Влияние искусства на личность человека. Влияние живописи на здоровье человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Искусство сопровождало человечество на протяжении всего существования и всегда влияло на духовное развитие человека. Оно зародилось еще в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но тогда еще не считалось особым видом деятельности. Вплоть до Платона искусством считалось умение строить дома, навыки кораблевождения, врачевание, управление государством, поэзия, философия и риторика. В наше время существует много различных видов искусства. Это литература, музыкальное и изобразительное искусство и другое. Сейчас естественный талант человека сочетается с новейшими технологиями, создавая принципиально новые направления в искусстве. Конечно же, раньше не было таких возможностей, как в современном мире, но каждый художник стремился придумать что-то особенное, внести свой вклад в развитие данного вида искусства.

Так почему мы придаём такое огромное значение искусству? Как оно влияет на развитие отдельного человека и общества в целом?

Для начала рассмотрим, что в современном мире называют искусством, а также значение его изучения.

· творческую деятельность, воспроизведение действительности в художественных образах;

· практическую деятельность человека, направленную на освоение и создание эстетических ценностей;

· высокую степень мастерства.

Необходимость и значимость изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как результат художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.

Искусство - это одна из важнейших ступеней эволюции человека. Оно помогает человеку смотреть на мир с различных сторон и точек зрения. Со временем искусство все больше совершенствуется и изменяется человеком, но во все времена оно помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление, находить ответы на многие вопросы.

Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, в своем дневнике писал: «Искусство - одно из средств различения доброго от злого», выдающий немецкий художник Альбрехт Дюрер утверждал: «К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла». Действительно, с помощью литературных произведений, картин и даже скульптур человек способен понять, что есть добро и зло, развить в себе нравственные качества. Например, немецкий художник Отто Дикс в своих произведениях точно, эмоционально и беспощадно изобразил «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету. Он добровольцем ушёл на фронт во время Первой Мировой войны, объяснив это тем, что он сам должен был видеть весь страх и голод, грязь и боль, должен на себе испытать эти жуткие события. С 1914 по 1918 годы, во время участия в военных действиях в Бельгии, Франции и России им было сделано более 600 рисунков, которые стали основой его грандиозного графического цикла «Война». Ужас войны стал одним из основных компонентов его картин.

Позже живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни. В своем дневнике он писал: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира». Его картины позволяют увидеть, как говорится, обратную, отрицательную сторону медали, понять, что помимо радости, беззаботности, успеха, красоты, победы, существует еще и боль, страх, ужас, смерть… Человеку необходимо знать это хотя бы для того, чтобы больше ценить все положительное, понимать, какой ценой было что-либо достигнуто, быть готовым к тому, что все хорошее когда-либо заканчивается. Дикс говорил: «Важно видеть вещи такими, какие они есть. Нельзя писать то, что существует лишь в воображении».

Читая литературные произведения, мы извлекаем уроки, получаем ответы на вопросы, открываем что-то новое. Одна из прелестей чтения - возможность читателя проанализировать ошибки героев произведения и постараться не допустить их в своей жизни, чтобы избежать различных негативных последствий. Ведь любая проблема человека, любой вопрос в той или иной форме уже был когда-то кем-либо описан в книге. Таким образом, литература учит нас, прежде всего, нравственности. Человек, который читает классическую литературу, научится думать, прежде чем совершить поступок, как это отразится на других людях. Литература развивает человека в моральном и умственном плане. Учит мыслить, задумываться о разных вещах, развивает мышление, кругозор, чувство патриотизма. А искусство в целом, помимо воспитательного и познавательного фактора, порождает в каждом человеке чувство прекрасного, позволяет лучше понимать себя и других. Так как искусство бывает разным, то учит и видеть, понимать реальность, объективность видеть то, что многие, может быть, без него и не замечали бы, например, проблемы и страхи других людей, учит состраданию, но искусство не может удовлетвориться только видимостью правды, оно также развивает в человеке воображение, умение мечтать и представлять.

