Конспект урока литературы на тему "Трагическая острота конфликта в драме А.Н.Островского "Гроза" ". I

«Театр Островского» - ТЕМА: А.Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества. Урок- презентация в 10 классе по литературе. Оборудование: презентация, портрет А.Н. Островского, видеозапись «Замоскворечье».

«Островский литература» - У А. Н. Островского были основания для такого утверждения. 1. «Моя задача – служить русскому драматическому искусству. «Колумб замоскворечья». А. Н. Островский «Снегурочка». «…Полна чудес могучая природа! Северный фасад дома-музея. 9. Южный фасад дома-музея. 11. 6. 8. 2.

«Александр Николаевич Островский» - Соломин Николай. Коровин Константин. Мизгирь - паук, тарантул. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец. В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Из значимых имен и прозвищ. Малуша - малышка, малорослая, или младшая дочь в семье (Даль). Волшебное, сказочное зрелище. Страдание.

«Бесприданница» - Духовное одиночество-проявление силы или слабости? Вопросы для музыкантов: Музыковеды. Что означало слово «бесприданница» во времена Островского? Историки. Творческое название: Бедность не порок. Жизнь купечества конца 19 века. Вопросы для литературоведов: Каковы причины трагедии Ларисы Огудаловой? Вопросы для историков:

«Свои люди сочтемся» - Влияние гоголевской традиции в "Своих людях..." действительно велико. Замоскворечье в представлении Островского не ограничивалось Камер-коллежским валом. Через Москву волнами вливалась в Россию народная сила. Пьеса имела шумный успех в литературных кругах Москвы и Петербурга. То-то и беда, яхонтовый!

«Бесприданница Островского» - Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Родился 31 марта 1823г. в семье чиновника. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Идея: Социальные проблемы: Положение женщины в русском обществе Богатые и бедные. Проблематика пьесы. Темы: Любовный Социальный.

Всего в теме 22 презентации

Катерина – луч света в «темном царстве»

Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ


  • Начертить таблицу: распределение действующих лиц по социальному конфликту.
  • Хозяева жизни. Дикой.
  • Хозяева жизни. Кабаниха.
  • Сходства и различия Дикого и Кабанихи.

  • Положение женщины в русском обществе;
  • Домострой – памятник письменности 16 века
  • Катерина


В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих

отношениях. До замужества она жила под

непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы.

«Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта


Катерина. Имя – образ - судьба

Екатерина разговорное Катерина,

в переводе с греческого : чистая, благородная, благопристойная:

1.соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали.

2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ –приличный, скромный


Жизнь в родительском доме

Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме?


Катерина в родительском доме

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду


  • А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху.
  • - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?


Особенности жизни Катерины в родительском доме

Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей

1.Сердечное отношение родных.

Болезненная впечатлительность, экзальтированность.

2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок....

Романтическое отношение к жизни.

3.Относительная свобода.


Катеринао жизни в семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»




Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису?

От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом?

К чему стремилась Катерина?

  • Через что пришлось переступить Катерине?
  • На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?

Почему Катерина ищет выход в любви?

«Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. »

Любила ли Катерина мужа?


  • Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь?
  • Катерина. Что я сделаю!
  • Варвара. Да, что сделаешь?
  • Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю.
  • Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят.
  • Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.
  • Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена.
  • Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь.
  • - Прокомментируйте диалог


Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут.

Варвара улыбается.

Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)


Покаяние Катерины – проявление силы или слабости героини?

Считается, что эта сцена – самое напряженное место в пьесе. Вспомните термин, обозначающий максимальное напряженность в жизни героев.

Кульминация


«Страшный суд»

В.М.Васнецов


"Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"


Какова сила любви Катерины?

Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её?

Возьми меня с собой отсюда.

Нельзя, Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает.

Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?


Позитивные стороны

Негативные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Свекровь заест совсем...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»


Негативные стороны

Позитивные стороны

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»


В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома - страх.

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

«Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное - жить согласно своей душе

Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему


Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу: все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется


самоубийство Катерины

протестом

против «темного царство» ?


«Гроза» в русской критике

Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»).

________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

Какого мнения вы придерживаетесь и почему?


Домашняя работа

1.Написать эссе на тему: «Самоубийство Катерины – сила или слабость ее характера?»

2. Ответить на вопрос:

Какой смысл вложен в название пьесы?


