Тематическое направление Разум и чувство. Универсальное вступление Чувства это наша реакция на события внешнего мира, наши

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговые темы сочинений по литературе 2016-2017 учебного года Направление «Разум и чувство»

2 слайд

Описание слайда:

…открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года: «Разум и чувство» «Честь и бесчестие» «Победа и поражение» «Опыт и ошибки» «Дружба и вражда» Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

3 слайд

Описание слайда:

Александр Евгеньевич Гаврюшкин «Чувства и разум» Нет чувств без разума, и разума без чувств. Как много здесь цветов, тонов, оттенков. «Я Вас люблю» - срывается из уст, А разум с чувствами идут стена на стенку. Они враги, друзья, антитела? Что их роднит, и что их различает? Для разума важней всего дела, А чувства о любви лишь помышляют… Когда они едины – это взрыв. Взрыв счастья, что вокруг всё освещает, А, если врозь - болезненный нарыв, Который, воспаляясь, жить мешает. Все знания без чувств, увы, мертвы. На знаниях нам счастье не построить. . Что толку в том, что так разумны мы? Наш разум без любви, так мало стоит! Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…», А разум говорит: «На самом деле Ошибку совершаешь, не спеши! Немного подожди, хотя б неделю…» Так что главней? Всевышний, подскажи… Возможно разум, чудеса творящий, Иль наши чувства, ведь без них, увы, Любви мы не познаем настоящей? Нет чувств без разума и разума без чувств. Цвет белый помогает видеть чёрный. Мир без любви, так неуютно пуст, В нём одинок наш разум непокорный

4 слайд

Описание слайда:

«Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. Краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

5 слайд

Описание слайда:

Разум Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. Чувство 1.Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее. 2.Эмоция, переживание. Толкование понятий по словарю Ожегова

6 слайд

Описание слайда:

Словарь Ушакова Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания." "Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

7 слайд

Описание слайда:

Разум всегда является жертвой обмана сердца. (Ф. Ларошфуко) Разум – это всадник, которого легко высадить из седла. (Дж. Свифт) Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно. (Г. Гегель) Никогда не действовать в пылу страсти – все сделаешь не так. Кто не в себе, тот и не отвечает за себя, страсть изгоняет разум. Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, – она‑то достойна личности. (Бальтасар Грасиан-и-Моралес). Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. (И.Ф.Шиллер) Человек не только может, но и должен связать удовольствие с долгом: он должен радостно повиноваться своему разуму. Цель мира в том, чтобы царствовал разум. (И.Ф.Шиллер) Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств." М. Пришвин Крылатые фразы о разуме

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

"Человек, как парусник, летящий по велению ветра» Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. (Ойзерман) Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины.(И.П.Павлов) Разум представляет собой сумму лучших наших чувств. (П.Шелли) Чувство - огонь, мысль - масло.(Белинский В. Г.) "Борьба чувства и долга в литературном произведении" Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие сущность человека.(Л.Н.Толстой) Прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь мешает ощутить мировую гармонию. (Л.Н.Толстой) Человеческая жизнь невыносима и скучна без переживаний. Примерные темы сочинения

10 слайд

Описание слайда:

С давних времен в человеке разум и чувства играют совсем разные роли. Хотя они идут рука об руку, но разум предупреждает человека, в отличие от чувства. Чувства ведут человека несмотря ни на что, не важно, что за этой стеной... А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же, как без разума, так и без чувств, человек просто превратился бы в животное. Противоречия между разумом и чувством как были так и будут. Почему? Объясняется очень просто. Человеку, как бы он ни хотел, не удастся управлять своими чувствами, если они искренни. А разум, как обычно, если его не затмят чувства, будет противоречить чувствам. Размышление по противоборствующим понятиям «разум и чувства»

11 слайд

Описание слайда:

С давних времен в человеке разум и чувства играют совсем разные роли. Хотя они идут рука об руку, но разум предупреждает человека, в отличие от чувства. Чувства ведут человека несмотря ни на что, не важно, что за этой стеной... А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же, как без разума, так и без чувств, человек просто превратился бы в животное. Чтобы разобраться в этом, обратимся к литературным произведениям. Примерное начало сочинения

