Какие нравственные вопросы поставлены в романе. Нравственные проблемы в романе евгений онегин

Работа Александра Сергеевича Пушкина над произведением «Евгений Онегин» происходила в сложный для России период. Написание романа продолжалось восемь лет. За это время один правитель государства сменился другим, общество находилось в процессе переосмысления ключевых жизненных ценностей, изменялось мировоззрение и самого автора. Отсюда и следует то, что в произведении подняты многие важные нравственные вопросы.

Во-первых, Пушкин затронул тему поиска смысла существования людей. В романе мы можем наблюдать жизнь персонажей в динамике, путь их духовного становления. Некоторым героям удалось найти истину, распознать правильные идеалы, пройдя через испытания. Другие последовали по неверной дороге, расставив приоритеты ошибочно, но так и не поняв этого.

В светском обществе тех времен бытовали свои законы. Молодые люди не стремились сделать существование осмысленным. Они были заняты бессмысленной тратой родительских денег, праздным образом жизни, балами и развлечениями, постепенно деградируя, развращаясь, становясь похожими друг на друга. Чтобы заслужить признание среди окружающих, достаточно было следовать веяниям моды, хорошо танцевать, говорить по-французски, уметь галантно общаться. И все.

Во-вторых, в произведении прослеживается тема отношения к браку. Сначала молодежь, в том числе и Оненин, тяготится серьезными отношениями, считает семейную жизнь нудной, непривлекательной, бесперспективной. Вот и Евгений пренебрег чувствами юной Татьяны , выбрав свободу, а не любовь скромной провинциалки.

Лишь по прошествии времени стабильные отношения стали для главного героя желанными. Он хотел, страстно желал покоя, уюта, тепла, тихого семейного счастья, домашней жизни. Однако возможности для этого были безвозвратно упущены по его же вине. Если бы Онегин «созрел» вовремя, то мог не только стать счастливым сам, но и осчастливить романтичную Татьяну.

В-третьих, в романе присутствует тема дружбы. Светские молодые люди абсолютно не способны на преданные и настоящие дружеские отношения. Все они просто приятели, поддерживают общение «от делать нечего». Но помощи в сложной ситуации, поддержки, понимания от них ждать бессмысленно. Вот и Ленский с Онегиным вроде бы были добрыми друзьями, однако из-за какой-то глупости один убил другого.

В-четвертых, Пушкин упоминает вопрос долга и чести. Эту тему полностью раскрывает Татьяна Ларина. Она была, как и Евгений, дворянского происхождения, получила поверхностное воспитание в домашних условиях. Однако нравы света не повлияли на ее чистую и невинную душу. Она безумно любит Онегина, однако ставит свой долг перед мужем, хоть и нелюбимым, превыше всего. Даже страстная тирада героя не склонила ее поменять принятое решение.

Общество, погрязшее во лжи, лицемерии, ошибочных ориентирах, не может найти истинного смысла жизни, поэтому и не ценит ее. Евгений поставил светскую честь выше нравственного долга, убив романтичного приятеля. Подобное смещение идеалов выглядит абсурдным, но, увы, такова суровая действительность.

Среди основных проблем романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина можно выделить следующие:
- поиск смысла жизни;
- цель жизни человека в обществе;
- герои того времени;
- оценка всей системы моральных ценностей того периода.
Роман А.С.Пушкина во многом автобиографичен для автора, потому что он, как и главный герой романа Евгений Онегин разочаровался в старых идеалах и моральных принципах той эпохи. Но искать пути к переменам, самому что-то делать для для изменений в своей жизни герою не под силу, он одолеваем извечной русской хандрой, которая в романе характеризуется модным английским словом «сплин».
В своих строках А.С.Пушкин очень доверительно рассказывает читателю о своих чувствах и видении мира. Для него семья, родственные узы. священный домашний очаг представляют неоспоримую ценность, и эта мысль передается словами главной героини Татьяны Лариной:
«Но я другому отдана,
И буду век ему верна!»
Мы можем проследить весь путь взросления и становления личности Евгения и Татьяны, изменения их мировоззрения.
В романе также затронуты вопросы ценности человеческой жизни для общества, описание характеров того времени, и влияние передовых идей на идеологию общества.

