Анализ последней главы отцы и дети. И.С.Тургенев

Когда читаешь произведения, часто задумываешься о смысле той или другой концовки и вот сегодня нужно ответить на вопрос, а какой же смысл финала романа Отцы и дети.

Как известно из прочтенного материала, герой романа Отцы и дети умирает от тифа, которым заразился, практикуясь на трупе тифозного больного. Казалось бы привычное явление, смерть по неосторожности. Но в случае с романом Тургенева, все обстоит иначе. Смысл финала Отцы и дети кроется в другом и это начинаешь понимать, когда глубже проникаешься работой писателя и вдумчиво вчитываешься в произведение.

Отцы и дети: смысл финала

Ни один век читатели, в том числе и современники автора романа, задаются вопросом о смысле финала Отцов и детей. Каждому хотелось узнать, почему же именно такой конец выбрал для своего произведения . О писали многие, но почему-то именно персонаж романа Отцы и дети умирает. А ответ не заставляет себя долго ждать, ведь писатель взглянул на проблему лишних людей со стороны нигилизма. Базаров как раз и был нигилистом, который отвергал все ценности, существующие в мире. Он циник, поклонник науки, новый человек, что отвергает старое. Герой берет большую ответственность на себя, считая что может все, и отводит огромную роль материальным ценностям. Он поставил себя выше природы, считая любовь и искусство ничем в этом мире.

Как оказалось, такие люди были лишними, да и это понимает, утверждая, что он не нужен стране. К тому же автор вложил в смерть смысл того, что только приближение конца открывает глаза на многие вещи. Только предсмертные дни позволяют людям раскрыться и показать, какие они есть на самом деле. И здесь мы понимаем, Базаров не только нигилист, но еще и человек. Он может думать, тонко чувствовать, ему не чужды человеческие чувства. Может поэтому в последние свои дни главный герой романа становится добрее, ему хочется встретиться с любимой женщиной, он становится мягче по отношению к родителям.

Как видим, Базаров посвятил себя науке, посвятил себя стремлению стать полезным, но его смерть стала символичной и могла означать лишь одно. Такие люди не нужны стране и это осознание ненужности как раз и приходит в последний момент к герою, став эпилогом взглядов Базарова.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

(ГЛАВА 27 И ЭПИЛОГ).


Цели : показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине).


Базаров и родители.

1. Родители Е. Базарова. Кто они?

Старики Базаровы – люди простые, доживающие свой век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся им. Василий Иванович Базаров – высокий «худощавый человек с взъерошенными волосами». Он разночинец, сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением. Арина Власьевна – «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Автор рисует её образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все её существо любовью и заботами.


2. Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность?

Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность



Базаров понимает, что «переделать» родителей невозможно. Он любит их такими, какие они есть (хотя разница во взглядах очевидна). Базаров противопоставляет родителей высокому свету: «…Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать», – говорит он Одинцовой. Но тем не менее в общении с матерью и отцом сын «угловат и беспомощен»: ни приласкать, ни успокоить.

Он часто молчит и делает всё возможное, чтобы спрятать подальше, подавить в себе чувство сыновней любви. Ведь любовь и сыновняя, и родительская, по понятиям Базарова, чувство «напускное».

Иначе думает автор. Он сочувствует старичкам Базаровым. А чувства родительской и сыновней любви считает «самыми святыми, преданными» чувствами. Писатель заставляет задуматься о дорогих людях – матери и отце.


Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова

1. Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?

Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.

2. Установите причину болезни и гибели героя.

Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию ещё не познанного, Базарова настигает смерть.


Д. И. Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замечательное».


А. П. Чехов: «Что за роскошь – «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это чёрт знает как сделано. Просто гениально».


Согласны ли вы с такими утверждениями Чехова и Писарева?

4. Каково отношение Тургенева к своему герою?

И. С. Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обреченная на погибель – потому, что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего».

Отношение писателя к Базарову было не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Писатель не верил, что люди базаровского склада «найдут путь обновления России» (Д. К. Мотольская).


И. С. Тургенев: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». В этих словах любовь писателя к своему герою.


Эпилог помогает понять смысл романа . В эпилоге автор описывает могилу Базарова и говорит, что цветы на могиле "говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…". Скорее всего, Тургенев имел в виду то, что споры "отцов и детей" вечны. Именно из этих споров, столкновений, говорящих о развитии человечества и философской мысли, и состоит жизнь.


5. Расскажите, как в столкновении с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова.

По мнению М. М. Жданова, Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошёл по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделённой любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение.


Д. И. Писарев считает смерть Базарова героической, сродни подвигу. Он пишет: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг». «…Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь ее обмануть, остаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера».

Прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?


7. Как могла бы сложиться его судьба?

8. Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой?

Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Всё наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Одинцовой Базаров восхищался, с чувством любви он уже не считает нужным бороться.

В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.


