Музыкальная критика. Профессия музыкальный критик

Концепция программы связана с нетрадиционно широким пониманием «музыкальной критики» – как формы активности, сближающейся с кураторством. Учебный план ориентирован на подготовку специалистов, способных, помимо традиционных форм критической работы, инициировать, планировать и реализовывать проекты в рамках современных культурных институций – оперных и балетных театров, филармоний, концертных организаций, фестивалей.

Программа адресована специалистам и бакалаврам, обладающим знаниями в сфере академической музыки. Магистранты овладевают практическими навыками в Александринском театре и Академии молодых композиторов, на Дягилевском фестивале в Перми и фестивале «Золотая маска», фестивалях Earlymusic и reMusik, а также на ежегодном фестивале в Бард колледже. Выпускники магистратуры, помимо диплома СПбГУ, получают диплом Бард колледжа и имеют хорошие перспективы трудоустройства, связанные с острой нехваткой в отечественном культурном пространстве кадров соответствующей квалификации.

Василий Ефремов, руководитель Отдела по связям с общественностью Пермского театра оперы и балета
Мне лично уже трудно представить Дягилевский фестиваль без студентов магистратуры «Музыкальная критика». Еще сложнее – без премии «Резонанс», которую придумали и сделали выпускницы программы Анастасия Зубарева и Анна Инфантьева. Каждый год с учениками мы рассказываем нашим зрителям о том, что происходит на Дягилевском фестивале: делаем интервью, пишем новости, публикуем небольшие рецензии. Выпускники программы, уже состоявшиеся музыкальные критики, Богдан Королек и Ая Макарова в этом году стали не только нашими авторами, но и ведущими Лаборатории современного зрителя. Могу с уверенностью сказать: впереди у нас еще много совместных проектов.

Татьяна Белова, начальник Литературно-издательского отдела Большого театра России
С магистрантами программы «Музыкальная критика» Большой театр знаком почти с ее рождения – с осени 2012 года. Многие из них активно пишут, переводят, редактируют статьи для буклетов, программок, сайта театра и разнообразных проектов, связанных как с оперой, так и с балетом. Авторов, умеющих лаконично, увлекательно и очень точно писать о музыке, всегда не хватает. Выпускники программы «Музыкальная критика» это умеют, и читать написанные ими статьи или записанные ими интервью – одно удовольствие.

Основные курсы программы

Избранные труды преподавателей

  • . От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 c.
  • . Опыты мелософии. О непройденных путях музыкальной науки. СПб.: Изд-во имени Н.И.Новикова, 2014. 532 с.
  • Вадим Гаевский, . Разговоры о русском балете. М.: Новое изд-во, 2010. 292 с.

Издания, подготовленные преподавателями, магистрантами и выпускниками

  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: В 3 т. Т.1. Опера / Ред.-сост.: Ольга Манулкина, Павел Гершензон. М.: НЛО, 2015. 576 с.
  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: В 3 т. Т.2. Балет / Ред.-сост.: Павел Гершензон, Богдан Королек. М.: НЛО, 2015. 664 с.
  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: В 3 т. Т.3. Концерты / Ред.-сост.: Богдан Королек, Александр Рябин. М.: НЛО, 2016. 656 с.
  • Век «Весны священной» – век модернизма. М.: Большой театр, 2013.
  • Жерар Мортье. Драматургия страсти. Сезоны Мортье. Интервью. Эссе. СПб., 2016. 384 с.
  • Schola criticorum. Сборник работ магистрантов программы «Музыкальная критика». Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2016.
  • Schola criticorum 2. Работы магистрантов программы «Музыкальная критика». Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2017.

Отзывы выпускников

Ольга Макарова, выпускница 2016 года, музыкальный критик
На первом курсе мне казалось, что я уже умею если не все, то довольно много: у меня был опыт работы, были некоторые знания, было умение внимательно и вдумчиво смотреть оперные спектакли. И дело, пожалуй, не в том, что дальше мне удалось узнать много нового. Главное, чему мне удалось научиться, – это задавать правильные вопросы, ничего не принимать как данность, не полагаться на чужое мнение, всегда искать разгадки – вот чему учат на нашей программе. Мне кажется, это необходимо не только музыкальным критикам.

