Загадочная русская душа - какая она? Как в прошлом лечились русские. Российские знаменитости, победившие болезнь

Тайну загадочной русской души на протяжении многих веков пытались постичь иностранные гости и купцы, посещающие сначала Русь, а затем - Российскую Империю. Всемирно известные классики российской литературы также не остались в стороне от решения загадки русского менталитета - в своих произведениях они пытались описать русских мужчин и женщин и как можно более полно раскрыть грани их характера и особенности мировоззрения. Но все же даже сейчас большинству иностранцев русские кажутся загадочными и во многом непонятными, а сами русские могут безошибочно отличить своих соотечественников среди толпы иностранцев в другой стране. Но в чем же особенность менталитета и психологии русских, что делает их такими непохожими на представителей других народов?

Национальные особенности русских

Национальные особенности характера русских формировались на протяжении столетий, и основа уникального менталитета нации начала закладываться еще во времена средневековья, когда большинство русских жили в деревнях и вели коллективное хозяйство. Именно с тех веков для русских мнение общества и собственное положение в коллективе стало значить очень много. Также в то время начала формироваться и такая национальная черта русских, как и приверженность патриархальным традициям - от сплоченности коллектива и от наличия сильного лидера во многом зависело выживание и благополучие всей деревни, волости и др.

Эти черты присущи психологии русских и сейчас - большинство представителей нации уверены, что стране нужен сильный лидер, не считают себя вправе открыто критиковать и оспаривать решения вышестоящих лиц, и готовы в любом случае поддержать правительство. По отношению к роли каждого индивидуума в обществе русский менталитет, как и географическое положение России, находится между "западом" и "востоком": представителям этой нации сложно принять западноевропейскую модель общества, в которой индивидуальность каждого отдельного человека считается безусловной ценностью, но и к такой привилегирующей роли коллектива над индивидуумом, как это свойственно и китайцев, у русских нет. Можно сказать, что русские смогли найти "золотую середину" между коллективизмом и индивидуализмом - они придают большое значение общественному мнению и своей роли в коллективе, но при этом умеют ценить индивидуальность и неповторимость личности каждого человека .

Еще одной национальной особенностью характера русских, что отличает его от менталитета других наций, считается "широта" души русского человека. Конечно, душа не может быть широкой в буквальном смысле этого слова, и под данным выражением подразумевается, что русские люди обладают следующими чертами характера:

Психология русских в личной жизни и в быту

Большинство русских людей считают, что духовное важнее, чем материальное, поэтому не ставят целью своей жизни заработать миллионы, а выбирают другие приоритеты - семью, саморазвитие и др. Многим представителям этого народа свойственно "легкое" отношение к деньгам - русский человек не будет слишком сильно унывать во время , а также зачастую предпочтет потратить деньги на что-то приятное для себя, а не копить финансы на будущее.

Однако несмотря на такое отношение к финансам, русские любят роскошь и вычурность, поэтому не жалеют денег на дорогой ремонт в жилье, модные гаджеты и статусные предметы. В домах русских, помимо мебели и бытовой техники, есть много украшений интерьера - разнообразные сувениры, статуэтки и другие милые безделушки. Также не редкость, когда в кладовке квартиры или дома будут годами лежать какие-либо ненужные вещи - русские люди со времен существования СССР еще не совсем избавились от привычки оставлять про запас все, что может теоретически пригодиться в будущем.

В любовных отношениях русские мужчины галантны, романтичны, щедры и обходительны и всегда стремятся окружить свою даму сердца максимальной заботой. Русские женщины способны полностью раствориться в любимом человеке, готовы идти на жертвы ради любви и уверены, что "с милым рай и в шалаше". В большинстве русских семей между мужем и женой равноправные отношения, но все же забота о детях и домашние дела считаются преимущественно женским делом, а зарабатывание денег для всей семьи - мужским.

Загадочная русская душа (национальный характер русских и особенности общения)

Русским народом « можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».

Н.Бердяев


Черты национального характера

Если об Англии говорят « Старая добрая Англия», подразумевая сохранение и соблюдение традиций, о Франции - „Прекрасная Франция!“, имея в виду ту красоту и блеск страны, которою всегда она всегда славилась во всех проявлениях, то о России говорят: „Святая Русь“, предполагая то, что Россия - страна, исторически ориентированная на духовную жизнь, страна, придерживающаяся традиционного уклада, страна, стоящая в основе на православных ценностях.

Исторические и политические трансформации не слишком положительно сказываются на характере и менталитете русского народа.

Размытые, нестандартные, нетрадиционные ценности, внедряемые в русское общество - философия потребления, индивидуализм, стяжательство — это одна из основных причин формирования современного национального характера.

Сначала надо определиться с тем, что считается русской национальностью. Издавна русским считался тот, кто воспринял русскую систему ценностей, традиции, эстетику и др. Исторически русских считался тот, кто принял православие. Так, треть русского дворянства до Октябрьской революции была представлена татарами. А.С.Пушкин, его предки вообще были темнокожими! И это при том, что стихотворец считается самым главным русским (!) поэтом, впитавшим и описавшим русский быт, нравы, традиции того периода жизни России!

А те беловолосые и синеглазые русичи, которых еще можно увидеть в Вологде и Угличе, составляют исконно славянскую ветвь всех русских.

Национальные черты русских

Для того, чтобы понять « загадочную русскую душу», надо немного познакомиться с истоками формирования национального характера русских.

Характер русских формировался на основе исторических условий, географического положения страны, пространства, климата и религии.

К числу национальных черт можно отнести знаменитую широту русской души. В связи с этим, несмотря на всевозможные правила и предписания, которые диктуют умеренность в дарении, партнерам, коллегам противоположного пола, сотрудникам « по вертикали» дарят несоразмерные по стоимости подарки. Поистине с русским размахом. Недаром подарочная индустрия изобилует дорогостоящими и пафосными подарками, которые к каждому празднику раскупаются.

Главными отличительными чертами русского народа являются также такие:

Сострадательность, милосердие. Сегодня в тренде милосердие и благотворительность (это весьма по-русски - помогать даже не для имиджа, а просто потому, что кто-то нуждается и страдает…): многие люди и компании активно помогают тем, кому трудно, перечисляя средства на нужны стариков, детей и даже животных. Едут за свой счёт в места бедствия и активно помогают потерпевшим.

Об этой особенности русского характера написал немецкий солдат вермахта, оказавшись в русской деревне во время ВОв: « Очнувшись, увидел стоявшую передо мной на коленях русскую девушку, которая поила меня с чайной ложечки горячим молоком с медом. Я сказал ей: „Я мог убить твоего мужа, а ты беспокоишься обо мне“. Когда мы проходили через другие русские деревни, мне тем более стало ясно, что было бы правильно как можно быстрее заключить с русскими мир. …Русские не обращали внимания на мою военную форму и относились ко мне скорее по-дружески!»

К числу лучших качеств русского народа можно отнести интересы своей семьи, уважение к родителям, счастье и благополучие детей.

