Роль пейзажа в произведении куприна олеся. Cочинение «Мир природы и человеческих чувств в повести А

Введение

Творчеству А.И. Куприна посвящены труды многих известных исследователей литературы, но, в основном, работы их носят биографический характер. Наиболее интересной, на наш взгляд, является статья О. Михайлова "Добрый талант", в которой автор подробно прослеживает жизненный путь писателя.

Интересна работа Н. Соколова, раскрывающая яркий художественный мир писателя. Более глубокие исследования разнообразных сторон личностного и литературного облика А.И. Куприна принадлежат доктору филологических наук Л.А. Смирновой и Ю. Борисову, высказавшему интересную точку зрения на наследие А.И. Куприна. О жизни писателя за границей писал с трогательной любовью А. Каретников.

Все названные авторы в своих исследованиях так или иначе затрагивают тему изображения природы в произведениях Куприна, но лишь А. Чернышев в статье "Художник жизни" отмечает "исключительно важную роль описания пейзажей в рассказах и повестях истинного творца слова".

Таким образом, видим, что эта область художественного мира А.И. Куприна мало изучена и заслуживает более пристального внимания со стороны исследователей. Этим обстоятельством и объясняются актуальность и новизна работы.

Цель исследования: выяснить значение темы природы в произведениях А.И. Куприна. Остановимся на его повести "Олеся".

Исходя из цели, обозначим следующие задачи:

  1. Проанализровать роль пространственного мотива в повести "Олеся"
  2. Доказать, что в произведениях Куприна природа - живой участник действия.
  3. Найти в повести "Олеся" описание лесных людей и зверей.
  4. Установить исключительную роль каждого слова героя в понимании идеи всего произведения.
  5. Определить значение природы в жизни человека.
  6. Установить взаимосвязь цвета, камня и природы в произведениях А.И. Куприна.

Для реализации цели и задач в работе будут использованы методы:

  • Структурный анализ используем при сопоставлении заглавия повести и текстом
  • Анализ пространственного мотива применим, когда будем говорить о роли леса в повести
  • Сопоставительный анализ будет необходим при сравнении повести "Олеся" с другими произведениями А.И. Куприна.

Природа - живой участник действия

"Картины русской природы мы найдем почти во всех произведениях Куприна. Писатель выступает в этом плане достойным преемником лучших традиций русской литературы, воплощенных в творчестве Пушкина и Гоголя, Тургенева и Толстого", - так отзывается об А.И. Куприне современный критик Н. Соколов. Но несмотря на то, что Куприн перенял многие традиции предыдущих классиков, тема природы в его творчестве существенно обновилась.

В произведениях писателя существует крепкая связь между природой и человеком, реализуется она с помощью изображения какой-то одной природной стихии, часто упоминаемой автором на протяжении всего повествования. Например, в "Гранатовом браслете" бесконечность и величие морского простора, притягивающие взор сестер, отделены от них странным, пугающим обеих обрывом. так предречен "обрыв" тихого семейного благополучия Шеиных. В многозначности образов заключается устойчивая черта прозы Куприна. В "Сентиментальном романе", как и в "Гранатовом браслете", в этой роли выступает море, в рассказе "Осенние цветы" - небо, в повести "Олеся" - лес.

"Олеся" - это песнь красоте и величию своеобразной полесской природы. Лес - не фон, но живой участник действия", - пишет Ю. Борисов в статье "Повесть "Олеся" и ее автор". Тщательно проанализировав текст произведения, мы обнаружим следующую закономерность: слово "лес" встречается в повести 30 раз, а однокоренные слова: лесной, полесский, полесовщик, Полесье, перелески, лесничий - более 20 раз. То есть во всей повести лес упоминается 56 раз. Очевидно, что лес является одним из главных героев и, было бы совершенно оправдано, если бы автор внес его в заглавие произведения. И "лес" действительно присутствует в названии повести как составляющая часть имени лесной девушки Олеси. Продолжая подсчет, мы увидим, что слово "болото" автор использует 9 раз. 10 раз употребляется в повести "ветер", а последнее упоминание о нем звучит в фразе "разлука для любви, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней". Простое арифметическое действие помогло нам убедиться в том, что образ природы играет в повести одну из главных ролей.