12 слайд

Описание слайда:

Противоречия между разумом и чувством как были, так и будут. Почему? Объясняется очень просто. Человеку, как бы он ни хотел, не удастся управлять своими чувствами, если они искренни. А разум, как обычно, если его не затмят чувства, будет противоречить чувствам. Именно в литературных произведениях авторы ведут размышление по этому поводу. Обратимся к … Примерное начало сочинения

13 слайд

Описание слайда:

Один неизвестный автор сказал: «Думай головой, живи сердцем». Эта фраза о двух противоборствующих понятиях: разуме и чувствах. Разум помогает человеку принять то или иное решение. Чувства же ведут человека несмотря ни на что, не важно, что за этой стеной... Как всё-таки правильнее жить человеку? Что важнее: разум или чувства? Лично мне помогает разобраться в этом книга. Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Примерное начало сочинения

14 слайд

Универсальное вступление
Чувства – это наша реакция на
события внешнего мира, наши
внутренние установки. Нравится или
не нравится, восхищает или
оставляет равнодушным, вызывает
страх или уверенность. Разум же
-
это способность открывать и
познавать законы мира.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

Нет чувств без разума, и разума без чувств.
Как , тонов,
оттенков.
«Я Вас люблю» - срывается из уст,
А разум с чувствами идут стена на
стенку.
Они враги, друзья, антитела?
Что их роднит, и что их различает?
Для разума важней всего дела,
А чувства о любви лишь помышляют…
Когда они едины – это взрыв.
Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
А, если врозь - болезненный нарыв,
Который, воспаляясь, жить мешает.
Все знания без чувств, увы, мертвы.
На знаниях нам счастье не построить.
Что толку в том, что так разумны мы?
Наш разум без любви, так мало стоит!

Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…»,
А разум говорит: «На самом деле
Ошибку совершаешь, не спеши!
Немного подожди, хотя б неделю…»
Так что главней? Всевышний, подскажи…
Возможно разум, чудеса творящий,
Иль наши чувства, ведь без них, увы,
Любви мы не познаем настоящей?
Нет чувств без разума и разума без чувств.
Цвет белый помогает видеть чёрный.
Мир без любви, так неуютно пуст,
В нём одинок наш разум непокорный.

Возможные тезисы
1. «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД
РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ
РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ.
(Очень часто возникают ситуации, когда человек
поступает по велению сердца вопреки голосу
разума. Например, так происходит, когда нами
движет сочувствие.
Иногда, помогая кому-то, приходится нарушать
правила, действовать вопреки своим
интересам. Голос милосердия оказывается
сильнее доводов рассудка.)
или

Аргументы
Многие писатели обращались к теме милосердия.
Так, в рассказе Валентина Петровича Распутина
«Уроки французского» рассказывается об
учительнице Лидии Михайловне, которая не
смогла остаться равнодушной к бедственному
положению своего ученика (игра на деньги)….
В рассказе Андрея Платоновича Платонова
«Юшка» главный герой, именем которого
назван рассказ, тоже живёт больше чувствами,
нежели руководствуется разумом (почти все
заработанные на кузнице деньги – сироте. А
сам…)

Возможные тезисы
2. НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ
НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ,
ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ ,
МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ.
(Иногда случается так, что человеком владеют
негативные чувства: гнев, обида, зависть.
Охваченный ими, он совершает достойные
осуждения поступки, хотя, конечно же,
разумом сознает, что творит зло.
Последствия же таких действий могут быть
трагическими)

Аргументы
Обратимся к рассказу Анны Масс «Ловушка»,
в котором описывается поступок девочки
Валентины. Героиня испытывает неприязнь
по отношению к жене брата Рите. Это
чувство настолько сильно, что Валентина
решает устроить невестке ловушку:…
Рассказ позволяет задуматься над тем, что
нельзя поддаваться власти негативных
чувств, так как они могут спровоцировать
жестокие поступки, о которых потом
придется горько сожалеть.