Но с этим связано и так называемое кумовство, когда руководитель берёт на работу своего родственника, которому многое прощается в отличие от обычного сотрудника, что не очень хорошо сказывается на выполнении профессиональных обязанностей

Русским свойственно удивительное качество самоуничижение и самоотречение, принижение своих заслуг. Может, с этим связаны все те слова, которые слышать иностранцы, находясь в России, что они гуру, звёзды и т.п., а русские вроде бы ни при чем Иностранцы никак не могут понять, как народ с такой богатейшей культурой и литературой, колоссальной территорией, полной богатств, умудряется так отвергать себя. Но это связано с православным правилом: унижение паче гордости». Гордыня считается основным из смертных грехов, убивающих бессмертную душу, по верованиям христиан.

К национальным чертам относится также:

Религиозность, набожность существует в душе даже русского атеиста.

Умение жить умерено. Не погоня за богатством (поэтому-то и растерялось русское общество - люди не умеют жить только богатством). При этом многие, « наголодавшиеся» в советский период „по импорту“, стремятся шиковать и кидаться деньгами, что вошло уже в притчу во языцех и хорошо известно в Куршевеле. Эту часть русской натуры обычно связывают с „азиатчиной“ и деньгами, доставшимися легко или неправедно.

Доброта и гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание, незлопамятность, жалостливость, готовности прийти на помощь.
открытость, прямодушие;
естественная непринуждённость, простота в поведении (и вплоть до изрядной простоватости);
несуетность; юмор, великодушие; неумение долго ненавидеть и связанная с этим уживчивость; лёгкость человеческих отношений; отзывчивость, широта характера, размах решений.

Замечательный творческий потенциал (поэтому так прекрасна была оформлена Олимпиада, с помощью инновационных технологий). Недаром в русской культуре есть персонаж Левша, который блоху подкуёт. Известно, что Левша правополушарный, то есть человек с творческим мышлением.

Русские невероятно терпеливы и толерантны. (см. выше пример с солдатом вермахта).

Терпят до последнего, а потом могут взорваться. Повторяя фразу А.С.Пушкина: « Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный!», а иногда и перевирая её (так в в Интернет-словаре афоризмов можно прочесть „СТРАШЕН русский бунт - бессмысленный и беспощадный“), вырывая её из контекста, некоторые забывают о том, что у этой реплики есть очень информативное продолжение: „Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка“.

Отрицательные качества, конечно, тоже можно отметить. Это беспечность, лень и обломовская мечтательность. И, увы, пьянство. В определенной мере это связано с климатом. Когда по полгода не бывает солнца, то хочется согреться и и не хочется ничего делать. При определенным условяих русские умеют собраться, сконцентрироваться и игнорировать климат во имя идеи. Многие ратные подвиги - подтверждение. Беспечность связана с крепостным правом, которое придётся изживать в себе каждому почти русскому. Русский полагается на « авось» по двум причинам: надежда на барина, царя-батюшку и „зону рискованного земледелия“, то есть на неопределенность и неровность климатических условий.

Русским свойственна некоторая сумрачность. И на улицах нечасто встретишь людей с весёлыми лицами. Это связано с наследием социалистического прошлого, в котором были свои трудности, с нынешним положением вещей и, надо предположить, с суровым климатом, где почти полгода не бывает солнца. Но зато в офисе ситуацию меняется: со знакомыми людьми русские охотно общаются.

Недостаточная способность к объединению, к самоорганизации предполагает, что непременно нужен вождь, правитель и др. При этом, руководителем часто назначают мужчину, опираясь на патриархальные стереотипы - мужчина лучший вождь. Впрочем, ситуация меняется, и сегодня мы можем увидеть на топовых позициях много женщин.

Возможно, из-за того, что в последние десятилетия привнесены не свойственные русскому народы ценности - стяжательство, поклонение Золотому тельцу, русские люди, несмотря на все существующие блага, современные технологии, отсутствие « железного занавеса» и возможности, часто пребывают (да представители мидл-класса) в состоянии повышенной тревожности и пессимизма. Где бы ни собирались русские, за празднично и пышно накрытым столом, непременно найдётся пара-тройка людей, которые станут утверждать, что „всё плохо“ и „мы все умрём“.

Свидетельством этого является активное обсуждение на форумах Открытия Олимпиады, которое было прекрасно. При этом многие этой красоты не видели, потому что обсуждало коррупцию и сколько денег ушло на подготовку Олимпийских игр.

Русские не могут жить без идеи и веры. Так, в 1917 году отобрали веру в Бога, появилась вера в КПСС, в 90-е отобрали веру в КПСС и коммунистическое будущее, появились бандиты, маргиналы, иваны-родства-не-помнящие, т.к. стало непонятно, во что и в кого верить.

Сейчас ситуация медленно, но выравнивается. Несмотря на вечную критику в адрес всех и вся (и на православную церковь и ее служителей), люди обращаются к Богу и занимаются милосердием.

Два лица современного делового общества

Сегодня деловое сообщество разделилось примерно на две части. Эти части представлены так. Директора среднего и пожилого возраста, чаще - представители регионов, бывшие комсорги и партийные деятели. И молодые менеджеры, с МВА-образованием, полученным иногда за границей. Первые отличаются закрытостью в общении в большей степени, вторые - в большей степени открыты. Первые - чаще наделены инструментальным интеллектом и склонны рассматривать подчиненных как винтики в едином механизме. Вторым в большей степени свойственен эмоциональный интеллект, и они всё же пытаются вникать в проблемы своих сотрудников, конечно, не всегда.

Первую категорию вести переговоры не учили. При этом в процессе общения некоторые из них обретали хорошие коммуникативные навыки и умели договориться, « с кем надо» и обладали большими связями в своей среде. Часть представителей этой группы, напротив, общалась „сверху вниз“, в привычном авторитарном стиле, нередко, с элементами речевой агрессии.

Современные же топ-менеджеры были обучены навыкам ведения переговоров и продолжают обучение после завершения основного курса. Но при этом « …Редко кто из иностранцев, попадающих на топовые позиции в российские компании, выдерживает более года» (Еженедельник „SmartMoney“ №30 (120 ) 18 августа 2008).

В чём же причина? Дело в том, что, несмотря на европейское образование молодые топ-менеджеры являются носителями отечественного менталитета.

Авторитарный стиль управления « впитан с молоком матери», на совещаниях и в кулуарах может звучать ненормативная лексика. Такой типаж продемонстрировал Никита Козловский в фильме „ДУХЛЕСС“. Его герой обладает всем набором характеристик.

Кстати сказать, и первые, и вторые интровертны. Вторые и вовсе могут быть погружены в мир гаджетов и предпочитают общение через устройства связи.

Зная эти особенности, можно сделать выводы, каким образом адаптироваться к общению с русскими.

Так, приходится понимать, что с амбициозными « красными директорами» нужно обращаться с великим почтением, как с барином во времена крепостничества, с молодыми топ-менеджерами - также, но при этом понимать, что они более демократичны в общении. И всё же предпочтут коммуникации по Интернету.

Русский этикет - иногда бессмысленный и беспощадный

При всей доброте, щедрости, толерантности манеры русских оставляют желать лучшего, т.к. русские являют преемниками советского народа, которому долгое время внушали, что « буржуазное» — это плохо. Это въелось в подсознание. Поэтому иногда можно наблюдать проявление не слишком корректного поведения.

