Лучшие места России: памятники природы и культуры, которыми можно гордиться. Памятники России

Публикации раздела Музеи

По следам Древнего мира

С о школьной скамьи Древний мир прочно ассоциируется с далекими экзотическими землями: Древним Египтом, Месопотамией, Финикией, Элладой. Однако и на территории России кипела жизнь с незапамятных времен. В 2001 году на Алтае обнаружили стоянку Карама, где предки современного человека жили около 550–800 тысяч лет назад. На древнейшей палеолитической стоянке Урала - Мысовой - ранние слои датируются периодом около 700 тысяч лет назад. Позднее на территории нашей страны проживали десятки цивилизаций. Артефакты древних культур до сих пор находят в горах и степях, на морском побережье и в долинах рек. Оставившие их племена говорили на разных языках и были не похожи друг на друга внешне. Среди них - скотоводы и охотники, китобои и мореплаватели, землепашцы и торговцы. «Культура.РФ» представляет подборку самых интересных археологических памятников России.

Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера» : Цивилизация за полярным кругом

Петроглифы на о. Еловый. Фотография: Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера»

Петроглифы на о. Каменный. Фотография: Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера»

В 1997 году экспедиция краеведческого музея из поселка Ревда на юге Мурманской области обнаружила крупное скопление наскальной живописи. Более 1200 петроглифов (столько открыто на данный момент) оставили древние люди на островах Канозера. Самые ранние изображения датируются IV–II тысячелетием до нашей эры, то есть являются как минимум ровесниками уральской Страны городов и египетских пирамид.

Скальная порода в этих краях мягкая, поэтому на ней нетрудно выбить рисунок древними орудиями. Многие годы на островах оставляли «автографы» сплавлявшиеся по рекам и озерам туристы, не подозревая, что на камнях проглядывают следы древней цивилизации. В 2008 году был открыт музей «Петроглифы Канозера», а в 2014 году 600 компактно размещенных рисунков накрыли прозрачным куполом, защищающим от выветривания и воздействия человека.

Глубина линий петроглифов достигает сантиметра, а сами рисунки удивительно разнообразны по тематике. Одни изображают фигурки людей, в том числе беременной женщины с прорисованным младенцем в животе. Другие - сцены морской охоты и семейной жизни. Кто-то из древних художников нарисовал даже любовный треугольник. Самая крупная фигура - «Шаман» - почти метр в длину. В очертаниях животных угадываются лоси, олени, китообразные, рыбы, змеи, бобры, медведи, выдры, птицы. По изображениям лодок, топоров и даже лыж ученые могут представить быт неизвестного племени.

Факт: Комплекс наскальных изображений создавался многие века. «Практически каждое скопление рисунков выполнено в своем узнаваемом стиле и характеризуется различным временем и своей техникой исполнения. Найдены рисунки как каменного, бронзового веков, так и, возможно, относящиеся к саамскому Средневековью. В стилистике рисунков легко угадываются аналоги Карельских изображений (Беломорья и Онежского озера), Кольских (Чальмны-Варре), Норвегии (Альта), но также имеются уникальные изображения», - пишет Вадим Лихачев в статье «Открытие века на Канозере» . Если подтвердится гипотеза о рисунках, оставленных средневековыми саамами - коренным народом Кольского полуострова, - то это будут первые саамские петроглифы, обнаруженные в Мурманской области.

Национальный парк «Берингия»: Древняя Чукотка

Китовая Аллея в парке «Берингия». Фотография: beringiapark.ru/news/kitovaya-alleya.html

Вид на эскимосский посёлок Аван. Фотография Олеси Калюжиной, Национальный парк «Берингия»

Гренландский кит в проливе Сенявина. Фотография А.Апалю, Национальный парк «Берингия»

Самый восточный природный парк России был основан в 1993 году, а в 2013-м получил статус национального. Берингия - название территории на стыке Евразии и Северной Америки в районе Берингова пролива. Эти заповедные места находятся под охраной российских и американских властей. Общая площадь российского парка «Берингия» - более 1,8 миллиона гектаров, на его территории находятся самые значительные археологические памятники региона - Китовая аллея, поселения древних эскимосов Пайпельгак, Чегитунь и Эквен.

С 1960-х годов ведутся раскопки в эквенском могильнике. Находки относятся к I тысячелетию нашей эры, когда здесь жили представители трех археологических культур - оквикской (охотники на тюленей и птиц), древнеберингоморской (охотники на моржей и оленей) и пунукской (китобои). Каждая цивилизация пыталась по-своему приспособиться к жизни в суровом субарктическом климате Чукотки. Эти люди знали железо лишь как часть метеоритов и считали его разновидностью камня. Зато им не было равных в зверобойном промысле, который, по мнению исследователей, распространился до Гренландии именно отсюда. Древнеэскимосские орудия охоты на морских животных, как и другие предметы из моржового клыка, сегодня становятся экспонатами крупнейших музеев. Изысканная резьба, строгая математичность рисунка, разнообразие нюансов при внешнем минимализме делают эскимосское искусство особой страницей в истории мировой культуры.

