К какому роду литературы относится повесть. Драматические жанры литературы

Видеоурок 2: Литературные роды и жанры

Лекция: Литературные роды. Жанры литературы

Литературные роды

Эпос – рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством. В произведениях эпического характера значительная роль отводится рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.


Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс. Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы - по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания.

Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр . Лиро-эпос соединяет в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).


Драма – главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц. Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций). Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.


Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:

    Эпос – о событии рассказывается

    Лирика – событие переживается

    Драма – событие изображается


Жанры литературы

Роман – относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»). В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы. Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.

Тематика

Структурные разновидности

автобиографический
притча
исторический
фельетон
авантюрный
памфлет
сатирический
роман в стихах
философский
эпистолярный, и др
приключенческий, и др.

Роман - эпопея описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты, на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.


Повесть прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).

Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.


Рассказ представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:

    кратковременность событий,

    малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),

    одна проблема,

    одно событие.

Очерк – литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.


Притча – небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать и сделать вывод.


Поэзия


Поэма – объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.


Баллада. Произведения, написанные в жанре баллады, не столь распространены в современной литературе, как стихи или песни, однако в прежние времена балладное творчество было весьма широко распространено и популярно. В давние времена (предположительно, в средние века) баллада являла собой фольклорное произведение ритуального характера, объединившее песню и танец. Баллада легко узнается по сюжетности повествования, подчиненности строгому ритму, повторам (рефренам) отдельных слов или целых строк. Особенно любили балладу в эпоху романтизма: тематическое разнообразие жанра позволяло поэтам – романтикам создавать фантастические, сказочные, исторические, юмористические произведения. Достаточно часто за основу брались сюжеты из переводной литературы. Второе рождение баллада пережила в начале XX века, жанр получил свое развитие в годы развития идей революционной романтики.


Лирическое стихотворение. Самый любимый читателями и слушателями представитель поэтического жанра – лирическое стихотворение. Небольшое по объему, часто написанное от первого лица, стихотворение передает чувства, настроения, переживания лирического героя, или непосредственно автора стиха.


Песня. Небольшие по форме стихотворные произведения, содержащие строфы (куплет) и рефрен (припев). Как литературный жанр, песня есть в культуре каждого народа, это древнейшие образцы самодеятельного устного творчества – народные песни. Песни сочиняются в самых различных жанрах: есть исторические, героические, народные, юмористические, и т.д. У песни может быть официальный автор - профессиональный поэт, песня может иметь коллективного автора (народные творчество), песни сочиняют профессионалы-любители (т.н. «авторская», самодеятельная песня).


Элегия. О том, что представляет собой элегия, можно догадаться по переводу значения слова с греческого языка – «жалобная песня». Действительно, элегии всегда несут отпечаток грустного настроения, печали, иногда даже скорби. В элегическую форму обращены некоторые философские переживания лирического героя. Большой популярностью элегический стих пользовался у поэтов-романтиков и сентименталистов.


Послание. Письмо в стихах, обращенное к конкретному лицу или группе лиц, получило в поэзии название «послание».Содержание такого произведения могло быть дружеским, лирическим, насмешливым и т.д.


Эпиграмма. Это небольшое по объему стихотворение могло быть достаточно вместительным по содержанию: часто всего в нескольких строках помещалась емкая, уничтожающая характеристика какого – нибудь лица или нескольких лиц. Узнаваемость эпиграмме придавали два обстоятельства: остроумие и предельная краткость. Великолепными, подчас нелицеприятными эпиграммами славились А.Пушкин, П.Вяземский, И.Дмитриев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев. В современной поэзии выдающимися мастерами «разящей строки» считаются А.Иванов, Л.Филатов, В.Гафт.


Ода сочинялась во славу какого-либо события или конкретного лица. Поэтическое произведение малой формы наполнялось торжественным содержанием, отличалось высокопарностью изложения («высоким штилем»), напыщенностью. Если Ода посвящалась царствующей особе, малая форма могла значительно «укрупниться», дабы поэт смог отметить стихом все превосходные качества адресата.


