Название для джазового концерта. Словарь специальных терминов - д

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Подготовительная часть: Задачи: 1)Подготовка центральной нервной системы и двигательных функций; 2)Восстановительные индивидуальных возможностей подвижности в сочетаниях (гибкость); 3)Обеспечение готовности двигательного аппарата к действиям требующим от занимающихся значительных, мышечных, напряжений. 4)Формируется у занимающихся умение выполнять двигательные действия с различными заданными параметрами. 5)Овладение отдельными компонентами законченными двигательными действиями. Инвентарь и оборудование: Место проведения: Проводящий:

3 слайд

Описание слайда:

Частные задачи. Содержание дозировка Организационно-методические указания. Организация учащихся к проведению урока, нацеливая их внимание на решение поставленных задач. 1.Построение, приветствие, сообщение задач. 1` 30`` Обратить внимание на: -четкое выполнение команд; -дружное приветствие; -наличие формы; Способствовать к постоянному врабатыванию организма, подготовить мышцы ног и рук к предстоящей работе. 2.Ходьба и её разновидности. 0,5 кр. Способность провидения; проходной способ информирования; только рассказ; Способ обучения: по рассказу. Способ оказания помощи: подсчет, подсказ. Следить за соблюдением дисциплины и равнения строя, следить за работой руками, стопы ставить мягко. Способствовать подготовке голеностопного сустава укрепленного мышцами ног, формирование правильной осанки, развитие равновесия, укрепление мышц рук и плечевого пояса. -на носках руки в стороны 0,5 Подняться выше на носках, потянуться вверх, ноги не сгибать, руки параллельно полу, пальцы напряжены, голову поднять.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

5. Перестроение уз шеренги уступом. Команда: « группа на 9, 6, 3, на месте – расщетайсь!» Комплекс ОРУ. Способ информирования: показ, рассказ, показ – рассказ, по разделению. Способ обучения: по –показу, по –рассказу, по рассказу-показу, по разделению. Способ оказания помощи: подсчет, подсказ, подсказывающий зеркальный показ. Способствовать формированию навыков правильной осанки, укрепление мышц ног и рук. 1).И.п.- о.с. 1-ст. на носках, р. в стороны. 2.-И.п. 3.-ст. на носках, р. вверх. 4-И.п. Выше подняться на носках, руки в локтевых суставах не сгибать, пальцы напряжены. Способствовать укреплению мышц рук и плечевого пояса. 2) И.п. –н. врозь, р. перед собой. 1.-2 – рывки согнутыми назад. 3-4 – рывки прямыми в стороны. Спину держать ровно, смотреть вперед, пальцы напряжены, голову не опускать, руки согнуты на уровне груди. Способствовать укреплению мышц ног, и рук, подвижности в тазобедренному суставе, и коленных суставах. 3) И.п. – ст. р. перед собой, правая наверху. 1-выпад правой, руки вперед. 2-И.п. 3-выпад левой, руки вперед. 4-И.п. Поднять голову, руки параллельно друг другу, ладонями во внутрь, пальцы напряжены.

6 слайд

Описание слайда:

Способствовать увеличению подвижности голеностопном суставе, укрепление мышц ног, рук. 4) И.п. – о. ст., р. на поясе. 1- присед р. вперед 2-наклон 3-присед р. вперед 4-и.п. Поднять голову. Пальцы напряжены, параллельны полу, руки в локтевых суставах не сгибать. Способствовать развитию мышц позвоночного столба. 5) И.п. – сед ноги врозь, р. за голову. 1 – наклоны к левой н. 2-И.п. 3- наклон к правой н. 4-И.п. Тянуться к носкам, колени не сгибать, пальце напряжены, носки на себя. Способствовать развитию локтевого сустава и тазобедренного сустава. 6)И.п. – упор лежа. 1-упор на согнутых, правая вверх. 2-И.п. 3-упор на согнутых, левая вверх. 4- И.п. Голова поднята, коленные суставы выпрямлены, смотреть вперед, Способствовать укреплению мышц живота. 7) И.п.- упор сед, р. на поясе. 1- сед н. согнув, р. в стороны. 2- уголок 3- сед н.согнув., р. в стороны. 4 – И.п. Носки оттянуты, не опускать спину, руки напряжены, ноги выпрямлены.

