Музыкальный колледж им э денисова. Томское музыкальное училище

То́мский музыка́льный ко́лледж и́мени Э.В. Дени́сова - учреждение среднего специального музыкального профессионального образования, первое и старейшее в Русской Азии.

Полное официальное наименование по состоянию на июнь 2013 года: Томское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Томский Музыкальный Колледж имени Эдисона Васильевича Денисова» Департамента по культуре и туризму Администрации Томской области.
Сокращённое наименование: ТМК или ОГБОУ СПО «Томский музыкальный колледж»

В царской России
Томское музыкальное образовательное учреждение является одним из первых учебных музыкальных заведений на территории от Поволжья (Казань) до Дальнего Востока и является одним из первых ссузов громадной губернии. Появление его предопределил сам статус города как университетского, научного, промышленного, золотодобывающего и купеческого форпоста страны на пространствах Русской Азии к концу XIX века. Постепенно в Томске формируется культурная среда, необходимая для укоренения в быту горожан различных видов искусств, создаются условия для восприятия произведений музыкального искусства. В афишах музыкальных вечеров 1870 года можно встретить произведения Ференца Листа, Шопена, Глинки, Мендельсона…
История музыкального образования в Томске начинается с 7-го февраля по старому стилю русского календаря (или 20 февраля по новому стилю) 1893 года, начинается с момента открытия Музыкальных классов при Томском отделении Императорского Русского музыкального общества. Открытие самого Томского отделения Императорского Русского музыкального общества состоялось в начале 1880-х гг. Инициативу приписывают ссыльному музыканту и общественному деятелю, члену Русского музыкального общества Андрею Андреевичу Ауэрбаху, организовавшему перед этим небольшую начальную музыкальную школу в городе и активно поднимавшему вопрос о необходимости открытия в губернском центре полноценного Музыкального училища. Идея была также поддержана томским купечеством.
После торжеств, учёба началась 10-го (23-го) февраля 1893 года. Тогда в два класса было принято 25 учеников. Появление учреждения было ярким культурным событием всей Сибири, на его открытии прибыл лично губернатор Томской губернии. Руководителями классов стали известные в России музыканты специалисты с высшим образованием, выпускники Московской консерватории: класс фортепьяно вела М.Ф. Зубова, класс скрипки - Г.Р. Перковский. Учебный год был организован по программам столичных музыкальных училищ, преподавание шло на высшем музыкальном уровне. В первом Уставе учреждения утверждалось, что педагогами могут быть лишь люди с высшим (консерваторским) образованием и до времён советской власти это требование соблюдалось неукоснительно. Первым директором (1893-1898) Музыкальных классов был сам Андрей Андреевич Ауэрбах.
В 1912 году дирекция Русского музыкального общества позволила реорганизовать Томские музыкальные классы в полноценное Музыкальное училище. При этом была усилена образовательная программа, основой которой стала консерваторская программа обучения. Набор в ТМУ осуществлялся на очень демократичной основе, к обучению принимались старшие дети обеих полов с минимум начальным (или церковно-приходским) образованием и с начальными музыкальными навыками. При этом плата за обучение была много ниже, чем в других средних учебных заведениях Сибири, но и при этом талантливая молодежь могла (по решению совета попечителей) учиться даже бесплатно.
Некоторое время музыкальный класс фортепьяно Тетрюмовой располагался на втором этаже современного магазина «Подарки» (пр. Ленина, 89 / пер. Плеханова, 1)
До 1915 года в училище работали пианисты - выпускники Московской консерватории по классу профессоров А. Зилоти, Н.К. Игумнова, А. Есиповой.
Высокие достижения Томского музыкального училища отметила государственная комиссия во главе с действительным статским советником Петровым. Когда он всё тщательно посмотрел, то был поражён, что в Томске ставят оперы. Это было для него открытием. Уровень подготовки был настолько высок, что если ученика посылали, скажем, в Московскую консерваторию, с томской рекомендацией и характеристикой, то он поступал…
Воробьёва Н.А. «110 лет Томскому музыкальному училищу» // Отчёт Клуба краеведов «Старый Томск», 2003
Таким учеником, например, была окончившая курс Шиловской Юлия Адольфовна Билевич, которая после Московской консерватории вернулась в Томск и стала работать педагогом в школе Шиловской. Когда после революции школа была закрыта, Билевич осталась без работы, но потом она всё-же была приглашена в Музучилище и до конца жизни работала в учреждении как преподаватель.
Среди людей Музучилища были поистине выдающиеся люди. В 1920-е годы блистал солист Императорских театров Антон Боначич, который известен как великолепный исполнитель оперных арий. Солист Императорских театров Иван Матчинский. Однажды Матчинского слушал Ленин. Это был выдающийся певец, но по характеру был не очень уживчивый человек, его не очень любили окружающие, но, тем не менее, он проработал в Томске два года. И то, что они своим авторитетом, талантом и способностями укрепляли вокальное отделение музыкального училища, это очевидно. С золотой медалью окончивший Петербургскую консерваторию Б.В. Померанцев, преподавал по классу фортепиано. Московскую консерваторию (по классу Скрябиной) закончила Инна Владимировна Иванова. Кстати сказать, внучатая племянница Ф.М. Достоевского. Среди преподавателей Варшавскую консерваторию закончили двое. В 1895 году приехал Яков Соломонович Медлин. Как скрипач он был учеником Барцевича. Через несколько лет вернулся из Варшавы с дипломом капельмейстера Моисей Исаевич Маломет (Маломет-второй, с 1902 года он меняет творческое имя на Я.С. Мейдлин). С начала 1930-х годов он стал работать в Томском музыкальном техникуме/училище. Незабываемое и уникальное явление в жизни образовательного учреждения, это Феофания Николаевна Тютрюмова, которая перед революцией 1917 года вела класс фортепьяно. Тютрюмова была пианисткой, много играла, много выступала как солистка в ансамблях. У неё были прекрасные выпускники. Она специально готовила аккомпаниаторов и иллюстраторов для немого кино, а потом, когда в 1930-х появился звук в кинокартинах, отпала необходимость в этой специальности. Среди её выпускников Лев Борисович Степанов - сын профессора Степанова, который оказался музыкально талантливым человеком. Он после окончания Томского музыкального училища уехал в Москву, учился в Московской консерватории на курсах у профессоров Мясковского и у Ракова. Степанов занимался композицией, и уже в 1930-е годы представил для постановки ряд опер, в том числе для театра Станиславского «Дарвазское ущелье». Затем, ещё до Великой Отечественной войны, он написал балет «Журавлиная песня», который в последствии был представлен на гастролях в Томске в репертуаре Уфимского оперного театра. Это действительно интересный балет, он интересен как по музыке, так и по хореографии, по постановке.
(По материалам Н.А. Воробьёвой)
1920-е - 1930-е гг.
В период Революции и Граданской войны в Сибири (1917- дек.1919) было весьма проблематично вести занятия музыкой в Томске. Однако занятия, хоть и в сжатом виде, продолжались, интерес к классическому музицированию сохранялся как у белой интеллигенции, так и и у новой, красной власти, которая установилась в Томске с началом января 1920 года.
В этот год училище получило статус высшего учебного заведения Р.С.Ф.С.Р., получило наименование Государственная высшая музыкальная школа Сибири отдела политического просвещения Томского губисполкома (ГВМШС). Обучение велось по трём специальностям: фортепиано, оркестровые инструменты, сольное пение. После экспроприации Сибирского торгового банка (СТБ) новая советская власть передаёт здание СТБ под новый техникум культуры.
По новой реформе образования, задуманной наркомом Луначарским, как наполнение РСФСР новой революционной формой образовательных учреждений - техникумов, в 1921 году ГВМШС расформировывается, на её основе вновь создаётся Томский музыкальный техникум отдела профессионального образования Томского губисполкома. В таком несколько странном статусе действовало 10 лет. Видимо, для сглаживания несуразности наименования, в 1931 году образовательное учреждение возвращается в форму Томского музыкального училища (музучилище второго формирования). Следует отметить, что в «техникумовский» период в 1923 году в учреждении был открыт класс баяна, который положил начало созданию отделения русских народных инструментов (ОРНИ).
В мае 1927 года музыкальный техникум… организовал первую в Сибири музыкально-методическую выставку. Важное место на ней было предоставлено демонстрации инструментов «великорусского» оркестра: гитары, балалайки, мандолины, домры и гармони. Выставка стала решающим фактом для открытия в музыкальном техникуме специального класса обучения игре на народных инструментах. По стране открывались новые учреждения культуры, были востребованы специалисты-народники. Первым инструментом открывшегося класса стал баян, а первым преподавателем музыкального техникума по классу баяна был Александр Рожков. Среди его учеников был Владимир Феоктистов, поступивший на подготовительное отделение Томского музыкального техникума по рекомендации Союза работников искусств.
В 1930-е гг. музыкальный техникум опять становится общесибирским (Западно-Сибирский край) учебным заведением и переименовывается в Томское музыкальное училище отдела народного образования Запсибкрайисполкома.
С дореволюционных лет начала ХХ века в училище одной из обязательных дисциплин для учащихся всех специальностей становится хоровой класс. На его основе осенью 1943 года было открыто отделение хорового дирижирования.
История учреждения в 1928-1953 гг., как и история страны, связана с молохом сталинщины.
Цитата из исследования Н.А. Воробьёвой, 2003:
…Что касается 1930-х годов, то это конечно было очень суровое испытание. Медлин, Тютрюмова, Муравьёв и Игнатьев были расстреляны в 1937 году. Потом появился здесь Эрвин Бах, он проработал в Томске два года. Эрвин Бах - это немецкий коммунист, бежавший от фашистов Германии сначала в Чехословакию, потом в СССР. Когда закончилась война, Эрвин Бах уехал в Германию. После его смерти его сын Вольфган Бах прислал в Томск партитуру 4-й симфонии своего отца, она сейчас (хранится) в филармонии и ждёт своего исполнения.
Яркий след в судьбе училища и самого культурного развития Томска оказала Магда Францевна Мацулевич. В юности ей часто приходилось на концертах слышать и А. Скрябина, и С. Рахманинова, и А. Зилоти, а училась в консерватории с Шостаковичем и Прокофьевым. В Томске она оказалась перед Великой Отечественной войной и сразу не только заняла место одного из ведущих педагогов по фортепиано, но и включилась в активную концертную жизнь, выступая соло, в ансамблях и как аккомпаниатор. Практически в день начала войны, 22 июня 1941 года ушёл на фронт директор училища. И на его место была назначена Магда Францевна. Новосибирское областное руководство решило закрыть Томское музыкальное училище. Но ретивость пролетарских чиновников из Новосибирска но столкнулось с очень активным сопротивлением в первую очередь Магды Францевны, и через 2 недели приказ о ликвидации ТМУ был отменён. В декабре 1945 года Мацулевич арестовали и обвинили в антисоветской деятельности, она, как и многие другие, попала в молох сталинских репрессий.
В 1944 году (с вновь образованием Томской области) училище становится учреждением территориальной системы среднего профессионального образования и переименовывается в Томское областное музыкальное училище отдела искусств Томского облисполкома. С 1949 г. находится в ведении управления культуры Томского облисполкома. С 1954 года началась подготовка по специальности «Теория музыки».

