О чем говорится в кодексе чести. «Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести»


ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВДОЙ исключительно то, что вы сами наблюдали. И когда вы это теряете, вы теряете все.

Что такое честь? Честь - это знание того, что вы знаете. То, что вы знаете - это то, что вы знаете, и честь - это смелость знать и говорить о том, что вы увидели. Не существует другой чести.

Конечно, мы можем говорить о справедливости, правде, благородстве - о всех этих доступных немногим понятиях. Но мы знали бы о них очень хорошо, если бы мы внимательно смотрели на то, что мы видим, и видели то, на что смотрим. И делая это, не обязательно придерживаться скептической, критической или предвзятой точки зрения. Просто нужно поддерживать достаточный уровень порядочности, достаточную веру в себя, чувство собственного достоинства и смелости, чтобы мы были в состоянии видеть то, на что смотрим, и говорить о том, что мы видим.

Ничто не является правдой для вас, если вы сами этого не наблюдали. Но является правдой то, в чем вы сами убедились.

КОДЕКС ЧЕСТИ

Никто не требует точного и жесткого соблюдения Кодекса чести.

Этический кодекс не может навязываться. Любая попытка навязать Кодекс чести низведет его на уровень морального кодекса. Он не может быть навязан просто потому, что это - способ жизни, который может существовать как способ жизни только до тех пор, пока его не навязывают. Любое другое использование Кодекса чести, кроме самоопределенного, приведет к заметной деградации личности. Таким образом, это - предмет роскоши, и он используется только как самоопределенное действие, и только в том случае, когда личность сходится во взглядах с Кодексом чести.

1. Никогда не покидайте товарища в нужде, беде или опасности.

2. Никогда не отказывайтесь от обещания хранить верность, данное раньше.

3. Никогда не бросайте группу, которую вы сами решили поддерживать.

4. Никогда не относитесь с пренебрежением к самому себе и не преуменьшайте свою силу или возможности.

5. Никогда не нуждайтесь в похвале, одобрении или сочувствии.

6. Никогда не поступайтесь собственной реальностью.

7. Никогда не позволяйте чему-либо ослабить вашу симпатию и дружелюбие.

8. Не начинайте или не принимайте общение, если вы сами этого не хотите.

9. Ваша самоопределённость и честь более важны, чем ваша текущая жизнь.

10. Ваша целостность и ваша честность с самим собой более важны, чем ваше тело.

11. Никогда не жалейте о вчерашнем дне. Вы живёте сегодня, и вы сами создаёте свой завтрашний день.

12. Не стремитесь нравиться или вызывать восхищение.

13. Не бойтесь причинить какой-то вред другому, отстаивая справедливость.

14. Будьте своим собственным советчиком, думайте сами и выбирайте свои собственные решения.

15. Будьте верны своим собственным целям. Единственный способ, как вы можете потерять что-то, - это разубедить себя идти к своим целям.

Из работ Л.Рона Хаббарда.

FURFUR собрал кодексы чести всех времен, чтобы рассказать о главных мужских законах, и понять, какие различия и сходства можно найти в кодексах рыцаря, бойскаута, джентльмена, дуэлянта и мафиози.

КОДЕКС РЫЦАРЯ (XII век)

Рыцарство было моральной системой средневековья, которая держалась на таких качествах, как смелость, отвага, честь и галантность. Все будущие мужские кодексы так или иначе повторяют и идеализируют рыцарский кодекс темных веков. Впервые этот кодекс был записан в «Песни о Роланде» - героической поэме XII века.


5 пунктов из рыцарского кодекса

Рыцарь презирает денежное вознаграждение за содеянное дело.

Уважает женщин, защищает слабых и беззащитных, помогает вдовам и сиротам.

Никогда не бежит от врага.

Не отказывается и не боится боя с равным по силе противником.

Боится Бога и поддерживает заветы Церкви.

Печатается на основе произведения
«Песнь о Роланде», написанного в XII веке.