«Крылатый предмет», Чукотка, Эквен. I тыс. н.э. Фотография: Государственный музей Востока

Навершие. Тагарская культура. VIII-VI вв. до н.э. Бронза. Южная Сибирь, Красноярский край, Хакасcко-Минусинская котловина. Фотография: Государственный Эрмитаж

Головка гарпунного древка. Чукотка. I тыс. н. э. Фотография: Государственный музей Востока

Культовое место на острове Итыгран, получившее название «Китовая аллея», случайно обнаружили в 1976 году исследователи из Института этнографии Академии наук СССР. До этого ни местные жители, ни моряки не обращали внимания на вкопанные в землю многочисленные кости китов: останки высотой до трех метров были выстроены в полукилометровый коридор. Исследователи обнаружили также более 50 китовых черепов. По одной из версий, в XIV–XV веках на этот остров приплывали представители сразу нескольких поселений для совершения языческих обрядов, а кости служили им мистическими предметами. Другие исследователи считают, что Китовая аллея была своего рода продуктовым складом, где хранили годовые запасы.

Факт: Совсем недавно была раскрыта загадка найденных на Чукотке «крылатых предметов» в форме бабочки. Исследователи предполагали, что это были навершия шаманских жезлов, детали лодок или ритуальные скульптуры. Однако в ходе дальнейших раскопок выяснилось, что «крылатый предмет» надевался на конец гарпунного древка, служа противовесом и одновременно обеспечивая правильную траекторию полета гарпуна. К такому выводу пришли побывавшие в Музее Востока авиаконструкторы. По их мнению, древние эскимосы Берингоморья, создав «крылатый предмет», предвосхитили конструктивные принципы современных летательных аппаратов.

Музей «Древние курганы Салбыкской степи»: Хакасская Долина царей

Большой Салбыкский курган. Фотография: slavcharms.ru

Большой Салбыкский курган. Фотография: fotokto.ru

Большой Салбыкский курган. Фотография: blogspot.com

В 70 километрах от Абакана расположены древние захоронения, которые впечатляют не меньше, чем Долина царей в Египте. Посреди степи возвышаются 56 курганов, датированных IX–III веками до нашей эры. Под защиту государства эти «осколки» тагарской археологической культуры попали лишь в 2007 году, когда был создан музей. Главной ценностью экспозиции под открытым небом стал Большой Салбыкский курган - захоронение могущественного властителя, правившего примерно в V веке до нашей эры. В то время высота кургана достигала 25–30 метров, а в 1950-е годы, когда начались раскопки, насыпной холм возвышался лишь на 12 метров. Сегодня от сооружения остался фундамент - квадрат из вкопанных ребром в землю гигантских плит, каждая из которых весит от 30 до 50 тонн. Туристы прозвали это место сибирским Стоунхенджем.

Внутри каменных стен стоял деревянный склеп в форме усеченной пирамиды, к которому вел бревенчатый коридор. Вместе с останками вождя в гробнице были обнаружены останки еще шести человек, которые должны были служить повелителю в загробной жизни. При закладке кургана древние строители принесли в жертву четырех человек, среди которых был ребенок.

Жители Минусинской котловины занимались скотоводством и земледелием, строили ирригационные системы, добывали и переплавляли медную руду, умело обрабатывали дерево. «В степях Среднего Енисея нет, кажется, такого места, где не было бы видно курганов тагарской культуры», - писал советский археолог Михаил Грязнов.

Факт: Одним из первых памятники археологии Сибири описал историограф Герхард Фридрих (Федор) Миллер во время экспедиции 1733–1743 годов. В 1735 году Миллер купил в Красноярске у местных жителей несколько предметов тагарской культуры, среди которых было считающееся сегодня эталоном раннетагарского «звериного» стиля бронзовое навершие в виде фигурки горного козла. Собранную коллекцию исследователь передал в Кунсткамеру в Петербурге. Сегодня то самое навершие VIII–VI веков до нашей эры хранится в Эрмитаже.

Историко-культурный заповедник «Аркаим» : Страна городов на Южном Урале

Аркаим – жилище каменного века. Фотография: Историко-культурный заповедник «Аркаим»

Аркаим – вид с воздуха. Фотография: Историко-культурный заповедник «Аркаим»

Исторический парк. Фотография: Историко-культурный заповедник «Аркаим»

На территории Челябинской и Оренбургской областей, Башкирии и Северного Казахстана в 1960–80-х годах обнаружили целую страну из более чем 20 укрепленных поселений. На рубеже III–II тысячелетий до нашей эры, когда в Египте возводились знаменитые пирамиды, Южный Урал «застраивали» индоиранские племена - арии. Их города находились на расстоянии 40–70 километров друг от друга и были спроектированы похожим образом. Эту городскую культуру археологи назвали синташтинской.