Когда я училась в школе, то мы все изучали роман А.С Пушкина «Евгений Онегин». Концовка у этого романа весьма печальна, и она не отвечает всем «ожиданиям» читательниц.
На протяжении всего романа, мы все ждём, что Татьяна, - гений чистой красоты, и женский идеал, ответит взаимностью Евгению, и они проживут долго и счастливо много, много, лет. А выходит, что всё совсем не так:
- Я вас люблю, к чему лукавить?
Но, я другому отдана, я буду век ему верна.
Татьяна, отвергает все ухаживания Евгения, и это становится полной неожиданностью, и главной проблемой всего романа.
Возможно, Пушкин, нам не всё рассказал, и в жизни главных героев могло бы получиться всё иначе, но, в похожей ситуации, оказываются многие люди и в наше время.
В жизни Татьяны, появилась возможность, поменять одного мужчину на другого, и перед ней, стал сложный выбор, между настоящим и будущим. У Онегина не было «безупречной репутации».
По роману, он был эгоистичным, самолюбивым, не надёжным, и он «регулярно менял женщин», и Татьяна прекрасно понимала суть вещей, у неё не было недостатка в мужском внимании, и жениться на ней, хотели бы многие мужчины из её «круга».
Татьяна, по роману, очень разумная женщина, она уважала своего мужа, который любил её по настоящему, и хотел, чтобы она была счастлива только с ним. Мог ли Евгений Онегин сделать её счастливой? И почему, только спустя три года, он понял, как он её любит?
Отвергнув ухаживания Евгения, Татьяна поступила как разумная женщина, и не стала менять, свою сложившуюся семейную жизнь, на «лёгкую интрижку».
В данном случае, разум, одержал победу над чувствами.
Мы не можем осуждать Татьяну, ведь сколько людей, столько и мнений, и проблема этого романа, в выборе правильного жизненного пути!

Мне кажется, что в своем романе Пушкин противопоставляет, сравнивает и ищет сходства и различия среди двух разных «миров» - мира красивых пышных балов, столичной знати и мира простых людей благородных кровей, живущих более уединенно и скромно. Представителем первого мира является сам главный герой романа, Евгений Онегин, а самой яркой представительницей второго - Татьяна. Евгений представлен блестящим молодым человеком, образованным, но погрязшим в светской жизни. Но ему эта жизнь уже наскучила, да и сам автор, как мы видим из романа, не в восторге от нее. Она полна бессмысленных и беспощадных интриг, лести, предательств, разврата. Только со стороны он кажется привлекательным, красивым и необычным. Те же, кто оказывается внутри него, быстро теряют свое человеческое достоинство и стремятся к ложным ценностям. И вот Евгений, уставший от этого высшего света, едет в деревню и встречает там совершенно другой мир, людей другого типа. Татьяна чиста, она образована и умна, ей близки идеалы ее предков - семья на первом месте, стремление к гармонии и совершенству. Но Евгений не сразу проникнулся теплым чувством к таким идеалам, а потом, когда он уже осознал свою ошибку, было поздно. Так что главная проблема кроется за взаимоотношениями этих двух главных героев, как главных представителей двух слоев общества.

«Евгений Онегин» - один из моих любимых романов. Изучая его в школе, я перечитала его раз 5, наверное. Тогда роман был для меня просто интересной книгой, не более. Наверное, в том возрасте, никто глубоко не задумывался над проблемами, поднятыми Пушкиным.
Сейчас, думаю, я смотрю уже на героев романа немного под другим углом. Сюжет строится на любви главных героев. Вместе с ними мы проживаем этапы их духовного становления, поиска истины, они определяют свое место в этой жизни. Для каждого из героев любовь - нечто личное. Для Лариной - это огромная духовная работа, для Ленского - всего лишь легкий романтический атрибут, для Ольги - отсутствие сентиментальности и индивидуальности, для Онегина - наука нежной страсти. Рядом с проблемой любви глубоко идет проблема дружбы. Именно сейчас понимаю, что дружба без глубокой душевной привязанности - невозможна и временна.
Особенно важной в романе является проблема долга и счастья, поскольку Татьяна Ларина - девушка совести и честь и совести для нее так же важны, как и любовь. По ходу романа она преобразуется в целостную личность, имеющую свои моральные принципы и устои, жизненные ценности.
Также огромной проблемой, описанной в романе, является взаимосвязь различных слоев населения.

Произведение Пушкина «Евгений Онегин» названо именем главного героя, молодого петербуржского аристократа. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Именно с этим образом в романе связан комплекс нравственно-философских проблем.

Первая глава рассказывает нам о воспитании, образовании, образе жизни героя. Это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из благородных семей, его воспитывали французские гувернеры. Пушкин показывает, что его герой не получил глубокого образования. Он – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть на приеме или на званом обеде. Поэтому «не мог он ямба от хорея отличить», зато «читал Адама Смита и был глубокий эконом».