Таким образом, искусство оказывает огромное влияние на развитие каждого человека и общества в целом, потому что именно искусство и его составляющие и развивают это общество, тянут его вверх. Познание искусства является стремлением человека к истине, добру, прекрасному, к понимаю реальности и умению воображать, к саморазвитию и совершенствованию. «Искусство - это зеркало, где каждый видит себя» (Иоганн Вольфганг Гёте), потому что отражает не картину мира, а изобилие художественных форм, каждый зритель, смотря на произведение, выбирает то отражение, которое ему ближе духовно, а это помогает ему познать себя. Без приобщения к искусству невозможны овладение культурой и эстетическое воспитание, оно формирует личность человека, помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития, влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Трудно переоценить значение искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Список литературы

искусство творческий живопись литература

1. М.Г. Балонова. Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007.

2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь, 1949-1992.

3. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (обществознание, профильный уровень), 2008.

4. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни. - М., «Знание», 1975.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Истоки искусства. Жанры и особенности первобытной культыры. Взаимосвязь искусства и религии. Человеческие качества и чувства запечатлены в живописи, скульптуре. Проблемы бытия, религии, мироощущение отражены в произведениях искусства.

    реферат , добавлен 21.03.2004

    Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    История искусства в истории человечества. Радикальное отличие человека от животных. Возникновение искусства как закономерное следствие развития трудовой деятельности палеолитических охотников. Реконструкция духовной культуры первобытного общества.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Понятие и основные этапы развития классицизма как художественного стиля и эстетического направления в европейском искусстве XVII-XIX вв. Основные требования и особенности его отражения в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, моде.

    презентация , добавлен 12.10.2015

    Жизнь и творчество Николая Бурачека в сферах украинской культуры: от театральной искусства до живописи. Яркость и мягкость красок в пейзажах художника, импрессионистические элементы в его творческом почерке. Театральная деятельность: актер и декоратор.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Возникновение культуры и ее взаимодействие с человеком как предмет антропологии. Причины и гипотезы происхождения искусства. Зачатки искусства у неандертальцев. Искусство палеолита и мезолита. Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.

    реферат , добавлен 24.01.2010

    Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности человека, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Особенности и направления развития искусства первобытнообщинного общества. Религия и традиции Древней Индии, Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Киевской Руси, народов Эгейского моря. Искусство средних веков в Западной Европе. Возрождение в Италии.

    шпаргалка , добавлен 27.10.2010

    Общая характеристика проявления техники в живописи, рисунке, гравюре, скульптуре и архитектуре. Особенности использования средств искусства. Значение подтекста в произведении. Рекомендации относительно работы с произведением искусства, ее основные этапы.


Каждый человек стремиться к прекрасному. Поэтому многие, обустраивая свое «гнездышко», расставляют по комодам статуэтки, а по подоконникам - вазоны. А еще они «украшают» стены картинами.

Эти произведения живописи не только приносят эстетическое удовольствие, но и оказывают огромное влияние на человека.

«Общение» с работами, выполненными красками на холсте, укрепляют здоровье и улучшают психоэмоциональное состояние человека. Причем как при созерцании картин, так и при их создании.

Как именно искусство живописи влияет на человека, Вам подробнее расскажет редакция Интернет-издания сайт.

Искусство живописи - мощный инструмент развития личности

Картины положительно воздействуют на работу мозга

Рисуя, мы тем самым активизируем работу мозга . То же самое происходит, если мы просто смотрим на произведения живописи. К такому выводу пришли нейробиологи после проведения электроэнцефалограммы головного мозга.

Рисование картин и их созерцание задействует оба полушария мозга. Заставляя извилины работать с высокой активностью, эти занятия развивают концентрацию внимания, улучшают аналитическое мышление, а также замедляют процессы старения мозга.

Поэтому не удивительно, почему рисовать и посещать картинные галереи рекомендуют пожилым людям.