Послевоенное время и современность
Теоретические дисциплины в ТМУ велись с самого момента открытия Музыкальных классов. Подготовка по специальности «Теория музыки» началась в 1954 году. В начале ХХ века в училище одной из обязательных дисциплин для учащихся всех специальностей становится хоровой класс. На его основе осенью 1943 года было открыто отделение хорового дирижирования.
С 1991 года - училище в ведении управления (департамента) культуры Администрации Томской области.
В 2000 году открыта новая специальность - «Музыкальное образование».
В апреле 1999 года, в честь выдающегося музыканта современности, решением Государственной Думы Томской области музыкальному училищу было присвоено имя выдающегося композитора ХХ столетия, выпускника Томского музыкального училища Эдисона Васильевича Денисова: Томское областное музыкальноем училище имени Эдисона Денисова комитета по культуре и туризму Администрации Томской области.
В 2009 году Томское музыкальное училище было преобразовано в колледж имени Э.В. Денисова. В настоящее время (2013) полное официальное наименование: Томское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Томский музыкальный колледж имени Эдисона Васильевича Денисова» Департамента по культуре и туризму Администрации Томской области.
Музыкальный колледж сегодня - это 5 специальностей: «Инструментальное исполнительство» (специализации «Фортепиано», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра», «Оркестровые струнные инструменты»), «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное образование».
В педагогическом коллективе трудятся: 10 заслуженных работников культуры России, 2 лауреата премии ЮКОСа «Музыкант года», член Союза композиторов России, заслуженная артистка России, 4 кандидата наук. 80% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию.
Более чем за 120 лет своего существования Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова выпустил свыше 4 500 специалистов для учебных заведений, концертных и театральных организаций, учреждений культуры.
Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова сотрудничает с рядом музыкальных вузов: Московской государственной консерваторией им. П.И. Чайковского, Новосибирской государственной консерваторией им. М.И. Глинки, Уральской государственной консерваторией им. М.П. Мусоргского, Дальневосточной государственной академией искусств, Красноярской государственной академией музыки и театра, Институтом искусств и культуры при Томском государственном университете и другими.