Лесные люди и лесные звери

Лес в произведении предстает не только как сохранившаяся нетронутой природа, но и приобретает значение символа. В эстетической системе В. Соловьева была мысль о том, что в реальной действительности "кошмарном сне человечества", хаос разделяет все и всех, подавляет нашу любовь и не дает осуществиться ее смыслу, в людях начинает преобладать образ различных зверей". Эта мысль пронизывает и повесть Куприна. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить, как изображаются в повести крестьяне: у мужиков не руки, а "красные лапы". Словно хищный зверь охотится и ориентируется в лесу Ярмола, у Мануйлихи глаза "невиданной зловещей птицы", голос похож на "задыхающееся карканье старой вороны", выходки у нее "обезьяньи", лицо выражает "звериное беспокойство". По большим церковным праздникам в Перебродье приезжает священник из села Волчьего. Ту же особенность можно отметить и в описании горожан. К примеру, урядник своим телом, красной огромной физиономией напоминает отвратительное чудовище.

Сам о себе Иван Тимофеевич говорит: "Я, как языческий бог или как молодое сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни".

Совсем по-другому изображает Куприн главную героиню Олесю: "Ее молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые елочки". И живет она в исключительных условиях в полном отстранении от деревенских жителей, вообще от людей, но в согласии с обитателями полесских чащоб - птицами, зверями. Нетрудно понять, что пытается донести Куприн нам, читателям. Конечно же, ни деревенские, ни городские жители не являются в повести людьми в полном смысле этого слова. Значит, можно ответить и на вопрос, что символизирует лес. Лес - это место обитания различных животных, и если эти животные - люди, то лес - их дикарская полулюдская жизнь, а непроходимое полесское болото символизирует трясину их пороков: невежество, злобу, равнодушие, чудовищную безжалостность, лицемерие. "Из вашего болота во веки веков не выберешься", - будто вскользь замечает герой. А Мануйлиха произносит: "Лес велик, есть место где разойтись" (ср. с антонимичным выражением: "Мир тесен - мир~лес). Иван Тимофеевич легко находит с ним общий язык, принимает их "правила игры", и пусть он не совсем еще зверь, так как стоит на ступеньку выше остальных, но он бесконечно далек от совершенства.

Лишь Олеся - истинный человек. "Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие - все то, что отравляет взаимоотношение людей в "цивилизованном мире". Не случайно с "прекрасным обликом Олеси" остаются в душе Ивана Тимофеевича "пылающие вечерние зори, росистые ландышом и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама", ведь образ матери-природы, действительно, воплотился в Олесе.

С какой любовью и заботой она относится к населению леса: зайцам, зябликам, скворцам: "Зачем бить птах или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется также, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие". Олеся и бабку свою жалеет, и вора Трофима, и даже озверевшую толпу, избившую ее, прощает: "Все я одна, глупая. Ну чего я полезла... в самом деле?".

"Во всех ее движениях, в ее словах есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность, порядочность, уверенность в свои силы", - замечает Иван Тимофеевич, - Олеся - хозяйка этого леса, мать всему живому, в ее внешности, в "чистом, нежном профиле" есть что-то от богородицы Марии, придающие светлому лицу одновременно и властность, и наивность.

Можно провести и другую параллель: "отдохнувшая за зиму земля пробуждается с приходом весны, полная жажды материнства". А последние слова, которые произносит Олеся перед уходом Ивана Тимофеевича следующие: "Знаешь, о чем я жалею? О том, что у меня нет от тебя ребеночка. Ах, как я была бы рада этому!" Несомненно, в эти слова автор вложил глубокий смысл.

