Знаменитый писатель фантаст айзек азимов написал. Айзек Азимов краткая биография

  • Из Петровичей в Нью-Йорк
  • Необычный ребенок
  • О науке прошлого и будущего
  • Гении работают в тишине

Айзек Азимов прожил достаточно спокойную жизнь, без больших потрясений, но, как говорил он сам, «это компенсировалось очаровывающим литературным стилем», ему присущим. Автор, не обладающий ложной скромностью, считал, что его книги не производили фурор, хотя здесь с Азимовым можно не согласиться - книги не выводили людей на улицы, не провоцировали революции, но они затягивали и поглощали читателей, они ошеломляли. Безудержной фантазией автора, наполненностью, правдоподобием придуманных им миров, а также простотой, с которой писатель объяснял сложные научные термины.

История успеха, Биография Айзека Азимова

Из Петровичей в Нью-Йорк

Несмотря на то, что Айзек Азимов родился в России, в деревне Петровичи Смоленской области, он не был ни русским, ни россиянином. Точную дату рождения он не знал, в качестве такого дня выбрал 2 января 1920 года, отмечая свои именины во второй день Нового года. Не знал он и русского языка, в семье было принято говорить на идише; хотя родители Юда Аронович и Анна-Рахиль Исааковна использовали русский при разговорах, в которые не хотели посвящать детей. С трёх лет Азимов уже жил среди американцев - в 1923 году семья эмигрировала в США, а пятью годами позже Азимовы получили гражданство.

Жизнь в России в послереволюционные годы была крайне тяжёлой: нехватка еды, эпидемии - обстановка на грани выживания, да и Айзек был крошечным малышом - чуть больше двух килограммов при рождении, поэтому родители не сильно надеялись, что он выживет. Но он был не просто стойким, а оказался единственным выжившим ребёнком в районе, когда там вспыхнула эпидемия пневмонии. Спасаясь от новой революционной действительности, Азимовы решили эмигрировать в США, когда брат Анны-Рахиль, который уже обосновался в Нью-Йорке, предложил им помощь.

Необычный ребенок

Азимовы жили в Бруклине очень бедно до тех пор, пока на отложенные деньги не открыли собственный бизнес - кондитерский магазин. Айзек научился читать и говорить по-английски раньше Юды Ароновича: он попросил своих старших друзей-школьников показать буквы, а затем начал читать все вывески подряд: «Когда мой отец обнаружил, что его сын - дошкольник умеет читать и, более того, научился этому по собственной инициативе, он был изумлён. Наверное, тогда он в первый раз начал подозревать, что я был необычным ребёнком. (Он думал так всю его жизнь, что не мешало без колебания критиковать меня за мои многие ошибки.) И так как мой отец думал, что я необычный, его понимание дало повод мне самому думать о моей необычности» . Действительно, Айзек считал себя вундеркиндом.

Он прекрасно учился и проявлял своё «эго размером с Эмпайр-стейтбилдинг» (102-этажного небоскрёба на острове Манхэттен), восхищаясь равно как своими достоинствами, так и недостатками. Среди его врождённых способностей были почти фотографическая память, быстрый ум и сообразительность. Азимов понимал всё быстро и основательно. Он не думал скрывать от одноклассников свой блестящий ум, и от того, что выпендривался, да при том был слабым и самым младшим в классе, стал «козлом отпущения». Только с возрастом Азимов научился не выставлять себя на первый план, но ему уже не было нужды самоутверждаться - он доказал свою необычность большим количеством написанных книг на совершенно разные темы, став одним из самых знаменитых писателей-фантастов.

Кондитерский магазин - колыбель для фантаста

Первая работа в жизни Айзека Азимова была в кондитерском магазине его отца. Магазин работал по 16 часов в день без выходных, и именно там Азимов узнал, что такое распорядок дня и как жить согласно с ним. Работа в магазине сделал его дисциплинированным на всю жизнь - уже став знаменитым писателем, Азимов начинал день в 6 утра, чтобы в 7.30 уже сидеть за работой над новой книгой.

В магазине кроме кондитерских изделий продавались журналы с фантастическими рассказами, там будущий автор-фантаст впервые узнал, что такое фантастика. Он читал журналы запоем, а в 11 лет написал свой первый фантастический рассказ. Страстный читатель, он записал историю для того, чтобы прочитать самому, а в 16 получил в подарок от отца свою первую печатную машинку. Она была подержанная, но дала возможность 18-летнему Айзеку напечатать первый рассказ, который он отправил в журнал. Первый опус редактор не принял, но второй рассказ «В плену у Весты» вышел в журнале пятью месяцами позже - 21 октября 1938 года - эту дату Азимов запомнил на всю жизнь, помнил и гонорар - 64 доллара за историю из 6400 слов.

