Музыкальная биография Томми Болина до вступления в ряды Deep Purple. История трагической смерти Томми Болина

Утром 5 декабря 1976 года, в передаче «Доброе утро, Америка» по одному из каналов американского телевидения была показана обложка альбома «Teaser», и ведущая сообщила, что накануне от передозировки наркотиков умер музыкант Томми Болин. Ему было всего 25 лет. Для большинства поклонников Deep Purple это имя связано с расколом группы в середине семидесятых. Альбом «Come Taste The Band» и последующее … Читать всё

Утром 5 декабря 1976 года, в передаче «Доброе утро, Америка» по одному из каналов американского телевидения была показана обложка альбома «Teaser», и ведущая сообщила, что накануне от передозировки наркотиков умер музыкант Томми Болин. Ему было всего 25 лет. Для большинства поклонников Deep Purple это имя связано с расколом группы в середине семидесятых. Альбом «Come Taste The Band» и последующее мировое турне многие считают позорным пятном в истории темно-лиловых, многие краткие справки о группе вообще не упоминают этого имени, но кто то с удовольствием слушает данное творение, и некоторые даже умудряются путать Томми со старым слугой- Блекмором. Тем не менее, период лето’75 - весна’76 осталась частью истории легендарной рок группы, и оставил заметный след в «легенде пурпурных».

Томми Болин родился 1 августа 1951 года в Суокс Сити, штат Айова в США. С детства увлекался музыкой, был выгнан из колледжа за отказ обрезать длинные волосы. К концу 60-х переехал в Денвер, штат Колорадо. Он был тусовщиком, играл в различных группах, в 1969 основал группу Zephyr, с которой записал свой первый студийный альбом. Блюзовое звучание, женский вокал, напоминающий Janis Joplin и интересные гитарные партии позволили пластинке засветиться в чартах. В начале 70-х Болин покидает Zephyr и создает новую группу Energy. В это же время он три месяца гастролирует в команде Альберта Кинга (Albert King) - одного из блюзовых королей всех времен и народов. В 1973 джазовый барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham) приглашает Томми записать гитарные партии на своем сольнике «Spectrum». Итог - лучший джаз-рок альбом года, восторги критиков и профессиональных музыкантов. Даже сдержанный и суровый Ричи Блэкмор (обладатели «Who Do We Think We Are», наверное, помнят фразу Блэкмора о «многих гитаристах, которыми бы он с удовольствием подтер пол») положительно отозвался об этой работе. Месяцем позже, по протекции основателя группы Джо Уолша (Joe Yolsh), Болин прослушивается на роль лидер-гитариста в группу James Gang. Томми умел производить впечатление, и через 15 минут прослушивание завершилось - он был принят в ряды группы. Выпущенный в 1973 году альбом «Bang», где 9 из 10 композиций написаны Болиным или с его участием - настоящая классика рок музыки. Рекомендуется для прослушивания! Здесь впервые он попробовал себя в роли вокалиста - получилось очень даже неплохо. Выпустив еще один альбом («Miami 1974»), он покидает James Gang и начинает работу над сольной пластинкой. В работе ему помогали признанные мастера, дело шло к завершению, но тут поступило предложение прийти на прослушивание для работы в Deep Purple.