Возможные аргументы
3. РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО
МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ
ПОСЛЕДСТВИЯМ.
( Всегда ли человек должен прислушиваться к
голосу разума? На первый взгляд кажется,
что да. Однако далеко не всегда разум дает
верные советы. К сожалению, иногда
случается так, что поступки,
продиктованные рассудочными доводами,
приводят к негативным последствиям)

Аргументы
Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В
аптеке». Автор описывает домашнего
учителя Свойкина, который, будучи
тяжело больным, сразу после приёма
врача пришел в аптеку…
Прочитав эту короткую историю, мы видим,
что не всегда разумные решения ведут к
добру. Порой они имеют весьма
трагические последствия.

Аргументы
А в рассказе А.П. Чехова «О любви» мы знакомимся с
грустной историей взаимоотношений главных героев…
…. Любовь не может руководствоваться никакими
правилами, однако Алёхин и Анна Луганович
поддавшись зову рассудка, отказываются от своего
счастья, запирают любовь в футляр, и оба глубоко
несчастны
Повесть Альберта Лиханова «Лабиринт».
(Уступая давлению семьи, герой приносит чувства в
жертву разуму: он отказывается от любимой работы в
пользу заработка)

Возможные тезисы
4. РАЗУМ И ЧУВСТВА.ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА
(Чувства или разум? Иногда в нашей жизни
возникают такие ситуации, в которых нет
правильного выбора. Прислушиваясь к
чувствам, человек погрешит против
нравственных норм и обречет себя на
трагические последствия; прислушиваясь к
разуму, он тоже будет страдать. Может не
быть такого пути, который привел бы к
благополучному разрешению ситуации)

Аргументы
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
(Трагедия судьбы пушкинской героини в
том, что выбор между разумом и чувством
в ее ситуации – это выбор без выбора,
любое решение приведет только к
страданию (Эпизоды встречи Татьяны с
Онегиным после замужества))
Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
(любовь Андрия к прекрасной полячке)

Возможные тезисы
5. «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК
ДОЛЖЕН СУМЕТЬ СПРАВИТЬСЯ С
НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ.
(Поддаваться чувствам или побеждать их?
Наверное, однозначного ответа не
существует. Конечно, если нами движут
«чувства добрые», например, сострадание,
желание помочь, то следует прислушаться к
ним. Если же это чувства негативные,
разрушительные - нужно уметь укрощать их,
слушать доводы разума)

Аргументы
Так, в рассказе Анны Масс «Трудный
экзамен» говорится о девочке, Ане
Горчаковой, которая сумела выдержать
непростое испытание…
Писатель хочет преподать нам урок: как бы
ни были сильны негативные чувства, мы
должны уметь справляться с ними и идти
к поставленной цели, несмотря на
разочарования и неудачи.

Домашнее задание (ко вторнику)
Используя первый тезис, написать
сочинение на тему
«Всегда ли совпадают разумное и
нравственное?»

Автор: учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ №5
х.Восточный» Ж.А.Базыльская

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

…открытые тематические направления для
итогового сочинения 2016/17 учебного года:
«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и поражение»
«Опыт и ошибки»
«Дружба и вражда»

Александр Евгеньевич Гаврюшкин «Чувства и разум»

Нет чувств без разума, и разума без
чувств.
Как много здесь цветов, тонов, оттенков.
«Я Вас люблю» - срывается из уст,
А разум с чувствами идут стена на
стенку.
Они враги, друзья, антитела?
Что их роднит, и что их различает?
Для разума важней всего дела,
А чувства о любви лишь помышляют…
Когда они едины – это взрыв.
Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
А, если врозь - болезненный нарыв,
Который, воспаляясь, жить мешает.
Все знания без чувств, увы, мертвы.
На знаниях нам счастье не построить.
.
Что толку в том, что так разумны мы?
Наш разум без любви, так мало стоит!
Нам чувства шепчут: «Всё отдай
любви…»,
А разум говорит: «На самом деле
Ошибку совершаешь, не спеши!
Немного подожди, хотя б неделю…»
Так что главней? Всевышний, подскажи…
Возможно разум, чудеса творящий,
Иль наши чувства, ведь без них, увы,
Любви мы не познаем настоящей?
Нет чувств без разума и разума без чувств.
Цвет белый помогает видеть чёрный.
Мир без любви, так неуютно пуст,
В нём одинок наш разум непокорный

Краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических изме

Краткий комментарий к открытым тематическим
направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ
«Федеральный институт педагогических измерений»
«Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве
как двух важнейших составляющих внутреннего мира
человека, которые влияют на его устремления и поступки.
Разум и чувство могут быть рассмотрены как в
гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве,
составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума
и чувства интересна для писателей разных культур и эпох:
герои литературных произведений нередко оказываются
перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Толкование понятий по словарю Ожегова

Разум
Высшая ступень познавательной деятельности человека,
способность логически и творчески мыслить, обобщать
результаты познания.
Чувство
1.Состояние, в котором человек способен сознавать,
воспринимать окружающее.
2.Эмоция, переживание.

Словарь Ушакова

Разум
- способность
логически мыслить, постигая
смысл (значения для себя,
кого-то или чего-то) и связь
явлений,
уяснять
законы
развития мира, общества и
сознательно
находить
целесообразные способы их
преобразования. || Сознание
чего-н., взгляды, как результат
определенного
миропонимания."
"Чувства
- способность
воспринимать
внешние
впечатления, ощущать, испытывать
что-н. зрения, слуха, обоняния,
осязания, вкуса. || Состояние, в кром человек способен сознавать
окружающее,
владеет
своими
душевными
и
умственными
способностями. || Внутреннее,
психическое состояние человека,
то, что входит в содержание его
душевной
жизни"
Можно
попроще:
"Чувства
это то
переживаемые в различной форме
отношения человека к предметам и
явлениям действительности.

Крылатые фразы о разуме

Разум всегда является жертвой обмана сердца. (Ф. Ларошфуко)
Разум – это всадник, которого легко высадить из седла. (Дж. Свифт)
Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно. (Г.
Гегель)
Никогда не действовать в пылу страсти – все сделаешь не так. Кто
не в себе, тот и не отвечает за себя, страсть изгоняет разум.
Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от
разума, – она‑то достойна личности. (Бальтасар Грасиан-иМоралес).
Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова
должна воспитывать сердце. (И.Ф.Шиллер)
Человек не только может, но и должен связать удовольствие с
долгом: он должен радостно повиноваться своему разуму.
Цель мира в том, чтобы царствовал разум. (И.Ф.Шиллер)
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум,
охлаждающий движение чувств." М. Пришвин

Крылатые выражения о чувстве

Иногда то, что мы знаем, бессильно перед тем, что мы чувствуем. (Стивен Кинг)
Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав
Флобер)
Великие мысли происходят от великого чувства. (Ф. де Ларошфуко)
Можно закрыть глаза на то, что видишь. Но нельзя закрыть сердце на то, что ты
чувствуешь. (Ф. Ницше)
Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут
чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. (Ремарк)
Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться
нашими чувствами. (П. Коэльо)
Думай головой, живи сердцем. (Неизвестный автор)
Страсти пагубны, потому что они ослепляют человека. (Эзоп)
Владей своими страстями - или они овладеют тобою. (Эпиктет)
Чувства людей гораздо интереснее их мыслей. (Оскар Уайльд)
Мысль обычно - судья, а чувство - обвиняемый. (Неизв. автор)
Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные
свойства, которые расширили бы круг его жизни. (О. де Бальзак)

Примерные темы сочинения

"Человек, как парусник, летящий по велению ветра»
Только существо, обладающее разумом, может быть
неразумным. (Ойзерман)
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного
чувства родины.(И.П.Павлов)
Разум представляет собой сумму лучших наших чувств. (П.Шелли)
Чувство - огонь, мысль - масло.(Белинский В. Г.)
"Борьба чувства и долга в литературном произведении"
Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие

Прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь
мешает ощутить мировую гармонию. (Л.Н.Толстой)
Человеческая жизнь невыносима и скучна без переживаний.

