Неизвестные картины. Картины неизвестных художников

Изобразительное искусство всегда считали тесно связанным с мистической сферой. Ведь любое изображение является энергетическим отпечатком оригинала, особенно если речь идет о портретах. Считается, что они способны влиять не только на тех, с кого написаны, но и на других людей. За примерами далеко ходить не надо: обратимся к русской живописи XIX – начала ХХ столетия.

Мистика портрета Марии Лопухиной

Восхитительные красавицы, которые пристально глядят на нас с полотен великих живописцев, уже навсегда останутся именно такими: молодыми, очаровательными и полными жизненной энергии. Однако истинная судьба прекрасных натурщиц не всегда так завидна, как это может показаться на первый взгляд. В этом очень легко убедиться на примере знаменитого портрета Марии Лопухиной, вышедшего из-под кисти Владимира Боровиковского.

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, сразу же после собственной свадьбы (ей было 18 лет) позировала Владимиру Боровиковскому. Портрет был заказан ее супругом. На момент его написания Мария выглядела просто великолепно. Ее лицо излучало столько очарования, одухотворенности и мечтательности… Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ей было всего 23 года.

Гораздо позже поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…». Однако сразу же после смерти юной красавицы это мнение разделили бы далеко не все. Ведь в то время по Москве пошли разговоры о том, что виноват в смерти Марии Лопухиной именно злосчастный портрет.

От этой картины стали шарахаться, словно от призрака. Полагали, что если на нее посмотрит юная особа, то она вскоре умрет. По некоторым сведениям загадочный портрет погубил около десяти девушек на выданье. Говорили, что отец Марии, известный мистик, после того, как умерла его дочь, заманил ее дух в это полотно.

Однако, спустя почти сотню лет, Павел Третьяков не побоялся и приобрел этот зрительный образ для собственной галереи. После этого картина «присмирела». Но что же это было – пустые сплетни, странное стечение обстоятельств или за таинственным явлением кроется нечто большее? К сожалению, ответ на этот вопрос мы, скорее всего, уже не узнаем.

Илья Репин – гроза натурщиков?

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев. Но существует одно странное и трагическое обстоятельство: многие, кому выпала честь быть его натурщиками, вскоре умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, – но вот совпадения… Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу.


«Бурлаки на Волге», 1870-1873 г.

Однако самая жуткая история приключилась с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая в наше время больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей.

Выставленное в Третьяковской галерее полотно производило странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно удалось отреставрировать.


«Иван Грозный убивает своего сына», 1883-1885

Известно, что Репин долго раздумывал, прежде чем браться за картину об Иване Грозном. И не зря. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном, как и убиенного царевича. Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет…

Убийство, которого не было

История о том, что Иван Грозный является сыноубийцей – всего лишь миф.

Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева ударом посоха в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений. Между тем ни в одном из источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом!

В «Пискаревском летописце» сказано: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича». Новгородская четвертая летопись сообщает: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе». Причина смерти не называется.
В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?! Но откуда тогда взялась легенда о нем?


Антонио Поссевино — представитель Ватикана в России времен Ивана Грозного и Великой смуты

Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Идея не встретила поддержки у русского царя. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Однако, кроме Поссевина, ни один источник не подтверждает этой версии, хотя позднее ее охотно подхватили и другие историки – Штаден и Карамзин.

  • Современные исследователи предполагают, что иезуит придумал легенду в отместку за то, что ему пришлось возвратиться к папскому двору «несолоно хлебавши».

При эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ядов. Это может указывать на то, что Иоанн-младший скончался от отравления (что не редкость для тех времен), а вовсе не от удара твердым предметом!

Тем не менее на картине Репина мы видим именно версию сыноубийства. Исполнена она с таким необычайным правдоподобием, что невольно веришь: все так и происходило на самом деле. Отсюда, конечно, и «убийственная» энергетика.

И снова Репин отличился

Автопортрет Репина

Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Картина была завершена к концу 1903 года. А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне чиновников. Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В.К. Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами.

В 1909 году художник по заказу Саратовской городской думы написал портрет Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве.

Кто знает – может, не будь Илья Репин так талантлив, трагедий могло и не случиться. Еще в XV столетии ученый, философ, алхимик и маг Корнелий Агриппа Неттесгеймский писал: «Бойтесь кисти живописца – его портрет может оказаться более живым, чем оригинал».

П. А. Столыпин. Портрет работы И. Репина (1910)

Мистическая картина «Незнакомка» Ивана Крамского

Картина удивительным образом пережила два периода массового интереса к себе, причём в совершенно разных эпохах. Впервые - после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики.

Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь».

Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов. По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева.

