Переяслав хмельницкий где находится музей военной техники. Музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницком

Переяслав (с 1943 года - г. Переяслав-Хмельницкий) имеет давнюю и богатую на выдающиеся события историю. По данным русских летописей он был третьим крупным городом древнерусского государства - после Киева и Чернигова. Переяславское княжество играло роль южного форпоста на пути набегов степных кочевников на Киев. На Переяславской земли оставили следы и народные восстания, возглавляемые С. Наливайко, Г. Лободой, Т. Трясилом, П. Павлюком, Я. Остряницей, К. Скиданом и Д. Гуней, и национально-освободительная война под предводительством Б. Хмельницкого. Немало героических страниц истории края связано с событиями Второй мировой войны 1941-1945 гг. Здесь родились или жили и творили известные деятели национальной и мировой культуры (Г. Сковорода, Шолом-Алейхем, В.Заболотный и др.) Именно в Переяславе Т. Шевченко в декабре 1845 написал один из самых известных своих стихотворений - "Заповит".

Заповедник существует на базе комплекса достопримечательностей истории и культуры, различных музейных коллекций, имеющих большое историческое и художественное значення.До состав заповедника входят более 400 объектов и памятников культурного наследия.

Археологические исследования начали проводится на Переяславщине еще с начала XIX в. и продолжаются до сих пор. Начиная с 1945 года. Здесь работали известные ученые: Б. А. Рыбаков, М.К.Каргер, М. Ю. Брайчевский, П. А. Раппопорт, А. М. Кирпичников, Ю. С. Асеев, Г. А. Юра и др. Древнейшей археологическим памятником в заповеднике есть жилье из костей мамонта, перевезеное монолитом с палеолитической стоянки в с. Добраничевка Яготинского района Киевской области (около 13 тыс. л. н.). Археологами заповедника исследуется территория Переяславского Левобережья и смежных районов Киевщины. Найденные памятники трипольской культуры, эпохи бронзы, скифского времени, зарубинецкой, черняховской культур. Обследованы и закартографованы около 600 курганов, более 60 км "Змиевых" валов.

В составе заповедника действуют 24 тематических музея разных профилей, большинство из которых размещается в памятниках архитектуры (церкви, бывшие мещанские и помещичьи дома, крестьянские дома и др.).

Основной фонд заповедника насчитывает более 180 тыс. Единиц хранения. Самыми значительными памятниками уникальной археологической коллекции (около 90 тыс. ед.) Являются: каменные монументальные скульптуры и погребальные ящики II-I тыс. жо н. э. (69 ед.); Кстати скифского времени V вв. до н. э. - котел, шлем; комплект стеклянных "шашек" III ст. н. э., бронзовые хорос-люстра XI в. и подсвечник западноевропейской работы XI-XII вв., Водолей в виде льва XIII в. В этнографической коллекции (более 30 тыс. ед.) Входят разнообразные предметы быта, орудия труда, мебель, музыкальные инструменты и тому подобное. Большую научную и художественную ценность имеют коллекции одежды (10 тыс. Ед.), Полотенец (4 тыс. Ед.), Старопечатных XVII-XIX ст. (около 5 тыс. ед.), икон (1200 ед.), художественного стекла XVII-XVIII вв. Поражает коллекция ветряков (15 ед.) И народного сухопутного транспорта - сани, телеги, экипажи, тачанка, линейка, фаэтон (более 60 ед.). В коллекции декоративно-прикладного искусства представлены керамические изделия, резьба, балки, оклады икон и Евангелий. Среди произведений народного искусства - работы известных мастеров Г. Шостак, М. Примаченко и др.

Ощущение миллионов посетителей, которые ознакомились с этим уникальным комплексом памятников истории и культуры переяславской земли, очень точно и образно переданы в одной из записей в книге отзывов: "Именно здесь в Переяславе, побывав в музеях, прикоснувшись к истории родного края, чувствуешь себя Украинцем... ".

Официальный сайт заповедника http://niez-pereyaslav.com.ua

План-схема заповедника

1. Водяная мельница (нач. XIX в.)
2. Усадьба бедняка (II пол. XIX в.)
3. Ветряки.
4. Кузница.
5. Усадьба ткача.
6. Двор столяра.
7. Двор гребенщика.
8. Шишкосушарни.
9. Двор бондаря.
10. Музей истории лесного хозяйства Среднего Приднепровья.
11. Туалет.
12. Корчма.
13. Усадьба зажиточного крестьянина-землевласннка (нач. XX в.)
14. Водяная мельница (иоч. XX.)
15. Музей украинского рушника.
16. Туалет.
17. Усадьба зажиточного крестьянина-промышленника (60-70-е гг. XIX в.)
18. Полесская хата (II пол. XIX в.)
19. Шинок (90-е гг. XIX в.)
20. Двор дубильщика.
21. Сельская управа (конец XIX в.)
22. Базарная площадь.
23. Охотничий дом князя А. Горчакова (иоч. XX в.)
24. Андрушевская церковь Святого Георгия (1768)
25. Двор середняка (II пол. XX в.)
26. Магазины.
27. Амбар (кон. XIX в.)
28. Двор гончара (кон. XIX в.)
29. Гончарная печь.
30. Дом знахарки (реконструкция).
31. Музей истории пчеловодства Среднего Приднепровья.
32. Двор олейника.
33. Дом безземельника (кон. XIX в.)
34. Дом вдовы (II пол. XIX в.)
35. Музей М.М. Бенардоса.
36. Ротонда.
37. Музей истории Украинской православной церкви.
38. Двор священника (кон. XIX в.)
39. Церковно-приходская школа (нач. XX в.)
40. Выставочный зал.

