Хочу вырастить сына посадить дерево построить дом. Три вещи, которые должен сделать в своей жизни настоящий мужчина

У многих людей есть страх аудитории.

Шестиклассник Сережа – отличник. Но к доске учителя вызывают его крайне редко: жалеют. Потому что умный и начитанный мальчик, оставаясь один на один с аудиторией, зажимается, краснеет и не может выдавить из себя ни слова. Можно ли ему как-то помочь?

Страх выступления перед аудиторией – явление распространенное среди людей всех возрастов и любого социального статуса. Правда, есть счастливчики, которые не просто легко с этим чувством справляются, но даже получают удовольствие от прилива адреналина. Но их, увы, немного. Для остальных зажаться от ужаса – еще не самый плохой из возможных вариантов: кто-то ведь, наоборот, расслабляется до «медвежьей болезни».

Так что первый шаг на пути преодоления страха – признать: «Я боюсь, и это нормально». Еще лучше – сделать это вслух. Ведь для окружающих ваши страдания все равно очевидны. Так что вполне можно объяснить при случае: «Когда стою перед классом (аудиторией, залом и т. п.), совершенно теряюсь, в горле пересыхает. Мне проще написать ответ, чем произнести вслух».

Чего же мы боимся?

Чаще всего – оценки окружающих. Вдруг скажешь что-то не то, и тебя засмеют, уличат в незнании? Еще бывает страх агрессии со стороны аудитории (одноклассников, учителя): что начнут задавать каверзные вопросы и тем самым опозорят.
Хорошая новость для всех таких страдальцев: поскольку подобные переживания знакомы многим, вопрос изучен, и методы преодоления разработаны. Понятно, что для самого скорого и эффективного результата желательно обратиться за помощью к специалистам. Но сами дети, учителя и родители могут помочь своим стеснительным детям, если будут знать азы психологии. Итак, за дело!


10 шагов к успеху

Шаг 1

Первое проявление страха – перехватывает дыхание. Так что, оказавшись лицом к лицу с любой аудиторией, сделайте простейшую дыхательную гимнастику: несколько раз подряд глубокий вдох и медленный выдох.

Шаг 2

Найдите точку опоры. Плотно прижмите ступни к полу – почувствуйте твердую почву под ногами.

Шаг 3

Почему-то очень часто человеку, который боится выступать, настойчиво советуют расслабиться. Обычно совет этот не срабатывает – ведь все забывают одно из основополагающих правил йоги: прежде чем расслабиться, надо сконцентрироваться! Итак, постарайтесь, наоборот, напрячься изо всех сил: сожмите кулаки, почувствуйте напряжение во всех мышцах. И только потом можно максимально расслабиться.

Шаг 4

Обычно перед выступлением стеснительный человек впадает в некоторую прострацию. Поэтому важно сказать себе: «Стоп!» – и мысленно ответить на 3 вопроса: «Кто я? Где я? Что я собираюсь сделать?» Например: «Я Сергей Иванов. Стою у доски перед классом. И сейчас расскажу стихотворение, которое выучил дома». Как показывает практика, это очень эффективный способ собраться и сконцентрироваться на поставленной задаче.

Шаг 5

Надо все-таки знать то, о чем собираешься говорить, – то есть учить стихи, теоремы и правила, которые могут спросить. А то бывают случаи, когда к психологу приходят подростки и жалуются: «Боюсь выходить к доске!» А потом выясняется, что они к урокам вообще не готовятся. Понятно, что «плавать» на глазах всего класса и страшно, и унизительно.

Шаг 7

К слову о домашней подготовке – совет родителям: если хотите помочь ребенку, не жалейте времени и сил на то, чтобы устраивать семейные чтения. А еще лучше – организовать домашний театр. Понятно, что дети должны принимать во всем этом самое активное участие: много читать вслух в присутствии всех домочадцев, исполнять главные роли в семейных постановках.

Шаг 8

Иногда психологи советуют неуверенному в себе оратору обесценить аудиторию. То есть, например, представить, что все слушатели сидят на горшках. Но мы против того, чтобы самоутверждаться за чужой счет. Лучше подумайте о том, что вы готовились к этому выступлению, знаете не только суть вопроса, но и много сопутствующих фактов. А большинство слушателей – нет. Не переоценивайте требовательность аудитории.

Шаг 9

Бывает, что причина страха у младшего школьника не в том, что он стесняется одноклассников, а в негативной реакции на учителя. Но узнать это можно, лишь участливо и доброжелательно расспросив ребенка о том, что именно он чувствует во время ответа. А вот фразы «Да чего тут бояться?!», «Как тебе не стыдно – ты уже большой!» – под запретом.