«Мне улыбнулось удача, потому что при рождении я получил эффективный мозг, работающий без устали. Он способен ясно мыслить и превращать мысли в слова. В этом совершенно нет никакой моей заслуги. Я получил счастливый билет, выиграв на генетическом тотализаторе.»

Превращение зоолога в писатели

К моменту первой публикации рассказа, Азимов уже закончил школу и поступил в колледж. Первоначальной специализацией Азимова в колледже была зоология, но отказавшись анатомировать бездомную кошку, он перешёл на химический факультет. Карьера в науке была успешной: 1941 год - степень магистр по химии, 1948 - степень доктора по биохимии. В 7-летнем промежутке Азимов проработал три года химиком на Военно-морской верфи в Филадельфии, где его коллегой была другая будущая знаменитость - Роберт Хайнлайн. Не пройдёт нескольких десятилетий как Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова и Артура Кларка назовут «Большой тройкой» писателей-фантастов.

После Второй Мировой войны Азимов был зачислен в армию, где дошёл до звания капрала благодаря хорошему владению печатной машинкой, а в 1946 году он едва избежал участия в испытаниях ядерной бомбы на атолле Бикини.

В течение десятилетия, следующего после получения докторской степени, Айзек Азимов работал в Медицинской школе Бостонского университета и писал романы, а в 1958 году он принял решение быть только писателем - к тому времени его авторские гонорары уже превышали зарплату учёного. Он престал читать лекции на постоянной основе, но продолжал дружить с Университетом: «Каждый год я даю лекцию, которая открывает курс биохимии. Бесплатно, конечно. Это некоторое введение, которое я стараюсь сделать занятным. Эту лекцию посещают и секретарши, и студенты. Надеюсь, что им нравится, мне - точно» .

О науке прошлого и будущего

Карьера писателя-романиста Айзека Азимова началась в 1950 году и закончилась в 1958 выходом научно-фантастического романа «Обнажённое солнце». Первым его романом был «Песчинка в небе» 1950 года, но годом ранее он, профессор биохимии Бостонского университета, написал со своими коллегами учебник для колледжа «Биохимия и метаболизм человека», которая выдержала три издания. Тогда-то Азимов и понял, что он может хорошо объяснять научную информацию - шаг за шагом, доступным языком. А если он может объяснять науку, то также можно объяснять и Библию, и историю, и всё на свете! Поэтому постепенно количество фантастических книг, написанных Азимовым, уменьшалось, а количество научно-популярных работ возрастало, но в 1982 году он вернулся к художественной литературе и выпустил роман «Академия на краю гибели». Роман вошёл в цикл «Foundation», названия которого в переводе на русский имеет разные варианты «Академия», «Основание», «Фонд», и получил за него премию Хьюго в 1983 и номинацию на премию «Небьюла» в 1982 году. В следующие 10 лет до самой кончины Азимов опубликовал ещё несколько предысторий и продолжений существующих романов, связывая их в единую, увлекательную историю.

Писатель считал, что его наиболее яркий вклад в литературу и науку - это цикл «Foundation», а также, три закона робототехники, которые писатель формулировал постепенно, вводя их в разных рассказах, которые позже объединил в сборник «Я, Робот».

Однако в этом Азимов скромничал. Оксфордский словарь английского языка приписывает Айзеку Азимову изобретение слов «позитронный мозг», «психоистория» и «робототехника», хотя писатель утверждал, что «робототехника» - обычный результат словообразования от слова «робот», аналогичный словам «механика» и «гидравлика».

Гении работают в тишине

На двери кабинета Айзека Азимова висели две таблички: «Соблюдайте тишину, пожалуйста» и «Гений работает». Тишина была необходимым условием для Азимова, он, несомненно, был трудоголиком и нуждался в большой концентрации внимания. Со словом «гений» нескромный Азимов не соглашался: «Я один из самых разносторонних писателей в мире, и величайший популяризатор многих дисциплин» . Действительно, от исследования Библии и последствия развития разных областей наук до Шекспира и истории Франции - таков диапазон книг Азимова.

Был ли он самым плодовитым писателем в мире? Сам Азимов отвечал: «Нет, есть другие авторы, наиболее известный из них Жорж Сименон, но он пишет только романы» . И правда, среди книг французского писателя нет работы под названием «Введение в использование логарифмической линейки», «Энергия жизни. От искры до фотосинтеза», «Строительный материал Вселенной: Вся Галактика в таблице Менделеева», а у Азимова есть. Средний объём книги Азимова - 70 000 слов, количество книг - около 500, получается, что только для своих книг он написал 35 миллионов слов - но объём и количество это не самое главное в работе писателя - «И самое приятное в том, что всё, что я пишу, печатается» .