Так, например, на Церемонии Закрытия 22 Олимпийских игр, когда чемпиону вручали медаль на ленте, и ее надо было повесить на шею, атлет не догадался снять шапку, хотя во время гимна приложил правую руку к сердцу. В торжественных случаях мужчинам нужно снимать головной убор.

Как-то раз автор наблюдала ситуацию, также связанную с головными уборами, в другом городе. После семинара по деловому этикету и разговора о том, как надо и как не надо, два участника встали без предупреждения, прямо в зале для занятий надели крупные кепки и - вышли из помещения.

По правилам европейского и русского этикета в помещении и, тем более, за столом, снимает головной убор. Исключение: артисты, претендующий на определенный имидж, и представители конфессий, где принято всегда носить тюрбан или чалму.

Если иностранец откинулся на стуле, это может означать, что он предполагает расслабиться и/или завершить общение. У русских манера сидеть, откинувшись на стул - базовое состояние. Только спортивные и/или воспитанные люди в России сидят, не прислонившись к спинке стула (если стул традиционный, а не эргономический), остальные же - сидят как придётся, демонстрируя многие свои комплексы и базовые установки.

Русские не привыкли элегантно стоять, они могут пытаться принять закрытую позу и/или перетаптываться на месте.

Взгляд русского человека зависит от ситуации. Если это руководитель, то он может смотреть, буквально не мигая, колючим взглядом в лицо собеседника, особенно подчиненного, либо вполне доброжелательно, если перед ним его знакомый или родственник. Разумеется, интеллигентные и воспитанные люди « носят» доброжелательное выражение лица.

На тревоги и напряженность указывает поперечная вертикальная складочка между бровями, которая придаёт строгий, недосягаемый вид, что может несколько помешать при контакте. Интересно, что у нас такую складочку можно увидеть даже у весьма молодых девушек.

Когда дама подходит к коллеге, сидящему на стуле, он не всегда догадается приподняться, но при этом может элегантным жестом предложить ей войти в лифт, что неверно, т.к. в лифт первым входит или мужчина, или тот, кто ближе стоит.

Особенности общения в России

В общении в нашей стране есть своя специфика:

— нелюбезность, неудачные манеры, проективное мышление (проекция - тенденция считать других подобными себе); скованность или развязность вместо свободного общения; мрачное выражение лица; неумение/нежелание давать ответ и обратную связь, конфликтность, неумение вести « маленькую беседу» и слушать.

В неформальном (а порой и в формальном) общении часто предпочитается неверный тематический выбор беседы (о политике, проблемах, болезнях, частных делах и т.п.). При этом приходится признать, что женщины чаще говорят о « бытовухе» и своей личной жизни (отношениях с родителями, мужьях, детях, а мужчины - о политике и будущем, причем чаще в мрачных тонах.

В России большой разброс характера коммуникации - от мрачного стиля до наигранно-позитивного стиля, пришедшего еще в 90-е годы в и « скопированного» с коммуникативных образцов США.

Наряду с другими факторами неумение общаться в целом понижает персональный имидж многих соотечественников, уровень корпоративной культуры и имидж компании в целом.

Ошибки и основные заблуждения в общения в России

К основным ошибкам и заблуждениям в России можно отнести существующее до сих пор в некоторых случаях мнение среднестатистического сотрудника о том, что гость ему что-либо должен и обязан: оставить много денег, приобрести дорогостоящий турпродукт, заказать в номер роскошные блюда и т.п.

Это основано на иррациональной психологической установке, называемой « долженствование» (человек считает, что ему все что-то должны, а когда это не происходит, очень обижается) и сказывается на общении самым прямым образом. Если надежды на то, что коллега, партнер, покупатель не оправдались, и собеседник ведёт себя так, как ведёт, то русский клерк может испытывать разочарование и даже выражать своё раздражение.

Общепринятым заблуждением является также нелюбезное отношение и, соответственно, общение с несостоятельным, с точки зрения сотрудника, гостя.

Что влияет на стиль общения. Прошлое и современное.

На современный стиль общения влияет:

— огромный поток информации, с которым сталкивается современный человек;

— множественные контакты, открытые границы стран и связанная с этим готовность путешествовать, туризм всех видов;

— новые технологии, прежде всего online-общение, которое задаёт определенный коммуникативный стиль, фрагментарное восприятие мира, « клиповое» мышление»;

— огромные скорости и ритмы жизни;

— глобализация, и связанные с этим процессы взаимопроникновения языков, речи и стилей общения.

Причины формирования коммуникативных навыков в России.

Историческое прошлое, крепостное право, политический режим, климат и расстояния, ментальная дуальность (двойственность) - « черное» и „белое“ в одном человеке, географические границы России, патерналистская (то есть когда правитель является как бы отцом) культура управления.

В итоге сформировавшийся национальный характер побуждают к общению, не связанному с любезностью, открытостью и пр.

Это проявляется, например, во внутренней неготовности называть своё имя по телефону. Хотя после тренингов этому обучаются.

Почему в России так трудно назвать своё имя по телефону

Примером недостаточной коммуникативной компетентности может служить небольшая готовность соотечественников называть своё имя по телефону. Это связано с историческим менталитетом и привычками россиян. И может происходить потому, что

— прежде персонал не обучали деловому общению, любезности и др.

— доказано, что чем более низким является социальный статус человека, тем труднее представиться.

— человеку из более отдаленного от центров труднее ему представляться по имени незнакомому человеку.

Советский человек много десятилетий привык не демонстрировать себя, быть скрытным. Это связано с политическим режимом, долгое время существовавшим в СССР.

— « Работает» архетипическая память, коллективное бессознательное.

— Некоторые мистические представления (например, в дохристианской Руси сущестовали представления о том, что по имени можно сглазить и поэтому на шею вешали обереги - медвежий коготь и пр.)

Центры и регионы

Говоря о современном российском обществе нельзя не сказать о постоянном противостоянии центральных городов (Москва, Санкт-Петербург…) и регионов, которое связано с тем, что Москва всегда в советское время пополнялась продуктами, отсутствовавших во всех регионах РФ. В период застоя существовали так называемые « колбасные электрички». Из других городов России, из Подмосковья приезжали за тем, чтобы купить дефицитные продукты, в том числе колбасу

Первые считают жителей провинций не слишком воспитанными, иногда развязными и что « они идут по трупам», ни с чем не считаясь.

Существует даже такое понятие, как « жизнь за МКАДом», то есть за пределами Москвы. Начиная с ближайших областных городов и мест, жизнь действительно как будто замирает и остаётся неизменной долгое время. Новшества приходят сюда с некоторой задержкой.

При этом регионалы считают москвичей с одной стороны, высокомерными и богатыми, не смотря на то, что истинно коренные жители столицы в нном поколении — довольно спокойные и доброжелательные люди, с другой стороны - « лохами» и „растяпами“, которых можно легко опередить во многих направлениях.