На следующий день пребывания в Переяслав-Хмельницком мы отправились в этнографический музей архитектуры и быта Среднего Приднепровья , проще говоря в музей под открытым небом, которым славится город на всю Украину. Здесь незаметно пролетает день, ведь этот музей — прекрасный парк с рощами, озерами и лугами, в который гармонично вписываются старинные церкви, мельницы, музеи, сельские домики с огородами и цветниками.

Самостоятельно с Переяслава добраться до музея можно только на такси, поездка из центра города занимает минут 10 — и вот мы на месте.

Экспозиции в музее расположены в хронологическом порядке. Сначала перед нами предстали памятники трипольской культуры — каменные бабы и Половецкое святилище конца XII — нач. XIII веков. Дальше начинались землянки, срубы, избы, жилищно-хозяйственные постройки, мельницы, церкви и колокольни… Часть экспонатов — реконструированы, но многие — "в подлиннике".

Центральное место в музее занимали дома, в которых жили и работали разного ремесла люди — крестьянин, гончар, бондарь, священник, хлебороб, пчеловод, шинкарь и другие. Почти всегда экспонат — это целый двор, т.е. дом/хата, наполненная утварью, предметами обстановки и специальным ремесленным оборудованием, надворные постройки, тын, сад/огород и прочее. Интересная особенность: к каждому двору “прикреплен” работник, который не только следит за “экспонатами”, но и поддерживает в нормальном состоянии сад/огород. Из-за этого весь парк-музей не выглядит заброшенным или безжизненным — наоборот, кажется, что в этих домиках и поныне течет собственная жизнь.

На территории расположены 13 музеев, некоторые были закрыты (выходной вторник и четверг), до некоторых мы просто не дошли. А попали в музей истории православной церкви, рушника, хлеба, пчеловодства, сухопутного (а скорее — гужевого) транспорта. Особенно впечатлил музей рушника — такого разнообразия и количества этого символа украинского народа, пожалуй, редко где увидишь. В часть из этих музеев вход — за дополнительную (маленькую) плату.

Очень понравилась, как вела экскурсию для группы школьников женщина-экскурсовод: кратко, но интересно (дети слушали!) и связанно (следующий рассказ вытекал из предыдущего). Но мы экскурсию не брали - это дало нам больше свободы, да и практически все экспонаты снабжены табличками, на которых не только его название, но и краткое описание. Вообще же услуги гида стоят в музее 60 грн.

Еще одна организационная особенность: на территории музея практически негде перекусить, есть одна лавка, в которой можно купить напитки, печенье, батончики. Так что еду лучше взять с собой.

Изюминка города Переяслав-Хмельницкий - музей под открытым небом. Но это далеко не все, чем может похвастаться древнейшее поселение. Здесь происходили важные события в истории Украины, здесь жили и творили гениальные поэты, художники, писатели, философы, военачальники. В этом городе оставили свои следы многие народы и культуры. Итак, сегодня мы отправляемся в удивительный уголок на нашей Матери-Земле.

Немного истории

Переяслав-Хмельницкий на карте появился давно: это один из первых градов Древней Руси, важный ее центр. Если верить археологам (а подвергать их исследования сомнениям нет смысла), то первые застройки здесь воздвигли в конце десятого столетия. Это были простые конструкции - так называемый детинец, сложенный из (традиционный строительный материал того времени). Хотя некоторые историки предполагают, что Переяслав-Хмельницкий на карте древнерусского государства появился ранее. Основывается их мнение на том, что град Переяславль либо Переяславль Русь упоминается в договоре Вещего Олега с византийским императором от 907 года. Но большинство ученых считают, что упоминание является более поздней вставкой в летописи, а само поселение возникло намного позднее.

Преданья старины глубокой

Задолго до того, как приобрел Переяслав-Хмельницкий город был посещаемым местом. Как произошло его название, рассказывает красивая легенда. Древнерусское государство всегда вело войны с беспокойными соседями-кочевниками. В 992 году на территории современного города княжеская дружина встретилась с печенегами. Чтобы не лить зря кровь, решили устроить поединок между двумя сильнейшими воинами. От кочевников вышел знаменитый богатырь-исполин, а от русских - кожемяка по имени Ян Усмошвец. В этом поединке победил древнерусский герой, посему он «переял славу», то есть перенял ее у печенега. На месте сражения князь велел построить крепость, предназначенную для защиты южных границ Руси от нападений.

