Дикий помещик примеры гиперболы. Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина охватывает 60-80-е годы прошлого столетия. В это время наряду с революционным подъемом усиливалась реакция. Чтобы обойти цензуру, сатирик писал иносказательно: то переносил современную ему действительность в XVIII век, то скрывал представителей произвола под именем фаворитки французского короля Людовика XV маркизы Помпадур, то прибегал к жанру сказок.

В 1870 году появляется «История одного города» - гениальная сатира на русское самодержавие. «История одного города» - история угнетения народа и решительное осуждение безропотного смирения, которое и делало возможным существование реакционного строя. «История одного города» написана от имени жителей города Глупова - глуповцев, точнее, глуповских летописцев, которые поведали миру деяния глуповских градоначальников с 1731 по 1825 год. Шаржированные, доведенные до гротеска образы администраторов воплощали собой черты современных автору лиц. Здесь есть намеки на деятельность Сперанского, отклик на реформы последнего десятилетия, сатира на преобразовательские начинания Александра II.

«Опись градоначальникам» содержит лаконичные характеристики двадцати двух глуповских правителей. Каждый градоначальник пребывание у власти ознаменовал по-своему, но все они отличились в выколачивании налогов и подавлении мятежей, в преследовании инакомыслия и в упразднении наук. Фантастически гротескна фигура впопыхах назначенного градоначальника Дементия Варламовича Брудастого, в черепную коробку которого был вмонтирован несложный механизм, способный выкрикивать два слова «не потерплю » и «разорю». Это примитивное устройство не помешало Брудастому, прозванному Органчиком, исправно выполнить главную обязанность градоначальника - «привести в порядок недоимки, запущенные его предшественником», то есть собрать налоги. Другой градоначальник был с фаршированной головой. Он не стал стращать обывателей криками «не потерплю» и «разорю», а устранился от дел. Проведя читателя через все стадии глуповского распутства, автор показывает, как аппарат самодержавной власти все больше тупеет и разлагается. Последний правитель Угрюм-Бурчеев, прохвост, «доказавший преданность», соединял в себе ограниченность с непреклонностью, «почти граничившею с идиотством». Все по проекту Угрюм-Бурчеева намертво сковано дисциплиной и пронизано шпионажем. Весь мир представляется ему в идеале образцовой камерой. Доведенное до гротеска изображение царских сановников и самих царей являет собой не только картину их умственного и нравственного вырождения, но красноречиво свидетельствует о порочности самого принципа самодержавия. Умело использовал гротеск Салтыков-Щедрин и в сказках. Гротескным выглядит изображение главного персонажа сказки «Дикий помещик». Он обеспокоен мыслью: уж очень много мужиков развелось. И стал он мужиков уничтожать. Помещик довел дело уничтожения мужика до конца. Мужик исчез. Вместе с крестьянином исчезли и блага, которыми располагал барин. Оставшись без мужиков, он деградировал до уровня зверя: оброс шерстью, утратил членораздельную речь и стал ползать на четвереньках. Действительно, без крестьянина помещики одичали бы.

М. Е. Салтыков-Щедрин прибегает к эзоповскому языку, когда высмеивает людишек, желающих спрятаться от социальных бурь. Среди его сказок особое место занимает «сказка для детей изрядного возраста» - «Премудрый пескарь». В образе пескаря выведен трусливый обыватель, холодную рыбью кровь которого не волнуют общественные события. Верный своему решению, трусливый пескарь превратил свою жизнь в абсурд. За авторской похвалой усердия и скромности пескаря чувствуется едва прикрытая насмешка. Неожиданный вывод автора о том, что пескарь «всех надул», что он дрожа победы одерживал, заставляет читателя смеяться. В повествовании о жизни пескаря не случайно повторяются слова «страх» и «дрожал». Если в первой части рассказывалось только о решении дрожать, во второй части говорилось о беспросветном дрожании, то третья часть - это логическое завершение жизни бесполезного дрожащего существа. Щедрин иронически называет его премудрым, возвышенные фразы о нем звучат насмешливо. В словах «жил - дрожал» и «умирал - дрожал» заключена ведущая мысль всего произведения. Никому ничего не сделал пескарь - ни доброго, ни худого, «он жил и дрожал - только и всего». Даже годы бесполезного существования не принесли пескарю уважения. Исчез он так же незаметно, как и жил. Употребленное в последний раз определение «премудрый» к умершему пескарю звучит как гротескная, завершающая насмешка над трусливым обывателем, который только и способен «распостылую» жизнь свою беречь.