Правоприемственность

Современный МузКолледж имени Эдисона Денисова является правоприемником истории следующих учебных заведений XIX-XXI веков:
Музыкальные классы при Томском отделении Императорского Русского музыкального общества, 1893-1912 (реорг. в → ТМУ)
Томское музыкальное училище, ТМУ (первого формирования), 1912-1919 (→ ГВМШС)
Государственная высшая музыкальная школа Сибири отдела политического просвещения Томского губисполкома (вуз ГВМШС), 1920-1921 (→ ТМТ)
Томский музыкальный техникум, ТМТ, 1921-19321 (→ ТМУ)
Томское областное музыкальное училище, ТОМУ (второго формирования), 1931-2009 (→ ТМК)
с 2009 - Томский музыкальный колледж имени Эдисона Васильевича Денисова

Ссылка:
BB-code:
HTML:

Человек, однажды связавший свою жизнь с Музыкой, рано или чуть позднее понимает, что выбрал не просто профессию, а определил себе стиль жизни, где трудовое и личное пространство сопрягаются: творчество сопровождает репетиции, концерты, занятия, а также быт, отдых. В Томске уже сто двадцать лет действует образовательное учреждение, где работают такие люди самых разных поколений. Это музыкальный колледж им.Э.В.Денисова.

ЧАБОВСКАЯ Наталия Игоревна - директор Томского музыкального колледжа имени Э.В.Денисова, кандидат искусствоведения.
Родилась в 1971 году в Томске. Окончила с отличием Томский музыкальный колледж, Новосибирскую государственную консерваторию (академию) им. М.И.Глинки, прошла профессиональную переподготовку в Томском государственном университете по президентской программе «Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства». Трудовую деятельность в Томском музыкальном колледже начала преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, с 2003 по 2005 годы - заместитель директора по научно-методической работе, в 2005 году назначена на должность директора. Председатель Томского отделения Всероссийского хорового общества.
Научные интересы: японская традиционная музыкальная культура.
Творческая деятельность: организатор и с 2000 года художественный руководитель ансамбля японской музыки «Хикари то кадзе то» («И свет, и ветер»), исполнитель на японском национальном инструменте кото.

Сибирские Афины

Около 130 преподавателей и концертмейстеров колледжа сохраняют, поддерживают и развивают академическую музыкальную традицию в качестве живого звучания, ибо музыка являет собой особый, временной вид искусства 1 , который, если не звучит, то вроде и не существует. Они обучают свыше 200 студентов по всем направлениям академического музыкального искусства («Вокальное искусство», «Инструментальное исполнительство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное образование») и более 100 учащихся отделения начальной музыкальной подготовки.

В 2013 году это первое музыкальное учебное заведение на огромной территории от Урала до Дальнего Востока отметило стодвадцатилетие. В городе Томске 20 февраля 1893 года по инициативе Томского отделения Императорского русского музыкального общества (ТоИРМО) и лично выдающегося композитора, пианиста и музыкального просветителя Антона Рубинштейна были открыты музыкальные классы, от которых ведёт свою историю музыкальное училище, ныне - колледж. Именно здесь появились и успешно функционировали многие годы первые в городе оркестры - симфонический, баянистов, русских народных инструментов, оперная студия и другие творческие коллективы.

Томск, именуемый Сибирскими Афинами, благодаря музыкальному училищу по праву считается одним из старейших и признанных музыкально-культурных центров Сибири.

Денисов-центр

За столь солидный период деятельности учреждение не раз меняло название и статус: классы, училище, техникум, снова училище и, наконец, с 2009 года - колледж. В 1999 году учебное заведение было удостоено имени знаменитого композитора-новатора Эдисона Васильевича Денисова, выпускника 1950 года. Это событие послужило началом активной работы Денисов-центра, миссия которого заключается в изучении и распространении творчества наиболее яркого представителя русского авангарда и его последователей.

К десятилетию присвоения колледжу имени Э.В.Денисова, в октябре 2009 года, по инициативе преподавателей и при поддержке Томского государственного университета состоялось торжественное открытие мемориальной доски на доме, где жил композитор с 1929 по 1951 годы.

За весь исторический период деятельности учебным заведением подготовлено свыше 5 тыс. специалистов для учреждений образования, сферы культуры и искусства, концертных и театральных организаций. Многие достойно представляли и представляют отечественное музыкальное искусство и образование в различных уголках нашей страны и за рубежом. Назовем лишь некоторые имена: народная артистка СССР Л.Мясникова (сопрано), заслуженные деятели искусств России, кандидат искусствоведения Г.Низовский (баян) и хормейстер Д.Шебалин, заслуженные артисты России С.Арбуз (баян) и В.Лузин (кларнет), народные артисты России С.Зеленкин (скрипка) и композитор А.Новиков, кандидат искусствоведения, профессор Г.Еременко, заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России К.Лакин и многие другие.

В альма-матер - с концертами

Во всех городах Сибирского федерального округа работают выпускники колледжа, которые с огромным пиететом относятся к альма-матер, с удовольствием приезжают в Томск с концертами.

Музыкальное учреждение славится замечательными педагогами, которые неустанно делятся со студентами своими знаниями, мастерством, по-родительски относятся к каждому обучающемуся. Большинство преподавателей посвятило этому делу всю жизнь и имеет в трудовой книжке единственную запись - Томское музыкальное училище (ныне - колледж), работая здесь свыше двадцати, тридцати и даже сорока лет.

Томский музыкальный колледж имени Э.В.Денисова имеет высокий рейтинг не только в округе, но и за его пределами: например, в Казахстане, откуда ежегодно приезжают абитуриенты.

Среди студентов колледжа и учащихся отделения начальной музыкальной подготовки есть стипендиаты Министерства культуры РФ, Департамента по культуре и туризму Томской области, лауреаты премии губернатора Томской области и мэра города Томска. Свыше 70 процентов выпускников успешно поступают в Красноярскую академию музыки и театра, в консерватории - Московскую, Санкт-Петербургскую, Екатеринбургскую, Казанскую, Нижегородскую, Новосибирскую, в институт искусств и культуры ТГУ и на музыкальный факультет Томского педагогического университета.

Ежегодно студенты и преподаватели колледжа достойно представляют Томскую область на межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах исполнительского мастерства.

Вперед, к новым вершинам

Сегодня музыкальный колледж имени Э.В.Денисова является не только образовательным учреждением, готовящим специалистов высокого уровня, но и учреждением-организатором мероприятий различного статуса - от областного до международного, имеющих большое значение для развития музыкальной культуры и образования в области.

Большая часть творческих и образовательных проектов связана с именем Э.В.Денисова. Так, ежегодно коллектив учреждения проводит межрегиональные и всероссийские научно-практические конференции по музыкальному искусству и образованию с изданием сборников материалов. Среди них выделяются I Межрегиональная конференция «Современное музыкальное искусство: из века XX в век XXI» (2004) и Сибирская открытая (V Межрегиональная) конференция «Традиции и новаторство в современном музыкальном искусстве» (2009), посвященные, соответственно, семидесятипяти- и восьмидесятипятилетию со дня рождения Э.В.Денисова.

Особенно значимыми международными проектами, успешно организованными и проведёнными Томским музыкальным колледжем за последнее десятилетие, стали конкурс молодых пианистов (2004), конкурсы молодых композиторов имени Эдисона Денисова (2007, 2010, 2013), фестивали современной музыки, посвященные этому композитору (2010, 2012).

