Почему на патриарших прудах памятник крылову. Им были недовольны российские правители

Баснописец сидит в окружении героев самых известных своих басен: «Квартет», «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Осел и Соловей», «Две собаки», «Волк и Ягненок», «Слон и Моська», «Ворона», «Кукушка и Петух», «Зеркало и Обезьяна», «Свинья под дубом». Всего Крылов написал 201 басню, три из которых нашли уже после его смерти.

Хотели здесь поставить и памятник Булгакову, и в 1999 году даже прошел конкурс проектов. Один из участников тогда предложил воссоздать сцену гибели Берлиоза - поставить фрагмент трамвайных путей, турникет, замостить мостовую булыжником.

А победила работа Александра Рукавишникова. Скульптор предложил установить целый скульптурный ансамбль, состоящий из сидящего на берегу пруда писателя, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, двенадцатиметрового бронзового примуса-фонтана, кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата, Мастера и Маргариты. Но против такого памятника выступили местные жители и деятели культуры. Скульптуры так и остались стоять во дворе мастерской Рукавишникова.

Говорят, что... ...Крылов был тучен и неопрятен. Его растрепанные нечесаные волосы, грязные и мятые рубашки вызывали насмешки у знакомых. И когда баснописец спросил у одной дамы, как бы ему одеться, чтобы быть неузнанным на маскараде, она предложила ему просто помыться и причесаться.

ПАМЯТНИКИ ИВАНУ КРЫЛОВУ

Первый в России памятник баснописцу И.А. Крылову работы знаменитого скульптора П.К. Клодта появился в мае 1885 года в Санкт-Петербурге. Отлитый на средства петербуржцев, он стоит в Летнем саду, где Иван Андреевич любил по утрам совершать пешие прогулки.
Скульптор П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича Крылова в обычной, будничной одежде, скопировав для большей точности просторный длиннополый сюртук, который баснописец носил в последние годы жизни. Крылов сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?
Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других.

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.
Родился Иван Андреевич Крылов в Москве. Здесь в 1976 году и установлен памятник. Находится он в тихом Ермолавеском переулке возле Патриарших прудов. Авторы этого монумента скульпторы А.А. Древин и Д.Ю. Митлянский.
В Твери прошли юные годы Ивана Андреевича. Памятник Крылову Ивану Андреевичу в Твери был открыт 14 августа 1959 года. Скульпторы работы - С.Д. Шапошников, Д.В. Горлов, архитектор Н.В. Донских. Установлен в честь баснописца И.А. Крылова, который жил в Твери с 1774 по 1783 год. Памятник, выполненный из бронзы и высотой 4 метра, стоит на гранитном постаменте высотой около 3 метров. Находится в сквере возле площади победы. По сторонам от памятника установлены 4 стелы, на каждой из которых имеется по 2 горельефа с известными персонажами басен Крылова.
Похоронен Крылов на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Петербурга. Средства на надгробие собирал весь город. Поэты Жуковский и Вяземский организовали для этого специальную подписку. По их же просьбе автором его стал Клодт.

Памятник в Санкт-Петербурге

October 27th, 2013

На постаменте появившейся недавно рядом с галереей "Дом Нащокина" скульптуры Мастера и Маргариты размещена атрибуция достаточно неоднозначного характера "Фрагмент запрещенного в 2003 году памятника М.А. Булгакову". Неплохо работают пиарщики галереи - у нас ведь как: если что-то запретили, то наверняка это что-то стоящее. Очереди на Голгофу еще никто не отменял. И вот уже весь интернет пестрит статьями про "не понятый обывателями" и проект памятника и гений скульптора Рукавишникова. Я не искусствовед, поэтому свое мнение по поводу сего прожекта оставлю за скобками. Просто предлагаю вспомнить, что планировали наваять на Патриарших, и что из этого получилось.

Та самая табличка с атрибуцией.

Конкурс на проект памятника Михаилу Булгакову московское правительство объявило еще в далеком 1998 году. Выиграл его, наверное, самый спорный и плодовитый скульптор Москвы (после Зураба Церетели, разумеется) - Александр Иулианович Рукавишников. Он хорошо известен москвичам и гостям столицы памятником Шолохову с плывущими конями, Достоевским, сидящим на фоне библиотеки им. Ленина, и Никулиным, выходящим из машины напротив цирка на Цветном бульваре.

Согласно проекту Рукавишникова, памятник Булгакову на Патриарших прудах должен был быть расположен вдоль аллей, параллельных Малой Бронной и Большому Патриаршему переулку. Именно в этом месте Патриарших прудов и пили Иванушка с Берлиозом абрикосовую и там же встретили Воланда (об этом подробнее ).

Макет памятника Булгакову на Патриарших прудах.


Источник: www.vesti.ru

Памятник, по аналогии с романом Мастер и Маргарита, должен был включать в себя три линии: московскую, ершалаимскую и мистическую. За ершалаимскую линию отвечал Иешуа, который должен был идти по воде в окружении руинированной колоннады. Круг диаметром 10 метров не должен был замерзать даже зимой. Предполагалась также луна, которую бы имитировал прожектор, врезанный в газон.




Источник: www.vesti.ru

Макет скульптуры Иешуа.

Источник: www.eg.ru

Видимо, в ершалаимскую линию также должны были входить статуи Понтия Пилата с собакой и Левия Матвея, но никаких изображений этих скульптур в интернете я не нашла. Вообще, что касается освещения во всемирной сети этого памятника, то с ним какая-то очень непонятная история: пишут очень много, а вот фотографий макетов, проектов и т.д. практически нет... Даже и не знаю, к чему бы это...

Михаил Булгаков, который отвечал за "московскую линию" романа должен был сидеть на лавочке за скульптурой Иешуа и смотреть ему в спину.

Макет скульптуры М.А. Булгакова.

Мистическая линия романа была представлена свитой Воланда и прочими потустронними персонажами. Сегодня в разных уголках Москвы можно посмотреть на Коровьева с Бегемотом и машину с водителем-грачом.

Коровьев и Бегемот. Скульптура А.И. Рукавишникова.

Машина с водителем-грачом. Скульптура А.И. Рукавишникова.

Центром композиции памятника на Патриарших должен был стать гиганский (12 м) примус. Он был бы одновременно и символом эпохи - примус в 20-х - 30-х гг. был чуть ли не в каждой московской квартире - и символом чертовщины.

Макет памятника Булгакову на Патриарших прудах. Фрагмент.

Скульптурная композиция — Памятник Крылову на Патриарших прудах (Москва) – дань памяти знаменитому русскому баснописцу. Установлен в парке около Патриарших прудов на улице Малая Бронная.

О Крылове

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) - русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. (Сборники выходили с 1809 по 1843 гг.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена. Тот в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Автор памятника

Открытие памятника

Памятник Крылову торжественно открыли 17 сентября 1976 года. Баснописца скульптор изобразил сидящим на скамейке в парке возле Патриарших прудов . Иван Андреевич показан таким, как его описывают современники — одетым немного неопрятно, ленивым, флегматичным и добродушным человеком. Фигуру Крылова, имеющую портретное сходство с писателем, установили на широком и низком гранитном постаменте. На постаменте надпись: «Иван Андреевич Крылов».

Часть скульптурной композиции

Скульптурная композиция, помимо Памятника, включает в себя также (с 12-ю персонажами басен). Автором барельефов является скульптор Даниэль Митлянский.

Скульптурная композиция — Памятник Крылову и барельефы героям его басен, содержат в надлежащем состоянии и периодически реставрируют.




Top