Свое огромное сатирическое дарование писатель посвятил борьбе с социальным злом в самых различных его проявлениях. Он осуждал лицемерие, не терпел лжи и фальши, боролся за торжество общественной справедливости. Он резко преувеличивает отрицательные явления. Он часто использует гиперболу и гротеск, изображая человека или картины человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим. Гротеск отличает сатиру Щедрина от сатиры Гоголя.

В заключение хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживают сегодня Россия, Украина и все республики бывшего СССР.

Михаил Салтыков-Щедрин - создатель особого литературного жанра - сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием - использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» - это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев - собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки - дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же - это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж - Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа - представители провинциального помещичьего рода - погибают один за другим. Причина их гибели - глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки - орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые - крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц - аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина - использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Ответ оставил Гость

Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).
Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик... ” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету "Весть"”. “Весть” - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами.. . а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... ”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает? ”) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик! ”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик! ”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? ” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ труженик

М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889). Краткие биографические сведения

Михаил Евграфович Салтыков (псевдоним Н.Щедрин – с 1856 г.) родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. По отцу Салтыков принадлежал к старинному дворянскому роду, по матери – к купеческому сословию. Детство писателя прошло в тяжелой, деспотичной атмосфере.

Будущий писатель получил неплохое домашнее образование. Затем он учился в Царскосельском лицее.

С 1844 года Салтыков в канцелярии, на службе. С юных лет писатель имел возможность изучать бюрократическую систему Российского государства.

В 1840-е годы Салтыков испытал влияние Белинского, разделял идеи утопического социализма.

Писательский талант Салтыкова сформировался под влиянием «натуральной школы». Уже ранние его произведения носили обличительный характер. За них в 1848 году писатель был сослан в Вятку. Ссылка продолжалась до 1855 года.

После ссылки Салтыков служил в Петербурге. С 1858 года он был вице-губернатором в Рязани, затем вице-губернатором в Твери; возглавлял казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Будучи крупным, влиятельным чиновником, Салтыков нередко заступался за крестьян, простых людей.

В 1868 году писатель вышел в отставку и целиком посвятил себя литературной деятельности. С 1868 по 1884 год Салтыков был одним из издателей журнала «Отечественные записки». К середине 1860-х годов окончательно сформировался последовательный демократический пафос творчества писателя. Произведения Щедрина имеют преимущественно сатирическую направленность.

Наиболее известные сочинения Щедрина – это «Губернские очерки» (1856), «История одного города» (1869), «Господа Головлевы» (1880). После закрытия «Отечественных записок» Щедрин продолжал писать сказки, которые выходили отдельными изданиями. В конце жизни писатель создает цикл автобиографических очерков «Пошехонская старина» (1887–1889). Умер писатель в Петербурге в 1889 году.

Сказки

История создания. Тематика

Сказки Щедрина можно рассматривать как итог творчества писателя. В них Щедрин обобщает проблемы, поставленные в ранее написанных произведениях. В сжатой, лаконичной форме писатель дает свое понимание российской истории, судеб русского народа.

Тематика сказок Щедрина чрезвычайно широка. В своих сказках писатель рассматривает государственную власть и бюрократическую систему России, взаимоотношения господствующих сословий и народа, взгляды либеральной интеллигенции, многие другие стороны российской действительности.

Идейная направленность сказок

Большинство сказок Щедрина отличает острая сатирическая направленность.

Писатель выступает с резкой критикой административной системы Российского государства («Медведь на воеводстве»). Он обличаетжизнь господствующих сословий («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»). Щедрин вскрывает идейную несостоятельность и гражданскую трусостьлиберальной интеллигенции («Премудрый пескарь»).

Неоднозначна позиция Салтыкова-Щедринапо отношению к народу. Писатель ценит в народе трудолюбие, сочувствует его страданиям («Коняга»), восхищается его природным умом, смекалкой («Повесть...»). Вместе с тем Салтыков-Щедрин подвергает резкой критике смирение народа перед угнетателями («Повесть...»). Одновременно писатель отмечает бунтарский дух народа, его стремление к свободной жизни («Медведь на воеводстве»).