Анастасия Зубарева, выпускница 2014 года, куратор премии «Резонанс»
Это лучшая школа в России, где учат писать об академической музыке и делать музыкальные проекты. Только практика и полезная информацияидеальное место для тех, кто не хочет терять время и намерен учиться реальной профессии.

Александр Рябин, выпускник 2014 года, музыкальный критик
Магистратура дала невероятно много всего: как можно слушать музыку, как ее смотреть, как она устроена, что было давно и что есть сейчас. Можно было писать как угодно, нисколько не ограничивать себя и каждый раз получать за написанное по справедливости. Никто из преподавателей не учил думать, как они, но каждый помогал учиться думать и воспринимать происходящее. И так, шаг за шагом под чутким руководством я научился многому. Представления о мире несколько раз успели пересобраться заново, а новые знания поступали бесперебойно. Нужно было не отставать и слушать. Меня как будто пересадили из медленно катящейся по бездорожью телеги с запряженной в нее лошадкой в космический корабль.

Магистерские диссертации

  • Лейла Аббасова (2016, руководитель – ) «Гергиев и Прокофьев: стратегии продвижения композитора в Мариинском театре (1995-2015)»
  • Александра Воробьева (2017, руководитель – , консультант – ) «Балетные либретто XIX века: от нарратива к хореографическому тексту»
  • Наталья Гергиева (2017, руководитель – ) «Оперы и балеты Родиона Щедрина на Мариинской сцене: исполнение, критика, рецепция»
  • Филипп Дворник (2014, руководитель – ) «Феномен оперы в кино: способы репрезентации»
  • Анна Инфантьева (2014, руководитель – ) «Современная музыка в современной России: общество, экономика, культура»
  • Богдан Королек (2017, руководитель –
  • Всеволод Митителло (2015, руководитель – ) «Мотивы сопротивления новациям в музыкантской среде (опыт инсайдерского наблюдения)»
  • Илья Попов (2017, руководитель – ) «Режиссерский оперный театр как территория культурного трансфера»
  • Александр Рябин (2014, руководитель – ) «Редукция вагнеровского мифа в современной массовой культуре»
  • Алина Ушакова (2017, руководитель – ) «Постопера Хайнера Гёббельса: цифровой нарратив в сценографии»

Тексты магистрантов публикуются в буклетах Мариинского, Большого, Пермского и Екатеринбургского театров, на портале «Кольта», в газете «Коммерсант» и других медиа.

Кураторские проекты выпускников

Как поступить?

Для поступления на программу необходимо подать документы и портфолио. Подробная информация об алгоритме поступления , портфолио , правилах подачи документов через

То есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.

См. также

  • Рок-журналист - музыкальный критик, специализирующийся на рок-музыке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Музыкальный критик" в других словарях:

    Иэн Макдональд Ian MacDonald Имя при рождении: Ian MacCormick Род деятельности: поэт песенник музыкальный критик Дата рождения … Википедия

    Карл Холль (нем. Karl Holl; 15 января 1892(18920115), Вормс 3 октября 1975, Франкфурт на Майне) немецкий музыкальный критик и музыковед. Учился в Мюнхенском и Боннском университетах, в 1913 г. защитил диссертацию об… … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? критика, кому? критику, (вижу) кого? критика, кем? критиком, о ком? о критике; мн. кто? критики, (нет) кого? критиков, кому? критикам, (вижу) кого? критиков, кем? критиками, о ком? о критиках… … Толковый словарь Дмитриева

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (греч. kritikos, от krinein судить). 1) рассматривающий и оценивающий произведения литературы и изящных искусств 2) хулитель, порицатель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КРИТИК греч. kritikos, от… … Словарь иностранных слов русского языка

    КРИТИК, а, муж. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого что н. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к. | жен. критикесса, ы (ко 2 знач.; разг.… … Толковый словарь Ожегова