«Незнакомка» Ивана Крамского – один из самых загадочных шедевров русской живописи.

На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске.

Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное, отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека.

Однако когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами. Во всяком случае, оригинала никто не встречал.
Меж тем Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи – может быть, опасался поверья о том, что портреты красавиц «высасывают силы» из живых людей.

Иван Николаевич Крамской

«Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына.

«Проклятая» же картина отправилась за рубеж. Говорят, и там она чинила всяческие беды своим обладателям. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов больше не происходило.

Может, все дело в том, что портрет с самого начала должен был занять подобающее ему место?

Создающими непревзойдённые произведения искусства и гремящих своими именами по всему миру, всегда существовали картины неизвестных художников. Художники, чьи произведения вызывают не меньшее восхищение, чем работы именитых мастеров, но чьи имена по разным причинам остались неизвестны..

Возможно, кто-то из безымянных творцов намеренно скрывал своё имя, страшась злой критики, или прятал своё социальное положение и потому не мог назваться (положение в обществе могло быть как слишком высоким для подобного занятия, так и слишком незначительным чтобы, посметь творить открыто), а кто-то остался неизвестен по вине неблагосклонного времени, не пожелавшего поведать нам об авторе, но великодушно сохранившем его картины.

Неизвестный художник из Италии (Флоренция, 1530 год). Аллегорический портрет Данте

Иногда, некоторую часть завесы тайн всё же удаётся приподнять. Порой в результате детального изучения картины неизвестного художника, работа обретает своего автора. Однако, этот сложнейший процесс атрибуции требует многолетних усилий и не всегда увенчивается успехом. Многие работы так и не обретают авторства, и остаётся лишь надеяться, что со временем появятся новые факты дающие возможность правильной атрибуции.
Так или иначе, но и до момента установления авторства картины неизвестных художников нисколько не теряют своей значимости, своей культурной ценности, и даже наоборот, приобретают некий шарм тайны, загадки которую хочется непременно разгадать, найти правильный ответ. Хотя.. может и не стоит этого делать?

Неизвестный художник из Франции (1610 год). Семейный портрет

Неизвестный художник из Италии (Неаполь, 17 век). Дразнящий Христа

Я побывала на выставке "Неизвестный художник", которая проходит в Русском музее (Корпус Бенуа). На выставке представлены работы художников, авторство которых определить не удалось.
Не удержалась и купила пухлый каталог. Выкладываю некоторые из репродукций картин 19 века. К сожалению, колорит полностью передать нельзя.


1. Молодые художники (1800-е годы). На портрете ученики младшей группы академии художеств.
Крайний справа - похож на Гарри Поттера:)




2. Портрет музыканта (1830е годы). Вот такой трубадур 19 века:)
В альбоме есть комментарий о гитаре, которая появилась в России в конце 17 века. Тогда гитара была шестиструнной. Семиструнной гитара стала в начале 19 века, получив название "русской гитары".

Отдельный зал выставки посвящен портретам художников.


3. Юный художник (1840е годы). Мне поначалу показалось, что это портрет доктора с пузырьком лекарства. Нет, это художник, а в колбе лак для покрытия картин.


4. Портрет художника (1830-е годы).


5. Портрет архитектора (1840-1850-е годы). Имя персонажа на картине разгадать не удалось. Проект здания в руках господина вызвал предположение, что он архитектор. Но, возможно, на портрете изображен хозяин дома, заказавший проект.

На выставке встречаются портреты известных исторических личностей.


6. Портрет Бориса Данзаса (1850-е годы). Брат Константина Данзаса (друга А.С. Пушкина). Директор департамента министерства юстиции, обер-прокурор Сената, действительный тайный советник.
По портрету понятно - солидный человек:)


7. Княгиня Оболенская-Нелединская-Мелецкая (1834 год), фрейлина исператрицы Александры Федоровны (супруги Николая I).


8. Портрет Николая Демидова (1828 год). Потомок знаменитого рода промышленников. Тайный советник, промышленник, меценат. Общая сумма его пожертвований на благотворительность составила по тем временам 720 000 рублей.

На выставке представлены очень интересные семейные портреты.


9. Портрет семьи Таровых (1840е годы). Глава семейства - поручик 12-й армейской пехотной дивизии, награжден орденом Св. Анны 3-й степени. В 1840-е годы в обиход вошли фотографические изображения. На картине тщательно прорисованы черты лиц, заметно сходство детей и родителей.


10. Семейный портрет (1840е годы). К сожалению, кто изображен на портрете не известно. Портрет выполнен пастелью, материал очень хрупкий, быстро осыпается. Радует, что картина сохранилась в отличном состоянии. Краски сочные, репродукцией не передать.