Магия джаза

Лекция-концерт


Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас на концерте джазовой музыки.
Несомненно, все слышали джаз. Но если попытаться определить, что такое джаз…? Серьезная музыка или всего лишь «музыка для танцев»? Что считать подлинным джазом – только негритянский джаз? Не устарел ли джаз и не убит ли он роком? И так далее, и так далее. И вновь сталкиваются и ожесточенно спорят вкусы. А джаз звучит вокруг нас, знакомый и живой. И в самом деле, сегодня мы переживаем как бы второе рождение джаза. Новые оркестры, профессиональные и самодеятельные играют так и не устаревшие шедевры. Что же это за музыка и как она появилась?
Появившееся в начале XX века слово «jazz» стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины. В начале XVII века прибыли первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанировали себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему что находилось под рукой. Вначале это была настоящая африканская музыка. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели в основном христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по- своему, вкладывая в них всю свою боль. Всю страстную надежду на лучшую жизнь, хотя бы за гробом. Так возникли негритянские религиозные песни спиричуэл.
Спиричуэлы открыли Америке и миру величие и щедрость души негритянского народа. Первые упоминания о них относятся ко второй половине XIX века. Спиричуэлы исполняются без сопровождения – это искусство коллективной импровизации. В них соединились элементы английской баллады, шотландских и ирландских песен с африканской манерой исполнительства, выраженной в использовании вокального вибрато, трелей и виртуозного синкопирования.

Сейчас прозвучит «Спиричуэл» Э.Сигмейстера.


Спиричуэлы были верным предвестьем новой музыки – джаза. Но главным его источником стали блюзы.
Блюзы – светские лирические песни, возникшие на рубеже XIX – XX веков. В них преобладали темы одиночества, неразделенной любви, страдания, безверия, тоски и скептицизма негритянского населения. Исполнялись они под аккомпанемент гитары или банджо. Блюз оказал воздействие на эстетику и музыкально- выразительные средства джаза.
Блюз – это холодный серый день.
Блюз – это одиночество.
Блюз – это не просто рифмованные строчки.
Блюз – это путь от любви вникуда.
Блюз – это черный день,
Это плач и пение, плач и пение до самой смерти…

Послушайте «Зимний блюз» О. Питерсона

и блюз «Бил Стрит» В. Хенди

Вильям Хенди получил широкую известность под прозвищем «отца блюзов». Он первый, преодолевая бесконечные трудности, опубликовал песни под названием «Блюз»: «Блюзы Мемфиса», «Блюз Сент-Луис». О популярности Хенди можно судить хотя бы по потому, что Гершвин посвятил ему «Рапсодию в блюзовых тонах».
Буги-вуги – фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее ранних разновидностей негритянской инструментальной музыки.
Стиль его возник в США во второй половине XIX века. Классические его образцы относятся к 20-м годам XX века. В начале 30-х годов стиль буги-вуги вошел в исполнительскую практику больших свинговых оркестров (биг-бэндов) и малых ансамблей (комбо). Характерные черты фортепианного буги-вуги: импровизационность, техническая виртуозность, специфический вид аккомпанемента, преобладание непрерывного ритмического движения.

Звучат «Задиристые буги» Э. Градески

и «Счастливые буги» Э. Градески

В начале XX века большое распространение получил рэгтайм – форма городской танцевально-бытовой музыки, исполнявшейся североамериканскими неграми в небольших кафе и танцевальных залах. Рэгтайм означает в переводе « рваное время». Рэгтайм отличал необычный ритм: на фоне однообразно мерного, четко маршеобразного аккомпанемента (имитация приемов игры на банджо) в мелодии появлялись перебои, синкопы, которые как бы разрывали эту мелодию на части, и, казалось, пианист все время пытается собрать их вместе, упрямо повторяя один или два отрывка. В конце 10-х годов рэгтайм вошел в моду как бальный танец. Столицей рэгтаймов стал Сент- Луис, а «королем» их назвали Скотта Джоплина. Всего было опубликовано 33 его рэгтайма, около 25 песен, вальсов, сольных пьес.

Послушайте «Рэгтайм» С. Джоплина (ансамбль)

и рэгтайм «Артист эстрады» С. Джоплина (ансамбль)

Рэгтайм «Артист эстрады» и другие возвышаются над ранними образцами с их доминирующей танцевальностью. Это художественно- законченные, пианистически отшлифованные пьесы, которые могут занять место в одном ряду с классической фортепианной миниатюрой.

Звучат «Концертный вальс Бетена» С. Джоплина

«Рэгтайм» М. Шмитца

В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка – джаз.
Джазовой музыке всего лишь около 90 лет. Но за это время джаз пережил много перемен. Джаз появился на заре XX века в Новом Орлеане (на юге США). Он распространился сначала в Америке, а затем и во всем мире. 1920-е годы стали эпохой джаза. Танцевать и слушать джаз было модно не только среди черных, но и среди белых американцев. В 1930-е годы Нью-Йорк стал мировым центром джаза. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи Армстронг, Дюк Уэллингтон, Бенни Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла Фицджеральд, Бесси Смит.
Музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. Американский композитор, выходец из русских эмигрантов, Джордж Гершвин, долго изучал негритянские напевы, на основе которых создал ряд произведений, принесших джазовые особенности в классическую музыку. Он автор эстрадных песен, оперетт, мюзиклов, ревю, музыкальных комедий, инструментальных пьес и первой американской оперы «Порги и Бесс», получившей признание во всем мире. Его «Рапсодия в блюзовых тонах» - это выдающийся памятник надежд и упований ранней джазовой эпохи. Сенсацией 1924 года была постановка мюзикла «Lady be Good» с популярными до сих пор песнями с их изяществом, тонким вкусом, зажигающим ритмом и подкупающим лиризмом.