Сонет – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3), имеет определенные правила построения:


Трехстрочник. Развязка


Трехстрочник. Намечается развязка

Четверостишие. Развитие экспозиции


Четверостишие. Экспозиция

В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.


Комедия, трагедия, драма


Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?

Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.

Комедии бывают нескольких видов:

    «Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.

    Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.

    Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.

Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет. Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры - героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в. состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр - трагикомедия .

Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.

Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.




Роды и жанры

Эпос - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ ) - один из трех основных родов литературы, в отличие от лирикии драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности , авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры эпоса - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.

Роман - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни ) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.

Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Эпопея - самая крупная жанровая форма эпоса. Для эпопеи характерно:

1. Широкий охват явлений действительности, изображение жизни народа в исторически значимый, переломный момент

2. Поднимаются глобальные проблемы, общечеловеческой значимости

3. Народность содержания

4. Несколько сюжетных линий

5. Очень часто – опора на историю и фольклор

Путешествие - литературный жанр , в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

Исповедь – литературный жанр, который может носить характер эпического или лирического.одно из семи христианских таинств, в которые входят также крещение, причащение, миропомазание, брак и др. Исповедь требовала от человека полной искренности, стремления избавиться от грехов, раскаяния. Проникнув в худож. лит-ру, исповедьприобрела дидактический оттенок, став своеобразным актом публичного покаяния (напр., у Ж. Ж. Руссо, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого). Но вместе с тем исповедь явилась и средством морального самоутверждения личности. Как жанр лирики И. была развита романтиками. Исповедь сродни дневнику , но в отличие от него не прикреплена к к.-л. месту и времени.

Лирика - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В лирике жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие сюжета, небольшой размер.

Элегия - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. Наибольшей популярностью этот возникший в античную эпоху жанр пользовался в поэзии сентиментализма и романтизма, особую известность получили элегии В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.А. Пушкина, Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова.

Послание - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д

Есть лиро-эпические жанры, находящиеся на стыке лирики и эпоса . От лирики у них – субъективное начало, ярко выраженная авторская эмоция, от эпоса – наличие сюжета, рассказывание о событиях. Лироэпические жанры тяготеют к стихотворной форме. Более крупный лироэпический жанр – поэма, более мелкий – баллада

Поэма - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике)

Баллада - жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллады - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.

Драма - один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Это произведения, предназначенные для постановки на сцене. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно драмы , мелодрамы и водевили.

Трагедия - (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь ) - один из основных жанров драмы: пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета трагедии - непримиримый конфликт Героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведет к катарсису – очищение благодаря потряснию.

Комедия - (от греч. от komos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня ) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Драма – (в узком смысле) один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Тема 3
^ РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ»
I вариант
1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэму обычно к лироэпическим произведениям, т. к., рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.
2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов?

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года -

Им не сойтися никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ.
Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока - «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

Главные художественные приемы в поэме - олицетворение и сравнение . Интересно, что в основе развернутой метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари », снега горят, «как алмаз » облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) - одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) - непреодолимое стремление на родину.
^ 3. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон,

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лавой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил...

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь,

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье... Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я - и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык...

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленно дышать,

Сдавил меня в последний раз...

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно - и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!..
Этот отрывок прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).
^ 4. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

Я жда́л. И во́т в тени́ ночно́й - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / 2, 4, 6, 8

Врага́ почу́ял о́н, и во́й - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / - ᴗ́ / 2, 4, 6, 8
Поэма написана четырехстопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.
^ 5. Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме. Почему он так стремится на родину?

