Почему Григория Печорина называют героем своего времени? Сочинение «Печорин — герой своего времени. Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Само
название романа говорит о том, что
Лермонтову хотелось глубже вникнуть в
общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX
века,
сменившие время декабристов,- это годы
николаевской реакции. Главная проблема
этого романа - судьба мыслящего,
талантливого человека, который не мог найти
себе применение в условиях общественного
застоя. Белинский назвал его “умной
ненужностью”, “нравственным калекой”.

Главная
проблема этого романа - судьба мыслящего,
талантливого человека, который не смог
найти себе применение в условиях
общественного застоя. Белинский назвал его
“умной ненужностью”, “нравственным
калекой”. Лермонтов показал Печорина как
бы через историю “души человеческой”
через его судьбу.

Образ
Печорина “как героя своего времени”
раскрывается во взаимоотношениях с другими
персонажами, которые не похожи ни по
характеру, ни по положению на Печорина.
Особое значение имеет и смена лиц, ведущих
повествование. Сначала о Печорине
рассказывает Максим Максимыч, “проезжий
офицер”.
Потом о нем говорит автор-рассказчик, а
дальше Печорин раскрывается в своих
дневниках. Уже сам портрет Печорина
характеризует его как незаурядную личность.
Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”.
Он словно соткан из противоречий: то он смел,
энергичен, настойчив, то тих и кроток,
углублен в себя. Так же неровен он в
отношениях с людьми, и эти отношения еще
больше подчеркивают противоречивость
натуры Печорина.

Есть в
Печорине качества, привлекающие людей, с
которыми ему приходится общаться. Бывают
ситуации, когда он даже выгодно отличается
от других. Печорин, с кем бы он ни общался,
производит на всех впечатление, не прилагая
к тому больших усилий. Грушницкому же нужно
затратить множество усилий, чтобы обратить
на себя внимание. Поведение Груш-ницкого
вызывало чувство раздражения у Печорина.
Весь свой ум, энергию он употребил ради
мелкого, ничтожного удовольствия: “побесить”
Грушницкого. Печорин приложил все усилия,
чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни
заставляет его действовать ради ощущения
жизни, что и привело к дуэли с Грушницким.

Из всех
героев романа Вернер ближе всех к Печорину
по своему интеллектуальному уровню. Он
умный, проницательный, так же, как и у
Печорина, у Вернера иронический склад ума.
Вернер - единственный человек, с которым
Печорину легко и просто. Они понимают друг
друга с полуслова, и Печорин дорожит
мнением Вернера. В дуэли Печорина с
Грушницким Вернер выступает в роли
секунданта, но исход дуэли пугает его, и
Вернер решает проститься с Печориным.

Ни глубокой
любви, ни настоящей привязанности Печорин
не испытывает ни к кому из женщин. С Бэлой он
обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя
на предрассудках и инстинктах горцев,
Печорин тратит свой ум, энергию на цель,
недостойную порядочного человека.

В своем
отношении к княжне Мери Печорин выглядит
еще более отталкивающе. Он добивается любви
молодой княжны только лишь для того, чтобы
досадить Грушницкому, он даже не
задумывается над тем, что обрекает Мери на
страдание.

Способен ли
вообще Печорин любить? Из отношения
Печорина к Вере мы понимаем, что он любит ее.
Сильнее всего это чувство проявляется в тот
момент, когда возникает опасность потерять
Веру: “...Я молился, проклинал, плакал,
смеялся... нет, ничто не выразит моего
беспокойства, отчаяния!.. Вера стала для
меня дороже всего на свете...” Но такое
состояние длится у Печорина недолго. Его
стали одолевать вопросы, зачем это ему “гнаться
за погибшим счастьем”, что ему даст
последняя встреча, но больше всего он
боялся, что его могут увидеть рыдающим. И
Печорин возвращается домой.

В
отношениях в людьми Печорин проявляется
более чем “пустой ненужностью”. Это и о нем
Лермонтов сказал в “Думе”:

“И
ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не
жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует
в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь
кипит в крови”.

Печорин сам
говорит о себе: “Во мне живут два человека:
один живет в полном смысле этого слова,
другой мыслит и судит его”. Печорин -
энергичный, умный человек, но он не может
найти применения своему уму, своим знаниям.
Печорин - жестокий и равнодушный эгоист,
потому что он причиняет несчастья всем, с
кем общается, и его не волнует состояние
других людей. Но Белинский говорил, что он “страдающий
эгоист”, потому что он обвиняет себя за
свои поступки, он осознает свои действия, и
ничего не приносит ему удовлетворения.
Виною всему то общество, в котором
появлялись талантливые люди, но которые не
смогли проявить свои способности, обратить
свою энергию на добрые и нужные дела.

Реакционная
критика не смогла дать должной оценки
образу Печорина. Ф. Булгарин оценил
положительно в романе все, кроме главного
героя, как бы отвергая тем самым тот
беспощадный приговор условиям жизни
русского общества, продуктом которого был
Печорин. Характерно, что оценка Булгарина
совпала с оценкой Николая I,
который
поначалу решил, что героем будет старый
служака Максим Максимыч. Когда роман был
дочитан, царь пришел к мысли, что образ
Печорина - дань западной моде. Именно так в
письме к императрице оценил Николай I
роман
своего гениального современника, которого
он ненавидел. Печорин был порождением
русской действительности, не только героем,
но и жертвой своего времени.

Задачи и тесты по теме "Почему автор называет Печорина героем времени? (По роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени.)"

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Действительно ли Печорин является героем своего времени

Я думаю да, в Печорине мы можем увидеть героя своего времени. Причем героя не в смысле человека, совершающего подвиги, а человека, персонажа, как один из эпизодов жизни.