Живопись - лучшее лекарство от физических недугов и душевных расстройств

После проведения многочисленных наблюдений ученые обнаружили, что искусство живописи положительно сказывается на самочувствии человека. Так, нахождение в окружении картин снимает головную боль и прочие неприятные ощущения, успокаивает нервную систему, лечит душевные раны.

Кроме того, использование красок на холсте и просмотр произведений образного искусства предотвращает нервные срывы, а также избавляет от таких частых «гостей» современности, как переживания, тревога, стресс и депрессия.

В некоторых медицинских учреждениях даже лечат «творчеством», предлагая пациентам выплеснуть свои негативные эмоции с помощью красок на листе бумаги.

Изобразительное искусство наполняет человека различными эмоциями

Так, если картина написана в светлых красках, в ней отражается доброта, любовь и искренность, то человек впитает в себя все эти эмоции, и непременно будет дарить их окружающим.

По словам ученых, каждая картина обладает своей энергетикой, которая влияет на подсознание, а порой меняет мысли и даже мировоззрение.

А если картина, наоборот, несет негативную энергетику: на холсте все изображено в темных и тусклых красках, преобладают негативные мысли и агрессия, то и человек наполнится такими же плохими эмоциями и станет выплескивать их на окружающих себе во вред.

Искусство живописи сравнимо с влюбленностью

Оказывается, что созерцая картины великих художников, можно получить такие эмоции, которые присутствуют при влюбленности. К такому выводу пришли ученые лондонского колледжа.

Исследуя мозг, они обнаружили, что при взгляде на предмет изобразительного искусства и присутствии рядом любимого человека в мозгу активизируются одни и те же участки, которые вызывают эмоции влюбленности.

В это же время происходит всплеск дофамина - гормона, который дарит чувство удовлетворения и приятные ощущения.

Для того, чтобы подтвердить эту теорию, профессор нейробиологии Семир Зеки провел одно исследование. Его суть состояла в том, что он показал добровольцам картины великих художников. Смотря на них, у испытуемых усилился кровоток в те участки мозга, которые отвечают за чувство любви.

Особенно мощное влияние оказали произведения живописи Леонардо да Винчи, Клода Моне и Сандро Боттичелли.

«Красота спасет мир» - эта фраза великого писателя Ф.М. Достоевского была сказана в одном его произведении не случайно. Ведь действительно искусство живописи дарит эстетическое наслаждение. А вместе с ним избавляет от болевых ощущений, стресса и депрессии.

К тому же, создание и созерцание картин способствует саморазвитию и самосовершенствованию, прививает любовь к прекрасному, а также дарит самые разные оттенки эмоций, причем независимо от того, что изображено на холсте: пейзаж, портрет, натюрморт или абстракция.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Доклад

По теме “Как Искусство влияет на нашу жизнь”

Подготовил Иванов Данила 9”A” класс

Екатеринбург – 10.11.2016г

Искусство – это своеобразное отражение истинной сущности человека. И совершенно не важно – великий художник это или ценитель живописи.

Сила настоящего искусства заключается прежде всего в его воздействии на внутренний мир человека. Согласитесь, одна картина может вызвать массу переживаний и впечатлений, которые, ко всему прочему, могут быть достаточно противоречивыми.

Средства воздействия искусства и его виды

В первую очередь стоит определиться с видами искусства, а их существует достаточно большое количество. Итак, основные виды искусства : музыка, литература, живопись, театр, кинематограф, скульптура, архитектура, фотография, а также декоративно-прикладное искусство, графика и многое другое.

Каким средством воздействует искусство?

Точные науки бесстрастны, в отличие от музыки или живописи, которые способны вызвать массу эмоций и переживаний. Только истинные шедевры могут способствовать формированию особенного мировоззрения и восприятия окружающей действительности. Отдельного внимания заслуживают выразительные средства искусства (ритм, пропорция, форма, тон, фактура и т. д.), которые позволяют в полной мере оценить то или иное произведение.