Deep Purple Mk III был самым коммерчески успешным составом группы. Выпустив мощный альбом «Burn», определившим блюзовую наклонность нового состава, группа отправилась в турне, во время которого собирала многотысячные стадионы. Но обстановка внутри группы оставляла желать лучшего. Ричи сравнивал концерты этого состава с соревнованием «кто играет громче». Следующий альбом MkIII, «Stormbringer», усугубил внутренние противоречия. Лидер группы, Ричи Блэкмор, заявил что Deep Purple стали играть фанк, а он его не приемлет. Ричи начал работать с американским коллективом Elf над своим сольным проектом. Джон Лорд в 1974 году участвовал в проектах Ashton and Lord, «Windows», годом спустя начал работу над проектом «Sarabande». Ян Пэйс сотрудничал с Эдди Харрисом (Eddie Harris) и участвовал в проектах Лорда. Глен Хьюз увлекался наркотиками и стал попивать, но это не мешало ему активно участвовать в творческом процессе, забирая у Дэвида Ковердэйла часть вокальных партий. В мае Блэкмор сказал что с него хватит и покинул группу. Это был конец, но Глен и Дэвид убедили Лорда попробовать без Ричи. Послушали нескольких гитаристов - не то. Однажды, захватив бутылку вина, Дэвид пришел к Джону и принес «Spectrum». Решили пригласить на прослушивание Томми Болина. «Он вошел улыбаясь, худой как грабли, с волосами выкрашенными перьями в разные цвета, с полуголой подружкой. Подключил гитару и начал играть», - вспоминал Джон Лорд. «Ну, что я вам говорил, что я вам говорил!» - вскрикивал Дэвид спустя несколько минут. Томми умел производить впечатление. Началась работа над новым альбомом. В октябре вышел новый, самый спорный альбом темно-лиловых, «Come Taste The Band». В создании 7 из 10 композиций этого альбома участвовал новый гитарист. Песня «Lady Luck» была так же из его прежнего репертуара. Если внимательно послушать, почти на всем альбоме отчетливо звучат как минимум 2 гитарные партии, да еще какие. Что только не писали критики: фанк, диско. Но этот альбом был потяжелее, чем «Burn» и «Stormbringer». Это было другое измерение классической группы. «Отличный студийный музыкант, Болин не имел опыта концертных выступлений, на сцене держался скованно». «Перед концертами он подогревал себя наркотиками и едва переставлял пальцы на грифе гитары». Обычно про концерты Mk 4 пишут именно это. До 90-х годов был известен лишь неважно смикшированный Last Concert In Japan. Трудно было найти более неподходящее время для записи концерта. За несколько дней перед концертом в Токио Томми повредил иглой шприца левую руку и был не в лучшей форме. Так же, менее недели до этого, в Джакарте, был убит один из телохранителей коллектива. Некоторых участников вызывали в полицию на допросы. Играть в таких условиях непросто. Но есть редкий «On The Wings Of Russian Foxbat», выпущенный лишь в 1995 году. Есть бутлеги, на которых Болин играет со свойственной ему энергией и мощью. В Deep Purple никогда не было посредственных гитаристов. Почти одновременно с «Come Taste The Band» вышел сольный альбом Болина - Teaser. На концертах Mk 4 обычно исполнялся один номер с этого диска. Teaser был отлично воспринят критикой. На этом альбоме Болин не только супергитарист, но и вокалист, композитор, многожанровый музыкант.

После 14-ти концертов на востоке и 32-х концертов в Америке Deep Purple отправились в Англию. Ричи Блэкмор в одном из интервью как-то сказал что не завидует Томми, занявшим его место в темно-лиловых рядах. Давление фанатов, кричавших на концертах «Хотим Ричи», давление прессы, проблемы менеджмента, усилившиеся внутренние противоречия внутри группы - все это завершилось печально известным концертом в Ливерпуле. После этого группа практически перестала существовать. Официально о распаде Deep Purple было объявлено позже.

В апреле Томми собирает новую группу и начинает гастролировать, затем работает над новым альбомом. «Private Eyes», завершенный летом 1976-го, явился достойным, более тяжелым продолжением альбома «Teaser». Концерты, сессии, снова концерты. И концерт 3 декабря, вместе с Джэфом Беком (Jeff Beck). А после концерта - героин, в лучших традициях рок-н-ролльного образа жизни. Героина оказалось много. Организм не справился. Печальный итог - смерть в 25 лет.


