Скачать презентацию карело финский эпос калевала. Изучение карело-финского эпоса "калевала"

  • Эпос «Калевала» - замечательный памятник поэтического творчества древних народов, населявших Карелию.
  • Фильм – сказка
Много веков назад на севере нашей Родины, в Карелии- в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек- сложил народ эти предания и сказки. На лесных дорогах и тропинках путник слышал их от путника; рыбаки припоминали их у ночного костра; их напевал лесоруб, вырезая топорище; мать, сидя за прялкой, рассказывала их детям; старый дед - малым внукам.
  • Много веков назад на севере нашей Родины, в Карелии- в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек- сложил народ эти предания и сказки. На лесных дорогах и тропинках путник слышал их от путника; рыбаки припоминали их у ночного костра; их напевал лесоруб, вырезая топорище; мать, сидя за прялкой, рассказывала их детям; старый дед - малым внукам.
  • Каждая веточка вереска в лесу, каждая травинка в поле хранила предания далекой старины. Деревья нашептывали друг другу эти старые песни и сказки, а ветер подхватывал их по всему свету. Они летели на стреле охотника, разбегались по берегу в шуме морских волн, о них звенели птичьи лесные голоса.
  • И как нитку вяжут с ниткой, так и певцы стали вязать эти песни одну с другой, собирать их, как собирают вязанку хвороста.
  • Встретятся на празднике или народной сходке двое, сядут друг против друга, возьмутся за руки и заведут неторопливый рассказ, затянут негромкую песню. Один начнет - другой подхватит, один припомнит - другой продолжит, и разматывается клубок песен, оживают волшебные преданья.
  • Еще в далекие-далекие времена белобородые песнопевцы передавали из уст в уста песни о храбром и славном народе страны Калевалы. Не легкой была его борьба за счастье и свободу, но силой, храбростью, мудростью и ловкостью своей победил он злые, темные силы сумрачной Сариолы, туманной Похъёлы. О солнечной Калевале, о бесстрашных ее героях и рассказывает наш фильм.
  • Вот перед вами один из главных героев «Калевалы» - старый, мудрый Вяйнемейнен.
  • А это славный Илмаринен, кузнец, который мог выковать даже небо.
  • А теперь познакомьтесь с бесстрашным охотником, веселым Лемминкайненом.
  • Склонился над горном кователь Илмаринен, с утра и до вечера кует он чудо-мельницу Сампо. Обладает мельница волшебным свойством, день и ночь мелет она муку, соль и деньги.
  • Весел народ Калевалы. Радуется он новому дню и ясному солнцу. Принесла счастье людям чудесная мельница.
  • Но не радуется злая старуха Лоухи, хозяйка суровой и мрачной Похъёлы, не дает ей покоя радость калевальцев, задумала она завладеть чудесной мельницей.
  • Спрятала Лоухи чудесную мельницу за двенадцатью дверьми, под двенадцатью замками. Никто больше не увидит ее, никто не сможет воспользоваться ее волшебной силой
  • Тогда собрались храбрые мужи Калевалы: мудрый, старый Вяйнемейнен, вековечный кователь Илмаринен и смелый Лемминкайнен. Отправились они вместе отвоевывать сияющее Сампо.
  • Прибыли славные мужи Калевалы в туманную, мрачную Похъёлу, к злой старухе Лоухи, но не захотела жадная Лоухи добром отдать чудесную мельницу.
  • Тогда берет мудрый Вяйнемейнен в руки кантеле, и под дивные его звуки впадают в сладкий сон мужи Похъёлы и сама старуха Лоухи.
  • Тем временем храбрые калевальцы проникли в мрачное подземелье и похитили чудесную мельницу.
  • Первой ото сна пробудилась злая Лоухи. Обнаружив пропажу Сампо, она в ярости посылает вслед калевальцам грозы и молнии, бурные ветры.
  • Смело встречают непогоду храбрые мужи Калевалы, вновь продолжают они свое плавание.
  • Тогда в погоню отправляется сама злобная Лоухи. Настигла она смелых путников, мертвой хваткой вцепилась в Сампо, но не смогла удержать чудесную крышку. Упала в пучину моря чудесная мельница.
  • Но не пропала чудесная мельница, не потонула совсем пестрая крышка. Вынес прибой ее обломки к берегам Калевалы. Увидал их Вяйнемейнен и зарыл в землю на золотистой поляне. С тех пор не покидают калевальскую землю удача и богатство. Не удалось злой старухе похитить месяц и солнце. Вернул их людям старый, мудрый Вяйнемейнен. Весельем теперь начиналось каждое утро на земле калевальцев, ясным был полдень, радостным тихий вечер.
  • Столетиями жили эти чудесные предания о счастье и свободе. И эта заветная мечта сбылась в наши дни.
  • В сценарии были использованы:
  • - Иллюстрации к эпосу «Калевала» художника Н. Кочергина.
  • - «Калевала в школе» под. редакцией З. М. Упорова. Петрозаводск.