Исполняется песня Д. Гершвина «Любимый мой» из мюзикла «Lady be Good»

В конце 20-х – начале 30-х годов возникла стройная система, получившая название стиля «свинг» и приобретшая впоследствии значение джазовой классики. Для свинга характерно появление нового типа оркестра – биг - бэнда. Одно из самых изысканных, лирических творений «эры свинга» «Лунная серенада» Глена Миллера. Джазовые песни, преимущественно лирического содержания, исполнялись превосходными певцами с большим и выразительным мастерством на фоне оркестрового сопровождения.
Звучат джазовые лирические произведения в инструментальном исполнении.

Д. Керн «Дым»
Г. Манчини «Лунная река»

Десятилетие (с 1935 – 1945 г.г.) царствовал в джазе свинг – музыка красивая, мелодичная, нарядная и праздничная. С конца 40- х до середины 60-х годов современный джаз развивался в двух направлениях. Новые течения джаза носили названия: «би – боп, «кул», «Вест-коуст», «хард-боп», «соул». В 70-е годы в джаз приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок музыки. Этот стиль получает сначала название «джаз – рок», а позднее «фьюжн», то есть «сплав».
С би-бопа началась эпоха современного джаза, все последующие течения (кул-джаз, фри-джаз, джаз- рок) разрабатывались на основе би - бопа.

Звучит «Колыбельная» Д. Ширинга

Джордж Ширинг – самый известный пианист раннего бопа родился в Лондоне в 1919 году в английской семье. Будучи слепым от рождения, он учился игре на фортепиано в специальной школе для слепых. Он рано увлекся джазом. Не достигший совершеннолетия, Ширинг уже был признан ведущим джазовым пианистом Лондона и одним из самых сильных джазменов Европы. Он уделил внимание новой музыке бопу, но не связал себя с ней полностью. Самым существенным элементом его исполнения остался свинг. У
Ширинга есть множество последователей, и взятые вместе, они представляют целое направление легкого фортепианного джаза, ныне являющегося частью современной популярной музыки.
Звучит «Голубая луна» Р. Роджерса, композитора, работавшего в легком фортепианном жанре.
Кул-джаз холодный или прохладный стиль сформировался в 50-х годах, был характерен умеренной звучностью и отсутствием резких динамических контрастов, эмоциональной сдержанностью.
Пол Дезмонд – исполнитель кул-джаза, саксофонист (1924-1977). Его саксофон обладал прозрачным звучанием, вдумчивая игра отличалась сдержанностью. Особенно интересна композиция «Take Five», ставшего одним из самых популярных номеров ансамбля. Пьеса написана на 5/4 и представляет собой одну из первых попыток импровизации в ином размере, чем 4/4.

Послушайте пьесу «Take Five» П. Дезмонда

Предлагаем вашему вниманию джазовые миниатюры разных композиторов XX века.

М. Невин «Джазовая пьеса »
Г. Геуман «Романтическая прелюдия »
Звучат ансамбли в стиле джаза Н. Мордасова
«Звездный экспресс» и «Раздумье»

Послушайте несколько пьес немецкого композитора М. Шмитца :

«Марш гномиков»
«Сладкая конфета».
«Принцесса танцует вальс» (ансамбль)
«Микки Маус»
«Зимний вечер»

Сейчас прозвучат два произведения М. Дворжака :

«Этюд»
«Босанова» (джаз-самба) .

Сейчас вы услышите несколько ансамблей в джазовом стиле Г. Балаева .
Георгий Михайлович Балаев – член союза композиторов России. Он является автором многочисленных произведений симфонического, эстрадно-симфонического, народного, духового оркестров, музыки к кинофильмам, театральным спектаклям, музыки для детей. Большого числа песен. Более 150 его произведений записаны в музыкальный фонд России. Его творения отличаются мелодичностью, жизнерадостным настроением, музыкальными темами с яркими обрамлениями.

«Горный ручей»
«Вальс»
«Элегическая пьеса»
«Ноктюрн».

В заключение концерта прозвучит фантазия

«В лесу родилась елочка» Д. Крамера .

Джаз был подвержен влиянию моды, но сейчас не один из стилей, некогда волновавших публику – традиционный джаз, свинг, би-боп – нельзя считать устаревшими. Эту музыку играют, записывают, слушают. Джазовые творения всегда будут вызывать восторг в сердцах людей.



Даун-бит/ Down Beat (англ. down внизу; Bеаt удар, пульс) - Тип джазовой фразировки, при которой внутри свободно артикулируемых ритмических групп сохраняются опорные акценты на основних долях тактов. Данный метод позволяет осуществлять одновременное сочетание граунд-бита (в скрытом виде) и офф-бита в партии одного инструмента.