Единственное, что интересовало Онегина и в чем он добился совершенства – это «наука страсти нежной». Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, тешилось лишь одно самолюбие. Очень скоро Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах, и ему стало скучно. Он пресытился такой искусственной жизнью, ему захотелось чего-то другого. Попытка забыться в деревне не увенчалась успехом.

Онегин обладал большим потенциалом. Автор характеризует его как человека большого ума, трезвого и расчетливого, способного на многое. Герой откровенно скучает среди своих недалеких деревенских соседей, всеми способами избегает их общества. Но он способен понять и оценить душу другого человека. Так случилось с при его встрече Ленским, так случилось и при его встрече с Татьяной.

Мы видим, что Онегин способен на благородные поступки. Он не воспользовался любовью Татьяны. Герой был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго, поэтому он не отвечает героине взаимностью.

Полноте раскрытия образа главного героя способствует появление в романе образа Ленского. Юный поэт влюблен в старшую сестру Татьяны, Ольгу. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, дитя высшего света.

В итоге Онегин убивает Ленского. Это оказывается сильнейшим потрясением для героя, после которого начались его сильные внутренние изменения. После убийства Ленского Евгений бежит из деревни. Мы узнаем, что некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Увидев такие перемены, герой теперь сам влюбляется в Татьяну. Именно в этот момент мы понимаем, что Онегин способен любить и страдать. Но Татьяна отказывает ему, она не может предать своего мужа.

Таким образом, изначально Онегин – глубокая и интересная личность. Но высшее общество «сослужило ему плохую службу». Лишь отойдя от своего окружения, герой вновь «возвращается к себе» и открывает в себе возможность глубоко чувствовать и искренне любить.

В произведении, наряду с Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, наконец, его отношение к Евгению Онегину.

Именно с главным героем поэмы связано большинство авторских суждений и оценок. Автор подчеркивает свое единство с героем, который тоже вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времен образование. На протяжении всего романа Пушкин сравнивает, сопоставляет себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приемы. Один из них – сближение с героем через общих знакомых лиц. Так, в ресторане Евгения «ждет… Каверин» - близкий друг Пушкина в молодости. Кроме того, автор сравнивает Онегина с Чаадаевым, с которым был знаком сам и которому посвятил несколько стихотворений.

В чем нравственно-филосовская проблематика романа "Евгений Онегин"? и получил лучший ответ

Ответ от Lisa[активный]
Анализируя роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» , В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина» .
Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много философско-нравственных проблем. Одна из них - проблема счастья и долга.
Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.
Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наруже, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал". И именно в эту особу влюбляется Онегин, надеясь, что он сможет вернуть в ней прежнюю Татьяну. Евгений пишет ей письмо с признанием в любви, но ответа не получает. Он постепенно чахнет и в конце концов решает выяснить все раз и навсегда. Вот в этот-то момент и происходит финальное объяснение.
Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями.
Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.
Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина.
"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.
Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем.

Ответ от Елена Жмарева [гуру]
Сложно сказать, страдал ли Пушкин таким наивным дидактизмом, какой ему приписывает Белинский. Бесполая Татьяна и демонический Онегин вполне в духе плакатного "неистового Виссариона"! "Привычка свыше нам дана, замена счастию она", "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел" - эти афоризмы иллюстрируют смену системы ценностей с течением жизни человека. То увлечение, которое могло заполнить жизнь 16-ти или 18-тилетней Татьяны, уже не кажется столь роковым замужней женщине, которая СПИТ с мужчиной и имеет представление об интимной стороне любви. С одной стороны - мимолетные встречи с Онегиным и неясные мечтания, с другой - положение в обществе и любящий муж. Так что это еще вопрос, что возобладало - ДОЛГ или простой ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, не отягощенный легковесными бреднями про "старое кладбище" и "шум ветвей над няней".

«Нравственный выбор»

Вариант 1

Нравственный выбор - это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз. Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой - Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.

​Вариант 2

Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор - это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом - самый главный выбор человека.

В тексте Э.Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру. Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор. Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.

В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни. Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед. Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.

​Вариант 3

Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием... Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем. Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор - это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В.Дроганова и личному опыту.

Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25. В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом. Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).

Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор - это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.

Вариант 4

Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие... Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека. Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту. Сочинения ОГЭ и ЕГЭ

Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке. Другими словами, герой, перед которым встал вопрос - попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться. В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.

Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор - это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.




Top