Стрекоза и сокол

Обитатели мира полесской деревни и города, где властвуют бюрократия и подкуп, стараются видеть в окружающих себе подобных. Так, озлобленная жизнью, суеверная Мануйлиха, как мы уже доказали, не относящаяся к истинным людям, называет Ивана Тимофеевича "соколиком", а Олесю "стрекозой". Нодумается, что эта, не бросающаяся в глаза особенность содержит более глубокий смысл. Вернемся к самому началу произведения. Уже по первому предложению: "Мой слуга, повар и спутник по охоте - полесовщик Ярмола вошел в комнату", - мы понимаем, что герой - страстный охотник, и ведь именно он видит в забитых, невежественных крестьянах животных. Он вообще к людям проявляет болезненный интерес: Иван Тимофеевич едет в глушь с радостью, чтобы "наблюдать нравы, охотиться на первобытные натуры, на живую, полесскую ведьму". "До нашей сестры больно охочи", - разоблачит его сразу Олеся. И, уже судя по этому, мы можем твердо сказать, что фраза Мануйлихи не случайна. Всем известно, что сокол - хищная птица, с давних времен существует даже соколиная охота. В нашем случае в роли жертвы выступает Олеся, стрекоза, как говорит Мануйлиха.

Возможно и другое объяснение: только весну и лето (а именно на этот промежуток времени приходится разгар повествования) дано наслаждаться жизнью красавице-стрекозе, а осенние холода обязательно убьют ее.

Природа в жизни героев

Природа в повести выступает и как некое мерило духовного облика человека. Так, Иван Тимофеевич впервые появляется на фоне зимнего пейзажа: "Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид". Впоследствии автор не раз подчеркнет холодную натуру Ивана Тимофеевича, ведь даже в лес он приходит не наслаждаться красотой природы, а убивать. "Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое", - предскажет ему Олеся.

"Природа у Куприна воздействует на чувства человека, - утверждает в статье "Художник жизни" А. Чернышев. - Торжественное, холодное безмолвие леса и одиночество Ивана Тимофеевича. Бурная, радостная весна совпадает с зарождением его чувства к Олесе. Таинственное очарование лунной летней ночи - и счастье влюбленных. Удары грома, грохот града - драматическая развяка повести".

То же самое мы можем наблюдать и в других произведениях Куприна: тихое сверкающее море в "Сентиментальном романе" - взаимная любовь двух героев, предчувствие разлуки - и спокойную гладь моря нарушает неровное фиолетовое пятно - тень от облака, темно-синее море в конце рассказа символизирует близкую смерть главной героини.

Связь человека с природой и здесь сквозит в каждом слове: в быстром пышном расцвете южной весны герой видит быстро проходящую человеческую жизнь, а в рассказе "Осенние цветы" тоже означает стремительно промелькнувшее лето. И еще одна особенность: героиня "Осенних цветов" из окна видит узкую полосу неба "цвета бледной, вылинявшей бронзы", а чуть ниже, продолжая свое письмо, она рассказывает о квартирах, в которых жилось гадко, тяжело: "Но все-таки", - восклицает женщина, - здесь как будто осталась навеки целая полоса твоей жизни, - невозвратная полоса!". То есть опять человеческая жизнь сравнивается с природной стихией, в данном случае с небом.

В изображении природы Куприным заложена и философская мысль о том, что лишь в слиянии с природой возможно счастье и спасение от окончательного духовного разложения человечества. Лишь освободившись от оков предрассудков, фальшивых общественных устоев, навязанных ему социальной средой, уединившись с возлюбленной в лесу, Иван Тимофеевич обретает удовлетворение, осознает всю мертвенность, искусственность созданного людьми мира, и, созерцая красоту живой природы, по-настоящему чувствует себя человеком.

Говоря о теме природы в произведениях Куприна, нельзя не коснуться категории цвета и камня, образующей вместе с первой одно целое. Взаимосвязь природы, цвета и камня в творчестве писателя можно схематично изобразить в виде треугольника, назовем его "купринским", в вершинах которого находятся: преобладающий цвет, преобладающая стихия (явление природы, растение) и камень:

Схема

Например, в повести "Олеся" в заключительной главе, Иван Тимофеевич в пустой, покинутой хозяевами хате находит нитку дешевых красных коралловых бус, оставленную ему на память Олесей в знак "нежной, великодушной любви". В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля находится такое объяснение слова коралл: "1. Животнорастение на дне моря, каменный известковый остов в виде деревца. Коралл обрабатывается на пронизи с другие украшения. 2. Ископаемый коралл-мрамор с вросшими в него обломками кораллов". То есть купринский треугольник для повести "Олеся" мы можем изобразить так:

Это закономерно практически для всех произведений Куприна:

Не вдаваясь более глубоко в эту тему, заметим лишь, что каждому произведению Куприна, в зависимости от заложенной автором идеи, соответствуют определенные значения камня, стихии (растения) и цветы. Например, коралл имеет следующее значение: хранит от молний, бережет от дурного глаза, облегчает излечение ран и язв. То есть своим подарком Олеся хотела облегчить страдания возлюбленного от разлуки с ней, коралл должен был залечить любовные раны героя. А значение красного цвета известно всем: он символизирует сильную, страстную любовь.

Заключение

"Повесть эта - воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой, - говорится в статье Ю. Борисова. - Не случайно вдали от города, где люди живут в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, или под самой землей, в сырости и холоде, не видя солнца - не здесь, а среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит Куприн героиню своей самой поэтичной повести".

На примере одного из лучших произведений Куприна мы рассмотрели роль природы в его творчестве и доказали, что природа не просто украшает повествование писателя, но является живым участником происходящего, главным орудием Куприна в обличении человеческих пороков и прославлении заложенных самой природой способностей к великому далу любви, состраданию, благородству и самопожертвованию.

Литература

  1. Борисов Ю. Примеч.//Куприн А.И. Олеся. Повесть. - Саратов, Приволж.кн.изд-во, 1979.
  2. Гороскоп камней//Современная домашняя энциклопедия.-Мн.: Современ. литература, 1999.
  3. Даль В. Толковый словарь великорусского языка: в 4 т. Т.2. - М., Терра, 1995.
  4. А. Каретников А. Куприн//Смена, 1990, № 6
  5. Куприн А.И. Избранные сочинения. - М.: Художественная литература, 1985.
  6. Куприн А.И. Повести и рассказы - М.: Сов. Россия, 1987.
  7. Михайлов О.Н. Вступит. ст. коммент.//Куприн А.И. Рассказы - М.: Просвещение, 1989.
  8. Русская литература. 20 в. Справ. материалы. - М.: Просвещение: АО "Учеб.лит", 1995
  9. Смирнова Л.А. Послеслов. и примеч.//куприн А.И. Повести и рассказы - М.: Сов. Россия, 1987.
  10. Чернышев А.А. Художник жизни.//Куприн А.И. Гранатовый браслет. Олеся. - Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1979.
  11. Соколов Н. Вступ. ст.//Куприн А.И. Изумруд: Рассказы и повести - Л.: Дет.литература, 1981.

Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.

Тема «естественного человека» была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков. Эта тема нашла свое поэтическое развитие в повести А. Куприна «Олеся».

В 1897 году писатель служил управляющим имением, где имел возможность наблюдать за простыми людьми, их бытом и нравами. Вероятно, Куприн считал, что именно здесь, среди простого народа, можно найти ту самую изначальную, естественную жизнь, от которой все дальше уходили его современники.

«Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры…» Так начинается повествование о прекрасной природе здешних мест. Здесь, в деревне, городской «паныч», писатель Иван Тимофеевич, услышал легенду о полесской ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе. В ткань повествования вплетается романтическая история. Прошлое и будущее Олеси окутано тайной. Олеся и Мануйлиха живут на болоте, в убогой избушке, вдали от людей, которые изгнали их из деревни. Таким образом, автор предполагает, что человеческое общество далеко от природного совершенства. Люди злы и грубы. Трагические обстоятельства, заставившие Олесю и Мануйлиху жить вне общества, позволили им сохранить природное естество, подлинные человеческие качества.

Олеся - воплощение эстетического идеала Куприна. Она олицетворение цельной естественной натуры.

Природа наделила ее не только физической, но и духовной, внутренней красотой. Впервые Олеся появляется в повести, бережно держа в руках зябликов, которых она принесла домой, чтобы накормить.