Краткий разбор отдельных сказок

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Основная тема «Повести...» (1869) – взаимоотношения господствующих сословий и народа . Она раскрывается на примере двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове, и мужика.

Народ же в лице мужика изображен в сказке неоднозначно . С одной стороны, мужика отличают такие качества, кактрудолюбие, смекалка , умение решить любую проблему: он может и еду добыть, и корабль построить.

С другой стороны, Салтыков-Щедрин в полной мере выявляет рабскую психологию мужика, покорность, даже самоуничижение. Мужик нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно кислое; он сам свил себе веревку, чтобы не убежать от генералов.

«Дикий помещик»

Основная тема сказки «Дикий помещик» (1869) – вырождение дворянского сословия в условиях пореформенной России.

Щедрин показывает грубый произвол помещика в отношении уже освобожденных от крепостной зависимости крестьян. Помещик наказывает крестьян штрафами и другими репрессивными мерами.

В то же время, как и в сказке о двух генералах, писатель стремится доказать, что без мужиков помещик по-человечески существовать не может : он попросту превращается в зверя.

В своем произведении Щедрин использовал традиционный сказочный мотив троекратного посещения героя гостями. В первый раз к нему приезжает актер Садовский с актерками, затем четыре генерала, потом капитан-исправник. Все они заявляют о безграничной глупости помещика.

Салтыков-Щедрин высмеивает полемику консерваторов-дворян с либеральной интеллигенцией. В сказке неоднократно звучит обращенный к либералам возглас помещика о твердости души, о нежелании идти на компромиссы. «А уж докажу я этим либералам, что может сделать твердость души», – заявляет помещик.

Газета «Весть», постоянно упоминаемая в сказке, приобретает значение символа реакционной печати, защищающей интересы помещиков.

«Премудрый пескарь»

В сказке «Премудрый пескарь» (1883) Салтыков-Щедрин обличает либеральную интеллигенцию.

По наблюдению Е.Ю.Зубаревой, в экспозиции «Премудрого пескаря» звучит мотив отцовского наставления, напоминающий нам о «наставлениях» отцов Молчалина и Чичикова. Отец завещал пескарю: «Пущего всего берегись уды!» Этот завет определяет главный жизненный принцип щедринского героя: жить тихо, незаметно, уходить от жизненных проблем в глубокую нору.

Живет пескарь в соответствии с наставлением отца незаметно, незаметно и умирает. Его жизнь представляет собой бессмысленное существование, что подчеркнуто авторским афоризмом: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Бессмысленны и бесплодны, по убеждению сатирика, и те либеральные принципы, которые пескарь исповедует. Щедрин сатирически высмеял мечты либералов, используя повторяющийся мотив «выигрышного билета». Этот мотив звучит, в частности, в сне пескаря. «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает», – пишет Щедрин.

Смерть пескаря остается незамеченной, как и его жизнь.

«Медведь на воеводстве»

Главная тема сказки «Медведь на воеводстве» (1884) – взаимоотношения власти и народа.

Образы животных отражают иерархию власти в деспотическом государстве. Лев – царь зверей, Осел – его советник; далее следуют Топтыгины-воеводы; потом «лесной народ»: звери, птицы, насекомые, то есть, по словам Щедрина, мужики.

Чрезвычайно важен для понимания щедринской сказки образ Истории. Он появляется уже в сказочном зачине, повествующем о разновидностяхзлодейств «блестящих» и«срамных» . «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными», – пишет Щедрин. Мотив Истории проходит через всё повествование о трех Топтыгиных. Суд Истории, по убеждению Щедрина, выносит приговор деспотической системе власти. Не случайно в сказке отмечено, что «сам Лев Истории боится».

В сказке изображены трое Топтыгиных , по-разному прославив­шихся на воеводстве.

Топтыгин 1-й совершил «срамное» злодейство: Чижика съел. Несмотря на последующие «блестящие» злодейства, он был жестоко осмеян обитателями леса и в результате отправлен Львом в отставку.