И если москвичи могут снисходительно, но терпимо смотреть на приезжих, то региональные, даже поселившись в столицу, не всегда могут принять образ жизни и менталитет москвича, и, бывает, могут даже испытывать остаточные комплексы, говоря в беседе с коренным жителем что-то вроде: « А ничего, что я не москвич?» или же: „Вот вы - москвичи!..“ Последним приходится доказывать „презумпцию невиновности“ в неадекватной распределительной системе, имевшей место быть в годы СССР.

Сейчас облик, лицо города меняется, и стиль и нравы жителей мегаполиса - тоже.

Булат Окуджава

Ч.Амирэджиби

Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант.

В Безбожном переулке хиреет мой талант.

Кругом чужие лица, враждебные места.

Хоть сауна напротив, да фауна не та.

Я выселен с Арбата и прошлого лишен,

и лик мой чужеземцам не страшен, а смешон.

Я выдворен, затерян среди чужих судеб,

и горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб.

Без паспорта и визы, лишь с розою в руке

слоняюсь вдоль незримой границы на замке,

и в те, когда-то мною обжитые края,

всё всматриваюсь, всматриваюсь, всматриваюсь я.

Там те же тротуары, деревья и дворы,

но речи несердечны и холодны пиры.

Там так же полыхают густые краски зим,

но ходят оккупанты в мой зоомагазин.

Хозяйская походка, надменные уста…

Ах, флора там все та же, да фауна не та…

Я эмигрант с Арбата. Живу, свой крест неся…

Заледенела роза и облетела вся.

И, несмотря на некоторое противостояние - открытое или тайное - в трудный исторический момент русские объединяются, становятся соборным народом.

Мужчины и женщины

Русские мужчины, которые служат в компаниях, а не работают на стройке, отличаются галантным поведением: откроют дверь перед дамой, пропустят вперед, оплатят счёт в ресторане. Иногда даже вне зависимости от служебной субординации. Придерживать ли дверь перед дамой? Подавать ли ей пальто?

До сих пор мнения экспертов противоречивы, и в каждом случае это помогает понять момент и интуиция. По правилам американского делового этикета: дверь придерживать и подавать пальто даме-коллеге нельзя ни в коем случае. Но мы живём в России.

Женщины в России обладают сочетанием женственности и домовитости, ухожены, деловиты и очень активны. В Москве каждая вторая-третья дама - за рулём. Скромность в её традиционном значении, похоже, ушла в прошлое.

При этом женщины продолжают любить, когда офисные мужчины за ними ухаживают: подают пальто и т.п. Так что иностранцам, ратующим за эмансипацию, приехав в Россию, придётся подождать со своими советами.

С одной стороны, галантность приятна, с другой, в России, как и во многих странах, для женщин существует стеклянный потолок. И на руководящие должности предпочитают брать мужчин. Как мужчины, так и женщины.

Традиционными стереотипами являются, что женщина не может мыслить логически, слабый руководитель, ей будет мешать семья.

При этом уж если женщина заняла руководящий пост, то она « настоящая стерва», „мужик в юбке“ и идёт по трупам…

В смешанном коллективе, где трудятся и мужчины, и женщины, случаются служебные романы. Традиционно общественность встаёт на сторону мужчины, поэтому в некоторых случаях лучше не рисковать и не начинать не нужные отношения.

В женских коллективах существует своя специфика. Пока у какой-то сотрудницы всё хорошо, то со стороны других может иногда появлться зависть. Поэтому лучше стараться её не возбуждать, одеваясь, скажем, слишком ярко или стильно. При этом если сотрудницу постигло несчастье, все объединяются и начинают оказывать ей всевозможную помощь: финансовую, организационную и др.

По правилам этикета не приянто говорить о болезнях и семейных делах на работе. Тем не менее, это правило нарушается, особенно в женском коллективе. И горе тому секретарю, которая в ответ на доверительные рассказы начальницы, начала делиться своими проблемами. Аукнуться может жёстко.

Мужчины и женщины в России выглядят по-разному.

Одежда, дресс-код

Ради того, чтобы идти по карьерной лестнице, какая-то часть мужчин старается одеваться элегантно, и даже приобретает костюмы известных брендов. В основном это топ-менеджеры и амбициозные яппи.

Другая часть мужчин социально ниже, образовательный уровень ниже. Наверное, с этим связана манера носить черный верх и джинсы в любой день. В метро бывает темно от такой одежды. Черные куртки, черные пуловеры, иногда черные рубашки (на переговоры, на которые принято надевать светлые рубашки) в сочетании с чёрным же галстуком.

Интересно, что, как только предоставляется малейшая возможность не носить хороший, стильный костюм, как итальянцы или французы, русские мужчины моментально облачаются в « черный стиль». Объясняется это обычно тем, что „немарко“. В действительности, желание „скрыться“ за черным цветом о многом сказало бы социальных психологам…

В России существует особая демографическая ситуация: женщин значительно больше, чем мужчин. И, если раньше приходилось опасаться харрасмента, направленного на женщину, то сейчас в России из-за закономерной конкуренции происходит « охота» на состоявшихся мужчин. Поэтому женщины прибегают к различным уловкам, лишь бы заполучить успешного мужа: декольте, мини, накладные ногти, что не соответствует корпоративным стандартам, но при этом „продвигает“ даму на местном „брачном рынке“. Этому не приходится удивляться.

И те, и другие нарушают дресс-код, который в то же время сегодня стал более мягким и демократичным. И работодатели не требуют у дам строгого костюма-»футляра», необходимого ранее.

Переговоры и приём делегаций

О правилах ведения деловых переговорах на страницах нашего журнала много писалось.

Российские переговорщики: воспринимают собеседника как противника, относятся к нему с подозрительностью и некоторой враждебностью, считают необходимым скрывать некие данные (непрозрачность позволяет делать многие деда).

Местные « князьки» обладают амбициями. Российским переговорщикам кажется, что их город или регион - самый лучший. И, что хуже, стараются „выбить“ себе на переговорах всевозможные преференции, которые чаще всего идут не на развитие территорий, а в собственный карман. При этом часто на местах федеральные власти представляют самое серьезное препятствие на пути к инновационному развитию территории.

При этом есть очень положительные примеры развития территорий. Так, гордостью Сибири считается Александр Васильевич Филипенко, бывший глава Администрации Ханты-Мансийского автономного округа, который прославил край инновациями и удивительными проектами, направленными на благоустройство и развитие ХМАО. В его честь назван Международный биатлонный центр.
Специфика переговоров

Громкая речь без учёта манеры другой стороны также может расстроить переговоры.

Ригидность, т.е. твердость, малоподвижность, неадаптивность в переговорах. Никаких уступок.

Откровенное манипулирование, когда собедника пытаются « загнать в угол»

Неадекватный внешний вид (либо джинсы с черным пуловером, либо очень нарядный костюм.

Нежелание принимать на себя ответственность, попытки уйти от серьезной беседы.

Незнание и не сильное желание узнать национальные особенности представителей другой стороны и правил хорошего тона (могут снять пиджак не по времени, в начале переговоров, хлопнуть по плечу)

Невыполненные обещания и небрежность в оформлении документаций дополняют список.

Неприятные намёки на мзду (в случае с соотечественниками), так называемые откаты.

Отрадные тенденции. Некоторые российские руководители на местах за собственные средства строят дороги и больницы. Это ли не по- русски?.. Ведь щедрость и благотворительность всегда была на Русской земле.