Средства выразительности в искусстве не предназначены лишь для того, чтобы вызвать некое конкретное чувство. Эти методы предназначены для более глобальных целей – сформировать особенный внутренний мир человека, который способен видеть прекрасное и создавать нечто подобное. Говоря о воздействующей силе этого явления, нельзя ограничиться понятиями добра и зла.

Искусство формирует внутренний мир человека, учит его самого отличать понятия добра и зла, рассуждать о жизни, а также структурировать свои мысли и даже видеть мир в многогранном аспекте. Книги погружают в совершенно иной мир грез и фантазий, формируют человека как личность, а также заставляют задуматься о многих вещах и по-другому взглянуть на, казалось бы, обыденные ситуации.

Влияние разнообразных видов искусства на жизнь человека Музыка

Музыка способна оказывать на человека самое разнообразное влияние. Для кого-то она может служить средством умиротворения и релаксации, а для кого-то она станет стимулом и толчком к дальнейшим действиям.Так, например музыка помогает человеку в плане работы и творчества. Помогает ли музыка человеку сконцентрироваться? И да и нет! Вообще, чтобы человеку на чем-то сконцентрироваться, слушать музыку необязательно, ведь для лучшей концентрации хорошо подходит полная тишина. И это касается большинства из нас. Однако некоторым людям в процессе работы, для обдумывания и принятия важных решений необходим какой-нибудь фон. Им звуки музыки помогают не только сосредоточиться, но и повысить умственную работоспособность. Спортсменам для улучшения результатов можно посоветовать во время интенсивных тренировок слушать музыку с быстрым темпом, а во время перерывов - медленную музыку. Офисным же работникам (ну или тем, кто занят на удаленной работе), считающим, что музыка помогает человеку в работе, совет такой – если музыка во время работы вам действительно необходима, желательнее слушать ту, которая не содержит слов.

Музыка влияет и на настроение человек. То, как музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вряд ли сопоставимо с каким-либо другим воздействием внешних факторов. Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться (не удивительно, что после работы некоторые люди первым делом, переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может наоборот - зарядить энергией.

По утрам лучше слушать бодрую и ритмичную музыку, она поможет проснуться и заставит вас соскочить с постели в желании изменить свою жизнь к лучшему. Также веселая и энергичная музыка влияние на психику человека и заставляет его сменить грусть на радость, а печаль - на оптимизм и жизнелюбие.

Спокойная и плавная музыка поможет расслабиться и успокоиться, отвлечься от повседневных забот, уменьшить количество мыслей в голове и сосредоточиться на саморегуляции. Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное, поэтому, если вас мучает бессонница, и вы не знаете, как быстро уснуть, используйте этот факт.

Более того, ученые давно пришли к выводу, что музыка является отличным второстепенным средством реабилитации больных и прекрасной возможностью добиться душевного равновесия. Именно поэтому музыка очень часто звучит в больничных палатах, таким образом, укрепляя веру в скорейшее выздоровление.

Живопись

Воздействующая сила искусства – это величайшая мощь, которая способна радикально изменить мировоззрение человека и значительным образом повлиять на формирование его внутреннего мира. Буйство красок, сочные цвета и гармонично подобранные оттенки, плавность линий и масштабность объемов – все это средства изобразительного искусства.
Учёными подтверждено благотворное влияние произведений изобразительного искусства, живописи на психическое здоровье человека. И не важно, что перед Вами – портрет, натюрморт или пейзаж. Созерцание живописи уносит все тревоги и улучшает самочувствие.

Наблюдений за живописью способствует улучшению самочувствия и помогает избавиться от негативных эмоций, переживаний, стрессов и депрессии. Также было доказано и то, что у тех людей, которые окружают себя картинами, существенно снижается чувство тревоги и страха (при некоторых фобиях живопись играет роль своеобразного психотерапевтического метода).