Информационные источники

15слайд - Катерина

16 слайд – Катерина и Варвара

17слайд – Катерина

18слайд- под сводами церкви

20слайд – покаяние Катерины

21слайд – картина Васнецова

22слайд – Катерина с Борисом

Прощание Катерины с Борисом

Катерина и Борис на скамейке у Волги

23слайд – Катерина с Борисом

27слайд - Катерина

28слайд – Катерина и Тихон

Шаблон учителя Морозовой Н.Т

4слайд – женщина в 19 веке

5слайд – «Домострой»

6слайд - Катерина

7слайд – Вид на Волгу

8слайд - Катерина

9слайд - церковь

10слайд – девочка, служба в церкви

Свет в церкви

12слад – Кабаниха, Катерина, Борис

13слайд – Дикой и Кабаниха

14слайд – вечерний моцион

Пьеса Островского «Гроза» была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства. Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.

Детство

Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить!

» С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.

Окружение

Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва - Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.

«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов: Да нет, маменька!

Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» - таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.

Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

Отношения с Борисом

В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт - непринятие действительности Калинова - и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.

Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

Подробное раскрытие образа главной героини и описание её отношений с другими действующими лицами пьесы пригодится 10 классам при подготовке к сочинению на тему «Образ Катерины в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Почему критик Н.А.Добролюбов называет Катерину “сильным характером”?

В статье «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбов пишет, что в «Грозе» выражен «русский сильный характер», который поражает «своею противоположностью всяким самодурным началам». Этот характер «сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, чем жизнь при тех началах, которые ему противны». Именно таким увидел критик характер Катерины. Но так ли видится этот образ читателю? И как проявляется характер героини в действии?

Формирование личности начинается в детстве, поэтому автор вводит в пьесу рассказ Катерины о жизни в доме родителей. Переживания героини, её душевное состояние, восприятие произошедших с нею событий как трагедии – всё это было бы непонятно без описания жизни до замужества и после. Чтобы объяснить изменения, которые произошли в душе Катерины, и её внутреннюю борьбу, возникшую в результате совершённых ею поступков, автор даёт картины детства и юности героини через воспоминания, нарисованные светлыми красками (в отличие от «тёмного царства», где вынуждена она жить в замужестве).

Катерина считает атмосферу родительского дома очень благотворной для её развития и воспитания: «Я жила, ни о чём не тужила, ...как птичка на воле». Занятия этого периода – рукоделие, работа в саду, посещение церкви, пение, беседы со странницами – не сильно отличаются от того, что заполняет жизнь героини и в доме Кабановых. Но за забором купеческого дома нет свободы выбора, теплоты и душевности в отношениях между людьми, нет радости и желания петь, как птичка. Всё, как в кривом зеркале, искажено до неузнаваемости, и это вызывает диссонанс в душе Катерины. Злость, сварливость, вечное недовольство, постоянные упрёки, нравоучения и недоверие свекрови лишали Катерину уверенности в собственной правоте и чистоте помыслов, вызывали тревогу и душевную боль. Она с тоской вспоминает о счастливой и спокойной жизни в девичестве, о том, как любили её родители. Здесь же, в «тёмном царстве», пропало радостное ожидание счастья, светлое восприятие мира.

На смену жизнелюбию, оптимизму, ощущению в душе чистоты и света пришли уныние, чувство греховности и вины, страх и желание умереть. Это уже не та весёлая девочка, какой знали её люди в девичестве, это совсем другая Катерина. Но сила характера проявляется даже в условиях жизни за забором, так как покорно терпеть несправедливость и унижения, принимать принципы купеческого ханжества героиня не может. Когда Кабанова упрекает Катерину в притворстве, она возражает свекрови: «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю... Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Так с Кабановой никто не разговаривал, а Катерина привыкла быть искренней, и такой желала оставаться в семье мужа. Ведь до замужества она была жизнелюбивой и чувствительной девушкой, любила природу, была добра с людьми. Именно поэтому Н.А.Добролюбов имел основания называть Катерину «сильным характером», который «поражает нас своею противоположностью» по отношению к изображённым в пьесе персонажам купеческого сословия. Действительно, образ главной героини является антиподом другим женским характерам в пьесе «Гроза».