По своему происхождению и содержанию "Калевала" принадлежит к тем памятникам мировой культуры, которые возникли на стыке двух художественных традиций: устной и письменной, фольклорной и книжно- литературной. У разных народов в разное время, в зависимости от их внутреннего развития, происходило слияние этих двух традиций, книжность обогащалась мощным влиянием фольклора, и рождались новые художественные явления.


Элиас Лённрот финский лингвист, фольклорист, по образованию врач; крупнейший представитель культуры Финляндии, профессор финского языка и литературы. Известен прежде всего как выдающийся исследователь карело-финского эпоса «Калевала», который был им воссоздан на основе собранных у народных песнопевцев фольклорных материалов (1835, вторая редакция 1849).


Хотя "Калевала" в виде книги увидела свет сравнительно поздно, в первой половине XIX века, однако по содержанию того фольклорного материала, который она вобрала в себя, "Калевала" даже более архаична, чем самые древние из упомянутых эпосов, получившие письменную форму тысячелетия тому назад.


Герои Калевалы. В "Калевале" героика - мифологическая, борьба ведется еще с мифологическими чудовищами, колдунами и колдуньями, причем с помощью не столько оружия, сколько магических заклинаний. Героями карело-финских народных рун и "Калевалы" являются присущие древним мифам особые «культурные герои» – полубожества.


«Культурные герои» - кто это? Чтобы благоустроить мир, нужен был ум и талант, в том числе дар мага-волшебника, и все это есть у героев "Калевалы". Они создали и обустроили мир, заложили основы жизни. Их называют "культурными героями" потому, что от них ведет свое начало культура, понимаемая как преемственность обычаев и традиций.


Содержание Калевалы. В Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни. Содержание её чрезвычайно разнообразно. Трудно указать общую нить, которая связывала бы разнообразные эпизоды Калевалы в одно художественное целое. Некоторые учёные полагали, что основная идея её воспевание смены лета и зимы на Севере. Сам Лённрот признавал, что при соединении им рун в эпопею некоторый произвол являлся неизбежным.


Содержание Калевалы. Характерным для карельского эпоса является полное отсутствие исторической основы: похождения богатырей отличаются чисто сказочным характером; никаких отголосков исторических столкновений финнов с другими народами не сохранилось в рунах. В Калевале нет государства, народа, общества: она знает только семью, и её богатыри совершают подвиги для достижения личных целей, как герои чудесных сказок.


День Калевалы «День народного эпоса Калевалы» национальный праздник, отмечается 28 февраля. Каждый год в Финляндии и Карелии проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного костюмированного шествия, а также театрализованных представлений по сюжету эпоса.



Разработка уроков

по изучению карело-финского эпоса

«Калевала».

(из опыта работы учителя

начальных классов МКОУ «ЛСОШ »

Степаненко Валентины Ивановны)

1 урок.

Тема.

Цель:

  • возрождение и сохранение интереса младших школьников к истории и культуре своей малой родины;
  • познакомить учащихся с карело-финским эпосом «Калевала», с создателем эпоса Э. Лённротом;
  • обогащать словарный запас;
  • расширять кругозор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа (приложение).

3.Изучение нового материала.

Чтение 1 главы «О том, как родился Вяйнемейнен» (учителем).

Чей сын Вяйнемейнен? (Илматар).

Кем была Илматар? (дочь воздуха).

Кто учил Вяйнемейнена мудрости жизни? (семизвёздная Медведица)

Записать в тетради.

Год рождения эпоса - 1835г.

Вяйнемейнен - мудрый старец.

Словарная работа.

Эпос - (греч. epos) слово, повествование.

4. Итог урока.

Что нового узнали?

Кого заинтересовал эпос «Калевала»? Почему?

Домашнее задание.

Чтение 2 главы «На полях Калевалы вырастает хлеб» (стр. 9-13).

Выразительное чтение песни Вяйнемейнена при посадке зерна в золу (стр. 13)

Ответить на вопрос: - Почему в Карелии подзолистые почвы?

2 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над эпосом «Калевала»; познакомить с рунопевцами Карелии;

Учить работать с текстом;

Учить видеть заключённую в эпосе народную мудрость;

Обогащать словарный запас;

Формировать умения передавать впечатления от прочитанного с помощью рисунка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Кто помогал Вяйнемейнену? (Сампса Пеллервайнен)

Рассказать об истории с дубом.

Какие почвы в Карелии? (подзолистые). Почему?

3. Изучение нового материала.

Познакомить учащихся с рунопевцами Карелии (приложение).

Чтение 3 главы «Йоукахайнен вызывает Вяйнемейнена на состязание» (учителем и подготовленными учениками).

Кто были друзья у Вяйнемейнена?

Где пел Вяйнемейнен?