Но самое сильное воздействие на эмоциональное состояние человека и его психику в целом оказывает не столько восприятие прекрасного, сколько процесс создания подобного творения. Благодаря занятию живописью, можно сформировать стойкую тенденцию к уменьшению хронических болевых ощущений.

От разных картин, рисунков, фотографий будет идти так называемая общая энергия, которая способна влиять на подсознание человека, что может способствовать изменению его мыслей и мировоззрения. Вследствие этого естественно могут измениться и сами действия и поведения людей. Такая общая энергия состоит из следующих элементов:

  • цветовой гаммы;
  • изображения и сюжета;
  • энергии художника.

При выборе картины следует обращать внимание на все эти элементы. На красивую живопись нельзя не обратить внимания, а энергия, которую она излучает, может не только формировать внутренний мир человека, но и отлично изменить его жизнь к лучшему. Поэтому человек должен окружать себя красивыми картинами и созерцать прекрасное!

Поэзия и проза

Шедевры мировой классики – это огромное количество удивительных произведений, которые в той или иной степени повлияли на жизнь практически каждого человека. Драма, трагедия, стихи, поэмы и оды – все это в разной степени отразилось в душе каждого, кто смог прикоснуться к творениям классиков. Воздействие искусства на человека – в частности, литературы – многогранно. Так, например, в смутные времена писатели своими стихами призывали народ к борьбе, романами уносили читателя в совершенно иной мир, наполненный иными красками и персонажами.

Сегодня читать и понимать поэзию и прозу – это настоящее искусство, которое требует особых усилий. Большинство поэтов «серебряного» и «золотого» века оставили непревзойденные примеры искусства, которые сегодня являются наиболее почитаемыми среди всего населения планеты.

Очень важным аспектом при чтении любого художественного поэтического произведения является его понимание, чувствование. Например, поэзия природы - это не храм, а настоящая мастерская, которую невозможно понять без ощущения всей красоты окружающего мира. И соответственно, если вы не понимаете поэзию, она никак не может влиять на вашу жизнь, менять ее, делать более совершенной.

Музыка, литература, изобразительное искусство – это неотъемлемая часть культуры человека и общества, в котором он живёт. Благодаря всему этому человек не просто получает эстетическое удовольствие, он совершенствуется, духовно развивается и обретает душевное равновесие. Искусство способно творить чудеса

ради выполнения чуда единства». Исходя из этого постулата, можно говорить о том, что искусство, ниспослано человечеству свыше. Следовательно имеет на нас,людей, очень сильное влияние.

Начнем с архитектуры. Этот вид искусства имеет дело со строительством форм. И, если сопоставлять различные виды искусства с различными структурами, из которых состоит человек, а именно тело физическое, астральное, ментальное и т. д., то архитектура воздействует на физическое тело человека. Ведь физическое тело – это основа для существования на Земле, а здания, окружающие нас, это то место, где человек проводит, особенно в наш урбанистический век, основную часть своей жизни. И как пишет М. Гендель: любое архитектурное сооружение, от мельчайшей клетки, до самого Бога, базируется на космическом законе и строится по предустановленным образам, а всякое отклонение от плана приводит к уродству и оказывает тот же результат, какой оказывает фальшивая нота в музыкальном аккорде. Очень часто архитектуру сравнивают с застывшей музыкой.

Второй формой искусства, о которой стоит вспомнить, является скульптура, которая определяет контуры форм. Её можно сопоставить с эфирным телом человека, которое отвечает за гармоничность любых форм физического тела.

Скульптуру можно назвать музыкой плененной.

Живопись можно назвать третьим видом искусства, данным человечеству. Интерес к ней связан со стремлением воспроизводить яркие, воздействующие на эмоции, картины и или образы. А значит, сопоставляя с одной из структур человека, живопись связана с астральным телом, состоящим из эмоций,чувств и желаний. Живопись можно сравнить с музыкой, борющейся за освобождение.