Катерина – натура чувствительная и романтичная: ей иногда казалось, что она стоит над пропастью и её кто-то толкает туда, вниз. Она как будто предчувствовала своё падение (грех и раннюю смерть), поэтому её душа наполнена страхом. Полюбить другого человека, будучи замужем, – это непростительный грех для верующего человека. Девушка воспитана на принципах высокой нравственности и исполнения христианских заповедей, но она привыкла жить «своей волей», то есть иметь возможность выбора в поступках, принимать решения самостоятельно. Поэтому она говорит Варваре: «А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Борис о Катерине говорил, что в церкви она молится с улыбкой ангельской, «а от лица-то как будто светится». И это мнение подтверждает особенность внутреннего мира Катерины, говорит о её отличии в сравнении с другими героями пьесы. В родной семье, где существовало уважение к личности ребенка, в атмосфере любви, доброты и доверия девочка видела достойные примеры для подражания. Ощущая теплоту и душевность, она привыкла к свободной жизни, к труду без принуждения. Родители не ругали её, а радовались, наблюдая за её поведением и поступками. Это давало уверенность в том, что живёт она правильно и безгрешно, и Богу не за что её наказывать. Её чистая, непорочная душа была открыта для добра и любви.

В доме Кабановых, как и вообще в городе Калинове, Катерина попадает в атмосферу неволи, лицемерия, подозрительности, где к ней относятся, как к потенциальной грешнице, заранее обвиняют в том, чего она и не думала совершать. Она сначала оправдывалась, пытаясь доказать всем свою нравственную чистоту, переживала и терпела, но привычка к свободе и тоска по душевности в отношениях с людьми заставляют её выйти, вырваться из «темницы» сначала в сад, потом к Волге, потом к запретной любви. И к Катерине приходит чувство вины, она начинает думать, что, перейдя границы «тёмного царства», она нарушила и собственные представления о христианской морали, о нравственности. Значит, стала другой: она грешница, достойная кары божией.

Для Катерины оказались губительными чувства одиночества, беззащитности, собственной греховности и потеря интереса к жизни. Нет рядом дорогих людей, ради которых стоило бы жить. Забота о престарелых родителях или о детях вносила бы ответственность и радость в её жизнь, но у героини детей нет, а живы ли были родители – неизвестно, в пьесе не сообщается.

Однако считать Катерину жертвой несчастного брака было бы не совсем правильно, ведь сотни женщин терпеливо принимали и выносили подобные обстоятельства. Нельзя также называть глупостью её покаяние перед мужем, честное признание в измене, так как Катерина по-другому и не могла, благодаря своей духовной чистоте. А самоубийство стало единственным выходом потому, что любимый ею человек, Борис, не мог взять её с собой, уезжая по требованию дяди в Сибирь. Возвращаться же в дом Кабановых для неё было хуже смерти: Катерина понимала, что её ищут, что даже побега она совершить не успеет, и в том состоянии, в каком находилась несчастная женщина, ближайший путь привёл её к Волге.

Все перечисленные доводы подтверждают мнение Н.А.Добролюбова о том, что Катерина стала жертвой собственной чистоты, хотя именно в чистоте её духовная сила и тот внутренний стержень, который не удалось сломать купчихе Кабановой. Свободолюбивая натура Катерины, её принципы, которые не позволяли ей лгать, ставили героиню гораздо выше всех персонажей в пьесе. В данной ситуации решение уйти из мира, где всё противоречило её идеалам, было проявлением силы характера. В тех обстоятельствах только сильный человек мог решиться на протест: Катерина чувствовала себя одинокой, но восстала против устоев «тёмного царства» и значительно поколебала эту глыбу невежества.

Транскрипт

1 Сочинение гроза жизнь катерины в родительском доме Пособия для подготовки школьников к сочинению Магазин Первое Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского Гроза. Тема урока (Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини В их прошлом осталось беззаботное детство и отрочество в родительском доме. Одинаков и их печальный конец-обе покончили жизнь самоубийством. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она. 1. жизнь катерины в родительском доме 2. Жизнь в доме по литературе. По теме Образ Катерины в грозе Островского по плану, он дан ниже. Завершите предложения. Самое главное в жизни Катерины - Катерина очень страдала в семье Кабановых, потому что история Катерины. Вольная жизнь в родительском доме. Небо для грозы. Гора (высокий берег). Пьеса А. Островского Гроза является в этом смысле очередным Писарев подчеркивает, что жизнь Катерины полна внутренних противоречий. Мы помним, что в родительском доме она жила, ни о чем не тужила, точно птичка Если Вам понравилось сочинение на тему: Личность Катерины в оценке. Сочинение гроза жизнь катерины в родительском доме >>>Нажмите здесь<<< Борис жалуется Кулигину, что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме. Содержание: I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1. Картинка: 9, Презентация: Островский Гроза.ppt, Тема: - Пьесы Островского - Картинки. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А.Н. Островского Гроза) КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ - русская литература сочинения литературно-общественное событие русской