Шаг 10

Что предпринять, если кто-то из одноклассников мешает выступать (паясничает, громко выражает несогласие), а учитель его почему-то не останавливает? Делать вид, что ничего не происходит, бессмысленно. Зато можно обратиться к хулигану напрямую, например, сказать: «Ты имеешь право считать по-другому: я ведь выражаю свое мнение». И не забудьте при этом четко и громко назвать оппонента по имени: давно доказано, что звучание собственного имени невольно завораживает любого человека любого возраста.

«Поле уверенности»

Так психологи называют сильную сторону человека, которую можно использовать для борьбы со страхом перед публичными выступлениями. У каждого такое поле – свое. Кто-то знает намного больше собравшихся, а значит, его рассказ будет, как минимум, информативным, а как максимум – интересным. Кто-то может призвать на помощь свое обаяние и чувство юмора, использовать в выступлении острое словцо. А кто-то вообще обладает даром красноречия, просто дару этому надо позволить проявиться – для этого используйте любую возможность выступить.
Как говорится, клин клином вышибают.

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу".

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!

Все знают поговорку о том, что настоящий мужчина должен в своей жизни успеть посадить дерево, вырастить сына и построить дом. Наличие дома, сада и сына – традиционные критерии успешности мужчины. Но нужно ли современному мужчине стремиться к этим трем заветным целям или успех сегодня заключается в чем-то ином?

Самым простым заданием, на первый взгляд, кажется задание “ Вырастить сына ”. У многих мужчин есть сыновья, но не все их растят, то есть заботятся и воспитывают. К сожалению, очень многие отцы не уделяют должного внимания своим сыновьям и порой даже не любят. А ведь именно отец для мальчика – образец для подражания!

Самое эффективное воспитание – это воспитание на собственном примере. Поэтому задание “Вырастить сына”, на самом деле, подразумевает способность для начала самому стать настоящим мужчиной, таким, с которого сын будет брать пример и, основываясь на этом примере, расти достойным человеком.

Но чтобы вырастить сына, заботиться только о формировании его личности недостаточно, нужно подумать и о внешнем, материальном благополучии. Вряд ли ребенок будет счастливым, если семья живет в бедности. Отсюда вторая задача мужчины – “ Построить дом ”.

Конечно, самому строить дом не обязательно и совсем не обязательно чтоб это был именно дом. Достаточно иметь квартиру, главное, чтобы она была своей собственной!

Успешный мужчина в наши дни может купить квартиру в городе или дом за городом. Если купить земельный участок в коттеджном поселке , можно построить свой дом самостоятельно, своими руками. И тогда вторая задача уж точно будет выполнена на все 100%!

Смысл задачи “ Посадить дерево ”, пожалуй, самый глубокий. Какие деревья обычно высаживают? Плодовые! Те, с которых можно собирать урожай, те, которые в дальнейшем разрастаются в большой сад. Это значит, что мужчина должен суметь найти такое направление развития, работу и дело, от которого он сможет получать постоянную прибыль.

“Дерево”, которое кормит, поможет мужчине и содержать построенный дом, и обеспечивать всем необходимым всю свою семью.

Но даже если понимать третью задачу буквально, она не становится менее значимой для жизни. Высаживая деревья, люди спасают планету, а значит, и самих себя. Каждый сегодня хочет жить в экологически чистом районе, все любят отдыхать на природе и многие хотели бы жить на даче.

Идеально, имея квартиру в мегаполисе, например, в Москве, купить дачный участок недалеко от города, куда можно будет ездить отдыхать от городской суеты и дышать свежим воздухом. В Подмосковье особой популярностью пользуются дачные участки на горьковском направлении , так как здесь можно отдохнуть на природе, при этом находясь в непосредственной близости от столицы.

Итак, все три задачи актуальны и в наше время. И в наши дни наличие сада, дома и сына – критерии успешности настоящего мужчины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Жили-были в одной маленькой деревушке двое подростков.

Когда дети были еще маленькими, у них умерла мама, а теперь - и отец. Вот так

И остались два брата, две сиротинушки одни-одинёшеньки. И не было у них

Никого на всём свете белом.

Старший из братьев, которому исполнилось шестнадцать, сказал младшему, лет

Тринадцати: «Послушай брат. Остались мы одни без матери и отца.Так ничему

Мудрому они нас и не успели научить. Давай, пойду я к людям, учиться

Мудрости, чтобы мы знали, как жить то нам дальше. А ты пока оставайся дома и

Жди меня».

«Хорошо - ответил младший брат - только пообещай мне скорее вернуться домой».

Попрощались они и старший брат ушел.

Шли дни... месяцы... годы. А от старшего брата не было никакой весточки. Он

Все ходил из одной деревни в другую. Из одного города в другой, обучаясь

Мудрости у людей. Так со временем он стал одиноким старым мудрецом. И ходил

Из селения в селение уже не учась у людей, а обучая их. Его люди так и

Называли Мудрец. Как-то старый мудрец пошел по дороге, которая и привела его в

Родное селение.