ТОММИ БОЛИН (Tommy Bolin) родился 1 августа 1951 года в американском городе Сокс Сити (штат Айова) и был метисом - в его жилах текла кровь индейцев Сиу. «Мне было лет пять-шесть, когда я увидел по телевизору шоу под названием "Караван Звезд", - вспоминает Болин. - Я видел Элвиса, Джонни Кэша, Карла Перкинса. После просмотра их выступления я твердо знал, что хочу делать. В 13-летнем возрасте я начал играть на гитаре, далее полтора года был клавишником. Только после этого я вернулся к гитаре, поняв, что именно это - мой инструмент».
В школе Томми начинал с группой BENNY AND THE TRIUMPHS. В 1967 году, переехав в Денвер, Болин вошел в состав группы THE AMERICAN STANDART, а потом создал коллектив ETHEREAL ZEPHYR. Вскоре они сократили название до ZEPHYR и подписали контракт с фирмой «Рrobe». В 1970 году вышел первый альбом группы, а через год, уже на «Warner Bros.», второй - Going Back То Colorado. В 1972 году Томми перебрался в Нью-Йорк, где создал джаз-роковую группу ENERGY. Большой популярностью этот коллектив не пользовался, но на виртуозного гитариста обратили внимание. В качестве сессионного музыканта его приглашали многие авторитетные исполнители - Альберт Кинг, Джон Ли Хукер, Билли Кобэм, Альфонс Мозон.
В мае 1973 года, всего на несколько выступлений, Болин возрождает ZEPHYR, а в августе 1973 года Томми заменяет Доминика Тролано в группе JAMES GANG. Рекомендацию Болину дал гитарист THE EAGLES Джо Уолш (Joe Walsh), до того игравший в БАНДЕ ДЖЕЙМСА. Томми сразу же включился в работу - на альбоме Bang, вышедшем через три месяца, 8 песен - его авторства. Спустя два года, в октябре 1974-го, он ушел из группы и обосновался в Лос-Анджелесе.
Интересная беседа развернулась с одним из хозяев клубов где Томми выступал "комментарии здесь излишни"...: «Со временем у меня появился сильный коллектив. В каком бы клубе Лос-Анджелеса мы не выступали - везде народу было валом. Но в итоге со всех клубов нас выгоняли. Как-то я подошел к хозяину очередного заведения и спросил, почему он нас увольняет. На что он ответил: потому что люди не танцуют, а только слушают вас. А раз они не танцуют, то и не потеют. А так как они не потеют, то не покупают пиво. А раз они не покупают пиво - вы уволены».
Изредка безработный Болин помогал записываться другим музыкантам. Оставаться на плаву ему помогала подруга, Мэлинг, бывшая секретарша главного «плэйбоя» Хью Хэфнера. Она не только приютила в своей квартире Болина, но и снабжала его деньгами.
В конце концов, Томми удалось протолкнуть демо-ленту с собственным материалом на фирму «Nemperor Records». Заключив контракт, Болин начал подготовку сольного альбома. Когда DEEP PURPLE пригласили его на прослушивание, Томми сразу согласился, хотя он не был знаком со всеми произведениями группы - знал только «Smoke On The Water» и «Hush». Как назло, аппаратура, которую Болин взял на первую встречу с DEEP PURPLE, отказала. Он ползал на коленях среди неработающих педалей и кучи проводов. Подключив свою гитару, ему все-таки удалось выжать из «Стратокастера» какое-то подобие звука: «Я даже не подозревал, что они настолько здорово играют. Как только я начал играть фанковый пассаж, они мгновенно подхватили его. Уже во время исполнения первой песни я знал, что хочу быть в составе этой группы».
Выбор гитариста одобрил и сам Блэкмор. Вот что он сказал журналисту из «Guitar World»: «Я тоже услышал Томми Болина на альбоме Билли Кобэма Spectrum. Он играл настолько интересно, что я подумал: кто же этот парень? Позже я увидел его по телевизору - он выглядел необыкновенно, как Элвис Пресли. А когда узнал, что Болина приняли в DEEP PURPLE, оценил это как великолепное начинание. Помню, пригласил он как-то меня в свой голливудский дом и показал гитару. Она была очень грязной, за что я его раскритиковал. Томми также признался, что редко меняет струны, ибо это для него не так уж важно».