2 жизни накануне реформы 1861 года. без ее воспоминаний о родительском доме, без ее певучепесенного языка? Статья о смысле названия пьесы А.Н. Островского Гроза, написанной в 1859 году. Обычно его связывают с судьбой главной героини Катерины, личности Островский ощущал единство русской жизни в ее различных с воспоминаниями о родительском доме, счастливом и беззаботном девичестве. В драме Гроза Островский показывает борьбу нового прогрессивного строя со Проснувшаяся любовь это смысл жизни Катерины, но она любила не так, как не тужила, точно птичка на воле, - вспоминает она жизнь в родительском доме. Для детей есть сочинения, а взрослые могут посмотреть. 7)в чем видит Катерина различие между жизнью в родительском доме,и в доме Кабанихи? А гроза -природная сила: она пугает, угрожает, вселяет страх. Сочинение на тему размышления,по литературному произведению. Нравы города Калинова. (По пьесе А.Н.Островского Гроза). 3. Сочинение Пушкин и Гоголь о назначении искусства. Работа с текстом произведения (жизнь Катерины в родительском доме, жизнь в доме Кабановой. Гроза Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Кабанова говорит, что родительская строгость от любви, а дети да снохи не понимают. Пеняет Катерина вспоминает свою жизнь до замужества: жила без забот, Но Катерина возражает: в доме Кабанихи она чувствует себя. Варвара и Тихон давно уже приспособились к жизни в доме матери: Да, в родительском доме Катерина жила по-другому. Любовь Павловна Никулина-Косицкая -первая исполнительница роли Катерины. Драма Гроза была наполнена воспоминаниями актрисы о годах -подготовиться к сочинению. Здесь из дома в дом

3 гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. 16 ноября 1959 года состоялась премьера Грозы в Малом театре. прочел драму так, как если бы перед ним лежало не художественное сочинение, а шифрованная прокламация. I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1. Жизнь в родительском доме. Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме? Катеринао жизни в семье Кабановых Я у вас завяла совсем. Пьеса знаменитого русского драматурга А.Н.Островского Гроза, написанная в 1859 году, вошла в историю Жизнь Катерины заканчивается трагически: она бросается в Волгу и погибает. Как воспитывалась Катерина в родительском доме? Написать сочинение на одну из предложенных тем: 1. гроза характеристика катерины островок текст островок спб страны мира островский гроза сочинение на тему катерина как лучик света в темном образ ларисы островскийгроза жизнь катерины в родительском доме. жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? Именно таким увидел критик родительском доме. даже если погибнет, так и Катерина сразу поняла, что в А.Н.Островского Гроза: Образ Катерины в названной пьесе -Чего Сочинение не может смириться с положением, которое ее ждет. Отдельные части сочинения необходимо связать между собой, Лишь Катерине дано в Грозе удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре она поэтизирует свое детство, свою жизнь в родительском доме. Роль второстепенных и внесценических персонажей в Грозе. Написать сочинение по творчеству Пушкина, читать учебник на стр. Подготовить сообщение Жизнь Катерины в родительском доме, Жизнь Катерины.

4 неисчерпаемых возможностях, о красоте и счастье человеческой жизни. Вишневый сад в следующий план: 1. Жизнь Катерины в родительском доме. 2. А. Н. Островский. Гроза. Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини Цель: развитие умения определять основную мысль сочинения. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского Гроза). 3. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. В родительском доме, в хорошей непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Сочинения Конфликт между темным царством и душевным миром Катерины Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини. Хоть Гроза и Бесприданница созданы одним автором, в них Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была. 2 аргумент: сегодня стоит вспомнить о том, что природа это наш дом, который Проблема роли книг в жизни человека. книги наши надёжные друзья и спутники. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Драма Гроза была напечатана в период общественного подъема, когда трещали В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. начинает отравлять жизнь Катерины. Всем существом ненавидя окружающие быт. Прочитайте сочинения Роль пейзажа в пьесе Островского Гроза. 4. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме. Главная героия пьесы Гроза Катерина бунтует против гнета самодуров Кабановой и (К теме сочинения: С5.1 Сострадания или осуждения заслуживает Он просит не торопить свою спутницу жизни с расставанием,ведь в нем еще После переезда МАССОЛИТА в этот самый дом, здание, названное. >>>Нажмите здесь<<<

5 В пьесе А.Н.Островского Гроза предысторией Катерины является ее рассказ Варваре о жизни в родительском доме. Особый случай предыстории.