«О, жив-ли мой брат и где он теперь?! - подумал мудрец - Я столько скитался

По земле, что и не заметил, как время быстро пролетело» - и с этими мыслями

Он приблизился к родимому дому. Постучался в ворота, с нетерпением

Дожидаясь хозяев. Кто-то быстрыми шагами подошел к калитке и открыл ее. Это был

Седой мужчина, в чертах которого странник сразу узнал своего брата. Они

Радостные обняли друг друга и вместе вошли во двор.

«Садись брат на скамеечку. В тени этой яблони можешь отдохнуть. Попей свежей

Водички, только-что из колодца. Отведай фруктов из нашего сада. Сейчас скажу

Жене, что до нас дорогие гости пожаловали, и она что-то приготовит нам

Вкусненькое....»

Вдруг с веселым смехом выбежали из дома два удивительных существа: мальчик

И девочка, лет пяти - шести отроду. Они о чём-то спорили и прибежали к деду,

Чтобы он разрешил их спор. «Ей, ребятки, повежливей. Что там у вас

Приключилось?... Вот к нам дорогой гость приехал. Подойдите поближе,

Познакомьтесь". Дети приблизились на безопасную дистанцию и начали

Рассматривать незнакомого дедушку. «Это мой брат, о котором я вам много

Рассказывал. Вот он наконец и вернулся домой, чтобы научить меня мудрости

Жизни» - сказал многозначительно дед. Дети смотрели на него из восхищением.

Они выжидали, когда этот новый дедушка начнет наконец учить их родного

Дедушку всяким премудростям жизни. Девочка начала его торопить: «Ну давай,

Быстрее рассказывай, какой главной мудрости ты научился».

И старый мудрец начал свой рассказ: «Люди говорят, что человек должен

Построить дом, посадить дерево и родить сына...А для выполнения этой

Сверхзадачи, Вселенная каждому человеку посылает его родную половинку. Чтобы

Ее узнать, надо только открыть свое сердце. И слушать только свое сердце. И

Ты почувствуешь удивительное, неземное чувство – любовь. А это значит, что

Ты нашел свою половинку, свою богиню. И ты захочешь для своей любимой создать

Райский уголок любви. Ты начнешь строить дом и посадишь сад своими руками. А

Она будет тебе помогать во всем. Потом у вас родятся дети – плоды вашей любви

И вы будете их воспитывать с любовью и мудростью. Всю свою любовь и мудрость

Умножая в них. Потом появляться внуки и вы будете любить их еще с большей

Мудростью. И когда насытитесь жизнью, радостные и умиротворенные вернетесь в

Небесную обитель, Домой».

«О, какой ты мудрый стал, брат мой. А почему так долго не возвращался домой?

Я так долго ждал тебя. Все хотелось мне узнать, как жить мне в мудрости. Но я

Рад, что мы снова вместе».

Но тут в разговор вмешался мальчик. "Ничего нового мы от тебя, мудрец, не

Услышали. То что ты нам теперь рассказал, наш дедушка знает уже давно, да и

Мы даже знаем. Мы по этой мудрости и живем".

Посмотрел мудрец на детей, потом на брата и ответил: « А знаешь, брат. А

Мальчик то прав. Пока я скитался по миру и учился премудростям жизни у чужих

Людей, ты эту мудрость получил от Бога и воплотил ее в жизнь. А что мои

Слова?... Слова без дел – мертвы...».

Фотогалерея: 3 вещи, которые должен сделать настоящий мужчина

Итак, 3 вещи, которые должен сделать настоящий мужчина. Ранее, мужчина должен был построить дом. Что под этим подразумевалось? По сути, дом, тогда был возможностью защитить себя от холодов и нападок врагов. Ведь домом можно назвать и замок, укреплённый и защищённый от всех внешних врагов. Действительно, крепкий и хороший дом ранее, очень ценился, поскольку, чем надёжней был дом, тем человек получал больше возможности уберечься от различных погодных катаклизмов и защитится от недоброжелателей. К тому же, далеко не каждый человек мог себе позволить построить настоящее жилище, а не хибару, которая развалится от лёгкого дуновения ветра. Именно поэтому, мужчины всегда старались выстроить настоящий дом, чтобы получить хорошую невесту. Ведь во все времена, родители старались выдать дочь замуж за самого надёжного молодого человека. А крепкий дом был первым доказательством его надёжности. Это означало, что мужчина смог самостоятельно накопить средств и собственноручно возвести своё жилище, что, ещё и доказывало его физическую силу.