Стремление на родину для Мцыри - это и стремление к свободе, к настоящей жизни, т. к. он хотел бы быть «в стране отцов не из последних удальцов». Воспоминания переносят Мцыри в родной аул, где он жил ребенком: картины быта горной деревушки, звуки, запахи проносятся в его воображении. А главное - лица, голоса родных людей (отца, сестер) - ведь юноша так страдает от одиночества, от разлуки со всем, что ему дорого и мило с детства.
II вариант
^ 1. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?

Эпиграф М. Ю. Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея - лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует, для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
2. Поэма М. Ю. Лермонтова - романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Мцыри признается старику-монаху:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв...
Главная страсть героя - стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.
^ 3. Какими художественными средствами пользуется поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

В поэме мы находим гиперболы (О, я как брат! / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил...); сравнения (Я сам, как зверь, был чужд людей! / И полз и прятался, как змей); эпитеты (Но юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!).
4. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из 11-й главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц слетал пугливый рой.
И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли; (...)

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог:

Он так прозрачно был глубок,

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул...
Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле . С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны неба и земли Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.
^ 5. М. Ю. Лермонтов утверждал: «Как сладкую песню отчизны моей, // Люблю я Кавказ».

Перечислите известные вам «кавказские» произведения поэта.

Сказка «Ашик-Кериб», поэмы «Беглец» и «Демон», стихотворения «Казачья колыбельная песня», «Дары Терека», «Тамара», «Кавказ», «Утес», «Поэт», «Памяти А. И. Одоевского», «Сон», роман «Герой нашего времени».

Тема 4
^ КОМЕДИЯ. ПОНЯТИЕ О СЮЖЕТЕ

Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»
I вариант
1. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?

Комедия - один из основных видов драмы (т. е. литературного произведения, предназначенного для постановки на сцене), комедия изображает такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
2. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

^ Диалог - разговор двух или более лиц (например, диалог Хлестакова и городничего в VIII явлении II действия).

Монолог - развернутое высказывание одного лица, не связанное репликами других (монолог Осипа в начале II действия).

Реплика - фраза собеседника в диалоге. Бывают реплики «в сторону», т. е. не предназначенные для ушей собеседника (разговор между Хлестаковым и городничим, который хитрит и говорит «в сторону», поясняя для зрителей свои мысли и действия в VIII явлении II действия).
^ 3. Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор передает свое отношение к герою?

(?) Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но благодаря Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно.... Наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.

Артемий Филиппович (в сторону ). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Хлестаков. Это Правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.
Начинает диалог городничий. Его слова сплошная выдумка о собственной добросовестной работе, сдобренная откровенной лестью по отношению к ревизору. Забавно, что каждое высказывание заключает в себе что-то действительно существующее в городе и деятельности городничего, но в противоположном значении. Это создает комический эффект. Только по отношению к «начальству» городничий почти искренен, т. к., конечно, хочет, чтобы ревизор остался доволен. Гоголь разоблачает притворство хитрого градоначальника репликой Хлестакова, который наивно заявляет, что тоже любит «присочинить», таким образом, серьезность и тем более правдивость чувств городничего уничтожена мгновенно. Зависть судьи, отъявленного бездельника и мошенника, к «талантам» начальника завершает разоблачительную картину.
^ 4. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?

«Немая сцена» нужна для зрителей, чтобы они представили, как же будут действовать при сложившихся обстоятельствах все персонажи комедии. А действовать они будут по-прежнему: лгать, давать взятки, притворяться, льстить, говорить дурно о других, трястись от страха и т. п. Участники «немой сцены» не только ошарашены известием о приезде истинного ревизора, но и решают, наверное, с чего начать новую кампанию «приручения» столичного чиновника.
II вариант
^ 1. Что называется сюжетом? Перечислите все его элементы.

Сюжетом называются связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
^ 2. Попробуйте назвать, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Экспозиция - сообщение городничего о тайном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.

Завязка - предположение Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников.

^ Развитие действия - все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.

Кульминация - вечер у городничего, чтение письма.

Развязка - сообщение о приезде настоящего ревизора.
3. Любая пьеса начинается с перечня действующих лиц. В своей комедии Н. В. Гоголь дает еще замечания для господ актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?

Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Это характеристика судьи - Аммоса Федоровича Ляпкина. Уже фамилия этого человека показывает, как он относится к служебным обязанностям (тяп-ляп). Авторская ирония заключена в каждой фразе и направлена не только на этого «героя», но и других тоже. Первая - о «вольнодумстве», основанном на чтении 5-6 книг! - говорит и о других, которые за всю жизнь прочитали и того меньше. Значительная мина - следствие уважения окружающих к его знаниям и уму - снова ирония. Наконец, сравнение его речи с боем старинных часов тоже вызывает смех.
4. В комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Определите по отдельным репликам , кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.

а) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь».

в) «Знаю, знаю... Этому не учите я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

г) «Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь атак посмотреть, как у него эти поступки...»

е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились».
а) Хлестаков . Интересы самые приземленные, но любит высказаться «красиво» и говорит пошлости.

б) Городничий перед посещением мнимого ревизора готов к «сражению», имеет опыт подобных дел.

в) Почтмейстер. Речь идет о вскрытии чужих писем. Нарушая служебный долг, этот чиновник даже не задумывается о безнравственности такого поведения.

г) ^ Лука Лукич Хлопов - человек трусливый, не справляющийся со своими обязанностями. Однако в его словах звучит критика времени, когда каждое умное слово могло вы звать политические преследования.

д) ^ Петр Иванович Бобчинский - городской помещик (бездельник), главная черта характера - любопытство.

е) Унтер-офицерская вдова , высеченная по ошибке, не справедливости ищет, а не хочет упустить своего «счастья», получить штраф.
^ 5. Вспомните, какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?

Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Зеркало, скорее всего, театр, который отражает жизнь во всех ее противоречиях. Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания. Поэтому эпиграф - и о теме «Ревизора», и о волшебной силе искусства.

Род литературы представляет собой большую группу художественных произведений, объединенных исторически повторяющимися, общими, типологическими свойствами. К этим свойствам относятся общность объекта изображения (то есть внешний мир или же сознание человека), характер отношения автора к действительности, принципы изображения в литературе человека, а также доступные писателю художественные средства.

Существуют три рода литературы. Они были намечены еще в Древней Греции: упоминания о них можно найти в трактате Аристотеля под названием "Поэтика". Датируется это произведение 335 годом до нашей эры. К родам литературы относятся эпос, драма и лирика. Опишем каждый из них. Роды и жанры литературы составляют предмет этой статьи.

Эпос как литературный род

Термин "эпос" происходит от древнегреческого слова, означающего "речь", "слово". Эпос как род литературы имеет следующую особенность: объектом изображения могут выступать любые явления действительности (предметы, события, люди) в сложных взаимосвязях и отношениях, а также внутренний мир различных людей. Повествование составляет его основу. Оно не имеет в принципе ограничений в пространстве и времени. Практически безграничны возможности изображения психологии людей, предметного мира, настроений самих авторов. Основные жанры, которые относят к лирике, - это поэма, новелла, рассказ, повесть, роман.

Драма

К родам литературы относится, как мы уже упоминали, драма. Остановимся более подробно на этом литературном роде. Название его происходит от древнегреческого слова, обозначающего "действие". В данном литературном роде потенциальный объект, который способен выступать как предмет изображения, так же разнообразен, как и в эпосе. В драматургии могут показываться люди в сфере бытовых, частных или же общественных отношений, а также нравы, быт, события, исторические эпохи и социальная среда.

Близость драмы к зрелищным разновидностям искусства

Такой литературный род, как драматургия, является наиболее близким к различным зрелищным разновидностям искусства. Это "форпост" литературы среди остальных ее видов, поскольку в пьесе искусство слова открывает возможность вмешательства кино или театра. Авторы драматических произведений принимают во внимание необходимость, желательность или возможность их воплощения на сцене (декорации, режиссуру, игру актеров, иногда свет и музыку; кроме того, любая пьеса содержит для публики подобие афиши - список действующих лиц). Полностью художественные качества произведений, принадлежащих к этому роду, раскрываются в спектакле. Они присутствуют в свернутом виде в тексте.