Теперь обратимся к музыке. Именно музыка отражает по утверждению М.Генделя тональные выражения наивысшей способности , как Бога, так и человека - их воли. Человечество восприняло архитектуру, скульптуру и живопись так, что эти виды искусства стали частью его природы. Но именно благодаря собственной человеческой силе воли музыкант в состоянии воспринимать и до некоторой степени воспроизводить тоны, выражаемые волей Бога.

Говоря о воздействии на человека музыки Ф. Ницше писал: «дайте мне возможность писать для нации музыку, и мне будет всё равно,кто составляет её законы». Термин «музыкант» в данном контексте относится не к заурядному певцу или исполнителю музыки, а к таким мастерам, создателям музыки, как Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шопен, Глинка и другие того же класса. Говоря о музыке её можно назвать свободным парящим выражением звуков.

Пифагор утверждал,что мир появился из хаоса, благодаря звуку или гармонии и создавался по принципам музыкальной пропорции: 7 планет, которые управляют судьбами смертных, совершают гармоничное движение, причем расстояния между ними соответствуют музыкальным интервалам, в результате они издают настолько гармоничные звуки, что из них слагается самая благозвучная мелодия, которую человек не слышит только из-за величия звуков, не воспринимаемых его слухом.

Солнечная система – это единый музыкальный инструмент. Как существует двенадцать полутонов в хроматической гамме, так и на небе существуют двенадцать знаков зодиака, и как мы имеем семь белых клавиш рояля, так мы имеем семь планет. Знаки зодиака можно уподобить деке космической арфы, а семь планет струнам. Стало быть, они по-разному влияют на род человеческий. «Нет ни малейшей сферы, зримой нами, что при движении ни пела бы как ангел» - писал Шекспир.

В нашей земной жизни мы настолько погружены в шумы и звуки нашего ограниченного окружения, что неспособны, слышать музыку движущихся сфер. Однако настоящий музыкант сознательно или бессознательно может настроиться и услышать сонату или симфонию как единственный радужный аккорд, который он позднее обращает в музыкальную композицию высочайшей гармонии, изящества и красоты.

Музыка состоит из трех главных элементов, а именно: из мелодии, гармонии и ритма. Мелодия состоит из последовательности гармонических звуков, воспринимаемых слуховыми нервами, связанными с мозгом – физическим органом, который соприкасается с умом. Поэтому именно через ментальное тело, состоящее из мыслей, не обличенных формой и идей неокрашенных эмоциями, Дух человека может чувствовать создаваемую на физическом плане мелодию.

Слабоумный или сумасшедший не отзывается на мелодию.

Гармония состоит из приятного сочетания тонов и связана с чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции являются выражением астрального тела и, потому гармонию может действовать и на человека и на животных, так как и те и другие имеют астральные тела. Ритм – это размеренное и уравновешенное движение,выражающееся жизненной силой, которая обеспечивает жестикуляцию и другие физические движения. За выработку и распределение жизненной силы отвечает эфирное тело, которое связано с поглощением и трансформацией солнечной энергии. Растения имеют эфирное тело и потому чувствительны к ритму.

В музыке между мелодией и ритмом находится гармония, которая может либо подниматься и сливаться с гармонией чистой мысли, мелодией, либо пускаться и смешиваться с чисто активным движением - импульсом. Если чисто мелодический элемент, несущий в себе волевую вибрацию Духа музыки, отсутствует в композиции, то нет и контроля за астральным и физическими телами; тогда желания буйствуют и забирают власть, а поскольку нет управления разума, то человек становится неуправляемой эмоционально-чувственной импульсивной машиной.

Музыкальные инструменты, сделанные человеком выражают определенную фазу его внутренней природы. Духовые инструменты относятся к мелодии – воле, интеллекту, мышлению, - и дух или тон,который они несут, легко запоминается. Струнные инструменты относятся к гармонии – эмоциям, воображению, сердцу – и пробуждают чувства радости, счастья, удовольствия, боли, грусти, тоски и сожаления. Ударные инструменты относятся к ритму – движению, мускулам - и пробуждают у слушателей желание действовать: маршировать, танцевать, стучать ногами в ритм.

