Исторической или культурной ценностью а. Культурные ценности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Введение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что сохранение ценностей национальной культуры и, соответственно, передача данного достояния будущим поколениям, является одной из главных задач каждого государства. Страна обязана сохранять культурные ценности, находящиеся на ее территории, но в то же время не должна препятствовать свободному межнациональному обмену. Немалая роль в регулировании этого процесса на территории Российской Федерации отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства, в части контроля, за порядком перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза.

Одной из важнейших функций таможенных органов является пресечение незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей. На сегодняшний день, культурные ценности, как объекты первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда оружия, наркотиков, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Одним из обязательных условий повышения эффективности борьбы с контрабандой является хорошее знание предмета, с которым должностному лицу таможенного органа предстоит иметь дело: он должен точно представлять себе, что стоит за формулировками понятий «культурные ценности» и «предметы культурного назначения», уметь их различать и знать соответствующие им разрешительные документы, предоставляемые к таможенному оформлению. С одной стороны, нельзя обременять граждан излишними подозрениями, необоснованно замедлять процедуры таможенного контроля и оформления, с другой, - недопустимо проявлять профессиональную некомпетентность и нарушение долга, косвенно способствуя этим незаконному вывозу культурных ценностей.

При применении законодательства на практике должностные лица таможенных органов сталкиваются с множеством проблем. Даже поверхностный взгляд на действующее законодательство о культурных ценностях позволяет говорить о полнейшем отсутствии комплексного системного подхода к нормотворчеству в этой сфере правового регулирования. Положения нормативно - правовых актов, число которых постоянно возрастает, крайне непоследовательны, а иногда и противоречат друг другу, чем создают серьезные трудности в их применении на практике.

Правоотношения, возникающие при перемещении культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, а также проблемы законодательного регулирования и его практического применения, обусловили выбор темы исследования, цель и основные задачи дипломной работы.

Объектом исследования является система правоотношений, возникающих в процессе перемещения через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей.

Предметом исследования выступает законодательство, регулирующее перемещение культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС.

Цель дипломной работы - разработать предложения по совершенствованию системы перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС на основе проведенного анализа законодательной базы, в частности, создать проект интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.

1. Культурные ценности, как объекты таможенного контроля

1.1 Понятие «культурные ценности», правовые признаки и особенности классификации

Объектами пристального внимания были и остаются культурные ценности, как со стороны людей различных национальностей, так и со стороны иных слоев населения, независимо от их уровня жизни, социального, либо политического статуса. Для некоторых - это способ существования, для других - предметы удовлетворения культурных потребностей, либо средство наживы.

Заинтересованность к проблеме сбережения культурных ценностей можно рассматривать признаком степени культурного развития населения каждого государства. На сегодняшний день развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и данная проблема стремительно обсуждается интернациональными организациями и на интернациональных форумах. В образовательных целях обмен культуры и науки расширяет всевозможные познания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнедеятельность всех народов, вызывая обоюдное уважение и понимание между государствами. Однако важно заметить, что культурные ценности, представляют собой один из основных элементов цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную значимость только в том случае, если точно известны их происхождение и история.

Для многонационального народа России объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность, а так же являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В статье 44 Конституции Российской Федерации провозглашено не только право каждого гражданина на доступ к культурным ценностям, но и закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия «культурные ценности». Впервые определение «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Согласно данной Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:

Ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

Здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в первом пункте, такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей;

Центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах выше, так называемые центры сосредоточения культурных ценностей» .

Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия «культурная ценность» было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности». С точки зрения этой Рекомендации, «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы». Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Деление вещей на две категории, а именно на недвижимые и движимые было известно еще в римском праве и в эпоху средневековья. В отношении движимости применялась известная формула «движимость следует за лицом» («mobiliapersonamsequuntur»). Исключительно движимые культурные ценности стали предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности». Согласно статье 1 Конвенции: «для целей настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки». Необходимо отметить, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, и науки отнесено к компетенции государства - участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей .

В 1988 году Союз Советских Социалистических Республик (далее - СССР) ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года.

В Российском законодательстве впервые понятие «культурные ценности» было закреплено в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и формулировалось как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

В 1993 году был принят Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее - Закон), в котором уже более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям.

В соответствии с этим Законом, под культурными ценностями понимаются «движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

Культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;

Культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;

Культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;

Культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

Культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;

Культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности» .

Следует подчеркнуть, что «предметы материального мира», упомянутые выше, также устанавливаются данным законом, и, в соответствии с ним, к культурным ценностям относятся следующие категории предметов:

Исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

Предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

Художественные ценности, в том числе:

1) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

2) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

3) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

4) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

5) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

6) произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

7) изделия традиционных народных художественных промыслов;

8) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

Старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

Редкие рукописи и документальные памятники;

Архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

Уникальные и редкие музыкальные инструменты;

Почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

Старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

Другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что данным Законом, оговариваются практически все предметы, которые прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям.

Законодатель предлагает классификацию культурных ценностей по шести товарным позициям, Тем не менее, следует отметить, что такие товары классифицируются в иных товарных позициях ТНВЭД ЕАЭС, если они не соответствуют условиям, вытекающим из текстовых примечаний и товарных позиций данной группы.

Обратим внимание, что в данную группу не включаются следующие категории товаров:

Марки почтовые или марки госпошлин негашеные, почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага) или аналогичные изделия товарной позиции 4907;

Театральные декорации, задники для художественных студий или аналогичные предметы из расписанного холста (товарная позиция 5907), за исключением тех, которые могут быть включены в товарную позицию 9706; или

Жемчуг, природный или культивированный, или драгоценные или полудрагоценные камни (товарные позиции 7101 - 7103).

В товарной позиции 9702 термин «подлинники гравюр, эстампов и литографий» означает черно-белые или цветные оттиски, которые выполнены автором с одной или нескольких досок вручную, независимо от используемой им техники или материала, за исключением механического или фотомеханического способа. Если рассматривать товарную позицию 9703, то можно заметить, что в нее не включаются репродукции крупносерийного производства или изделия ремесленного производства коммерческого характера, даже если эти товары нарисованы или созданы художниками. Вместе с тем, к товарной позиции 9706 не относятся товары, включаемые в предыдущие товарные позиции данной группы .

Рассмотрим подробнее категории товаров, включающиеся в 97 группу «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат»:

1. Некоторые произведения искусства: картины, рисунки и пастели, выполненные полностью от руки, коллажи и аналогичные декоративные изображения (товарная позиция 9701); подлинники гравюр, эстампов и литографий (товарная позиция 9702); подлинники скульптур и статуэток (товарная позиция 9703).

«Картины, рисунки и пастели, выполненные полностью от руки, кроме рисунков, указанных в товарной позиции 4906, и прочих готовых изделий, разрисованных или декорированных от руки». К данной категории товаров относятся картины, рисунки и пастели (старинные или современные), выполненные полностью от руки. Это могут быть различные полотна, написанные маслом, воском, акрилом, темперой, акварелью, гуашью, пастелью, миниатюры, манускрипты, украшенные цветными рисунками, карандашные рисунки (включая рисунки подобные «Конте»), рисунки углем или пером, выполненные на любом материале.