Дерти-тон/Dirty tone (англ. dirty нечистый) - Специфический тип интонации в афроамериканской музыке и джазе, отличаюшийся крайней звуковысотной неустойчивостью (лабильностью), широкой и частой вибрацией, предельной динамичностью и напряженностью, ярко выраженным экстатическим характером. По своему происхождению связан с негритянскими религиозными культами. Является неотъемлемым компонентом шаут-пения. Особенно часто применяется в хот-джазе (как в вокальном, так и в инструментальном) - нередко в сочетании с другими родственными ему выразительными средствами (офф-питч, "блюзовые тоны", граул-эффекты, скэт и т. п.).

Джаг/ Jug (англ. кувшин, сосуд) - Архаический негритлнский музыкальный инструмент западноафриканского происхождения. Представляет собой сосуд с узким горлышком, используемый в фольклорных ансамблях в ритмической функции или как резонатор для усиления звучания голоса. Чаще всего применяется в роли басового инструмента. Hаиболее широкое распространение получил в Южной и Центральной Америке, особенно в Вест-Индии. У североамериканских негров нередко употребляется для сопровождения блюзового пения и танцев.

"Джаз в филармоннии"/Jazz at the Philharmonic (сокр. JАТР)- Джазовая концертная органиэация, созданная в 1942 г. в Лос-Анджелесе импресарио Hорманом Гранцем. Одна мз главных задач ее деятельности - предоставлять ведущим музыкантам джаза возможность регулярных выступлений в филармонических концертных залах, а также устраивать гастроли джазовых коллективое и солистов в США и за рубежом. В настоящее время понятие "джаз в филармонии", или "филармонический джаз" применяется и в более широком смысле - по отношению ко всей современной концертной джазовой музыке.

"Джазовая эра" ("Век джаза")/Jazz Age - Условное название периода в истории джаза, датируемого приблизительно 1917 - 1929 гг. (с конца первой мировой войны по экономического кризиса в США). "Веком джаза" назвал данный период американский писатель Фрэнсис Скотт Фитцджеральд в кн."Tales of the Jazz Age" (1922). С этим временем связано сенсационное "открытие" джаза, приведшее к его бурному расцвету и повсеместному распространению. Хронологически указанный период совпадает с периодом классического джаза и началом перехода от него к "свинговой эре".

Джаз-рок/Jazz rock - Стилевое направление, возникшее на основе синтеза джаза и рок-музыки. Вершины своего развития джаз-рок достиг к концу 60-х гг. (первые эксперименты, предпринятые по инициативе музыкантов фри-джаза, относятся к концу 50-х гг.).

Джайв/ Jive (амер. сленг. болтовня, жаргон) - Термин имеет ряд значений: 1) то же, что и джаз; 2) символический язык блюза, позволяющий обыгрывать в тексте разного рода "запретные" темы - например, связанные с сексом, алкоголизмом, наркоманией. преступностью и т. п.; 3) в период свинга название музыки, исполняемой биг-бэндом в манере гарлемского джампа, а также наименование связанных с этим стилем популярных танцев; 4) жаргон джазовых музыкантов и любителей джаза.

Джамп/ Jump (англ. скачок, прыжок) - Разновидность негритянского свинга, созданная в 20 - 30-е гг. музыкантами гарлемской школы джаза (см. гарлемский джаз). Отличается повышенной экзальтированностью исполнительской манеры, сильной и резкой атакой звука, обилием изломов и скачков в мелодике, большим динамическим напором и устремленностью (см. драйв), жесткой, равномерной ритмикой с тяжелыми акцентами на основных метрических долях (см. бит, граунд-бит). Джамп тесно связан с традициями блюза и негритянского хот-джаза.

Джангл-стиль ("стиль джунглей") / Jungl style - Стилевое направление в джазе, возникшее во второй половине 20-х гг. Одним из основоположников и ведуших представителей этого стиля является Дюк Эллингтон. Характерные черты джангл-стиля: экзотические комбинации тембров, обилие остро диссонирующих звучаний и кластеров, разнообразные сурдинные эффекты, граул-манера в игре на духовых инструментах, дертитоны, глиссандо, шаут-приемы, подражание голосам диких животных и человека. Стилизация экзотики и варваризмы нередко сочетаются здесь с утонченным оркестровым колоритом, традиции блюза и хот-джаза - с экспериментами в области гармонии, тональности, формы и инструментовки. Многие выразительные средства джангл-стиля нашли применение в современном джазе.

Джем-сешн/ Jam session (англ. случайная встреча) - Традиционные творческие встречи джазовых музыкантов, собирающихся в свободное время (чаще всего ночью) для свободного совместного музицирования, обмена идеями или соревнования друг с другом в исполнительском мастерстве и в искусстве импровизации. Состав ансамблей, выступавших на джем-сешн, как правило, не определен заранее и может изменяться непосрелственно в процессе исполнения. Случайный характер носит и программа таких "концертов", что исключает возможность предварительной подготовки музыкантов, репетиций. использования аранжировок. Традиция джем-сешн сушествовала еше в начале ХХ в. у музыкантов новоорлеанского джаза и сохраняется до нашего времени. Джем-сешн сыграли важную роль в разработке и развитии многих джазовых стилей.