КОДЕКС ДЖЕНТЛЬМЕНА (1839)


За все время существования термина «джентльмен» были написаны сотни джентльменских кодексов, но одним из самых строгих можно назвать кодекс старейшего военного института Соединенных Штатов - Вирджинского института, основанного в 1839 году. Вирджиния является южным штатом, что означало в те годы традиционность и консервативность местного общества. В Вирджинском институте проходили изнурительные тренировки, царила военная дисциплина и существовал строгий кодекс джентльмена: «Без строгого соблюдения фундаментального Кодекса чести ни один человек, независимо от того, как он выглядит, не может считаться джентльменом. Честь джентльмена требует неприкосновенности его слова и неподкупности его принципов. Он является потомком рыцарей, крестоносцев, он является защитником слабых и рыцарем правосудия».


5 пунктов из джентльменского кодекса

Не занимать деньги у друга, за исключением крайней нужды. Деньги, взятые взаймы, - это долг чести, который должен быть погашен в кратчайшие сроки. Долги умерших родителей, братьев, сестер или взрослого ребенка честный человек берет на себя.

Не выходить из себя, не проявлять гнев, страх, ненависть, смущение, азарт и веселье в общественных местах.

Не хлопать незнакомцев по спине и не трогать незнакомых дам.

В разговоре не упоминать имен, а также того, сколько стоят вещи.

Не пользоваться чужой беспомощностью или невежеством и не позволять другому джентльмену использовать себя.

Источник: кодекс чести Военного института
Вирджинии 1839 года (редакция 1997 года).

КОДЕКС СКАУТА (1908)


Английский генерал Баден-Пауэлл основал движение бойскаутов в 1908 году. Главной целью объединения было сделать из мальчиков настоящих мужчин и примерных граждан. Члены движения имели собственный кодекс, униформу, иерархию и наградные знаки. Через два с половиной года существования движения в Англии было уже более 400 тысяч бойскаутов и ассоциация стала распространяться на другие страны мира, в первую очередь на США.


5 пунктов из кодекса cкаутов

Долг скаута - быть полезным и помогать другим.

Каждый скаут - друг и брат для других скаутов, независимо от того, какому социальному классу они принадлежат.

Скаут беспрекословно повинуется приказам лидера патруля.

Скаут не унывает и улыбается, какие бы сложности не попадались на его пути.

Скаут вежлив и бережлив.

Источник: книга «Scouting for boys» 1908 года.

КОДЕКС ДУЭЛЯНТА (1912)


Дуэль - благородный способ ответить на оскорбление, нанесенное чести, почти никогда не поддерживался государством. Дуэльный кодекс, которым пользовались дворяне, чаще всего был неписанным сводом правил, неразрывно связанным с понятием дворянской чести и нигде не фиксированным. Тем не менее существовали общепризнанные нормы проведения дуэли, которые собрал генерал Дурасов и издал в 1912 году.


5 пунктов из дуэльного кодекса

Получив оскорбление, оскорбленный должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники незнакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами.

При тяжком оскорблении оскорбленному, кроме права выбора оружия, принадлежит право выбора между законными родами дуэли. При дуэли на пистолетах ему принадлежит право выбора одного из шести законных родов дуэли на пистолетах. При дуэли на шпагах или саблях он выбирает между непрерывной или периодической дуэлью, причем в последнем случае ему принадлежит право устанавливать продолжительность схваток и перерывов.

Оскорбление, нанесенное женщине, ее лично не касается, а непосредственно падает на ее естественного защитника, который и становится оскорбленным лицом, причем степень тяжести оскорбления повышается на одну степень.

Достоверность опорочивающих фактов не дает оскорбителю права уклоняться от удовлетворения, исключая тот случай, когда следствием приписанного и доказанного факта является бесчестие оскорбленного лица.

Получив оружие, противники должны молчать в течение всей дуэли. Всякие замечания, насмешки, восклицания, крики абсолютно не допускаются.

Структура любого общества требует регулирования определенными социальными нормами. Практически все из них неоднозначны и уникальны во времени и пространства. Указанную идею рассматривает в своем высказывании один из родоначальников марксизма – мысль о разнообразии общественных предписаний и установок. В частности, Ф. Энгельс указывает, что дифференциация социальных слоев в обществе предполагает формирование набора ценностей, приоритетов и указаний, характерных для каждого такого слоя.

Данное утверждение представляется интересным и уникальным в контексте своеобразного «размытия» социальной структуры современного информационного обществе и трансформации его социальных норм.