Поскольку такие работы должны быть выполнены только от руки, товары, получаемые полностью или частично, в результате какого-либо другого процесса, сюда не включаются. Например, картины, выполненные на холсте или на другом материале, посредством фотомеханического процесса; картины, выполненные от руки по контуру или по рисунку, полученному посредством обычного гравировального или печатного процесса; так называемые «авторские копии» картин, которые получают с помощью ряда слепков или трафаретов, даже если они признаны подлинными самим художником. Однако, копии картин, независимо от их художественной ценности относятся, к данной категории товаров, если они выполнены полностью от руки.

Обратим внимание, что к этой категории товаров также не относятся:

Планы и чертежи для архитектурных, инженерных промышленных целей, представляющие собой оригиналы, выполненные от руки (товарная позиция 4906);

Эскизы или рисунки моделей модной одежды, ювелирных изделий, обоев, тканей, мебели, представляющие собой оригиналы, выполненные от руки (товарная позиция 4906);

Театральные декорации, задники для художественных студий или аналогичные предметы, из расписанного холста (товарная позиция 5907 или 9706);

Декорированные от руки готовые изделия, такие как настенные покрытия, состоящие из разрисованных от руки тканей, праздничные сувениры, коробки и шкатулки, керамическая посуда (блюда, тарелки, вазы и т.д.), все это включается в соответствующие товарные позиции.

Рассмотрим «Коллажи и аналогичные декоративные изображения». К данной категории товаров относятся коллажи и аналогичные декоративные изображения, состоящие из частиц и кусочков различных материалов животного, растительного или другого происхождения, скомпонованных в виде картины или декоративного изображения, мотива и закрепленных с помощью клея или другим способом на подложке, например, из дерева, бумаги или текстильного материала. Подложка может быть однотонной или разрисованной от руки или иметь напечатанные декоративные элементы, образующие часть общего дизайна. Коллажи разнообразны по качеству, начиная с дешевых работ, производимых в больших количествах на продажу в качестве сувениров, и кончая работами, требующими высокого уровня мастерства и которые могут быть выдающимися произведениями искусства.

Таким образом, в данной категории, термин «аналогичные декоративные изображения» не относится к изделиям, состоящим из одного куска материала, даже если он оправлен или приклеен к подложке.

Рамы для картин, рисунков, пастелей, коллажей или аналогичных декоративных изображений включаются вместе с ними в эту товарную позицию, только если их характер и стоимость соответствуют этим произведениям искусства; в других случаях рамы классифицируются отдельно в соответствующие товарные позиции как изделия из дерева, металла.

Рассмотрим «Подлинники гравюр, эстампов и литографий (9702)». В данную товарную позицию включаются подлинники гравюр, эстампов и литографий (старинных или современных), то есть черно-белые или цветные оттиски, выполненные автором с одной или нескольких досок вручную, независимо от используемой им техники или материала, за исключением механического или фотомеханического способа.

При условии, что они отвечают другим требованиям предыдущего абзаца , к ним также относятся как подлинники литографии, выполненные с помощью переводного метода (в ходе которого художник сначала делает рисунок на специальной бумаге, а затем переводит его на камень).

Оттиски, как указано выше, получают с гравированных пластинок, которые могут быть выполнены с применением различных процессов, например, штрихового гравирования, сухой иглы, акватинты (кислотный процесс) или гравирования в пунктирной манере.

Подлинники оттисков также включаются в эту товарную позицию, даже если они ретушировались. Зачастую бывает трудно отличить подлинник от копии, подделки или репродукции, но относительно небольшое количество оттисков и качество бумаги могут стать полезными ориентирами при определении подлинников. С другой стороны, подтверждение использования полутоновых штор (в фотогравюре и гелиогравюре) и очень часто отсутствие следа, оставленного пластинкой на бумаге, могут указывать на то, что это копия или репродукция.

«Рамы для гравюр, эстампов или литографий» включаются вместе с ними в товарную позицию, только при условии, что их характер и стоимость соответствуют этим произведениям искусства; в других случаях рамы классифицируются отдельно в соответствующие товарные позиции как изделия из дерева, металла. Следует отметить, что в данную товарную позицию не включаются пластины (медные, цинковые, каменные, деревянные или из любого другого материала), с которых делают гравюры (товарная позиция 8442).

«Подлинники скульптур и статуэток из любых материалов» (9703). К данной товарной позиции относятся подлинники скульптур и статуэток, старинных или современных. Они могут быть выполнены из любого материала (камня, реконструированного камня, терракоты, дерева, слоновой кости, металла, воска и т.д.), иметь объемную, рельефную или высеченную глубоко в материале форму (статуи, бюсты, статуэтки, скульптурные группы, изображения животных, включая барельефы для архитектурных целей).

Из этого следует, что в данную товарную позицию включаются не только подлинники, изготовленные скульптором, но также копии и репродукции этих моделей, полученные вторым способом, описанным выше, независимо от того, кто их делал - сам скульптор или другой автор.

Не входят следующие изделия (даже если они разработаны или выполнены художниками):

Орнаментальные скульптуры коммерческого характера;

Предметы личного украшения и другие изделия ремесленного производства коммерческого характера (украшения, культовые изображения);

Репродукции крупносерийного производства из гипса, штукатурного раствора с примесью волокнистых веществ, цемента, папье-маше.

За исключением предметов украшения, входящих в товарную позицию 7116 или 7117, все эти изделия классифицируются в зависимости от составляющего их материала (товарная позиция 4420 для дерева, товарная позиция 6802 или 6815 для камня, товарная позиция 6913 для керамики, товарная позиция 8306 для недрагоценных металлов).

2. Почтовые марки или марки госпошлин и аналогичные марки, знаки почтовой оплаты гашеные, в том числе первого дня гашения, почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага) и аналогичные предметы, использованные или неиспользованные, за исключением товаров товарной позиции 4907 (товарная позиция 9704).

В данную товарную позицию включаются следующие изделия, использованные или неиспользованные, кроме изделий товарной позиции 4907:

Почтовые марки всех типов, то есть марки, обычно используемые для наклеивания на корреспонденцию или на бандероли; марки со словами «подлежит оплате».

Марки госпошлин всех типов, представляющие собой марки, наклеиваемые по получении, регистрационные марки, марки, разрешенные для обращения, консульские марки, пошлинные марки.

Знаки почтовой оплаты гашеные, то есть письма с почтовым штемпелем, но без марки о почтовой оплате, использовавшиеся до введения почтовых марок.

Почтовые марки, приклеенные на конверты или почтовые карточки, в том числе «первого дня гашения», представляющие собой конверты, обычно помеченные как «первый день», с наклеенной почтовой маркой (или набором таковых), проштемпелеванной датой выпуска, и «карт - максимумы». Последние представляют собой карточки с почтовой маркой и репродукцией рисунка, изображенного на марке. Почтовая марка погашена простым или специальным штемпелем с указанием места, связанного с рисунком и датой выпуска.

Почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага), то есть франкированные конверты, письма-секретки, почтовые карточки, обертки для газет.

Подобные изделия могут быть представлены в пачках (отдельные марки, уголки с проставленными датами, полные листы) или в коллекциях. Альбомы для коллекций таких изделий рассматриваются как составляющая часть этих коллекций при условии, что их стоимость соответствует стоимости коллекции.