О чём говорит крепкий и большой особняк в современном мире. Ну, наверное, о том, что у мужчины есть финансовые возможности его приобрести или же нанять работников для строительства. Сейчас мало кто станет строить дом собственноручно. И, если так произойдёт, то это, скорее всего, скажет о том, что человек не имеет достаточно средств для того чтобы заплатить профессиональной бригаде строителей. Возведение дома собственноручно займёт не один год и поэтому, в современном мире мужчина должен скорее не построить дом, а приобрести презентабельное жилище. Это, не обязательно, должен быть коттедж или особняк. Также, в качестве «дома» может служить красивая просторная квартира в хорошем районе города. Наверное, понятие дома, по сути, всё же не слишком изменилось с минувших времён. Родителей невесты всё так же заботит жилплощадь будущего зятя. Только теперь их волнуют не набеги варваров и холодные зимы, а перспективы жить в одной квартире с молодыми, чего, конечно же, совсем не хочется или же возможность аренды квартиры, которая будет обходиться не так уж дешево, от чего пострадает будущий семейный бюджет их дочери. Так что, можно сделать вывод, что первую вещь, которую должен сделать современный мужчина – это получить жилплощадь. И пусть это будет подарок, наследство или же честно заработанная квартира, главное, чтобы у парня было, где жить с будущей женой.

Второе – посадить дерево. Что под этим подразумевали когда-то? Дерево, это, в первую очередь, рожай. А если есть урожай, значит, зимой семья не будет голодать. Тогда, под посадкой дерева имели в виду то, что у молодого человека есть свои земли, на которых он может и умеет выращивать хлеб, овощи и фрукты. Не секрет, что земледелие ранее было одной из основных профессий. Если мужчина был хорошим земледельцем, у него была еда в доме, к тому же, многие продукты шли на продажу. За вырученные деньги парень имел возможность купить одежду, домашнюю утварь и дрова на зиму, чтобы не мёрзнуть в холодном доме.

Тогда получается, что для современного мужчины, посадить дерево – это значит получить хорошую работу. Сейчас, когда можно приобрести практически всё, главной валютой стал не хлеб, а деньги. Да и запросы современных людей на порядок выше, нежели у их предков. Поэтому, для того чтобы хороши жить в современном мире, необходимо иметь достаточно средств, которые, как известно, и приносит перспективная высокооплачиваемая работа. Именно поэтому, современные парни должны не просто научиться хорошо обрабатывать свой земельный участок. Им необходимо обладать высоким интеллектом и получить в ВУЗе хорошее образование, с помощью которого можно найти подходящую работу. Также, для того чтобы иметь высокие заработки. Необходимо быть амбициозным и смелым, уметь находить нестандартные решения и никогда не сдаваться. Так что, в какой-то мере, современным мужчинам сложнее выполнять второе правило.

Ну и третье – вырастить сына. Наверное, это та единственная вещь, которая не изменится никогда. Каждый человек хочет продолжить свой род, увидеть в своих детях лучшие качества, которые он закладывал им с младенчества. Конечно же, времена меняются, и способы воспитания тоже становятся несколько иными, но, всё же, в основе остаётся одно – вырастить из своего ребёнка достойного члена общества. Именно это и пытается сделать каждый настоящий мужчина. Он никогда не оставит своего отпрыска и не попытается увильнуть от обязательств. Настоящий мужчина и настоящий отец будет воспитывать своего ребёнка и никогда не скажет, что у него просто нет времени. Такие мужчины всегда успевали строить дома и растить деревья, но, при этом, их дети никогда не оставались без мужского воспитания. Воспитание у таких мужчин строгое и справедливое, и они, несомненно, очень любят своих детей. Ради ребёнка такие парни строят самый тёплый и уютный дом и растят самое высокое дерево. Они делают всё что могут и даже стараются совершить невозможное.

Итак, 3 вещи, которые должен сделать настоящий мужчина в современном мире – это получить хорошую жилплощадь, иметь высокооплачиваемую работу и делать всё, чтобы его дети не нуждались в любви, заботе и правильном воспитании. Если мужчина способен этого добиться – он сможет полностью реализоваться в жизни. Но, на самом деле, выполнить эти три правила не так уж просто. Необходимо прикладывать множество усилий. Поэтому, не удивительно, что далеко не все мужчины добиваются таких результатов, а следовательно, и самореализации. Но, если у вашего парня есть хороший дом или квартира, работа, которая приносит ему не только высокий доход, но и радость, а, кроме того, он очень любит детей и готов вложить в них всю душу и все финансы – значит рядом действительно настоящий мужчина, который тебя достоин.