История трагической смерти Томми Болина

3 декабря 1976 года Томми предварял концерт Джеффа Бека в клубе «Jai Alai» в Майами. Отыграв 50-минутную программу, в 21:20 Болин ушел со сцены и уехал в «Newport Hotel». Приняв душ, он спустился в бар, где сидел до половины первого ночи. Потом зашел в номер одного из своих техников, где собралось на вечеринку около 20 человек.
Друг Болина, Филлип Толаймен, показал, что Томми был в нормальной форме и говорил о своем намерении вложить деньги в фирму проката дорогих автомобилей. Что еще происходило на этой вечеринке толком выяснить не удалось. Следователь потом говорил, что приятели Болина «явно перестраховывались и были неискренни при даче показаний».
Где-то через час сидя в своем номере, во время телефонного разговора, Болину стало плохо. Толаймен обратился за помощью в соседний номер. Валерия Монзаглия, девушка Болина, тоже пыталась привести его в чувство. Томми затащили под душ, где он пришел в себя и признал, что принял дозу героина. Казалось, ему стало лучше. Но на всякий случай, в З:12 вызвали гостиничного доктора.
Вспоминает доктор Айра Джекобсон: «Мне сказали, что Болин смешал валиум с алкоголем, вследствие чего его нельзя разбудить. Но я видел, что состояние Томми было намного хуже, и его нужно отвезти в больницу - это вопрос жизни и смерти. На мое предложение техник ответил, что они хотели бы избежать огласки и скандала. Я же утверждал, что другого выхода нет». Техник Дэвид Браун отрицает, что доктор сообщил об угрозе смерти, а так как и раньше приходилось откачивать Болина, причины для паники он не видел. Другой техник, Эл Си Клэйтон, около часа делал Болину массаж, пытаясь разогнать кровь.
Томми даже открыл глаза, произнеся: «Эл Си, хорошо, что ты здесь». По признанию Клэйтона и Валерии, Болин приходил в сознание еще несколько раз, посему за помощью они не обращались. С Болином осталась дежурить Валерия, остальные пошли спать. В 7:50 из номера 902 администратору гостиницы позвонила взволнованная Валерия с просьбой вызвать скорую помощь. Через 10 минут «неотложка» была на месте, прибыла и полиция. В кровати лежало обнаженное тело Болина. Лейтенант Гэри Рэйни вспоминает, что номер был в жутком состоянии, а на полу валялись десятки бутылок из-под пива: «Ни электрошок, ни другие средства реанимации не помогли - пульс так и не появился. На вопрос, что произошло, Валерия ответила, что Болин просто перепил. О наркотиках она не упоминала. Все были очень удивлены, узнав, что Томми умер...»
Из официального отчета доктора Элидио Фернандеса: «Сильное отравление наркотиками. Моча - результат положительный - морфин, кокаин, лидокаин, алкоголь в количестве 1,5 грамма на сантиметр. Желчь - результат положительный - кокаин, лидокаин, морфин».
«Он был полной противоположностью Блэкмору - очаровательным, милым, ласковым человеческим существом, - вспоминает Гленн Хьюз.
- Ему действительно удавалось радоваться жизни, но к сожалению, он задал себе такой сумасшедший темп, что появились тяжелые наркотики, и в результате организм не выдержал».

На фотографии ниже изображена траурная процессия Томми Болина.

Томми похоронили в его родном городе Сокс Сити в штате Айова. Гроб несут с левой строны Джимми Хаслип, Рик Браун и Макс Гроненталь. С видимой левой стороны помогают Барри Фэй и Дэвид Браун.

Томас Ричард Болин родился 1 августа 1951 года в Сиу Сити, штат Айова. На рок-н-ролл мальчик подсел уже в пять лет, когда побывал на концерте Элвиса Пресли. Свои первые музыкальные опыты Том проделывал с барабанами, затем опробовал пианино, а в 13 лет выпросил у родителей гитару.


Первой командой Болина стала образованная вместе с одноклассниками "Denny & The Triumphs". Группа играла всевозможные каверы, а в 1965 году сменила название на "A patch of blue". В 16 лет Томми выгнали из школы, но его родители-хиппи отнеслись к этому спокойно и дали сыну возможность покинуть отчий дом.

Болин сначала отправился в Денвер, где стал участником банды "American standard", а затем перебрался в Цинциннатти, примкнув к местному блюзмену Лонни Маку. Вернувшись в Денвер, Томми собрал новый проект, "Ethereal Zephyr" (впоследствии просто "Zephyr"). Группа исполняла нечто вроде психоделического блюза и за свою недолгую карьеру успела выпустить пару альбомов. Как раз в "Zephyr" и состоялось знакомство Болина с наркотиками, впоследствии сыгравшими роковую роль в его судьбе.

Tommy Bolin В 1971 году Томми ушел в "Energy", группу, которая исповедовала джаз-рок-фьюжн в духе "Weather report" и "Mahavishnu orchestra". Этот коллектив не смог выпустить ни одного альбома, зато просл

авился как профессиональный сопровождающий состав, услугами которого пользовались Джон Ли Хукер, Чак Берри, Альберт Кинг и прочие. Летом 1973-го состоялся кратковременный реюнион "Zephyr", после чего Болин отправился в Нью-Йорк. Там он познакомился с бывшим участником "Mahavishnu orchestra" Билли Кобэмом и помог записать ему джаз-роковый альбом "Spectrum". Именно эта великолепная пластинка принесла молодому гитаристу популярность.