10. Размышление по противоборствующим понятиям «разум и чувства»

С давних времен в человеке разум и чувства играют
совсем разные роли. Хотя они идут рука об руку, но разум
предупреждает человека, в отличие от чувства. Чувства ведут
человека несмотря ни на что, не важно, что за этой стеной...
А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что
чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же, как
без разума, так и без чувств, человек просто превратился бы
в животное.
Противоречия между разумом и чувством как были так и
будут. Почему? Объясняется очень просто. Человеку, как бы
он ни хотел, не удастся управлять своими чувствами, если
они искренни. А разум, как обычно, если его не затмят
чувства, будет противоречить чувствам.

11. Примерное начало сочинения

С давних времен в человеке разум и чувства
играют совсем разные роли. Хотя они идут рука об
руку, но разум предупреждает человека, в отличие от
чувства. Чувства ведут человека несмотря ни на что, не
важно, что за этой стеной... А разум взвешивает все за
и против. Но это не значит, что чувства нас всегда
обманывают, далеко не так. Так же, как без разума, так
и без чувств, человек просто превратился бы в
животное. Чтобы разобраться в этом, обратимся к
литературным произведениям.

12. Примерное начало сочинения

Противоречия между разумом и чувством как
были, так и будут. Почему? Объясняется очень просто.
Человеку, как бы он ни хотел, не удастся управлять
своими чувствами, если они искренни. А разум, как
обычно, если его не затмят чувства, будет
противоречить чувствам. Именно в литературных
произведениях авторы ведут размышление по этому
поводу.
Обратимся к …

13. Примерное начало сочинения

Один неизвестный автор сказал: «Думай головой, живи
сердцем». Эта фраза о двух противоборствующих понятиях:
разуме и чувствах. Разум помогает человеку принять то или
иное решение. Чувства же ведут человека несмотря ни на
что, не важно, что за этой стеной... Как всё-таки правильнее
жить человеку? Что важнее: разум или чувства? Лично мне
помогает разобраться в этом книга.
Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

14. Литературные произведения

1. Л.Н.Толстой «Война и мир»
Сравнить разумную Соню и живущую чувствами Наташу.
Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки,
но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но
ее сердце всегда подсказ ывало ей дорогу.
2. Л.Н.Толстой «Война и мир»
Народ и его чувства, бесчувственные герои (Анатоль, Элен,
Наполеон)

15. Литературные произведения

1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
«Резкий, охлажденный ум» и неспособность к
сильным чувствам Онегина. Онегин - холодный,
рассудочный человек. Татьяна Ларина с тонкой
чувствительной душой. Эта душевная дисгармония
и стала причиной драмы несостоявшейся любви.
2. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Разум и чувство любви
к Родине бедного Мцыри)

16. Литературные произведения

1. И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Разум и чувства Евгения Базарова.
2. А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и
разум, и чувства);
3. Ф. Искандер «Сон о боге и дьяволе»
"Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум
сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума.
Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум,
не омытый совестью, становится злокачественным.
Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль
Искандер "Сон о боге и дьяволе")
4. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(бесчувственный Григорий Печорин и человеколюбивый
Максим Максимыч)

17. Вывод

В заключение хочу добавить: тема разума и чувства
интересна для писателей разных культур и эпох: герои
литературных произведений нередко оказываются перед
выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Впрочем, так происходит и в жизни.
Таким образом, мировая литература дает богатейший
материал для рассуждения на тему чувств и разума. Можно
бесконечно говорить об этом. Хочу добавить: в человеке
должны быть и разум, и чувства. Ведь жизнь людей скучна
без переживаний.