    А; м. 1. Тот, кто подвергает разбору, оценке что, кого л. и т.п. Критики опубликованного проекта закона. Критики нашей позиции в этом вопросе. 2. Тот, кто занимается критикой (4 зн.). Литературный к. Театральный к. Музыкальный к. ◁ Критикесса,… … Энциклопедический словарь

    критик - а; м. см. тж. критикесса 1) Тот, кто подвергает разбору, оценке что, кого л. и т.п. Критики опубликованного проекта закона. Критики нашей позиции в этом вопросе. 2) тот, кто занимается критикой 4) Литературный кри/тик. Театральный кри/ … Словарь многих выражений

    Это статья о хип хопе как о музыкальном жанре. Если вы ищете статью о субкультуре, см. Хип хоп (субкультура) Хип хоп Направление: популярная музыка Истоки: фанк, диско, соул, регги, spoken word Место и время возникновения … Википедия

    Транс (Trance) Направление: Электронная музыка Истоки: Техно Хаус Эмбиент Индастриал Нью эйдж Классическая музыка Синти поп Место и время возникновения: ранние … Википедия

Книги

  • Театрально-музыкальный и художественный журнал " Артист", № 30 и № 31 за 1893 год , . Москва, 1893 год. Типо-литография И. Н. Кушнерев и Ко. Иллюстрированное издание. Профессиональный новодельный переплет. Сохранена оригинальная обложка 30 номера. Бинтовой корешок с золотым…
  • Ц. А. Кюи. Музыкально-критические статьи. Том I , Кюи Ц. А.. Петроград, 1918 год. Издание редакции журнала "Музыкальный современник" . С портретом автора и предисловием А. Н. Римского-Корсакова. Оригинальная обложка. Сохранность хорошая. Цезарь…

Профессия критика (любого: хоть , хоть , хоть музыкального) кажется довольно непыльной. Ходи себе по ресторанам (спектаклям, концертам) и выноси свой вердикт. Вот только на практике все не так просто. Давайте выясним, чем занимается музыкальный критик и какими качествами ему нужно обладать.

Вообще, критика как искусство анализа и оценки появилась практически одновременно с искусством как таковым. Задача критика - не просто дать оценку из серии «нравится - не нравится». Он должен проанализировать объект критики, определить его слабые и сильные стороны и в итоге сформулировать объективное суждение и дать оценку. Любой, в том числе и музыкальный, критик - это ценитель и знаток определенного вида искусства, нередко имеющий профессиональную подготовку .

Раньше музыкальный критик нередко одновременно являлся и композитором (к примеру, музыкальной критикой занимался Римский-Корсаков): если сам занимаешься музыкой, музыкальное произведение оценить намного легче. Сейчас музыкальная критика тесно переплетена с музыкальной журналистикой, поэтому музыкальный критик должен не только разбираться в музыке, но и уметь писать , чтобы донести свою точку зрения до аудитории.

Чтобы стать музыкальным критиком, недостаточно просто любить музыку (хотя любовь к музыке, несомненно, очень важна). Очень желательно получить профессиональное образование. Но вот только где учат на музыкальных критиков ? Должен ли музыкальный критик непременно получать музыкальное образование?

Чтобы работать музыкальным критиком, вовсе не обязательно самому быть дипломированным исполнителем. Гораздо более полезным окажется образование в области музыковедения : по большому счету, музыкальный критик - не столько практик, сколько теоретик (хотя не возбраняется совмещать эти аспекты).

Специальность «Музыковедение» имеется во многих творческих вузах (консерваториях, академиях и т. п.). Учтите, что для поступления в эти вузы вам сначала потребуется получить среднее профессиональное музыкальное образование . Будущие музыковеды изучают теорию и историю музыки, музыкальную литературу, учатся анализировать музыкальные произведения.

Иногда музыкальные критики получаются и из дипломированных журналистов, но, честно говоря, легче научить музыковеда писать, чем журналиста - разбираться в музыке. Быть музыкальным критиком - это не значит просто писать о музыке . Музыкальный журналист может написать отчет о концерте или аннотацию к новому альбому, но такой материал не обязательно будет критикой.