В первом конкурсе приняли участие молодые композиторы из 14 стран (2007), а третий конкурс (2013) продемонстрировал растущий интерес со стороны музыкальной элиты - 32 участника представляли 17 стран мира. Сочинения лауреатов и интереснейшие произведения XX и XXI веков исполняют лучшие музыканты России. Членами жюри конкурса молодых композиторов за эти семь лет выступали выдающиеся музыкальные деятели из таких стран, как Франция, Швейцария, Азербайджан, Россия. В 2007 и 2010 годах жюри возглавлял председатель Ассоциации современной музыки России, композитор В.Екимовский (г.Москва), а в 2013 году - органист Э.Дезарбр (Франция).

В настоящее время в музыкальном колледже работает слаженная, креативная административная команда, которая совместно с дружным, высокопрофессиональным педагогическим коллективом и талантливыми студентами достигает высоких результатов.

1 Временные искусства - это те виды искусства, которые распространяются во времени, а именно: музыка, танец, мимика.

Необходимость в музыкальном учебном заведении стала очевидна с первых лет существования ТОИРМО с организацией и проведением его первых публичных концертов. Музыкальное образование участников было в основном домашним, лишь некоторые имели основную подготовку. Вот почему для успешной концертной деятельности ТОИРМО требовались хорошо обученные музыканты и певцы, а музыкально образованная публика охотнее посещала бы концерты. Имея симфонический и духовой оркестры, хор и солистов, можно было бы замахнуться на постановку оперных спектаклей, укрепилась бы материальная база ТОИРМО, имеющего право на более высокую субсидию от Главной дирекции.

Главными поборниками развития музыкального образования в Томске были А. А. Ауэрбах и Г. С. Томашинский. Они разработали подробный проект положения о музыкальных классах при ТОИРМО на основе уже имеющегося тогда в России «Устава для музыкальных училищ». В положении прежде всего определялась цель: дать образование исполнителям на инструментах, певцам и певицам. Указывались специальности, по которым обучались бы в музыкальном училище. Их перечень немногим отличался от нынешнего времени. Нужно отметить демократическую направленность предполагаемой деятельности училища: принимались лица обоего пола, всех сословий и верований, имеющие образование не ниже начального. Для преподавания должны были приглашаться лица с высшим консерваторским образованием или окончившие Харьковское и Киевское музыкальные училища. Окончившим курс выдавались свидетельства. Почти сразу после открытия музыкальных классов они были включены в список учебных заведений, учащимся которых, согласно циркуляру Департамента железных дорог было предоставлено право льготного проезда по железной дороге. Это было, несомненно, в пользу иногородних студентов, гимназистов, учащихся разных училищ, обучающихся музыке.

Несколько лет прошло в хлопотах по изысканию средств для открытия музыкального училища. Покупались инструменты и ноты, давались концерты. Из Томска в Главную дирекцию ежегодно направлялись отчеты, где неизменно ставился вопрос об открытии музыкального училища, и из года в год томичи получали отказ «за неимением средств».

Наконец, в апреле 1892 года Главная дирекция разрешила открыть в Томске музыкальные классы. 7 (20) февраля 1893 года музыкальные классы были открыты в здании Бесплатной библиотеки (ныне известном как кинотеатр им. И. Черных)

Музыкальные классы начали свою работу в составе двух преподавателей и 24 учеников. Класс фортепиано вела Мария Федоровна Зубова (ученица профессора В. Ю. Виллуана), а класс скрипки вел Григорий Робертович Перковский (ученик профессора Московской консерватории И. В. Гржимали). Директором классов стал Андрей Андреевич Ауэрбах. Через год увеличилось число учащихся и прибавилась новая специальнось - сольное пение. Его вел выпускник Петербургской консерватории (класс профессора С. И. Габеля) Василий Иванович Розеноэр. Он же преподавал теоретические дисциплины.

В 1898 году из Томска уехал А. А. Ауэрбах. Вместо него на пост директора был приглашен пианист - виртуоз, выпускник Московской консерватории Леонид Александрович Максимов. Мальчиком он учился сначала в младшем классе проф. Н. С. Зверева вместе с С. В. Рахманиновым, закончил консерваторию у П. А. Пабса. Пианист высочайшего класса, успешно гастролировавший по России, Л. А. Максимов не захотел учитывать местные обстоятельства, меряя все столичными мерками. Это привело к конфликту в музыкальных классах. К. И. Томашинская и В. А. Бажаева вышли из состава педагогов в 1899 году вместе со своими учениками и стали давать частные уроки. В 1901 году Томашинская открыла свою (первую в Томске) частную школу. Л. А. Максимов через два года уехал.

Трагические события Русско - японской войны, обострение экономической ситуации, грозный шквал первой революции 1905-1907 гг - все это испытали на себе томичи. В это время ТОИРМО и музыкальные классы пережили сильное потрясение. Произошел конфликт, в результате которого музыкальные классы лишились значительной части своих учеников и лучших преподавателей. В истории музыкальной жизни Томска это событие известно как «Дело Вядро». Политические симпатии и нравственные идеалы членов ТОИРМО не были у всех одинаковыми. Революция 1905-1907 гг, факты черносотенных погромов по-разному оценивались членами Музыкального общества. В данном случае увольнение преподавателя музыкальных классов Б. М. Вядро носило антисемитский характер. На защиту своего товарища по искусству встали ведущие педагоги Я. С. Медлин и Ф. Н. Тютрюмова, худсовет. Свое несогласие с действиями дирекции ТОИРМО они высказали в телеграмме в Главную дирекцию, откуда пришел ответ за подписью В. Э. Направника: «…действовать по Уставу и по совести».

120 учеников вместе с преподавателями покинули музыкальные классы. Так возникла частная школа Тютримовой, где директором стал Я. С. Медлин. В это сложное время на должность директора музыкальных классов был приглашен бывший артист Императорских театров певец Василий Алексеевич Цветков. Ему удалось восстановить контингент учащихся, пригласить новых преподавателей. Концертная жизнь не останавливалась. С приходом В. А. Цветкова все имеющиеся силы ТОИРМО и музыкальных классов были использованы для постановки оперных спектаклей. Оперный артист В. А. Цветков взялся за огромное дело - в декорациях и костямах, с хором и в сопровождении оркестра поставить на сцене лучшее из русской и зарубежной классики. Так томичи услышали «Вражью силу» Серова, «Русалку» Даргомыжского, «Риголетто» Верди, оперы Чайковского.

В 1912 году Главная дирекция смерилась перед упорством томичей, показавшим особой комиссии РМО достижения Томского отделения. Результатом проверки явилось присвоение музыкальным классам статуса училища. В. А. Цветков был избран почетным членом ТОИРМО,

Среди директоров Томского музыкального училища до 1917 года встречаются имена выдающихся музыкантов. Среди них: С. Т. Абакумов, выпускник Петербургской консерватории, дирижер, теоретик; Павел Михайлович Виноградов, выпускник Московской консерватории, пианист; Я. Д. Медлин.