Самый известный памятник синташтинской культуры - город-крепость Аркаим в 400 километрах от Челябинска. Это было поселение с двумя рядами кольцевых стен из стоящих полукругом жилых домов. Каждая стена была своеобразным «многоквартирным» домом. Вход в такое жилище располагался на крыше, куда поднимались по лестнице. В городе была канализация, выводившая воду за пределы крепостных стен. Жители пасли скот, добывали и обрабатывали медную руду и кремниевые породы. Были развиты деревообработка и производство керамики. В окрестностях археологи обнаружили некрополи, подтверждающие, что аркаимцы придерживались сложных погребальных обрядов.

Синташтинские города возникали не как разраставшиеся со временем поселения - они имели изначальный план застройки, что уникально для бронзового века. Некоторые города имели в плане форму овала или круга, другие были прямоугольными. Концентрические кольца-стены Аркаима породили разнообразные гипотезы о мировоззрении древних ариев. Предполагается, что город строился как уменьшенная модель Вселенной. Некоторые исследователи писали и о том, что такие жилища отражают «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую.

Факт: При раскопках захоронений Страны городов археологи нашли древнейшие в мире колесницы - легкие деревянные повозки на двух колесах. Кони в них запрягались с помощью кольцевых удил. Такая повозка могла развивать значительную скорость и предназначалась, скорее всего, для боевых действий. Самая ранняя синташтинская повозка датируется 2026 годом (XXI веком) до нашей эры. Прежде считалось, что первые колесницы появились в Древнем Египте в XVIII веке до нашей эры.

Боспорское царство и Херсонес Таврический : Древнегреческие колонии на Черном море

Херсонес. Фотография: Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический»

Саркофаг. Боспорское царство. I в. до н.э. Фотография: Государственный Эрмитаж

Раскопки Гермонассы. Фотография: Таманский музейный комплекс

Одна из самых богатых на археологические находки территорий - Юг России и Причерноморье. Здесь жили многочисленные кочевые и оседлые племена, а в VII–VI веках до нашей эры к восточным берегам Черного и Азовского морей приплыли греческие колонисты. На территории Краснодарского края, Ростовской области и Крыма возникли независимые города-полисы, которые в IV веке до нашей эры объединились в Боспорское царство со столицей в Пантикапее (современная Керчь). Среди археологических памятников боспорской цивилизации наиболее известны Горгиппия (Анапский археологический музей-заповедник), Гермонасса (Таманский музейный комплекс), Танаис (археологический музей-заповедник в Недвиговке Ростовской области).

К сожалению, практически не сохранилась застройка Пантикапея . О величии столицы Боспора Киммерийского (так греки называли Керченский пролив и расположенное на его берегах государство) можно судить по найденным археологами артефактам. Многие из античных шедевров попали в коллекции европейских и российских музеев. Часть ювелирных украшений и монет хранится в самой Керчи - в Золотой кладовой Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

Летом 2016 года в Крыму начались раскопки земляного вала III века до нашей эры, который служил для защиты западных границ Боспорского царства. В расположенном поблизости кургане специалисты Института археологии РАН обнаружили фрагменты оружия древних греков, керамику, украшения.

В границах современного Севастополя сохранилась часть застройки города-государства Херсонеса Таврического . Пантикапей основали выходцы из Милета, крупного города в греческой Ионии, а Херсонес же был основан дорийцами, приплывшими на Крымский полуостров с южного берега Черного моря из Гераклеи Понтийской. Дорийцы поселились на землях воинственного племени тавров в V веке до нашей эры. К тому времени на побережье полуострова, названного в честь тавров Тавридой, уже существовало множество греческих колоний.

Мальчик, играющий с собакой. Пантикапей. II в. до н.э. Фотография: Государственный Эрмитаж

Ожерелье с двумя геракловыми узлами. Вторая четверть III в.до н.э. Боспорское царство, Пантикапей. Фотография: Государственный Эрмитаж

Браслет. Боспорское Царство. Конец V - начало IV вв. до н.э. Некрополь Пантикапея. Фотография: Государственный Эрмитаж

В отличие от монархического Боспора Херсонес был республикой. Основным законодательным органом было народное собрание, однако гражданскими правами обладали только потомки первопоселенцев. К началу новой эры власть на всем греческом побережье Крыма перешла к римлянам. Во II веке нашей эры в Херсонесе разместился постоянный римский гарнизон. А в конце V - начале VI века Херсонес вошел в состав Восточно-Римской империи - Византии. В государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» хранится множество артефактов христианского периода в истории города. Именно здесь в 987 году принял крещение киевский князь Владимир, осаждавший Корсунь (так на Руси называли византийский Херсон).

