Какой разговор птиц подслушал писатель в лесу. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия "Растительный мир планеты Земля

Образ Снегурочки в литературе и музыке

Болдырева Дарья Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Ашуркина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

КлименкоТатьяна Викторовна,

учитель музыки и искусства МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

Какой смысл внес А.Н.Островский в развитие образа Снегурочки, сделав ее дочерью Мороза и Весны Красны?

Мороз и Весна – это контрастные образы.

Мороз

Весна

Появление Мороза

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, - набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.

Появление Весны-Красны

Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Зло

Добро

«Сердечная остуда»

«Сердечное тепло»

Неподвижность, скованность, оцепенение

Творческое живое начало

Опера Римского-Корсакова

Сурово и глухо звучат басы. Грозная, отрывистая, чуть встревоженная мелодия темы

Опера Римского-Корсакова

Сквозь трепещущие мотивы птичьего голоса (петушиный крик) слышится светлая, ласковая, полная тепла и жизни мелодия Весны. Поначалу ее музыка как бы сливается с голосами природы, напоминая птичьи весенние зовы. Но вот из радостного щебета вырастает певучая, пленительная мелодия виолончелей.

Счастье в том, чтобы не любить

Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;

Счастье в том, чтобы любить

На свете все живое
Должно любить.

Таким образом, появление Снегурочки - нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.

Снегурочка живет в глухих лесных трущобах, охраняют ее звери и сказочные существа:

Мороз

Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терем. Медведи
Овсянники и волки матерые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

А теремная челядь!
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе.

Чем она занимается? Рукоделие, работы по хозяйству - основные занятия Снегурочки.

Мороз

Работай,
Волну пряди, бобровою опушкой
Тулупчик свой и шапки обшивай,
Строчи пестрей оленьи рукавички.
Грибы суши, бруснику да морошку
Про зимнюю бесхлебицу готовь;
От скуки пой, пляши, коль есть охота,
Чего еще?

Почему Мороз скрывает ее от людей? Мороз боится предсказания:

будто Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит.

Т.е. в отличие от сказки, Снегурочка должна погибнуть не просто от солнца, а от огня любви.

Весна считает, что пришла пора Снегурочке покинуть свой терем, познать жизнь среди людей.

В е с н а

Тоска возьмет меж филинов и леших

Одной сидеть.

В е с н а

Эх, старый! Девке воля

Милей всего. Ни терем твой точеный,

Ни соболи, бобры, ни рукавчики

Строченные не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Веселые да игры до полночи,

Весенние гулянки да горелки

С ребятами, покуда...

В е с н а

Безумный

И злой старик! На свете все живое

Должно любить. Снегурочку в неволе

Не даст тебе томить родная мать.

Решение должна принять Снегурочка. Плененная песнями Леля, которые дороже ей, чем «жаворонков пенье», Снегурочка не хочет оставаться в лесной глуши, она тянется к людям, мечтает петь вместе с девушками и водить хороводы. И Мороз скрепя сердце отдает ее в бобыльскую семью.

Снегурочка уходит к людям со словами:

Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Таким образом, новаторство Островского состоит в том, что его Снегурочка – это взрослая девушка, которая ищет счастья, любви.

Снегурочка попадает к берендеям во время древнего обряда проводов Масленицы, который помогает совершить переход из незримого мира, созданного народной фантазией и ожившего под пером художника (прилет Весны), в реальный мир.

Семья, в которой живет Снегурочка, не способна оценить ни ее красоту, ни трудолюбие. Бобыль способен даже торговать ею, и это проявляется в его отношении к Снегурочке. Вместе с Бобылихой, завистливой и хитрой, у которой в глазах только «кика рогатая с окатным жемчугом», они пользуются Снегурочкой и ее красотой в своих корыстных целях, нисколько ее не любя.

В этом, в том числе, царь Берендей видит причину всех несчастий своей страны - в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты.

В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев,
Исчезло в них служенье красоте.