Из этого можно сделать вывод, что если человек сознательно захочет развивать свой дух, разум, то он должен обратиться к музыке, в которой основа – мелодия, с преобладанием в ней духовых инструментов. Если человек хочет повлиять на своё эмоциональное состояние , то ему необходимо слушать музыку, в которой основа – гармония, с доминантой в виде струнных инструментов. И, соответственно, если надо развить физическое тело, то в основе должны быть ударные.

Сам человек представляет собой настоящий тройной инструмент, поэтому необходимо помнить,что акцент на любом из вышеперечисленных музыкальных составляющих может оказаться для эмоциональной и интеллектуальной сферы жизни индивидуума губительным. Рёскин писал: «…музыка, будучи здоровой, является наставницей совершенного порядка и спутницей течения небесных сфер; в своей же извращенности она – наставница, но совершенного беспорядка и непослушания».

В произведениях искусства, независимо от вложенного в них мастерства и передаваемых ими идей, существует некое чувство; оно как бы в них и за ними. Когда я был в Берлине, я видел скульптуры вокруг дворца Кайзера; это были произведения искусства, вызывающие мысли об ужасе, терроре, разрушении. Как только я увидел это, я сказал: «Неудивительно, что все случилось так, как случилось, поскольку эти статуи были созданы заранее». На произведение искусства может быть приятно смотреть, в нем может быть заключено большое мастерство, и все же ум художника действует через него, и эффект, производимый картиной, не в том, что она внушает внешне, но в том, о чем она говорит вслух голосом своего сердца. В каждой картине, в каждой статуе, в каждой художественной конструкции можно это увидеть; в них есть скрытый голос, постоянно говорящий о цели, с которой это произведение искусства было создано.

Иногда художник не осознает своего творения. Он следует своему воображению; он может действовать против собственного творения; он, может быть, вызывает действие, которого он бы не хотел для себя или для того человека, которому это произведение предназначается. Однажды я побывал в одном храме. Я не мог назвать этот храм красивым; но он был замечательным, уникальным в своем роде. Как только мой взгляд упал на его цветовое построение и на стоящие в виде рельефов изображения, я был удивлен и подумал, как такой храм мог просуществовать столь долгое время; он должен был быть разрушен давным-давно. И вскоре после этого я узнал, что этот храм и был разрушен. Идея заключается в том, что зодчий этого храма был столь поглощен своим проектом, что забыл о гармонии духа, с которой следовало бы создавать план; и поэтому все кончилось неудачно.

Однажды подруга позвала меня взглянуть на картины, созданные ее мужем. Как только я увидел их, мне открылась вся история этого человека: как его душа шла по жизни, мучения, через которые она прошла; все это было выражено в картинах. А каково было состояние обладателя этих картин? Ничего, кроме печали и депрессии.

Лучше бы художник боялся создавать работы, которые могут вызвать что-либо нежелательное, потому что тогда бы он был более аккуратен; а если бы он пытался узнать эффект, который они вызывают, то научился бы различать. Очень легко наслаждаться красочной идеей, но человек должен понимать, что важна не только идея, но также и ее результат: разрушительный он или созидательный? Например, на пароходах, особенно в Ла-Манше, как только вы заходите в каюту,- первое, что вы видите, это изображение тонущего человека, надевающего спасательный жилет. Это первое, что оказывает на вас впечатление, как первое знамение. Конечно, это инструкция; но эта инструкция психологически выполнена неверно. Если нужны какие то инструкции, было бы лучше распространять открытки с изображениями после того, как корабль отойдет от берега, после того, как люди привыкнут к нему. Это более, чем не мудро – надо бы подобрать другое слово для этого – помещать в школьной комнате или в часовне сцены смерти; особенно, связанные со святыми и учителями, которые, будучи бессмертными, никогда не умирали.