Факт: Боспор и Херсонес оставили след в истории западноевропейской музыки. В 1770 году впервые была представлена опера 14-летнего Вольфганга Амадея Моцарта «Митридат, царь Понтийский». В основу либретто легла трагедия Жана Расина о судьбе царя Митридата VI Евпатора (132–63 годы до нашей эры). Правитель Понта, греко-персидского государства в Малой Азии, присоединил к царству многие территории, включая Боспорское царство. Жизнь его закончилась в Пантикапее: Митридат попросил своего телохранителя убить себя мечом, чтобы не попасть в плен к заговорщикам.

В 1779 году состоялась премьера одной из известнейших опер Кристофа Виллибальда Глюка «Ифигения в Тавриде», написанная по сюжету трагедии древнегреческого драматурга Еврипида. Ифигения была предназначена в жертву богине Артемиде, но богиня в последний момент пожалела девушку и отправила ее на облаке в далекую Тавриду, где Ифигения стала жрицей в храме. Храм этот находился в Херсонесе, и именно здесь развернулось действие оперы.

Сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. По закону все П.и. и к. охраняются государством. Различаются следующие виды П.и. и к. памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов и т.п. памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производства, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты; памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства; документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кино-фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания. К П.и. и к. могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.


Смотреть значение Памятники Истории И Культуры в других словарях

Географическая Ось Истории — - (или осевой ареал или heartland) термин Макиндера, обозначающий внутриконтинентальные евразийские территории, вокруг которых происходит пространственная динамика исторического........
Политический словарь

Доминанта Эстонской Культуры — - неопределенное понятие, на практике выражающееся в поддерживаемом государством гнете (доминировании над другими языками населения) эстонского языка, который понимается........
Политический словарь

Исторический Материализм (материалистическое Понимание Истории) — - принадлежащая К. Марксу интерпретация социальных изменений в истории, согласно которой процессы изменений определяются, прежде всего, экономическими факторами. Социально-философская........
Политический словарь

Конец Истории — - термин Фукуямы. Мондиалист ский тезис о тотальной победе талассократии и либерально-демократической модели на всей планете. См. мондиализм, Единый Мир.
Политический словарь

Культуртрегер (буквально: Носитель Культуры) — Ироническое название колонизаторов, прикрывающих порабощение колониальных народов утверждениями и декларациями о насаждении среди них культуры и просвещения.
Политический словарь

— (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization - UNESCO) - международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Учреждена в ноябре 1945 Членами ЮНЕСКО........
Политический словарь

Агентства, Оказывающие Услуги Для Организаций Культуры (arts Services) — Организации, компании или консалтинговые агенства, предоставляющие
услуги по художественному
маркетингу, общественным связям, администрированию или другим........
Экономический словарь

Госбюджетное Финансирование Деятельности Организаций Культуры (public Sector Revenue Support) — Поддержка программной деятельности организаций культуры, осуществляемая в форме годовых или проектных грантов, выделяемых такими агентствами как Советы по искусству,........
Экономический словарь

Защита Интересов Культуры (advocacy) — Будучи по происхождению юридическим термином, это выражение сейчас получает все большее распространение для обозначения общественной или частной поддержки какой-либо........
Экономический словарь

Зерновые Культуры — GRAINЗАКОН О ТОВАРНЫХ
БИРЖАХ включает в
понятие `
зерно` пшеницу, кукурузу,
овес, ячмень,
рожь, сорго и соевые бобы.
Торговля зерновыми фьючерсами........
Экономический словарь

Инструментальная Культурная Политика / Социальное И Экономическое Значение Культуры (instrumental Ar — См.: Искусство для искусства.
Экономический словарь

Организационные Культуры — - способы фиксации и воспроизведения социального опыта в организациях, позволяющие ее членам идентифицировать себя с определенной совокупностью социальных норм и........
Экономический словарь

Организация Культуры — в РФ могут создаваться и действовать в предусмотренных
законодательством организационно-правовых
формах
ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ, основанные на федеральной........
Экономический словарь

Организация Объединенных Наций По Вопросам Образования, Науки И Культуры (юнеско) — - специализированное
учреждение системы Объединенных Наций. Основана в 1946 г. после ратификации ее
Устава.
Цели ЮНЕСКО:
вклад в
обеспечение мира и........
Экономический словарь

Памятники Природы — - отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой........
Экономический словарь