Этическая красота человека определяется взаимосвязью с природой и другими людьми. Представления о ней у Берендея тесно связаны с чувством любви. Царь Берендей скорбит об исчезновении из жизни своих подданных «горячности любовной», он понимает, что людей «раздирают» совсем другие страсти: «Тщеславие, к чужим нарядам зависть...». А ведь любовь, по его словам, «благое чувство, великий дар природы», перед которым следует преклоняться, «служение» любви и есть «служение красоте».

Снегурочка красива:

Бобылиха

Краса твоя девичья то ж богатство.

Из-за ее красоты:

от свах и сватов
Отбою нет, пороги отоптали.

Но Снегурочка не ведает любви, ее сердце холодно -это наследство от ее отца Мороза:

Снегурочка

Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слезы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом

Прежде любви она испытывает ревность, горечь, обиду:

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный. И я как будто тоже

Покинута и брошена, завяла

От слов его насмешливых.

Ей много приходится испытать: незаслуженное обвинение Купавы в том, что она разлучила ее с Мизгирем, который, увидев Снегурочку, так пленился ее красотой, что бросил Купаву. Разочарование поступком Леля, который целует не ее, а Купаву. Со страхом она слушает признание в любви Мизгиря, а потом наблюдает за чужим счастьем Леля и Купавы.

Укором Мизгирю звучат ее слова:

С н е г у р о ч к а

Любви моей не купишь.

Снегурочка

Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь,
Но не с тобой, Мизгирь.

Желание любить, как любят люди, заставляет ее принять губительное для нее решение: Снегурочка

Обманута, обижена, убита
Снегурочка. О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Снегурочка

Мама,
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.

Сила любви заключена в волшебном венке Весны-красны, который она надевает на Снегурочку.

Снегурочка обретает совершенно другой взгляд на окружающий мир:

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.

Теперь она замечает красоту вокруг себя, раньше она любовалась только своей красотой.

Весна-Красна дает ей великий дар природы – любовь:

Снегурочка

О милый,
Прости меня! Чего-то я боялась, -
Смешно самой и стыдно, берегла
Какое-то сокровище, не зная,
Что все, что есть на свете дорогого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.

Произошло чудо:

О, диво, полюбила
Снегурочка.

Снегурочка умоляет Мизгиря укрыть свою любовь от солнца, но все напрасно:

Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.

У сказки Островского грустный финал, как и в народной сказке: Снегурочка погибает.

Но если читателям грустно, жалко Снегурочку, жителям царства Берендея гибель Снегурочки не омрачает настроения:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье -
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
И верю я, оно приветно взглянет
На преданность покорных берендеев.

К берендеям вернулось солнце, а вместе с ним и жизнь. А это для них важнее. Случилось невозможное: холодная Снегурочка полюбила, как человек, а это превращение должно привести ее к гибели. Чувство, которое так желала получить героиня сказки, и погубило ее. Но она погибла, а не умерла, мечтая быть похожей на живых людей. И это чудо произошло. Я думаю, что эта сказка А. Н. Островского не только о Снегурочке, а о смысле жизни любого человека. Быть счастливым очень трудно, но возможно. Снегурочка не может жить без любви, но любовь для нее оказывается губительной.

Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского- Корсакова

В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков, которому она в первом чтении не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, - вспоминал позже композитор. - В зиму1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…». У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли.

Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все - пейзаж, пение птиц, обстановка - необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями. «Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно», - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. «О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил.» Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех… «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать...» - писал о «Снегурочке» Б. Асафьев. Одним из таких моментов является музыкальная сцена таяния Снегурочки. Незащищенность Снегурочки, ее обреченность кажутся особенно трагичными. И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Последнее обращение ее к любимому: «О милый мой, твоя, твоя...» Звучит оно трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света. Музыка Н. А. Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“ рождает много разных чувств: она заставляла удивляться, восхищаться, грустить. Она помогает представить лучше сказочных героев: Лешего, Весну, Мороза. Слушая ее, представляешь веселого, красивого, талантливого Леля, обиженную Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея. Островский очень точно назвал музыку Римского-Корсакова „чудесной“ и „удивительной“, потому что она о самом красивом человеческом чувстве - о любви. То, что выразил в словах Островский, удалось передать в музыке Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни. «Снегурочка» - самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка - со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», - писал об опере А. П. Бородин.