С позицией Ф. Энгельса трудно поспорить. Социальные нормы – совокупность одобряемых обществом стандартов и правил повседневного поведения индивида. Социальные нормы подразделяются на правовые, моральные, религиозные, моду, этикет и ряд иных. При этом для различных стран и регионов, для каждого периода в зависимости от историко-культурной ситуации возникали специфические предписания и стереотипы поведенческой деятельности человека или группы людей.

Соблюдение этих норм подкреплялось общественным мнением силой законы и поощрением, а нарушение зачастую влекло за собой применение негативных санкций.

Правила поведения, установленные для конкретной социальной группы зачастую ставили ее представителя в сложную ситуацию и не оставляли выбора. Так, в середине XII в. английский король Генрих II отправился походом на Тулузу для ее захвата. Желая защитить город своего родственника, король Франции Людовик VII разместился туда для защиты с гораздо более меньшим отрядом. Генрих, подойдя к городу, узнал, что там расположился французский правитель, которому он в свое время принес клятву вассальной верности (оммаж) и обязательство защищать его; напасть на город, где находился Людовик, означало предать нормы рыцарского кодекса и прослыть бесчестным человеком. Поэтому Генрих, подрывая свой авторитет воина и полководца, отказался от штурма Тулузы, сохранив верность оммажу своего сюзерена.

Формирование социальных норм обычно происходило под воздействием насущной необходимости или конкретных социальных условий. Например, в СССР первых десятилетий устанавливались новые формы речевого этикета: старорежимные обращения считались пережитком. Так, в произведении М.И. Булгакова «Собачье сердце» представитель «старой интеллигенции» допустил старомодное обращение «господа» и тут же был поправлен молодым человеком, заявившим о недопустимости так обращаться к собеседнику в иных, советских реалиях.

Резюмируя, можно указать, что существование социальной дифференциации в обществе всегда будет предполагает ее обособление некими специальными правилами. Одним из неизбежных компонентов в этих нормах и установках, в таком случае, должна быть их справедливость, достоинство и уважение, прививаемое членам этой общественной группы по отношению к другим социальным слоям.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-11-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

September 27th, 2017

Что там скрывать, отношение к чеченцам в обобщенном смысле сильно ухудшилось за последние десятилетия. Я не знаю, каково отношение было в довоенные годы, послевоенные или перед распадом СССР. Мал еще был. Но с началом чеченских воин все резко поменялось. Лично мне кажется причиной этого были даже не сами события в Чеченской Республике, а именно то, что к людям ближе всего - у себя "дома", в своих городах и селах. Война, бандиты - это одно. Это так и воспринимается. Воевали мы и с японцами и с немцами и с китайцами и с другими национальностями включая самих себя. Бандиты тоже у нас есть и русские и татары и удмурты. Но отношение к нации и конкретным ее представителям формируется больше по "домашним впечатлениям и ощущениям". Разве нет?

А ведь у чеченцев есть свой кодекс чести - "нохчалла" (или как пишут в других источниках - Къонахалла). Это слово непереводимо, но каждый нохчо знает, что оно обозначает - свод неписаных правил, касающихся морали, нравственности и этики, которыми ДОЛЖНЫ руководствоваться представители данной национальности испокон веков.

Вот его основные положения...

Историческая справка:

Чеченский этический кодекс «Къонахалла» сложился далеко до принятия чеченцами ислама. В нем отразились духовные и культурные ценности народа, социальные, политические, экономические особенности его развития. Корни его уходят вглубь веков, но в окончательном виде кодекс «Къонахал- ла» сформировался в позднем Средневековье, в эпоху расцвета тейповой демократии, когда высшей ценностью общества была объявлена свобода, в том числе и свобода личности.


Гостеприимство и доброжелательность

Характер нохчо, с детства воспитываемого традиционной чеченской семьей рыцарем, джентльменом, дипломатом, мужественным заступником и надежным товарищем - это дань уважения историческому прошлому горного народа.

Условия жизни у чеченцев всегда были непростыми - горная местность, явно некурортный климат. Отсюда у нохчо особое отношение к гостю, который в стародавние времена, будучи не принятым на ночлег, мог погибнуть от холода или голода, от разбойничьего ножа или нападения диких зверей. По закону предков у чеченцев гость обязательно должен быть приглашен в дом, согрет, накормлен, нохчо непременно предложит человеку переночевать - все это соблюдается неукоснительно.