Кто повторял его песни?

До кого дошли песни Вяйнемейнена?

Каким был Вяйнемейнен? (мудрым)

Каким был Йоукахайнен? (глупым, хвастливым)

Что предложил Йоукахайнен? (показать друг другу свою мудрость).

На какое предложение Йоукахайнена согласился Вяйнемейнен оставить его живым?

Как вы понимаете выражение «Чужой хлеб горек »?

Словарная работа.

Руны - (фин., ед. ч. runo), эпические песни карелов и финнов.

Рунопевцы - исполнители рун.

Записать в тетради.

Руны - эпические песни карел.

Карельские рунопевцы - Архип Перттунен и Мария Михеева.

Похъёла - страна тьмы и холода.

Йоукахайнен - сын Похьёлы.

4. Итог урока.

Что нового узнали?

Что взволновало вас?

Подготовить выразительное чтение песни Айно (по желанию - наизусть).

Нарисовать рисунки к этой главе.

3 урок

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над эпосом «Калевала; продолжить знакомство с героями эпоса;

Обогащать словарный запас;

Формировать умение передавать содержание прочитанного;

Учить сопереживать, сочувствовать.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков. Чтение отрывков из 4 главы, которые соответствуют этим рисункам.

Чтение наизусть песни Айно (спросить, почему решили выучить).

Вопросы: - Какую новость сообщил Йоукахайнен матери?

Как отнеслась к этому Айно?

Какую песню услышала мать со дна моря?

Как отнёсся старый Вяйнемейнен о смерти невесты?

Кого вытащил Вяйнемейнен со дна моря?

Что ответила ему рыбка?

Что вы чувствовали при чтении этой главы?

Прочитайте отрывок, который больше всего вас взволновал.

3. Изучение нового материала.

Работа с иллюстрациями к эпосу «Калевала».

Кого мы видим на титульном листе?

Кого они нам напоминают? (трёх русских богатырей).

Дать сведения о художнике Н. Кочергине (приложение)

Чтение 5 главы «Вяйнемейнен едет свататься к красавице Похъёлы» (цепочкой).

Спросить, какие встретились непонятные слова.

Вопросы: - К кому решился свататься Вяйнемейнен?

Кто ему об этом подсказал? (кукушка). Зачитать это отрывок (стр. 27).

Кто решил погубить Вяйнемейнена?

Как готовился Йоукахайнен к этому?

Смог ли он погубить Вяйнемейнена?

Словарная работа

Лук - холодное оружие для метания стрел, состоящее из пружинящей дуги (деревянной, иногда с костяными и роговыми накладками) и тетивы.

Стрела - метательный снаряд для стрельбы из лука — острый каменный, костяной, металлический наконечник на деревянном или тростниковом древке, иногда с оперением. Колчан - (тат. kolcan), сумка или футляр для хранения стрел.

Записать в тетради.

Художник «Калевалы» Н. Кочергин.

4. Итог урока. Какие мысли, чувства пробудила эта глава?

Подготовить рассказ о том, как чувствовал Вяйнемейнен в чужой стране Похъёле? (стр. 30)

4 урок

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над эпосом «Калевала»;

Работать над развитием речи;

Учить различать добро и зло.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы: - Сколько дней и ночей был Вяйнемейнен в море?

Кто его спас и почему? Зачитайте об этом.

Как звали хозяйку Похъёлы? (злая старуха Лоухи)

О чём рассказал старухе Лоухи Вяйнемейнен?

Где он жил? (в зелёных дубравах Вяйнелы)

Что Вяйнемейнен говорит о Родине? Нет радости тому, кто покинул родину. Как это вы понимаете?

Что предложила старуха Вяйнемейнену? (выковать сампо)

Что такое сампо?

Что ответил Вяйнемейнен?

3. Изучение нового материала.

Чтение 7 главы «Вяйнемейнен делает для красавицы Похъёлы лодку и ранит себя топором».

Вопросы: - Выполнил ли Вяйнемейнен завещание старухи Лоухи? Почему?

Какие задания давала красавица? Зачитайте слова красавицы.

Кто такой Хийси?

Какая беда приключилась с Вяйнемейненом?

Кто помог ему?

Словарная работа.

Веретено - приспособление для ручного прядения.

Хийси - в карело-финской и прибалтийской мифологии дух леса, представлявшийся как призрак или великан; ему были посвящены огромные каменные валуны, груды которых назывались «садами Хийси».

Записать в тетради.

Хийси - великан, дух леса.

Лоухи - хозяйка Похъёлы.

Сампо - волшебная мельница, символ вечного изобилия.

4. Итог урока.

О чём заставила вас задуматься эта глава?

Кто доволен своей работой?

Составить по 3 вопроса к содержанию 8 главы.

Выписать непонятные слова.