11. Семейный портрет (1840-е годы). Персонажи не известны. Мать семейства в траурном платье, предположительно, портрет написан после смерти близкого родственника. Интересная деталь - шляпа-феска отца семейства, которая была в моде домашнего головного убора в начале 19 века.

Привлекают внимание колоритные портреты стариков и старушек.


12. Портрет старика с книгой (1850е-1860е годы).


13. Бабушка и внучка (1830е годы). Строгая бабушка напоминает знаменитую княгиню - Пиковую даму.


14. Женщина перед иконой. Предположительно, портрет написан кем-то из семьи великого князя Константина Константиновича. Картины, написанные собственноручно, были традиционным подарком родственников на дни рожденья. Все великокняжеские дети обучались рисованию.


15. Мужской портрет (1840е-1850е годы).

И, конечно, много миленьких детских портретов. Вот некоторые из них.


16. Портрет крстьянского мальчика (1820е-1840е годы).


17. Портрет детей (1830е годы). Предположительно, дети одной семьи. Мальчик в форме морского кадетского корпуса. Игрушечный кораблик символизирует его будущую морскую службу.


18. Девочка, кормящая кур (1820е-1840е годы). Сюдеты о крестьянских детях получили распространение в 19 веке.


19. Портрет мальчика с обручем (1820e-1840е годы). Предположительно, картина не профессионального художника. Может, родственника. В руках ребенка обруч и палочка. В те времена из любимых детских игр было катать обруч, придерживая его палочкой.


20. Дети, выпускающие птичку. Еще один распространенный крестьянский сюжет.

И, конечно, прекрасные дамы и кавалеры:)


21. Портрет княгини Анны Виельгорской (1850е годы). Правнучка Бирона (фаворит царицы Анны Иоановны). Ее руки просил Николай Гоголь, но получил отказ от родителей барышни, которая вышла замуж за князя Шаховского.

Для многих художников, создание произведений искусства не только способ самовыражения. Это еще и возможность прославить свое имя, связать его с текущим веком навсегда, оставив свое наследие в копилке культуры.
Но для некоторых, анонимность — значит гораздо больше, они более чем счастливы отойти на второй план, и пусть работа говорит сама за себя.
Самый известный из этих анонимных художников - Бэнкси, его работы почти все бесценны, но есть еще много людей, которые шли или идут тем же путем.

Вот, например.

Мастер карт.

Артур Майгер Hind (1880-1957) был одним из ведущих историк гравюры, один из самых уважаемых историков искусства современности. Хранитель гравюр и рисунков Британского музея и профессор изобразительного искусства в Оксфорде, он был автором наиболее полной истории травления и гравировки. И он собрал сведения по истории гравюры, и есть у него информация о «мастере игральных карт» - резчик, который работал в середине 1400 - х годов.

Считается, что он обитал где - то в районе Кельна, Германия.

Он был назван «Мастер игральных карт», потому что огромное количество его работ — это ранние игральные карты. Их довольно много, более 70 карт, красиво, даже гениально иллюстрированных, с изображениями людей и цветов, птиц, оленей и даже драконов. Он был немецким (или предположительно швейцарским) гравером, "первым Мастером в истории гравюры".

Всего известно только через его 106 гравюр, которые включают в себя набор игральных карт.
Еще восемьдесят восемь гравюр считаются достаточно близкими к его стилю, и предположительно сделаны его учениками.

Королева цветов - один из исключительно красивых и тонких отпечатков, созданных Мастером игральных карт, первой большой фигурой в истории гравюры. И, к сожалению, анонимной.

Церковные украшения, так долго иллюстрировавшие книги средневекового образования, показывают многочисленные примеры того, каким образом декоративные художники заимствовали свои композиции из гипсовых панелей, сбруи, скульптуры. На приведенном ниже рисунке показан вырезанное украшение для кинжала на хорах в соборе Chester, в конце XIV века.

Деде

Уличное искусство является новой формой искусства во многих городах по всему миру. В Тель-Авиве оно появилось сравнительно недавно. Для анонимного уличного художника Деде, идея картины на стенах зданий является способом сохранения чистоты искусства без вмешательства галереи или критики. Это также способ полностью и свободно выражать свои мысли.

Деде: В реальности, в которой мы живем, уличное искусство имеет новую жизнь.
Сегодня люди проводят больше времени, сидя перед компьютером, чем гуляя по улицам. При нынешней культуре совместного использования и социальных сетей, мы можем столкнуться с уличным искусством, что в настоящее время находится на другой стороне планеты!

Это открывает новые возможности, концепции и заявления, что делает уличное искусство еще более актуальным, чем раньше. Работы, которые возникают на стенах домов, отражают состояние населения, его боль, страдание, счастье,….