Он, как персонаж очень символичен, я вижу в нем не только личность, а отражение эпохи, всего общества. Мне кажется, автор пытался в одной личности уместить все, и достоинства, и недостатки: ум, проницательность, фатализм, любовь, соперничество, зависть, ревность - словом, абсолютно все, что присуще обществу и каждому индивиду в отдельности. Благодаря такому воплощению, намного проще понять и увидеть, что из себя представляет тот «мир», в котором все живут, в этом, считаю, огромнейшая заслуга.

Сам герой очень интересен. Он индивидуален, видимо, этим и привлекает сильное внимание. Он шел против системы, против толпы, рамок, можно было бы назвать это нигилизмом, однако же, все вполне объяснимо с его стороны. В нем уживаются совершенно несовместимые качества, практичность, рациональность, расчет, и привычка рассчитывать только на себя и в тоже время, вера в судьбу, предназначение. Кажется, будто такие люди появляются с некоторой периодичностью, когда общество особенно в них нуждается, для того чтобы понять, что что - то не так, надо повернуть, изменить жизнь… Автор не стремится проявить отношение или настроить читателя, он просто повествует, причем с разных точек зрения, от лица разных героев, чтобы у каждого возникли свои ассоциации, и каждый понял, что в его время тоже обязательно найдется «герой».

Думаю, да, безусловно он был, есть и останется героем не только своего, но и нашего времени.

В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования? ”
“Герой нашего времени”, - говорит Лермонтов в предисловии к роману, - это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени - Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?
Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого.. . Почему же так получилось?
Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ”
Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого.. . Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились.. . я стал скрытен.. . я стал злопамятен.. . я сделался завистлив.. . я выучился ненавидеть.. . я начал обманывать.. . я сделался нравственным калекой... ”
Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны - это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин - это и “злой гений” и в то же время жертва общества.

Ответ оставил Гость

В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-егоды XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавиввосстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму -все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались иподавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашеговремени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весьужас, всю трагическую сторону нашего существования? ”
“Герой нашеговремени”, - говорит Лермонтов в предисловии к роману, - это портрет,.составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о егобездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романетипичного молодого человека того времени - Печорина. Каков же геройначала XIX века в представлении Лермонтова?
Его судьба трагична.Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, задуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается ещенесколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затемнекоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Завсе это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизньдругих людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб -княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого.. . Почему же такполучилось?
Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным,волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность,культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того,его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не можетудержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этоголи он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которуювлюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искатьчего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своемдневнике: “...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот большедействует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, долженумереть или сойти с ума... ”
Героя лермонтовского романа неустраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит своисилы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных”контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается отнее, убивает на дуэли Грушницкого.. . Мы видим, что Печорин не считаетсяс чувствами других людей, практически не обращает на них внимания.Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем болееэгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печоринрассказывает: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали намоем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали -и они родились.. . я стал скрытен.. . я стал злопамятен.. . я сделалсязавистлив.. . я выучился ненавидеть.. . я начал обманывать.. . ясделался нравственным калекой... ”
Но мне кажется, что нельзяобвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственнымкалекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойногоприменения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешалоОнегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. ТакПечорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшиесвои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
Таким образом,можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, содной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силынеобъятные”, а с другой стороны - это эгоист, разбивающий сердца иразрушающий жизни. Печорин - это и “злой гений” и в то же время жертваобщества.

События, описанные в романе «Герой нашего времени» происходят в 1839-ые года. Несколько лет прошло со дня казни декабристов, произошедшей в 1825-ом году. Настроения молодёжи, подрастающего поколения той эпохи были отрицательными, они постоянно сомневались в чём-либо, не верили.

Передовая молодёжь тех мрачных дней полностью отвергала все принципы, по которым долгое время жили их отцы и деды, увидев несостоятельность моральных ценностей предшествующих поколений. Молодые люди не могут найти самих себя, не видят того, куда могли бы направить свои энергию и силы. Именно поэтому знаменитый литературный критик Белинский вполне справедливо писал в то время, что «Печорин – страдает, Онегин – скучает».

«Герой нашего времени» — Печорин происходил из дворянского рода. Нанятые небедными родителями заграничные педагоги и гувернантки занимальись его образованием и воспитанием. Как и многие молодые люди из его круга, вырвавшись из-под семейной опёки и «отравившись пьянящей свободой», Печорин стал играть в карты, общаться с женщинами и пр.

Герой умён и хладнокровен, он беспристрастно и объективно оценивает окружающих, не стесняясь в выражениях, судит и их и самого себя. Еще, будучи молодым, Печорину надоели различные удовольствия, которые можно было испытать за деньги, и он разочарован в своей жизни. Ему становится скучно и грустно жить.

Именно скука заставляет Печорина оборвать все связи с обществом и уехать воевать на Кавказ. Смерившись со скучной жизнью, он, тем не менее, разбавляет её смертельными опасностями.

Различные противоречия в характере Печорина более всего отражается на его взаимоотношениях с противоположным полом. Он утверждает, что добивается их любви исключительно из чувства честолюбия. В отношениях с женщинами он выглядит настоящим эгоистом, при этом, как выясняется позже, Печорин всё же способен на искреннюю любовь. Достаточно прочитать историю их отношений с Верой.

Тем не менее, мне кажется, что отрицательных сторон в характере Печорина значительно больше положительных. Так почему же Лермонтов называет его «Героем нашего времени»? Причина в том, что в нашем случае герой – это не пример для подражания, а образ целого поколения, включающий в себя все пороки людей тех лет…




Top