Рассмотрим, что не включается в данную товарную позицию:

Юбилейные карточки и иллюстрированные знаки почтовой оплаты первого дня гашения (иллюстрированные или нет) без почтовых марок (товарная позиция 4817 или группа 49 );

Неиспользованные марки почтовые или госпошлин, почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага) и аналогичные изделия текущего или нового выпуска в стране, в которой они имеют или будут иметь признанную номинальную стоимость (товарная позиция 4907);

Талоны в виде «сберегательных марок», выпускаемые частными или коммерческими организациями для покупателей, а также марки, иногда выпускаемые различными торговцами для покупателей в качестве скидки за покупку (товарная позиция 4911).

3. Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике (товарная позиция 9705).

Эти изделия, зачастую, обладают крайне низкой собственной стоимостью, но представляют интерес в силу своей редкости, классификации и того, как они представлены.

В данную товарную позицию включаются коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии или анатомии. Например, мертвые животные любых видов, законсервированные сушкой или в жидкости; чучела животных для коллекций; выдутые или «высосанные» яйца; насекомые в коробках, рамах (кроме оправленных изделий, представляющих собой бижутерию или брелоки); пустые скорлупы, кроме тех, которые используются в промышленных целях; семена или растения, засушенные или законсервированные в жидкости; гербарии, образцы минералов (не являющихся драгоценными или полудрагоценными камнями, относящимися к группе 71 ); образцы окаменелостей; остеологические образцы (скелеты, черепа, кости), анатомические и патологоанатомические образцы.

Рассматривая товарную позицию «Коллекции и предметы коллекционирования по истории, этнографии, палеонтологии или археологии», выделим следующую классификацию предметов:

Изделия, являющиеся материальными остатками человеческой деятельности, пригодные для изучения деятельности предыдущих поколений, такие как: мумии, саркофаги, оружие, культовые принадлежности, предметы одежды, предметы, принадлежавшие известным людям.

Изделия, по которым можно изучать деятельность, нравы, обычаи и особенности современных отсталых племен, например, орудия труда, оружие или культовые принадлежности.

Геологические образцы для изучения окаменелостей (вымерших организмов, останки или отпечатки которых находят в геологических слоях) животного или растительного происхождения.

Товары, произведенные в рамках коммерческого обязательства для увековечения, празднования, ознаменования или отражения какого-либо события или по другому поводу, независимо от ограничений на количество и тираж не включаются в данную товарную позицию как коллекции или предметы коллекционирования по истории или нумизматике, если только эти товары сами по себе не приобрели соответствующий интерес ввиду их возраста или редкости. культурный ценность таможенный живопись

4. Антиквариат возрастом более 100 лет (товарная позиция 9706).

К данной товарной позиции относится весь антиквариат возрастом более 100 лет при условии, что он не включен в товарные позиции 9701 - 9705. Интерес к этим товарам связан с их возрастом и, как общее следствие, их редкостью.

При условиях сохранения ими первоначального характера, в данную товарную позицию включаются антикварные изделия, отремонтированные или отреставрированные. Например, входят следующие категории предметов: старинная мебель с частями, изготовленными в наше время (например, арматурой и замененными частями), старинные гобелены, кожа или ткани, укрепленные на современных деревянных основах. В данную товарную позицию не включаются, независимо от возраста, природный или культивированный жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни товарных позиций 7101 - 7103.

Источником для понимания понятия «культурные ценности» могут служить работы научных деятелей. Так, например, Братанов В. В., анализируя преступления связанные с хищением культурных ценностей, пришел к выводу, что предметом данных преступлений выступает движимое имущество и документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность .

Борьбу с контрабандой культурных ценностей ведут таможенные органы, пограничные войска, оперативные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией ФСБ и МВД. Эффективность такой работы зависит от уровня оперативного взаимодействия между указанными правоохранительными структурами.

Культурные ценности, являющиеся объектами первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда оружия, наркотиков, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Способствовать незаконному вывозу культурных ценностей, так же как и проявлению некомпетентности со стороны работников таможенных органов, недопустимо, но и с другой стороны нельзя обременять излишним подозрением граждан, замедляя процедуры таможенного контроля и оформления. Следовательно, для повышения эффективности борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей имеет большое значение хорошее знание своей работы, образованность работников таможни, точное знание предмета, и соответственно, представление о том, что стоит за формулировкой понятия «культурные ценности».

1.2 История становления и развития законодательства о защите культурных ценностей в России

Проблема правовой охраны культурных ценностей в России имеет глубокие исторические корни. Попытки урегулирования данной сферы общественных отношений прослеживаются еще в 15 веке в Псковской судной грамоте, которая устанавливала ответственность в виде смертной казни для церковного вора. Преследуя главную цель - охрану от преступных посягательств церковного имущества, Псковская судная грамота невольно способствовала сохранению культурных ценностей, сосредоточенных в монастырях и церквях.

В течение XVIII столетия происходит осознание значения культурного наследия и проблем его охраны. В 1726 году в России создается первый историко-художественный музей - Оружейная палата. Становление исторической науки, учреждение археологических обществ и начало проведения ими раскопок заставило с большим вниманием относиться к материальным свидетельствам прошлого.

Предпринималось немало попыток урегулировать отношения, связанные с культурными ценностями, и в XIX веке. В результате осуществления реформы государственной власти при Александре I вопросы охраны культурного наследия были отнесены к компетенции Министерства внутренних дел Российской Империи, а в 1859 г. была создана Императорская археологическая комиссия при Министерстве императорского двора.

На данном этапе развития законодательной мысли значительное внимание правоведов уделялось определению конкретного круга сооружений и вещей, которые следовало относить к историческим памятникам. Совместно с признанием их художественной, научной ценности и общественной значимости, разрабатывались меры, обеспечивающие сохранность культурных ценностей, предохранение их от случайного или преднамеренного уничтожения. Изначально данную проблему пытались решить, сделав ставку на правовое регулирование, посредством ведомственных инструкций. Примером тому являются циркулярное письмо 1826 г. и указы Священного Синода 1842г., а так же особая статья Строительного устава 1857г., запрещавшие снос старинных зданий. Принятие этих документов не смогло конструктивно изменить сложившиеся положения, потому заставило специалистов приступить к выработке нового подхода к проблеме охраны культурного достояния, основными принципами которого стали: принятие закона об охране памятников, учреждение соответствующих государственных органов, создание Свода памятников. Одновременно шел поиск и временного критерия для оценки памятников, т.е. установления их минимального возраста .

В начале XX века были представлены предложения установить более гибкий критерий: 100 лет с момента возникновения - для памятника старины и 50 лет - для памятника искусства. В октябре 1911 г. в Государственной думе рассматривался законопроект Положения «Об охране древностей». Однако доработку проекта осуществить не удалось из-за революционных событий 1917 г.

Смена государственной власти ознаменовалась принятием сразу нескольких документов, свидетельствующих о повышенном внимании со стороны нового руководства страны к вопросам сохранения культурных ценностей. Так, в ноябре 1917 г. Петроградским Советом рабочих и крестьянских депутатов было принято «Воззвание о необходимости сохранения культурного наследия». Позже, в 1918 г., появились такие основополагающие документы, как Декрет Совета народных комиссаров «О памятниках республики», «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» и Декрет Совета народных Комиссаров «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящиеся во владении частных лиц, обществ и учреждений».

11 апреля 1983 г. Народный комиссариат иностранных дел направил всем посольствам в Москве депешу следующего содержания: «Протокольный отдел Народного комиссариата иностранных дел имеет честь обратить внимание членов дипломатического корпуса на следующее: Советское правительство отмечает значительную утечку за границу предметов антиквариата и искусства, имеющих художественную ценность для Советского Союза. Таким образом, Главному таможенному управлению был отдан приказ выдавать разрешения на вывоз таких вещей в строгом соответствии с инструкцией Главного таможенного управления № 120 от 28 сентября 1928 г., копия прилагается…».

