Астафьев печальный детектив история создания. Тема потери нравственных ориентиров в произведении В

Цели урока: дать краткий обзор жизни и творчества писателя; раскрыть проблемы, поставленные в романе; заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева; вырабатывать умение вести дискуссию.

Оборудование урока: портрет и выставка книг писателя, фотографии.

Предварительное задание: подготовка индивидуальных заданий (сообщение, выразительное чтение отрывков).

Ход урока

Вступительное слово учителя

Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без печалей и радостей не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно, накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности – на его произведения. Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы второй половины XX века, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его судьбой.

Сообщение учащегося

Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в ночь на второе мая 1924 года. Он рано лишился матери (она утонула в Енисее), воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал…Мальчик оказался сиротой при живом отце, который после гибели жены вскоре завел другую семью и о сыне не заботился. Годы детства и отрочества Астафьева были схожи с судьбами его сверстников. Душу спасали книги, которые подросток читал запоем. Об этом писатель расскажет в повестях “Кража” и “Последний поклон”.

Незадолго до Великой Отечественной войны он окончит школу ФЗО, будет работать на железнодорожной станции, а осенью 1942 года уйдёт на фронт. Трижды раненный, контуженный, он всё же выживет, создаст семью. О тяжёлых послевоенных годах он расскажет в повести “Весёлый солдат”. В эти тяжёлые годы В.П.Астафьев с семьёй живёт на Урале – там легче было найти работу.

Свой первый рассказ он написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Рассказ о судьбе связиста Моти Савинцева похвалили и напечатали в газете “Чусовской рабочий”. Произошло это в 1951 году. И с этого момента всю свою жизнь В.П.Астафьев посвятил писательскому труду, о котором он скажет так: “Писательский труд – беспрестанный поиск, сложный, изнуряющий, доводящий порой до отчаяния. Лишь посредственности, привыкшей пользоваться “вторичным сырьём”, - живётся легко и вольготно. Я же автор рассказов, повестей, среди которых есть и получившие признание читателей, переведённые на многие языки, всякий раз со страхом приступаю к новой вещи, потом уж “разгоняюсь, вхожу” в неё, пока не закончу, - никакого покоя не знаю”.

Такое отношение к своему труду свидетельствует о высокой ответственности.

Проза Виктора Астафьева развивалась на классических традициях русской литературы Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Философское осмысление жизни, роль человека на земле, любовь к родине и родному дому, добро и зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным представителям – детям, женщинам, старикам, зверью, природе, роль семьи – вот те далеко не все нравственные вопросы, которые Виктор Астафьев решает в своих произведениях.

У поэта Н.Новикова есть такие стихи:

Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Всё равно не вернётся обратно.
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад
Невозможно…

Да, невозможно вернуть бездумно погубленную природу – дом человека. Она отплатит опустошением души. Виктор Астафьев прекрасно это осознаёт и желает предупредить о надвигающейся катастрофе. Это желание – боль писателя, его тоска и горькая тревога. Послушайте отрывок из заключительной главы “Нет мне ответа” романа “Царь-рыба”.

Выступление ученика

“Мана! Я поискал глазами рыжий гребешок Манского быка. Нету! Гидростроители смахнули. И сама красавица река ощетинена торосами сплавленного леса. Через Ману проложен мост. Когда в устье реки бурили грунт под опоры, на восемнадцатиметровой глубине попадалась в пробы древесина. Утопленный и зарытый лес, всё больше лиственница – она в воде почти не гниёт. Может, потомки благодарить ещё нас будут за хотя бы таким вот хитрым образом сделанные для них запасы древесины?
Прощай, Мана! И прости нас! Мы истязали не только природу, но и себя, и не всегда по дурости, больше по нужде…
Переменилась моя родная Сибирь. Всё течёт, всё изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами;
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время молчать и время говорить.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.

Каждое время рождает свои вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами и отвечать на них должны мы сегодня для того, чтобы сохранилась жизнь. Об этом говорится и в романе “Печальный детектив”.

Сообщение ученика

“Печальный детектив” был опубликован в 1-ом номере журнала “Октябрь” за 1986 год. Атмосфера тех лет – это начало перестройки. Власть взяла курс на гласность во всех сферах общественной жизни. Во многих произведениях было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Перед читателем раскрывались неприглядные картины современного быта и духовное обнищание человека. Такой материал обусловил и жанр “Печального детектива” - вариант публицистического обличительного дневника. Именно в публицистике 80-х годов 20 века ярко проявились приметы новой литературно-общественной ситуации. Разве можно считать случайным то обстоятельство, что стилистика романа Астафьева “Печальный детектив” перекликается с принципами письма писателей-шестидесятников 19-го века, которые провозгласили своей целью и назначением литературы воспитание в человеке свободы, ответственности и сознательности. Вот почему роман “Печальный детектив” требует вдумчивого чтения и глубокого осмысления.

Аналитическая беседа

(Чувство тяжести, подавленности из-за вереницы бессмысленно жестоких поступков, из-за того, что попирается человеческое достоинство).

  • Как Вы понимаете название романа, почему это печальный детектив? С чем связана печаль автора?

(С тем, что разрушаются жизни дорогих ему людей, умирают деревни, что жизнь в городе и в деревне ограниченная и замкнутая. Печально оттого, что рушатся устои, на которых извечно держалась доброта человека).

  • Во многих произведениях Астафьева герои выражают его эстетический идеал и нравственную позицию? Есть ли такие герои в романе “Печальный детектив”?

(Да, прежде всего это Леонид Сошнин, бывший оперуполномоченный милиции. Горестное его повествование о собственных злоключениях и бедах окружающей среды подтверждает емкую значимость заглавия романа. Леонид Сошнин – человек неравнодушный, честный, принципиальный, бескорыстный. Он противостоит злу по совести, а не по службе.

Учащиеся отмечают и таких героев, как тетя Граня, тётя Лина, Маркел Тихонович, Паша Силакова. Приводя примеры из текста, делают выводы, что эти герои для Астафьева – идеал человека, отмечают, что тётя Граня – идеал доброты и сострадания. Скольким детишкам заменила она мать, привила любовь к труду, честности, доброте. А ведь сама жила очень скромно, без достатка. Да и детей своих не имела, но от её доброты рождалась только доброта. Когда жестокие люди обидели тётю Граню, а она их простила, Леонид Сошнин мучился болью от несправедливости совершённого. Ему хотелось всякий раз бежать за тётей Граней и кричать на весь народ, чтобы она его простила “и всех нас”).

  • В наше сложное время тоже много сирот и детских домов. Правильно ли поступают те люди, которые помогают детским домам, берут на воспитание детей? Это могут сделать только люди с достатком?

(Отвечая на этот злободневный вопрос, ребята приводят примеры из своих жизненных наблюдений (беспризорники, состояние детских домов, продажа детей за границу и т.п.). Решая непростой вопрос, они, естественно, мыслят позитивно, понимая, что дело не в материальном положении тех людей, кто хочет отдать теплоту своего сердца ребёнку. Смогут ли они когда-нибудь поступить так? Ответа однозначного нет. Но разговор, который состоялся, - это зёрнышко добра, брошенного в их души).

  • Почему, ценя доброту и великодушие тёти Грани, автор утверждает: “Вольно…удобно живётся преступнику среди такого добросердечного народа”?