В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.

В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки - один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».

Заключение

Итак, А.Н.Островский, используя сказочный образ Снегурочки, внес в его развитие некоторые изменения:

    Снегурочка – дочь Мороза и Весны-Красны, появление Снегурочки - нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.

    Бобыль и Бобылиха – люди, у которых живет Снегурочка, не ценят ее красоты; не любят ее, используют ради корыстных интересов, ими движет людская зависть, желание обогатиться за чужой счет.

    Снегурочка – взрослая девушка, которая желает познать человеческую жизнь, связанные с ней чувства, эмоции и прежде всего девическое счастье, любовь.

    Снегурочке суждено умереть, растаять не просто от солнца, а от огня любви.

    Ледяное сердце Снегурочки растаяло благодаря волшебству, она полюбила и заплатила за любовь ценой своей жизни.

    Образ Снегурочки близок другим женским образам, созданным А.Н.Островским, Ларисы Огудаловой, Екатерины, т.к. смысл их жизни заключается в любви. Нет любви – нет жизни. Это тема для другого исследования.

    Любовь – благое чувство, великий дар природы, перед которым следует преклоняться.

    Гибель Снегурочки не может остановить вечный круговорот жизни, поэтому ее гибель не омрачает праздника берендеев; к берендеям возвращается солнце Ярило, а значит жизнь.

    Сказка о Снегурочке – о вечной борьбе добра и зла, но реальные невзгоды и беды людей происходят от их равнодушия, нежелания помочь друг другу.

    Смысл жизни людей - в любви и согласии со всем земным.

    Опера Римского-Корсакова помогает нам понять смысл сказки Островского. Это музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.

Библиографический список:

1.А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text

2. Русская народная сказка. Снегурочка,

Муниципальное образовательное учреждение

«Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 учебный год)

Номинация конкурса:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Методическая разработка

Практическая работа по литературе:

«Образ Снегурочки в пьесе – сказке Н. А.Островского «Снегурочка»

Место выполнения работы: МБОУ «Красноярская СОШ №2», Астраханской области, Красноярского района, с.Красный Яр, ул. З.Ананьевой,51 «А»

Красный Яр,2013

Практическая работа по теме: «Образ Снегурочки в пьесе – сказке Н. А.Островского «Снегурочка» (учебник «Литература 6 класс»; авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова, М., Вентана- Граф, 2013 г.)

Целевые установки на достижение результата:

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, развивать потребность к самовыражению.

Метапредметные: развивать навык поискового чтения, развать умение формулировать собственное мнение, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в их исполнение

Предметные: формировать умение характеризовать героя литературного произведения

Оборудование: формат а-4 рисунок Снегурочки,карандаши цветные, учебник «Литература» под ред Б.А. Ланина

Ход занятия:


  1. Организация начала урока
Организация класса,определение темы и цели работы

2. Психологическая подготовка учащихся к выполнению работы:

Н.А. Островский - замечательный русский драматург,создатель 47 пьес,которые до сих пор не сходят со сцены многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка». Драматург работал над ней весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. В 1900 году состоялись по крайней мере 4 постановки пьесы. Но настоящий успех пьеса имела на сцене Московского Художественного театра.

В «Снегурочке» Островский нашёл неисчерпаемый источник вдохновения и подлинной красоты- в народных обычаях, играх песнях. «Снегурочка» – сказка,но творец наделил её героев такими жизненными чертами,что даже те из них, которые олицетворяет Снегурочка представляются нам настоящими, и мы забываем о вымысле, присутствующем в произведении


  1. Практическая часть урока.

  1. Запишите название первого сектора «Семья Снегурочки», поделите его на две равные части. Назовите родителей Снегурочки. В первой половине квадрата запишите имя отца и качества,свойственные ему,
во второй - имя матери, качества,свойственные ей.