В августе 1973-го Томми был приглашен в "James Gang", в составе которых он записал два альбома. Однако обстановка в коллективе Болину не очень нравилась, и он вновь подался на вольные хлеба. В 1974 году гитарист сотрудничал с "Rainbow Canyon", "Dr. John", "Moxy", Альфонсом Моузоном (экс-"Weather report"), а также выпустил концертную пластинку со своим проектом "Tommy Bolin & Friends". Весной 1975-го Томми решил всерьез заняться сольной карьерой и начал готовить собственный альбом.

Tommy Bolin Однако вскоре ему пришлось отложить это занятие, поскольк

неожиданно пришло предложение присоединиться к "Deep Purple". И все же гитаристу удалось завершить работу над "Teaser", причем его диск вышел почти одновременно с "Come taste the band". Фирма Болина сделала хитрый ход, прикрепив на его сольник стикер "гитарист Deep purple". Участникам команды это не понравилось, и отношение к Болину сильно ухудшилось. Даже Хьюз, нюхавший вместе с Томом кокаин, и тот, в конце концов, отвернулся от него. Если американские концерты "Deep purple" прошли более-менее удачно, то в Англии группу попросту освистали фанаты Блэкмора.

В итоге Болин был вынужден уйти из группы, и отправился обратно в Америку. Продолжая потреблять наркотики, Томми все же сумел записать свою вторую пластинку. Он гастролировал по Штатам со Стивом Мариоттом и Робином Трауэром, а в конце 1976-го выступал на разогреве у Джеффа Бека. 3 декабря Том отыграл очередной концерт, а на следующий день он был найден мертвым в номере отеля. Причиной смерти являлась передозировка наркотиков.

Американский музыкант, гитарист, композитор и певец Томми Болин родился в Сузай-Сити (США) 1 августа 1951 года. Раннее амплуа - ударные инструментыгитару, которая и стала его коньком. Школьником участвовал в группе "Benney And The Triumphs", а весной 1967 года перешёл в денверский ансамбль "The American Standart". Его следующим коллективом был "Zephyr", с которым юный гитарист записал два альбома. Набравшись опыта студийной работы, Болин переехал в Нью-Йорк, где образовал собственную группу "The Energy". В её состав входили Стэнли Шэлдон (бас), Боб Сердж (ударные) и Джереми Стейг (флейта). "The Energy" не добились успеха и распались. Болину пришлось долго тянуть лямку сессионного музыканта, аккомпанируя более опытным коллегам - Альберту Кингу, Джону Ли Хукеру, Альфонму Маузону и Билли Кобэму.

В середине лета 1973 года Т. Болин был приглашен в хард-роковый коллектив "James Gang Band" на место ушедшего основателя и лидера группы Джо Уолша. С участием Томми ансамбль записал два альбома - "Bang" и "Miami". Через год музыкант перешёл к уже знакомому ему джаз-роковому барабанщику Билли Кобэму. Вместе с его группой Болин записал альбом "Spectrum" (1973 год). В декабре 1974 года Томми Болин принял самое деятельное участие в записи альбома барабанщика Альфонса Музона (творческого конкурента Билли Кобэма) "Mind Transplant", который был исполнен в жанре фьюжн. По прошествии многих лет практически все музыкальные критики сошлись во мнении, что альбомы обоих знаменитых барабанщиков с участием Томми Болина являются самыми интересными, самыми успешными и самыми продаваемыми за всю карьеру Кобэма и Музона. Но как бы там ни было, а не за этим приехал в Нью-Йорк Томми, ему нужно было начинать сольную карьеру, чтобы не зависеть ни от чьих-либо амбиций, ни от чьих-либо успехов.

В самом начале 1975 года Томми Болину удалось заключить контракт с фирмой грамзаписи "Nemperor" и через несколько месяцев он записал на студии фирмы дебютный сольный альбом "Teaser", представлявший собой сочный симбиоз хард-рока и джаз-рока вперемешку с фанком и реггей. Когда эту пластинку совершенно случайно (как утверждается) услышал Джон Лорд, он не задумываясь пригласил Болина в "Deep Purple" на место ушедшего незадолго до этого Ритчи Блэкмора.

