Что такое традиция в литературе. Традиции духовных жанров русской литературы в произведениях в.н

Энергосбережение в МБДОУ

Энергосбережение — это организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расходов (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.

Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, — все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство. Человечеством постепенно осознается необходимость перехода как в глобальном масштабе, так и в каждом конкретном месте и случае от потребительского отношения к природе к совместному, гармоническому развитию природы и общества.

Энергосбережение — процесс многогранный, он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны — во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей в дошкольном возрасте. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.

Перед педагогами стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, ибо, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.

Основными целями энергосбережения в дошкольном учреждении являются: - реализация основных требований Федерального Закона «Об энергосбережении»,

Создание экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов;

Стимулирование рационального использования энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности

Обеспечение перехода хозяйственной деятельности МБДОУ на энергосберегающий путь развития при обеспечении комфортных условий воспитательного процесса,

Оптимизация бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов;

Повышение надежности функционирования и развития инженерных сетей детского сада.

Решение следующих задач является необходимым условием энергосбережения в детском дошкольном учреждении:

Внедрение энергосберегающих технологий в сфере хозяйственной деятельности

Участие в создании централизованной муниципальной системы учета потребленных коммунальных ресурсов;

Организовать оснащения приборами учета

Проведение информационно-разъяснительной работы среди участников воспитательного процесса;

Снижение нагрузки на коммунальную инфраструктуру за счет экономии тепло-, электроэнергии и воды.

Особое внимание при энергосбережении следует уделять тепловой энергоэффективности зданий. Основные теплопотери зданий происходят через ограждающие конструкции: окна, крышу, пол, стены. По оценкам специалистов, до 50 % потерь тепла может происходить через плохо утепленные или не утепленные вовсе окна. При этом 2/3 тепла уходит наружу через поверхность стекла в виде инфракрасного излучения, а 1/3 тепла посредством инфильтрации тепла через щели. Качественно выполненная полноценная теплоизоляция окон может повысить температуру в помещении на 4 - 5°С и более, что позволяет обеспечить комфортную температуру в помещении и существенно снизит затраты на энергопотребление.

Энергосберегающие мероприятия в детском саду:

Сбор и анализ информации об энергопотреблении здания МБДОУ

Замена ламп накаливания на энергосберегающие;

Обеспечение снижения в сопоставимых условиях объема потребленных воды, электрической энергии, в течение пяти лет не менее чем на пять процентов от объема фактически потребленного в 2017 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на один процент.

Выполнение всего выше перечисленного ведет к значительному сокращению потерь электроэнергии в ДОУ.


Цель: Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, —

что вся Земля - наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рождения в нем живем.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

А к нам сегодня кто-то пришел в гости. Давайте отгадаем кто это?

Газ и воду он считает

Ни о чем не забывает

Крутит диск, меняет цифры

Иногда он очень быстрый

Иногда и медлен очень

Догадались? Это….счетчик.

Верно, к нам в гости сегодня пришел счетчик.

Счетчик. Здравствуйте, я счетчик, у меня на животе цифры и я очень-очень люблю считать. Когда у меня маленькие цифры- у меня хорошее настроение, значит люди экономят энергию, берегут ее, а когда на животе большие цифры- я расстраиваюсь, это означает, что люди не экономные и не бережливые. А вы какие?

В оспитатель: Мы очень-очень бережливые. Ребята всегда выключают свет, кран с водой всегда хорошо закрывают. Так что у тебя должно быть очень хорошее настроение.

Счетчик. Ну не знаю, мне кажется, ребята не знают, что такое энергия, и для чего она нужна.

Воспитатель. А я им сейчас расскажу, а ты, Счетчик, посиди пока и отдохни.

Счетчик.

Хорошо, я пока вас послушаю.

Воспитатель. Итак, ребята, давайте подумает, без чего не может прожить человек? (слайд 2)

Верно, без воды, тепла, света и еды.