Когда ожидают делегацию в организации или в компании, то все стремятся подготовиться наилучшим образом.

Гостеприимство.

Но если в современных компаниях молодые менеджеры при всей демократичности могут доходить до некоторой даже фамильярности в общении (это выражается в небрежности обращения, усеченное имя « Татьян» вместо „Татьяна“, в игнорировании позиций старший-младший, некоторая даже небрежность в общении, странные визитные карточки), то в организациях с традиционной культурой в большей чести церемонность, степенность, следование правилам поведения, принятым при приёме делегаций. Работает отдел протокола, который занимается огранизацией приёмов, делегаций, встреч, и мероприятий.

Застолье

В России сопровождается обильным вкушением пищи и винопитием. Только в дипломатических кругах на « Завтрак» или „Обед“ могут подать всего по две закуски. Если же подать на корпоративе не слишком много угощения, то это может быть воспринято с удивлением, если не с обидой. Русские на корпоративах едят с размахом, много пьют и, бывает, что танцуют, но чаще предпочитают разбиться на группы и говорить „по душам“.

Этикет соблюдается далеко не всегда, ведь зачем его соблюдать, если все стали в этот момент друзьями и почти родственниками?..

Очень важно контролировать себя в такие моменты, потому что служебные романы, которые завязываются на мероприятиях, быстро проходят, а слова, сказанные о руководителе под воздействием горячительных напитков, « Не воробей. Вылетит - не поймаешь»

Приветствие, обращение

После Октябрьской революции границы общения между полами стёрлись и в обиходе появилось обращение « товарищ» и — „товарищ“, адресованное и мужчинам, и женщинам.

После Перестройки, когда в Россию стал входить капитализм, специалисты в области русского языка попытались ввести в речь обращения « господин», „госпожа“, „сударь“, „сударыня“. Иногда на пафосных корпоративах можно услышать „Господин Иванов“, „Госпожа Петрова“, но чаще в тот момент, когда о них говорят в третьем лице.

При непосредственном обращении приходится находить тот вариант, который приемлем и удобен для обоих. Так, к человеку старшего возраста в России обращаются по имени-отчеству, разумеется, на « вы», к человеку, более молодому, — по имени. При этом в практику вошла манера обращаться даже к старшим людям по имени (зависит от корпоративного стиля). Этот стиль пришёл из США.

Особо стоит сегодня вопрос о переходе на « Ты». Инициатором такого обращения может выступить только вышестоящая персона, только клиент, только лицо старшего возраста, при равных только женщина. Всё остальное - нарушение правил этикета.

При этом в России сплошь и рядом звучит « ты», особенно на автодорогах, где, кажется, водители вообще забывают о существовании местоимения „вы“.

В наши дни в качестве первоначального обращения можно услышать « уважаемый» по отношению к мужчине или „дама“, сказанное женщине. Или же обезличенное: „Будь любезны?“,» Не подскажете ли вы мне?..»

Улыбка.

Надо отметить, что традиционная неулыбчивость и мрачное выражение лицо, по которому русских узнают во всем мире, связаны с искренним желанием казаться серьезными.

Русские охотно улыбаются. Но только при встрече со знакомыми. Поэтому иностранцам можно было бы философски отнестись к тому, что на улицах они встретят много людей, которые идут с самым непозитивным выражением лица, насупив брови. Очевидно, климат так повлиял на подобный стиль. Это связано и с тем, что русским свойственна некоторая закрытость при том, что существует пословица « На миру и смерть красна!». Некоторые актёры в жизни бывают очень замкнуты. Зато руссуике будут широко и искренне улыбаться знакомым и друзьям. Просто в сознании русского человека улбыка и смех близки по значению, а „Смех без причины - признак дурачины“.

Гости могут приехать не только из зарубежья, но и из другого региона

Предупрежден, значит вооружен. Чтобы хорошо подготовиться к контакту с представителями отдельной национальной культуры, в данном случае современных русских, важно изучить их нравы и традиции, особенности и возможные отличия. Если знать, с чем связаны те или иные традиции, то это даст возможность адаптироваться по отношению к партнерам, визитёрам, установить с ними правильные стиль и интонацию в общении, что в результате позволить установить долгосрочные деловые отношений. Знание нравов, особенностей, традиций в итоге даст толерантный подход, что в свою очередь, даст понимание и создаст душевный комфорт и лояльность по отношению, в данном случае, к русскому народу и к его загадочной душе.

___________________________-

  1. Патернали́зм ( лат. paternus — отцовский, отеческий) — система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.

___________________________________

Ирина Денисова, член Совета, координатор клуба « Персональный маркетинг», цеха „Коммуникации“ Гильдии маркетологов

Данная статья опубликована в бумажном деловом издании « Справочник секретаря и офис-менеджера», № 4 2014 г. Просьба соблюдать авторские права и ссылаться при перепечатке на автора и издание. Публикуется в авторской редакции. - И.Д.

Как это знаменитый человек, имевший в жизни славу, почёт, деньги, который мог позволить себе, если не всё, то многое, оказался перед лицом такой грозной опасности - серьёзной болезни. Мечты о счастье, любви, карьере, болезнь стирает как резинка, написанное карандашом. Как он смог выстоять, победить болезнь, выздороветь?

Конечно, когда болезнь обнаруживается у знаменитости, к его услугам бывает всё, лучшие клиники, врачи, современные методы лечения. Но главное для того, чтобы победить болезнь, это сила воли, которая не даёт впасть в отчаяние и безграничная вера в себя, в то, что ты сможешь победить болезнь.

Знаменитости прошлых веков, победившие болезнь

Известный писатель Мигель де Сервантес Сааведра во время службы в армии, в сражении потерял левую руку, кроме того, спустя четыре года он попал в плен, и в течение пяти лет испытывал все лишения плена. И тем не менее, эти несчастья не сломили его, а только закалили его волю и желание жить полноценной жизнью. Несколько лет спустя он не только вернулся к нормальной жизни, но и стал известным писателем. Его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» известен всему миру.

«Для человека, с талантом и любовью к труду, не существует преград», - утверждал Людвиг Ван Бетховен . Это высказывание говорит всё о характере и воле великого композитора. Уже в 26 лет, вследствие болезни, Бетховен начал терять слух, а спустя непродолжительное время полностью оглох. Уже почти ничего не слыша, он сочинил «Лунную сонату», которой восхищаются даже те, кто далёк от классической музыки. И все последующие свои произведения он писал уже будучи полностью глухим. Он говорил, «музыка звучит внутри меня, и я её слышу». Мало того, во время концерта, когда звучала его знаменитая 9-я симфония, глухой композитор сам дирижировал оркестром.

«Единственной преградой осуществления наших планов на завтра, могут быть наши сегодняшние сомнения», - это высказывание одного из самых великих президентов Соединённых Штатов Америки Франклина Делано Рузвельта . Когда ему исполнилось 39 лет, он получил серьёзное заболевание - полиомиелит. В то время медицина не могла помочь в излечение этой болезни, но Франклин всё равно не сдавался и надеялся если не на излечение, то на улучшение состояния.