Олеся привлекла главного героя не только своей «оригинальной красотою», но и характером, в котором сочетались властность и нежность, вековая мудрость и детская наивность. Иван Тимофеевич узнает о незаурядных способностях Олеси, которая могла определить судьбу человека, заговорить рану, свалить человека с ног. Этот дар она никогда не использовала во вред людям.

Олеся была неграмотной, но от природы наделенной любознательностью, воображением, правильной речью. Жизнь на лоне природы сформировала в ней эти качества. Город, цивилизация - враждебный мир для Олеси, воплощение человеческих пороков. «Уж я ни за что б не променяла свои леса на ваш город», - говорит она.

Иван Тимофеевич, пришедший из городской цивилизации, сделает Олесю одновременно и счастливой, и несчастной. Он нарушит ее гармоничный мир, привычный уклад жизни и приведет ее к трагедии. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Он знает, что посещение Олесей церкви добром не кончится, но ничего не предпринимает, чтобы избежать трагедии.

Главный герой выглядит слабым, эгоистичным, внутренне несостоятельным человеком. Чистая любовь Олеси ненадолго разбудила душу Ивана Тимофеевича, которая была испорчена обществом.

Как прекрасна и романтична была эта «наивная, очаровательная сказка нашей любви, - вспоминает Иван Тимофеевич, - и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут … в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни».

Но сказка не могла длиться вечно. Наступили серые будни, когда надо было принимать окончательное решение.

Мысль жениться на Олесе не раз приходила в голову главному герою: «Одно лишь обстоятельство останавливало и пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривать с женами моих сослуживцев…»

Иван Тимофеевич - человек, испорченный цивилизацией, заложник условностей и ложных ценностей того общества, где существует социальное неравенство. Олеся же сохранила в первозданном виде те душевные качества, которые даровала ей природа.

По мнению Куприна, человек может быть прекрасным, если он сохранит и будет развивать дарованные ему природой способности, а не губить их.

Олеся - это чистое золото человеческого естества, это романтическая мечта, надежда на лучшее в человеке.

Повесть "Олеся" (Куприн) основана на автобиографических воспоминаниях автора 1897 года, когда он жил в Полесье. В то время, разочаровавшись в репортерской карьере, Куприн оставил Киев. Здесь он занимался управлением имением, находящимся в Ровенском уезде, увлекся церковно-славянским языком. Однако самой большой страстью Куприна была охота. Среди безбрежных болот и лесов он проводил целые дни с крестьянами-охотниками.

Полученные впечатления от встреч и разговоров, местные легенды и "байки" давали богатую пищу уму и сердцу писателя, подсказали специфику и форму ранних его рассказов - описание "местной" истории,

Любовь в творчестве Куприна

Александр Иванович всегда интересовался темой любви, считая, что в ней заключена самая волнующая загадка человека. Он полагал, что индивидуальность выражается не в красках, не в голосе, не в творчестве, не в походке, а именно в любви.

"Он и она в повести Куприна "Олеся" - важнейшая тема произведения. Любовь как высшее мерило личности человека, облагораживающая и возвышающая его над жизненными обстоятельствами, была раскрыта с большим мастерством в данной повести. В ней Александр Иванович поэтизирует благородство души, умение наслаждаться красотой и гармонией природы. Любовно и щедро описанные в повести пейзажи Полесья придают мажорный, светлый тон повествованию о судьбе Ивана Тимофеевича и Олеси - главных героев.

Образ Олеси

Содержание повести Куприна "Олеся" основывается на истории светлого чувства к начинающему писателю молодой девушки. Героиня с первой же фразы про "голодных зябликов" располагает к себе читателей. Ивана Тимофеевича она поразила оригинальной красотой. Девушка была брюнеткой, лет двадцати - двадцати пяти, высокой и стройной. Ивана Тимофеевича свело с ней и ее бабушкой Мануйлихой чистое любопытство. С этими двумя женщинами деревня обошлась неласково, прогнав жить в поскольку Мануйлиху считали ведьмой. Главная героиня, привыкшая с опаской относиться к людям, не сразу открылась писателю. Ее судьбу определяют исключительность, одиночество.