Многие особенности драмы по сравнению с различными эпическими произведениями обусловлены связью с театром (а также с радио, телевидением и кино в двадцатом веке). Драма как род литературы имеет следующую особенность - отсутствие повествования, то есть невозможность авторских описаний, характерных для эпоса, а также прямых психологических характеристик и авторских оценок героев. Каждое лицо, принимающее участие в действии, является здесь субъектом некоторого высказывания: реплики, или монолога. Из них складывается обмен репликами, или диалог.

Жанры драматургии - это комедия, трагедия и драма.

Лирика как литературный род

Термин "лирика" происходит от древнегреческого слова, обозначающего "название музыкального инструмента". Данный род литературы выражает во всем многообразии внутренний мир человека. Могут быть воплощены в лирическом произведении переживания, чувства, мысли, эмоции, настроения, а также любые психические состояния. Можно сказать по приблизительной аналогии с драматургией и эпосом, что именно в лирике главным объектом является внутренний мир людей.

Субъективное в лирике

Предметное, объективное в произведении, относящемся к этому роду, чаще всего является как бы растворенным в субъективном. Отношения между людьми, события, предметный мир, а также все формы жизни меняют резко свой смысл и очертания, когда оказываются в непростом синтезе с различными проявлениями человеческих чувств. Характерная для драматургии и эпоса внешняя изобразительность отходит в лирике на второй план. Для писателя, произведения которого относятся к данному литературному роду, самой значительной становится совсем другая задача - выразить невыразимое в художественном слове, раскрыть душу человека.

Субъективность - это главная характерная черта лирики. Этот род литературы персонален и конкретен. Он является как бы слепком внутреннего мира одного человека, даже если отражаются в нем общечеловеческие или коллективные идеи, эмоции или настроения.

В лирике при этом предстает внутренний мир людей как нечто неповторимо индивидуальное, глубоко личное.

Лирика и стихотворения

Род литературы определяется не только по формальным признакам. Поэтому следует различать два термина: "лирика" и "стихи". Экспрессивные и изобразительные возможности различных слов в большинстве произведений, относящихся к данному роду, дополняются выразительностью ритмической, мерной речи. Лирика чаще всего - это стихотворные произведения. Однако не стоит смешивать понятия "стихи" и "лирика", поскольку это ошибочно. Драматургические и эпические произведения также могут быть написаны стихами, а лирикой - прозаические. В этом случае их называют часто лирическими фрагментами, лирическими миниатюрами, песнями. Например, Иван Сергеевич Тургенев свои лирические произведения называл стихотворениями в прозе.

Лирический субъект

Лирический субъект - это человек, духовный мир которого раскрывается в произведении. Он рассказывает о себе сам, а также о природе, о других людях. Однако о чем бы в произведении ни говорилось, главной целью высказывания остается именно "я" данного человека. Все впечатления о внешнем мире, отраженные в лирике, ведут читателя к единственной цели - в индивидуальный мир эмоций, переживаний, мыслей отдельной личности. Свойственное всем, общее является как бы растворенном в конкретном, частном и начинает благодаря этому жить другой жизнью.

Лирический субъект и автор произведения

Следует отметить, что лирический субъект необязательно совпадает с автором произведения. Отличия могут затрагивать как внешнюю биографию, так и внутренние качества. Если являются очевидными различия между лирическим субъектом и поэтом, можно говорить о так называемом лирическом герое произведения. В случае если субъект в основном совпадает с самим автором, правильнее называть его поэтом или употреблять при анализе имя автора. Подобная лирика отражает внутренний мир ее создателя, и поэтому называется она автопсихологической.

Жанры, входящие в этот род литературы, - мадригал, элегия, эпиграмма, сатира, дружеское стихотворное послание, ода, сонет.