Он пытался хотя бы сохранить подвижность, истязая себя неудобными ортопедическими приборами и применяя костыли. Он никогда не жаловался, не хотел, чтобы его состояние вызывало у людей обидную жалость. Что ещё, как не мужество, стремление принести пользу своей стране, позволило мужчине, прикованному к инвалидной коляске, победить на выборах и стать президентом Америки. Рузвельт руководил страной не в самый лёгкий её период, во время второй мировой войны. Это был один из самых уважаемых президентов Америки, его решения были мудры и дальновидны, а терпение и мужество, с которым он переносил свою болезнь вызывали восхищение не только его друзей, но и врагов.

Рэй Чарльз - музыкальная легенда Америки, в 7 лет полностью ослеп, а в 15 потерял мать. Слепой мальчик во многом полностью зависел от своей матери, которая была его мостиком с окружающим миром, и когда её не стало, он длительное время, как бы, выпал из жизни, не мог говорить, спать, есть, казалось, что он сходит с ума. «Я понял, - впоследствии вспоминает музыкант - что, пережив эту трагедию и не сломавшись, я теперь смогу справиться с чем угодно». Когда Рэю исполнилось 17 лет, в стране уже повсюду звучала его музыка, синглы в стиле соул и джаз. Он приобрёл заслуженную популярность и его музыкальные произведения даже были включены в библиотеку Конгресса США. Уже после его смерти он был включён в список ста самых великих музыкантов мира.

Знаменитости современности, победившие болезнь

Футбольная знаменитость и секс-символ спорта Дэвид Бэкхем болеет астмой с детства. А широкая общественность и его фанаты узнали об этом только в 2009 году и то, случайно, в журнале был опубликован снимок футболиста с ингалятором в руке. Это серьёзное заболевание не только не мешает знаменитости вести обычную жизнь, но и не смогло помешать ему добиться таких высоких результатов в футболе. О своём заболевании Дэвид сказал журналистам кратко и выразительно: «Да, астма у меня уже много лет. Не говорил об этом, потому что повода не было. О чём тут, вообще говорить?». После этих слов, добавить, действительно нечего, вот такое трезвое и спокойное отношение к своей болезни.

А вот ещё одна величайшая спортивная знаменитость, известный велогонщик Лэнс Армстронг , у которого в 1996 году обнаружили запущенный рак и уже были метастазы на другие органы. Наверное, спорт учит бороться даже в самых безнадёжных ситуациях, Лэнс не сдался болезни, он согласился на предложенный, очень рискованный, с непредсказуемым результатом и возможными побочными действиями, метод лечения, и победил болезнь. Сейчас спортивная знаменитость снова на своём двухколёсном коне и, кроме того, он основал Фонд Лэнса Армстронга для поддержки и помощи больных раком.

У знаменитого американского актёра Роберта де Ниро был обнаружен рак, когда ему исполнилось 60 лет. Но актёр не впал в отчаяние, он твердо верил в выздоровление и в продолжение своей актёрской карьеры. Ему сделали операцию и, именно благодаря воле актёра и желанию полностью выздороветь, восстановление после операции проходило очень быстро. Сейчас голливудская знаменитость абсолютно здоров, его творческая жизнь продолжается, после выздоровления он уже снялся в нескольких фильмах.

Известный всему миру «гуру оптимизма» Ник Вуйчич , вообще, появился на свет без рук и без ног. Он мог бы всю жизнь провести в инвалидном кресле, но необыкновенная сила воли Ника сделала его жизнь не просто жизнью нормального человека, а очень счастливого и успешного мужчины. Сейчас ему 33 года, он миллионер, автор пяти книг, директор двух компаний, имеет красавицу-жену и двух сыновей, а внешне, это очень обаятельный мужчина, который постоянно излучает оптимизм. Ник Вуйчич пишет книги, прекрасно поёт, занимается плаванием, серфингом, игрой в гольф, путешествует по миру. Глядя на него, понимаешь, что волевой человек, даже с ограниченными возможностями, может сделать свою жизнь счастливой и успешной.


Российские знаменитости, победившие болезнь

Кто не зачитывался детективами российской писательницы Дарьи Донцовой, трудно предположить, что эта хрупкая белокурая женщина, перенесла страшную, во многих случаях, неизлечимую болезнь. Не просто перенесла, а победила, и именно в период лечения начала писать. Рак груди в последней, четвёртой стадии, приговор врачей был суров - «жить вам осталось месяца три-четыре». Даже в такой безвыходной ситуации она не сдалась. И потянулись бесконечные процедуры химиотерапии, ряд операций. «Наверно, я начала писать, чтобы не сойти с ума» - вспоминает о том времени писательница. Победившая болезнь, она даже фактом своего выздоровления, дарит надежду на жизнь таким больным, Донцова утверждает, что, что рак, это не конец, нужно перестать себя жалеть и начинать лечиться, рак лечится.

Российская телевизионная знаменитость, хорошо известный телезрителям бывший бессменный ведущий передачи «Утренняя почта» Юрий Николаев боролся с раком несколько лет и победил. «Я выздоровел потому, что на протяжении всех лет лечения я не предавался отчаянию, а боролся. В этом мне помогал Бог, я глубоко верующий человек». Сейчас Юрий Николаев успешно продолжает свою телевизионную деятельность, участвуя в передачах «Достояние республики» и «В наше время».

Ещё одна наша российская знаменитость, журналист и телеведущий Владимир Познер двадцать лет назад перенёс рак. Познер глубоко убеждён, что люди, победившие болезнь, пусть даже такую страшную, как рак, победили её благодаря воле, собранной в кулак, мужеству и вере, что смогут всё преодолеть и победить. «Кроме того, меня очень поддерживала вера в меня моих родных и близких. Они ни на минуту не сомневались, что болезнь отступит и я полностью поправлюсь» - говорит журналист. В 2013 году Владимир Познер стал послом международной программы «Вместе против рака».

О быте наших предков известно достаточно много. Сведения, собранные историками и археологами, летописи и предания, в достаточной степени воссоздают картины прошлого. Существует множество исторических памятников представляющих собой письмена, описывающие героическое прошлое или повседневный быт . Среди них встречаются свидетельства народной медицины, содержащие давно забытые, малоизвестные и малоизученные рецепты и советы, отражающие самобытность русского народа. Всё это представляет собой находки народной интуиции, которые передавались от поколения к поколению, проходя испытание временем. Многие из таких советов старинных русских лекарей не утратили своего медицинского значения и если внимательно отнестись к ним, они могут принести свою «сугубую пользу», как любил иногда говорить, по словам очевидцев, Пётр Первый.

Какими же были пациенты тогдашних лекарей? Согласно преданиям в пятнадцатом веке русский представлял собой выносливого, крепкого, удивительно терпеливого и неприхотливого в еде человека. Однако в поведении он отличался пассивностью, флегматичностью и даже некоторой вялостью. В народе действовал жёсткий , где не было места слабым и немощным. Они умирали ещё в младенчестве, и никто особо не пытался их спасать. Но выжившие отличались особой устойчивостью к неблагоприятным обстоятельствам окружающей среды. Очень рано детей отнимали от груди. На третьем месяце его уже переводили питание козьим или коровьим молоком давали жёваный мякиш («куклу») из чёрного хлеба обёрнутый в обслюнявленную тряпочку. Через некоторое время ребёнка полностью переводили на питание теми продуктами, что потребляли взрослые. Кроме грубой рубашонки одежды у такого ребёнка не было. Полуголые и босые ребятишки носились по улицам деревень до самого первого снега. В очень раннем возрасте дети начинали трудиться, выполняя тяжёлую крестьянскую работу.