Развитие города

Переяслав-Хмельницкий (Киевская область), а тогда еще просто Переяславль, мог быть резиденцией русских митрополитов. По крайней мере до тех пор, пока в Киеве не возвели Софийский собор. Позже град стал столицей одноименного княжества и играл значительную роль в обороне государства от печенегов и половцев. Древнее поселение было разрушено войсками монголов под командованием хана Бату.

Словно птица Феникс возродился город. Снова в истории он упоминается в 1654 году: тогда Богдан Хмельницкий созвал Переяславскую раду - большой совет казаков, на котором было принято решение обратиться за помощью к Московскому царству и присягнуть ему на верность. В память об этом событии к названию города добавили приставку, и поселение начало именоваться Переяславом-Хмельницким (1943 год).

Город-музей

Не так давно был объявлен городом-музеем. Это потому, что на его территории имеется 27 таких учреждений. Более того, большинство из них уникальны в своем роде и обладают бесценными экспозициями. Например, есть в городе мемориальные музеи Григория Сковороды, Шолом-Алейхема, Тараса Шевченко, В. И. Заболотного, М. М. Бенардоса. А еще - хлеба, пчеловодства, традиционной одежды региона, декоративно-прикладного искусства, кобзарского искусства, украинской православной церкви, вышитого рушника, народных обрядов и традиций, казацкой славы, почты, освоения космоса, архитектуры княжеских времен, археологии, лекарственных растений, сухопутного транспорта... Всех и не перечислишь. Наиболее известное заведение, которым по праву гордится Переяслав-Хмельницкий, - музей под открытым небом (официальное название - народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины). О нем мы расскажем в следующем разделе.

Чем еще может похвастаться Переяслав-Хмельницкий? Достопримечательности его - это остатки 10-11 столетия, Вознесенский монастырь и неповторимая церковь св. Михаила (все 16 век). Здания находятся в прекрасной форме.

Переяслав-Хмельницкий: музей под открытым небом

Этнографический музей народной архитектуры и быта, как известно, располагается вне зданий, то есть на открытом воздухе под небесным куполом. Для его посещения оптимально выделить целый день, желательно выходной. Найти его можно на окраине города на территории в тридцать гектаров. Может создаться впечатление Комплекс музея напоминает типичное украинское село этого региона, но в разных эпохах. Тут можно увидеть, как жили люди в восемнадцатом, девятнадцатом и двадцатом веке, во времена Киевской Руси, а также в эпоху палеолита и в период до возникновения древнерусского государства и его христианизации.

Коллекция музея поражает размахом: свыше тридцати тысяч экспонатов, более сотни памятников народной архитектуры, древнейшие каменные скульптуры, антропоморфные стелы, «каменные бабы» кочевых племен, кумиры. До мельчайших деталей воссозданы жилища людей, святилища, ремесленные мастерские, хозяйственные постройки, храмы, мельницы, шинок, казацкая застава.

Интересно, что на территории этого музея размещаются еще тринадцать тематических учреждений, которые являются органичным продолжением первого.

Как доехать

Переяслав-Хмельницкий, достопримечательности которого мы описали в данной статье, - город очень гостеприимный. Местные жители всегда с радостью расскажут, как добраться до самого интересного места здесь - музея. А для тех, кто любит путешествовать, все зная наперед, мы опишем маршрут.

Итак, каждые пятнадцать минут от станции метро "Черниговская" в Киеве отправляется маршрутка, которая довезет туристов в пункт назначения за полтора часа. Стоимость проезда вполне доступная даже для бережливых путешественников. Учтите, что на территорию музея автобус не заезжает, выходить нужно на автовокзале. Далее добираться можно на такси, пешком либо выйти из маршрутки возле памятника Ленину и немного прогуляться.

Приятного вам времяпрепровождения!

В этом городе — самое большое число музеев из малых городов Украины. Их здесь — 27, почти по музею на тысячу человек! Мы выбрали для вас лучшие из лучших. А лучший в Украине музей под открытым небом находится именно здесь! Одна из трех древнейших княжеских столиц Руси, город, с которым связано первое упоминание слова «Украина» и знаменитая Переяславская рада 1654 года. Самый музейный город страны ждет вас.

Военная диорама, музей пчеловодства, музей рушников, а рядом — музей освоения космоса! Всего 112 км от Киева — и вы попадаете в сердце княжеской и казацкой Украины. Шолом-Алейхем, Г. Сковорода, святой князь Глеб, Т. Шевченко и практически все гетманы — только этого перечня достаточно, чтобы понять значимость Переяслава в украинской культуре и истории. Переяслав сохраняет в своих музеях сокровища под стать столичным, собранные здесь коллекции являются в сумме одним из самых полных и представительных собраний украинского искусства . 11 церковных сооружений, 16 мельниц, собрание давней каменной скульптуры и похоронных саркофагов эпохи меди и бронзы (69 ед.), материалы поселений трипольской культуры, скифского времени, Черняховской культуры, икон ХVIII-ХХ вв. (1400 ед.), собрания старопечатных изданий, коллекция кaзацкого периода.

Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья — прекрасный парк с рощами, озерами и лугами, в который гармонично вписываются старинные церкви, мельницы, музеи, сельские домики с огородами и цветниками . Здесь удалось сохранить настоящий дух украинского села. А большинство домиков, церквей и мельниц собраны и перевезены из сел, затопленных при создании каскада днепровских водохранилищ. День, проведенный здесь, пролетит незаметно, и оставит заряд позитива ни на одну неделю.

Время

Описание маршрута и объектов посещения

Выезд автобусом из Киева.

Прибытие в Переяслав-Хмельницкий.

Обзорная экскурсия по городу: музей Архитектуры и быта Среднего Приднепровья под открытым небом, музей украинской одежды, исторический музей с посещением диорамы «Битва за Днепр». Обзорная экскурсия предусматривает осмотр площади, где проходила Переяславская Рада, также осмотр Михайловской церкви (1646-1666гг.), Свято-Троицкой церкви, Вознесенского собора (1695г.), на территории которого находится колокольня (1776г.) и коллегиум (1938г.) Успенского собора.

Посещение Музей народной архитектуры и быта под открытым небом . Экскурсия по территории.
Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья — прекрасный парк с рощами, озерами и лугами, в который гармонично вписываются старинные церкви, мельницы, музеи, сельские домики с огородами и цветниками . Здесь удалось сохранить настоящий дух украинского села.

А большинство домиков, церквей и мельниц собраны и перевезены из сел, затопленных при создании каскада днепровских водохранилищ. День, проведенный здесь, пролетит незаметно, и оставит заряд позитива ни на одну неделю.

Можно знакомиться с музеями «Музей украинского рушника».

Экспозиция размещена в памятнике архитектуры национального значения - Трехсвятительской церкви 1651 г. В музее представлено большая коллекция всех типов рушников выполненных разной техникой (тканые, вышитые декоративной гладью (киевской и полтавской), крестиком, вырезанием, мережкой т.д.).и собранных в разных регионах Украины.

Музея «Космос».

Музей был создан в 1979 по инициативе доктора технических наук С. Малашенко и работников заповедника при поддержке АН СССР, НАН Украины и Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина. В экспозиции широко представлена ​​история отечественного освоения космоса. Здесь экспонируются макеты первого искусственного спутника Земли, автоматического аппарата "Луноход-1", орбитального отсека космического корабля "Союз", ракетного двигателя РД-219, стартовой площадки космодрома "Байконур", спутники, предназначенные для изучения космического пространства, несколько типов скафандров, кресло -ложемент, личные вещи космонавтов Г. Берегового и А. Леонова, тренировочные парашюты Ю. Гагарина, Г. Титова, П. Поповича и Г. Шонина, костюм жидкостного охлаждения космонавта П. Поповича. Отдельную группу экспонатов составляет оборудование, использовалось для подготовки и сопровождения полетов, поддержания связи с космонавтами, проведения исследований и экспериментов в космосе. Особый интерес вызывает раздел музея, посвященный пищевым продуктам космонавтов, где можно увидеть сосиски, мясные консервы, борщи, кофе, хлеб разных сортов и тому подобное.

музея «Обрядов»

В структуре музея особое внимание обращается на календарный цикл праздников, ведь испокон веков жизни украинского крестьянина регламентировалось народному календарю, то был расписание его жизни

Особого внимания заслуживает одна из главных действ семейной обрядности - свадьба, богатство и разнообразие которого широко представлено в экспозиции. Знакомство молодежи происходило на вечеринках - оптовых собраниях молодежных общин, где зарождалось первое робкое чувство, что, как правило, завершалось брака. Экспозиция освещает разнообразие девичьих гаданий, музыкальные инструменты, фрагменты вышивок. Привлекает внимание разнообразна коллекция свадебного печенья - знака будущего счастливой семейной жизни. Завершающим этапом свадебного цикла было разделение каравая, который раздавали на специальных тарелках. В экспозиции представлена ​​коллекция деревянных рисованных тарелок II пол. XIX в.

Экспонируются и атрибуты других обрядов семейной обычаев: родильной, захоронения. Из общественных обрядов акцентируется внимание на строительстве жилья.

музея «Народного сухопутного транспорта»

В павильоне площадью 440 кв. м. расположено уникальную коллекцию оригинальных сухопутных транспортных средств, представляющих развитие транспорта этнографической зоны Среднего Приднепровья ХIХ - ХХ вв. ст.

Музейное собрание формировалось в течение почти 40 лет. В поисках экспонатов были обследованы Киевская, Черкасская, Полтавская, Житомирская, Сумская, Запорожская, Черниговская и другие области Украины.