Пришла однажды к мудрецу непраздная женщина и попросила:
- О, мудрейший! Небо открыло, что подходит мой добрый час родить наследника. Хочу вырастить его достойным человеком, настоящим мужчиной. От отца-матери ведаю, что подлинный мужчина – тот, кто построит дом, посадит дерево и вырастит сына. Помоги же мне самой узнать, а потом и сыну передать мудрость – как это сделать правильно.
- Всё тебе верно мать с отцом поведали, - ответил мудрец. - А я лишь точнее скажу. Дом нужно строить на фундаменте из двенадцати кирпичей. Дерево – сажать только в пригодную землю. А достойного сына твой сын вырастит, если прежде ты вырастишь в себе достойную мать.
Задумалась женщина над словами мудреца, а потом и говорит:
- Красиво ты сказал, мудрейший, да не понять мне твоих слов. Объясни, пожалуйста, что означают твои речи.
Улыбнулся мудрец и ответил:
- Фундамент из двенадцати кирпичей – это благородство. Двенадцать букв в этом слове, и двенадцать мужских добродетелей заключает оно в себе. Это твёрдая воля, крепкая вера, честность, доброта, свобода от низменного, чувство справедливости, готовность к помощи нуждающемуся, умение отвечать за свои слова и дела, сопереживание, отказ от осуждения, умение прощать и уважение старших. Поможешь сыну этот фундамент уложить – и крепко будет стоять его сердечный дом, вовек не упадёт.
- А что же такое – пригодная земля и дерево?
- Дерево - это Род ваш, который твой сын продолжать будет. Учи его искать достойную землю - достойную Женщину. И тогда дерево Рода вашего вовек не завянет, а корни его крепчать будут.
- Благодарю тебя за мудрость, - ответила на это женщина. – Поняла я, что такое крепкий фундамент и пригодная земля. Но что значит – вырастить в себе достойную мать?
- А это – самое простое и самое сложное, - улыбнулся мудрец. – Одну лишь подсказку дать тебе могу. Каждый день молись Богу такими словами: «Господи, помоги мне быть достойной матерью для моего сына! Помоги мне любить, а не оценивать его. И помоги всегда помнить о том, что я родила сына, но воспитываю – мужчину!» Поняла ли ты?
- Спасибо тебе, мудрейший, - вздохнула женщина. – Всё я поняла, да одного уразуметь не могу: я ведь тебя о земном доме, дереве и наследнике спрашивала, а ты мне поведал о том, что в душе у моего ребенка растить.
- Какие семена в сердце сына мать посеет, такими плодами его земные дела и прорастут, - ответил на это мудрец.

Оксана Ахметова, 2013 г.

Многим не раз приходилось слышать, что настоящий мужчина должен в своей жизни сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Выражение давно уже приобрело оттенок народной мудрости, которая учит тому, что мужчина в течение своей жизни (по крайней мере, единожды) должен проявить заботу о природе, позаботиться о продолжении своего рода, а также обеспечить своей семье место проживания.

Часто эту фразу произносят во время тостов, хотя кому принадлежит авторство данного выражения, неизвестно. Похоже звучит фраза в Талмуде. Там сказано, что «человек должен сначала построить дом и посадить виноградник, а потом жениться» («Сота», 44б (93, с.361). Так что выражение «построить дом, посадить дерево и вырастить сына» можно считать интерпретацией фразы из Талмуда, смысл которой заключается в том, что необходимо сначала создать условия для жизни, а потом обзаводиться женой.

Поколения советских детей, вслед за юными исполнителями, вдохновенно пели строки популярной песни: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я». Не все задавали вопрос: «А как же папа?»

На подхвате

Ещё совсем недавно роли в семье были довольно чётко распределены: папа работает и зарабатывает, мама тоже работает и воспитывает. Хотя отцы, конечно, разные, однако при слове «папа» в советское время распространены были два стереотипа: папа, лежащий на диване со спортивной газетой или строгий с ремнём. Гуляли с детьми, водили их в секции, кружки, ходили на родительские собрания чаще всего мамы или бабушки. Отец отвечал за приучение ребёнка к порядку, строгое воспитание и даже выбор профессионального пути сына или дочери.

«Папы становятся более ответственными, хотят принимать участие в воспитании детей. Иногда женщины зарабатывают больше, а папы находятся «на подхвате» – помогают в воспитании. Отцы всё чаще уходят в декретный отпуск. Сейчас хожу на родительские собрания к своим детям и вижу, что часто приходят папы, которые активно обсуждают все школьные дела. То есть они заинтересованы в развитии детей, – говорит председатель общественной организации «Многодетные Пермского края» Ирина Ермакова. – У нас проходит форум для женщин «Мама-пчёлка». Пока мамы получали новые знания, папы занимались детьми. Я считаю, что это прекрасно».