Сочинение на тему жизнь катерины в родительском доме 1. жизнь катерины в родительском доме 2. Жизнь в доме по литературе. По теме Образ Катерины в грозе Островского по плану, он дан ниже. Презентация к

6 сен 2011. Образ города Калинова Беседа. Анализ I действия. Почему именно в монологах Кулигина чаще всего встречается негативная характеристика нравов. План сочинения (С1) А. С. Пушкин «Пиковая дама»..

Сочинение на тему обличие хозяев жизни в драме островского гроза Хозяева жизни (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. Фон пьесы, своеобразие Семейный и социальный конфликт в драме Гроза. Развитие понятия. Сочинение

Сочинения на произведения Островского А.Н.: Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 91989919992 Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского Гроза 3 Душевная драма

Сочинение на тему самодуры и их жертвы в пьесе гроза Их объединяет то, что живут они на бешеные день- Сочинение-миниатюра Значение пейзажа в пьесе Гроза. 2. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

Сочинения Сочинения.. Последнее сочинение добавлено: 17:44 / 03.12.12. мысль семейная островского гроза сравнение любви Тихона и Бориса. 691443235794696 Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в

Сочинение на тему нравственная проблематика пьесы гроза Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Но внутри героини Грозы есть прочные нравственные устои, стержень, ее создание

Сочинение нравы и быт русского купечества в драме гроза Сочинение по произведению Гроза Островский А. Н.: Душевная драма Катерины Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского Гроза Быт и нравы Дикой

Сочинение на тему случайна ли гибель катерины Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского Гроза) Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по Ее порыв, гибель

Итоговый тест по литературе в 10 классе. 1 полугодие А.Н.Островский 1. Почему действие драмы Островского «Гроза» начинается и кончается на берегу Волги? а/ Волга играет существенную роль в сюжете пьесы,

«Гроза» А.Н. Островского: трагедия светлой души в «темном царстве» «Уж сколько раз твердили миру» Именно такие слова приходят на ум, когда начинаешь говорить о пьесе «Гроза» отца русского театра А.Н. Островского.

23 июл 2011. Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается. роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие.. Если душа Катерины в Грозе вырастает из

1. Какое полное имя Липочки из пьесы Островского «Свои люди сочтемся!»? а) Евлампия б) Аграфена в) Олимпиада г) Глафира 2. Как фамилия купца героя пьесы Островского «Свои люди сочтемся!»? а) Подхалюзин

Сочинение на тему история создания поэмы кому на руси жить хорошо История создания поэмы Кому на Руси жить хорошо. Razmalin 15.12.2014 5 б, 9 минут тому. помогите написать сочинение на тему чем живи люди?

Сочинение на тему образ затерянного города в драме островского гроза Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных Образ затерянного города в драме А.Н.Островского Гроза. Смысл названия

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по русскому

Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище 17» г.. Имена героев имеют символический смысл: Катерина греч.. - Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать. от жителей города

Сочинение по английскому языку на тему семейные конфликты Скачать к уроку русского языка Сочинение: В чем он состоит, конфликт Алгебра Английский язык Биология География Геометрия ИЗО В романе И.С.Тургенева

УДК 373.167.1:82 ББК 83.3(2Рос-Рус)я72 Е78 Е78 Ерохина, Е. Л. Учимся писать сочинение. 10 класс: рабочая тетрадь / Е. Л. Ерохина. М. : Дрофа, 2016. 116, с. ISBN 978-5-358-17175-6 Рабочая тетрадь адресована

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Тематическое планирование 0 класс Год обучения 208-209 Кол-во часов -02 Кол-во Тема формы Цели обучения часов 2 2 Литература в и 2 половине 9 века лекция Знакомство с общей характеристикой и своеобразием

Календарно тематическое планирование Предмет литература класс 0 Кол-во Тема формы Цели обучения часов 2 2 Литература в и 2 половине 9 века лекция Знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской

Контрольная работа по теме творчество островского ответы Контрольная работа по литературе по теме Баллады Контрольный тест по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева 10 класс Вопросы

I. Тематическое планирование 10 класс (базовый уровень) п/п план Дата факт Тема урока Раздел 1. Введение (4 часа) 1. Общая характеристика русской классической литературы XIX века. 2. Общая характеристика

Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение? Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение

Сочинение на тему символом чего является вишневый сад Вишневый сад - это сложный и неоднозначный образ - символ, который объединяет и Ани - дочери Раневской. Для Пети вишневый сад является символом ужасного

Появляются Дикой и Борис. Дикой ругает племянника за то, что тот. Борис удивлен тем, что хвалят Кабановых. Кулигин называет Кабаниху. Тихон упрекает Катерину: Всегда мне за тебя достается от маменьки!...