(Пожалуй, это один из самых сложных вопросов в романе. Это попытка и писателя, и читателей осмыслить с беспощадной правдой русскую душу. Становится горько оттого, что доброта перерастает во всепрощенчество. Многие критики упрекали Астафьева в том, что он неуважительно отзывается о русском характере, что всепрощенчество идёт от широты души русского человека. Но это не так. Устами своего героя Леонида Сошнина писатель говорит, что загадку души мы придумали сами и что всепрощенчество идёт от неумения уважать себя. Писатель прав, утверждая, что нельзя праздновать Пасху, не пережив поста. Трезвость авторского взгляда не умаляет сострадания к тем, кто по своей и по нашей вине оказался на краю пропасти. В романе остро поставлена проблема деформации добра и зла. В.П.Астафьев ценит добросердечие, душевную чуткость, готовность защищать слабого, утверждает, что нужно оказывать активное противостояние злу).

  • Но как сделать так, чтобы не было возможности зреть человеческому злу?

(Эта мысль очень важна для писателя. Отвечая на этот вопрос, учащиеся отмечают, что, в основе взаимоотношений людей должны быть любовь, доброта, уважение, а совесть будет напоминать об ответственности за всех живущих рядом. Человек, умеющий предотвратить зло добротой, - вот идеал писателя).

  • Астафьев писал: “Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети - счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это ещё и мука наша! Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – всё наголо видать”. Как вы понимаете слова писателя? Можно ли сказать, что тема семьи в романе тоже одна из главных?

(В результате рассуждений приходим к мысли о том, что писатель с большой горестью рассказывает о случаях семейного разлада, ущербности человеческих отношений. Он обращает наше читательское внимание на то, как воспитывают и чему учат в семье, на “дух” семьи).

  • Как воспитывают своих детей Октябрина Сыроквасова, алкоголичка Урна, тёща Леонида Сошнина, жена Сошнина, как воспитывают Юльку мать и бабка Тутыщиха?

(Учащиеся рассказывают эпизоды из романа, анализируют их и приходят к мысли, что Астафьев пишет об опасном типе женщин, стремящихся уподобиться мужчинам. Отвратительна Октябрина Сыроквасова, деятельница от культурного фронта, которая считает, что только она способна выбирать, чьи произведения печатать, а чьи нет. Отвратительна алкоголичка Урна. Она, к сожалению, явление нашей действительности. Женщина-пьяница страшнее мужчины. Отвратительны и те, кто заменяют духовное воспитание материальным благополучием).

  • Слушая ваши ответы, хочу заметить, что В.П.Астафьев во многих своих произведениях говорит о женщине-матери с особой чуткостью. Оставшись сиротой, он с собой любовью пронёс через всю жизнь её светлый образ. В своей автобиографической статье “Сопричастный всему живому…” писатель призывает и нас, читателей, бережно относиться к женщине, к матери. О матери он напишет прекрасную повесть “Последний поклон”.

Выступление ученика (отрывок из статьи В.П.Астафьева “Сопричастный всему живому…”)

“…Иногда я плакал от умиления, охватившего меня, неосознанно сожалея, что нет моей мамы и не видит она всего этого мира живого и не может радоваться ему вместе со мной.

Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые помогают глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и наступает то успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю.

Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может. Это говорит вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать”.

Почему в конце романа В.П.Астафьев написал с заглавной буквы только два слова “Земля и Семья”?

(О семье в романе говорится как о фундаменте не только государства, но и цивилизации. Эти два семейных дома нельзя разрушать. Если разрушить семью, разрушится дом Земля, и тогда человек погибнет. Мир семьи и мир природы всегда пребывают в вечном, неразрывном, хотя и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью).

Эту мысль Астафьев разовьёт в своём романе “Царь-рыба”, с которого мы начали разговор о творчестве писателя. Таким образом, Виктор Петрович Астафьев помогает нам задуматься над многими нравственными проблемами, а главное, он говорит о бездуховности не в смысле отсутствия культурных интересов (хотя и об этом), а в смысле отсутствия ответственности, когда человек забывает спросить с самого себя и перекладывает ответственность на всех: школу, коллектив, государство.

Домашнее задание по выбору

  • Сочинение на тему “Тема семьи в романе В.П.Астафьева “Печальный детектив”.
  • Сочинение на тему “Как раскрывается тема добра и зла в романе В.П.Астафьева “Печальный детектив”?”
  • Сочинение на тему “Какие переклички с русской классикой вы заметили в романе “Печальный детектив”?”
  • Прочитать одно из названных произведений Астафьева и дать краткий отзыв о нём.

Литература

  1. Астафьев В.П. Повести. Рассказы. М.: Дрофа, 2002 (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
  2. Астафьев В.П. “Сопричастный ко всему живому…” // Литература в школе. 1987, №2 .
  3. Русская литература 20 века. 11 класс, в двух ч. Под редакцией В.В.Агеносова. М,: Дрофа, 2006.
  4. Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины 20 века. М., 2004.
  5. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М.: Высшая школа, 1988.
  6. Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. М.: Вако, 2004.
  7. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс: Книга для учителя. М.: Сфера, 2006.

В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь людей XX века. Астафьев - человек, которому известны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни.

Виктор Петрович прошел войну рядовым, знает все тяготы послевоенной жизни. Я думаю, что он со своей мудростью и опытом относится к тем людям, к советам и наказам которых нужно не только прислушиваться, а стараться выполнять их. Но Астафьев не выступает в роли пророка, он просто пишет о том, что ему близко и что волнует его.Хотя произведения Виктора Петровича относятся к современной русской литературе, проблемам, которые в них часто поднимаются, уже не одна тысяча лет.

Вечные вопросы добра и зла, наказания и справедливости уже давно заставили человека искать на них ответы. Но это оказалось делом очень сложным, потому что ответы кроются в самом человеке, а в нас переплелись добро и зло, честность и бесчестье. Имея душу, мы часто бываем равнодушными. У всех есть сердце, но нередко нас называют бессердечными.В романе Астафьева "Печальный детектив" поднимаются проблемы преступления, наказания и торжества справедливости. Тема романа - нынешняя интеллигенция и нынешний народ. В произведении рассказывается о жизни двух небольших городков: Вейска и Хайловска, о людях, живущих в них, о современных нравах. Когда говорят о маленьких городах, в сознании возникает образ тихого, мирного места, где жизнь, наполненная радостями, течет медленно, без особых чрезвычайных происшествий. В душе появляется чувство умиротворения. Но ошибается тот, кто так думает. На самом деле жизнь в Вейске и Хайловске течет бурным потоком. Молодые люди, напившись до такой степени, когда человек превращается в животное, насилуют женщину, которая годится им в матери, а родители оставляют ребенка запертым в квартире на неделю. Все эти картины, описанные Астафьевым, приводят читателя в ужас. Становится страшно и жутко от мысли о том, что исчезают понятия честности, порядочности и любви. Описание этих случаев в виде сводок является, на мой взгляд, важной художественной особенностью.

Слыша каждый день о различных происшествиях, мы порой не обращаем внимания, а собранные в романе, они заставляют снять розовые очки и понять: если это произошло не с тобой, то не значит, что это тебя не касается. Роман заставляет задуматься над своими поступками, оглянуться назад и посмотреть, что ты сделал за прожитые годы. После прочтения задаешь себе вопрос: "А что я сделал доброго и хорошего? Замечал ли я, когда человеку рядом со мной было плохо?" Начинаешь задумываться над тем, что равнодушие является таким же злом, как и жестокость. Я думаю, что поиск ответов на эти вопросы является целью произведения.