Транспортные средства систематизированы по видовым и конструктивными отличиями, функциональному назначению и тягловой силой. Экспонируется полозов и колесный транспорт, который в свою очередь делится на хозяйственный, промышленный (конный и говяжий), выездной (праздничный) и пассажирский.

Основу музейной коллекции составляют оригинальные колесные и полозни транспортные средства этого периода: шарабан, фаэтон, линейка, тачанки, пожарная помпа, бестарку, Биндюг, беду, сани-козырьки, сани-розвальни, хозяйственные сани, ручные санки и др.

Стоимость: «Музей украинского рушника», «Космос», «Обрядов», «Народного сухопутного транспорта» - по 3,00/ чел,

Обед (комплексный обед в ресторане на берегу от 60,00 грн на чел). Свободное время

Ориентировочное прибытие в Киев.

В стоимость входит:

  • проезд комфортабельным транспортом, кондиционер, микрофон
  • услуги лицензированного экскурсовода по программе,
  • сопровождение гидом по всему маршруту.

Дополнительно оплачивается:

  • личные расходы
  • входные билеты в Музей народной архитектуры и быта под открытым небом (15,00 грн/взр, 10,00 грн/дети).
  • входные билеты «Музей украинского рушника», «Космос», «Обрядов», «Народного сухопутного транспорта» - по 3,00/ чел .



Музей народной архитектуры и быта, церковь козацкая Музей народной архитектуры и быта, кресты козацкие Музей народной архитектуры и быта, хаты

Руководитель Музея народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья — филиала Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав» Николай ШКИРА:

«КАЖДЫЙ ДОМ В МУЗЕЕ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ, СОБСТВЕННУЮ СУДЬБУ И, КОНЕЧНО, СВОИХ РОДСТВЕННИКОВ»

Когда вам придется въезжать в Переяслав-Хмельницкий со стороны Киева, то на обочине перед самым предместьем — там, где обычно устанавливается указатель населенеого пункта, вас встретит еще и следующее сообщение: «Город-заповедник». Здесь же — дата его первого летописного упоминания: 907 год. Это означает, что вы въезжаете в один из трех старейших городов и одну из трех древнейших княжеских столиц Древней Руси.

Не удивительно, что сегодня Переяслав-Хмельницкий — еще и один из богатейших музейных городов Украины. Их здесь, в не таком уж и большом районном центре, — аж 24. И, конечно же, вам, когда уже добрались Переяслава, непременно захочется побывать в лучшем из из этого музейного оазиса. Тем более, что он — еще и первый в Украине музей под открытым небом. Его полное название: Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья.





В экспозиции музея под открытым небом

Возможно, зайти в него лучше не с центрального входа, а со стороны самого города: от центральной площади идите по летописной улочке до берега реки Трубеж, дальше через мостик на обширный луг, а там по тропинке вдоль берега пруда, через деревянную кладку в камышах, среди кустов и верб и еще метров сто по грунтовке — и вы уже перед тыльными воротами. А чтобы не заблудиться с непривычки, то лучше дождаться, когда солнце немного поднимется над Переяславом — тогда этим же путем потянется бесконечной вереницей местный люд на «Татарскую гору», где как раз и раскинулся музей. Потянутся по одиночке и семьями, с заезжими гостями и с детьми в колясках...

Музей — это весомая часть всего здешнего города-заповедника, говоря строго по-протокольному — филиал Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав». С руководителем этого филиала-музея Николаем ШКИРОЙ и его женой Людмилой ШКИРОЙ , старшим научным сотрудником музея, мы сидим в одном из... экспонатов — в дряхлой, под соломой, украинской избе, перевезенной из села, которого уже давно нет на карте Украины. Оба наперебой рассказывают о «своем» музее: «Мы им гордимся...». Об истории его основания, ибо: «Не зная истории создания самого музея, нельзя толком понять того, что он вобрал в себя...»

Так что обо всем по порядку.

Людмила: — Переяславу очень повезло, потому что у него есть Сикорский Михаил Иванович — ныне почетный генеральный директор заповедника «Переяслав», Герой Украины. Осенью ему исполнится уже 88 лет. А в 1951 году, после окончания исторического факультета Киевского университета, он приехал в наш город создавать исторический музей и поселился в самом музее — в помещении, построенном 1820 другом Тараса Шевченко — Андреем Козачковским.

Собственно, этот музей уже, вроде, и был: там хранилось 32 экспоната — остатки от того, что осталось после довоенного еще пожара. А сам исторический музей, кстати, создавался к 1000-летию Переяслава. Теперь же перед молодым историком встала задача: возродить полноценную жизнь заведения ко дню празднования в 1954 году 300-летия воссоединения Украины с Россией. Мы же помним из истории: именно здесь, в Переяславе, Богдан Хмельницкий подписывал мартовские соглашения... И вот после того, как открыли старый-новый исторический музей, у Михаила Ивановича музеи стали рождаться быстрее, чем дети. Так случилось в его жизни, что он никогда не был женат, 17 лет жил в музее и, собственно, музеи стали его детьми.