Топтыгин 2-й сразу начал с «блестящего» злодейства: разгромил усадьбу мужика. Однако тут же попал на рогатину. Здесь мы видим явный намек сатирика на возможность народного бунта против власти.

Топтыгин 3-й отличался добродушным, либеральным нравом. Однако во время его правления злодейства продолжались. Только это былизлодейства «натуральные» , не зависящие от воли правителя. Тем самым писатель стремится подчеркнуть, что дело не в личных качествах воеводы, а в самой системе власти, враждебной народу.

Народ в сказке «Медведь на воеводстве» изображеннеоднозначно . Здесь мы находимне только образ народа-раба , как это было в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». В образе мужиков-лукашей показаннарод-бунтарь , готовый содрать шкуру со своего правителя. Недаром сказка заканчивается сообщением о том, что Топтыгина 3-го постигла «участь всех пушных зверей».

Художественное своеобразие сказок

Жанровое своеобразие

Сказки Салтыкова-Щедрина представляют собой новаторский жанр , хотя в основе их лежат ифольклорные , илитературные традиции.

При создании своих произведений Щедрин опирался на традиции народных волшебных сказок и сказок о животных. Щедрин нередко использует традиционный сказочныйсюжет . В произведениях писателя часто присутствует сказочныйзачин («Жили да были два генерала»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик»). Нередки у Щедринаприсказки («Он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «по щучьему веленью, по моему хотенью»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»). В произведениях Щедрина встречаютсяповторы , характерные для народных сказок (три посещения дикого помещика гостями; три Топтыгина).

Кроме фольклорных традиций (народные сказки), Щедрин опирался и на литературные традиции, а именно на жанр басни . В основе щедринских сказок, как и басен, лежит принципаллегории : с помощью образов животных воссоздаются человеческие характеры и общественные явления. Недаром щедринские сказки иногда называют «баснями в прозе».

В то же время сказки Салтыкова-Щедрина нельзя отождествлять ни с народными сказками, ни с баснями. Сказка у Щедрина – это прежде всего образец политической сатиры , заключенной в традиционную форму сказки. Политическая сатира Салтыкова-Щедрина несет в себезлободневное содержание , актуальное для того времени. Кроме того, она имеет глубокийобщечеловеческий смысл .

Некоторые сказки Салтыкова-Щедрина имеют и свою собственную жанровую специфику . Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» несет в себе чертыробинзонады ; «Медведь на воеводстве» содержит элементыисторической хроники , что отчасти сближает это произведение с «Историей одного города».

Принцип иносказания. Художественные приемы

Среди художественных приемов, используемых Салтыковым-Щедриным в сказках, отметим следующие. Это прежде всего различные формы иносказания (ирония, гипербола, гротеск) , а также речевыеалогизмы ,афоризмы , другие художественные средства. Вспомним, что сам по себе жанр сказки уже предполагает иносказание как основной принцип повествования.

Важнейшее средство иносказания в сказках Салтыкова-Щедрина – ирония . В основе иронии лежит принцип смыслового контраста: определение предмета противоположно его сущности.

Приведем примеры иронии. В «Повести...» Щедрин замечает, что один из генералов в свое время служил учителем каллиграфии, следовательно, был поумнее другого. Ирония в данном случае подчеркивает тупость генералов. Приведем еще один пример из той же сказки. Когда мужик наготовил генералам еды, они подумали, не дать ли и тунеядцу частичку. Ирония выявляет трудолюбие мужика и одновременно презрительное отношение к нему генералов. В сказке «Премудрый пескарь» Щедрин пишет, что у молодого пескаря «ума палата была». Ирония выявляет умственную ограниченность пескаря-либерала. В сказке «Медведь на воеводстве» отмечено, что Осел у Льва «за мудреца слыл». Ирония подчеркивает тупость не только Осла, но и Льва.

В своих сказках Щедрин использует также прием гиперболы . Как известно, в основе гиперболы лежит преувеличение каких-либо свойств предмета или явления.