В романе "Печальный детектив" Астафьев создал целую систему образов. Автор знакомит читателя с каждым героем произведения, рассказывая о его жизни. Главным героем является оперативный работник милиции Леонид Сошнин. Он - сорокалетний мужчина, получивший несколько ранений при исполнении служебных обязанностей, - должен уйти на пенсию. Уйдя на заслуженный отдых, он начинает писать, пытаясь разобраться, откуда в человеке так много злости и жестокости. Где она у него копится? Отчего вместе с этой жестокостью существует в русских людях жалость к арестантам и равнодушие к самим себе, к соседу - инвалиду войны и труда? Главному герою, честному и смелому оперативному работнику, Астафьев противопоставляет милиционера Федора Лебеду, который потихонечку служит, переходя с одной должности на другую. На особо опасных выездах он старается жизнью не рисковать и предоставляет право обезвреживать вооруженных преступников своим напарникам, и не очень важно, что у напарника нет табельного оружия, потому что он недавний выпускник милицейского училища, а у Федора есть табельное оружие. Ярким образом в романе является тетя Граня - женщина, которая, не имея своих детей, отдавала всю любовь детям, игравшим около ее дома на железнодорожной станции, а затем детям в Доме ребенка.Часто герои произведения, которые должны вызывать отвращение, вызывают жалость. Урна, превратившаяся из женщины, занимавшейся самодеятельностью, в пьяницу без дома и семьи, вызывает сочувствие. Она орет песни и пристает к прохожим, но становится стыдно не за нее, а за общество, отвернувшееся от Урны. Сошнин говорит о том, что ей пытались помочь, но ничего не получилось, а теперь на нее просто не обращают внимания.Есть в городе Вейске свои Добчинский и Бобчинский. Астафьев даже не изменяет фамилии этим людям и дает характеристику им цитатой из "Ревизора" Гоголя, опровергая тем самым известное изречение о том, что ничто не вечно под луной. Все течет, все изменяется, а такие люди остаются, меняя одежду XIX века на модный костюм и рубашку с золотыми запонками XX века. Есть в городе Вейске и свое литературное светило, которое, сидя в своем кабине-те, "окутавшись сигаретным дымом, дергалось, елозило на стуле и сорило пеплом".Это Сыроквасова Октябрина Перфильевна. Именно этот человек, описание которого вызывает улыбку, двигает вперед и дальше местную литературу. Эта женщина решает, какие произведения печатать. Но не все так плохо, ведь если есть зло, то существует и добро.Леонид Сошнин мирится с женой, и она снова к нему возвращается вместе с дочерью. Немного грустно оттого, что помириться их заставляет смерть соседки Сошнина, бабушки Тутышихи. Именно горе сближает Леонида с Лерой. Чистый лист бумаги перед Сошниным, который пишет обычно ночью, является символом начала нового этапа жизни семьи главного героя. И хочется верить, что дальнейшая их жизнь будет счастливой и радостной, а с горем они справятся, потому что будут вместе.

Роман "Печальный детектив" - захватывающее произведение. Хотя читать его трудно, потому что слишком страшные картины описывает Астафьев. Но такие произведения нужно читать, потому что они заставляют задуматься над смыслом жизни, чтобы не прошла она бесцветно и пусто.Мне понравилось произведение. Я много важного вынесла для себя, многое поняла. Я познакомилась с новым писателем и точно знаю, что это не последнее произведение Астафьева, которое я прочитаю.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

  1. Развивать умение осознанно вчитываться в текст и навыки самостоятельного анализа художественного произведения.
  2. Вовлечь учащихся в размышления над морально-этическими проблемами, поставленными в романе.
  3. Использовать воспитательные возможности для развития у учащихся отзывчивости, неравнодушного взгляда на действительность.
  4. Раскрыть содержание понятий (совесть, экология).

Проблемы: Общество давно мучается над вопросом о том, что мешает нам жить по совести. Где, когда и как мы переступили нравственную норму, как совесть? Как совмещать эти понятия: совесть и экология.

Звоните, звоните,
Кричите, ведите,
Россию мою разбудите.
Г. Нигириш “Колокола России”.

(сборник “Я душу открываю вам…” г. Губаха, 1993 г.)

На доске слова:

“Нельзя заново возделать русское поле,
Не возделывая души человеческие…
И тут огромная роль принадлежит литературе”.

Оборудование:

  1. Портрет В.П. Астафьева.
  2. Фонозапись “Колокольный звон”.
  3. Слайды.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Отчего не смолкает колокол? Отчего все чаще в разных городах становятся слышны колокольные звоны? А оттого, что писатели с большой художественной силой утверждавшие нетленность простых законов нравственности, видят, что люди не очень-то следуют этим законом. Беззаконие и закон для некоторых мудрецов размыли дамбу: было не положено – стало положено, было нельзя – стало можно, считалось позор, грех почитается за ловкость и доблесть!

Давно замечено, что сильная литература появляется в тревожное время. Именно литература в такой период принимается за обновление личности. Это произведения Чингиза Айтматова, Василя Быкова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева и др.

Сегодня у нас урок – размышление по роману В. Астафьева “Печальный детектив” (сообщается тема, цель, проблема, эпиграф).

Послушайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова.

“Несжатая полоса”, написанное в 1854 году (отрывок читает подготовленный заранее ученик)

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
“Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего еще ждет?”.

Учитель: Находите ли вы что-то общего между этим стихотворением и произведением “Печальный детектив?”

Ученик: Та же печаль осени, общая печаль жизни, которая навевается со страниц произведения.

Учитель: Актуальны слова Лермонтова:

“Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно!”

Печальную картину представляет заброшенный дом: стены в подтеках, выбиты стекла, двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами заводских труб небо, варварски вырубленные леса, отравленные ядовитыми стоками реки и озера (демонстрируются слайды).

А жить в нем не только нам, но и тем, кто будет после нас.

Как же предотвратить беду, нависшую над нашими домами, имя которому – планета земля? Этим и занята наука экология – это одна из проблем романа.

Послушайте сообщение ученика о том, как понимают ученые, писатели значение термина экология.

Сообщение ЭКОЛОГИЯ.

  1. По греч. “ойкас” - дом, жилище.“логос” - понятие, учение.
  2. “Экология - миропонимание, включающее в себя и осознанное отношение ко всему сущему, и активную защиту его. Только внимательное, бережное отношение каждого из нас, всех землян к окружающему миру может стать гарантией здоровья природы, а значит, и жизни человека”. (Азбука экологии М. Ланина).
  3. Экология - область человеческих знаний и прав, направленных на взаимоотношение организмов и окружающей средой.

(Печальная хроника в романе, атмосфера печали, вбирающей весь хлам уголовной хроники. Печален и главный герой романа Леонид Сошнин, ему печально, что рушатся устои, на которых извечно держалась доброта, рвутся связи, требующие ответственности, совести. Родители бросают своих детей дома или отдают бабушкам на воспитание. Безразличие молодых к своим детям, да и откуда в них будет доброта и ответственность за чужую судьбу, если с малых лет они обделены теплом и лаской. Печаль писателя вызвана и тем, какая экология. Сожаление и горечь вызывает и то, что лучшая черта человека - добросердечие превращается во всепрощенчество. А самое главное, отмечает автор, что люди настолько обвыклись с пропастью, отделяющей их от природы, человека от человека, что просто перестали принимать ее во внимание).

Учитель: Послушайте отрывки из ваших мини-сочинений о том, как вы понимаете, что такое совесть:

  • “Совесть - это честность”;
  • “Это твой личный судья и помощник”;
  • “Мерило нравственной чистоты”;
  • “Второе я”;
  • “Это размышления о своих поступках”;
  • “Это чувство, удерживающее человека от плохих поступков и преступлений”;
  • “Помогает в решении проблем, закладывается с ранних лет, так мучает порой меня”;
  • “Без совести человеку свободней”;
  • “Она еще никому не навредила”;
  • “С совестью жить человеку в наше время труднее”.

Прочитаем объяснение в “Толковом словаре” (читает ученик):

Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (Решайте дело сами, как говорит вам ваша совесть, как требуют от вас ваши убеждения. Чершышевский. Если бы я менее был совестен… Я меньше страдал. А.И. Тургенев).