Понятие "жанр"

Данный термин происходит от французского слова, обозначающего "вид", "род". Это вид художественных произведений, исторически повторяющийся, сложившийся в процессе развития литературного творчества. Роды и жанры литературы следует различать. Последние выделяются по ряду формальных и содержательных признаков, которые имеют обязательно устойчивый характер. Из них к важнейшим относятся следующие:

Принадлежность того или иного произведения к некоторому литературному роду (драматургии, лирике, эпосу);

Повторяющиеся в ряде других, не зависящие от индивидуальности автора особенности содержания (тип конфликта, принципы изображения персонажей, проблематика, а также характер осмысления действительности автором). В отличие от понятия "содержание", которое характеризует лишь одну сторону произведения, общие для творений одного жанра стороны принято называть "жанровым содержанием";

Различия в объеме литературных произведений;

- вид речи, который используется в них (стихотворная или прозаическая).

Особенности жанрового определения

Вышеперечисленные признаки составляют основу классификации по жанрам произведений внутри отдельного рода. Как вы помните, существуют три рода литературы. Однако не для каждого жанра важен учет всей совокупности указанных признаков. Так, например, разновидности лирики и драматургии могут быть достаточно ясно определены на основе всего лишь некоторых из данных признаков (формальных или содержательных). Большую роль играет традиция, многое зависит также от взаимодействия в литературном процессе, а также внутри родов различных жанров.

Эпос - род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.

▪ Крупные - эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);

▪ Средние - повесть,

▪ Малые - рассказ, новелла, очерк.

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня.

Значение:

Эпическое произведение, не имеет ограничений в своем объеме. По словам В. Е. Хализева, «Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (…), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы (…)».

Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя (рассказчика), который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика (его манеру говорить, склад ума).

Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения «способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека».

До XVIII века ведущий жанр эпической литературы - эпическая поэма. Источник её сюжета - народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера). В XVIII-XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).

Другие жанры эпоса - повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).



Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображениевнутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене;представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

(греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.

Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС

ДРАМА

Поэма (эпос):

Героическая

Строговоинская

Сказочно-

легендарная

Историческая...

Сказка

Былина

Дума

Легенда

Предание

Баллада

Притча

Малые жанры:

пословицы

поговорки

потешки...

ЭпопеяРоман:

Историческ.

Фантастич.

Авантюрный

Психологич.

Р.-притча

Утопический

Социальный...

Малые жанры:

Лит. сказка...

Игра

Обряд

Народная драма

Раек

Вертеп ...

Трагедия

Комедия:

положений,

характеров,

Драма:

философская

социальная

историческая

соц.-филос.

Водевиль

Фарс

Трагифарс ...

Песня

Гимн

Элегия

Сонет

Послание

Мадригал

Романс

Рондо

Эпиграмма ...

Современное литературоведение выделяет также четвертый , смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический , к которому относится поэма . И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

В таблице вам встретилось выражение "малые жанры". Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым - повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

Прочтите высказывание В.Белинского о жанре повести:

"Жизнь наша, современная, слишком разнообразна, многосложна, дробна (…) Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватало бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. (…) Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь на мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни".

Если повесть, согласно Белинскому, - это "листок из книги жизни", то, пользуясь его метафорой, можно образно определить роман с жанровой точки зрения как "главу из книги жизни", а рассказ - как "строку из книги жизни".

Малые эпические жанры , к которым относится рассказ - это "интенсивная" по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности "растекаться мыслию по древу", увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

Для рассказа характерны следующие черты:

Небольшой объем;

В основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

Малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;

Решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.

Итак,
РАССКАЗ - это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнееповесть , но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А.Чехова "Дуэль" некоторые называют небольшой повестью, а некоторые - большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е.Аничков, "в центре рассказов стоит именно личность человека, а не целая группа людей".