Приведем примеры гиперболы из сказок. В «Повести...» Щедрин замечает, что генералы даже слов никаких не знали, кроме фразы: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Гипербола выявляет крайнюю умственную ограниченность генералов. Приведем еще примеры. Один из генералов убежден, что булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Гипербола подчеркивает невежество генералов. Щедрин пишет, что мужик сам себе свил веревочку, чтобы не убежать от генералов. С помощью данной гиперболы Щедрин выявляет рабскую психологию народа. Писатель рассказывает о том, что на необитаемом острове мужик сам построил корабль. Здесь с помощью гиперболы подчеркивается мысль о народе-умельце, о его способности к созидательному труду. Дикий помещик у Щедрина с головы до ног оброс волосами, ходил на четвереньках, утратил дар членораздельной речи. Здесь гипербола способствует выявлению физической и духовной деградации помещика. В указанном случае гипербола переходит в гротеск: здесь не только преувеличение, но и элементы фантастики.

Гротеск – важнейший художественный прием, используемый Салтыковым-Щедриным. В основе гротеска лежит сочетание несочетаемого, соединение несоединимого,совмещение реальности и фантастики . Гротеск является излюбленным художественным приемом Салтыкова-Щедрина. Он помогает художнику вскрыть самую сущность изобра­жаемого явления, остро обличить его.

Приведем примеры. Генералы на необитаемом острове нашли старый «нумер» «Московских ведомостей». Данный пример подчеркивает, что генералы живут идеями консервативной прессы даже на необитаемом острове. Прием гротеска используется Щедриным и в сцене драки генералов: один откусил у другого орден; при этом потекла кровь. Гротеск выявляет здесь мысль писателя о том, что орден является неотъемлемой частью тела генерала: без ордена генерал уже не генерал. В сказке «Медведь на воеводстве» Щедрин сообщает, что печатный станок (в лесу!) был публично сожжен еще при Магницком. Как известно, М.Л.Магницкий – консервативный государственный деятель эпохи Александра I. В данном случае гротеск подчеркивает условность сказочного повествования. Читателю становится ясно, что речь на самом деле идет не о лесе, а о российском государстве.

Иногда писатель прибегает к речевым алогизмам . В сказке «Дикий помещик» Щедрин приводит следующее размышление мужиков: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Речевой алогизм выявляет узость умственного кругозора помещика.

В сказках Щедрин нередко использует афоризмы , меткие выражения. Вспомним совет Осла в адрес Топтыгина 3-го в сказке «Медведь на воеводстве»: «Действуйте по пристойности». Смысл афоризма заключается в том, что в условиях деспотизма для правителя самым важным является соблюдение внешних приличий.

Сатирик с помощью меткой народной пословицы сформулировал главный жизненный принцип героини сказки «Вяленая вобла»: «Уши выше лба не растут». Данное выражение подчеркивает трусость либералов. В сказке «Медведь на воеводстве» Щедрин пишет, что Топтыгин 1-й «не был зол, а так, скотина». Писатель стремился здесь подчеркнуть, что дело не в личных качествах правителя, а в той преступной роли, которую он играет в государстве.

Вопросы и задания

1. Кратко охарактеризуйте жизненный путь и творческую деятельность М.Е.Салтыкова-Щедрина. В какой семье он родился? Где получил образование? С какого возраста начал служить? Каких идей придерживался писатель? Как называется журнал, который он издавал в 1860–1880-е годы? Назовите основные произведения Щедрина.

2. Какое место в творчестве Щедрина занимают его сказки? В какое время они создавались? Назовите основные темы сказок.

3. Охарактеризуйте идейную направленность сказок. Какие явления российской действительности обличает в них Щедрин? Каково отношение писателя к народу?

4. Сделайте краткий разбор сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

5. Рассмотрите жанровое своеобразие щедринских сказок. На какие традиции опирался писатель при их создании? В чем проявилось новаторство Щедрина? Расскажите о жанровой специфике отдельных сказок.

6. Какой основной принцип лежит в основе сказок Щедрина? Перечислите основные художественные приемы, используемые писателем в сказках.

7. Дайте определение иронии, гиперболы, гротеска. Приведите примеры и прокомментируйте их. Приведите также примеры речевых алогизмов, афоризмов.

8. Составьте развернутый план-конспект на тему «Сатирический пафос сказок М.Е.Салытова-Щедрина».

9. Напишите сочинение на тему: «Художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина».

Михаил Евграфович Салттыков-Щедрин

(1826 - 1889)

Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1889)

Книга «Сказки» состоит из 32-х произведений, написанных в основном, за некоторым исключением, в период с 1883 по 1886 годов. Сказки написаны «для детей изрядного возраста».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была опубликована в журнале «Отечественные записки» за 1869 год.