Сегментация По Признаку Культуры — - учет влияния культурных различий (стереотипа потребления, предпочитаемого дизайнерского стиля, потребительского поведения) покупателей. Особое значение этот признак........
Экономический словарь

Уровень Организационной Культуры — - комплексная
характеристика развитости той или иной социально-экономической структуры, присущих ей типа и формы
организации жизни и деятельности людей, уровня........
Экономический словарь

Услуги Организаций Культуры Для Бизнеса (arts Services Within Business) — Деятельность
организации культуры, осуществляемая по
заказу и на территории компании или
спонсора. Например,
выставка, проходящая в офисном пространстве,........
Экономический словарь

Учет Доходов От Услуг Культуры — -
учет, включающий оплату
населением входных билетов (абонементов) на демонстрацию кинофильмов, видеопрограмм, спектаклей, концертов, цирковых представлений,........
Экономический словарь

Учет Доходов От Услуг Физической Культуры И Спорта — -
учет, включающий:
стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на........
Экономический словарь

Учреждения Культуры И Искусства — К учреждениям культуры и искусства относятся театры, кинотеатры, концертные
организации и
коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки,
........
Экономический словарь

Лесные Культуры — - лесные насаждения, созданные посевом или посадкой. (Приказ Минсельхозпрода, Минлесхоза, Минприроды от 20.12.1999 N 323/242/399)
Юридический словарь

Организация Культуры — В целях настоящего Положения под организацией культуры понимается организация, созданная учредителем (собственником или уполномоченным им органом) для осуществления........
Юридический словарь

Организация Объединенных Наций По Вопросам Образования, Науки И Культуры (юнеско) — - межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Основана в 1946 г. Цели ЮНЕСКО: вклад в дело мира и безопасности через поощрение международного........
Юридический словарь

Организация Оон По Вопросам Образования, Науки И Культуры (юнеско) — - международная организация, призванная координировать сотрудничество государств в гуманитарной сфере; основана в 1946 г. В качестве специализированного учреждения........
Юридический словарь

Памятники Природы — - по определению Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. "отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое,........
Юридический словарь

Памятников Истории И Культуры Уничтожение, Повреждение — - преступление против общественной нравственности, предусмотренное ст. 243 УК РФ. Предмет преступления - памятники истории и культуры - это особо значимые для социальной........
Юридический словарь

Право На Участие В Культурной Жизни, Пользование Учреждениями Культуры, На Доступ К Культурным Ценно — - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 44 Конституции РФ. Это право предоставляется каждому лицу, пребывающему на территории государства. Вместе с тем каждый обязан........
Юридический словарь

Выделение (изоляция) Культуры — совокупность технических приемов получения чистой к-ры определенного вида микроорганизмов из различного рода образцов (материал от б-ных или здоровых людей и животных,........
Словарь микробиологии

Система Физической Культуры — представляет собой совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения. Основы законодательства........
Юридический словарь

Перевезенцев С. В.

Московские памятники имеют давнюю историю. На Руси издревле значительные исторические события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием монастырей. Так, Новодевичий монастырь был основан в честь взятия Смоленска в 1514 г., памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны» на пл. Ильинские ворота создана в память воинам времен русско-турецкой войны 1877–1888 гг. В последние годы XX века на Поклонной горе была сооружена церковь Св. Георгия Победоносца в честь павших на полях сражений Великой Отечественной войны.

Начиная с эпохи Петра I, преобладающей формой памятников становятся светские монументы и сооружения - главным образом триумфальные ворота и арки. Первые деревянные триумфальные ворота в Москве появились в 1696 г. по случаю празднования взятия Азова. Затем арки сооружались в честь побед в Северной войне, а также по случаю императорских коронаций. Триумфальные ворота, возведенные в 1742 г. в честь коронации Елизаветы Петровны, стали называть «Красными воротами». Деревянные «Красные ворота» сгорели в 1753 г. и были восстановлены в камне в 1753–1757 гг. по проекту архитектора Д.В. Ухтомского (уничтожены в 1927 г.).

В честь победы в Отечественной войне 1812 г. в Москве и в честь «священной памяти императора Александра I, восстановившего Москву из пепла и развалин» в Москве было решено возвести Триумфальные ворота. Каменная однопролетная Триумфальная арка строилась в 1827–1834 гг. на площади у Тверских ворот на месте деревянной, сооруженной в 1814 г. для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Заграничных походов после победы над Наполеоном. Автором проекта стал архитектор О.И. Бове, скульпторы - И.П. Витали и И.Т. Тимофеев. Возведенная в стиле ампир, Триумфальная арка была украшена многочисленными отлитыми из чугуна деталями, шестью парами двенадцатиметровых колонн, а также скульптурами и горельефами. Над карнизом - аллегорическая фигура Победы и венчавшая арку колесница Славы.