Все это можно назвать одним словом «энергия». (слайд 3)

А сколько нужно одному человеку такой энергии? Много. А сколько живет людей на планете? Много. (слайд 4)

А хватит ли энергии на всех, если ее не экономить? Конечно нет. (слайд 5)

И тогда в один ужасный день кому то не достанеться тепла, кому то воды, кому то газа, а кому-то света. (Слайд 6

Поэтому, ребята, нужно энергию беречь, как будто это самое главное сокровище на свете.(слайд 7

Счетчик. Да-да, как то я пришел в гости в один дом, а там просто ужас какие не бережливые люди жили. Вот послушайте.

Бабушка Арина

Правила не знает –

Газовой плитою

Дом обогревает. (слайд 8)

Ясь в своей квартире

Свет везде включает,

А что светит солнце,

Он не замечает. (слайд 9)

Папа на диване

Задремал немножко,

Телевизор вместо папы

Смотрит наша кошка. (слайд 10)

Рад Серёжа в ванной

Надувной подушке,

А из лужи рядом

Квакают лягушки. (слайд 11)

Счетчик. Боюсь и вы ребята точно такие же.

Воспитатель: Что ты, что ты. Наши ребята не такие. Вот смотри, какие они умненькие и бережливые. Ребята, давайте покажем нашему счетчику какие мы молодцы.

Что нужно для того, что бы сэкономить по больше света? (слайд 12)

1. всегда выключать свет, когда выходишь из дома

2. не включать много электроприборов

3. не включать свет в солнечную погоду (Игра «Солнышко взошло»)

4. не оставлять включенным радио и телевизор, если вы их больше не слушаете и не смотрите (Игра телевизор-радио)

5. заменить лампочки на энергосберегающие (Поменять на доске)

6. очищать их от пыли

7. вызвать электрика

8. установить счетчик

Вода (слайд 13)

1. сделать так, что бы вода не капала

2. поставить счетчики на воду

3. вызвать сантехника

Тепло. (слайд 14)

1. поставить регулятор на батарею

2. заделать все щели (Игра «Утепление окон»)

3. поменять окна на стеклопакеты

Газ (слайд 15)

1. поставить счетчик на газ

2. не отапливаться, когда холодно газом

Воспитатель : Ну что, счетчик, ты убедился, что наши ребята знают правила энергосбережения.

Счетчик : Да, убедился. Вы действительно знаете все об энергии и как ее сохранить. Если каждый будет соблюдать эти правила, воды, газа, света и тепла хватить на долгие годы. (слайд 16) А на память я хочу подарить вам волшебные чудо лампочки. Лампочки не простые, а энергосберегающие.

Дарит раскраски.

Счетчик. А пока вы раскрашиваете энергосберегающие лампочки, я пробегусь по вашим домам и посмотрю, не оставил ли кто-нибудь в квартирах не выключенный свет и воду. До свидания.

Воспитатель. До свидания. Приходи к нам еще.

Скачать презентацию

воспитатель ГБДОУ№ 63

Пунтус Светлана Владимировна

воспитатель ГБДОУ№ 78

г. Санкт-Петербург, Фрунзенск ий район, Россия

Актуальность темы проекта. Одной из наиболее актуальных проблем современного мира является экономия электрической энергии, поиск способов сохранения энергоресурсов.

Совместная работа над проектом повысит интерес дошкольников и их родителей к проблеме энергосбережения, расширит имеющиеся у них знания в данной области, а также будет способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе осуществления совместной деятельности.

Цель проекта: воспитание у детей дошкольного возраста элементарной культуры энергосбережения посредством организации различных видов совместной деятельности педагога, воспитанников и их родителей.

Задачи проекта.

Для воспитанников:

  1. Обогащение и систематизация знаний дошкольников об электричестве и способах его выработки.
  2. Развитие интереса к проблеме экономии энергоресурсов.
  3. Развитие навыков бережливого поведения в отношении энергоресурсов.
  4. Развитие у дошкольников интеллектуальных способностей, умения сопоставлять факты, явления, объекты, сравнивать и анализировать их.

Для родителей:

  1. Привлечение родителей и других членов семьи воспитанников к совместной деятельности, к участию в проектах ДОУ.
  2. Активизация творческого потенциала родителей воспитанников.
  3. Обеспечение благоприятных, эмоционально насыщенных взаимоотношений между родителями и детьми.