18. Домашнее задание

1. Чувство - огонь, мысль - масло.(В.Г.Белинский)
2. Прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум
лишь мешает ощутить мировую гармонию. (Л.Н.Толстой)
3. Человеческая жизнь невыносима и скучна без
переживаний.
4. Только пустые люди не испытывают прекрасного и
возвышенного чувства родины.(И.П.Павлов)
5. Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие
сущность человека.(Л.Н.Толстой)
6. Думай головой, живи сердцем.

Описание презентации ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВО» 1. по слайдам

1. Что в человеке главное: разум или чувства? Или, может быть, эти категории (понятия) должны быть уравновешены? … Об этом рассуждают с древности философы, об этом написаны тысячи книг. Когда человек впервые задумывается о том, что же управляет им: чувство или разум? Не тогда ли, когда уже совершит ошибку (попадёт в проблемную ситуацию)? На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Однако в жизни так бывает далеко не всегда. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы… 2. Разум и чувство — важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его поступки. Разум — это способность логически мыслить, постигая смысл бытия и связь явлений. Именно разум дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства – это способность воспринимать внешние впечатления, что-либо ощущать, испытывать. Это внутреннее состояние человека, идущее, как говорят, от сердца. По мнению, В. Г. Белинского, «разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Обратимся к произведениям художественной литературы.

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума» . Так, например, в семье Болконских царит разум, а не чувства. Н. А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Жил по велению разума или чувства и был ли счастлив? Сначала князь Андрей находится во власти тщеславия, он увлечен идеями наполеонизма, мечтает о своем Тулоне, о том, чтобы быть известным людям. К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели. Дальнейшие его действия привели к разочарованию. Возвращает к жизни героя Пьер Безухов, который считает, что «надо жить, надо любить, надо верить» , т. е. жить чувствами. И молодой Болконский постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, . Чувственность Наташи, её естественность, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Всё идёт взаимному счастью. Но… Князь Андрей вновь отдаётся во власть разума. Он отсрочивает свадьбу на год, а Наташа, запутавшись в своих чувствах, не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье. Позже Наташа горячо раскаивается. Она ждёт прощения от жениха. Но гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. Голос разума заставляет его подавить свои чувства.

Во время Бородинского сражения князь Андрей наконец-то понимает, что главное для офицера, дворянина не слава, а любовь к Отечеству. Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами. После смертельного ранения князь Андрей обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. Его последние мысли связаны с чувствами: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим… любовь к врагам…которой я не понимал» . Анализируя поступки толстовского героя, мы понимаем, что человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства. Именно это и произошло с Андреем Болконским. На мой взгляд, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. Андрей слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Примером чувственного отношения к жизни является лёгкое беззаботное существование Оли Мещерской из рассказа И. Бунина «Лёгкое дыхание» . Автор выразительно передает её кружение по жизни, неожиданные поступки. «Я совсем сошла с ума» , — говорит Оля. Однако, живя своей судьбой, Оля, как и Наташа Ростова, желает всего и сразу, не задумываясь о смысле своей жизни, и в результате погибает. Несомненно, личность Оли Мещерской неоднозначна. С одной стороны, эта сильная личность живёт без страха быть непонятой – только чувствами, порывами души. Но с другой стороны, Оля не выдерживает жестокой борьбы с предрассудками общества, его равнодушием, голым рассудком. Что хотел сказать своим рассказом автор? Что он ставит на первое место: разум или чувства? Несомненно, трагический финал и смерть героини свидетельствуют о мысли, что в жизни должна быть гармония.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Направление предполагает раздумье о разуме и
чувстве как двух важнейших составляющих
внутреннего мира человека, которые влияют на его
устремления и поступки. Разум и чувство могут быть
рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в
сложном противоборстве, составляющем внутренний
конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей
разных культур и эпох: герои литературных
произведений нередко оказываются перед выбором
между велением чувства и подсказкой разума.