В 1936 г. арка была снесена и воссоздана в 1966–1968 гг. на новом месте - у Поклонной горы (ныне - площадь Победы). При восстановлении беломраморная облицовка была заменена гранитной, все недостающие скульптурные детали, а также колонны были вновь отлиты из чугуна.

Первым скульптурным памятником в Москве стал памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому, скульптора И.П. Мартоса, установленный в 1818 году на Красной площади. Над проектом памятника И.П. Мартос начал работать в 1804 г. Он создал выдержанную в духе гражданского пафоса скульптуру, образным решением которой стала двухфигурная скульптурная группа: сидящий князь Д.М. Пожарский, опирающийся левой рукой на щит и стоящий рядом с ним К.М. Минин. Оба легендарных героя, одетых в античные одежды, держат один меч в ножнах, как символ освобождения российской столицы. На постаменте памятника сделаны надписи: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лета 1818». В бронзовых горельефах, укрепленных на постаменте, отражены деяния великих россиян: «Сбор пожертвований К. Мининым» и «Изгнание Д. Пожарским поляков из Москвы». Скульптуру привезли в Москву из Петербурга водным путем и установили в центре Красной площади лицом к Кремлевской стене, но ближе к зданию Торговых рядов. За создание этого памятника И.П. Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. Позднее, уже в XX в. памятник переместили к Покровскому собору, где он и находится по сей день.

А первый московский памятник, сооруженный не в честь царя, легендарного героя или полководца, но в честь писателя - это знаменитый памятник А.С. Пушкину, работы скульптора А.М. Опекушина, открытый в 1880 г. на Тверском бульваре. В связи с этим событием в Москве состоялся Пушкинский праздник, организованный Обществом любителей русской словесности, Московским университетом и Московской городской думой. 5 июня 1880 г. праздник открылся Пушкинской выставкой в Благородном собрании. 6 июня после торжественного открытия памятника, в Московском университете состоялся Торжественный акт, на котором с докладами выступили ректор Н.С. Тихонравов, историк В.О. Ключевский и филолог Н.С. Стороженко. Самым ярким событием праздника стали заседания Общества любителей русской словесности 7 и 8 июня. На первом с речью выступил И.С. Тургенев, а на втором - Ф.М. Достоевский. Слово, сказанное Ф.М. Достоевским с тех пор считается классическим литературно-философским произведением, в котором писатель выразил важнейшие черты характера русского народа.

В XIX–XX веках Москва украсилась многими замечательными памятниками, выполненных лучшими скульпторами. Среди них памятники выдающимся отечественным писателям и поэтам - М.А. Лермонтову, Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому, А.П. Чехову, В.В. Маяковскому, С.Е. Есенину. В Москве есть два памятника Н.В. Гоголю. В 1909 г. по народной подписке был установлен памятник на Арбатской площади, исполненный скульптором Н.А. Андреевым. Гоголь был изображен в плаще, сидящем в задумчивом и грустном молчании. На постаменте памятника сделаны горельефы с изображением известных героев гоголевских произведений - Городничего, Чичикова, Тараса Бульбы и других. В 1952 г. этот памятник заменили другим, который изготовил скульптор Н.В. Томский. Андреевский памятник перенесли на Никитский бульвар во двор дома №7, в котором Гоголь провел последние дни своей жизни.

Н.А. Андреев стал автором памятника еще одному классику русской литературы - драматургу А.Н. Островскому. Этот памятник установили в 1929 г. на Театральной площади возле здания Малого театра, на сцене которого до сих пор, вот уже почти сто пятьдесят лет идут пьесы Островского. Интересен и памятник баснописцу И.А. Крылову, поставленный в 1976 г. в сквере у Патриарших прудов. Скульпторы А.А. Древин, Д.Ю. Митлянский и архитектор А.Г. Чалтыкьян создали целую скульптурную группу - фигуру сидящего в кресле Крылова окружают небольшие скульптуры героев его басен.

Постоянное внимание привлекает памятник П.Я. Чайковскому, украшенный оригинальной «нотной» решеткой. Памятники военачальникам А.В. Суворову, М.И. Кутузову, П.И. Багратиону, Г.К. Жукову напоминают о великих подвигах русского воинства. Конный монумент основателю Москвы князю Юрию Долгорукому стоит в центре столицы, напротив здания Московской Мэрии.

Насыпной холм на развилке Кутузовского проспекта и Дорогомиловской улицы украшает величественная стелла «Москва - город-герой», а недалеко от ВВЦ в небеса рвется космический корабль, завершающий стеллу «Покорителям космоса».