Итогом «доперестроечного» периода становления отечественного законодательства о культуре и культурных ценностях явилось принятие многочисленных нормативных документов, составивших правовую основу законодательства СССР и союзных республик об охране культурных ценностей, в число которых входил и Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

В настоящее время принято более 15 нормативно - правовых актов, регулирующих перемещение через таможенную границу Таможенного союза культурных ценностей, основным из которых является неоднократно упоминавшийся закон РФ от 15.04.1993 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

Закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, также призван способствовать развитию международного культурного сотрудничества. Данным законом определено создание Федеральной службы по сохранению культурных ценностей, которой в настоящее время является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура). В структуру этой Федеральной службы так же входят 13 территориальных управлений по округам. Данные структуры наделены правом принятия решений при вывозе культурных ценностей и правом проведения специальной регистрации при ввозе культурных ценностей.

1.3 Мировой опыт регулирования перемещения культурных ценностей через таможенную границу

Одной из задач любого государства является обеспечение сохранности ценностей национальной культуры. Естественно, что создаваемые в процессе творчества культурные ценности могут находиться и находятся в обороте, в том числе способны к перемещению через границы многих стран мира, как с целью экспонирования, так и с целью продажи. Однако далеко не все культурные ценности перемещаются легально.

Наиболее страдает от преступных посягательств на культурные ценности среди стран Западной Европы Италия. Это обусловлено тем, что в Италии находится свыше 60 процентов всех произведений искусства. Каждый год в этой стране совершается около восемнадцати тысяч краж картин, статуй, археологических ценностей. Активную деятельность на рынке произведений искусства осуществляют итальянские мафиозные организации. Именно они привели к опустошению ресурсов древнего итальянского искусства.

Причины, названные выше, объясняют принятие Италией, а также Великобританией, Германией, Индией, Мексикой и рядом других стран законов о вывозе памятников культуры, которые устанавливают уголовную ответственность за их нарушение. Цель законов - не допустить вывоза из соответствующей страны ценных предметов культуры. В них установлены особые экспортные правила в отношении объектов культурной собственности, которые отличаются подробной регламентацией и определенной жесткостью.

Вывоз культурных ценностей, в указанных странах, осуществляется в основном по специальному разрешению (лицензии), но условия получения лицензий во всех государствах различны. Например, в Мексике не выдаются разрешения на вывоз археологических памятников. В Индонезии разрешение на экспорт выдается только на зарегистрированные памятники. В Великобритании установлены следующие правила: необходима лицензия на вывоз с территории страны рукописей любого назначения, документов, архивов, фотографий и негативов, сделанных более чем семьдесят лет назад. Лицензия предусмотрена для древностей любого назначения, датируемых не менее чем за сто лет (включая и произведения искусства), если их стоимость менее 4 тысяч фунтов стерлингов. Из этого правила есть и исключения. Допускается вывоз культурных ценностей в целях научных исследований, обмена и для экспонирования на выставках .

В Германии, в соответствии Федеральному закону от 6 августа 1955 года «О защите немецкого культурного достояния от вывоза», учитывается наличие специального разрешения на вывоз за границу культурных ценностей. Подобное разрешение выдается министерством культуры, либо министерством высшего и среднего образования Германии. Если вывоз из Германии культурных ценностей может нанести серьезный ущерб национальному наследию или науке, разрешение на вывоз не выдается. Вывоз из Германии охраняемых предметов за границу без разрешения наказывается тюремным заключением или штрафом. Одновременно производится конфискация вещей, независимо от того, являются они собственностью виновного или третьих лиц. Все художественные произведения и другие культурные ценности (включая архивные материалы), вывоз которых будет рассматриваться как невосполнимая потеря для германского культурного наследия, должны быть занесены в Перечень культурных ценностей, являющихся национальным достоянием. Разрешение на вывоз таких предметов выдается на основе заключения экспертной комиссии, в противном случае такие ценности не могут вывозиться.

В Польше вывоз памятника за границу без разрешения или невозвращение его в установленный срок караются лишением свободы и штрафом. Продажа или посредничество при продаже памятников с целью вывоза их за границу наказываются так же лишением свободы и штрафом.

Во Франции еще в 1975 годах, в рамках Министерства внутренних дел Франции, было создано Центральное Бюро по борьбе с кражами произведений, а также предметов искусства. На него возложено несколько основных задач: координация деятельности, направленной на предупреждение краж; координация деятельности, направленной на борьбу с кражами, а также укрывательством и скупкой краденых предметов; централизация соответствующей информации; специальная подготовка кадров для всей страны. Структурно, Центральное Бюро входит в состав Интерпола во Франции, что дает ему возможность иметь доступ ко всей международной информации, относящейся к произведениям искусства и вообще к культурным ценностям. Как и другие зарубежные аналогичные службы, основной упор Центральное Бюро делает на профилактику указанных преступлений.

В законодательных актах о культурных ценностях разных стран много общего, но отдельные различия сохраняются между странами, из которых активно вывозятся культурные ценности, прежде всего, нелегально, и государствами, в которые они ввозятся. Остановимся на правовом регулировании, существующем в некоторых из этих государств, как первой, так и второй группы.

К государствам первой группы следует отнести Грецию, Италию, ряд стран Азии и Африки, страны Латинской Америки. Так, в Аргентине, в Бразилии, Иордании, Мексике наложен запрет на вывоз определенных категорий культурных ценностей. Особенностью законодательства Италии является свободный реэкспорт предметов в течение пяти лет после их ввоза, что нередко используется для мошеннических операций с ценностями путем первоначального ввоза подделок и последующего вывоза из Италии оригиналов на якобы законном основании.

Ко второй группе относятся такие страны, как Соединенные Штаты Америки (далее - США) и Япония. Несомненно, что одной из стран, в которую активно ввозятся предметы антиквариата, археологические находки со всего мира, является США. Ежегодно границу этой страны пересекают десятки тысяч произведений искусства и предметов старины. Правовое регулирование оборота культурных ценностей осуществляется в США как путем принятия законодательных актов, так и путем вынесения судебных решений (прецедентов), признанными в качестве источников права. Другой страной, активно ввозящей культурные ценности, является Япония, где в 1950 году был принят Закон о защите культурных ценностей. Согласно этому Закону, только ценности, входящие в состав «национального достояния» или в «важную культурную собственность», подлежат экспортному контролю.

Сравнительное рассмотрение законов многих государств показывает, что перечень культурных ценностей в значительной степени совпадает. Однако в то же время имеются и различия, наличие которых отражает исторические особенности, традиции национальных культур, роль, которую в конкретной стране играет охрана культурных ценностей. Неизменным остается одно: Правительство каждой страны заинтересовано в сохранении на своей территории культурного достояния страны, вне зависимости от политического строя, а также от того или иного исторического периода.

Таким образом, вопросы сохранения культурного достояния нашей страны являются актуальными на протяжении многих столетий вне зависимости от политических режимов и идеологий, преобладавших в тот или иной исторический период в России.

Для этих целей формируется государственная система охраны культурного наследия. Таможенные органы различных стран обеспечивают непосредственный контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза .

В целом для решения вопросов, связанных с незаконным перемещением культурных ценностей требуется консолидация и интенсивное международное сотрудничество, тесное взаимодействие отечественных и зарубежных правоохранительных систем. Одним из существенных недостатков работы, проводимой таможенными органами в целях предотвращения, пресечения и выявления фактов незаконного перемещения через таможенную границу культурных ценностей - является отсутствие надлежащего взаимодействия Федеральной таможенной службы с Министерством культуры. Правовых актов, обязывающих таможенные органы и органы Министерства культуры проводить совместные мероприятия, направленные на предотвращение незаконного перемещения через границу культурных ценностей в настоящее время нет. Из-за противоречий и проблем в законодательстве, невозможно обеспечить на должном уровне предотвращение преступлений, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей.

2. Анализ современной системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации

2.1 Органы государственного регулирования и контроля Российской Федерации за вывозом и ввозом культурных ценностей

В сохранении культурного наследия России принимают участие разные государственные органы власти, правоохранительные и силовые структуры, общественные и неправительственные организации по охране культурного наследия, такие как:

Министерство культуры Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия;

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

Федеральная таможенная служба Российской Федерации и ее подразделения;

Региональные органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере культуры субъектов Российской Федерации;

Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере культуры;

Музеи, картинные галереи, архивы, библиотеки, выставочные центры;

Научные исследовательские институты;

Высшие и среднеспециальные учебно-образовательные заведения;

Союзы художников и других творческих лиц, объединения коллекционеров.

Правительством Российской Федерации установлено, что одной из функций Министерства культуры РФ является создание нормативно - правовых актов по вопросам сохранения объектов культурного наследия, а так же по их государственной охране. Для осуществления этой функции в состав Министерства входит департамент культурного наследия и изобразительного искусства .

В рамках реализации указанных функций, центральным аппаратом Министерства культуры РФ оформляются и заверяются гербовой печатью следующие виды разрешительных и подтверждающих документов:

Свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации;

Извещение о продлении срока временного вывоза культурных ценностей (для таможенных органов, производивших таможенное оформление при временном вывозе культурных ценностей);

Письмо подтверждение об отнесении предметов, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, к категории культурных ценностей;

Справка установленного образца, подтверждающая, что вывозимые предметы не являются культурными ценностями, подпадающими под действие закона Российской Федерации от 15.04.1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей», на государственном учёте не состоят, и для их вывоза не требуется свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

В ведении Министерства культуры РФ так же находится орган исполнительной власти, осуществляющий охрану культурных ценностей - Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура). Росохранкультура осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. К полномочиям Росохранкультуры и ее территориальных органов, в частности, относятся:

Осуществление государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей;

Составление перечня культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации;

Принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей;

Выдача юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза;

Регистрация культурных ценностей, ввозимых и временно ввозимых на территорию РФ;

Заключение договоров о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими об их временном вывозе;

Обеспечение проведения экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза .

Деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) осуществляется на основании Положения «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» от 1 марта 2011 г. В целях предотвращения незаконного вывоза за рубеж культурных ценностей, МВД РФ разрабатывает и реализует государственную политику, в сфере перемещения культурных ценностей, обеспечивает их защиту, определяет основные направления деятельности органов внутренних дел, организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенных культурных ценностей, организует и осуществляет дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом культурных ценностей.

Важная роль в регулировании этого процесса на территории нашего государства отводится Федеральной таможенной службе Российской Федерации, региональным таможенным управлениям, таможням, таможенным постам. Таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства, в части контроля, за порядком перемещения через таможенную границу Таможенного союза культурных ценностей, взаимодействуя при этом с Министерством культуры РФ, Росохранкультурой или ее территориальными управлениями по охране культурного наследия.

В компетенцию таможенных органов входит выявление, предупреждение и пресечение незаконного оборота культурных ценностей через Таможенную границу Таможенного союза и (или) Государственную границу Российской Федерации. При необходимости применения специализированного оборудования и специальных знаний для таможенного оформления отдельных видов товаров, Федеральная таможенная служба России вправе устанавливать определённые таможенные органы для декларирования таких товаров, в целях обеспечения эффективности контроля, за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации, в частности это касается и перемещения культурных ценностей.

Отдельной задачей Федеральной таможенной службы России в лице соответствующих региональных таможенных органов, применительно к вопросу о культурных ценностях, является создание «специализированной службы», осуществляющей в таможенных пунктах пропуска через государственную границу, контроль за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей. Кроме того, в составе оперативных таможен созданы отделы по борьбе с особо опасными видами контрабанды, одной из задач которых является предотвращение возможных преступлений по утрате культурных ценностей .

Наряду с Министерством культуры, Росохранкультурой и Федеральной таможенной службой России, сохранением культурного наследия страны занимаются и другие государственные учреждения, указанные выше.

Таким образом, многочисленность ведомств, занимающихся данным вопросом, обуславливается спецификой рассматриваемого объекта: обмен культурными ценностями для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает взаимное уважение и понимание между странами. При этом важно заметить, что культурные ценности, являясь одним из основных элементов цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их история и происхождение.

2.2 Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации

Под вывозом культурных ценностей понимается перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза.

При вывозе культурных ценностей из Российской Федерации установлены следующие правила:

...

Подобные документы

    Понятие и правовые признаки культурных ценностей. Порядок и государственное регулирование их временного вывоза и ввоза. Проект интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурного наследия.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2010

    Понятие культурные ценности и их законодательная база. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами. Проблемы, связанные с регулированием перемещения культурных ценностей и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Понятие "культурные ценности" и его правовые признаки. Вывоз через таможенную границу Таможенного союза культурных ценностей, находящихся на территории РФ, без обязательства их обратного ввоза. Порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт товаров.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

    Анализ деятельности федеральных органов Российской Федерации по осуществлению контроля за ввозом и вывозом культурных ценностей, его правовое регулирование. Направления совершенствования таможенного контроля за перемещением культурных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Культурные ценности: понятие и правовые признаки, международные меры борьбы с незаконным оборотом. Законодательство России о вывозе и ввозе культурных ценностей, его содержание и история формирования, анализ роли и значения на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2015

    Конвенция ЮНЕСКО 1970 года. Принятие Конвенции о международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей. Вывоз культурных ценностей с территории Российской Федерации. Таможенный контроль и специальная регистрация при ввозе.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Основные принципы перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза. Место и роль таможенных органов РФ в охране культурного наследия страны с момента их организации по настоящее время. Категории ценностей, не подлежащих вывозу.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Административные правонарушения в данной области. Таможенное оформление автомобилей, вывозимых и вывозимых из РФ. Освобождение физических лиц от уплаты пошлин.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2014

    Нормативно-правовые аспекты осуществления операций с товарами, перемещаемыми через таможенную границу Евразийского экономического союза автомобилем. Технологии контроля за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2016

    Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу физическими и юридическими лицами. Анализ деятельности Оренбургской таможни по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Сегодня стало модно говорить о культуре. Некоторые утверждают, что общество год от года ее теряет, некоторые, наоборот, доказывают, что культура перерождается и становится все более многогранной. Так ли это? Давайте разберемся, что это - культурные ценности, и попробуем ответить на вопрос о том что же с ними происходит.

Что такое культура

На латыни слово "cultura" изначально обозначало "возделывание". Как же так получилось, что со временем термин поменял смысл? На самом же деле значение слова "культура" осталось тем же. Воспитание, развитие и образование - это и есть возделывание человеческой души.