Проволочник.

История о проволочнике грустна и печальна: он неизвестен и был бы забыт, если б не случай. Я писала, кстати, о нем, но вспомним еще раз. В Филадельфии работал по уборке мусора человек по имени Роберт Leitch. Однажды, ожидая мусорную машину, в какой - то момент в конце 1970 или начале 1980 - х годов (подробности туманны, потому что имя Leitch стало известно только после его смерти), он увидел массивный кэш объектов на бордюре.

Они были сложены на улице в довольно тенистой части города; Leitch увидел, что - то особенное в них, хотя, и свалили их в свою машину. Потом Leitch понял, что у него 1200 работ. Каждая была обернута проволочной обмоткой: от карманных предметов, ручек и монет и пилок для ногтей, там были контейнеры для пищевых продуктов, игрушки, часы, инструменты.

Друг убедил его отдать все в художественную галерею. Галерист попал под очарование этих штук. Оллмэн - хозяин галереи, сразу же купил 650 из них, а затем и остальные.

Когда впервые выставил их в 1980-х, то не был уверен в интересе публики, «тогда было ещё далеко до того, чтобы искусство самоучек стало популярным - как это обстоит сейчас».
Оллмэн выставил 50 работ Проволочника, к его удивлению были куплены все. Цены от 75 $ до 100 $ - не то что теперь. Сегодня Флейшер Ollman галерея, по-прежнему является хранителем целого ряда работ Филадельфийского монтера, а некоторые из них стоят по $ 9000.

Мастер фурий

Так мало известно о «мастере Фурии», и вообще, о его существовании не было слышно до 1970 года. Эрвин Нейман, куратор Музея истории искусства в Вене, начал собирать умопомрачительные рисунки и скульптурки из слоновой кости. После тщательного анализа, он определил, что все они работы одного человека, которого он назвал «Мастер фурий». Скульптуры были сделаны в начале 17 - го века в Австрии. Кстати, многие из скульптур этого художника все еще ​​могут быть неоткрыты .

На протяжении многих сотен лет существования человечества наряду с известными мастерами, создающими свои шедевры искусства и гремящих своими именами по всему миру, всегда существовали картины неизвестных художников. Но тем не менее, не смотря на их неизвестность, подобные произведения вызывают не меньшее восхищение, чем приславутые работы именитых мастеров..

Неизвестный фламандский художник (16 век).Голова Медузы Горгоны

Возможно, кто-то из безымянных творцов намеренно скрывал своё имя, страшась злой критики, или прятал своё социальное положение и потому не мог назваться (положение в обществе могло быть как слишком высоким для подобного занятия, так и слишком незначительным чтобы, посметь творить открыто), а кто-то остался неизвестен по вине неблагосклонного времени, не пожелавшего поведать нам об авторе, но великодушно сохранившем его картины.

Неизвестный художник из Италии (Флоренция, 1530 год). Аллегорический портрет Данте

Иногда, некоторую часть завесы тайн всё же удаётся приподнять. Порой в результате детального изучения картины неизвестного художника, работа обретает своего автора. Однако, этот сложнейший процесс атрибуции требует многолетних усилий и не всегда увенчивается успехом. Многие работы так и не обретают авторства, и остаётся лишь надеяться, что со временем появятся новые факты дающие возможность правильной атрибуции. Так или иначе, но и до момента установления авторства картины неизвестных художников нисколько не теряют своей значимости, своей культурной ценности, и даже наоборот, приобретают некий шарм тайны, загадки которую хочется непременно разгадать, найти правильный ответ. Хотя.. может и не стоит этого делать?

Неизвестный фламандский художник (Брюгге, 1500 год). Богоматерь с младенцем

Неизвестный фламандский художник (Антверпен, 1518 год). Поклонение волхвов (часть фрески)


Неизвестный художник. Давид и Вирсавия


Неизвестный художник из Франции (1610 год). Семейный портрет

Неизвестный художник (16 век). Портрет одноглазого флейтиста

Неизвестный художник из Италии (Неаполь, 17 век). Дразнящий Христа


Неизвестный фламандский художник (первая половина 16 века). Блудный сын, пирующий с куртизанками на постоялом дворе


Неизвестный немецкий художник (Кельн, 1510 год). Явление Бога Картины неизвестных художников


Неизвестный фламандский художник (17 век). Сцена из комедии дель арте


Неизвестный художник. Леда и лебедь


Неизвестный художник из Франции. Аллегория земной суеты


Неизвестный художник. Нимфы и дети

Неизвестный художник. Неизвестная

использованы материалы с kartinca.ru




Top