Вежливость и уступчивость (до известных пределов, разумеется) тоже у чеченцев в крови - чтобы разминуться на узких горных дорогах и тропинках Чечни, жизненно необходимы такт и сдержанность, в противном случае скандалисты просто рискуют улететь в пропасть. Тяжелыми условиями жизни в горах можно объяснить также такие традиционные черты характера нохчо, как взаимовыручка, взаимопомощь - чеченец поможет своему земляку в любом случае, даже с риском для собственной жизни.

Ни баринов, ни крепостных

«Нохчалла» не подразумевает наличие каких-либо сословных, классовых делений у нохчо - среди представителей этого народа за века его существования никогда не существовало ни помещиков, ни крепостных - у чеченцев своя иерархическая субординация. Даже если нохчо занимает привилегированно е положение, он не станет демонстрировать это остальным - показывать свое превосходство над другими считается недостойным настоящего чеченца. Наоборот, нохчо в данном случае должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбие другого. К примеру, верховой чеченец непременно первым здоровается с безлошадным. Более того, нохчо обязан спешиться с лошади, если встречный старше его.

Если дружба, то крепче стали

Друг для чеченца даже больше чем брат. «Нохчалла» определяет дружбу между нохчо как нечто непоколебимое - и горе, и радость друзья-чеченцы делят пополам. Проявления невнимания или неучтивости к брату нохчо еще может простить. Но если это относится к другу - прощения не будет.

Особое отношение к женщине

Кодекс чести чеченца подразумевает почтительное отношение как к самой женщине (матери, жене), так и к ее родственникам. «Нохчалла» заповедует нохчо в знак особого уважения к состоящим в родстве с матерью и женой спешиваться с коня еще перед селением, где те проживают.

У нохчо есть притча о путнике, попросившемся на ночлег. Чеченец не знал, что кроме хозяйки в доме никого не было. Женщина по правилам не могла оказаться гостю, а он сам, если бы знал, что остается с ней один на один, ни за что бы не стал ночевать - это по чеченским законам, мягко говоря, непорядочно.

Гость был накормлен и уложен спать. Только наутро чеченец догадался, что хозяйка в доме была одна и всю ночь не ложилась, сидела в передней. Когда гость умывался, он ненароком задел кисть женщины мизинцем. Покидая дом, чеченец отхватил этот палец ножом, таким образом продемонстрирова в особое отношение к чести приютившей его чеченки.

Не гордыня, но гордость

Общеизвестно, что чеченцы - очень гордый и независимый народ, принуждение они не приемлют. Это тоже «нохчалла». Нохчо - испокон веков защитники, воины. Ощущать себя свободным и постоянно отстаивать свободу - жизненная потребность чеченца. Вместе с тем, свободолюбие у нохчо соседствует с уважением к другим людям.

«Нохчалла» учит чеченца уважать иноверца даже больше, чем мусульманина, поскольку считается, что нанесенную единоверцу обиду Всевышний может простить, потому что обидчик и обиженный имеют шанс встретиться на главном Судилище. А несправедливость, на которую нохчо обрек иноверца, непростительна - на том свете подобной встречи не случится, и, выходит, грех навечно останется несмываемым.

Чеченцы Фотография, выполненная в период 1870-1886

Если это выразить в конкретных пунктах, то это будет вот так:

1. Къонах - человек, твёрдо следующий основным принципам кодекса чести “Къонахалла”.

2. Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу (Къам), своему Отечеству (Даймохк). Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов своего тейпа, рода, фамилии.

3. Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.

4. В служении Отечеству къонах имеет право заниматься любым видом деятельности, кроме тех, которые могут заставить его поступиться принципами кодекса чести или уронить личное достоинство.

5. Созидательный труд не только не унижает, а, наоборот, возвышает достоинство къонаха. Труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом, как и защита своей страны во время войны.

6. Если къонах служит в силу обстоятельств интересам одного человека или группы людей, то в случае, когда они приходят в противоречия с интересами народа, он должен встать на защиту интересов народа. И для того, чтобы не стать клятвопреступником, он не должен присягать никому, кроме Отечества.

7. Къонах должен быть готов к смерти каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Он должен помнить о том, что для него есть понятия, которые дороже жизни: Отечество, личное достоинство и честь. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.