Закрасьте каждую половину тем цветом, с которым ассоциируется характер родителей Снегурочки.

Какие качества характера переняла дочь от родителей?

(Снегурочка олицетворяет сердечную стужу. Она долго жила в полном одиночестве. Одновременно, как и отец Мороз, девушка настойчива, это помогает ей достичь самой главной цели: научиться любить. Стремление дарить тепло и нежность любимым – характерные черты матери Весны. В её душе идёт противоборство Тепла и Холода)

2. Название 2 сектора: «Любовь»

Запишите имена героев, к которым Снегурочка проявляет внимание.

Кого из них Снегурочка любит по-настоящему?

Кто из женихов,по вашему мнению, является предателем?(действие 1 явление 3 стр. 93-94, действие 4 явление 3 стр. 105, действие 3 явление 3 стр.98)

(Мизгирь - предатель. Ослеплённый красотой девушки, Мезгирь не считается с её мнением, просьбами и вопреки всему предстаёт с невестой перед народом, Мизгирь предал Купаву- свою невесту. Леля можно тоже назвать предателем. Он отверг любовь девушки,босил цветок,который она ему подарила).

С каким цветом у вас ассоциируется данный сектор? Закрасьте его.


  1. Название 3 сектора «Снегурочка и общество»
-Почему Снегурочка хочет уйти к людям? (пролог явление 3 стр. 88-90)

Запишите причины в 3 сектор.

В чьём царстве оказалась героиня?

Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?

Почему Берендей не сожалеет о смерти Снегурочки? (действие 4 явление 4 стр.107)

(Им странно неумение Снегурочки любить, ведь берендеи- народ, ценящий доброту, любовь и всё прекрасное, что есть на свете)


  1. Название 4 сектора «Снегурочка»
Запишите ответы на вопросы.

Способна ли любить героиня? Что Снегурочка говорит о себе? (действие 1 явление 4 стр. 94)

Хочет ли она быть как все? Почему ей нельзя любить?(действие 3 явление7 стр. 99, действие 4 явление 2 стр. 100)

Изменилась ли Снегурочка в финале? Какой она стала? (действие 4 явление 4 стр. 106-107) Свой ответ выразите в цветовой гамме.

Кого она винит в том,что Лель её покинул? (действие 1 явление 4 стр. 95)

(Снегурочка – сама доброта и нежность, но чувства её пока дремлют и не воспринимают окружающий мир. И лишь открыв людям сердце, она ощущает счастье и сгорает от него же)

С каким цветом у вас ассоциируется данный сектор? Закрасьте его.

4. Творческая работа

1. вариант творческой работы

Весенняя сказка «Снегурочка» не родилась на пустом месте, мы в ней наблюдаем влияние русской народной сказки, которую Островский Н.А. знал блестяще. Поэтому традиции русской народной сказки «Снегурочка» прослеживаютя и на всех уровнях произведения великого драматурга.

Какие сказочные признаки унаследовала пьеса – сказка Островского «Снегурочка»? Запишите их на рабочем листе.(фантастический мир,слова- заклинания, превращения,мотив чудесного рождения, запрет на Солнце, отлучка,нарушение запрета. испытание героя, герой-искатель- Снегурочка, герой- даритель- Весна, антогонист – Ярило- Солнце)

2вариант.

Как вы относитесь к героине? Жалко ли вам героиню? Почему?

Какой представляете вы Снегурочку- героиню пьесы- сказки Островского Н.А? Оформите ответ на вопрос в форме синквейна.


  1. Ключевое слово – существительное

  2. 2 прилагательных

  3. 3 глагола

  4. Короткая фраза - ваш вывод, ваше отношение к героине.

  5. 1 существительное – синоним к первой строке.
5. Подведение итогов.

Под новый год к детям со всего мира приходит добрый волшебник - Санта Клаус, Йоулупукки, Бобо Натале, Синтеркласс, Пьер Ноэль и другие. У каждой национальности - свои герои. Ну, а российские дети ждут в новый год подарки от Деда Мороза.