В музыкальном мире Томска все оставалось без перемен до февраля 1917 года. После Февральской революции наиболее передовые деятели музыкальной культуры Томска поняли, что настала реальная возможность открыть в Томске консерваторию. По инициативе Я. С. Медлина и Ф. Н. Тютрюмовой и руководителей хорового-певческого общества П. В. Леонова и Н. А. Александрова были объединены их музыкальные школы. Так возникла первая Сибирская Народная консерватория. Советская власть установилась в Томске в конце 1919 года и Музыкальная школа М. Л. Шиловской, школа Ф. Н. Тютрюмовой, Народная консерватория - все они были закрыты как частные учебные заведения.

В 1920-х - начале 1930-х музыкальное училище окончили выдающиеся выпускники. Например, будущая солистка Большого театра, заслуженная артистка Российской Федерации М. Г. Кузнецова; заслуженный деятель искусств Российской Федерации, композитор, руководитель ансамбля СибВо А. П. Новиков; будущий доцет Уральской консерватории, художественный руководитель Уральского русского народного хора Н. М. Хлопков; композитор, лауреат Сталинской премии Л. Б. Степанов; народная артиска, профессор консерватории Л. В. Мясникова; будущий ректор Алма-Атинмкой консерватории И. В. Круглыхин; заслуженная артистка Российской Федерации солистка Пермской оперы Н. Т. Измайлова.

Свой сороколетний юбилей музыкальное училище отметило многочисленными концертами и оперными спектаклями. Торжественное собрание в честь события телеграммой приветствовал нарком просвещения А. В. Луначарский.

1937 год был печальным, бесконечно жаль прекрасных педагогов Я. С. Медлина, Ф. Н. Тютрюмову, В. А. Муравьева и А. А. Игнатьева, расстрелянных в том году. Наказание ГУЛАГом получил ряд студентов ТМУ. «Вечную память» пропел им хор под руководством Ф. А. Тугушева на панихиде в Петропавловском соборе.

В конце 1930-х гг в музыкальном училище появились два прекрасных преподавателя: Э. Г. Бах и М. Ф. Мацулевич. Бах был известным в Европе пианистом и педагогом, автором книги « Рациональная фортепианная техника». Немецкий композитор, бежавший от фашизма, в социалистическую Россию, он был сослан в семьей в Томск. М. Ф. Мацулевич, выпускница Петербургской консерватории, проработала всю войну директором музучилища и была сослана в Мариинский Сиблаг за «антисоветскую пропаганду».

1941-1945 гг Тяжелейшее время для всей страны и нашего народа. Училище чуть было не закрыли «за ненадобностью». Его отстояли директор М. Ф. Мацулевиц и педагоги. На фронт ушли многие студенты и преподаватели. Классы были малочисленны, как и выпускники. Из-за холода в аудиториях занятия проводились на дому у педагогов Е. И. Корчинского, М. И. Маломета, М. А. Федоровой и других.

В Томске кроме Артиллерейского училища были и другие эвакуированные военные учебные заведения. Их курсанты учились в ТМУ, такие как: В. И. Яковлев, будущий профессор Московской консерватории, автор учебника по тромбону, и И. В. Станкевич, доцент Московской консерватории, автор учебника по валторне.

В ТМУ работали эвакуированные преподаватели Москвы и Ленинграда: С. Б. Оксер, Е. Н. Тиличеева (ее песни распивала вся пионерия), Г. М. Римский - Корсаков - внук Николая Андреевича был организатором дирижерско-хорового отдела музучилища.

За годы войны в госпиталях, на предприятиях города и области, в воинских частях и на фронте томичи дали более трех тысяч концертов. В Томск было эвакуировано Всероссийское концертное объединение (Гастрольное бюро).

Архитектура здания ТМУ по пр. Ленина 99, была не такой как теперь. Фасад украшали три балкона, исчезнувшие в середине шестидесятых годов. В день Победы, 9 мая 1945 года, они превратились в концертные площадки, откуда звучали музыка и песни в исполнении студентов музучилища. Среди них тогда обучались инвалиды войны - слепые, покалеченные войной люди, для которых музыка стала второй профессией. Они учились в классах баяна И. П. Дорофеева и В. Т. Феоктистова.

Одним из достижений учебной и педагогической работы были постановки в 1948 и 1950 годах опер «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Русалка» А. С. Даргомыжского. Это была работа возрожденного оперного класса, симфонического оркестра и хора. Но больше в ТМУ опер не ставили, исчез оперный класс, а спустя некоторое время и вокальное отделение, функции которого стало выполнять дирижерско-хоровое отделение.

Теоретико-композиторское отделение было отмечено в отчетах 1920-х. Известно, что выдающиеся выпускники ТМУ Л. Б. Степанов, А. П. Новиков, В. М, Миненко, Н. М. Хлопков оканчивали ТМУ по двум специальностям, в том числе по теории и композиции. Отделение было закрыто в годы войны. В 1954 году его восстановили по инициативе Е. Н. Корчинского, пригласившего для работы новых преподавателей.

1950-1960-е были для музыкального училища годами утрат. Уходили наши золотые старики, на смену им приходили молодые, часто ученики заменяли учителей. Симфонический оркестр, оперная студия канули в Лету, но благоприятным явлением было развитие отделения народных инструментов. Здесь следует отметить плодотворную деятельность В. А. Гойхмана. После него руководителем ансамбля (его негласно называли «Виртуозы Томска») стал В. В. Марухленко, прекрасный дирижер, аранжировщик, педагог.

На дирижерско-хоровом отделении успешно работали хормейстеры В. П. Мельниченко (директор ТМУ) и В. В. Сотников (руководитель хоровой капеллы ТГУ). Потом началась деятельность одного из лучших хормейстеров города Ф. А. Тугушева. Он не только руководил общим хором ТМУ, но и по прекрасной традиции педагогов училища создал ансамбль «Радуга», а затем и знаменитый ансамбль «Sotto voce».

В 1988 году директором музыкального училища стал Виктор Васильевич Марухленко. Впервые в истории училища директор был не назначен, не приглашен со стороны, а выбран на основе поддержки и доверия коллектива. Через год он возглавил комиссию по подготовке и празднованию 100-летнего юбилея Томского музыкального училища.

1992 год стал своего рода переломным в истории музыкального училища. Весь коллектив учащихся, преподавателей, сотрудников объединился в борьбе за право учиться и работать в достойных условиях. На помощь ТМУ пришли общественность Томска, народные депутаты, даже просто граждане города и студенты, которые поставили подписи под петициями в адрес областной администрации. Туда же направились письма и телеграммы со всех концов страны в защиту старейшего училища Сибири.

Областной совет принял решение о передаче музыкальному училищу здания бывшего Дома политпросвщения. В ноябре 1991 г. ТМУ во главе с В. В. Марухленко получило в аренду часть здания. В 1993 году В. В. Марухленко на базе оркестров ТМУ и ТГУ создал муниципальный Русский народный оркестр.