Джюбили/ Jubilee (англ. празднество, ликование) - Архаическая негритянская религиозная песня-славление. Основой джюбили является каноническая хоральная мелолия, многократно повторяемая с незначительными изменениями и новыми импровизаиионными подголосками (принцип строфического варьирования). В процессе исполнения джюбили обычно происходит постепенный переход от строгого и спокойного изложения мелолии европейского церковного гимна к более свободному и динамичному - с использованием африканизированной респонсорной техники, импровизации, "блюзовых тонов", танцевальных ритмов - вплоть до экстатического шаут-пения.

Диксиленд/ Dixiland (англ. страна Дикси) - Одна из основных стилевых разновидностей традициониого джаза (наряду с новоорлеанским стилем). Термин имеет фольклорное происхождение ("страна Дикси" - символическое название южных штатов США); введен в обиход белыми музыкантами - создателями диксиленда, чтобы подчеркнуть его отличие от негритянского джаза и избежать употребления самого слова "джаз", отношение к которому в течение довольно длительного времени было весьма пренебрежительным. Hаиболее ранние образцы диксиленда относятся к концу ХIХ в., окончательно этот стиль сложился в 1910-е гг. Вначале деятельность белых музыкантов ограничивалась слепым подражанием новоорлеанскому стилю и была малоплодотворной. Т.н. второе поколение музыкантов диксиленда (начало 20-х гг.) освоило основные выразительные средстеа негритянского джаза (импровизацию, офф-бит, "блюзовый звукоряд", хот-тон и др.), вступив на путь постепенного преодоления расовых барьеров. В результате различия между диксиленд-джазом и новоорлеанским стилем стали сглаживаться, что в значительной мере способствовало возникновению и развитию новых, смешанных стилевых форм джазовой музыки. Hа раннем этапе диксиленд развивался главным образом под влиянием менестрельных традиций, музыки архаических марширующих духовых капелл (см. марширующий оркестр) и особенно регтайма. Окончательная переориентация его на классический негритянский джаз произошла ок. 1916 г. Многие характерные признаки диксиленда сохранились в пришедшем ему на смену в 20-е гг. чикагском стиле.

Драйв/ Drive (англ. движение, преследование, гонка, спешка) - Энергичная манера исполнения в джазе, при которой достигается эффект нарастающего ускорения темпа, активной устремленности движения. Драйв предполагает использование целого комплекса выразительных средств и приемов, например, таких, как постоянное опережение долей метрической пульсации (см. офф-бит), переход от рассредоточенного размещения долевых акцентов (на 1-ю и 3-ю доли или на 2-ю и 4-ю) к акцентировке каждой доли, от более крупных ритмических длительностей к более мелким, динамичная атака звука, свинг, стомп, риффы и т. д.

После того как Христофор Колумб открыл новый континент и там поселились европейцы, к берегам Америки всё чаще следовали корабли торговцев живым товаром.

Изнурённые тяжёлой работой, тоскующие по родине и страдающие от жестокого отношения надзирателей, невольники находили утешение в музыке. Постепенно необычными мелодиями и ритмами заинтересовались американцы и европейцы. Так появился джаз. Что такое джаз, и в чём его особенности, рассмотрим в данной статье.

Особенности музыкального направления

К джазу относится музыка афроамериканского происхождения, в основе которой - импровизация (свинг) и особая ритмическая конструкция (синкопа). В отличие от других направлений, где один человек пишет музыку, а другой исполняет, джазовые музыканты выступают одновременно и композиторами.

Мелодия создаётся спонтанно, периоды сочинительства, исполнения разделены минимальным промежутком времени. Так получается джаз. оркестра? Это умение музыкантов подстроиться друг под друга. При этом каждый импровизирует своё.

Результаты спонтанных сочинений сохраняются в нотной записи (Т. Коулер, Г. Арлен «Счастлив целый день», Д. Эллингтон «Разве ты не знаешь, что я люблю?» и т.д.).

С течением времени африканская музыка синтезировалась с европейской. Появлялись мелодии, сочетающие пластику, ритмичность, мелодичность и гармонию звуков (CHEATHAM Doc, Blues In My Heart, CARTER James, Centerpiece и т.д.).

Направления

Выделяют более тридцати направлений джаза. Рассмотрим некоторые из них.

1. Блюз. В переводе с английского слово означает «грусть», «меланхолия». Изначально блюзом называлась сольная лирическая песня афроамериканцев. Джаз-блюз - это двенадцатитактовый период, соответствующий трёхстрочной стихотворной форме. Блюзовые композиции исполняются в медленном темпе, в текстах прослеживается некоторая недосказанность. блюза - Гертруда Ма Рейни, Бесси Смит и др.