(Все действия происходят на фоне природы. Сошнин, возвращаясь домой, видит свой город: “...рынок... с перекосившимися фанерными буквами на дуге “Добро пожаловать”, пьяную женщину по прозвищу Урна”.

“С катящейся по маневровой горке платформы вылетела плохо закреплённая горбылина и ударила тётю Граню по голове...”.

“Однажды... Сошнин дежурил с нарядом милиции за железнодорожным мостом, где шло массовое гулянье по случаю Дня железнодорожника... во дни гуляний загаживали прибрежные кустарники, ближние деревья сжигали в кострах. Иногда, от возбуждения мысли подпаливали стога сена и радовались пламени, разбрасывали банки, тряпки, набивали стёкла, сорили бумагой, обёртками фольги, полиэтилена” - привычные картины культурно-массового разгула.

“Сверху мело, хлюпало всюду, текло, бежала не ручьями, не речками, как- то бесцветно сплошно, плоско, неорганизованно: лежала, кружилась, переливалась из лужи в лужу, из щели в щель. Всюду обнаруживался прикрытый было мусор: бумага, окурки, раскисшие коробки, трепыхающийся на ветру целлофан”.

Экология помогает нам понять то, как живут люди, как отдыхают, какие их души).

(В духовном слиянии с природой, а значит, и в обеспечении мер,способствующих её сохранению).

Какие эпизоды в романе навели вас на размышления?

(Потрясает эпизод: “Добрый молодец, 22 лет от роду, откушав горячительного, пошёл гулять по улице и заколол мимоходом трёх человек. Сошнин патрулировал, попал на горячий след убийцы..., но молодец - мясник ни убегать, ни прятаться и не собирался - стоит у кинотеатра и лижет мороженое - охлаждается после горячей работы. Руки вытер о куртку, нож под замочек спрятал... отдохнёт - зарежет ещё кого-нибудь”. Но поражает то, как реагировали граждане, когда “взяли” мясника: “Что делают! Что делают, гады?! “Ну, легавые! Ну, милиция! Эко она нас бережёт! Это середь бело дня, средь народа. Такой мальчик! Кудрявый мальчик!” Шофёр, недавно работающий в милиции, не выдержал: “Попались бы вы этому кудрявому мальчику!”

В отделении спрашивают:

За что ты убил людей, змеёныш?

А хари не понравились! - беспечно улыбнулся.

В следующем эпизоде, когда Сошнин возвращался домой, у него устала и ныла нога, но хотелось скорее поесть, полежать.., но вот компания из трёх человек, “привязались” к нему, прошедшему мимо, требуя поздороваться:

Здравствуйте, орлы боевые! - произнес Сошнин.

Какие мы тебе орлы? А ну извинись, скотина! Людей не замечаешь!

Ну что ж, извините, парни, если чем вас прогневил.

Что это “ну что ж...?” Извиняйся чётко, отрывисто, внятно.

Далее Леонид “прыжком миновал футболиста, свалил модника, вогнал кулаками футболиста под лестницу... коротким ударом в сплетение вышиб дых...” то есть “вышиб на улицу..., долго потом стоял возле лестницы, не зная куда себя девать?”

“ Откуда это в них? Откуда? Ведь все трое из трудовых семей.

Все трое ходили в садики пели: “ С голубого ручейка....”

В школе: “ Счастье - это радостный полёт!”

В вузе или ПТУ: “Друг всегда уступить готов…”

Втроём на одного.... Откуда это? Пытается понять пэтэушников, которые недавно разгромили в Вейске приготовленный к сдаче жилой дом. Сами на нём практику проходили, работали, и сами свой труд уничтожили.

Или: “Привезли на кладбище покойника..., поплакали..., выпили крепко - от жалости.

Пять порожних бутылочек было потом обнаружено в могиле. Новая ныне куражливая мода - над могилой жечь денежку, желательно пачку, швырять вослед уходящему бутылку с вином - авось опохмелиться горемыке... Бутылок-то... набросали в яму, но вот родителя опустить в земельку забыли... Несколько дней лежал сирота - покойник - измыло бедолагу дождём.

Учитель: Задайте вопросы, на которые вы бы хотели услышать ответ, обсудить, поспорить.

(Звучат вопросы учащихся, идет обсуждение).

Какую связь приводит писатель между семьёй человека и тем, каким он становится? (Астафьев недаром подробно говорит о воспитании Леонида Сошнина. Автору дорога мысль преемственности поколений и чувстве благодарности, которое должно быть у каждого человека по отношению к своим родителям. Печально, что эта традиция предается забвению).

- Какие герои воплощают жизненный идеал писателя.

(Идеал - это совесть, неравнодушие, бескорыстие - всё это воплощено в Л. Сошнине. Это человек, который противостоит злу не только по службе, но и по совести. Писателю дорого его качество - чувствовать себя ответственным за зло. Тётя Граня, тётя Лина, Маркел Тимофеевич воплощают жизненный идеал писателя. Добросердечие, великодушие, умение чувствовать свою вину за тех, кто ошибся. Автор ценит чуткость и скромность, с сожалением и горечью говорит, что лучшая черта русского человека - добросердечие - превращается во всепрощенчество. Писатель готов отстаивать добросердечие, но не тогда, когда оно помогает процветать бесчеловечной жестокостью. Леониду Сошнину предстояло постигнуть “малодоступную, никем не объяснённую штуковину - русский характер, русскую душу. Автор ссылается на Ницше и Достоевского, полагая, что столетия назад “почти достали до гнилой утробы человека”. Но, по его мнению, смещение нравственных критериев произошло в наше время).

Каково мнение критики по поводу этого романа?

Сообщение ученика: Кажется, нет ни одного журнала, который бы не откликнулся на это произведение, видимо, писатель задел больной нерв.

Кривицкий: “Суровая и горькая книга”.

Корякин: “Астафьев выворотил и выложил перед нами такие кровоточащие куски, выложил с такой беспощадностью и болью, что первая невольная реакция - отвернуться, забыть, не знать”.

“В литературной газете” можно выделить два противоположных полюса.

Одни: “Где выискал писатель этот Вейск, населённый преступниками, насильниками и негодяями?

Другие заявляли: “То, что написали вы, это ещё что. Вот я вам сейчас расскажу...”

“Это не роман, это крик
изболевшейся души: “Доколе!”

Звучит колокольный звон (на фоне которого делаются выводы.)

Учитель: Всё в романе работает на то, чтобы ясно слышалось всем: “Доколе!”

Роман каждой страницей держит в напряжении, ни на минуту не даёт расслабиться. Вопросов больше, чем ответов. Он заставляет спросить себя: “Не причастен ли и ты к тому, что происходит в Вейске, “В тёмном царстве”. Писатель намечает луч света: “Да это же тот свет!”

(В финальном символическом сне он, Леонид Сошнин, протягивает руку к своей дочке).

Значит, от нас и только от нас зависит, долго ли будет ещё звучать колокол тревоги?!

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Галины Нигириш “Колокола России”).

Галина Нигириш - “Колокола России”.

Громили, крушили.
Лежали, молчали,
Покрылись печалью.
Подняли, сложили,
Отлили, слепили,
И вновь воскресили.
И вновь колокольный
Раздельный, привольный
Российский, престольный.
О, слёзы России,
Чисты, как росинки,
Вы в звонах российских.
Спадают с небес,
Очищают окрест,
А руки - во крест,
Мольба, образа,
Глаза - в небеса,
И снова слеза.
Звоните, зовите,
Кричите, ведите,
Россию мою разбудите!

Учитель: И тут огромная роль принадлежит литературе: “Нельзя заново возделать русское поле, не возделывая души человеческие”.