Именно культура помогла человеку перейти из первобытного общинного племени сначала к аграрной, а впоследствии и к культурной революции. Сегодня понятие включает в себя различные области деятельности человека, являясь совокупностью навыков, умений и продуктов самовыражения. Культурные ценности - это неотъемлемая часть жизни общества. Давайте поближе с ними познакомимся.

Культурные ценности - что это?

Как ни странно, но трактовать это понятие можно по-разному. Первый вариант: культурные ценности - это нравственные и моральные устои человека. Именно по устоявшимся образцам поведения человек живет и думает. А вот когда эти границы моральных норм нарушаются, человек автоматически признается некультурным. Причем ему-то это никак жить не мешает, а вот окружающих порой может шокировать.

Второй вариант трактовки самый популярный. Культурные ценности - это здания, картины, объекты, технологии и предметы. Все то, что можно увидеть или понять. Все эти знания и материальный продукт деятельности человека помогли нашему обществу совершить быстрый скачок в своем развитии.

Третий вариант значения культурный ценностей - это продукт деятельности человека, который скрыт от нашего взгляда в головах людей. Сюда относятся знания, наука, навыки и научные ценности.

Ну и последняя трактовка культурных ценностей общества - это языки, традиции, ремесла, фольклор. Все то, благодаря чему мы и считаем себя цивилизованным обществом с богатой историей.

У различных стран одинаковые или разные культурные ценности?

Если посмотреть на трактовку самого термина, все становится понятно. Каждая страна имеет свою историю, свод законов и, как следствие, уникальную культуру. Соответственно, и ценности везде будут разными. Почему так произошло? Страны развивались в различных условиях, и религии в них были тоже разными.

А ведь именно верования человека и составляют огромный пласт культуры. Наша страна долгое время была языческой, и это не могло не отразиться на современном обществе. Русских много веков считали варварами, и сейчас такое же мнение у иностранцев, которые никогда не были в нашей стране, а только по выпускам новостей о ней знают.

Но это не означает, что у наших предков не было культуры. Языческая вера требовала не только строгого подчинения богам, но и создания капищ, тотемов и памятников. И когда на смену политеизму пришел монотеизм, люди не отказались от своего наследия. Они просто переделали византийскую веру, адаптировав ее под нашу страну. Таким образом и получилось, что в процессе различных эволюций и революций менялись люди и их сознание.

Культурные нормы - это что?

Обычно этим понятием обозначаются стандарты поведения. Причем, как и культурные ценности народов, нормы во всех странах разные. Выражаются они в виде наград и наказаний, регулируются государством. В нашей стране культурные нормы действуют не просто на словах. Они записаны в Конституции, которая в разумных пределах ограничивает права человека. Но в то же время она дает ему максимальную свободу действий в рамках разумного. В случае несоблюдения культурных норм человека ждет регламентированное наказание.

Культурные ценности человека

На земле много народов и национальностей. Каждый отдельно взятый человек обладает набором культурных ценностей и норм. Какие же они у него? Понятно, что в каждой стране свое понятие о культуре, но большинство ценностей все же схожи:

  • Стремление познать свою историю и понять суть происходящего с нами и нашей родиной. Эта ценность под названием "любовь к Отчизне" закладывается в каждого человека. Ведь только личность, которая знает свою историю, может создавать будущие страны.
  • Знание особенностей национального творчества. Фольклор, ремесла, традиции и обычаи редко изучают в школе. Эти знания человеку даются в семье. И только благодаря им человек может лучше познать, кто он есть и что делает в этом мире.
  • Религия является одной из основных культурных ценностей человека. Именно она устанавливает неписаные правила, не регламентированные конституцией, по которым стоит жить всем людям.

Культурные ценности государства

Граждане одной страны представляют единую группу, которую объединяет общая история и общее будущие. Ценности всего общества в целом включают в себя культурные нормы каждого отдельно взятого человека. А в чем же тогда разница? В глобальности мышления. Правители стран могут менять культурные ценности, если захотят. Но к таким переменам народ относится очень плохо, поэтому они происходят нечасто.

Главная задача любого государства - сохранить и приумножить культурные ценности. То есть оно должно помогать талантливым людям самореализоваться, ученым - делать открытия, а архитекторам - строить здания. Сегодня нематериальные культурные ценности отходят на второй план, а на первый как раз и выходит продукт деятельности людей, который приносит какую-то пользу обществу и государству.

Как защищают культурные ценности

Сегодня многие государства обеспокоены все увеличивающимся ростом вандализма. Именно поэтому многие из них объединились и поставили перед собой цель защитить культурные ценности. Таким образом, было принято решение охранять здания, картины, скульптуры. Да, это большая часть наследия любой страны. Именно по этим памятникам, дошедшим до нашего времени, можно судить о том, как жили наши предки.

Но ведь культура - это не только материальные ценности. Под этим термином понимается и наш менталитет и язык. И мало кто следит за чистотой своей речи. Сегодня в русском языке так много сленга, что говорить о культуре языка сложно. Это относится и к религии. Если церкви, мечети и другие религиозные сооружения охраняются и, как следствие, сохраняются, то вот сама вера изменяется год от года.

Перспектива развития культурных ценностей

Как уже писалось выше, мир не стоит на месте. Культура и культурные ценности меняются и преобразовываются. Но не стоит об этом сожалеть. Это естественный этап развития. Нужно верить, что все происходящее всегда к лучшему. Конечно, это не значит, что нужно своими собственными руками убивать памятники культуры прошлых веков.

Хотя иногда можно сильно удивиться, смотря, как быстро стрит-арт стали считать искусством. Это неплохо, когда художники расписывают серые скучные дома, но вот когда творить начинают на церквях или памятниках, бросает в дрожь. Чтобы этого не происходило, каждый человек должен понимать грань дозволенного и через нее не переступать.

Культурные ценности поколения XXI века в основном расположены в сети. Поэтому сложно представить, как в будущем будет происходить сбор, систематизация и сохранение такого вида творчества. Возможно, создадутся отдельные сервера, где будут храниться картины художников, песни и кинофильмы, именно они и станут перерождением современных музеев.

Международно-правовая охрана историко-культурных ценностей

Введение……………………………………………………………………...……3

    Понятие культурных ценностей…………………..……………………….5

    Источники правового регулирования по вопросам перемещения культурных ценностей ………………………………...…………………13

    Определение права, подлежащего применению к культурным ценностям ………………………….……………………………………...19

    Перемещение культурных ценностей через национальные границы Республики Беларусь ……………………………………………….……25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………...31

Введение

К настоящему моменту все мировое сообщество обладает уникальной возможностью прикоснуться к истории, к ее истокам. Речь в данном случае идет о тех объектах материального и нематериального мира, которые история оставила после себя, о наследии в виде культурных ценностей, которое нуждается в постоянной охране со стороны государств и каждого человека в частности. Однако реалии таковы, что приоритеты людей и государств меняются. История знает множество примеров разрушения таких объектов. Кроме того, культурные ценности всегда становились объектом перераспределения.

Военные конфликты, затрагивающие культурные ценности и, которые разрушали их еще с самой древности, послужили предпосылкой для развития правовой охраны культурных ценностей. В связи с этим в XX веке были разработаны международно-правовые акты, регулирующие охрану культурных ценностей.