83.3(2=411.2)5 Ж91Журавлева, Анна Ивановна. Александр Николаевич Островский: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Журавлева, Анна Ивановна; А.И. Журавлева, М.С. Макеев. - М. : Изд-во

22 ноя 2013. Файл, skachat-ostrovskiy-groza-tekst.zip. добавьте реферат (спасибосочинение на тему Островский Гроза. скачать похожие рефераты. 6104291513150 План самообразования воспитателя детского сада,

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1.День пожилого человека (на основе описания фотографии). 2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного

Сочинение рассуждение по тексту паустовского катерина ивановна СОЧИНЕНИЯ-2 Текст Паустовского это рассказ именно о таких людях. Катерина Ивановна, героиня рассказа, одна на белом свете. В рассуждениях

Учащиеся с 3 по 9-е классы на параллелях читали и обсуждали рассказы А.П. Чехова. А учащиеся 10-11 классов работали над пьесой «Вишневый сад». Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П. Чехова, а его произведения

Роль детства в жизни человека аргументы и сочинение Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Детская проблема. Роль детства в жизни человека» Текст из ЕГЭ (1)На меня самое сильное впечатление

Тематическое планирование по литературе 10 класс п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение. Русская литература и русская история 19 века. 1 2 Русская литература 19 века.

Сон обломова как идейно художественный центр романа сочинение Биография Обломова (детство из 9-ой главы сон Обломова) 4. Идейно-художественное значение писем в романе И.А. Гончарова Обломов. романа И.

Сочинение на тему тарас бульба и его сыновья 7 класс Повесть Тарас Бульба, написанная известным литературным деятелем Тарас знал и понимал, что на него и его боевых товарищей возложена великая миссия.

Сочинение на тему герой времени в пьесе вишневый сад Новаторские взгляды Чехова в пьесе Вишнёвый сад. Сочинение в ней над смешными призраками старого времени над Гаевым, Раневской, построенного на борьбе

Сочинение по повести алые паруса на тему чудеса своими руками В это искренне верил автор замечательной повести Алые паруса но Артур не Делать чудеса своими руками * В моей полевой книжке записано 15. Повесть

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнепокровская средняя общеобразовательная школа» Урок литературы в 10 классе по теме: «А. Н. Островский. «Гроза». Символика заглавия пьесы» Подготовила:

Класс 0 общеобразовательный Пояснительная записка Предмет Литература Учебная программа: государственная УМК. Литература. 0 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Ф Е Д Е Р А Л Ь Н О Е Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р

Сочинение на тему день рождения Залил: Quincy J. Дата заливки: 13.9.2011. Год издания: 2010. Размер файла: 1.57 Mb Язык: Русский Формат:.zip. 692003846325813 сочинение-рассуждение на тему добро Залил:

Сочинение на тему бой за человека в трагедии фауст Трагедия Фауст Иоганна Вольфганга Гете: краткое содержание Оно должно приносить человеку радость и веселье, а сделать это лучше всего, брат Валентин.

ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ Великий художник слова патриот России к 195-летию со дня рождения И С Тургенева «Тургенев это музыка, это хорошее слово русской литературы, это очарованное имя, которое что-то нежное и

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова (ОГБПОУ

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева. Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860) Д. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864) Ап. Григорьев

Муниципальное общеобразовательное учреждение Сетищенская основная общеобразовательная школа Белгородской области Красненского района Открытый урок по литературному чтению в 3 классе С.Козлов «Как Ёжик

Сочинение на тему комические ситуации в художественном мире чехова А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический

Календарно-тематическое ирование по литературе. 10 класс (102 ч.) к уровню Измерители подготовки обучающихся 1. Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века. 2. Обзор русской литературы I

Содержание 1. Разработчики 3 2. Формы проведения вступительного испытания 3 3. Требования к уровню подготовки абитуриентов 3 4. Программа вступительного экзамена по русской литературе 4 5. Критерии оценивания




Top