9. Почему роман не кончается со смертью героя?

Тургенев завершил судьбу Евгения смертью, но на этом роман не заканчивается. Автор завершает роман эпилогом , в котором рассказывает о том, как сложились судьбы героев романа после смерти Базарова. И мы видим, что все (за исключением стариков-родителей и доброй Кати, которая иногда вспоминает Евгения) продолжают жить так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Этим Тургенев показывает, что Евгений ничего не достиг в этой жизни, ничем не запомнился окружающим, а наоборот быстро был забыт. Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова: Толпой над миром мы пройдем без шума и следа. Ни бросившим векам, ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.


10. Существует ли базаровщина в наши дни?

В эпилоге И. С. Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Взволнованный голос автора! Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жёсткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и любят стареющие родители.


Домашнее задание.

Письменный ответ: Чем интересен роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?

Тема урока:
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА
И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» (с применением сингапурских структур).

Тип урока: актуализация знаний, умений и навыков

Материал: портрет И.С.Тургенева,текст романа «Отцы и дети», карточки с заданиями, аудиоматериал (Эпилог)

Цели : показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине) работать над формированием умений и навыков анализировать художественное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном, воспитывать любовь к литературе и чтению.

Ход урока

    Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопроса м:(7 мин.)

1. Родители Е. Базарова. Кто они? Обсуждение в группах. Выступление 1 из учащихся. (Старики Базаровы – люди простые, доживающие свой век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся им. Василий Иванович Базаров – высокий «худощавый человек с взъерошенными волосами». Он разночинец (выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом), сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением. Арина Власьевна – «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Автор рисует ее образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами.)

2. Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность? (Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность.)

3. Как Базаров относится к родителям? (Базаров понимает, что «переделать» родителей невозможно. Он любит их такими, какие они есть (хотя разница во взглядах очевидна). Базаров противопоставляет родителей высокому свету: «…Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать», – говорит он Одинцовой. Но тем не менее в общении с матерью и отцом сын «угловат и беспомощен»: ни приласкать, ни успокоить. Он часто молчит и делает все возможное, чтобы спрятать подальше, подавить в себе чувство сыновней любви. Ведь любовь и сыновняя, и родительская, по понятиям Базарова, чувство «напускное»(деланное, притворное)

II. Работа в группах.(Раунд робин) Комментирование проблемы «отцов и детей» (Проблема «отцов и детей» похожа на…, потому что…) (7 мин) На столах лежат листочки. Сложите бумаги вдвое и еще раз вдвое. В центре нарисуйте квадратик. Запишите и зарисуйте по одному предмету в каждый квадрат. Составьте предложения, используя рисунки и ключевые слова, данные в квадратиках.

Что у вас получилось? Прокомментируйте. (Каждый из участников защищает свою точку зрения)

Как вы думаете, есть ли положительные качества у Базарова?

II. Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова (с небольшими сокращениями). (3 мин.) Читает заранее подготовленный ученик.

III. Беседа с учащимися по вопросам :(5 мин.)

    Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? (Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.)

    Установите причину болезни и гибели героя. (Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию еще не познанного Базарова настигает смерть.)

3.Несмотря на все положительные качества в характере, Базаров одинок, даже не «ладит» с самим собой. Почему? (Он нигилист)

IY.Работа в группах. (Модель фрейер) Понятие «нигилист».(7 мин) На столах лежат листочки, разделенные на четыре части, с подзаголовками: «Определение», «Характеристика», «Примеры», «Антипримеры», «Понятие». Дать определение понятию «нигилист», составить характеристику, написать примеры и противоположные примеры.

Из каждой группы 1 участник знакомит с результатом совместной работы.

Y.Сообщения учащихся об отношении Тургенева к своему герою. (4 мин.)

А как относился к образу Евгения Базарова сам автор? Об этом нам расскажут наши «эксперты».

И. С. Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

И. С. Тургенев: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». В этих словах, на мой взгляд, любовь писателя к своему герою.

YI.Обобщающая беседа.(5 мин.)

Да, действительно, чувствуется,что Тургенев с огромной любовью создал своего главного героя. Расскажите, как в столкновении. с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова? (Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений.

Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой? (Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего , чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Одинцовой Базаров восхищался, он уже считал,мне кажется, что с чувством любви не нужно бороться).

(В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.)

-Подумайте, к какому выводу подводит нас великий классик?

YII.Прослушивание аудиозаписи (эпилог).(3 мин.) Слово учителя.(3 мин.) В эпилоге И. С. Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Взволнованный голос автора! Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жесткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и любят стареющие родители.

YIII .Домашнее задание.(1 мин.)

Письменный ответ (индивидуальное задание): Чем интересен роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?

В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети»?

Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?

В начале романа Базаров утверждает свежие, ори­гинальные идеи: разрушить до основания мир, кото­рый бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их пита­ло и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание. Но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противо­речия. Людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается.