2. Рэгтайм. Буквальный перевод названия стиля - разорванное время. На языке музыкальных терминов «рэг» обозначает звуки, дополнительные между долями такта. Направление появилось в США, после того как за океаном увлеклись произведениями Ф. Шуберта, Ф. Шопена и Ф. Листа. Музыку европейских композиторов исполняли в стиле джаз. Позже появились оригинальные композиции. Рэгтайм характерен для творчества С. Джоплина, Д. Скотта, Д. Лэмба и др.

3. Буги-вуги. Стиль появился в начале прошлого века. Владельцам недорогих кафе требовались музыканты, чтобы играть джаз. Что такое музыкальное сопровождение предполагает наличие оркестра, разумелось само собой, но приглашать большое количество музыкантов было накладно. Звучание разных инструментов компенсировали пианисты, создавая многочисленные ритмические композиции. Буги отличает:

  • импровизация;
  • виртуозная техника;
  • особый аккомпанемент: левая рука исполняет моторную остинантную конфигурацию, интервал между басом и мелодией - две-три октавы;
  • непрерывный ритм;
  • исключение педали.

Буги-вуги играли Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери и др.

Легенды стиля

Джаз популярен во многих странах мира. Везде есть свои звёзды, которых окружает армия поклонников, но некоторые имена стали настоящей легендой. Их знают и любят по всему К таким музыкантам, в частности, относится Луи Армстронг.

Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика из бедного негритянского квартала, если бы Луи не попал в исправительный лагерь. Здесь будущую звезду записали в духовой оркестр, правда, коллектив играл не джаз. и как его исполняют, юноша открыл для себя значительно позже. Мировую известность Армстронг приобрёл благодаря старанию и настойчивости.

Основательницей джазового пения считают Билли Холидей (настоящее имя Элеонора Фейган). Пика популярности певица достигла в 50-е годы прошлого века, когда сменила сцены ночных клубов на театральные подмостки.

Непросто складывалась жизнь и у обладательницы диапазона в три октавы Эллы Фицджеральд. После смерти матери девушка сбежала из дома и вела не слишком благопристойный образ жизни. Стартом карьеры певицы стало выступление на музыкальном конкурсе Amateur Nights.

Всемирную известность имеет Джордж Гершвин. Композитор создавал джазовые произведения на основе классической музыки. Неожиданная манера исполнения покорила слушателей и коллег. Концерты неизменно сопровождались овациями. Наиболее известные работы Д. Гершвина - «Рапсодия в блюзовых тонах» (в соавторстве с Фредом Грофом), оперы «Порги и Бесс», «Американец в Париже».

Также популярными джазовыми исполнителями были и остаются Дженис Джоплин, Рэй Чарльз, Сара Вон, Майлс Девис и др.

Джаз в СССР

Появление этого музыкального направления в Советском Союзе связано с именем поэта, переводчика и театрала Валентина Парнаха. Первый концерт джаз-банда под руководством виртуоза состоялся в 1922 году. Позже А. Цфасман, Л. Утёсов, Я. Скоморовский сформировали направление театрального джаза, сочетающего инструментальное исполнение и оперетту. Для популяризации джазовой музыки много сделали Э. Рознер, О. Лундстрем.

В 40-е годы прошлого века джаз подвергался широкой критике как явление буржуазной культуры. В 50-60-х годах нападки на исполнителей прекратились. Джазовые ансамбли создавались как в РСФСР, так и в других союзных республиках.

Сегодня джаз беспрепятственно исполняется на концертных площадках и в клубах.

Джаз (Jazz) - направление музыки, возникшее в конце XIX - начале XX века в США. Характерные черты джаза - импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг.

Джаз - род музыки, возникшей на основе блюзов и спиричуэлс афро-американцев, а также африканских народных ритмов, обогащенных элементами европейской гармонии и мелодии. Определяющими чертами джаза считаются:
-острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования;
-широкое употребление ударных инструментов;
-сильно развитое импровизационное начало;
-выразительная манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, динамичной и звуковой напряженностью, доходящей до экстатичности.

Происхождение названия джаз

Происхождение названия до конца не выяснено. Современное его написание - jazz - утвердилось в 1920-е годы. До этого были известны другие варианты: chas, jasm, gism, jas, jass, jaz. Существует немало версий происхождения слова «джаз», в том числе следующие:
- от французского jaser (болтать, говорить скороговоркой);
- от английского chase (гнаться, преследовать);
- от африканского jaiza (название определенного типа звучания барабанов);
- от арабского jazib (соблазнитель); от имен легендарных джазовых музыкантов - chas (от Charles), jas (от Jasper);
- от звукоподражания jass, имитирующего звучание африканских медных тарелок, и др.

Есть основания предполагать, что слово «джаз» употреблялось еще в середине 19 века как название экстатического, ободряющего выкрика у чернокожих. Согласно некоторым источникам, в 1880-х годах оно было в ходу у новоорлеанских креолов, которые употребляли его в значении «ускорять», «убыстрять» - применительно к быстрой синкопированной музыке.