Сотый набор в училище был произведен по специальностям: фортепиано, теория музыки, скрипка, альт, контрабас, гобой, фагот, флейта, кларнет, труба, тромбон, валторна, ударные инструменты, балалайка, домра, баян, аккордеон, гитара, пение, хоровое дирижирование. В училище работали 61 преподаватель и большая группа совместителей-преподавателей, иллюстраторов, концертмейстеров. Библиотека ТМУ насчитывала 50 тысяч экземпляров нот, среди которых ноты с автографами М. И. Маломета, М. Л. Шиловской.

Свой юбилей ТМУ отметило творческими вечерами ведущих педагогов. Успех выпал на долю хора (под руководством Ф. А. Тугушева), исполнявшего «Фантазию» Бетховена для симфонического оркестра, хора и фортепиано (дирижер Томского симфонического оркестра П. Ядых, солистка Т. Скуйбит). Прозвучала также великолепная музыка Перголезе «Стабат матер» (солистка Т. Гойхман). По радио прошел цикл передач об истории училища. В юбилейном году было дано 60 концертов.

1990- е гг. принесли училищу как успехи, так и разочарования. Успехи были связаны с появлением двух престижных конкурсов: в 1994 г - конкурс пианистов им. Ф. Н. Тютрюмовой, и в 1995 г. - конкурс исполнителей на народных инструментах им. В. Т. Феоктистова. После празднования 100-летнего юбилея и с появлением конкурсов, которые хотя и были областными, но привлекли внимание всей Сибири, авторитет Томского музыкального училища укрепился. В 1999 г. училищу было присвоено имя нашего выпускника, томича по рождению, всемирно известного композитора Эдисона Васильевича

Денисова. В ТМУ начали регулярно проводиться фестивали его имени, а потом конкурс исполнителей современной фортепианной музыки, который теперь стал международным.

Томский музыкальный колледж
имени Э. В. Денисова (ОГАПОУ «ТМК имени Э. В. Денисова»)
Год основания 7 (19) февраля
Директор Никитин Павел Иванович
Расположение Томск, проспект Ленина , 109.
Сайт tmk.tomsk.ru

Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова (ОГАПОУ «ТМК имени Э. В. Денисова») - музыкальное образовательное учреждение, осуществляющее подготовку по программам среднего профессионального образования.

История

В 1925 году - Томский музыкальный техникум отдела культуры Сибкрайисполкома

В 1931 году реорганизовано в Томское краевое музыкальное училище отдела культуры Запсибкрайисполкома , учреждение относилось к уровню ссузов .

В 1937 училище переподчинено, становится Томским областным музыкальным училищем отдела культуры Новосибирского облисполкома .

С 1944 - отдела культуры Томского облисполкома (ТОМУ).

Теоретические дисциплины велись с момента открытия Музыкальных классов. Подготовка по специальности «Теория музыки» началась в 1954 году.

С 1991 года - Томское областное музыкальное училище отдела культуры Администрации Томской области .

В 1999 году решением Государственной Думы Томской области училищу было присвоено имя выдающегося композитора XX века, выпускника 1950 года, Эдисона Васильевича Денисова .

В 2000 году была открыта новая специальность - «музыкальное образование».

В 2009 году училище было преобразовано в «Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова» (ТМК).

За время деятельности образовательного учреждения было подготовлено свыше 4 500 специалистов.

В 2018 году Томскому музыкальному колледжу имени Э. В. Денисова исполняется 125 лет.

Известные педагоги

  • Е. Бартошевич
  • А. П. Боначич (1924-1925, зав. оперным классом)
  • С. А. Зеленкин (с 1971, скрипка, камерный ансамбль)
  • Е. Н. Корчинский (1929-1934, 1937-1939, 1941-1960)
  • М. И. Маломет (1930-е - 1050-е, хоровое дирижирование, оркестр)
  • Я. С. Медлин (с 1895, 1925-1927 директор)

Вывеска колледжа

То́мский музыка́льный ко́лледж и́мени Э.В. Дени́сова - учреждение среднего специального музыкального профессионального образования, первое и старейшее в Русской Азии.

  • Полное официальное наименование по состоянию на июнь 2013 года : Томское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Томский Музыкальный Колледж имени Эдисона Васильевича Денисова » Департамента по культуре и туризму Администрации Томской области.
  • Сокращённое наименование : ТМК или ОГБОУ СПО «Томский музыкальный колледж»

История

В царской России

Томское музыкальное образовательное учреждение является одним из первых учебных музыкальных заведений на территории от Поволжья (Казань) до Дальнего Востока и является одним из первых ссузов громадной губернии. Появление его предопределил сам статус города как университетского , научного, промышленного, золотодобывающего и купеческого форпоста страны на пространствах Русской Азии к концу XIX века. Постепенно в Томске формируется культурная среда, необходимая для укоренения в быту горожан различных видов искусств, создаются условия для восприятия произведений музыкального искусства. В афишах музыкальных вечеров 1870 года можно встретить произведения Ференца Листа, Шопена, Глинки, Мендельсона…

История музыкального образования в Томске начинается с 7-го февраля по старому стилю русского календаря (или 20 февраля по новому стилю ) 1893 года, начинается с момента открытия Музыкальных классов при Томском отделении Императорского Русского музыкального общества . Открытие самого Томского отделения Императорского Русского музыкального общества состоялось в начале 1880-х гг. Инициативу приписывают ссыльному музыканту и общественному деятелю, члену Русского музыкального общества Андрею Андреевичу Ауэрбаху , организовавшему перед этим небольшую начальную музыкальную школу в городе и активно поднимавшему вопрос о необходимости открытия в губернском центре полноценного Музыкального училища. Идея была также поддержана томским купечеством.

После торжеств, учёба началась 10-го (23-го) февраля 1893 года . Тогда в два класса было принято 25 учеников. Появление учреждения было ярким культурным событием всей Сибири, на его открытии прибыл лично губернатор Томской губернии . Руководителями классов стали известные в России музыканты специалисты с высшим образованием, выпускники Московской консерватории : класс фортепьяно вела М.Ф. Зубова, класс скрипки - Г.Р. Перковский. Учебный год был организован по программам столичных музыкальных училищ, преподавание шло на высшем музыкальном уровне. В первом Уставе учреждения утверждалось, что педагогами могут быть лишь люди с высшим (консерваторским) образованием и до времён советской власти это требование соблюдалось неукоснительно. Первым директором (1893-1898) Музыкальных классов был сам Андрей Андреевич Ауэрбах.

В 1912 году дирекция Русского музыкального общества позволила реорганизовать Томские музыкальные классы в полноценное Музыкальное училище . При этом была усилена образовательная программа, основой которой стала консерваторская программа обучения. Набор в ТМУ осуществлялся на очень демократичной основе, к обучению принимались старшие дети обеих полов с минимум начальным (или церковно-приходским) образованием и с начальными музыкальными навыками. При этом плата за обучение была много ниже, чем в других средних учебных заведениях Сибири, но и при этом талантливая молодежь могла (по решению совета попечителей) учиться даже бесплатно.