4 Повышение педагогической компетентности родителей, обогащение их воспитательного опыта

С целью формирования осознанного отношения к проблеме энергосбережения в детском саду использовалась форма работы с детьми:

Рассматривание предметных картинок, цикл бесед по теме: Цель: узнавать и называть электроприборы, их назначение и применениев быту, познакомить с правилами безопасного обращения.

Опытно- экспериментальная деятельность: "Почему лампочка светит?","Волшебный шарик", "Чудо - прическа" Цель:расширять представления детей о том, где «живет» электричество, познакомить с появлением статического электричества, понимать принцип работы электроприбора.

Познакомили детей с презентацией «От лучины до лампочки» Цель: Учить детей бережно и экономно использовать всё то, что предоставляет нам природа, государство.

НОД «Планета земля в опасности» Цель: обобщать знания детей об электричестве; Познакомились с электрическими батарейками и приборами где они используются; продолжать формировать у детей потребность в экономии тепла.

Дидактические игры: с мячом «Помощники» Цель: закреплять правильное употребление глаголов неопределённой формы, развивать внимание и мышление.

«Правильно ли поступают герои этих картинок», «Основы безопасности», "Можно - нельзя". Цель: закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;, воды, электроэнергии, развивать интерес к познанию мира.

Художественное творчество: «Где встречается электрический ток» Цель: рисовать электроприборы,расширить и уточнить словарь по теме. Конструирование: "Электростанция будущего"

Выставка рисунков «Я в стране своей живу - свет и воду берегу".

Цель: вовлечь в вопросы энергосбережения не только дошкольников, но и их родителей, проявить свою фантазию и выразить своё отношение к окружающему миру. Способствовать воспитанию экологического сознания у детей. Способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни.

Итогом нашей работы стал показ сказки "Теремок".

Памятка для родителей об энергосбережении Цель: Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.

Полезный совет на тему: «Домашняя экономика»

Тема об экономном, хозяйствовании практически неисчер-паема. Главный факт, очевидно, тот, что забота об эко-номии давно уж вышла за рамки толь-ко производственной сферы. Об этом должна помнить каждая семья, и на-учиться бороться с проявлениями бес-хозяйственности должны все, от мала, до велика. Научимся беречь хлеб и во-ду, тепло и электричество.

Мы можем не знать всех тонкостей экономики, но экономически мыслить, анализировать в масштабах хотя бы своей семьи — обязаны.

Возьмите за правило: выходя гасить свет!

  1. Применяйте местные светильники, когда нет необходимости в общем освещении.
  2. Замените лампы накаливания на энергосберегающие там, где они работают продолжительное время. Хотя энергосберегающие лампы стоят в 10 раз дороже, чем привычные лампы накаливания, срок их службы в 8 - 10 раз больше и потребляют при этом в 5 раз меньше энергии. Средний срок службы обычной лампы накаливания 1 000 часов, люминесцентной - 8 000 - 10 000 часов. Можно забыть о замене ламп на несколько лет.
  3. Отключайте электроприборы, длительное время находящиеся в режиме ожидания.Даже в режиме ожидания бытовые приборы поглощают энергию.
  4. Применяйте бытовую технику класса энергоэффективности не ниже класса А.
  5. Правильно установите холодильник: не устанавливайте холодильник возле радиатора отопления или газовой плиты. Холодильник будет расходовать меньше энергии на 20 - 30%, если поставить его возле наружной стены, но не вплотную к ней.
  6. Охлаждайте приготовленную пищу перед помещением в холодильник и не оставляйте его дверцу открытой. Систематически осматривайте уплотнитель дверцы, даже небольшая щель в уплотнении увеличивает расход электроэнергии на 20 - 30%. Размораживайте холодильник чаще: лёд в холодильнике не холодит, а наоборот, работает теплоизолятором.
  7. Следите за состоянием плиты на кухне: если плита электрическая, следите за тем, чтобы конфорки не были деформированы и плотно прилегали к днищу нагреваемой посуды. Это исключит излишний расход тепла и электроэнергии. Пользуйтесь посудой с дном, которое равно или чуть превосходит диаметр конфорки электроплиты.
  8. Пользуйтесь остаточным теплом бытовых приборов: не включайте электроплиту на кухне заранее и выключайте несколько раньше, чем необходимо для полного приготовления блюда - используйте остаточное тепло конфорок. Гладильная доска с теплоотражателем - также отличный способ экономии электроэнергии.
  9. Почистите чайник от накипи и кипятите столько воды, сколько хотите использовать.Накипь в чайнике проводит тепло почти в 30 раз хуже, чем металл, поэтому существенно увеличивает количество энергии для кипячения воды.
  10. Светлые стены отражают 70 - 80% света, в то время как темные отражают только 10 - 15%?