5 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжать работу над эпосом «Калевала»;

Учить работать над иллюстрациями;

Работа над развитием речи;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Поверка домашнего задания.

Выбрать самые удачные вопросы.

Уточнить значение непонятных слов.

Рассмотреть иллюстрацию с изображением Илмаринена (стр. 45) в исполнении Н. Кочергина и в исполнении Г. Стронка (Презентация «Иллюстрации художников к карело-финскому эпосу «Калевала»). Сравнить.

3. Изучение нового материала.

Чтение 9 главы «В Похъёлу приезжает новый жених - весёлый Лемминкайнен»

Назвать имя нового героя эпоса.

Рассмотреть иллюстрации с его изображением (Презентация).

Куда собрался Лемминкайнен?

Что ему советовала старая мать?

Послушался ли Лемминкайнен?

Прочитайте песню матери.

Кто сидел в доме хозяйки Похъёлы, когда подъехал Лемминкайнен?

Как встретила его Лоухи?

Что сделал Лемминкайнен с колдунами?

Словарная работа.

Меч - холодное колющее и рубящее металлическое оружие с длинным, до полутора метров, прямым обоюдоострым клинком.

Ножны - футляр для холодного клинкового оружия; обычно изготавливаются из дерева, металла, кожи.

Знахарь в узком значении — лекарь, применяющий травы, заговоры.

Записать в тетради.

Лемминкайнен - весёлый охотник.

Илмаринен - божественный кузнец.

4. Итог урока.

С какими новыми героями вы сегодня познакомились?

6 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель:

Учить работать с текстом;

Орфоэпически произносить и правильно записывать слова;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение песни Лемминкайнена. Отметить лучшее чтение.

Вопросы по содержанию 10 главы:

О чём сообщил Лемминкайнен старухе Лоухи?

Какое условие она поставила Лемминкайнену?

Кто смастерил лыжи Лемминкайнену (лыжный мастер Люуликки)

Какая беда приключилась с жителями Похъёлы?

А какая с Лемминкайненом?

3. Изучение нового материала.

Чтение 11 главы «Лемминкайнен гибнет в тёмных водах Маналы».

Объяснить значение слова Манала - (Мана, эст. Туонела, Туони), в финской мифологии загробный мир, расположенный на далеком севере, под землей. Также называется и река, отделяющая мир мертвых от мира живых, а также хозяева загробного царства. Манала-река течет в глубоком ущелье, а воды ее — поток мечей и копий.

Вопросы: - Выполнила ли обещание старуха Лоухи?

Какое задание дала Лоухи?

Кто помог Лемминкайнену? (Укко - властелин неба).

Какое новое задание даёт Лоухи?

Выполнил ли Леммминкайнен это задание?

Что случилось с нашим героем?

Словарная работа.

Копьё - холодное, колющее или метательное, оружие.

Рассмотреть иллюстрации героев эпоса (Презентация) в исполнении художника Г. Стронка.

Работа в тетради. Игра «Напишите правильно имена героев эпоса» (Илмаринен, Вяйнемейнен, Лемминкайнен)

4. Итог урока.

Что было трудным на уроке? Почему?

Что взволновало?

Что узнали нового?

Подготовить рассказ о том, как пчёлка помогла матери Лемминкайнена (стр. 64-65).

7 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над эпосом;

Учить работать с текстом;

Работать над развитием речи и мышления;

Учить понимать глубину содержания произведения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Прочитав название главы, что вы решили, найдёт ли мать своего сына?

Почему вы решили, что найдёт?

У кого спрашивала мать Лемминкайнена про своего сына? (у дороги, месяца и пчёлки)

Рассказать, как помогла пчёлка матери?

Предложить вспомнить случаи из своей жизни, когда мама приходила на помощь.

3. Изучение нового материала.

Чтение главы 13 «Вяйнемейнен делает себе лодку».

Обмен впечатлениями по прочитанному:

Какой эпизод особенно взволновал?

Предполагали ли вы такое окончание?

В какой главе мы уже встречали Сампсу Пеллервойнена? (во 2 главе). Кто он такой?

Словарная работа.

Мачта - судовая, вертикальная металлическая или деревянная конструкция на палубе. На парусных судах мачты — служат для постановки парусов.

Руль — устройство для удержания судна на курсе, а также для поворота на ходу; обычно — пластина, поворачивающаяся вокруг вертикальной оси.

Парус судна - это полотнище или гибкая пластина для преобразования энергии ветра в энергию движения судна.

Работа в тетради.

Нарисовать лодку Вяйнемейнена по описанию (стр. 73)

4. Итог урока.

Что больше всего произвело на вас впечатления?

Подготовиться к чтению по ролям отрывок (стр.75-77) - разговор Вяйнемейнена и Анникки.

Дорисовать начатый рисунок с изображением лодки, построенной Вяйнемейненом.

8 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель:

Учить работать с текстом;

Развивать творческое воображение.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Организовать выставку рисунков.