У многих из новогодних персонажей есть помощники, как и у нашего Деда Мороза. И если Дедушку все российские дети ждут в новый год с огромным нетерпением, то Снегурочка обделена вниманием. Зачастую Дед Мороз «забывает» свою помощницу дома и приходит в гости в одиночестве.

Однако персонаж этот по-своему очень интересен, поэтому о Снегурочке мы и поведём наш разговор.

Народный образ Снегурочки

Происхождение Снегурочки не до конца понятно. Предполагается, что её прообразом были ледяные идолы, которые сооружались древними славянами-язычниками, жившими в северных областях Руси. Предания тех времён часто рассказывали об оживших ледяных девочках. Очевидно, на протяжении долгих веков этот образ трансформировался и к XVIII-XIX веку оформился в Снегурку (Снежевиночку) - внучку одиноких старика и старухи, слепивших себе в утешение девочку из снега, которая потом ожила. Позже Снегурочка начинает ассоциироваться с рождественскими и новогодними праздниками и провозглашается внучкой Деда Мороза.

Согласно другой теории, сказка о Снегурочке возникла из древнего обряда похорон Костромы, и на самом деле Снегурочка олицетворяет Кострому.

Показательно то, что в русских народных сказках Снегурочка представляется как живой человек. А славянской богиней сделал её А.Н. Островский.

Новогодняя традиция

Снегурочка появилась на русских ёлках вместе с Дедом Морозом, но лишь в виде ёлочных украшений. И вместе с ним же, была предана забвению после 1929 года, когда рождественские и новогодние праздники были отменены.

В 1935 году празднование нового года возобновилось. Вспомнили и про Снегурочку. Тут уже она предстала перед зрителями в качестве полноценного персонажа праздника - помощницы Деда Мороза. Но поначалу она считалась его дочкой. Лишь через пару лет Снегурочку стали считать его внучкой. Одновременно шёл процесс «взросления» Снегурочки. Первоначально её роль играли девочки, но из практических соображений играть образ Снегурочки постепенно стали девушки и молодые женщины.

Война отразилась и на Снегурочке - про неё снова забыли. Лишь в начале 50-х годов внучка Деда Мороза стала постоянной его спутницей и героиней новогодних представлений. Немаловажную роль в этом сыграли детские писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков, писавшие сценарии для кремлёвских ёлок.

Образ Снегурочки в литературе и искусстве

Но впервые в русской литературе Снегурочка появилась у В. Даля в сказке «Девочка Снегурочка». Фактически писатель пересказал народную легенду.

В 1873 г. появляется пьеса «Снегурочка», в которой Островский переложил по-своему историю ледяной девочки. У него Снегурочка - девушка необыкновенной красоты. Через девять лет, в 1882 г., Н.А. Римский-Корсаков поставил по пьесе оперу, имевшую огромный успех.

С тех пор образ Снегурочки стал одним из самых любимых и востребованных в новогодние праздники.

Снегурочка привлекала внимание и русских художников. Под влиянием творчества Васнецова, Врубеля и Рериха вложилось представление о её внешнем виде - о красоте и нарядах.

Фильмы со Снегурочкой:

  • « Снегурочка» (1952) - мультфильм по мотивам пьесы А.Н. Островского на музыку Н.А. Римского-Корсакова в обработке Л.А. Шварца
  • « Сказка о Снегурочке» (1957) - мультфильм
  • « Снегурочка» (1968)
  • « Снегурка» (1969) - мультфильм
  • « Весенняя сказка» (1971)
  • « Новогодние приключения Маши и Вити» (1975)
  • « Партизанская Снегурочка» (1981) - мультфильм
  • « Снегурочку вызывали?» (1985)
  • « Снегурочка» (2006) - мультфильм
  • « Ирония судьбы. Продолжение» (2007)
  • «Моя мама - Снегурочка» (2007)
  • «Срочно требуется Дед Мороз» (2007)
  • «Снегурочка. Пасхальная сказка» (2010)

Где живёт Снегурочка




Top