8. Главным качеством къонаха является выдержка. В ней проявляются истинное мужество и умение управлять собой и ситуацией. Бездумная храбрость - это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни свой, ни чужой жизни. Выдержка къонаха - это умение знающего, осознанный шаг на встречу смерти, если иное противоречит интересам Отечества, несовместимо с кодексом чести или личным достоинством.

9. Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны оценить, прежде всего окружающие. Но даже субъективность этой оценки не даёт ему повода восхвалять себя самого.

10. Къонах всегда отвечает за свои слова и поступки. Он всегда выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.

11. Главным богатством къонаха являются его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь поруганное обретаются вновь лишь через достойную смерть.

12. Къонаху не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путём богатства къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и расточительность - разорить самого богатого человека. Щедрость же приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.

13. Къонах не должен посягать на личное достоинство и честь других людей так же, как и на чужую собственность. При этом он должен быть снисходительным к слабостям и ошибкам других людей, но требовательным к самому себе.

14. Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относится к их прошлому и к истории своего народа.

15. Къонах должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт мудрейших, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знания можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.

16. Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью къонаха. В религиозных делах къонах руководствуется постулатом ислама: “Нет принуждения в религии”. Он терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни.

17. Къонах должен быть скромным в религиозных делах. Он никогда не подчёркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры внешней формой.

18. Справедливость - единственная мера в отношении къонаха к окружающему миру и людям. Он должен быть справедливым по отношению к другим людям так же, как и по отношению к себе.

19. Благодарность так же является чертой благородного человека. Сделанное ему добро къонах должен возмещать многократно. Сам же он не ждёт благодарности за содеянное добро.

20. В общении с людьми къонах должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным, независимо от их социального статуса или возраста.

21. Къонах с уважением и почтением относится к женщине. Он никогда, ни при каких обстоятельствах, не позволит оскорбить и унизить её, ни себе, ни другим. Честь и достоинство женщине для къонаха священны.

22. Къонах должен уметь не только отстаивать свою правоту словом и делом, но и выслушать противоположную сторону, согласиться с её мнением, если она права. Уступить в ссоре или споре более слабому противнику является не трусостью, а проявлением благородства.

23. Къонах должен быть милосердным к слабым и немощным. Он должен относится с состраданием не только к людям, но и к животным, которые не имеют разума, и не могут оградить себя от человеческой жестокости.

24. Къонах с состраданием относится ко всему живому, никогда без необходимости не срубит дерева, не причинит вреда ни одному живому существу.

25. Къонах должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические страдания.

26. Къонах должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.

27. Жизнь къонаха должна быть образцом высокой нравственности, мудрости и мужества для юного поколения. Передача более молодым своего жизненного и ратного опыта я является нравственным долгом къонаха.

29. В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть равным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи. Если женщина совершила такой поступок, за который её можно ударить, то ей нужно дать развод.

30. В дружбе къонах должен быть верным и преданным. Защищая своего друга, къонах не должен щадить своей жизни. Къонах познаётся в дружбе, и во вражде.

31. Къонах проявляет по отношению к врагу такое же благородство, как и по отношению к остальным людям.

32. Къонах не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненому врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.

33. Къонах должен по возможности избегать поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.

34. Къонах не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он должен всегда предпочитать мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.

35. Закон гостеприимства для къонаха священ. Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречён на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни, но он не несёт ответственности за гостя, совершившего преступление.

36. При посещении чужих стран и народов къонах должен уважать их законы и традиции, так как в этом случае он представляет не только себя, но и свой народ.

37. Къонах в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.

38. Къонах должен регулярно заниматься упражнениями, закаляющими его тело, упражняться с различными видами оружия, чтобы в случае необходимости достойно защитить Отечество и свою честь.

39. Къонах с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.

40. Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.

Понятно, что подобный свод - это что то типа "12 заповедей христовых". Среди христиан их тоже не все и не всегда выполняют. Однако наблюдая за мусульманами и чеченцами в частности, создается ощущение того, что они намного более щепетильнее относятся к религии и соблюдению своих правил и обычаев. Религия для них намного важнее и весомее.

Однако, что из правил вышеописанного КОДЕКСА можно встретить в общении с чеченцами в быту и в своем городе?


источники




Top