Чья работа больше понравилась и почему?

Чья лодка больше соответствует описанию?

Чтение по ролям.

Задать вопрос:

О чём договорились Вяйнемейнен и Илмаринен?

Задать вопрос:

Как вы думаете, кого выберет себе в мужья красавица?

Чтение 15 главы (учителем и хорошо читающими детьми)

Вопросы по содержанию:

Кого выбрала красавица Похъёлы себе в мужья?

Почему отказала она Вяйнемейнену? (стр. 82)

Зачитайте, какие испытания пришлось выполнять Илмаринену, чтобы получить в невесты красавицу (стр. 83).

Спросить:

Кто ему помог выполнить эти задания?

Словарная работа.

Узда (часть упряжи)— ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову лошади или верблюда, мула, осла и др.

Упряжь (сбруя), приспособление для управления лошадью, волом, оленем, собакой и другими животными и для использования их силы на работах (под седлом, вьюком, в повозке, с сельскохозяйственными орудиями). Одноконная дуговая упряжь состоит из хомута, дуги, седелки с подпругой, чересседельника, подбрюшника, шлеи, узды и вожжей. Основная часть сбруи верховой лошади — седло.

4. Итог урока.

Можно ли предположить, как будут развиваться события дальше?

Какое впечатление осталось от урока?

Подготовить рассказ о том, как старуха Лоухи готовилась к свадьбе.

9 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: -

Учить работать с текстом;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Спросить, испытывали ли затруднения учащиеся при подготовке домашнего задания

Если да, то, какие.

Рассказать, как готовилась старуха Лоухи к свадьбе (вызвать 3-4 учащихся)

Кого не позвали на свадьбу? Почему?

3. Изучение нового материала.

Чтение 17 главы «Встреча жениха» цепочкой, 18 главы «Невеста покидает дом» - учителем, 19 главы «Молодая жена входит в дом кователя Илмаринена»- самостоятельно.

Какие слова старуха Лоухи сказала при прощании с дочкой?

Как встретила мать Илмаринена его молодую жену? (зачитать)

Найдите описание красавицы Похъёлы. С чем сравнивает её свекровь? Зачитайте (стр.101)

Сравнить с обстановкой во время свадьбы в Похъёле (стр. 94).

4. Итог урока.

Что больше всего понравилось, произвело впечатления?

С каким настроением уходите с урока?

Соотнести иллюстрации к главе с текстом.

10 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: продолжить работу над «Калевала»;

Чтение по ролям;

Развивать творческое воображение;

Учить сопереживать, отличать добро и зло.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какие трудности были при выполнении домашнего задания? Значение каких слов непонятно?

Соотнести иллюстрации с текстом.

Как вы думаете, чем может закончиться это состязание?

Рассмотреть иллюстрацию. Сравнить Лемминкайнена и хозяина Похъёлы.

Чтение учителем до слов «Обернулся он быстрым орлом и улетел за облака» (стр. 111-114). Далее разговор Лемминкайнена с матерью - по ролям.

Какой совет дала мать Лемминкайнену?

Составить в тетради 3-4 вопроса по содержанию 21 главы.

4. Итог урока.

О чём заставил задуматься?

Подготовить рассказ о том, как Лемминкайнена встретила добрая хозяйка на острове - 1 вариант, о том, как жилось ему на острове - 2 вариант.

11 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: продолжить работу над «Калевала»;

Учить работать с текстом, соотнесение иллюстраций с отрывками из рассказа;

Развивать творческое воображение;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Рассказ о жизни Лемминкайнена на острове (вызвать 4-5 учащихся).

3. Изучение нового материала.

Можно ли по заглавию и по иллюстрации предположить, о чём пойдёт речь в следующей главе?

Словарная работа.

Куллерво - в финской и карельской мифологии богатырь, сын Калевы, мстящий Унтамо за гибель своего рода.

Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, возникшее в первобытном обществе.

Чтение 23 главы «Илмаринен берёт к себе в дом пастуха Куллерво».

Кто такие Калерво и Унтамо?

Из-за чего они враждовали?

К чему привела их вражда?

Расскажите, каким вырос Куллерво?

Почему Унтамо продал Куллерво?

Как сложится у Куллерво жизнь в доме Илмаринена?

Работа в тетради.

Куллерво - карельский богатырь.

4. Итог урока.

Какие чувства пробудил в вас урок?

Что нового узнали?

Выписать в тетрадь незнакомые слова.

Отметить тот отрывок, который больше всего взволновал?

12 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над «Калевала»;

Работать над развитием речи;

Воспитывать чувства патриотизма;

Учить сопереживать, отличать добро и зло.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Уточнить значение непонятных слов, которые встретились в тексте.

Задать вопросы:

Как жилось бедному Куллерво в семье Илмаринена?

Почему Куллерво решил отомстить жене Илмаринена?