То же самое и с поэзией. У индусов существует психология поэзии, которой обучают поэта прежде, чем ему будет позволено писать стихи. Потому что это не только выражение ритма или игры ума и мысли; но писать поэзию означает конструировать что-то: создавать или разрушать. Иногда поэзия оказывает влияние на благосостояние или упадок великих, во славу которых она была создана. С ней связана наука. Человек может возвышенно говорить о личности другого в стихах, но конструкция слов или мысль, стоящая за ними, могут быть вредоносными. Они вредят не только тому человеку, для которого были написаны; но иногда, если этот человек силен, обрушиваются и на поэта, таким образом разрушая его навсегда.

Могут спросить: «Тогда разве драма и трагедия не приносят вреда?» Есть много вещей, ранящих нас, приносящих вред, но есть множество вещей, которые в то же время очень интересны. Кроме того, существуют умы, которые трагедией привлекаются сильнее, чем другими вещами. Это естественно, потому что иногда есть рана, и эта рана болит какое-то время, но это ощущение может быть полезным. Его можно назвать болью; но в то же время это полезная боль, боль от раны, которая потревожена. Несомненно, слишком много трагедии нежелательно для человека, но артистичная натура, тот, кто любит поэзию, находит что-то в трагедии. Не читать Шекспира – это значит лишать себя великой радости; поэзия Шекспира всеобъемлюща. Но когда люди пишут стихи, связанные с конкретной личностью, королем или каким-либо повелителем, тогда они имеют прямое действие. Однако и пьеса может производить сильный эффект.

Вышесказанное соответствует психологической точке зрения; это не значит, что это точка зрения суфия. Суфии очень любят поэзию, но их страсть к ней иногда заходит очень далеко в выражении чувств стремления, желания, разбитого сердца, разочарования. Согласно психологии, это неправильно.

И также с музыкой. Для музыканта может быть очень интересно создавать некую магическую музыку, рисующую наводнение или разрушение города и всех, живших в этом городе; на какое-то время это может казаться ему развлечением, эксцентричным воображением; но такая музыка имеет свое влияние.

Самым интересным является то, как посредством искусства, поэзии, музыки или движений, совершаемых в танце, создается мысль или чувство, эффект от которых является результатом всего действа; искусство, можно сказать, это покров. Любому плану требуется покров, чтобы выразить жизнь этого плана. Музыка – это мир; поэзия – это мир; искусство – это мир. Человек, живущий в мире искусства – это тот, кто чувствует и знает этот мир, кто любит его; человек, который живет в мире музыки, видит музыку, он ценит музыку. Для того, чтобы обладать видением музыки, человек должен жить в ней и наблюдать этот мир более пристально. Другими словами, недостаточно, чтобы человек был музыкальным и чтобы он занял свое сердце и душу музыкой; но он также должен развить интуицию, чтобы видеть с большей проницательностью.

Как прекрасно замечать, что искусство во всех своих аспектах является чем-то живым, говорящим о добре и зле. Это не только то, какой смысл человек видит во фресках в старых итальянских домах или какое искусство создано в скульптуре древних времен; но эти же произведения искусства как бы говорят нам об истории прошлого; они рассказывают нам о художнике, создавшем их, степени его эволюции, его мотивах, его душе и о духе того времени. Это учит нас, что наша мысль и чувство несознательно воспроизводятся во всем, что мы используем: в месте, в камне, в дереве, в кресле, во всех вещах, которые мы готовим; но в искусстве художник совершенствует музыку своей души, своего ума. Для него это не автоматический процесс, а разумное творческое действие, которое приводит к другому эффекту. Это показывает, что для нас недостаточно просто учиться искусству или заниматься им; но для того, чтобы довести его до совершенства, сделать его полным, мы должны понимать психологию искусства, посредством которого человек достигает цели своей жизни.




Top