С приходом Томми Болина стиль "Deep Purple" претерпел некоторые изменения. Группа зазвучала несколько мягче стилистически, что достаточно отрицательно отразилось на коммерческих показателях: в британском хит-параде очередной диск группы не поднялся выше "почётного" 19-го места, а в американском еле дополз лишь до 43-го.

К этому времени Болин так сильно пристрастился к тяжёлым наркотикам, что фактически сорвал большие гастроли "Deep Purple" в странах тихоокеанского региона. После распада группы Томми Болин вернулся на родину, в США, где некоторое время работал с Джеффом Беком, но без особого успеха, и решил снова пробовать свои силы в самостоятельной работе. Вскоре после выпуска второго сольного альбома "Private Eyes" на лейьле CBS Records 4 декабря 1976 года двадцатипятилетний музыкант умер в нью-йоркском отеле "Ньюпорт" от чрезмерной дозы героина.

Вышедшая в 1990-м году компиляция "The Ultimate" содержит 22 песни, которые написал Томми Болин и в которых он в своё время с блеском исполнил ведущие гитарные партии. Композиции взяты из одиннадцати альбомов, записанных на восьми фирмах. В компиляции также присутствует одна, никогда не выходившая ранее демонстрационная запись.

Утром 5 декабря 1976 года, в передаче «Доброе утро, Америка» по одному из каналов американского телевидения была показана обложка альбома «Teaser», и ведущая сообщила, что накануне от передозировки наркотиков умер музыкант Томми Болин. Ему было всего 25 лет. Для большинства поклонников Deep Purple это имя связано с расколом группы в середине семидесятых. Альбом «Come Taste The Band» и последующее мировое турне многие считают позорным пятном в истории темно-лиловых, многие краткие справки о группе вообще не упоминают этого имени, но кто то с удовольствием слушает данное творение, и некоторые даже умудряются путать Томми со старым слугой- Блекмором. Тем не менее, период лето’75 - весна’76 осталась частью истории легендарной рок группы, и оставил заметный след в «легенде пурпурных».

Томми Болин родился 1 августа 1951 года в Суокс Сити, штат Айова в США. С детства увлекался музыкой, был выгнан из колледжа за отказ обрезать длинные волосы. К концу 60-х переехал в Денвер, штат Колорадо.

Он был тусовщиком, играл в различных группах, в 1969 основал группу Zephyr, с которой записал свой первый студийный альбом. Блюзовое звучание, женский вокал, напоминающий Janis Joplin и интересные гитарные партии позволили пластинке засветиться в чартах. В начале 70-х Болин покидает Zephyr и создает новую группу Energy. В это же время он три месяца гастролирует в команде Альберта Кинга (Albert King) - одного из блюзовых королей всех времен и народов. В 1973 джазовый барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham) приглашает Томми записать гитарные партии на своем сольнике «Spectrum». Итог - лучший джаз-рок альбом года, восторги критиков и профессиональных музыкантов. Даже сдержанный и суровый Ричи Блэкмор (обладатели «Who Do We Think We Are», наверное, помнят фразу Блэкмора о «многих гитаристах, которыми бы он с удовольствием подтер пол») положительно отозвался об этой работе. Месяцем позже, по протекции основателя группы Джо Уолша (Joe Yolsh), Болин прослушивается на роль лидер-гитариста в группу James Gang. Томми умел производить впечатление, и через 15 минут прослушивание завершилось - он был принят в ряды группы. Выпущенный в 1973 году альбом «Bang», где 9 из 10 композиций написаны Болиным или с его участием - настоящая классика рок музыки. Рекомендуется для прослушивания! Здесь впервые он попробовал себя в роли вокалиста - получилось очень даже неплохо. Выпустив еще один альбом («Miami 1974»), он покидает James Gang и начинает работу над сольной пластинкой. В работе ему помогали признанные мастера, дело шло к завершению, но тут поступило предложение прийти на прослушивание для работы в Deep Purple.