Ожидали ли вы такого наказания? Почему, если, да?

Почему, живя в семье Илмаринена, его молодая жена не изменилась?

Как погиб Куллерво?

О чём попросил Куллерво свой меч?

Как вы понимаете выражение: «Не хочу я умирать от злых вражьих рук».

Спросить: «Чем взволновал?»

3. Изучение нового материала.

Чтение 26 главы «Илмаринен делает себе новую жену из серебра и золота» (самостоятельно)

Задать вопросы:

Что посоветовал мудрый Вяйнемейнен Илмаринену, когда увидел его золотую жену? (Не должен герой склоняться перед золотом, не должен льститься на серебро).

Как это вы понимаете?

Чтение 27 главы «Вяйнемейнен и Илмаринен отправляются в Похъёлу за Сампо» (учителем).

Составить по 3 вопроса в тетради по содержанию прочитанной главы.

Задать их классу. Отметить самые интересные (ответы на вопросы не должны быть односложными).

4.Итог урока.

Что взволновало на уроке?

Как вы думаете, смогут ли наши герои похитить Сампо?

Подготовиться к выразительному чтению песни Вяйнемейнена (стр. 144).

13 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над «Калевала»;

Работать над развитием речи;

Обогащать словарный запас;

Учить сопереживать, отличать добро и зло.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы по содержанию:

Кого взяли с собой в дорогу Илмаринен и Вяйнемейнен?

Почему лодка приросла ко дну?

Кто и как убил щуку?

Что сделал Вяйнемейнен из щучьих костей?

Выразительное чтение песни Вяйнемейнена.

Уточнить, что такое кантеле, короб, колки.

Найти в тексте, из чего делал Вяйнемейнен короб, колки, струны для кантеле? (стр. 146).

Как отреагировали животные на пение Вяйнемейнена?

Чем одарил Вяйнемейнен утку? (блестящими крыльями) За что?

Записать в тетради.

Хозяин моря - Ахто.

Дополнить предложения (стр. 128).

Хозяйка леса … .

Сын лесов … .

Краса лесов Отсо … .

(Нюрикки, медведь, Мимеркки.)

4. Итог урока.

Чем запомнился урок?

Какие впечатления остались?

Ответить на вопрос: «Почему герои Калевалы увозят Сампо от хозяйки Похъёлы?».

14урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над «Калевала»;

Работать над развитием речи;

Обогащать словарный запас;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Задать вопросы:

Почему герои Калевалы увозят Сампо от хозяйки Похъёлы?

Куда решили увезти они Сампо?

Отчего проснулась Лоухи?

Кого звала на помощь старуха Лоухи? (туманы, сына вод, хозяина ветра).

Что случилась с кантеле?

Как вы понимаете слова Вяйнемейнена:

Не поможет плач в несчастье

И печаль - в годину бедствий.

3. Изучение нового материала.

Чтение 31 главы «Хозяйка Похъёлы снаряжает погоню за лодкой Вяйнемейнена»,

32 главы «Вяйнемейнен делает из берёзы новое кантеле».

Вопросы по содержанию:

Какими вы представляете героев Калевалы?

Почему, потеряв Сампо, злое сердце Лоухи радовалось? (Уж лучше пусть пропадёт Сампо, чем достанется людям Калевалы)

Пропала ли чудесная мельница? Какие слова произнёс Вяйнемейнен, когда закопал её обломки в землю?

Сбылась ли его мечта? Зачитайте (стр. 163).

Какая ещё печаль была у Вяйнемейнена?

Из чего Вяйнемейнен сделал кантеле? (стр.164)

Что приносит его песни людям?

Рассмотреть иллюстрацию с изображением Вяйнемейнена (стр. 165).

Словарная работа.

Година - время, ознаменованное важными (обычно напряжёнными, трудными) событиями.

Бедствие - большое несчастье. Несчастье - горестное событие.

Печаль - чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи.

Услада - то (тот), что (кто) услаждает, доставляет наслаждение.

4. Итог урока.

Какие у вас остались чувства?

Как вы думаете, закончились ли на этом беды калевальцев?

Составить по 3 вопроса к 33 главе.

Отметить незнакомые слова.

15 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: - продолжить работу над «Калевала»;

Работать над развитием речи;

Обогащать словарный запас;

Учить видеть заключённую в эпосе народную мудрость.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Уточнить значение незнакомых слов.

Задать вопросы к содержанию 33 главы, подготовленные дома.

Отметить самые лучшие и удачные вопросы.

3. Изучение нового материала.

Чтение 34 главы « Герои Калевалы освобождают небесные светила из заточения».

Вопросы по содержанию:

От кого узнал Вяйнемейнен, куда делись месяц и солнце? (от огня в очаге)

Смог ли он их освободить?

Как вы понимаете слова Вяйнемейнена: « Не герой тот, кто с полпути возвращается».