В последние годы в столице сооружен ряд интересных памятников - Святым Кириллу и Мефодию, святому князю Даниилу Московскому, императору Петру I, А.А. Блоку, А.Ф. Кони, С.В. Рахманинову, В.С. Высоцкому, Ю.В. Никулину, Б.Ш. Окуджаве и другим.

Из регионов России на конкурс поступили сотни заявок. До 29 сентября 2013 г. посетители сайта 10russia.ru будут определять победителей. Планируется, что объекты, набравшие большинство голосов, будут воссозданы в миниатюре в ландшафтном парке «Россия» в Подмосковье. «АиФ» пригляделся к некоторым претендентам на победу.

Кижи (1)

Историко-культурный и природный комплекс. Основа музейного собрания - ансамбль Кижского погоста. Он состоит из двух церквей и колокольни XVIII-XIX вв., окружённых единой оградой. Преображенская церковь срублена без гвоздей, при помощи топора и долота. Погост и здания музейной экспозиции - исключительные примеры традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом севера России.

Озеро Байкал (3)

Крупнейшее хранилище пресной воды на планете, самое глубокое озеро мира. По площади сравним с Бельгией. Более 1 тыс. местных видов растений и животных больше нигде не встречается.

Нарын-Кала (5)

Крепость в самом древнем городе России - Дербенте. Её стены несколько раз перестраивались, но в целом облик сохранился. На территории - остатки древнего христианского храма, подземная тюрьма, система бань, старейшая мечеть.

Мамаев курган (7)

Мемориал посвящён героям . В холме захоронены останки 34 505 защитников, здесь же 35 надгробий Героев Советского Союза. Статуя «Родина-мать зовёт!» признана одним из семи чудес России.

Долина гейзеров (8)

Одно из наиболее крупных гейзерных полей мира, единственное в Евразии. Находится на месте исчезнувшего озера. Всего действуют более 20 гейзеров. Из-за труднодоступности и заповедного режима долину посещают всего несколько тысяч человек в год.

По данным Русского географического общества

Огромная Россия славится не только своими завидными габаритами и красивой природой, но и большим количеством исторических памятников, знаменующих все страницы истории государства.

Памятники России привлекают туристов в Москву и Санкт-Петербург, заставляют прохожих запрокидывать голову и любоваться могучими постаментами и великолепными дворцами. Для того чтобы посмотреть все монументы, придется потратить приличное количество времени на тур по всей стране, потому как значимые культурные памятники установлены не только в крупных городах, но и в крошечных «домашних» городишках. Самые знаменитые постаменты, конечно, расположены в культурных центрах России, Москве и Петербурге, поэтому туристы чаще всего направляют свои стопы именно туда. В этой статье будут перечислены самые знаменитые памятники России, так что желающие смогут выбрать самые интересные и составить свой туристический маршрут в соответствии с их расположением.

Великий Кремль: Царь-колокол

Здесь туристы могут найти целых два значительных памятника: Царь-колокол и Царь-пушку.

Эти памятники поражают не только своими габаритами, но и занимательной историей создания. Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в Царь-колокол императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера памятника иностранные мастера всерьез подумали, что императрица изволила пошутить. Желание императрицы восприняла всерьез только семья Моториных. Они натерпелись неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь Царь-колокол гордо возвышается над брусчаткой Однако, несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса так никогда и не услышала.

Великий Кремль: Царь-пушка

Такие памятники России, как Царь-пушка, расположенная на Ивановской площади, привлекают туристов в район Кремля в любой сезон года.

Царь-пушка была установлена в честь русской артиллерии. Ее масса очень внушительна - почти 40 тонн. Изначально она была создана для охраны Кремля, но затем было решено, что ее военная мощь позволяет ей свирепо разрушать стены, а не храбро защищать их от врага. Как и многие военные памятники культуры России, могучая Царь-пушка так и не приняла участия в военных действиях, но все равно вызывает у туристов и местных жителей благоговейный трепет. По этому поводу придумали красивую легенду, в которой рассказывалось, что один выстрел Царь-пушка все-таки сделала, однако не при боевых действиях. Говорят, что Царь-пушка стреляла прахом Лжедмитрия, но задекларированных доказательств этому предположению нет. В каком-то смысле этот памятник превратился даже в имя нарицательное, так как о нем слышали даже жители самой отдаленной глубинки.

Храм Покрова Божией Матери

Некоторые памятники культуры России могут похвастаться целыми сборниками легенд, сочиненных в их честь. К примеру, множество историй люди сочинили о Храме Покрова Божией Матери.