Поэтому в Переяславе теперь есть музей, скажем, Григория Сковороды. Там большая коллекция манускриптов — около 10 тысяч... Имеем музей-диораму «Битва за Днепр...», художественное полотно создавали московские художники из известной студии Грекова. Имеем также мемориальный музей Владимира Заболотного — архитектора, автора многих известных проектов, например, здания Верховной Рады в Киеве. Еще — музей трипольской культуры и казацкой славы, нашего земляка — классика еврейской литературы Шолом-Алейхема... И, конечно же, гордость Переяслава — Музей завещания Тараса Шевченко. Потому что именно здесь, у нас, Шевченко написал 10 лучших своих произведений. А теперь «поселился» Кобзарь именно в том доме своего приятеля, о котором я уже упоминала и в котором некоторое время жил Сикорский...

Николай: — В целом же в Переяславе хранится огромная коллекция экспонатов — около 168 тысяч основного фонда. Наш же Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья выделяется среди всех других тем, что здесь все представлено в оригинале. На почти 25-гектарной площади экспонируется более 300 объектов, 122 из них — памятники народной архитектуры ХVII - начала ХХ веков, 20 дворов с домами и хозяйственными постройками, более 30 тысяч произведений народного искусства, орудий труда, быта и культуры украинцев.

Корреспондент: — Откуда и как свозились эти экспонаты?

Николай: — Музей под открытым небом — детище Сикорского, в Украине — первый в своем роде. Михаил Иванович воплотил в жизнь первоначальную идею своего друга Ефрема Федотовича Ищенко, местного гидромелиоратора. Это было в 1963 году, когда оба приятеля прониклись бедой, нависшей на то время над окружающими надднепрянскими селами.

Корреспондент: — Какая беда? Музей родился из беды?


Каждый дом имеет свою историю, собственную судьбу

Николай: — Конечно. Дело в том, что в ту пору 9 сел и 19 хуторов Переяславщины должны были затопить водами Каневского водохранилища. О затоплении знали давно. То были еще довоенные государственные планы. А после войны стали переходить от слов к делу: надо уже было строить Киевское, Каневское, Каховское водохранилища... И вот именно казацкие села, сохраняющие всю казацкую культуру, народные традиции Украины, — все они были затоплены. Чтобы сохранить память об этих селах, об их древних традициях и обрядах, Сикорськмий решает создавать музей.

Другими словами, основная масса экспонатов музея завезена из сел, попавших в зону строительства водохранилища.

Людмила: — Я исследовала архивы. Просто поражалась мудрости, уму Михаила Ивановича... Эта земля, где мы сейчас находимся, — пятый участок, на который согласился в свое время Сикорский, тщательно и придирчиво выбирая место для будущего музея. До него горсовет предлагал участки где-то за городом или у Днепра...

Корреспондент: — Чем же пришелся по вкусу именно этот участок?

Николай: — На то есть несколько причин. Во-первых, здешняя местность издревле зовется в народе «Татарской горой». Это южный рубеж города. Именно отсюда в древности на Переяслав нападали татары. Именно через Татарскую гору пролегала древняя дорога к Въюнищу, Козинцам, Комаровке — многим из тех старых деревень, которые теперь скрыты водами Днепра.

Людмила: — А еще здесь удачно сочетается зона лесостепи и степи, живописный рельеф... Сначала было «нарезано» всего 5 гектаров. Люди с огромным энтузиазмом принялись высаживать парк и создавать экспозицию музея...

Николай: — Но даже не имея еще этой земли, Михаил Иванович начал свозить экспонаты и складывать их у Михайловской церкви, в центре Переяслава. Кстати, именно благодаря этому и сохранился древний храм. А построил его приятель Богдана Хмельницкого — Федор Лобода.

Людмила: — Когда принялись обустраивать музей на этой горе, то дедушка Ефрем Ищенко, хотя и знал наизусть все произведения Тараса Шевченко, а каждый раз вынимал «захалявную» книжечку Кобзаря — и вот так, по его произведениям, строился музей под открытым небом.

Корреспондент: — То есть как — «по произведениям»?

Людмила: — Садились именно те деревья, которые часто упоминаются в произведениях Шевченко. Дома, внутренняя отделка помещений также воспроизводились по Тарасовым описаниям...

Николай: — Кстати, вынашиваем мысль о том, чтобы создать поименный список людей и организаций Переяслава, которые на протяжении многих лет с большим сердцем создавали этот музей. Чтобы все видели, чтобы знали... Был среди энтузиастов большой агроном Яков Гордеевич Безносов. Он сажал здешний парк — множество кустарников, роз, деревьев... Мудрый, толерантный человек. Любил повторять: «Меня можно обмануть, а дерево — не обманете, поэтому поливайте дерево». Работники все еще нередко вспоминают эту его присказку.