Сказки сатирической направленности, имеет кольцевую композицию.

Сюжет

«По щучьему велению», по авторскому «хотению», два генерала, служившие раньше « в какой-то регистратуре», а теперь пребывающие на пенсии, попадают на необитаемый остров. Так как они за всю жизнь ничему не научились, добыть еду себе не могут. Найдя «Московские ведомости», начинают читать о блюдах, не выдерживают, от голода набрасываются друг на друга. Образумившись, решают найти мужика, так как «мужик везде есть, стоит только поискать его».

Найдя мужика, генералы заставляют его отыскивать и готовить еду. Располнев от обильного питания и беззаботной жизни, они помогают, что соскучились по своей жизни на Подьяческой, начинают переживать о пенсиях. Мужик строит для генералов лодку и доставляет их в Петербург, за что получает «рюмку водки да пятак серебра».

Герои

Генералы

Привыкли получать всё в готовом виде: «Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт?»

Находясь в критических условиях, они не в состоянии себя прокормить и готовы съесть друг друга: «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились».

Заботятся только о собственном благосостоянии: «вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются».

Не способны ценить чужой труд; мужик «развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: "Не дать ли и тунеядцу частичку?"»

Мужик (народ)

Восхищение, сочувствие

Мужик - сильный, умный, трудолюбивый, умелый, может сделать всё, способен выжить везде.

Он, «громаднейший мужичина», до прихода генералов, управившись с хозяйством, «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Мужик для господ смог нарвать яблок, наловить рыбы, извлечь огонь, нарыть картофеля, напечь множество провизии, научился даже суп варить в пригоршне. Затем мужик сумел смастерить лодку и доставить генералов в Петербург.

Ирония

Сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам. Нарвав своим поработителям «по десятку самых спелых яблоков», себе сам берёт «одно, кислое».

Мужик терпит обращение к себе как к рабу, тунеядцу, он не способен на правомерный бунт, наоборот, готов себя своими руками заковать в кандалы: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг».

Мизерную плату за свою работу считает справедливой.

Аллегория

Отношения между генералами и мужиком - отношения между властью и народом.

Гипербола

«Стал даже в пригоршне суп варить», «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»

Фантастика

«Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове».

Ирония

«И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

Гротеск

«Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

Сказки Салтыкова-Щедрина и народные сказки

Форма произведения не соответствует содержанию: форма - сказочная, а содержание - общественно-политическое.

Сказка «Дикий помещик» (1869)

Сюжет

Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше. «Но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял», однако услышал просьбу народа: «легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» и «не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика».

Без мужицкого ухода помещик постепенно стал превращаться в зверя. Не умывался, питался лишь пряниками. Пригласил Урус-Кучум-Кильдибаев к себе актёра Садовского, соседей-генералов, однако гости, не получив должного ухода и обеда, рассердились и уехали, обозвав помещика глупым.

Помещик решает «оставаться твёрдым до конца» и «не взирать».

Во сне видит идеальный сад, мечтает о реформах, а наяву только играет с собой в карты.

К нему заезжает капитан-исправник и грозится принять меры, если мужики не вернутся и не станут платить подати.

В доме помещика заводятся мыши, в саду тропки зарастают репейником, в кустах селятся змеи, а под окнами бродит медведь.

Сам хозяин одичал, оброс волосами, стал передвигаться на четвереньках, разучился говорить.

Губернское начальство остаётся обеспокоенным: «кто теперь подати будет вносить? кто будет вино по кабакам пить? кто будет невинными занятиями заниматься?»

«Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд».

Помещика нашли, вымыли, привели в порядок, и живёт он до сих пор.

Образ помещика

Автор неоднократно акцентирует внимание на глупости помещика: «Задумался на этот раз помещик не на шутку. Вот уж третий человек его дураком чествует, третий человек посмотрит-посмотрит на него, плюнет и отойдёт».

Представляется помещик «российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым». Нерусская фамилия усиливает гротескность происходящего, намекает на то, что только враг может помыслить об истреблении народа-кормильца.