Афоризмы и высказывания
известных людей
Есть чувства, восполняющие и затемняющие
разум, и есть разум, охлаждающий движение
чувств.
М.М.Пришвин
Если чувства будут не истинны, то и весь наш
разум окажется ложным.
Лукреций

Никакому воображению не придумать
такого множества противоречивых
чувств, какие обычно уживаются в одном
человеческом сердце.
Ф.Ларошфуко
Видеть и чувствовать - это быть,
размышлять, это жить.
У. Шекспир

АРГУМЕНТЫ
В эпоху господства классицизма в
литературе безусловное
первенство отдается разуму,
поступки продиктованы
взвешенными решениями,
жизненным опытом, на первый
план выходят проблемы
социального звучания.

Прекрасными примерами будут служить комедии Д.И.
Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от
ума». Беседы Стародума и Правдина, Стародума и
Милона о долге, чести человека, о его важнейших
духовных и нравственных качествах, которые диктуют
его поступки, сводятся в конечном итоге к
превознесению рассудка над чувствами. Или же
преданность Александра Андреевича Чацкого своим
идеалам и убеждениям, связанным с осознанием
необходимости искоренения старых порядков
фамусовской Москвы, с изменением общества и
сознания молодого поколения – свидетельство его
рационального подхода к себе и окружающей
действительности.

На смену классицизму приходит сентиментализм, а позже и
романтизм с кардинальным поворотом к категории «чувство».
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» героиня
руководствуется испытываемыми чувствами искренней чистой
любви к своему избраннику Эрасту, что, к сожалению, в конечном
итоге приводит к непоправимой трагедии. Обман приводит к
крушению надежд, потере смысла жизни для Лизы.
Чувства героя, его страсти и переживания становятся ключевыми
аспектами художественного исследования писателямиромантиками. В.А. Жуковский, А.С. Пушкин в своих ранних
произведениях, М.Ю. Лермонтов и многие другие русские
классики изображали сильные характеры, которые
руководствовались стремлением к идеалу, абсолюту, осознавали
пошлость окружающей действительности и невозможность найти
тот самый идеал в этом мире. Это порождало неизбежный
конфликт их с миром, приводило к изгнанничеству, одиночеству,
скитаниям, а зачастую и вовсе к смерти.

Чувства любви, тоски по любимому
толкают Светлану из одноименной
баллады В.А. Жуковского заглянуть в
потусторонний мир, чтобы познать свою
судьбу и встретить своего избранника. И
безграничное чувство страха испытывает
героиня, попадая в ту страшную,
наполненную демоническими силами
реальность.

Не разум, а веление сердца толкают Мцыри из
одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова
совершить побег из монастыря и вернуться на
родину, дабы обрести дом, друзей или хотя бы
«могилы родных». А познав себя, природу своей
внутренней свободы, герой разумом понимает,
что никогда не сможет стать частью мира
монастырского, мира «заточения» и тюрьмы,
потому и совершает выбор в сторону смерти как
вечной свободы.

10.

Вторая половина XIX века с господством
реализма в русской литературе намного
усложнила взаимоотношения понятий
«разум» и «чувство». Выбор героев между
ними становится намного сложнее,
благодаря приему психологизма данная
проблема усложняется, зачастую
определяя судьбу литературного образа.

11.

Великолепный пример русской классики – роман И.С.
Тургенева «Отцы и дети», в котором автор намеренно
сталкивает чувства и разум, приводя читателя к
мысли, что любая теория имеет право на
существование, если она не противоречит самой
жизни. Евгений Базаров, выдвигая
рационализаторские идеи по изменению общества,
старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным
наукам, способным приносить пользу государству,
обществу, человечеству, отрицая при этом все
духовные составляющие человеческой
жизнедеятельности – искусство, любовь, красоту и
эстетику природы. Подобное отрицание и безответная
любовь к Анне Сергеевне приводит героя к крушению
собственной теории, разочарованию и моральному
опустошению.

12.

Борьба разума и чувств показана в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание».
Четко продуманная теория Раскольникова не
вызывает у героя сомнений в своей
правомочности, что и приводит его к
совершению убийства. Но муки совести,
преследующие Родиона после свершения
преступления, не дают ему жить спокойно
(особая роль в данном аспекте отводится снам
героя).