Современная жизнь размывает традиционные роли, но к этому привыкнуть не так-то просто. О том, как быть мамой – от беременности до воспитания подростков – можно узнать везде. А вот о том, как быть папой, информации куда меньше. К роли отца обычно не готовят: в детском саду и школе обычно не говорят, кто такой папа, акцентируя внимание на маме.

Сейчас можно увидеть брутальных дяденек, которые заплетают косички дочкам, гуляют с малышами на детских площадках. Папы возят детей в секции и кружки и вообще проводят больше времени с детьми.

«Если вы хотите быть хорошим папой, вам никто не расскажет, как это сделать. Книг практически нет. Тематических сайтов тоже очень мало и полезной информации там немного»,- говорит организатор дискуссии «А где же папа?», которая прошла недавно на выставке «Умный ребёнок», Пётр Кравченко.

«Мамская» экосистема

У Петра двое детей: Арсению три года, Кириллу скоро исполнится год. Разделение ролей в семье традиционное: папа, главным образом, добытчик. И всё же Пётр старается проводить больше времени с сыновьями. Сейчас график позволяет брать трёхлетнего сына на работу, чтобы малыш знал, чем занимается глава семейства и как зарабатывает деньги. Когда Пётр начал активно участвовать в воспитании детей, он понял, что многого не знает.

«Я вижу, как строится общение жены с подружками. У них есть какой-то птичий язык, целая мамская экосистема. Это проявляется во всём: они делятся советами, меняются вещами и т. д. Есть множество сайтов и групп в соцсетях для мам. А для пап пока нет ничего, — говорит Пётр. — Так получилось, что я и мои близкие друзья почти одновременно стали отцами. Но в нашей мужской компании не принято обсуждать вопросы воспитания. А ведь все мы хотели стать отцами, и наша цель — стать хорошими папами. Но в отличие от женщин для нас нет ни курсов, ни книг. Меня, к примеру, интересует много вопросов. С одной стороны, я не хочу задавить ребёнка строгостью, с другой – понимаю, что нужно формировать рамки поведения. Как найти баланс? Если раньше папы влияли на выбор профессии, то сейчас это становится невозможным. Когда малыш вырастет, они существенно изменятся. Вот где искать ответ даже на этот вопрос?».

В мужской компании не принято обсуждать вопросы воспитания. А ведь все мы хотели стать отцами, и наша цель — стать хорошими папами. Но в отличие от женщин для нас нет ни курсов, ни книг.
Умиление и ответственность

Чтобы понять, кто такой папа и что это значит – быть хорошим отцом, Пётр и его знакомые организовали дискуссию. К радости организаторов, она собрала немало мужчин. Как найти баланс между работой и семьёй, что такое осознанное отцовство, каковы плюсы декретного отпуска – все эти вопросы обсуждали они.

«Будущему отцу важно быть в курсе всего, что происходит с любимой женщиной ещё на этапе беременности. Это должно стать потребностью, ведь даже ещё не родившийся ребёнок уже является частью семьи. В такой ситуации мужчине уже стоит интересоваться, чем он может помочь. Если муж ответственно подходит к роли отца, он должен быть готов перестроить вкусовые привычки, отказаться от каких-то личных потребностей в угоду потребностей семьи (например, бросить курить на балконе, выходить на улицу), – считает пермский журналист Роман Попов. – В декрет идёт тот, кому удобнее. Здесь важен вопрос приоритета и договорённостей, а не устоявшихся норм. Мужчина ещё на этапе беременности жены должен рассматривать вариант, что в декрет может пойти он. Традиционно все знания о том, что происходит с ребёнком, передаются женщине. Если приходит педиатр, всю информации о самочувствии он рассказывает маме, а папе лишь доверяет принести ложечку для осмотра. Однако отцу тоже важно быть в курсе, он должен участвовать в принятии решений и брать на себя ответственность».

По мнению Романа, мужчина должен забыть о традиционном распределении обязанностей по дому. Разделения на мужские и женские дела нет.
Мужчины говорят, что пока папы, которые занимаются детьми, – редкость, у них есть целый ряд бонусов. Как минимум – умиление мам на детских площадках. Один папа вспомнил, как перед ним и его ребёнком расступались дамы в детской поликлинике, ведь отцы в лечебных учреждениях обычно появляются куда реже матерей.

Отец должен участвовать в принятии решений и брать на себя ответственность
Организаторы дискуссии хотят вывести обсуждение темы осознанного отцовства на новый уровень – планируют провести в Перми фестиваль пап. А в ближайшее время, 30 сентября, поднимут эту тему на фестивале Wе-Fest, посвящённом вопросам семьи.

Почему закон так суров?

Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Павел Миков:

В последние три-четыре года значительно выросло количество жалоб от отцов детей. Связаны обращения чаще всего с несогласием с решениями судов, определивших место жительства ребёнка после развода родителей. С одной стороны, сам факт обращения и желание отцов участвовать в жизни детей говорят об осознанном родительстве, и это не может не радовать. С другой стороны, это свидетельствует и о некоторых проблемах в практике российского судопроизводства.

Чаще всего судья принимает традиционное для нашего менталитета решение в отношении места жительства детей, оставляя их с матерью. По мнению отцов, судьи не всесторонне подходят к оценке этого решения. Одно из последних обращений в адрес уполномоченного свидетельствует как раз об этом.

Мужчина не согласен с решением суда, который определил, что после развода один ребёнок будет жить с мамой, другой – с папой. Однако, как оказалось, мама детей активно исповедует нетрадиционную религию: и такие моменты, как отказ от традиционной медицины, вовлечение ребёнка в отправление религиозных культов, изменение нормального рациона питания, не могут не вызывать сомнения в безопасности физического и духовного развития ребёнка. Сейчас мужчина оспаривает решение суда.

Начальник или друг?

Старший преподаватель кафедры психологии развития ПГНИУ Максим Зубакин:

Сейчас восприятие роли отца в семье постепенно меняется. Представления отличаются от тех, которые были во времена наших родителей. В современном обществе пока нет единых представлений о роли отца.

По моему мнению, интерес к воспитанию детей и повышению качества их жизни пока есть у довольно небольшой прослойки мужчин. Как правило, это люди образованные, со средним доходом, в возрасте от 30 до 45 лет. Широкого запроса в обществе на обсуждение этой темы пока не наблюдаю.

Мужчина не всегда понимают, что значит быть отцом. Проблема заключается и в том, что есть некий конфликт между ролью добытчика и папы. Обычно мужчины много работают, однако дети дома их почти не видят. Непросто найти баланс, чтобы и реализоваться в профессии, и найти время для детей.

Смешивать обе роли – работника и папы – не лучшая идея, так как они предполагают совершенно различное поведение. Нередко мужчина привыкает вести себя на предприятии определённым образом и переносит тот же стиль общения на семью, что вызывает конфликты. Если на работе у мужчины всё очень структурированно, то семья предполагает гораздо меньшую формализацию. Работа обязывает действовать чётко и неэмоционально, тогда как дома от него ожидают большего проявления чувств. На работе довольно узкие возможности для проявления своих индивидуальных особенностей. Семья же, скорее, вынуждена принимать характер отца во всех его проявлениях. Если мужчина устраивает из семьи некую корпорацию, воспринимает жену и детей как сотрудников предприятия, они сопротивляются управлению и начинают что-то скрывать.

Воспитывайте себя, а не детей

Декан факультета правового и социально-педагогического образования ПГГПУ Венера Коробкова:

Можно выделить четыре категории отцов. Первая – отсутствующие родители. Они либо вообще никогда не участвовали в жизни ребёнка, либо перестали общаться с ним после развода. Вторая – традиционные папы. Они не особенно вмешиваются в жизнь детей. Считают, что их задача – зарабатывать деньги, а воспитание – дело мамы. Третья категория – активные папы. Они готовы вникать в воспитательный процесс, с готовностью общаются с детьми. Последняя, и самая малочисленная, – это авторитарные отцы, которые регулируют все сферы жизни в семье. Они всё решают сами, а мать права голоса не имеет.

Самая многочисленная категория – это традиционные папы. Мы обычно хотим, чтобы они уделяли больше внимания детям, но ругать и заставлять – не выход. Школы ещё более усугубляют ситуацию. Когда обычно пап вызывают к учителю? В тех случаях, если ребёнок совсем себя плохо ведёт. Для мужчины ребёнок – это повод для гордости, а слушая, как ругают сына или дочь, папы чувствуют неудачу. Сейчас мы предлагаем при группах детских садов, школьных классах организовать семейные клубы, чтобы стимулировать пап участвовать в жизни детей. Мужчины могут участвовать в походах и встречах на природе, могут и шашлык пожарить, и в футбол с детьми поиграть, посмотреть, как общаются другие семейные пары – родители одноклассников их детей.

Активных отцов намного меньше – в разных коллективах от 6 до 15%. С аждым годом эта цифра увеличивается, так как появляется много информации в Интернете.

Скажу, что важно не столько, как много времени папа проводит с ребёнком и воспитывает, а то, как он ведёт себя в семье: как относится к матери ребёнка, как и сколько он работает. Есть такая английская пословица: «Не надо воспитывать детей, они всё равно будут делать то, что делаете вы». Она правдива. Отец просто своим примером показывает ребёнку, как в самых разных ситуациях нужно себя вести.