Некоторое время музыкальный класс фортепьяно Тетрюмовой располагался на втором этаже современного магазина «Подарки» (пр. Ленина, 89 / пер. Плеханова, 1)

До 1915 года в училище работали пианисты - выпускники Московской консерватории по классу профессоров А. Зилоти, Н.К. Игумнова, А. Есиповой.

Высокие достижения Томского музыкального училища отметила государственная комиссия во главе с действительным статским советником Петровым. Когда он всё тщательно посмотрел, то был поражён, что в Томске ставят оперы . Это было для него открытием. Уровень подготовки был настолько высок, что если ученика посылали, скажем, в Московскую консерваторию, с томской рекомендацией и характеристикой, то он поступал…

Таким учеником, например, была окончившая курс Шиловской Юлия Адольфовна Билевич , которая после Московской консерватории вернулась в Томск и стала работать педагогом в школе Шиловской. Когда после революции школа была закрыта, Билевич осталась без работы, но потом она всё-же была приглашена в Музучилище и до конца жизни работала в учреждении как преподаватель.

Среди людей Музучилища были поистине выдающиеся люди. В 1920-е годы блистал солист Императорских театров Антон Боначич , который известен как великолепный исполнитель оперных арий. Солист Императорских театров Иван Матчинский . Однажды Матчинского слушал Ленин . Это был выдающийся певец, но по характеру был не очень уживчивый человек, его не очень любили окружающие, но, тем не менее, он проработал в Томске два года. И то, что они своим авторитетом, талантом и способностями укрепляли вокальное отделение музыкального училища, это очевидно. С золотой медалью окончивший Петербургскую консерваторию Б.В. Померанцев , преподавал по классу фортепиано. Московскую консерваторию (по классу Скрябиной) закончила Инна Владимировна Иванова . Кстати сказать, внучатая племянница Ф.М. Достоевского . Среди преподавателей Варшавскую консерваторию закончили двое. В 1895 году приехал Яков Соломонович Медлин . Как скрипач он был учеником Барцевича. Через несколько лет вернулся из Варшавы с дипломом капельмейстера Моисей Исаевич Маломет (Маломет-второй, с 1902 года он меняет творческое имя на Я.С. Мейдлин). С начала 1930-х годов он стал работать в Томском музыкальном техникуме/училище. Незабываемое и уникальное явление в жизни образовательного учреждения, это Феофания Николаевна Тютрюмова , которая перед революцией 1917 года вела класс фортепьяно. Тютрюмова была пианисткой, много играла, много выступала как солистка в ансамблях. У неё были прекрасные выпускники. Она специально готовила аккомпаниаторов и иллюстраторов для немого кино , а потом, когда в 1930-х появился звук в кинокартинах, отпала необходимость в этой специальности. Среди её выпускников Лев Борисович Степанов - сын профессора Степанова, который оказался музыкально талантливым человеком. Он после окончания Томского музыкального училища уехал в Москву , учился в Московской консерватории на курсах у профессоров Мясковского и у Ракова. Степанов занимался композицией, и уже в 1930-е годы представил для постановки ряд опер, в том числе для театра Станиславского «Дарвазское ущелье». Затем, ещё до Великой Отечественной войны , он написал балет «Журавлиная песня», который в последствии был представлен на гастролях в Томске в репертуаре Уфимского оперного театра . Это действительно интересный балет, он интересен как по музыке, так и по хореографии, по постановке.

(По материалам Н.А. Воробьёвой)

1920-е - 1930-е гг.

В период Революции и Граданской войны в Сибири (1917- дек.1919) было весьма проблематично вести занятия музыкой в Томске. Однако занятия, хоть и в сжатом виде, продолжались, интерес к классическому музицированию сохранялся как у белой интеллигенции, так и и у новой, красной власти , которая установилась в Томске с началом января 1920 года.

В этот год училище получило статус высшего учебного заведения Р.С.Ф.С.Р. , получило наименование Государственная высшая музыкальная школа Сибири отдела политического просвещения Томского губисполкома (ГВМШС). Обучение велось по трём специальностям: фортепиано , оркестровые инструменты, сольное пение. После экспроприации Сибирского торгового банка (СТБ) новая советская власть передаёт здание СТБ под новый техникум культуры .

По новой реформе образования, задуманной наркомом Луначарским , как наполнение РСФСР новой революционной формой образовательных учреждений - техникумов , в 1921 году ГВМШС расформировывается, на её основе вновь создаётся Томский музыкальный техникум отдела профессионального образования Томского губисполкома . В таком несколько странном статусе действовало 10 лет. Видимо, для сглаживания несуразности наименования, в 1931 году образовательное учреждение возвращается в форму Томского музыкального училища (музучилище второго формирования ) . Следует отметить, что в «техникумовский» период в 1923 году в учреждении был открыт класс баяна , который положил начало созданию отделения русских народных инструментов (ОРНИ).

В мае 1927 года музыкальный техникум… организовал первую в Сибири музыкально-методическую выставку. Важное место на ней было предоставлено демонстрации инструментов «великорусского» оркестра: гитары, балалайки, мандолины, домры и гармони. Выставка стала решающим фактом для открытия в музыкальном техникуме специального класса обучения игре на народных инструментах. По стране открывались новые учреждения культуры, были востребованы специалисты-народники. Первым инструментом открывшегося класса стал баян, а первым преподавателем музыкального техникума по классу баяна был Александр Рожков . Среди его учеников был Владимир Феоктистов, поступивший на подготовительное отделение Томского музыкального техникума по рекомендации Союза работников искусств.

(Василина Сыпченко. «Конкурс в честь Феоктистова ». Журнал «Персона» , 2013 год. )

В 1930-е гг. музыкальный техникум опять становится общесибирским (Западно-Сибирский край ) учебным заведением и переименовывается в Томское музыкальное училище отдела народного образования Запсибкрайисполкома .

С дореволюционных лет начала ХХ века в училище одной из обязательных дисциплин для учащихся всех специальностей становится хоровой класс .

История учреждения в 1928-1953 гг., как и история страны, связана с молохом сталинщины .

Цитата из исследования Н.А. Воробьёвой, 2003:

…Что касается 1930-х годов, то это конечно было очень суровое испытание. Медлин, Тютрюмова, Муравьёв и Игнатьев были расстреляны в 1937 году . Потом появился здесь Эрвин Бах , он проработал в Томске два года. Эрвин Бах - это немецкий коммунист, бежавший от фашистов Германии сначала в Чехословакию, потом в СССР. Когда закончилась война, Эрвин Бах уехал в Германию. После его смерти его сын Вольфган Бах прислал в Томск партитуру 4-й симфонии своего отца, она сейчас (хранится) в филармонии и ждёт своего исполнения.