13.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
категории «разум» и «чувство» вынесены на первый
план. Для писателя важно, насколько преобладают в
героях та или иная сторона, чем они руководствуются
в своих поступках. Неизбежного наказания, по
мнению автора, заслуживают те, кто не считается с
чувствами других людей, кто расчетлив и корыстен
(семья Курагиных, Борис Друбецкой). Те же, кто
отдается чувствам, велениям души и сердца, пусть и
совершает тем самым ошибки, но способен в
конечном итоге их осознать (вспомним, например,
попытку Наташи Ростовой бежать с Анатолем
Курагиным), способны на прощение, сочувствие.
Безусловно, Толстой, как истинный писательфилософ, призывал к гармоничному единству
разумного и чувственного в человеке.

14.

Интересное воплощение получают две эти
категории в творчестве А.П. Чехова. Например, в
«Даме с собачкой», где провозглашается
всепоглощающая сила любви, показано,
насколько сильно это чувство может повлиять
на жизнь человека, буквально перерождая
людей к новой жизни. Показательны в этом
плане финальные строки рассказа, в которых
констатируется, что разумом герои понимали,
сколько впереди их ждет препятствий и
трудностей, но их это не страшило

15.

Или противоположный пример – рассказ
«Ионыч», в котором герой заменяет духовные
ценности – а именно желание любить, иметь
семью и быть счастливым – материальными,
холодным расчетом, что неизбежно приводит
к моральной и духовной деградации
Старцева. Гармоничное единство разума и
чувства продемонстрировано в рассказе
«Студент», в котором Иван Великопольский
приходит к осознанию своего
предназначения, обретая тем самым
внутреннюю гармонию и счастье.

16.

Литература ХХ века представила также
множество произведений, в которых категории
«разум» и «чувство» занимают одно из
первостепенных мест. В пьесе «На дне» М.
Горького – символичное воплощение понятий
через рациональное реалистическое
осмысление окружающей среды, в которой
пребывает человек (рассуждения Сатина), и
иллюзорные представления о светлом
будущем, вселяемые надежды в души героев
странником Лукой.

17.

В романе-эпопее «Тихий Дон» М.А. Шолохова –
моральные терзания Григория Мелехова
относительно чувств к Аксинье и долга перед
Натальей, диалогизм в выборе власти. В поэме
«Василий Теркин» А.Т. Твардовского – осознание
русским солдатом необходимости победить внешнего
врага, слитое при этом с чувством безграничной
любви к родине. В рассказе «Один день Ивана
Денисовича» А.И. Солженицына – беспощадные
условия содержания заключенных, сопровождаемые
горьким осознанием объективности реальности, и
внутренняя направленность сознания Шухова,
выводящие на проблему сохранения в подобных
условиях в себе человеческого.

18.

источники
http://7oom.ru/powerpoint/fon-dlya-prezentacii-bloknot-07.jpg листы
https://www.google.ru/search?q=%D0%B5%D0%B3%D1%8D&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&v
ed=0ahUKEwjO5t7kkKDPAhXKEywKHc7sB-IQ_AUICSgC&biw=1352&bih=601#newwindow=1&tbm=isch&q=%D0%
B5%D0%B3%D1%8D+%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF&imgrc=QhIRugc5LIJ5EM%3A
http://www.uon.astrakhan.ru/images/Gif/7b0d3ec2cece.gif компас
http://4.bp.blogspot.com/-DVEvdRWM3Ug/Vi-NnLSuuXI/AAAAAAAAGPA/28bVRUfkvKg/s1600/essay-clipart-24-08-07
_04a.jpg
ученик
http://effects1.ru/png/kartinka/4/kniga/1/kniga_18-320.png книги
Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2016/2017 учебном году для
учителей русского языка и литературы – Ставрополь, 2016. – 46 с.
Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания
Погребняк Н.М.


Top