Deep Purple Mk III был самым коммерчески успешным составом группы. Выпустив мощный альбом «Burn», определившим блюзовую наклонность нового состава, группа отправилась в турне, во время которого собирала многотысячные стадионы. Но обстановка внутри группы оставляла желать лучшего. Ричи сравнивал концерты этого состава с соревнованием «кто играет громче». Следующий альбом MkIII, «Stormbringer», усугубил внутренние противоречия. Лидер группы, Ричи Блэкмор, заявил что Deep Purple стали играть фанк, а он его не приемлет. Ричи начал работать с американским коллективом Elf над своим сольным проектом. Джон Лорд в 1974 году участвовал в проектах Ashton and Lord, «Windows», годом спустя начал работу над проектом «Sarabande». Ян Пэйс сотрудничал с Эдди Харрисом (Eddie Harris) и участвовал в проектах Лорда. Глен Хьюз увлекался наркотиками и стал попивать, но это не мешало ему активно участвовать в творческом процессе, забирая у Дэвида Ковердэйла часть вокальных партий. В мае Блэкмор сказал что с него хватит и покинул группу. Это был конец, но Глен и Дэвид убедили Лорда попробовать без Ричи. Послушали нескольких гитаристов - не то. Однажды, захватив бутылку вина, Дэвид пришел к Джону и принес «Spectrum». Решили пригласить на прослушивание Томми Болина. «Он вошел улыбаясь, худой как грабли, с волосами выкрашенными перьями в разные цвета, с полуголой подружкой. Подключил гитару и начал играть», - вспоминал Джон Лорд. «Ну, что я вам говорил, что я вам говорил!» - вскрикивал Дэвид спустя несколько минут. Томми умел производить впечатление. Началась работа над новым альбомом. В октябре вышел новый, самый спорный альбом темно-лиловых, «Come Taste The Band». В создании 7 из 10 композиций этого альбома участвовал новый гитарист. Песня «Lady Luck» была так же из его прежнего репертуара. Если внимательно послушать, почти на всем альбоме отчетливо звучат как минимум 2 гитарные партии, да еще какие. Что только не писали критики: фанк, диско. Но этот альбом был потяжелее, чем «Burn» и «Stormbringer». Это было другое измерение классической группы. «Отличный студийный музыкант, Болин не имел опыта концертных выступлений, на сцене держался скованно». «Перед концертами он подогревал себя наркотиками и едва переставлял пальцы на грифе гитары». Обычно про концерты Mk 4 пишут именно это. До 90-х годов был известен лишь неважно смикшированный Last Concert In Japan. Трудно было найти более неподходящее время для записи концерта. За несколько дней перед концертом в Токио Томми повредил иглой шприца левую руку и был не в лучшей форме. Так же, менее недели до этого, в Джакарте, был убит один из телохранителей коллектива. Некоторых участников вызывали в полицию на допросы. Играть в таких условиях непросто. Но есть редкий «On The Wings Of Russian Foxbat», выпущенный лишь в 1995 году. Есть бутлеги, на которых Болин играет со свойственной ему энергией и мощью. В Deep Purple никогда не было посредственных гитаристов. Почти одновременно с «Come Taste The Band» вышел сольный альбом Болина - Teaser. На концертах Mk 4 обычно исполнялся один номер с этого диска. Teaser был отлично воспринят критикой. На этом альбоме Болин не только супергитарист, но и вокалист, композитор, многожанровый музыкант.

После 14-ти концертов на востоке и 32-х концертов в Америке Deep Purple отправились в Англию. Ричи Блэкмор в одном из интервью как-то сказал что не завидует Томми, занявшим его место в темно-лиловых рядах. Давление фанатов, кричавших на концертах «Хотим Ричи», давление прессы, проблемы менеджмента, усилившиеся внутренние противоречия внутри группы - все это завершилось печально известным концертом в Ливерпуле. После этого группа практически перестала существовать. Официально о распаде Deep Purple было объявлено позже.

В апреле Томми собирает новую группу и начинает гастролировать, затем работает над новым альбомом. «Private Eyes», завершенный летом 1976-го, явился достойным, более тяжелым продолжением альбома «Teaser». Концерты, сессии, снова концерты. И концерт 3 декабря, вместе с Джэфом Беком (Jeff Beck). А после концерта - героин, в лучших традициях рок-н-ролльного образа жизни. Героина оказалось много. Организм не справился. Печальный итог - смерть в 25 лет.




Top