Повествование ведется от лица Ивана Тимофеевича, городского интеллигента. Все другие герои (необщительные крестьяне, Ярмола, сам рассказчик, Мануйлиха) связаны со средой, скованы ее законами и укладом, поэтому очень далеки от гармонии. И лишь Олеся, воспитанная самой природой, ее могучей силой, сумела сохранить врожденные и дарования. Автор идеализирует ее образ, однако в чувствах, поведениях, мыслях Олеси воплощаются реальные способности, поэтому повесть психологически правдива. Впервые у Александра Ивановича в характере Олеси слились воедино самоотверженность и гордость, утонченность переживаний и действенность поступков. Ее одаренная душа поражает полетом чувств, преданностью возлюбленному, отношением к природе, людям.

Любил ли Иван Тимофеевич Олесю

Героиня полюбила писателя, "доброго, но только слабого" человека. Ее судьба была предрешена. Суеверная и мнительная Олеся верит тому, что сказали ей карты. Она заранее знала, чем закончатся отношения между ними. Взаимной любви не вышло. Иван Тимофеевич испытывал лишь влечение к Олесе, которое ошибочно принял за любовь. Этот интерес возник из-за оригинальности и непосредственности главной героини. Мнение общества для слабовольного героя значило много. Жизнь вне его он не мыслил.

Он и она в повести Куприна "Олеся"

В Олесе воплотился образ матери-природы. Она с заботой и любовью относится к зябликам, зайцам, скворцам, жалеет свою бабушку, вора Трофима, прощает даже избившую ее озверевшую толпу. Олеся - натура серьезная, глубокая, цельная. В ней много непосредственности и искренности. Герой Куприна под влиянием этой лесной девушки испытывает, пусть временно, особое просветленное состояние души. Куприн (повесть "Олеся") анализ характеров героев проводит путем противопоставления, на основе контраста. Это очень разные люди, принадлежащие к различным слоям общества: герой - писатель, образованный человек, который в Полесье приехал, чтобы "наблюдать нравы". Олеся - выросшая в лесу неграмотная девушка. Она осознавала все недостатки Ивана Тимофеевича и понимала, что любовь их не будет счастливой, но, несмотря на это, любила героя всей душой. Ради него она пошла в церковь, что было тяжелым испытанием для девушки, поскольку ей пришлось преодолеть страх не только перед жителями деревни, но и перед Богом. Иван Тимофеевич, несмотря на то что любил Олесю (как ему казалось), одновременно боялся своего чувства. Эта боязнь в конце концов и помешала Ивану Тимофеевичу на ней жениться. Как видно из сопоставления образов двух героев, он и она в повести Куприна "Олеся" - совершенно разные люди.

Мечта о прекрасном человеке

Повесть "Олеся" (Куприн) - воплощение мечты о прекрасном человеке, здоровой и вольной жизни в гармонии с природой. Неслучайно развитие любви происходило на ее фоне. Основная мысль произведения: только вдали от равнодушного города, от цивилизации можно встретить человека, сохранившего способность любить преданно, бескорыстно. Только в гармонии с природой мы можем достигнуть благородства и нравственной чистоты.

Истинный смысл любви

Он и она в повести Куприна "Олеся" - люди совершенно разные, поэтому им не суждено быть вместе. Каково же значение этой любви, ради чего Олеся, зная, что их отношения обречены, все же не оттолкнула героя с самого начала?

Истинный смысл любви Александр Иванович видит в стремлении отдать возлюбленному всю полноту чувств. Человек несовершенен, но великая сила этого чувства может, хотя бы на время, вернуть ему естественность и остроту ощущений, которые удалось сохранить людям, подобным Олесе. Эта героиня способна внести гармонию в столь противоречивые взаимоотношения, как те, что описал Куприн (повесть "Олеся"). Анализ этого произведения позволяет сделать вывод, что ее любовь - это презрение к человеческим страданиям и даже смерти. Очень жаль, что на подобное чувство способны лишь избранные. Любовь в повести Куприна "Олеся" - это особый дар, столь же редкий, сколь и которыми обладала главная героиня. Это что-то загадочное, таинственное, необъяснимое.

Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.

Тема «естественного человека» была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков. Эта тема нашла свое поэтическое развитие в повести А. Куприна «Олеся».

В 1897 году писатель служил управляющим имением, где имел возможность наблюдать за простыми людьми, их бытом и нравами. Вероятно, Куприн считал, что именно здесь, среди простого народа, можно найти ту самую изначальную, естественную жизнь, от которой все дальше уходили его современники.

«Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры…» Так начинается повествование о прекрасной природе здешних мест. Здесь, в деревне, городской «паныч», писатель Иван Тимофеевич, услышал легенду о полесской ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе. В ткань повествования вплетается романтическая история. Прошлое и будущее Олеси окутано тайной. Олеся и Мануйлиха живут на болоте, в убогой избушке, вдали от людей, которые изгнали их из деревни. Таким образом, автор предполагает, что человеческое общество далеко от природного совершенства. Люди злы и грубы. Трагические обстоятельства, заставившие Олесю и Мануйлиху жить вне общества, позволили им сохранить природное естество, подлинные человеческие качества.

Олеся - воплощение эстетического идеала Куприна. Она олицетворение цельной естественной натуры.

Природа наделила ее не только физической, но и духовной, внутренней красотой. Впервые Олеся появляется в повести, бережно держа в руках зябликов, которых она принесла домой, чтобы накормить.

Олеся привлекла главного героя не только своей «оригинальной красотою», но и характером, в котором сочетались властность и нежность, вековая мудрость и детская наивность. Иван Тимофеевич узнает о незаурядных способностях Олеси, которая могла определить судьбу человека, заговорить рану, свалить человека с ног. Этот дар она никогда не использовала во вред людям.

Олеся была неграмотной, но от природы наделенной любознательностью, воображением, правильной речью. Жизнь на лоне природы сформировала в ней эти качества. Город, цивилизация - враждебный мир для Олеси, воплощение человеческих пороков. «Уж я ни за что б не променяла свои леса на ваш город», - говорит она.

Иван Тимофеевич, пришедший из городской цивилизации, сделает Олесю одновременно и счастливой, и несчастной. Он нарушит ее гармоничный мир, привычный уклад жизни и приведет ее к трагедии. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Он знает, что посещение Олесей церкви добром не кончится, но ничего не предпринимает, чтобы избежать трагедии.

Главный герой выглядит слабым, эгоистичным, внутренне несостоятельным человеком. Чистая любовь Олеси ненадолго разбудила душу Ивана Тимофеевича, которая была испорчена обществом.

Как прекрасна и романтична была эта «наивная, очаровательная сказка нашей любви, - вспоминает Иван Тимофеевич, - и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут … в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни».

Но сказка не могла длиться вечно. Наступили серые будни, когда надо было принимать окончательное решение.

Мысль жениться на Олесе не раз приходила в голову главному герою: «Одно лишь обстоятельство останавливало и пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривать с женами моих сослуживцев…»

Иван Тимофеевич - человек, испорченный цивилизацией, заложник условностей и ложных ценностей того общества, где существует социальное неравенство. Олеся же сохранила в первозданном виде те душевные качества, которые даровала ей природа.

По мнению Куприна, человек может быть прекрасным, если он сохранит и будет развивать дарованные ему природой способности, а не губить их.

Олеся - это чистое золото человеческого естества, это романтическая мечта, надежда на лучшее в человеке.