Работа с иллюстрацией (стр.174).

4. Итог урока.

О чём заставил задуматься этот урок.

Домашнее задание.

Выразительное чтение песни Вяйнемейнена (стр. 175). По желанию выучить наизусть.

16 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель: -

Развивать связную речь;

Проверить, как поняты и усвоены учениками основные понятия;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть (по желанию).

Выразительное чтение.

3. Заключительная беседа (приложение).

4.Предложить посмотреть презентацию «Калевала».

5. Итог урока.

Понравился ли эпос?

Домашнее задание.

Подготовить рассказ «За что мне понравился эпос «Калевала».

Нарисовать рисунок к «Калевале» к любому эпизоду.

17 урок.

Тема. Карело-финский эпос «Калевала».

Цель:- обобщить и систематизировать знания учащихся;

Развивать связную речь;

Учить представлять себе изображаемого героя;

Развивать логическое мышление.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Организовать выставку рисунков. Соотнести рисунки с содержанием.

Рассказать, за что мне понравился эпос «Калевала».

3. Новый материал.

Работа над образами главных героев. Сегодня на уроке мы начнем разговор о главных героях эпоса — богатырях страны Калевалы.

Назовите главных героев «Калевалы»

Посмотреть слайд с их изображением (презентация).

Кого они нам напоминают в русских былинах? (Илью Муромца, Алёшу Поповича, Добрыню Никитича).

Нарисованы все герои страны Калевалы в эпосе одинаково?

(Нет, герои не все одинаково нарисованы. Они очень разные и по внешности и по характеру, отличаются друг от друга и по возрасту).

«Он пел, чтобы весельем начиналось утро. Чтобы ясным был долгий день т радостным тихий вечер. Его песни повторяли и деревья, и цветы на лугах, их распевали весёлые птицы, их разносил по земле вольный ветер» (стр.15).

О ком идёт речь?

Как вы догадались?

Кто такой Вяйнемейнен?

Какие подвиги он совершил? Во имя чего?

Вяйнемейнен любимый герой в эпосе «Калевала», потому что он любое дело делал для счастья народа. Он готов был даже жизнь отдать за него. Он хотел мира и сча- стья для всех людей на земле.

Подвиги калевальцев - это, прежде всего подвиги трудового творчества и созидания на

благо народа: кажется, нет ничего на свете, что было бы не под силу героям эпоса.

«Каким именем зовут тебя, герой? Каким подвигом прославился ты, богатырь? Видно, велико твоё могущество, если даже мой косматый пёс тебя не тронул» (стр. 41).

Он трудится, забыв обо всем на свете... У него могучее сложение... Он похожна богатыря, такой он сильный и трудолюбивый...

Продемон-стрировать иллюстрацию художника Кочергина, изображающую Илмаринена за работой (презентация).

Могучий и великолепный, стоит он во весь свой богатырский рост, опираясь молотом на наковальню.

Переключить внимание на иллюстра-цию, выполненную художником Г. А. Стронком для «Калевалы» (презентация).

Как художник Стронк изобразил Илмари-нена?

О чем нам рассказывает эта иллюстрация?

Каким изображен Илмаринен во время труда?

Обратите внимание на выражение его лица, глаз, на положение рук, егобогатырской фигуры.

Какое впечатление на васпроизводит Илма-ринен?

Какие чувства зрителя стремится вызвать ху-дожник?

Какие преобладают краски и почему?

На каком фоне изображен Илмаринен?

Удивительно красив Илмаринен художника Г. А. Стронка! Для Илмаринена труд источник вдохновения. Он видит в тру-де радость и высокий смысл. Он трудится во имя мира, во имя жизни. Самый замечательный трудовой подвиг Илмаринена - создание чудо-мельницы Сампо.

Какие мечты народа нашли свое воплощение в чудесной мельнице Сампо?

Какими качествами обладает чудо-мельница?

Сампо — это как бы чудесный сплав, соединивший все качества этих вместе взятых вещей. Сампо — плод фантазии трудо- вого народа, мечтающего о счастье и довольстве, о том, чтобы облегчить свой тяжелый труд.

Продолжите фразу: «Жил в Калевале смелый рыбак, удалой охотник, весёлый парень …» (Лемминкайнен).

Какой по характеру Лемминкайнен?(весёлый, обаятельный, воинственный, жизнерадостный, вспыльчивый, легкомысленный).

Вспомнить лыжную погоню за лосем Хийси (глава10) и другие приключения Лемминкайнена.

Но, несмотря на это, он является достойным товарищем мудрого Вяйнемейнена и мужественного Илмаринена.

Домашнее задание.

Составить рассказ о любимом герое.

В своём рассказа отметить внешний вид, черты характера, поведение, чем понравился.