После исчезновения крестьян, опоры дворянства и государства, помещик деградирует, превращается в дикого зверя: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем. Но хвоста ещё не приобрёл».

Помещик - безвольное и глупое существо, ни на что не способное без крестьянской поддержки. Его, чтобы вернуть к приличной жизни, изловили, «изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал ему надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив его надзору Сеньки, уехал».

«Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». Даже после всего произошедшего он остаётся безрассудным зверем в человеческом обличье.

Отличительные черты сказки

Средства художественной выразительности в сказке

Сказка всецело основана на гиперболе, гротеске и абсурде. Автор намеренно доводит гиперболу до гротеска, чтобы показать абсурд действительности, порождающей таких героев и такие обстоятельства.

ПРИМЕРЫ:

«Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой».

«Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду к него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют. Однажды к самой усадьбе подошёл медведь, сел на корточках, поглядывает в окошки на помещика и облизывается».

«И сделался он силён ужасно, до того силён, что даже счёт себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко.

- Хочешь, Михаиле Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать? - сказал он медведю.

- Хотеть - отчего не хотеть! - отвечал медведь, - только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!

- А почему так?

- А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»

Фантастическое и реальное в сказке

Фантастическое

Реальное

Моментальное исполнение Богом всех желаний;

Дружба и разговор помещика с медведем;

Охота на зайца;

Страшное одичание помещика;

Летающие и роящиеся мужики

Угнетение помещиком крестьян, желание последних сбежать;

Занятия помещика: игра в карты, чтение «Вестей», приглашения в гости;

Налоги, подати, штрафы с крестьян

В произведении нагнетается степень фантастичности, нереальности и абсурдности происходящего

Фантастическое помогает вскрыть все пороки реальности, продемонстрировать абсурдность самой действительности

Сказка «Премудрый пискарь» (1883)

Сюжет

«Жил-был пискарь», рос в «умной» семье. Отец завещал сыну, умирая: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Пескарь был мудрый, помнил рассказ отца о том, как родитель чуть в уху не попал, поэтому решил послушаться совета, и, так как в реке опасности на каждом шагу (рыбы, раки, водяные блохи, «и невода, и сети, и верши, и норота» , и уды), положил себе за правило «не высовываться» и прожить так, «чтоб никто не заметил». Много он терпел лишений, голодал, мучился от страха, недосыпал, дрожал, и так дожил до ста лет. Мечтал о крупном выигрыше. И только перед смертью понял, что он одинок, без семьи, без родных, за всю жизнь никому добра не сделал. А за то, что он прожил так долго, его даже никто премудрым не назовёт.

Образ «премудрого пискаря»

  • Пискарь - образ запуганного обывателя, который живёт лишь для себя, и то, как оказывается, не живёт, а лишь неизвестно для чего существует.
  • За сто лет пискарь не только ничего не сделал, но даже ни разу радости не почувствовал.
  • Существует трактовка образа пескаря как конформиста, который в годы реакции занимает выжидательную позицию.
  • Автор затрагивает также философскую проблему смысла жизни («жил - дрожал и умирал - дрожал»).
  • «Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный».
  • Жил под девизом: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил».
  • Каждый день думал: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»
  • Боясь попасться в пасть большой рыбе, пескарь решил для себя: «ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят - он будет моцион делать, а днём - станет в норе сидеть и дрожать». «А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».
  • «Он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья». «Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!» «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал»
  • Лишь под конец жизни, задумавшись над вопросом, что было, если бы все пескари так жили, он понял: «Ведь этак, пожалуй, весь пискарий род давно перевёлся бы!»
  • Перед смертью, осознав, что жизнь прошла зря, пескарь решил: «"Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!". Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил - дрожал, и умирал - дрожал».
  • Пескарь, безрадостно прожив больше ста лет, даже уважения не заслужил: «И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: "Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьёт, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь бережёт?" А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит».
  • Не ясно, умер ли пескарь сам или его всё же кто-то съел. «Скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же ещё и "премудрого"?»

Аллегория в сказке

  • Основной приём - аллегория. В иносказательной форме автор высказывает мысли о «пискарях» - трусливых и жалких обывателях.
  • Голос автора звучит в «морали» истории: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари» (игра с наименованиями «человек - пескарь»).

Совмещение пространств




Top