Также культурные ценности всегда привлекали много желающих получить уникальный предмет искусства в собственность. Рынок предметов искусства является одним из старейших инвестиционных рынков в мире. В связи с этим в научно-правовой доктрине, а также на практике возникла необходимость разработки вопроса о правовом регулировании оборота культурных ценностей, как объекта права собственности.

Актуальны вопросы о том, как же уберечь культурные ценности от незаконного вывоза за границу, как найти и вернуть те их них, которые были утрачены, как обеспечить их охрану и законное перемещение через границы.

Таким образом, актуальность данной темы исследования весьма велика. Вопросы столкновения разных правопорядков, разных юрисдикций всегда сложны. Перемещение культурных ценностей через границы, возвращение их в государство должно быть произведено по соответствующим нормам.

Множество ученых занимались и продолжают заниматься изучением данной проблемы. Они предлагают наиболее универсальные пути разрешения коллизионных вопросов, а их достаточно в сфере правоотношений с культурными ценностями. Стоит упомянуть таких автор-ов, как М.М. Богуславский, Е.Б. Леанович, Л. Ануфриева, Т. Ушакова, В. Черник, Э.Л. Король.

Объектом данной курсовой работы являются культурные ценности.

Предметом являются международные и национальные документы, регулирующие правовую охрану культурных ценностей.

Цель - выявление проблем теоретического и практического характера в области международно-правовой охраны историко-культурных ценностей.

Данная цель обусловливает следующие задачи :

Определение понятия историко-культурных ценностей;

Рассмотрение источников правового регулированияохраны историко-культурных ценностей;

Рассмотрение вопросов применимого права к культурным ценностям как объектам права собственности;

Рассмотрение вопросов о перемещении историко-культурных ценностей через национальные границы Республики Беларусь.

Данная работа состоит из введения, из четырёх глав и заключения, а также из списка использованных источников.

1. Понятие культурных ценностей

В международных соглашениях, в национальном законодательстве и в научной литературе понятие «культурная ценность» применяется наряду с понятиями «культурное наследие», «культурное достояние». Например, в отдельных документах ЮНЕСКО часто фигурирует такое понятие как «культурное наследие». Также как и культурные ценности, оно может быть применимо к недвижимым и к движимым объектам.

Культурные ценности и культурное наследие могут состоять из предметов как материального, так и нематериального характера. Так, Рекомендация ЮНЕСКО 1989 г. о сохранении фольклора исходит из того, что фольклор представляет собой неотъемлемую часть «культурного наследия и живой культуры».

Понятие культурная ценность имеет наиболее широкий характер. Однако в каждой отдельной международной конвенции вырабатывается свое определение, которое непосредственно применяется для целей данного документа.

Понятие культурных ценностей является многоплановым. Каждое государство самостоятельно определяет особый круг объектов, имеющих особое значение для его культуры. Действительно, большинство авторов отмечают многообразие определений понятия «культурных ценностей» в каждом конкретном государстве. К этому следует добавить, что в одной и той же стране в различных отраслях права могут применяться разные определения.

Если говорить о международном опыте, то впервые определение «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской Конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (далее - Гаагская Конвенция 1954 г.) . Именно благодаря данной конвенции это понятие было введено в международную терминологию. В ст. 1 Гаагской Конвенции 1954 г. сказано: «Согласно настоящей Конвенции культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие, как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»;

в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

Также мы можем обратиться к другому, не менее значимому международному документу, а именно - к Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (далее - Рекомендация ЮНЕСКО 1964 г.) , где также было закреплено широкое определение «культурной ценности». С точки зрения данной Рекомендации, «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы».

Как видно из определения, перечень составляющих «культурных ценностей» действительно широк, однако, исчерпывающим его назвать нельзя, так как именно государство в каждом конкретном случае делает вывод о том, является ли важным для культурного наследия данной страны какой-либо объект или не является.

Еще одна заслуга данного документа состоит в том, что в нем было проведено деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Обратимся к Конвенции 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (далее - Конвенция ЮНЕСКО 1970 г.) . Данная конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 28 июля 1988 г. Предметом регулирования данного документа являются исключительно движимые культурные ценности.

Согласно ст. 1 данной конвенции: «…культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям:

Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

Ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

Археологические находки (включая обычные и тайные) археологические открытия;

Составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;

Старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;

Этнологические материалы;

Художественные ценности, такие как:

1) полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);

2) оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;

3) оригинальные гравюры, эстампы и литографии;

4) оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

Редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;

Почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях;

Архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;

Мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты».

Можно заметить, что в самом начале данного определения, за основу построения перечня принят такой критерий, как характер предмета, а не его возраст.

В данном документе также содержится положение о том, что отнесение и определение перечня категорий культурных ценностей входит в компетенцию каждого государства-участника Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. Беларусь участвует в ней с 28 июля 1988 г.

Значимую роль для формирования категорий движимых культурных ценностей играет Рекомендация ЮНЕСКО об охране движимых культурных ценностей, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее двадцатой сессии 28 ноября 1978 г. (далее - Рекомендация ЮНЕСКО 1978 г.) .

Рекомендация исходит из того, что движимые культурные ценности, характерные для различных культур, являются частью общего достояния человечества, и в силу этого каждое государство несет моральную ответственность за их охрану и сохранение перед всем международным сообществом.

В Рекомендации дается наиболее широкое определение понятия «движимые культурные ценности». Это определение сочетается с перечнем, который в отличие от перечня Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. не носит исчерпывающего, замкнутого характера.

В этой Рекомендации так же, как и в Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. к компетенции каждого государства - члена ЮНЕСКО отнесено составление критериев для определения ценностей, находящихся на его территории, которые должны пользоваться охраной в силу из археологической, художественной, научной или технической ценности.

В определенной степени Конвенцию ЮНЕСКО 1970 г. дополняет Конвенция УНИДРУА от 24 июня 1995 г. о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (далее - Конвенция УНИДРУА 1995 г.) . В ней содержится схожее определение, однако уже нет положений, которые позволяли бы государствам определять значимость и важность того или иного объекта для археологии, искусства, литературы и т.д.

Как отмечает М.М. Богуславский: «В других правовых документах ЮНЕСКО применяется понятие «культурное наследие». В качестве основного критерия отнесения культурных ценностей к охраняемым категориям принят критерий «выдающаяся универсальная ценность с точки зрения истории, искусства и науки» . Следует отметить, что данный критерий содержится в Конвенции от 16 ноября 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия .

Если сравнительно рассматривать законы многих государств, то можно сделать вывод о том, что перечень категорий культурных ценностей в значительной степени совпадает. Но имеются также и различия, что связано с историческими особенностями, традициями национальных культур, с ролью, которую в конкретной стране играет охрана культурных ценностей.

Однако, несмотря на все эти различия «…следует все же прийти к общему выводу о том, что культурная ценность - это особый объект правового регулирования, к которому неприменимы автоматически общие положения о правовом положении движимых вещей» .

На региональном уровне наиболее полное регулирование, в том числе и в отношении классификации культурных ценностей, осуществлено в Европейском союзе. В ЕС культурные ценности рассматриваются в качестве товаров. На данном уровне существует важный документ, это Постановление ЕС №3911/92 от 9 декабря 1992 г. «О вывозе культурных ценностей» . В данном документе выделяется 14 категорий культурных ценностей в зависимости от стоимостного и временного критериев.

Если обратиться к законодательству Республики Беларусь, то основополагающим нормативно-правовым актом в этой области является Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. №98-3 «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» (действует с изменениями от 18 июля 2007 г.) (далее - Закон об охране историко-культурного наследия) .