Больше и сильнее всего поражали окружающих, даже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет — физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство Базарова к Одинцовой испугало: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Герой постепенно осознает, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.

Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для му­жиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления соци­альных проектов. С горечью признается честный Ба­заров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смер­ти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, суще­ствование которой он так решительно отвергал.

В финале романа герой остается абсолютно одино­ким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, про­екты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемон­стрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он вы играл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой, говорит почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая на почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу? Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции.

Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: “Стояла белая зима с жестокою тишиной…

” Звучит, как музыка, как бы предвещая мелодичность и ритмический строй стихотворений в прозе. Второй пейзаж, завершающий главу и роман в целом, насквозь пронизан лиризмом и элегической печалью о быстротекущем времени, мыслью о всепримиряющей вечности, о бессмертной силе любви и о “жизни бесконечной”. Итак, треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в той нравственно-психологической коллизии, к которой приходят герои в эпилоге. Через весь роман, то затихая, то нарастая, если иметь в виду тональность повествования, как бы споря между собой, звучат два мотива – иронический и лирический.

На заключительных страницах романа лирические мотивы нарастают и достигают кульминации. Перед тем как нарисовать небольшое сельское кладбище и одинокую могилу Базарова, Тургенев, то усиливая, то ослабляя иронию, рассказывает о дальнейшей судьбе героев: Одинцовой, которая доживет со своим мужем, “пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви”; в том же ключе сообщается и о княжне X…ой, забытой “всамый день ее смерти”, и о Петре, совсем окоченевшем “от глупости и важности”. “Немножко грустно и, в сущности, очень хорошо” описаны семейная идиллия Кирсановых – отца и сына – и счастливое материнство Фенечки и Катерины Сергеевны. В рассказ о жизни Павла Петровича за границей врываются наряду с иронией грустные ноты, и внимательный читатель заметит не только серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя, но и его трагическое одиночество: “жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает…

Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…” Мягкий юмор, с которым повествует Тургенев о своих героях, сменяется резкой иронией и даже сарказмом, когда он пишет о дальнейшей судьбе “последователей Базарова” – Ситникове и Кукшиной. Здесь и в авторской речи сатирически звучит слово “ирония”: “Говорят его (Ситникова) Кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его – трус. Он называет это иронией…” И вдруг интонация резко меняется. Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова.

Финал напоминает мощную, страстную музыку Бетховена. Автор словно с кем-то горячо спорит, страстно и напряженно размышляет о мяте леном человеке, на могилу которого он привел читателя, о его неутешных родителях: “Неужели их молитвы, их слезы бесплодны?

Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?..” Повторы, восклицания, вопросы – все это передает драматизм раздумий автора, глубину и искренность его чувств.

Так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. Можно по-разному трактовать заключительные строки романа, но одно несомненно – Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение и подчеркнул основную идею романа, которую, на наш взгляд, наиболее точно уловил критик Н. Н. Страхов: “Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни.

Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость… Иначе в самой победе не было бы силы и значения”.

(No Ratings Yet)

Анализ текста – Последняя глава романа “Отцы и дети”

Другие сочинения по теме:

  1. Способность глубоко любить Тургенев считал мерилом ценности человека как личности. Писатель многих своих героев подвергал испытанию любовью. Эта участь постигла...
  2. “Отцы и дети” Тургенева Написание романа “Отцы и дети” совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права....
  3. Читая роман Тургенева “Отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя...
  4. Название произведения как ключ к его смыслу (“Горе от ума”, “Война и мир”, “Преступление и наказание”). Всеобъемлющий, “формульный” характер названия....
  5. Из тех “детей”, которые выведены в романе, только один Базаров представляется человеком самостоятельным и неглупым; под какими влияниями сложился характер...
  6. Роман “Отцы и дети” был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859- 1862) и отмены крепостного...
  7. Большую роль в языке романа играют сравнения. Опираясь на традиции устного поэтического творчества народа, Тургенев черпает большинство сравнений из окружающего...
  8. Собственно говоря, отцы и дети изображены в литературе нашей не одним романом, что было бы не под силу и такому...
  9. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его...
  10. При выходе в свет роман “Отцы и дети” вызвал ожесточенную критику, причиной которой прежде всего были особенности изображения “детей”, то...
  11. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” изображена Россия конца пятидесятых годов...
  12. Выражаясь ученым слогом – концепция романа не представляет никаких художественных особенностей и хитростей, ничего замысловатого; действие его также очень просто...
  13. Образы демократов (по романам “Рудин”, “Накануне”, “Отцы и дети”) Иван Сергеевич Тургенев – наш замечательный классик, создавший правдивую галерею русских...
  14. Роман “Отцы и дети” не случайно считается вершиной творчества И. С. Тургенева: общественная проблематика сконцентрировалась в нем, обнаружив противостояние двух...



Top