«Биографии писателей» - Любящий герой прекрасен, духовно окрылён… Эффективные формы работы с биографическими данными: Знакомясь с фактами жизни литератора, мы получаем: Любовь, по Тургеневу, трагична. У И.С. Тургенева – особое чувство времени. Проникновение в творческую мастерскую писателя и тайны гения: Биография. Конкретное представление о взаимоотношениях личности и среды, конкретное представление о взаимосвязи мировоззрения и творчества художника.

«Героический эпос народов мира» - Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия. Калевала – карело – финский поэтический эпос. Средневековый европейский эпос. 1 Понятие о героическом эпосе. Гильгамеш и Энкиду. VI таблица близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине 8 век доНЭ.

«Древнерусские жития» - 1417. 2012. Чествование памяти святого преподобного Евфросина Синозерского. «Русской литературе без малого тысяча лет. Написание жития Кирилла Белозерского. Образ бо бысть благ всем нам в жизни сей». Историческая шкала. Житие Евфросина Синозерского. Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник.

«Биография личности» - Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума. Включение в более сложную систему отношений с миром. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. Главное, самому себе не лгите. Содержание программы по изучению биографического материала.

«Былина» - Былина «Вольга и Микула Селянинович» Прославление мирного крестьянского труда. Садко в гостях у морского царя. Киевский. Морская царевна слушает пение Садко. В. М. Васнецов «Богатыри» На страже русской земли. Во всем облике всадника чувствуется богатырская сила и мощь. Былины делятся на два цикла: Беспощаден Алеша Попович к врагам Земли русской.

«Устное народное творчество» - Развивать речь учащихся. Что значит «устное»? Устное народное творчество. Подберите глаголы-синонимы, характеризующие движение реки. Бежит – бежит, шумит – шумит, А все никак не вытечет. Учитель русского языка и литературы: Овчинникова Н.В. МОУ «Степановская СОШ». Несется. Гриб – старожил леса, «старичок».

Всего в теме 27 презентаций


Элиас Лённрот (09.04.1802-19.03.1884)

« Финский ученый и писатель,

большой знаток народной поэзии,

неутомимый ее собиратель

и пропагандист»

Э.Г. Карху


" Родиной этих поэм является

Карелия по обе стороны

государственной границы

Финляндии и России "

Э. Леннрот


Интересные факты:

1. 28 февраля отмечается «День народного эпоса Калевалы». Проходит этот день, как костюмированное шествие.

2. Знаменитая эпопея Толкиена «Властилин колец» была составлена на основе рун «Калевалы».

3. 2002 год - юбилейная монета в 10 евро к 200-летию Элиаса Леннрота.

4. В поселке Калевала открыт музей Рунопевцев.

5. По преданиям на территории посёлка Калевала стоит сосна, под которой работал Лённрот.

6. Средняя общеобразовательная финно-угорская школа г. Петрозаводска носит имя Элиаса Леннрота.


Викторина «Внимательный читатель»

1.Как называется каждая из песен эпоса «Калевала»?

2. Кто собрал древние руны и составил книгу «Калевала»?

3. Карельский народный струнный инструмент, род гуслей.

4. Кого в эпосе «Калевала» называют «речной собакой»?

руна

Элиас Леннрот

кантеле

щуку


5. Прочитайте отрывок. Кто из героев «Калевалы» мог сказать эти слова?

Так сказал он молодежи,

Молодому поколению, Что теперь лишь подрастает:

Никогда в теченье жизни

Не обидьте невиновных,

Зла не делайте невинным,

Чтоб не видеть вам возмездья…»

6. Почему Вяйнемёйнен наказал Йокахайнена?

7. Хозяйка Похъёлы, главный герой калевальцев?

Вяйнемейнен

за хваставство

старуха Лоухи


8. За что боролись калевальцы со старухой Лоухи?

9. Что потребовалось для изготовления волшебной мельницы?

10. Сколько дней потребовалось для изготовления Сампо?

11. Какие предметы появились из огня до появления Сампо?

12. Что с ними сделал Илмаринен?

13. Почему?

за обладание Сампо

перышко, молоко,

шерсть, хлеб

лук, плуг, лодка, корова

бросил в огонь


13. Что было ценного в Сампо?

14. Кем была сделана мельница Сампо?

15. О ком эти строки?

«В волосах ношу я ленту…

Я ношу простое платье,

Я ем чёрную краюшку,

Я сижу в отцовском доме

Вместе с матушкой родимой…»

что прикажешь, то она и мелет

Илмаринен

Айно


16. Дочь воздуха, Владычица рек и морей.

17. Хозяин неба, всесильный бог.

18. Что возвратило к жизни Лемминкайнена?

20. Какая главная мысль эпоса «Калевала»?

Илматар

Укко

материнская любовь

Вяйнемейнен

Лемминкайнен

Удалой охотник

Илмаринен

Известный кузнец

Хлебороб, плотник, знаменитый музыкант

материнская любовь

Трудиться на благо Родины




Top