Список литературы.

  1. В. Астафьев. Жизнь прожить (Печальный детектив). М., Современник, 1986 г.
  2. Сб. “ Я душу открываю вам...”, г. Губаха, 1993г.
  3. М.С. Лапатухин. Школьный толковый словарь русского языка.
  4. М., Просвещение, 1981г.
  5. Н.А. Некрасов. Стихотворения и поэмы., М., ХЛ., 1980 г.
  6. М.Ю. Ланин. Азбука экологии.

В. П. Астафьев — это поистине великий писатель второй половины XX века. В своих произведениях он ставит сложнейшие вопросы, выходящие за рамки обыденного существования. Особая заслуга Астафьева в том, что он в своих произведениях изображает реальную жизнь, такую, к которой мы все привыкли. Но именно на фоне этой будничности важнейшие философские вопросы, касающиеся смысла жизни, выглядят особенно актуальными.

Повесть «Печальный детектив» была написана в середине восьмидесятых/У каждой эпохи свой колорит. Если говорить о восьмидесятых годах, то жизнь людей была на первый взгляд простой и незамысловатой, с другой стороны, особенно остро вставала проблема потери нравственных ценностей.

Советское государство «воспитывало» своих граждан весьма своеобразно. В начале XX века, после гражданской войны и революции страна переживала тяжелое время. Все, чем жил человек, теряло свой смысл. Людям приходилось не жить, а в буквальном смысле выживать, сохранять свое существование и стараться беречь своих детей. Атмосфера голода, войн, разрухи делала свое дело. Люди поневоле ожесточались, такие общечеловеческие ценности, как доброта, благородство, внимание к ближнему, интерес к собственному внутреннему миру и к внутреннему миру своих детей уходили на второй план. На первый план вставала необходимость добыть кусок хлеба и хоть как-то прокормить себя и своих детей. Это все жестокая реальность эпохи. Один человек ничего не мог с этим сделать-, поэтому Личность уходила на задний план, человек превращался в частицу толпы, незначимую и неважную.

В 30-е годы, в страшный период репрессий, общечеловеческие ценности также не были в чести в советском государстве. Люди были лишены духовной опоры, дети росли в атмосфере жестокости и равнодушия. Безусловно, нельзя говорить о том, что доброта, любовь, нежность совсем исчезли. Они просто стали казаться чем-то ненужным, проявлений таких чувств стыдились, старались всячески их скрывать. К тому же идеология страны твердила, что главное — это работать на благо Родины; думать о себе возбранялось, это считалось почти что преступлением.

В 40-е годы стране пришлось пережить тяжкое испытание — Великую Отечественную войну, когда жизнь человека не стоила ровным счетом ничего. После войны долгое время страна поднималась из руин. Вопросы общечеловеческих ценностей, доброты, благородства, порядочности, безусловно, были. Но опять же они понимались весьма своеобразно. Считалось, что порядочный человек — это тот, кто всего себя отдает работе, производству. Именно так и жили практически все. Люди ютились в крошечных комнатах в коммуналках и общежитиях, считалось недопустимым думать о своем личном комфорте и уюте. Детей воспитывали аналогичным образом.

Однако человек устроен так, что рано или поздно он начинает анализировать все, что видит вокруг себя. Страна мало-помалу устранила последствия войны, материальное благополучие уже в 60—70-х годах стало восприниматься как норма, а не как патология. Наступление 80-х ознаменовало начало новой эпохи, когда советские люди уже практически не помнили страшные годы войны, голода, разрухи. Подросло новое поколение, детство и юность которого прошло в условиях спокойной, мирной жизни.

Казалось бы, людям остается только жить и радоваться. Однако не тут-то было. Астафьев показывает в повести «Печальный детектив» глубочайшую нравственную деградацию. Люди вызывают удивление и неприязнь. Может быть, кому-то покажется, что писатель сознательно сгущает краски, ведь не может жизнь быть такой беспросветной. Однако Астафьев ничего не приукрашивает. Он просто констатирует факт, рисует жизнь маленького провинциального городка, которых в Советском Союзе было более чем достаточно.

В 80-х годах уже стала теряться связь между городом и деревней. Деревенские жители мечтали о том, чтобы перебраться в город. Жизнь в городе, с точки зрения выходца из деревни, казалась простой, легкой. Ведь городскому жителю не нужно заботиться о хозяйстве, а это подчас нелегко. К тому же в те годы люди стали по-своему следовать моде. Уже появилось стремление украшать свои дома, приобретать новую мебель, покупать импортную одежду. Не случайно Астафьев неоднократно заостряет внимание то на дубленке того наглеца, который напал на Леонида Сошнина в подъезде, то на джинсах, которые воспринимались как символ особого благополучия. Если смотреть на это с позиции современного человека, живущего в начале XIX века, то стремление людей обустроить свой быт кажется вполне нормальным. Однако в повести Астафьева желание сделать жизнь более комфортной идет в ущерб духовному развитию. Люди теряют нравственные ориентиры, им трудно разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Например, жена главного героя Леонида Сошнина, Лера — это как раз пример современной женщины 80-х. Она модно одевается, считает себя культурной и образованной. Но она абсолютно ничего не может делать по хозяйству, самые простые, необходимые дела, в том числе и уход за собственным ребенком, для нее — непосильный труд. И это, несмотря на то, что она выросла в деревне, ее родители — простые деревенские люди. На первый взгляд равнодушие к хозяйству не может казаться большим недостатком. Но если внимательно присмотреться к Лере, то и выдающихся душевных качеств: доброты, нежности, заботы и внимания по отношению к близким, — мы не замечаем. Она из-за малейшего разногласия бросает мужа и уходит с ребенком в общежитие, казенное, неуютное. Но она считает свое поведение совершенно нормальным, независимо от того, что оставляет свою родную дочь без отца. Что это, как не эгоизм и равнодушие?

Другие люди в повести Астафьева также предстают равнодушными и эгоистичными, это касается даже вполне нормальных обывателей. Рядом с ними совершаются преступления, а они придерживаются позиции наблюдателей. Главный герой повести Леонид Сошнин напоминает нам Дон Кихота, борющегося с ветряными мельницами. Писатель показывает нам все, что творится в маленьком городе: убийства, изнасилования, преступления, — сквозь призму восприятия Леонида. Что может сделать простой милиционер? Только честно выполнять свои обязанности. Именно это он и делает. Примечательно, что все преступления совершают обычные, «нормальные», с точки зрения обывателей, люди. Они родились и выросли в нормальной обстановке, их психика не подвергались каким-то чудовищным испытаниям. В чем же причина нравственной деградации? Этот вопрос со всей остротой ставит писатель. И мы с грустью констатируем, что сама атмосфера ханжества, лицемерия и равнодушия порождает опасных и жестоких монстров.

Астафьев. «Печальный детектив» В романе Астафьева "Печальный детектив" поднимаются проблемы преступления, наказания и торжества справедливости. Тема романа - нынешняя интеллигенция и нынешний народ (80-ые гг. 20 века). В произведении рассказывается о жизни двух небольших городков: Вейска и Хайловска, о людях, живущих в них, о современных нравах. Когда говорят о маленьких городах, в сознании возникает образ тихого, мирного места, где жизнь, наполненная радостями, течёт медленно, без особых чрезвычайных происшествий. В душе появляется чувство умиротворения. Но ошибается тот, кто так думает. На самом деле жизнь в Вейске и Хайловске течёт бурным потоком.