Крестьянский обед во время жатвы. Художник Константин Егорович Маковский

Жизнь русского человека мало располагала к излишествам. В основной рацион входили каши, чёрный ржаной хлеб, различные коренья, лук, рыба и квас. Часто в многочисленных семьях продуктов не хватало. Недоеданию способствовали постоянно соблюдаемые религиозные посты. В поисках земли и лучших мест проживания пускались русские люди в путешествия, осваивая восточные земли, терпя стужу и зной, обираемые тогдашними правителями.
Несмотря на отменное и крепость тела средний русский был миролюбивым человеком, воевать не любил. В отличие от немцев, которые очень часто нанимались в разные войска и принимали участие почти во всех европейских войнах, русские слыли плохими вояками.

Средняя продолжительность жизни была не велика. Частые , болезни, обусловленные неблагоприятными жизненными условиями, не давали разлиться реке жизни в полной мере и уносили в мир иной массы населения.
На болезнь вызванную простудой очень часто не обращали внимания. Её называли «соплянка» и считалось, что и так всё само собой пройдёт. Заболевания, связанные с нервной системой, объясняли как порчу, сглаз или наговор. Среди болезней часто одолевавших простой люд различали гортанную, нутряную боль, отёк, сухотку, каменную болезнь, немоту, глухоту, грызь (грыжу), зубную боль и так далее.

Заболевший человек в первую очередь обращался к исцелению молитвами. Считалось, что Бог дал болезнь как испытание, а значит, он же исцелит, если убедится в твёрдой вере своего чада. Молитвы, строгий пост, прикосновения к чудодейственным иконам и мощам святых – вот основное оружие против болезней тогдашнего русского человека. Но наряду с такими методами существовали и практические способы. Они и были первыми свидетельствами зарождения медицины на Руси. Одни методы были основаны на ранних достижениях медицины и практиковались монастырскими лекарями. Другие – народными знахарями, которые унаследовали их ещё со времён язычества. За многими из таких знахарей признавали немалую силу. Существуют свидетельства, что для излечения больного своими способами знахарь должен был снять нательный крест. И только тогда его усилия могли принести результат. Чаще всего такими знахарями были женщины. Считалось, что дар волхования, ведовства передаётся в основном по женской линии так, как женщина была первой, кто поддался дьявольскому влиянию.

Церковь негативно относилась к знахарству, и она же взяла на себя ответственность не только за душевное, но и телесное здоровье людей. Самые первые больницы появились как раз при церковных заведениях. Особо славился в те времена Киево-Печерский монастырь. Великолепным лекарем считался преподобный Антоний. Другой врачеватель Алимпий отличился тем, что сумел поднять на ноги проказой и уже полумёртвого человека.
Но среди знахарей также хватало искусных врачевателей. Одни специализировались на дёргании зубов, другие вправляли грыжу или кости, третьи «отводили» порчу, а кто-то разбирался в целебных травах. Были своеобразные уникумы, которые опирались в лечении только на свою фантазию. Так один московский ведун избавлял людей от головной боли крепкими затрещинами. Он утверждал, что , поселившаяся в голове, испугается и перейдёт к врагам больного.
Знатоков трав называли зелейниками. Даже князья и прибегали к их услугам. Старинные источники рассказывают, что однажды к услугам такого «специалиста» обратился сам Борис Годунов. Некая боярская жена похвасталась, что её муж разбирается в травах и тогда царь приказал срочно доставить этого человека к нему. Сам же он сильно страдал тогда от приступов подагры. Но боярин заупрямился и стал утверждать, что лечить травами не умеет, в это всё его жена специально подставила его таким образом. За упрямство знахаря было приказано высечь и если не образумиться через некоторое время, отрубить . Испуганный травник согласился лечить царя. Из его имения возле Серпухова были доставлены различные травы, из которых была приготовлена ванна и отвары. Приняв все процедуры, царь неожиданно почувствовал себя здоровым. Тогда он приказал снова высечь несчастного знахаря, за то, что скрывал свои способности и наградил его различным подарками, среди которых были и крепостные.


Фёдор Алексеев – Красная площадь

Были на Руси и врачи-иноземцы. Прибывали они в основном из , Богемии и Англии. Пользовались они большим доверием среди царственных особ, но и проблем имели не мало. Особые трудности они испытывали при лечении особ женского пола, которых нельзя было «лицезреть без полного их убора». Диагноз можно было поставить только со слов пациентки типа «болит в самой серёдке», «тянет со спины», «мозжит в правом боку» и тому подобное. К тому же после принятия ожидался мгновенный эффект. А если такого не было, то снадобье признавалось непригодным для лечения и выдвигалось требование, чтобы лекарь изготовил другое. Все неудачи ставились в вину лекарю, которым приходилось, словно ходить по лезвию . Так богемский врачеватель Антон Эренштейн явившийся в Москву при Иване Третьем не смог спасти пребывавшего в столице татарского князя Каракучу. За что и был выдан его сыну, который в отместку отрезал ему голову «яко овце» прямо на берегу Москва реки. Потерял свою голову на плахе, возведённой на Болвановке, некий «мистра Леон», который потерпел неудачу в лечении сына Ивана Третьего. Казнь произошла под одобрительные возгласы москвичей: «Поделом вору и мука!»
Не зная о крутых московских порядках и в надежде подзаработать заграничные эскулапы, попадали в тяжёлую ситуацию. При желании вернуться домой на родину было нужно разрешение только самого царя.
Однако простых людей это мало касалось и «правильная» медицина для них была недоступна. При Михаиле Романове в Москве существовала единственная аптека. Для получения лекарства в ней нужно было разрешение самого государя. А лекари-иноземцы не пользовались особой популярностью, и лечиться у них считалось грехом. Особо не любили в Москве лекарей евреев, которые подвергали себя опасности намного больше других иноземцев. Прошло немало времени пока люди стали доверять профессиональным качествам врачевателя, не обращая внимания на его происхождение и вероисповедание.

Свой же русский образованный появился в начале восемнадцатого века. Звали его Пётр Васильевич Посников. Он с успехом окончил университет в Падуе, а затем значительно прославился на родине.
Однако развитие современной медицины не затмило окончательно значения старинных рецептов. Со временем их стали собирать и записывать. В народе стали ходить различные «Травники» и «Лечебники». Существовали и переводы иностранных книг. Одна из таких книг появилась на свет в 1580 году по приказу воеводы Серпухова и представляла собой перевод с польского. В ней содержались сведения о травах, спиртовых настойках, о лечении камнями и тому подобное. К сожалению, книга сгорела в 1812 году, а свидетельство о её существовании можно встретить у Карамзина.
Какое-то время против лечения травами резко выступала официальная церковь, но в конце семнадцатого века буря утихла, а сами церковные лекари не гнушались пользоваться народными рецептами.