В литературе вообще, а в русской литера­туре в особенности, проблема взаимоотно­шения человека с окружающим его миром занимает существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество - об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений отрази­лись во многих устойчивых формулировках, например в известной фразе «среда за­ела». Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX - начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманисти­ческих традиций, унаследованных от про­шлого, рассматривает этот вопрос Алек­сандр Куприн, используя при этом все ху­дожественные средства, которые стали достижением рубежа веков. Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современников. Сегодня произведения А. Куприна вызывают боль­шой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демокра­тичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А. Куприна пестр и разнообразен. Он сам прожил яркую, на­полненную многообразными впечатления­ми жизнь - был и военным, и конторщи­ком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А. Куприн много раз го­ворил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего инте­реснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жиз­нью люди, а скорее наоборот. Но А. Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой и чело­вечностью, которые всегда отличала рус­ских писателей. В персонажах рассказов «Белый пудель», «Тапер», «Гамбринус», а также многих других угадываются черты «маленького человека», однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его. Раскроем очень известный рассказ Купри­на «Гранатовый браслет», написанный в 1911 году. В основе его сюжета - реальное событие - любовь телеграфного чиновника П. П. Желткова к жене важного чиновника, члена Государственного совета Любимова. Об этой истории упоминает сын Любимо­вой, автор известных воспоминаний Лев Лю­бимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А. Куприна, - чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не было известно. В семье Лю­бимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя история вылилась в печальный и трагический рассказ о жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения. В нем дается обширное, неторопливое вступление, кото­рое вводит нас в экспозицию дома Шейных. Сама история необыкновенной любви, исто­рия гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рас­сказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой исто­рии видится оскорбительным и подозри­тельным, самой Веры Николаевны и, нако­нец, генерала Аносова, первым предполо­жившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, «о которой грезят жен­щины и на которую больше не способны мужчины». Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, сколько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу - самоубийству героя. Таким образом утверж­дается право маленького человека на счас­тье, при этом возникает мотив его нравст­венного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало - в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, - и заверша­ется рассказ сценой, когда героиня слуша­ет музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произве­дения входит тема неотвратимости гибели главного героя - она передана через сим­волику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных тради­ций: тема востока - монгольская кровь от­ца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассуд­ности; упоминание о том, что мать сес­тер - англичанка, вводит тему рассудочно­сти, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не слу­чайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в като­личестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования. Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром не­понимания, миром людей, для которых лю­бовь - это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает. В замечательной повести «Олеся» перед нами предстает поэтический образ девуш­ки, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу - это свободное, про­стое и сильное чувство, без оглядки и обяза­тельств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. Ис­тория девушки заканчивается трагически. В привольную жизнь Олеси вторгаются и ко­рыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и ос­меянная, Олеся вынуждена с Мануйлихой бежать из лесного гнезда. В произведениях Куприна многие герои имеют сходные черты - это душевная чисто­та, мечтательность, пылкое воображение, со­единенное с непрактичностью и безволием. И яснее всего раскрываются они в любви. Все герои относятся к женщине с сыновьей чисто­той и благоговением. Готовность порибнуть ради любимой женщины, романтическое по­клонение, рыцарское служение ей - и в то же время недооценка себя, неверие в собствен­ные силы. Мужчины в рассказах Куприна как бы меняются местами с женщинами. Это энергичная, волевая «полесская колдунья» Олеся и «добрый, но только слабый» Иван Ти­мофеевич, умная, расчетливая Шурочка Ни­колаевна и «чистый, милый, но слабый и жал­кий» подпоручик Ромашов. Все это купринские герои с хрупкой душой, попавшие в жестокий мир. Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус», созданный в тревожном 1907 году. Те­ма всепобеждающего искусства сплетена здесь с идеей демократизма, смелого про­теста «маленького человека» против чер­ных сил произвола и реакции. Кроткий и ве­селый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабан­дистов. С восторгом встречают они мело­дии, которые как бы являются фоном, как бы отражают общественные настроения и события - от русско-японской войны до мятежных дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсе­льезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и чер­носотенным «мерзавцам в папахе», отказы­ваясь играть по их требованию монархиче­ский гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах. Искалеченный царской охранкой, он воз­вращается к портовым друзьям, чтобы иг­рать для них на окраине мелодии оглуши­тельно-веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы. Возвращаясь к поставленному в начале вопросу - «человек и окружающий его мир», - отметим, что в русской прозе нача­ла XX века представлен широкий спектр от­ветов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов - трагическое столкновение личности с окружающим его миром, его прозрения и гибели, но гибели не бессмыс­ленной, а содержащей в себе элемент очи­щения и высокого смысла.




Top