Молодые люди, напившись до такой степени, когда человек превращается в животное, насилуют женщину, которая годится им в матери, а родители оставляют ребенка запертым в квартире на неделю. Все эти картины, описанные Астафьевым, приводят читателя в ужас. Становится страшно и жутко от мысли о том, что исчезают понятия честности, порядочности и любви. Описание этих случаев в виде сводок является, на мой взгляд, важной художественной особенностью. Слыша каждый день о различных происшествиях, мы порой не обращаем внимания, а собранные в романе, они заставляют снять розовые очки и понять: если это произошло не с тобой, то не значит, что это тебя не касается.


В романе "Печальный детектив» Астафьев создал целую систему образов. Автор знакомит читателя с каждым героем произведения, рассказывая о его жизни. Главным героем является оперативный работник милиции Леонид Сошнин. Он – сорокалетний мужчина, получивший несколько ранений при исполнении служебных обязанностей, - должен уйти на пенсию. Уйдя на заслуженный отдых, он начинает писать, пытаясь разобраться, откуда в человеке так много злости и жестокости. Где она у него копится? Отчего вместе с этой жестокостью существует в русских людях жалость к арестантам и равнодушие к самим себе, к соседу - инвалиду войны и труда?


Главному герою, честному и смелому оперативному работнику, Астафьев Противопоставляет милиционера Федора Лебеду, который потихонечку служит, переходя с одной должности на другую. На особо опасных выездах он старается жизнью не рисковать и предоставляет право обезвреживать вооруженных преступников своим напарникам, и не очень важно, что у напарника нет табельного оружия, потому что он недавний выпускник милицейского училища, а у Федора есть табельное оружие.


Ярким образом в романе является тетя Граня- женщина, которая, не имея своих детей, отдавала всю любовь детям, игравшим около ее дома на железнодорожной станции, а затем детям в Доме ребенка. Часто герои произведения, которые должны вызывать отвращение, вызывают жалость. Урна, превратившаяся из женщины, занимавшейся самодеятельностью, в пьяницу без дома и семьи, вызывает сочувствие. Она орет песни и пристает к прохожим, но становится стыдно не за нее, а за общество, отвернувшееся от Урны. Сошнин говорит о том, что ей пытались помочь, но ничего не получилось, а теперь на нее просто не обращают внимания.


Сошнин хотел зайти на рынок, купить яблок, но возле ворот рынка с перекосившимися фанерными буквами на дуге «Добро пожаловать», корячилась и привязывалась к прохожим пьяная женщина по прозванию Урна. За беззубый, черный и грязный рот получила прозвище, уже и не женщина, какое-то обособленное существо, со слепой, полубезумной тягой к пьянству и безобразиям. Была у нее семья, муж, дети, пела она в самодеятельности железнодорожного ДК под Мордасову – все пропила, все потеряла, сделалась позорной достопримечатель- ностью города Вейска… Вела она себя в общественных местах срамно, стыдно, с наглым и мстительным ко всем вызовом. С Урной невозможно и нечем бороться, она, хоть и валялась на улице, спала по чердакам и на скамейках, не умирала и не замерзала.


Есть в городе Вейске свои Добчинский и Бобчинский. Астафьев даже не изменяет фамилии этим людям и дает характеристику им цитатой из "Ревизора" Гоголя, опровергая тем самым известное изречение о том, что ничто не вечно под луной. Все течет, все изменяется, а такие люди остаются, меняя одежду XIX века на модный костюм и рубашку с золотыми запонками XX века. Есть в городе Вейске и свое литературное светило, которое, сидя в своем кабинете, "окутавшись сигаретным дымом, дергалось, елозило на стуле и сорило пеплом". Это Сыроквасова Октябрина Перфильевна. Именно этот человек, описание которого вызывает улыбку, двигает вперед и дальше местную литературу. Эта женщина решает, какие произведения печатать.


Тетя Граня работала стрелочницей на маневровой горке и прилегающих к ней путям. Стрелочная будка стояла почти на выносе со станции, на задах ее. Был тут построенный и давно покинутый туник с двумя деревянными тумбами, заросший бурьяном. Лежало под откосом несколько ржавых колесных пар, скелет двухосного вагона, кем-то и когда-то разгруженный штабель круглого леса, который тетя Граня никому растаскивать не давала и много лет, пока лес не подгнил, ждала потребителя, да, так и не дождавшись, стала ножовкой отпиливать от бревен короткие чурбаки, и ребята, стадом обретавшиеся возле стрелочного поста, на этих чурках сидели, катались, строили из них паровоз. Никогда не имевшая своих детей, тетя Граня и не обладала учеными способностями детского воспитателя. Она детей просто любила, никого не выделяла, никого не била, не ругала, обращалась с ребятишками, как со взрослыми, угадывала и укрощала их нравы и характеры, не прилагая к тому никаких талантов, тонкостей педагогического характера, на которых так долго настаивает нравоучительная современная печать.


Возле тети Грани просто росли мужики и бабы, набирались сил, железнодорожного опыта, смекалки, проходили трудовую закалку. Закуток со стрелочной будкой многим ребятам, в том числе и Лене Сошнину, был и детсадом, и площадкой для игр, и школой труда, кому и дом родной заменял. Здесь царил дух трудолюбия и братства. Будущие граждане Советской державы с самой большой протяженностью железных дорог, не способные еще к самой ответственной на транспорте движенческой работе, заколачивали костыли, стелили шпалы, свинчивали и развинчи вали в тупике гайки, гребли горстями насыпь полотна. «Движенцы» махали флажком, дудели в дудку, помогали тете Гране перебрасывать стрелочный балансир, таскать и устанавливать на путях тормозные башмаки, вели учет железнодорожного инвентаря, мели возле будки землю, летами садили и поливали цветки-ноготки, красные маки и живучие маргаритки. Совсем малых, марающих пеленки и не способных еще к строгой железнодорожной дисциплине и труду, тетя Граня не принимала на работу, не было у нее в будке для них условий.


Однажды, это уж после возвращения из Хайловска, Сошнин дежурил с нарядом ЛОМа – линейной милиции – за железнодорожным мостом, где шло массовое гулянье по случаю Дня железнодорожника. Скошенные загородные луга, пожелтевшие ивняки, побагровелые черемухи да кустарники, уютно опушившие старицу Вейки, во дни гуляний, или, как их тут именовали – «питников» (надо понимать –пикников), загаживали, прибрежные кустарники, ближние деревья сжигали в кострах. Иногда, от возбуждения мысли, подпаливали стога сена и радовались большому пламени, разбрасывали банки, тряпки, набивали стекла, сорили бумагой, обертками фольги, полиэтилена – привычные картины культурно-массового разгула на «лоне природы». Дежурство выдалось не очень хлопотное. Против других веселящихся отрядов, скажем, металлургов или шахтеров, железнодорожники, издавна знающие высокую себе цену, вели себя степенней.


Глядь-поглядь, от ближнего озера, из кустов идет женщина в драном ситцевом платье, косынку за угол по отаве тащит, волосья у нее сбиты, растрепаны, чулки упали на щиколотки, парусиновые туфли в грязи, да и сама женщина, чем-то очень и очень знакомая, вся в зеленовато-грязной тине. – Тетя Граня! – бросился навстречу женщине Леонид. – Тетя Граня? Что с тобой? Тетя Граня рухнула наземь, обхватила Леонида за сапоги: – Ой, страм! Ой, страм! Ой, страм-то какой!.. – Да что такое? Что? – уже догадываясь, в чем дело, но не желая этому верить, тряс тетю Граню Сошнин. Тетя Граня села на отаву, огляделась, подобрала платье на груди, потянула чулок на колено и, глядя в сторону, уже без рева, с давним согласием на страдание, тускло произнесла: – Да вот... снасиловали за что-то...