Людмила: — А Федор Федорович Дарда! Его золотыми руками создана или реконструирована не одна достопримечательность архитектуры.

Николай: — Да, уже совсем старенький дедушка, нам как отец. Мы все еще ездим к нему за советом. Вот, скажем, принялись перекрывать ветряки, спрашиваем: Федор Федорович, каким деревом лучше? Говорит: осиной, она не пропускает влаги и долго хранится. Теперь вот ломаем голову: где же эту осину взять, чтобы хорошенько перекрыть 15 ветряков и 2 водяных мельницы? Потому что чинить их кое-как не годится...

Людмила: — А еще Сикорский с Ищенко планировали так, чтобы у каждого дома сидел народный мастер и демонстрировал свое ремесло...

Корреспондент: — Вот мы с вами в доме которого мастера сидим сейчас?

Людмила: — Чинбаря — это такие мастера, занимающиеся выделкой шкур, — кожевники. А есть еще у нас хата гончара, плотника, олейника, ткача, бондаря... Или, скажем, изба гребневика — есть такие мастера, которые из рогов крупного рогатого скота гребешки изготавливали, и каждый из жителей нашего края имел гребешки местного производства... Есть дома и вдовы, и священника. Есть дома бедняка и крестьянина среднего достатка. И еще два подворья зажиточных семей — крестьянина-промышленника и крестьянина-землевладельца. В целом — 23 усадьбы, перевезенные из близлежащих сел и заново здесь собранные.

Корреспондент: — Интересно, наведываются к этим жилищам их прежние хозяева?

Николай: — Каждый дом в музее имеет свою историю, свою судьбу. И, конечно же, своих родственников. К тому же, в экспозиции много экспонатов из затопленных деревень. Поэтому не на пустом месте нашлась и такая идея — основать День встречи жителей затопленных водами Днепра сел. Проводим его уже второй год подряд.

Людмила: — На территории музея стоит церковь святого Георгия. Она построена в 1768 году в селе Андруши. Кстати, в 1845 году в этом селе побывал Тарас Шевченко, написал там пейзажи «Ивы в Андрушах» и «Андруши». Впоследствии Тарас Григорьевич вспоминал: «Мне теперь кажется, что и рая лучшего на том свете не будет, как те Андруши». По иронии судьбы именно в том же, 1845 году село накрыло большое наводнение. Это засвидетельствовала и мемориальная доска: «В царствование императора Николая и во время управления государственными крестьянами министра графа Киселева и при управлении сею частью Полтавской губернии полковника Арандаренко заложено село Андруши, мая 30 дня после разрущения его наводнением реки Днепра в 1845 году».

Поэтому уже в наши дни, когда Андруши ушли под воды Каневского водохранилища, сами его жители помогали перевозить к нам храм святого Георгия. Доставили с ним и мемориальную доску. Мы взяли за основу отчеканенную на ней дату — 30 мая — и условно считаем ее днем рождения или, может, днем воскресения всех затопленных в водохранилище сел Переяславщины.

Собрали тех, чья малая родина осталась под водой. В глазах людей — большая тоска. Так как не имеют, фактически, ничего от деда-прадеда. Вот разве что какой-нибудь сундук, полотенце, рубашку или кто и целую хату в музее оставил... Мы, вот, с Николаем тоже поедем, бывало, к Днепру — туда, где некогда жил в Цыблях его прадед и имел там 80 гектаров земли. То Николай покажет на водную гладь и пошутит иногда: там, мол, моя земля...

Николай: — Когда проводили праздник на Базарной площади музея, то выступал хор «Днепровская волна» из села Цыбли. 40 человек стоят на сцене, поют и плачут... Только то, что сохранил Сикорский, — вот то и осталось им от родины...

Людмила: — Есть у нас, например, дом Федота Хвостика. Жил когда-то мужчина в одном из близлежащих сел, имел собственную пасеку — аж 1000 ульев. В годы Великой Отечественной войны на собственные деньги купил для фронта танк. Таким богатым был. А еще Хвостик имел трех сыновей и дочь. Дети выросли, разъехались. А старший сын, чтобы не разбирать отцовской хаты, передал ее в наш музей. Она одна из крупнейших у нас — 9х16 метров, дубовая, крепкая, хотя построенная еще в XIX веке. Потомки же живут кто в Киеве, кто в Москве или еще где, но частенько приезжают в отцовский дом, как к себе домой.

Корреспондент: — Неужели и ночуют в доме?

Николай: — Там нынче Музей пчеловодства. В сенях — всякие пчеловодческие принадлежности... Есть и фото дедушки Хвостика...

Корреспондент: — Вы говорите — музей пчеловодства? На территории вашего музея — еще один музей? Музей в музее?

Людмила: — Да и не один — их с десяток. Каждый из них имеет персонального надсмотрщика, или, как мы сами шутим, — директора. Я, скажем, «директор» Музея народного сухопутного транспорта, а Николай, кроме всего прочего, занимается еще и Музеем хлеба.