По данным М. Стернса, в 1910-х годах это слово бытовало в Чикаго и имело «не вполне пристойный смысл». В печати слово jazz встречается впервые в 1913 (в одной из сан-францисских газет). В 1915 г. оно вошло в название джазового оркестра Т. Брауна - TORN BROWN"S DIXIELAND JASS BAND, выступавшего в Чикаго, а в 1917 появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром ORIGINAL DIXIELAND JAZZ (JASS) BAND.

Стили джаза

Архаический джаз (ранний джаз, early jazz, нем. archaischer jazz)
Архаический джаз - совокупность наиболее старых, традиционных типов джаза, создаваемых небольшими ансамблями в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов, а также европейских песен и танцев.

Блюз (blues, от англ. blue devils)
Блюз - тип негритянской народной песни, мелодия которой основана на четкой 12-тактной схеме.
В блюзах поется об обманутой любви, о нужде, для блюзов характерно жалостливое отношение к себе. Одновременно тексты блюзов проникнуты стоицизмом, мягкой насмешкой и юмором.
В джазовой музыке блюз развивался как инструментальная танцевальная пьеса.

Буги-вуги (boogie-woogie)
Буги-вуги - фортепианный блюзовый стиль, для которого характерна повторяющаяся басовая фигура, определяющая ритмические и мелодические возможности импровизации.

Госпелз (от англ. Gospel - Евангелие)
Госпелз - религиозные напевы североамериканских негров с текстами, основанными на Новом Завете.

Регтайм (ragtime)
Регтайм - фортепианная музыка, основанная на "биении" двух несовпадающих ритмических линий:
-как бы разорванной (остро синкопированной) мелодии;
-четкого аккомпанемента, выдержанного в стиле стремительного шага.

Соул (soul)
Соул - негритянская музыка, связанная с блюзовой традицией.
Соул - стиль вокальной негритянской музыки, возникшей после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпелз.

Соул-джаз (soul-jazz)
Соул-джаз - разновидность хард-бопа, для которого характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.
Спиричуэл (spiritual)
Спиричуэл - архаический духовный жанр хорового пения северо-американских негров; религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете.

Стрит-край (street-cry)
Стрит-край - архаический фольклорный жанр; тип городской сольной трудовой песни уличных разносчиков, представленный множеством разновидностей.

Диксиленд, дикси (dixieland, dixie)
Диксиленд - модернизированный нью-орлеанский стиль, для которого характерны коллективные импровизации.
Диксиленд - джазовый коллектив (белых) музыкантов, перенявший манеру исполнения негритянского джаза.

Зонг (от англ. song - песня)
Зонг - в театре Б. Брехта - баллада, исполняемая в виде интермедии или авторского (пародийного) комментария гротескного характера с плебейской бродяжнической тематикой, близкой к джазовому ритму.

Импровизация
Импровизация - в музыке - искусство спонтанного создания или интерпретации музыки.

Каденция (итал. cadenza, от лат.Cado - оканчиваюсь)
Каденция - свободная импровизация виртуозного характера, исполняемая в инструментальном концерте для солиста с оркестром. Иногда каденции сочинялись композиторами, однако часто они предоставлялись на усмотрение исполнителя.

Скэт (scat)
Скэт - в джазе - тип вокальной импровизации, в которой голос приравнивается к инструменту.
Скэт - инструментальное пение - техника слогового (бестекстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний.

Хот (hot)
Хот - в джазе - характеристика музыканта, исполняющего импровизацию с максимумом энергии.

Нью-орлеанский стиль джаза
Нью-орлеанский стиль джаза - музыка, отличающаяся четким двудольным ритмом; наличием трех самостоятельных мелодических линий, которые проводятся одновременно на корнете (трубе), тромбоне и кларнете в сопровождении ритмической группы: рояля, банджо или гитары, контрабаса или тубы.
В произведениях нью-орлеанского джаза основная музыкального тема многократно повторяется в различных вариациях.

Саунд (sound)
Саунд - стилевая категория джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса.
Саунд определяется способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования и трактовкой тембра; саунд является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе.

Свинг, классический свинг (swing; classic swing)
Свинг - джаз, аранжированный для эстрадно-танцевальных оркестров расширенного состава (биг-бендов).
Для свинга характерна перекличка трех групп духовых инструментов: саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки. Исполнители свинга отказываются от коллективной импровизации, музыканты сопровождают импровизацию солиста заранее написанным аккомпанементом.
Свинг достиг своего расцвета в 1938-1942 годах.

Свит (sweet)
Свит - характеристика развлекательной и танцевальной коммерческой музыки сентиментального, напевно-лирического характера, а также родственных ей форм коммерциализированного джаза и "оджазированной" популярной музыки.

Симфонический джаз
Симфонический джаз - джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза.

Современный джаз (modern jazz)
Современный джаз - совокупность стилей и направлений джаза, возникших с конца 1930-х годов после окончания периода классического стиля и "эры свинга".