– Кто? Где? – оторопело, шепотом – сломался, куда-то делся голос, – переспрашивал Сошнин. – Кто? Где? – И закачался, застонал, сорвался, побежал к кустам, на бегу расстегивая кобуру. – Пере-стр-р- реля-а-а-аю-у-у! Напарник по патрулю догнал Леонида, с трудом выдрал из его руки пистолет, который он никак не мог взвести срывающимися пальцами. – Ты что? Ты что-о-о? ! Четверо молодцов спали накрест в размичканной грязи заросшей старицы, среди ломаных и растоптанных кустов смородины, на которых чернели недоосыпавшиеся в затени, спелые ягоды, так похожие на глаза тети Грани. Втоптанный в грязь, синел каемкой носовой платок тети Грани – она и тетя Лина еще с деревенской юности обвязывали платочки крючком, всегда одинаковой синенькой каемочкой.


Четверо молодцов не могли потом вспомнить, где были, с кем пили, что делали? Все четверо плакали в голос на следствии, просили их простить, все четверо рыдали, когда судья железнодорожного района Бекетова – справедливая баба, особенно суровая к насильникам и грабителям, потому как под оккупацией в Белоруссии еще дитем насмотрелась и натерпелась от разгула иноземных насильников и грабителей, – ввалила всем четверым сладострастникам по восемь лет строгого режима. После суда тетя Граня куда-то запропала, видно, и на улицу- то стыдилась выходить. Леонид отыскал ее в больнице. Живет в сторожке. Беленько тут, уютно, как в той незабвенной стрелочной будке. Посуда, чайничек, занавески, цветок «ванька мокрый» алел на окне, геранька догорала. Не пригласила тетя Граня Леонида пройти к столу, точнее, к большой тумбочке, сидела, поджав губы, глядя в пол, бледная, осунувшаяся, ладошки меж колен.


– Неладно мы с тобой, Леонид, сделали, – наконец подняла она свои, не к месту и не к разу так ярко светящиеся глаза, и он подобрался, замер в себе – полным именем она называла его только в минуты строгого и непрощающего отчуждения, а так-то он всю жизнь для неe – Леня. – Чего неладно? – Молодые жизни погубили... Такие срока им не выдержать. Выдержат – уж седыми мушшынами сделаются... А у их, у двоих-то, у Генки и у Васьки, – дети... Один-от у Генки уж после суда народился...


Вольно, куражливо, удобно живется преступнику средь такого добросердечного народа, и давно ему так в России живется. Добрый молодец, двадцати двух лет от роду, откушав в молодежном кафе горячительного, пошел гулять по улице и заколол мимоходом трех человек. Сошнин патрулировал в тот день по Центральному району, попал на горячий след убийцы, погнался следом на дежурной машине, торопя шофера. Но молодец-мясник ни убегать, ни прятаться и не собирался – стоит себе у кинотеатра «Октябрь» и лижет мороженое – охлаждается после горячей работы. В спортивной курточке канареечного или, скорее, попугайного цвета, красные полосы на груди. «Кровь! – догадался Сошнин. – Руки вытер о куртку, нож под замочек на груди спрятал». Граждане шарахались, обходили измазавшего себя человеческой кровью «артиста». Он с презрительной усмешкой на устах долижет мороженое, культурно отдохнет – стаканчик уже в наклон, деревянной лопаточкой заскребает сласть – и по выбору или без выбора – как душа велит – зарежет еще кого-нибудь.


Спиной к улице на пестром железном перильце сидели два кореша и тоже питались мороженым. Сладкоежки о чем-то перевозбужденно переговаривалнсь, хохотали, задирали прохожих, вязались к девчонкам, и по тому, как дрыгались куртки на спинах, катались бомбошки на спор тивных шапочках, угадывалось, как они беспечно настроены. Мяснику уже все нипочем, брать его надо сразу намертво, ударить так, чтоб, падая, он ушибся затылком о стену: если начнешь крутить среди толпы – он или дружки его всадят нож в спину. На ходу выскочив из машины, Сошнин перепрыгнул через перила, оглушил о стену «кенаря», шофер за воротники опрокинул двух весельчаков с перилец, придавил к сточной канаве. Тут и помощь подоспела – поволокла милиция бандитов куда надо. Граждане в ропот, сгрудились, сбились в кучу, милицию в кольцо взяли, кроют почем зря, не давая обижать «бедных мальчиков». «Что делают! Что делают, гады, а? ! " – трясся в просторном пиджаке выветренный до костей человек, в бессилии стуча инвалидной тростью по тротуару: «Н-ну, легавые! Н-ну, милиция! Эко она нас бережет!..». «И это середь бела дня, середь народа! А попади к им туда-а...» «Такой мальчик! Кудрявый мальчик! А он его, зверюга, головой об стену...»


Сошнин много и жадно читал, без разбора и системы, в школе, затем дошел до того, чего в школах «не проходили», до «Экклезиаста» дошел и, – о, ужас! Если бы узнал замполит областного управления внутренних дел – научился читать по-немецки, добрался до Ницше и еще раз убедился, что, отрицая кого-либо и что-либо, тем более крупного философа, да еще и превосходного поэта, надо непременно его знать и только тогда отрицать или бороться с его идеологией и учением, не вслепую бороться, осязаемо, доказательно. А Ницше-то как раз, может, и грубо, но прямо в глаза лепил правду о природе человеческого зла. Ницше и Достоевский почти достали до гнилой утробы человечишки, до того места, где преет, зреет, набирается вони и отращивает клыки спрятавшийся под покровом тонкой человеческой кожи и модных одежд самый жуткий, сам себя пожирающий зверь. А на Руси Великой зверь в человеческом облике бывает не просто зверем, но звериной, и рождается он чаще всего покорностью, безответственностью, безалаберностью, желанием избранных, точнее, самих себя зачисливших в избранные, жить лучше, сытей ближних своих, выделиться среди них, выщелкнуться, но чаще всего – жить, будто вниз по речке плыть.


Месяц назад, в ноябрьскую уж мокропогодь, привезли на кладбище покойника. Дома, как водится, детки и родичи поплакали об усопшем, выпили крепко – от жалости, на кладбище добавили: сыро, холодно, горько. Пять порожних бутылок было потом обнаружено в могиле. И две полные, с бормотухой, – новая ныне, куражливая мода среди высоко оплачиваемых трудяг появилась: с форсом, богатенько не только свободное время проводить, но и хоронить – над могилой жечь денежки, желательно пачку, швырять вослед уходящему бутылку с вином – авось похмелиться горемыке на том свете захочется. Бутылок-то скорбящие детки набросали в яму, но вот родителя опустить в земельку забыли. Крышку от гроба спустили, зарыли, забросали скорбную щель в земле, бугорок над нею оформили, кто-то из деток даже повалялся на грязном холмике, поголосил. Навалили пихтовые и жестяные венки, поставили временную пирамидку и поспешили на поминки.


Несколько дней, сколько – никто не помнил, лежал сирота- покойник в бумажных цветочках, в новом костюме, в святом венце на лбу, с зажатым в синих пальцах новеньким платочком. Измыло бедолагу дождем, полную домовину воды нахлестало. Уж когда вороны, рассевшись на дерева вокруг домовины, начали целиться – с какого места начинать сироту, крича при этом «караул», кладбищенский сторож опытным нюхом и слухом уловил неладное.