Так что стоит разграничивать музыкальную критику и музыкальную журналистику: они могут пересекаться, но случается это далеко не всегда. Музыкальный критик нередко является журналистом, но не каждого музыкального журналиста можно считать музыкальным критиком . Конечно, есть примеры успешных музыкальных критиков, окончивших журфак, но это скорее исключение, чем правило.

Музыкальный критик может специализироваться как на классической, так и на популярной музыке. Критики классической музыки редко известны широкой публике: они пишут для специализированных изданий и обычно являются людьми, «широко известными в узких кругах».

А вот критики популярной музыки нередко являются людьми публичными. Они пишут не только для специализированных, но и для массовых изданий, могут выступать на радио и телевидении. По сути, они совмещают музыкальную критику и музыкальную журналистику.

Но образование для музыкального критика - еще не все. Есть определенные качества (тонкий вкус, образное мышление, аналитические способности, внимательность, тактичность), которым в вузе не научишься. Их нужно самостоятельно развивать в себе, постоянно работая над собой . Музыкальный критик должен быть готов все время учиться, чтобы успевать за новыми тенденциями в музыке.

Если вы думаете, что музыкальный критик - профессия непыльная и прибыльная, вы ошибаетесь. Далеко не каждый способен стать второй Натальей Зимяниной или вторым Артемием Троицким. Чтобы достичь необходимого уровня профессионализма, нужно работать, работать и еще раз работать .

Участник группы «Оргия праведников»

«Объективная критика есть критика профессиональная. То есть критик должен разбираться в музыке на уровне музыковеда: профильное образование не обязательно, но желательно. Только в этом случае человек может высказывать претензии и похвалы аргументированно, в противном же случае вместо критики мы будем иметь довольное или недовольное бурчание потребителя. Говоря проще, критик - это профессия. У нас, к сожалению, со времен подпольного рок-самиздата бытует музыкальная журналистика, рассуждающая о чем угодно, кроме музыки. А если и пытается говорить о предмете, то исключительно эмоционально. Примером хорошей музыкальной журналистики является журнал «In Rock», который я и могу рекомендовать читателям».

Участник группы Tesla Boy

«Словосочетание «объективная музыкальная критика» звучит почти так же, как «мирный ракетно-бомбовый удар» или «лечебный полоний (отхаркивающее)». В родительской библиотеке есть занятное юбилейное издание журнала «Нива» 1901 года. В нем музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, среди прочего, весьма прохладно и даже с нескрываемым скепсисом пишет о музыке Петра Ильича Чайковского, которая, по мнению маститого автора, скорее всего, не останется в памяти людей, как весьма поверхностная и легкая. В то время как музыка Римского-Корсакова, по словам Стасова, пройдет через года и ее будут помнить многие поколения. Нет, конечно, и Римского-Корсакова знают во всем мире. Но что первым напоет практически любой мало-мальски образованный иностранец? Конечно же, Первый концерт Чайковского! Это не значит, что Владимир Васильевич был плохим критиком и ошибался. И это не значит, что Чайковский круче Римского-Корсакова. Это лишний раз доказывает, насколько относительны любые оценки в отношении музыки. Линейки у всех разные. И вкусы тоже. У моего педагога Михаила Моисеевича Окуня был один очень простой критерий: он говорил, что вся музыка делится на талантливую и неталантливую. Думаю, максимально приближенными к объективной музыкальной критике могут быть специалисты в определенных, узких жанрах; скажем, специалист по средневековому техно или эксперт в области грязного тольяттинского эйсид-хауса, знаток барочного эмбиента. Таких людей интересно читать, и здесь есть место анализу, поскольку есть рамки стиля - и от них можно отталкиваться».

Американский видеоблог, в котором речь идет о музыкальной журналистике

Музыкальный критик издания «Коммерсант»

«Это когда человек, до этого никогда не слышавший никакой музыки и не владеющий никакими музыкальными инструментами, описывает свои ощущения от прослушанного произведения».