Все эти легенды передавались из уст в уста, поэтому постоянно приукрашивались, и сейчас уже невозможно понять, что из этого правда, а что - приукрашенная выдумка. Раньше на месте Храма возвышалась церковь Троицы Живоначальной. Со временем вокруг нее выстраивались другие небольшие храмы в честь побед русского народа. В итоге, когда маленьких храмов накопилось около десяти, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному возвести на их месте один большой храм. Святилище несколько раз подвергалось зверским попыткам уничтожения, но все они оказались тщетными. Там запрещали службы, чтобы через какое-то время снова их разрешить. Храм Покрова Божией Матери расположен в Москве и обязателен к посещению тем, кто хочет узнать, какие есть памятники в России и на что действительно стоило бы взглянуть.

Петропавловская крепость и страницы истории Питера

Санкт-Петербург славится своей культурностью, о ней в сети даже ходят многочисленные анекдоты.

Приезжие ожидают от питерцев изысканности, вежливости и крайней дружелюбности и очень возмущаются, когда их ожидания не оправдываются. В Питере есть много красивых памятников русской культуры. Одним из самых ярких является Петропавловская крепость. Туристам, мечтающим увидеть лучшие памятники архитектуры России, следует обязательно посетить ее. Она расположена в самом центре города и является одним из основных символов истории русской земли. С Петропавловской крепости началось построение города в 1703 году, поэтому стены ее были свидетелями всех исторических событий, произошедших на территории града Петра. В центре крепости можно увидеть прекрасный Петропавловский собор, который укрывает тайны истории Дома Романовых. Возле собора расположено Комендантское кладбище, где захоронены многие коменданты Петропавловской крепости.

«Тысячелетие России»

Памятники и скульптуры России поражают не только своим разнообразием и исторической подоплекой, но и исключительной красотой исполнения.

Монумент «Тысячелетие России», расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь исполнения тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Памятник был воздвигнут в 1862 году, ориентировочно в сентябре. Не грех сказать, что этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что памятник «Тысячелетие России» отражает в себе дух их великой страны. Сам монумент выполнен в виде шара-державы, который установлен на особом постаменте в виде благовеста или колокола. Каждая часть этого тематического памятника символизирует отдельные периоды истории России, а весь монумент излучает гордость за страну и символизирует ее величие.

Усадьба Поливаново: имение знаменитых родов

По-настоящему великие памятники России уже очень давно появились на территории этого государства.

Например, усадьба Поливаново стоит на русской земле еще с 1779 года. По соседству с имением расположена Церковь Благовещенья, которая и была свидетелем всего процесса построения усадьбы. Церковь была построена за два года, а усадьбу начали возводить уже после завершения ее постройки. Имение находится в одноименном селе, которое получило свое название благодаря славному дворянскому роду Поливановых. За все время своего существования усадьба много раз меняла хозяев. В ее стенах жили Дохтуровы, Салтыковы, Апраксины, Разумовские, Давыдовы и Гудовичи. Благодаря тому, что такие знаменитые семьи проживали в стенах имения, поток туристов здесь не иссякает, набирая особенную интенсивность в теплое время года. Имение Поливаново не только само по себе красиво, но еще и расположено в крайне живописной местности на берегу Пахры.

Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в Москве

Помимо памятников, прославляющих великую мощь России, здесь есть и множество культурных монументов, чествующих шедевры мирового культурного наследия. Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону появился в столице России совсем недавно, в 2007 году.

Так получилось, что он был установлен как раз тогда, когда первая книга Артура Конан Дойля о приключениях знаменитого сыщика праздновала свой 120-летний юбилей. Недалеко от памятника расположено здание посольства Великобритании, так что туристы могут при желании ощутить культурную аутентичность монумента. Несмотря на это, от внимательного взгляда туриста не ускользнет то, что в чертах лиц изображенных на монументе персонажей угадываются и Виталий Соломин. Говорят, что все проблемы в одночасье исчезнут, если сесть между двумя персонажами и положить руку на записную книжку доктора Ватсона. Даже несмотря на то, что это поверье не оправдалось, попробовать так просто решить свои проблемы все-таки стоит.

Великие памятники великого правителя

В честь российского правителя были возведены монументы не только в России, но и во многих городах Европы.

Самые известные в России расположены в Петербурге. Чаще всего туристы посещают монумент с ярким названием "Медный всадник", который знаком даже тем, кто никогда не был в городе на Неве. Он возвышается над Сенатской площадью с 1782 года. Конечно же, с "Медным Всадником" связано множество легенд, в частности, о петербургском "мистическом тексте". Из-за его двойственности и кажущегося сюрреализма воображение русского народа создало самые невероятные истории. Свое название памятник получил благодаря великому писателю Александру Сергеевичу Пушкину в соответствии с его одноименным произведением. Можно много и долго читать о памятниках России, но лучше всего посмотреть на них собственными глазами. Слова на бумаге не смогут передать всю мощь и величие, которые они излучают.




Top