Афро-кубинский джаз (нем. afrokubanischer jazz)
Афро-кубинский джаз - стилевое направление джаза, развившееся к концу 1940-х годов из соединения элементов бибопа с кубинскими ритмами.

Бибоп, боп (bebop; bop)
Бибоп - первый стиль современного джаза, сложившийся к началу 1930-х годов.
Бибоп - направление негритянского джаза малых ансамблей, для которого характерны:
-свободная сольная импровизация, опирающаяся на сложную последовательность аккордов;
-использование инструментального пения;
-модернизация старого хот-джаза;
-скачкообразная, неустойчивая мелодия с ломаными слогами и лихорадочно-нервным ритмом.

Комбо (combo)
Комбо - небольшой оркестр современного джаза, в котором солируют все инструменты.

Кул-джаз (прохладный джаз; сool jazz)
Кул-джаз - стиль современного джаза, возникший в начале 50-х годов, обновивший и усложнивший гармонию бопа;
В кул-джазе широко применяется полифония.

Прогрессив (рrogressive)
Прогрессив - стилевое направление в джазе возникшее в начале 1940-х годов на основе традиций классического свинга и бопа, связанное с практикой биг-бэндов и больших оркестров симфонизированного типа. Широко использующее латиноамериканские мелодии и ритмы.

Фри-джаз (free jazz)
Фри-джаз - стиль современного джаза, связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики и техники импровизации.
Для фри-джаза характерны:
-свободная индивидуальная и групповая импровизация;
-применение полиметрии и полиритмии, политональности и атональности, сериальной и додекафонной техники, свободных форм, модальной техники и др.

Хард-боп (hard bob)
Хард-боп - стиль джаза, возникший в начале 1950-х годов из бибопа. Хард-боп отличается:
-мрачным грубоватым колоритом;
-экспрессивной, жесткой ритмикой;
-усилением элементов блюза в гармонии.

Чикагский стиль джаза (chicago-still)
Чикагский стиль джаза - вариант нью-орлеанского джазового стиля, для которого характерны:
-более строгая композиционная организация;
-усиление сольной импровизации (виртуозных эпизодов, исполняемых различными инструментами).

Эстрадный оркестр
Эстрадный оркестр - разновидность джазового оркестра;
инструментальный ансамбль исполняющий развлекательно-танцевальную музыку и пьесы джазового репертуара,
аккомпанирующий исполнителям популярных песен и другим мастерам эстрадного жанра.
Обычно эстрадный оркестр включает группу язычковых и медных духовых инструментов, фортепиано, гитару, контрабас и набор ударных.

Историческая справка о джазе

Считается, что Джаз, как самостоятельное направление, возник в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами. Широко-известная легенда гласит, что из Нового Орлеана джаз распространился по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Канзас-Сити, Чикаго и Сент-Луисе. И все-таки старая легенда, по-видимому, недалека от истины.

Во-первых, в ее пользу говорят свидетельства старых музыкантов, которые жили в период выхода джаза за пределы негритянских гетто. Все они подтверждают, что новоорлеанские музыканты играли совершенно особенную музыку, которую с готовностью копировали другие исполнители. То, что Новый Орлеан - колыбель джаза, подтверждают и грамзаписи. Джазовые пластинки, записанные до 1924, сделаны музыкантами из Нового Орлеана.

Классический период джаза продолжался в 1890 - 1929 годы и завершился с началом "свинговой эры". К классическому джазу принято относить: новоорлеанский стиль (представленный негритянским и креольским направлениями), новоорлеанско-чикагский стиль (возникший в Чикаго после 1917 г. в связи с переездом сюда большей части ведущих негритянских джазменов Нового Орлеана), диксиленд (в его новоорлеанской и чикагской разновидностях), ряд разновидностей фортепианного джаза (баррел-хаус, буги-вуги и пр.), а также относящиеся к этому же периоду направления джаза, возникшие в некоторых других городах Юга и Среднего Запада США. Классический джаз вместе с отдельными архаическими стилевыми формами иногда обозначается как традиционный джаз.

Джаз в России

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива.

Отношение советских властей к джазу было неоднозначным. Сначала отечественных джаз-исполнителей не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза и западной культуры. В конце 40-х, во время борьбы с космополитизмом, джазовые коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась.

Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926 году. Она была составлена музыковедом Семёном Гинзбургом из переводов статей западных композиторов и музыкальных критиков, а также собственных материалов, и называлась «Джаз-банд и современная музыка» Следующая книга о джазе вышла в СССР только в начале 1960-х. Она была написана Валерием Мысовским и Владимиром Фейертагом, называлась «Джаз» и представляла из себя по сути компиляцию информации, которую можно было получить из различных источников в то время. В 2001 году петербургским издательством «Скифия» была издана энциклопедия «Джаз. XX век. Энциклопедический справочник». Книга была подготовлена авторитетным джазовым критиком Владимиром Фейертагом.




Top