Читайте вместе с детьми

Басня "Медведь - халтурщик"

Тянули свет в лесу в былую пору,
Ну в чем лесные звери хуже всех?
Во все пещеры, дупла, гнезда, норы
Монтеры-белки подводили свет.
Пришел медведь: "И мне в берлогу тоже...
Чтоб было мне светло, тепло, комфортно спать.
Жить без цивилизации негоже -
К удобствам жизни надо привыкать".
Свет подвели, и лютою зимою
Сидят спокойно звери по домам
В тепле, уюте, тишине, покое,
И все равно исправно платят по счетам.
Один медведь в берлогу завалился,
Включив обогреватель на всю мощь.
И от проблем платежных отключился,
А счетчик то мотает день и ночь.
Его будили, а ему нет дела -
Храпит Медведь, не платит ничего.
А лесу свет бесплатно гнать так надоело,
Что отключили свет в берлоге у него.
Замерз халтурщик - выстыла берлога,
Рычит от злости, по лесу кружа,
А до весны еще ой-ой как много....
И превратился в шатуна-бомжа.
Мораль сей басни всем понятно

А, вывод ясен хоть кому:
Коль свет не экономить
И использовать бесплатно - дороже будет самому.

Берегите, люди, свет!

Нам без света жизни нет.

Если б не было бы света,

Жили б мы — не знаю как.

Не было б у человека

Никаких для жизни благ.

Неизвестно, как в пещерный век

Жил без света человек?

Электроэнергия — полезная вещь!

Хоть не надеть нам её и не съесть,

Хоть не услышать её, не узнать,

Хоть не увидеть её, не понять.

Все должны экономить!

Все должны понимать

То, что своё отношение

К ней нужно срочно менять!

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера, —

Сохраняй в своей квартире

Воду, газ и свет всегда.

фото смотреть в медиа.

ОПЫТЫ.

ЧТО В КОРОБКЕ?

ЦЕЛЬ: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

ОСНАЩЕНИЕ: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или открыть крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света - фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

ЦЕЛЬ: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

ОСНАЩЕНИЕ: Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и раскрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.

ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ.

ЦЕЛЬ: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

ОСНАЩЕНИЕ: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).

СВЕТ ВОКРУГ НАС.

ЦЕЛЬ: определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

ОСНАЩЕНИЕ: картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.

Взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер). Затем взрослый предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат (что светит ярче). Разложить в такой же последовательности картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования.

Цикл опытов на тему: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

« КАК УВИДЕТЬ МОЛНИЮ?»

Цель: Выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск - проявление электричества).

«ПОЧЕМУ ЛАМПОЧКА СВЕТИТ?»

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.

Цикл опытов на тему: «ТЕПЛО»

Опыт «ТЁПЛЫЙ — ХОЛОДНЫЙ»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.

Опыт «ГДЕ ЖИВЁТ ТЕПЛОТА?»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

Наблюдение «КОМУ НУЖНО ТЕПЛО?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

«ПОМОГИ ЗОЛУШКЕ»

Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.

Проведение опыта. Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»

Вариант 1. Можно использовать воду.

Опыт 1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).

Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.

Опыт 2. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).

Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.

Опыт 3. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

«ОЖИВШИЕ ВОЛОСЫ».

Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества.

Материал: расческа.

Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

Вопрос детям: «Почему так происходит?» (Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки).




Top