В данном нормативно-правовом акте выделена категория «историко-культурные ценности», т.е. это - материальные объекты (материальные историко-культурные ценности, материальное проявление которых составляет их содержание) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности, материальное проявление которых не оказывает существенного влияния на их содержание), которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 1).В ст. 13 данного закона перечислены виды материальных культурных ценностей:

Документальные памятники (акты государственных органов, письменные и графические документы, кино- и фотодокументы, звукозаписи, старинные и другие рукописи и архивы, редкие печатные издания);

Памятники археологии и архитектуры (каменные кресты и культовые камни, статуи, клады, мавзолеи, культовые сооружения, объекты народного зодчества);

Памятники истории (объекты, связанные с историческими событиями и личностями);

Памятники искусства (произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства).

На основании решений Белорусского Республиканского Научно-методического Совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь историко-культурным ценностям присваиваются определенные категории. Для материальных историко-культурных ценностей существует 4 категории. Данное правило установлено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 №578 «Аб статусе гiсторыка-культурных каштоўнасцей» .

Согласно нашему законодательству, а именно в соответствии со ст. 52 Закона об охране историко-культурных ценностей, владелец культурной ценности не может свободно использовать свои права на нее в международном гражданском обороте. В частности запрещается:

Отчуждение или иная передача права собственности без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь;

Изменение места нахождения и условий содержания без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь;

Вывоз за границу на постоянной основе.

В целях обеспечения сохранности культурных ценностей и недопущения нарушения их правового режима информация о них систематизируется, а сами они подлежат централизованному учету. Культурные ценности по решению Совета Министров Республики Беларусь включаются в Государственный список, ведение которого осуществляет Министерство культуры. На каждую историко-культурную ценность составляется учетная карточка и паспорт. Государственный комитет пограничных войск в пределах своей компетенции осуществляют контроль за вывозом историко-культурных ценностей за границу.

Таким образом, рассмотрев международный опыт в разрешении вопросов, касающихся определения статуса и понятия историко-культурных ценностей, опыт на региональном уровне, а также, обративших к нашему национальному законодательству, можно сказать, что определение историко-культурных ценностей весьма схоже в различных государствах. Однако, в любом случае, определять перечень категорий, который могут быть включены в понятие «историко-культурные ценности» будут сами государства, так как лишь они обладают таким правом.

Наиболее общий признак культурных ценностей - это их историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества. Культурные ценности следует понимать как незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.

Так Большая юридическая энциклопедия (2005 г. издания) дает более детальное определение культурной ценности, это «... нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

Объект, представляющий собой культурную ценность должен не просто давать человеку информацию исторического, художественного или научного характера, но в первую очередь воздействовать на органы чувств. Такой предмет может вызывать, например, визуальное, слуховое наслаждение. Эти впечатления воздействуют на разум человека, передавая таким образом, порой из далекого прошлого, мысли создателя культурной ценности.

Можно выделить несколько основополагающих признаков, по которым объект или предмет может быть отнесен к категории «культурные ценности»:

1) универсальность, т. е. предмет представляет общемировой интерес (имеет ценность для всех народов);

2) незаменимость: невозможно создать абсолютно идентичный образец;

3) уникальность, рассматриваемую как эстетический посыл, который несет в себе предмет;

4) временной критерий: к культурным ценностям относятся те предметы материального мира, которые созданы в большинстве своем более чем 100 (50) лет тому назад;

5) стоимость в эквивалентном выражении: культурные ценности подлежат имущественной оценке и могут быть отнесены к предметам материального мира (вещам).

Классификация К.Ц. Достаточно сложная задача, так как они слишком разнообразны, количество их неисчислимо, они уникальны. Классификация, построенная с использованием совершенно разнородных критериев, не выдерживает критики, почти каждый из перечисленных в ней видов включает объекты, которые могут быть одновременно отнесены и к другим видам памятников. Однако, для охраны памятников истории и культуры их научная классификация, позволяющая избрать наиболее оптимальные средства их защиты имеет важное значение.


Статья 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает классификацию культурных ценностей, разделяя их на 3 категории:

1) Непосредственно культурные ценности, а именно: памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше.

2) Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование движимых культурных ценностей, причисленных в первой категории. К ним относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов.

3) Центры сосредоточения культурных ценностей. К этой категории Конвенция относит центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей. Примером такого центра служит Казанский Кремль, сам представляющий архитектурный и исторический памятник, на территории которого сосредоточены другие значительные культурные ценности.

Основанием для классификации К.Ц. Может служит и фактор времени, т.е. время создания предмета: артефакты, современные, а также ценность К.Ц. Взяв за основу подобное разграничение и потребительский (меркантильный) интерес к истории развития человечества, функция культурных ценностей нам видится, заключена как средство приобщения к культуре.

Культурные ценности являются основными элементами цивилизации и культуры народов и ознакомление с ними способствует взаимному пониманию и взаимному уважению между народами, каждое государство должно охранять достояние, состоящее из культурных ценностей, находящееся на его территории, от опасностей, связанных с их незаконным вывозом, ввозом и передачей права собственности на них.

Конечно, современная жизнь отличается от жизни бабушек, прабабушек, но, тем не менее, из поколения в поколение передаются традиции, устои и привычки. Вместе с тем, кроме носителей национального менталитета, люди являются приемниками колоссального количества и разнообразия культурных ценностей. Это наследие нации, которое вобрало в себя историю страны, и выражается оно в полном спектре духовных и материальных ценностей, созданных как отдельными ярчайшими личностями, так и народом в целом.

Так, например, культурными ценностями России являются, без сомнения, храмы и церкви, царские дворцы; Третьяковская галерея и Эрмитаж, прославившиеся на весь мир богатством своих экспонатов, созданных руками гениальных соотечественников и других всемирно известных художников, скульпторов и прочих мастеров.

Каждый памятник в городе, каждый экспонат местного музея, все это – культурные ценности России и ее народа. Однако кроме культуры материальной - вещей, которые можно увидеть, к которым можно прикоснуться, существует еще и потрясающая по своей красоте и мощи культура духовная.

Духовные ценности народа

Многообразие и величие духовной составляющей поистине невозможно переоценить. К примеру, артисты которого от сезона к сезону заставляют рукоплескать стоя самые роскошные театры мира. А сколько песен, сказок, былин, поверий и примет накопил народ за сотни лет! Сколько войн было пережито и побед одержано! Из всего этого соткан дух русского народа, и этот народ подарил миру Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, Рахманинова, Чайковского, Менделеева, Гагарина и еще бесконечно длинный , чьи труды и достижения навсегда остались не только в истории России, но и всего мира. Творческое и научное наследие этих и многих других людей являет собой яркий величайших культурных ценностей мирового значения.

Но культура не ограничивается великим, этот уникальнейший феномен как раз и заключается в том, что духовное наследие как часть культурных ценностей складывается из мелочей: традиций чаепития, семейственности, бытовых обрядов и даже из отношений друг к другу, которые приняты в народе. Где-то почитают старших, а где-то во главу угла ставят детей, где-то в семьях патриархат, а где-то главенствуют женщины – и все это тоже часть культуры.

Конечно, культурное наследие России поражает своим масштабом и величием, но каждая страна мира также имеет свои культурные ценности, которые подчас столь различны, что остается лишь удивляться, насколько разные народы живут на земле, и насколько разные культуры они несут.




Top