Расцвет русской малой прозы начинается в 20-е годы XIX века, который дал прекрасные образцы малой эпической прозы, среди которых безусловные шедевры Пушкина ("Повести Белкина", "Пиковая дама") и Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки", петербургские повести), романтические новеллы А.Погорельского, А.Бестужева-Марлинского, В.Одоевского и других. Во второй половине XIX века создаются малые эпические произведения Ф.Достоевского ("Сон смешного человека", "Записки из подполья"), Н.Лескова ("Левша", "Тупейный художник", "Леди Макбет Мценского уезда"), И.Тургенева ("Гамлет Щигровского уезда", "Степной король Лир", "Призраки", "Записки охотника"), Л.Толстого ("Кавказский пленник", "Хаджи Мурат", "Казаки", севастопольские рассказы), А.Чехова как крупнейшего мастера короткого рассказа, произведения В.Гаршина, Д.Григоровича, Г.Успенского и многих других.

ХХ век также не остался в долгу - и появляются рассказы И.Бунина, А.Куприна, М.Зощенко, Теффи, А.Аверченко, М.Булгакова… Даже такие признанные лирики, как А.Блок, Н.Гумилев, М.Цветаева "унизились до презренной прозы", говоря словами Пушкина. Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занялведущее положение в русской литературе.

И уже поэтому не следует думать, что рассказ поднимает какие-то незначительные проблемы и затрагивает неглубокие темы. Форма рассказа лаконична, а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л.Толстой, "натуральных" отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

Если сюжет миниатюры И.Бунина "Муравский шлях" , состоящей всего из 64-х слов, схватывает лишь несколько мгновений беседы путешественника с ямщиком посреди бескрайней степи, то сюжета рассказа А.Чехова "Ионыч" хватило бы на целый роман: художественное время рассказа охватывает почти полтора десятка лет. Но автору неважно, что происходило с героем на каждом этапе этого времени: ему достаточно "выхватить" из жизненной цепи героя несколько "звеньев"-эпизодов, похожих друг на друга, как капли воды, и вся жизнь доктора Старцева становится предельно ясной и автору, и читателю. "Как живешь один день своей жизни, так проживешь и всю жизнь", - словно бы говорит Чехов. При этом писатель, воспроизводя обстановку в доме самого "культурного" семейства провинциального города С., может сосредоточить все внимание на стуке ножей из кухни и запахе жареного лука (художественные детали!), но вот о нескольких годах жизни человека сказать так, как будто их и вовсе не было, или это было "проходящее", неинтересное время: "Прошло четыре года" , "Прошло еще несколько лет", как будто не стоит тратить время и бумагу на изображение такой безделицы…

Изображение повседневной жизни человека, лишенной внешних бурь и потрясений, но в рутине заставляющей человека вечно ждать никогда не наступающего счастья, стало сквозной темой рассказов А.Чехова, определившей дальнейшее развитие русской малой прозы.

Исторические потрясения, безусловно, диктуют художнику иные темы и сюжеты.М.Шолохов в цикле донских рассказов говорит о страшных и прекрасных человеческих судьбах в годину революционных потрясений. Но дело тут не столько в самой революции, сколько в вечной проблеме борьбы человека с самим собой, в вечной трагедии крушения старого привычного мира, которую многократно переживало человечество. И потому Шолохов обращается к сюжетам, давно укоренившимся в мировой литературе, изображая частную человеческую жизнь как бы в контексте мировой легендарной истории. Так, в рассказе "Родинка" Шолохов использует древний, как мир, сюжет о поединке отца и сына, не узнанных друг другом, с которым мы встречаемся в русских былинах, в эпосах древней Персии и средневековой Германии… Но если древний эпос трагедию отца, убившего сына в битве, объясняет законами судьбы, не подвластной человеку, то Шолохов говорит о проблеме выбора человеком своего жизненного пути, выбора, который определяет все дальнейшие события и в конце концов делает одного зверем в человеческом обличье, а другого - равным величайшим героям прошлого.




Top