Защитит и научит

Папа в декрете Сергей Галиуллин:

Когда я узнал о том, что у нас с женой будет ребёнок, то стал искать работу с большим заработком. Но не сложилось, поэтому решил быть с ребёнком. Считаю это работой, потому что воспитывать дочку — это такой же труд.

В нашей семье работает мама, а я сижу с ребёнком. Бытовые задачи — стирать, гладить, готовить, мыть полы — выполняет тот, кто успевает. Обычно я готовлю завтраки, жена — ужины. Она чаще всего моет полы, потому что я в это время занимаюсь с дочкой. Я гуляю с ней, меняю подгузники, жена укладывает её спать. Так как нахожусь с дочкой с самого рождения, у нас хороший контакт. Мне предстояло научиться мыть ребёнка, менять подгузники, одежду. Сейчас она хуже засыпает со мной, больше любит, чтобы её укладывала мама. Но я не воспринимаю это как проблему.

Считаю, что мужчины должны проводить больше времени с детьми. Папа может дать дочке и сыну то, что не сможет мама. Папа сильней и именно он покатает ребёнка на своих плечах. Папе проще быть клоуном, дурачком, над которым будут по-доброму смеяться дети. Но папа и защитит, научит, как защищаться, как выходить из конфликтных ситуаций. Вообще, для меня очень важно быть отцом – быть нужным, заботливым. Я научился каким-то бытовым вещам, которые раньше делать не умел. Даже готовить стал лучше.

Традиционные представления о ролях в семье теряют актуальность. Но стереотипы изменить очень сложно. Мне кажется, что чем больше пап будет активно проводить время с детьми, тем быстрее будет меняться точка зрения в обществе. Я часто вижу мужчин с колясками на прогулке, в магазинах. Сначала папы научатся просто быть с детьми, а потом уже воспитывать их на должном уровне.

Разделяй и воспитывай

Многодетная мама Нина Ширинкина:

В нашей семье в декретный отпуск по уходу за младшей дочкой вышел мой муж. Мы сравнили уровень зарплат и выяснили, что так будет выгоднее. Скажу сразу, что не все знакомые и даже близкие люди нас поняли. И тем не менее я считаю, что это оказалось правильным решением. Мы сразу чётко разделили обязанности, чтобы с малышкой занимались оба родителя и ей в равной степени хватало внимания и папы, и мамы. Я вставала к дочке ночью, муж был с ней утром и днём. Вечером я всегда приходила с работы вовремя, чтобы покормить её, вымыть и усыпить. Разделение обязанностей в воспитании сохраняется у нас и сейчас. Муж воспитывает сыновей, и я не вмешиваюсь в процесс. Моя задача – воспитание девочек. Супруг возит всех детей в секции, планирует летний отдых. Все вопросы воспитания мы решаем вместе и никогда не вмешиваем детей – делаем замечания и даём советы друг другу только наедине. Считаю, что муж и жена должны быть одной командой.

Когда мужчина так много занимается ребёнком, у них складываются очень близкие отношения, он начинает понимать малыша так же хорошо, как мама. С дочкой у мужа именно такое общение. А вот с сыном, которым он так сильно не занимался, – уже не такой тесный контакт. Мы заметили ещё одну интересную деталь и нашли этому подтверждение в литературе – речь ребёнка развивается лучше, когда с ним много общается папа. У мужчин низкий тембр голоса, который позитивно влияет на развитие речевого центра у детей. Дочке сейчас три года, и она уже может строить длинные предложения.

И ещё одно: когда мужчина активно участвует в воспитании ребёнка, то его жена выглядит молодо и счастливо.

«Папские» права:

На воспитание

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность мам и пап (ст. 38 Конституции РФ).
В случае раздельного проживания родителей ребёнок имеет право на общение с каждым из них (п. 1 ст. 55 Семейного кодекса РФ).

Родитель, проживающий отдельно, имеет право на участие в воспитании детей. Тот, с которым проживают дети, не имеет права препятствовать этому общению, если оно не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребёнка и его нравственному развитию (п. 1 ст. 66 Семейного кодекса РФ).

На отпуск по уходу за детьми

Отец, как и другие близкие родственники, имеет право уйти в отпуск по уходу за детьми (ст. 256 Трудового кодекса РФ).
По просьбе работника работодатель должен предоставить мужчине перерыв в работе. Отказать руководитель не вправе. Мужчины, которые находятся в декрете, получают пособие. До достижения ребёнком возраста полутора лет его выплачивает работодатель. Размер составляет 40% от среднего заработка.

На материнский капитал

Мужчина имеет право на получение материнского капитала, если он – единственный усыновитель для второго ребёнка, что подтверждено решением суда не ранее 1.01.2007 г. Также в случае, если мать детей умерла, её лишили родительских прав, она совершила преступление, угрожающее жизни и здоровью её детей.

воспитание




Top