Главный редактор паблика «Афиша–Говна»

«Музыкальная критика - это попытка помочь слушателю разобраться в своем отношении к услышанному. В роли спасителей выступают люди, которые думают, что разбираются в музыке. Для меня это бинарное явление, которое существует в форме науки и искусства. В первом случае это анализ с профессиональной точки зрения, оценка продюсерской работы, оригинальности, взгляд с технической стороны вопроса. Во втором случае критика интерпретирует музыку, делает выводы, умозаключения, описывает атмосферу и раскрывает ее душу. На нашем расцветающем Востоке не хватает профессиональной музыкальной критики. Она, конечно, существует, но выбор практически отсутствует. Это телефонный провод между сценой и залом - чем он надежнее, тем быстрее будет развиваться культура. И вроде бы, когда речь идет о музыкальной критике, мы подразумеваем что-то объективное, но в любом случае это гнилой базар. Пацанам из соседнего подъезда нравится Витя АК, хипстерам - Олег Легкий. Именно поэтому главным критерием всегда будет оставаться «по кайфу» или «не по кайфу». Музыкальная критика может быть полностью объективна только с точки зрения музыкального бизнеса. Тогда главным критерием является бабло. Оно либо есть, либо его нет. Это факт».

Когда Соседов пригласил репортера "Экспресс газеты" к себе домой поговорить о музыке, тот не раздумывал ни секунды...

Ветеран передачи "Акулы пера", супергерой звездного шоу "Ты - суперстар!" известный музыкальный критик Сергей Соседов всегда был чрезвычайно закрытым человеком. Поэтому, когда он пригласил репортера "Экспресс газеты" к себе домой поговорить о музыке, тот не раздумывал ни секунды. В жизни один из самых компетентных специалистов в области шоу-бизнеса оказался таким же откровенным, каким его привыкли видеть зрители в различных телепроектах.

- Сережа, в чем секрет твоего успеха?

Всегда высказываюсь открыто, в меру жестко, невзирая на лица. Врать и лицемерить не умею. Но порог дозволенного чувствую остро. До оскорблений и грязных разборок никогда не опускаюсь.

- Но правда ведь не всем нравится.

Наше общество, увы, аморально. На Первом канале я вообще персона нон грата. Не могут простить, как в прямом эфире сказал все, что думаю, о третьем месте "t.A.T.u." на "Евровидении": "Да это не позор, а колоссальный аванс этим девчушкам. Пели-то отвратительно". И объяснил почему. Тем самым сломал всю конструкцию передачи Малахова. Ведь канал вложил в раскрутку группы на Западе огромные деньги.

Помнишь, как Лолита во время съемок "Суперстара" надевала на меня уздечку, делала искусственное дыхание? - продолжает Соседов. - Она вообще большая выдумщица, блестящий импровизатор, очень куражная женщина. "Серега, без тебя мне здесь делать нечего! Из всех членов жюри запросто могу общаться лишь с тобой", - признавалась она.

Акцент в программе делали на меня - так было задумано по сценарию. Хотя некоторые персонажи типа Гусмана вели себя очень непристойно. Мелкий, пакостный человек, ревнивый к чужому успеху. Постоянно тянул одеяло на себя. И, как выяснилось, он не слишком хорошо знает наши песни. В музыке не разбирается в принципе. Поэтому и судил кухонно. В бессильной ярости бросался словами: "Человек с таким козлетоном, - это про меня, - учит артистов, как надо петь!" Вот уровень его полемики. Я мог бы, конечно, ответить: "А сам-то ты, жирный гусь, хоть одну ноту можешь взять?" Но опускаться до такого уровня? Делал вид, что не замечаю хамства. А Гусмана душила жаба. Ведь звездой "Суперстара" оказался не он, а Соседов.

- Сереж, ты не думал, может, таких людей, как Гусман, отталкивают твоя манерность, тембр голоса?