Корреспондент: — Так познакомьте же с ними хотя бы бегло, прежде чем осмотрим их на месте!


В экспозиции музея народного сухопутного транспорта

Людмила: — Расскажу о «своем» Музее народного сухопутного транспорта. В нем представлена коллекция из более чем 70-и экспонатов. Телеги, сани, кареты, тачанки... Еще в 50-х годах Михаил Иванович приказывал своим гонцам: езжайте, мол, к батьке Махно, в Гуляйполе, и привезите настоящую тачанку. Привезли... Есть фаэтон. В свое время были в наших краях двое мастеров каретного дела. Один из них — Гусаков — жил в самом Переяславе. Он и смастерил тот фаэтон, стоящий теперь в экспозиции, а нашли его аж на Черкащине. Имеем даже олимпийскую колесницу. За ней Сикорский направил на Олимпийские игры своего заместителя — Веру Петровну Мельник, она и доставила колесницу, на которой перевозили настоящий олимпийский огонь... А есть и реконструированые вещи. Например, чумацкая мажа. Переяславщиной, как известно, пролегал из Киева млечный путь. Вот и решили сделать реконструкцию мажи. Даже обереги изготовили...




Музей почтовой станции

Николай: — Если войдете в казацкую церковь, то увидите: там все в рушниках. Это — Музей украинского рушника, в нем собрано около 4000 экспонатов, будем считать, всю историю украинского народа. А есть еще отдельный Музей народных обрядов и обычаев. И музеи украинской православной церкви, пчеловодства, лесного хозяйства, классика еврейской литературы Шолом-Алейхема, изобретателя электросварочного аппарата Николая Николаевича Бенардоса...

Корреспондент: — Подождите-ка, что общего между этнографическим музеем и электросваркой?

Николай: — Здесь все просто: все интересное и поучительное Сикорский «перетягивал», что только мог, в Переяслав. Поэтому и экспонаты, так или иначе связаны с Бенардосом, потекли сюда отовсюду, и мы имеем немало мемориальных вещей. Этот музей открыт в 1982 году, к 100-летию изобретения электросварочного аппарата. Бенардос изобрел его первым, хотя долгое время считалось, что пальма первенства принадлежит американцам. Некоторое время Николай Николаевич (он же, кстати, и изобретатель консервной банки, и электробритвы, о чем также рассказывает экспозиция музея) жил в Переяславе, а похоронен в Фастове. Тамошние музейщики в свое время отказались от предложения Института электросварки имени академика Патона по организации музея, а вот Сикорский ухватился за нее с огромным энтузиазмом.

Людмила: — Несколько похожа и история основания Музея космоса. Может показаться невероятным, но случилось именно так, что он располагается... в церкви. Этому факту также есть логическое объяснение: чтобы уберечь от затопления Вьюнищанський храм, Сикорский пошел на хитрость — принялся обустраивать в нем, якобы временно, Музей космоса. При поддержке Академии наук Украины, Центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина в его экспозиции сейчас собраны уникальные экспонаты, многие из них побывали в космосе. Так «временный» музей живет в храме уже более 30 лет.

Николай: — Действительно, много реликвий истории края, украинской культуры, национальных традиций и обрядов «переселялось» к нам, на Татарскую гору. Когда, например, в самом центре Переяслава стояло старинное помещение конной почтовой станции. А как стали на том месте строить современное торговое заведение, то станция сразу же переехала к нам, воссоздано ее обустройство по образцу XIX века, на этой базе основан Музей почтовой станции.

Людмила: — Зная о способности Сикорского ревностно и бережно хранить национальные реликвии, наш земляк академик Толочко, видимо, не мог никому другому доверить на уход уникальную археологическую находку... На киевском Подоле в 70-х годах строили метро, и на пятиметровой глубине нашли остатки древней ремесленной улицы. Археологам разрешили раскопать только один двор. Поэтому с тех пор он и хранится у нас, реконструирована экспозиция имеет чрезвычайый интерс у посетителей...



На весеннем празднике

Корреспондент: — Похоже, посетителям у вас везде интересно. Всегда так людно в музее, как сегодня?

Николай: — Люди с огромным интерсом относятся к истории своего края. Приходят семьями и поодиночке, экскурсии заказывают школьники, студенты, военные...

На протяжении длительного времени здесь проходят различные массовые праздники. Сегодня же, видите, празднуем «Зеленое воскресенье». Поэтому гостей особенно много. На базарной площади установили праздничный символ — веху. Соберутся коллективы художественной самодеятельности, мастера прославлять землю, природу, солнце. Просить небесные силы о благодатном дожде и щедром урожае.

Людмила: — Такие праздники-фестивали проводим с 1986 года. С тех пор, когда еще государство боролось с церковью, национальными обрядами и древними верованиями людей. Уже тогда музей все же рискнул вернуться к национальным источникам...

Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро»




Top