко будет, как и вчера.
Соня – Мы пойдем купаться, а потом встретимся в саду.
(Натали уходит).
Соня – С сегодняшнего дня изволь притворяться, что влюблен в Натали, но берегись, если окажется, что притворяться тебе не надо.
Герой – Но ты же знаешь, что я могу любить только тебя.
Соня – Конечно. Не смей любить никого другого. Целуй мне руку. Зачем тратить время на глупые разговоры. А что до Натали, повторяю: берегись перейти за притворство, характер у меня не такой милый, как можно подумать. (Соня уходит)
(Монолог героя).
- Чувство счастья свалилось на меня внезапно и было исполнением моих ожиданий, которые я связывал с поездкой к Черкасовым. Но все чаще я думал о Натали, все еще с большим восхищением следил за каждым ее движением, каждым жестом.

(Входит Натали)
Натали – Вам скучно без Сони?
Герой – Я скучаю только без вас, когда вас нет.
Натали – Можно нам не говорить об этом. Может это зависит от характера, от воспитания, но со мной вам будет нелегко. С Соней у вас простые отношения.
Герой – Да, Соня другая, она всё воспринимает легко.
Натали – Это верно. А я не такая.
Герой – Именно поэтому вы мне нравитесь. Натали, я скоро уезжаю. Я не мог решиться. Я люблю вас! Натали, могу ли я приехать к вашим родителям? Могу ли я?
Натали – Да, да, приезжайте. Уезжайте отсюда завтра. Я приеду домой через несколько дней.

(Монолог героя)
Я никогда больше её не видел. Натали уехала на рассвете, а я несколько часов спустя. До сих пор не знаю, сколько в том, было моей вины. А может, это была судьба? Но, знаю, чувствую, что был близок к чему – то, что ускользнуло, было совсем рядом, что потерял безвозвратно.

Просмотр содержимого документа
«кроссворд»

По горизонтали
2. Куда иммигрировал Бунин в 1920г
3. Первая публикация стиха нищий была в журнале
6. Город, в котором родился Бунин
9. Как называется корабль, на котором путешествовал господин из Сан-Франциско
11. Фамилия первой жены И. А. Бунина
13. За какой сборник Бунину была вручена пушкинская премия в 1901г
16. Русский писатель, который сказал о литературном творчестве И.Бунина: “Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего”
17. В 2000г. гос.пед.институт был переименован в гос.университет и получил статус имени Бунина
18. В каком городе есть улица имени Бунина
20. Как звали первую жену Бунина
21. В каком городе в 1992г. был открыт памятник Бунину

По вертикали
1. Путешествуя на каком пароходе, Бунин посетил могилу Т. Шевченко
4. Первая повесть Бунина
5. Род деятельности Бунина
7. Где было суждено прожить большую часть своей жизни и пережить вторую мировую войну
8. Как называется первое стихотворение
10. Произведение какого американского поэта, автора «Песнь о Гайавате» в 1896г. Бунин перевел на русский язык
12. Детский иллюстрированный журнал, где был опубликован очерк на чайке
14. Где прошло детство и юность Бунина
15. Как звали отца Бунина
19. На каком острове произошла смерть господина из Сан-Франциско

Просмотр содержимого документа
«объявление»

Игра-викторина «Иван Алексеевич Бунин. Жизнь, судьба, творчество»

Необходимые знания:

    Название произведений И. А. Бунина.

    Портретная характеристика героев произведений И. А. Бунина.

    Иллюстрации к произведениям И. А. Бунина.

    Биографические сведения о писателе.

    Домашнее задание – инсценировка.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»


Игра-викторина для старшеклассников

«Иван Алексеевич Бунин.

Жизнь, судьба, творчество»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Богачева Л. А.


  • Бунинский пейзаж
  • Анаграмма
  • Портретные зарисовки
  • Продолжи фразу
  • Художники-иллюстраторы
  • Творческий конкурс
  • Синквейн















Художники

Иллюстраторы





1. Бунин – слово-ассоциация

2. Два слова определения

3. Три глагола

4. Предложение – ваше к нему отношение

5. Одно слово (суть первого слова ассоциации)




Top