Яркий след в судьбе училища и самого культурного развития Томска оказала Магда Францевна Мацулевич . В юности ей часто приходилось на концертах слышать и А. Скрябина, и С. Рахманинова, и А. Зилоти, а училась в консерватории с Шостаковичем и Прокофьевым. В Томске она оказалась перед Великой Отечественной войной и сразу не только заняла место одного из ведущих педагогов по фортепиано, но и включилась в активную концертную жизнь, выступая соло, в ансамблях и как аккомпаниатор. Практически в день начала войны, 22 июня 1941 года ушёл на фронт директор училища. И на его место была назначена Магда Францевна. Новосибирское областное руководство решило закрыть Томское музыкальное училище. Но ретивость пролетарских чиновников из Новосибирска но столкнулось с очень активным сопротивлением в первую очередь Магды Францевны, и через 2 недели приказ о ликвидации ТМУ был отменён. В декабре 1945 года Мацулевич арестовали и обвинили в антисоветской деятельности, она, как и многие другие, попала в молох сталинских репрессий.

В 1944 году (с вновь образованием Томской области) училище становится учреждением территориальной системы среднего профессионального образования и переименовывается в Томское областное музыкальное училище отдела искусств Томского облисполкома . С 1949 г. находится в ведении управления культуры Томского облисполкома . С 1954 года началась подготовка по специальности «Теория музыки».

Послевоенное время и современность

Теоретические дисциплины в ТМУ велись с самого момента открытия Музыкальных классов. Подготовка по специальности «Теория музыки » началась в 1954 году. В начале ХХ века в училище одной из обязательных дисциплин для учащихся всех специальностей становится хоровой класс . На его основе осенью 1943 года было открыто отделение хорового дирижирования .

С 1991 года - училище в ведении управления (департамента) культуры Администрации Томской области .

В 2000 году открыта новая специальность - «Музыкальное образование ».

В апреле 1999 года, в честь выдающегося музыканта современности, решением Государственной Думы Томской области музыкальному училищу было присвоено имя выдающегося композитора ХХ столетия, выпускника Томского музыкального училища Эдисона Васильевича Денисова : Томское областное музыкальноем училище имени Эдисона Денисова комитета по культуре и туризму Администрации Томской области .

В 2009 году Томское музыкальное училище было преобразовано в колледж имени Э.В. Денисова . В настоящее время (2013) полное официальное наименование: Томское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Томский музыкальный колледж имени Эдисона Васильевича Денисова » Департамента по культуре и туризму Администрации Томской области.

Музыкальный колледж сегодня - это 5 специальностей: «Инструментальное исполнительство » (специализации «Фортепиано », «Оркестровые духовые и ударные инструменты », «Инструменты народного оркестра », «Оркестровые струнные инструменты »), «Вокальное искусство », «Хоровое дирижирование », «Теория музыки », «Музыкальное образование ».

В педагогическом коллективе трудятся: 10 заслуженных работников культуры России, 2 лауреата премии ЮКОСа «Музыкант года», член Союза композиторов России, заслуженная артистка России, 4 кандидата наук. 80% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию.

Более чем за 120 лет своего существования Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова выпустил свыше 4 500 специалистов для учебных заведений, концертных и театральных организаций, учреждений культуры .

Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова сотрудничает с рядом музыкальных вузов: Московской государственной консерваторией им. П.И. Чайковского, Новосибирской государственной консерваторией им. М.И. Глинки, Уральской государственной консерваторией им. М.П. Мусоргского, Дальневосточной государственной академией искусств, Красноярской государственной академией музыки и театра, и другими .

Правопреемственность

Современный МузКолледж имени Эдисона Денисова является правопреемником истории следующих учебных заведений XIX-XXI веков:

  • Музыкальные классы при Томском отделении Императорского Русского музыкального общества, 1893-1912 (реорг. в → ТМУ)
  • Томское музыкальное училище, ТМУ (первого формирования ), 1912-1919 (→ ГВМШС)
  • Государственная высшая музыкальная школа Сибири отдела политического просвещения Томского губисполкома (вуз ГВМШС), 1920-1921 (→ ТМТ)
  • Томский музыкальный техникум , ТМТ, 1921-19321 (→ ТМУ)
  • Томское областное музыкальное училище, ТОМУ (второго формирования ), 1931-2009 (→ ТМК)
  • с 2009 - Томский музыкальный колледж имени Эдисона Васильевича Денисова

Функции учебного заведения

  • Подготовка преподавателей детских музыкальных школ,
  • подготовка концертмейстеров,
  • подготовка руководителей художественной самодеятельности,
  • солистов хора и ансамблей.

Структура

  • Образовательные подразделения;
  • ОНМП при колледже;

Администрация

  • директор: Наталия Игоревна Чабовская
  • заместитель директора по учебной работе Марина Петровна Смирнова

Контакты

Эдисон Денисов, выпускник Томского музучилища

Известные личности

  • Эдисон Васильевич Денисов (1929-1996) - всемирно известный русский композитор, музыковед, общественный деятель, Заслуженный деятель искусств России (1990), Народный артист России (1995). Выпускник Томского областного музыкального училища, учился в 1946-1949 гг. (параллельно с учёбой в ТГУ).
  • Алексей Викторович Зимаков (1971-2018) - российский гитарист, лауреат всероссийских и международных конкурсов, получивший широкую известность за рубежом. Преподаватель колледжа.
  • Наталья Терентьевна Измайлова (Виссонова) (1899-1968) - операная певица (меццо-сопрано ), Заслуженная артистка РСФСР (1945). Работала педагогом-вокалистом в Томском музучилище. Пела в театрах и на радио Томска, Иркутска, Новосибирска. В 1935-1941 и в 1944-1957 - солистка Пермского театра оперы и балета, в 1941-1944 - солистка Ленинградского театра оперы и балета, эвакуированного в Пермь. Выпускница Томского музыкального техникума 1929 года .
  • Александр Петрович Казанцев (1906-2002) - всемирно известный русский писатель-фантаст. Окончил Томский музыкальный техникум в 1929 году.
  • Лидия Владимировна Мяснико́ва (1911-2005) - оперная певица (меццо-сопрано ). Народная артистка СССР (1960). Выпускница Томского музыкального техникума 1931 года.
  • Александр Никитич Рожков (1893-1964) - известный томский и ленинградский деятель музыкальной культуры, организатор первого в Томске оркестра русских народных инструментов (ОРНИ).
  • Тамара Васильевна Смирнова (1911-19хх) - известная советская певица и артистка оперетты, Народная артистка РСФСР (1957). Выпускница Томского музыкального техникума/училища 1932 года .
  • Андрей Николаевич Егунов (Андрей Николев) (1895-1968) - русский поэт, писатель, переводчик, литературовед. Был репрессирован и выслан в Томск. Преподавал в Томском областном музыкальном училище в 1934 году и в 1936-1938.
  • Иван Васильевич Круглыхин (1987-1959) - томич, известный советский деятель искусств, музыкант, преподаватель консерваторий. Руководил Казахской республиканской консерваторией с 1944 года. Преподавал музыку в Томском музтехникуме/музучилище в 1925-1935 гг.



Top