Н. Костомаров

Русские вообще ходили в баню очень часто: она была первою потребностию в домашней жизни, как для чисто­плотности, так и для какого-то наслаждения. Почти в каж­дом зажиточном доме была своя мыльня […]; сверх того для простонародия и для приезжих везде по городам су­ществовали общественные или царские мыльни, где за вход платили деньги, составлявшие во всем государстве ветвь царских доходов. По известию Кошихина, каждо­годно собирались таким образом до двух тысяч рублей со всех мылень, находившихся в ведомстве конюшенного двора. Мыльни вообще топились каждую неделю один, а иногда и два раза. В летние жары запрещалось их топить в предупреждение пожаров, с некоторыми исключениями для больных и родильниц, по воле воевод. Тогда-то осо­бенно наполнялись царские мыльни; впрочем, запрещение топить свои собственные касалось более посадских и кре­стьян; люди высшего значения всегда пользовались иск­лючением. Баня для русского была такою необходимо­стью, что по поводу запрещения топить их, жители грози­ли правительству разбрестись врознь из своих домов.

Обыкновенно ходили в мыльню после обеда, не стра­шась от этого вредных последствий. Жар был нестерпи­мый. На скамьях и полках постилалось сено, которое по­крывали полотном. Русский ложился на него и приказывал себя бить до усталости, потом выбегал на воздух и бро­сался летом в озеро или реку, подле которых обыкновен­но строились мыльни, а зимою катался по снегу или обли­вался холодною водою на морозе. Всегда кто ходил в мыльню, тот и парился: это было всеобщим обычаем. В общественных мыльнях было два отделения: мужское и женское; они отделялись одно от другого перегородками, но вход и в то и в другое был один; и мужчины и женщи­ны, входя и выходя в одну дверь, встречались друг с дру­гом нагишом, закрывались вениками и без особенного за­мешательства разговаривали между собою, а иногда ра­зом выбегали из мыльни и вместе катались по снегу. В более отдаленную старину было в обычае и мужчинам и женщинам мыться в одной мыльне, и даже чернецы и чер­ницы мылись и парились вместе.

[…] Баня была самым главным лекарством от всяких болезней: коль скоро русский почувствует себя нездоро­вым, тотчас выпьет водки с чесноком или перцем, закусит луком и идет в баню париться.

Для простого народа баня была школой той удивитель­ной нечувствительности ко всем крайностям температуры, какою отличались русские, удивляя этим иностранцев. Но что касается до высших классов общества, то, при сидячей жизни, бани порождали бездействие и изнеженность; в особенности женщины высшего состояния отличались этим и казались хилыми и брюзглыми.

[…] При способности и готовности переносить труды и лишения, русский народ, хотя не отличался долговечностию, но пользовался вообще хорошим здоровьем. Из бо­лезней только эпидемические наносили иногда значительные опустошения, потому что меры против них были слабы и ограничивались неискусным старанием не допустить за­разы распространяться с места на место. Моровые повет­рия нередко оставляли ужасные следы по всей России. Из обыкновенных болезней, которым русские чаще всего под­вергались, были гемариордальные, столь свойственные на­шему климату, упоминаемые в старину под разными наиме­нованиями припадков головной боли, течения крови, запо­ров (заклад), болей в спине и тому подобное. Нервные бо­лезни, если не были слишком часты, зато обращали внима­ние своими явлениями: эпилептические, каталептические, истерические припадки приписывались порче и влиянию таинственных сил, при посредстве злых духов; болезни эти имели разные народные наименования, как например: камчюг, френьчуг, беснование, расслабление, трясение, икота и проч.; некоторые случаи происходили от действительных болезней, иные от воображения. В XVIвеке занесена в Россию сифилитическая болезнь (тайным согнитие), а в следующем столетии она довольно распространилась и на­носила опустошения в черном народе. Простудные болезни редко поражали русского, приученного к переменам воз­духа и температуры. Как особые случаи, упоминают в ста­рину: каменная болезнь, отек, сухотка, грыжа, зубная боль, глухота, немота, слепота, шолуди, происходившие от неоп­рятности, которая нередко порождала и другие болезни, так наприм., имела вредное влияние на зрение. Вообще, от болезней искали средств более всего в церковных обрядах и прибегали также к травникам, составлявшим класс само­учек - лекарей, отдавались им часто с чрезвычайным лег­коверием. Ученые медики были иностранцы и находились только при царском дворе и то в небольшом количестве. При Иване Васильевиче лекарь иноземец был необходи­мым лицом для царя, но лечиться у него частным лицам бы­ло можно не иначе, как подавши челобитную об этом. Тоже соблюдалось долго и впоследствии, когда число врачей при дворе увеличилось. При Михаиле Федоровиче в Москве существовала одна аптека, из которой отпускались лекар­ства по челобитным и притом так, что тем, которые были не очень значительны, отпускалось и по челобитной не то, что нужно, а то, что дешевле стоило, не обращая внимания, мог­ло ли оно принести действительную пользу. Иногда лекаря отправлялись на войну с лекарством и там, вообще, мало приносили пользы. При Алексее Михайловиче в Москве были две аптеки, но только из одной продавали жителям лекарства, и то по высоким ценам, а потому эта аптека гораз­до менее приносила дохода казне, чем стоявший рядом с нею кабак. Разумеется, врачи, призываемые из-за границы, не всегда были хороши, и по зову русского царя отважно спешили в Россию шарлатаны. По этому было определено, чтоб врач, приезжающий в Россию, прежде в пограничном городе показал степень своего искусства и вылечил кого-нибудь. Медики, жившие при дворе, были чрезвычайно стеснены обычаями и предрассудками. В их занятиях не уважали науки, не ставили их искусства выше знахарского. Часто сами цари обращались к травникам и знахарям, как бы в укор медикам, состоявшим при их дворе. Когда медик пользовал особу женского пола, принадлежащую к цар­скому семейству-для него не нарушались строгие восточ­ные церемонии, всегда окружавшие эту особу. Медик дол­жен был пользовать больную и угадывать болезнь, не видя ее лично, а единственно следуя рассказам прислужницы. Если при таком способе лечения он ошибется, ему ставили ошибку в вину. Ему не дозволяли узнавать действие лекар­ства на организм больной: если с одного приема болезнь не облегчилась - по понятиям русских, это значило, что ле­карство не поможет, медику приказывали давать другое и не дозволяли повторять одного и того же несколько раз. Что касается до народа, то, вообще, он не верил иноземным врачам. Духовенство признавало грехом лечиться у челове­ка неправославной веры и в особенности вооружалось про­тив медиков-евреев, так что в XVIвеке русский, за то, что прибегал к пособию еврея, подвергался отлучению от церк­ви. Время, однако, брало свое и в этом отношении: при Алексее Михайловиче, при царе столь набожном, один из придворных медиков был еврей.

Очерк домашней жизни и нравов велико­русского народа в XVI и XVII столетиях. СПб., I860. С. 98-103.

Миниатюра: Рябушкин Андрей Петрович. Семья купца в XVII веке.




Top