Это вот что? Все тот же, в умиление всех ввергающий, пространственный русский характер? Или недоразумение, излом природы, нездоровое, негативное явление? Отчего тогда молчали об этом? Почему не от своих учителей, а у Ницше, Достоевского и прочих, давно опочивших товарищей, да и то почти тайком, надо узнавать о природе зла? В школе цветочки по лепесточкам разбирали, пестики, тычинки, кто чего и как опыляет, постигали, на экскурсиях бабочек истребляли, черемухи ломали и нюхали, девушкам песни пели, стихи читали. А он, мошенник, вор, бандит, насильник, садист, где-то вблизи, в чьем-то животе или в каком другом темном месте затаившись, сидел, терпеливо ждал своего часа, явившись на свет, пососал мамкиного теплого молока, поопрастывался в пеленки, походил в детсад, окончил школу, институт, университет ли, стал ученым, инженером, строителем, рабочим. Но все это в нем было не главное, поверху все. Под нейлоновой рубахой и цветными трусиками, под аттестатом зрелости, под бумагами, документами, родительскими и педагогическими наставлениями, под нормами морали ждало и готовилось к действию зло.


И однажды отворилась вьюшка в душной трубе, вылетел из черной сажи на метле веселой бабой- ягой или юрким бесом диавол в человеческом облике и принялся горами ворочать. Имай его теперь милиция, беса-то, – созрел он для преступ- лений и борьбы с добрыми людьми, вяжи, отымай у него водку, нож и волю вольную, а он уж по небу на метле мчится, чего хочет, то и вытворяет. Ты, если даже в милиции служишь, весь правилами и параграфами опутан, на пуговицы застегнут, стянут, ограничен в действиях. Руку к козырьку: «Прошу вас! Ваши документы». Он на тебя поток блевотины или нож из-за пазухи – для него ни норм, ни морали: он сам себе подарил свободу действий, сам себе мораль состроил и даже про себя хвастливо-слезливые песни сочинил: «О-пя- ать по пя-а-а-атни- цам па-айдут свида-а-ания, тюрь-ма Таганская – р-ря-адимай до-о-о-ом...»


Молодой парень, недавно кончивший ПТУ, пьяный полез в женское общежитие льнокомбината, бывшие там в гостях кавалеры-«химики» не пускали молокососа. Завязалась драка. Парню набили морду и отправили домой, баиньки. Он же решил за это убить первого встречного. Первым встречным оказалась молодая женщина-красавица, на шестом месяце беременности, с успехом заканчивающая университет в Москве и на каникулы приехавшая в Вейск, к мужу. Пэтэушник бросил ее под насыпь железной дороги, долго, упорно разбивал ей голову камнем. Еще когда он бросил женщину под насыпь и прыгнул следом, она поняла, что он ее убьет, просила: «Не убивайте меня! Я еще молода, и у меня скоро будет ребенок...» Это только разъярило убийцу. Из тюрьмы молодчик послал одну-единственную весть – письмо в областную прокуратуру – с жалобой на плохое питание. На суде в последнем слове бубнил: «Я все равно кого-нибудь убил бы. Что ли я виноват, что попалась такая хорошая женщина?..»


Мама и папа – книголюбы, не деточки, не молодяжки, обоим за тридцать, заимели трех детей, плохо их кормили, плохо за ними следили, и вдруг четвертый появился. Очень они пылко любили друг друга, им и трое-то детей мешали, четвертый же и вовсе ни к чему. И стали они оставлять ребенка одного, а мальчик народился живучий, кричит дни и ноченьки, потом и кричать перестал, только пищал и клекал. Соседка по бараку не выдержала, решила покормить ребенка кашей, залезла в окно, но кормить уже было некого – ребенка доедали черви. Родители ребенка не где-нибудь, не на темном чердаке, в читальном зале областной библиотеки имени Ф. М. Достоевского скрывались, имени того самого величайшего гуманиста, который провозгласил, да что провозгласил, прокричал неистовым словом на весь мир, что не приемлет никакой революции, если в ней пострадает хоть один ребенок...


Еще. Папа с мамой поругались, подрались, мама убежала от папы, папа ушел из дома и загулял. И гуляй бы он, захлебнись вином, проклятый, да забыли родители дома ребенка, которому не было и трех лет. Когда через неделю взломали дверь, то застали ребенка, приевшего даже грязь из щелей пола, научившегося ловить тараканов – он питался ими. В Доме ребенка мальчика выходили – победили дистрофию, рахит, умственную отсталость, но до сих пор не могут отучить ребенка от хватательных движений – он все еще кого-то ловит...


Одна мамуля совсем уж хитро решила избавиться от сосунка – засунула его в автоматическую камеру хранения на железнодорожном вокзале. Растерялись вейские ломовцы, – хорошо, что всегда и всюду у нас найдется куча специалистов по замкам, и один матерый домушник, живший по соседству с вокзалом, Быстро открыл сундучок камеры, выхватил оттудова сверток с розовым бантиком, поднял его перед негодующей толпой. «Девочка! Крошка-дитя! Жись посвящаю! Жись! Ей! – возвестил домушник. – Потому как... А-а, с-су-ки! Крошку- дитя!..» Дальше говорить этот многажды судимый, ловимый, садимый страдалец не смог. Его душили рыдания. И самое занятное – он действительно посвятил жизнь этой самой девочке, обучился мебельному делу, трудился в фирме «Прогресс», где и отыскал себе сердобольную жену, и так они оба трясутся над девочкой, так ее лелеют и украшают, так ли ей и себе радуются, что хоть тоже в газету о них пиши заметку под названием «Благородный поступок».


Не самец и самка, по велению природы совокупляющиеся, чтобы продлиться в природе, а человек с человеком, соединенные для того, чтоб помочь друг другу и обществу, в котором они живут, усовершенствоваться, из сердца в сердце перелить кровь свою и вместе с кровью все, что в них есть хорошее. От родителей-то они были переданы друг дружке всяк со своей жизнью, привычками и характерами – и вот из разнородного сырья нужно создать строительный материал, слепить ячейку во многовековом здании под названием Семья, как бы вновь народиться на свет и, вместе дойдя до могилы, оторвать себя друг от дружки с неповторимым, никому не ведомым страданием и болью.


Экая великая загадка! На постижение ее убуханы тысячелетия, но, так же как и смерть, загадка семьи не понята, не разрешена. Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушиться семья, если он и она блудили, не находя друг друга. Династии, общества, империи, не создавшие семьи или порушившие ее устои, начинали хвалиться достигнутым прогрессом, бряцать оружием; в династиях, империях, в обществах вместе с развалом семьи разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми.


Но в современном торопливом мире муж хочет получить жену в готовом виде, жена опять же хорошего, лучше бы – очень хорошего, идеального мужа. Современные остряки, сделавшие предметом осмеяния самое святое на земле – семейные узы, измерзавившие древнюю мудрость зубоскаль- ством о плохой женщине, растворенной во всех хороших женах, надо полагать, ведают, что и хороший муж распространен во всех плохих мужчинах. Плохого мужика и плохую женщину зашить бы в мешок и утопить. Просто! Вот как бы до нее, до простоты той, доскрестись на утлом семейном корабле, шибко рассохшемся, побитом житейскими бурями, потерявшем надежную плавучесть. «Муж и жена – одна сатана» – вот и вся мудрость, которую ведал Леонид об этом сложном предмете.


Но не все так плохо, ведь если есть зло, то существует и добро. Леонид Сошнин мирится с женой, и она снова к нему возвращается вместе с дочерью. Немного грустно оттого, что помириться их заставляет смерть соседки Сошнина, бабушки Тутышихи. Именно горе сближает Леонида с Лерой. Чистый лист бумаги перед Сошниным, который пишет обычно ночью, является символом начала нового этапа жизни семьи главного героя. И хочется верить, что дальнейшая их жизнь будет счастливой и радостной, а с горем они справятся, потому что будут вместе.


Роман "Печальный детектив" - захватывающее произведение. Хотя читать его трудно, потому что слишком страшные картины описывает Астафьев. Но такие произведения нужно читать, потому что они заставляют задуматься над смыслом жизни, чтобы не прошла она бесцветно и пусто.




Top