Но это мое естество. Здесь нет наигранности.

- В "Суперстаре" кто-то задал вопрос: "Есть ли у вас любимая девушка?" Ты ответил: "Девушки нет, а есть юноша".

Что скрывать - по мне и так все видно.

- А женщины тебя совсем не "греют"?

"Кстати, голубых на эстраде не так уж и много, но это очень достойные артисты: Боря Моисеев, Лазарев, Леонтьев, Киркоров, Басков... Может, кого забыл?"

Ну почему же. В моей жизни были и они. Есть особая порода женщин, страстно желающих переориентировать геев. "Как же так, почему он с мужиками? - думают они. - Неужто ненавидит слабый пол?" Женщина заводится, начинает раздеваться, показывать свои прелести, крутить попкой - убеждать меня, что у нее интимные места лучше, чем у мужчин. Весело получается! - Выходит, о голубой мафии в шоу-бизнесе ты знаешь не понаслышке?

Геи есть в любой профессиональной среде. Просто тех, кто на экране, видно по поведению, манерам, голосу. В голубую мафию не верю. Почему геи так активно занимаются искусством, шоу-бизнесом? Да потому, что они - натуры утонченные, нежные, страстные. Кстати, голубых на эстраде не так уж и много, но это очень достойные артисты: Боря Моисеев, Лазарев, Леонтьев, Киркоров , Басков... Может, кого забыл? Конечно, свечку над ними никто не держал, но, как говорится, шила в мешке не утаишь...

Певцы-геи стесняются открыться. Выдумывают всяческие небылицы про свои романы с женщинами. Знаешь, это из-за боязни потерять внимание большей части поклонниц. Обычный комплекс. Представляешь, у них, таких красивых, разодетых, успешных, богатых, есть комплексы! Хотя на самом деле ничего, кроме субъективного восприятия, в этой злосчастной теме нет. Как сказала однажды певица Людмила Николаева: "Тоже нашли проблему! У меня полколлектива таких!" Сейчас даже школьницы понимают, какого "цвета" их кумир. А я только в 18 лет впервые узнал, что такое презерватив. Мне почему-то казалось, что это таблетки. Такие были времена...

- Кого ты считаешь звездами из женщин?

Мне очень нравится Земфира. Жаль, она мало выступает... Очевидно, не понимает масштаба своего таланта. Хотя многие упрекают ее в подражании Агузаровой. Но вряд ли это так. Просто очень близка природа их голосов.

МакSим слащава. Хотя и не без способностей. Мелодический дар у нее, безусловно, есть. Ее называют "носовым платком для тинейджеров", которым не повезло в любви.

Валерия - очень хороша, профессиональна. Но, мне кажется, ей не хватает самоиронии. К "Часикам" и "Ключикам" для трилогии хорошо было бы добавить одноразовые веселенькие "Трусики".

Мне непонятен успех Жанны Фриске, Анны Семенович. Все пустое, примитивно-безголосое, искусственное. Кроме, простите, сисек, там ничего нет. Но они и на сцене, и на льду, и под куполом цирка... Наверное, их кто-то усиленно лоббирует.

Вот Алле Пугачевой не надо кататься на льду или болтаться под куполом цирка. Она там парила, причем без всякой страховки, когда всех этих "поющих трусолифчиков" не было и в помине. А сейчас вот парит над всеми! Но в творчестве уже все сделала. Хотя...

- Что думаешь про ее связь с Галкиным?

Ее покровительство Максиму, хорошему, талантливому артисту, но, мягко говоря, не Аркадию Райкину и даже не Хазанову, носит, конечно, личностный характер. Это своего рода игра с публикой. Конечно, он по-своему "шут у трона королевы", о чем она пела когда-то в "Арлекино". Причем шут богатый. Что для Пугачевой немаловажно: она всегда любила деньги. Но есть еще и сексуально-медицинский аспект: не секрет, что сперма молодых мужчин хорошо влияет на гормональный фон женщин в возрасте. И ничего ужасно-скандального в этом, поверь, нет.


Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен


Top