К своему 65-летию Айзек Азимов не только не замедлил темп, он стал писать даже быстрее, чем раньше. Его первая 100-ая книга, которая вышла в январе 1950 года, заняла у писателя 237 месяцев, то есть почти 20 лет. Над 200-ой книгой, появившейся из печати в марте 1979 года, он работал 113 месяцев, то есть около 9,5 лет. 300-сотая книга «Опус 300» была завершена за 69 месяцев, то есть менее чем за 6 лет.

От печатной машинки Азимов отрывался всегда с большой неохотой. Да и когда он не мог добраться до клавиш, он брал ручку, бумагу и мог запросто сочинить короткий рассказ. Из всех движений он предпочитал прогулки, а больше всего - прогулки в помещении: «У меня есть агрегат, на который я встаю на полчаса и совершаю все движения, имитирующие движения спортсмена на беговых лыжах, но всё это происходит в тепле и комфорте моих апартаментов» . Отправляясь на такую лыжную пробежку, Азимов мог взять с собой книгу: он читал и перечитывал Чарльза Диккенса, Марка Твена, П.Г. Вудхауза и Агату Кристи.

Почти всю свою жизнь Айзек Азимов провёл в своём кабинете, который держал в необыкновенной чистоте и порядке, печатая на машинке свои тексты - 90 слов в минуту, и с большой неохотой отрывался от дела, говоря, что он «действительно счастлив только работая». На вопросы о том, как получается быть таким плодотворным, Азимов отвечал: «Я не прикладываю усилий к тому, чтобы написать более поэтично или в высоком литературном стиле. Я просто пытаюсь писать ясно и, к счастью, обладаю способностью думать ясно, поэтому я пишу так, как думаю, и это сразу имеет хорошие очертания».

Секреты мастерства Айзека Азимова

Черновики Азимов создавал на печатной машинке, затем набирал текст на компьютере и делал исправления только один раз: «Это не из-за высокого самомнения» - объяснял он: «Я столько должен ещё написать, что, если буду засиживаться над одной книгой, то не успею сделать всё» . Над каждой книгой он работал от начал до конца, не прибегая к услугам ассистентов.

Любовь к выбранному делу и поразительная работоспособность в сочетании с невероятным интересом к жизни во всех аспектах её проявления - это те факты, которыми писатель объяснял своё мастерство: «Всё что я делаю - это продолжаю писать. Мне скоро будет 65, а я чувствую себя ребёнком, который пытается рассказать что-то Дедушка Времени. Но я чувствую, что если продолжать писать, это мастерство навсегда останется с тобой, также как у людей, которые держат себя в хорошей физической форме - в 65 лет они могут делать то, чего я не мог в 20» . Но, как и любой талантливый творческий человек, Азимов мучился мыслью, что он никогда не напишет лучше того, что уже сделано. Несмотря на то, что многие десятилетия издательства не отвергали ни одного произведения, писатель был преследуемым ночным кошмаром: «Мне снятся мои издатели, которые собрались вместе и говорят о том, что Азимов исписался. Затем они тянут соломинку, чтобы выбрать того, кто принесёт мне эту плохую новость» . 

«Как стать действительно плодовитым автором? Самое первое требование состоит в том, что человек должен иметь страсть к процессу написания. Я имею в виду; что он должен иметь страсть к тому, что происходит между размышлениями о книге и её завершением.»

О самолётах, политике и религии

В своей нелюбви отрываться от пишущей машинки Азимов доходил до крайностей. Он мог поехать на горный курорт, уступив требованиям жены, и все дни провести в номере, печатая новый роман. Но путешествовал он мало, считая, что если в результате крушения поезда, есть шанс выжить, то полёты - это предприятие несправедливое, потому что в случае падения самолёта ты умрёшь. По иронии судьбы, именно он, Айзек Азимов, который писал фантастические произведения о битвах межпланетных кораблей, о путешественниках во времени и в гиперпространстве и в отдалённых туманностях, никогда в жизни не садился в самолёт.

Несмотря на огромное пристрастие к работе, его занятие не стало препятствием для общения с миром: Азимов был очень популярной персоной, у него было много друзей, он был любящим отцом своих двоих детей и оставался очень близок с родителями до самой их кончины.

Азимов давал много интервью, был президентом Американской гуманистической ассоциации, и всегда утверждал, что он гуманист и рационалист, выступая против предрассудков и псевдонауки. Что касается религии, то в интервью 1982 года на вопрос «Вы атеист?» Айзек Азимов ответил: «Бесспорно, я - атеист. Я долго думал над этим. Я считал себя атеистом многие годы, но однажды почувствовал, что это интеллектуальная безответственность говорить об атеизме, потому что это предполагает наличие знания, которого в действительности нет. Лучше говорить не «атеист», а гуманист и агностик. Поэтому я решил, что я создание одновременно и эмоциональное и здравомыслящее. Эмоционально я атеист. Я не имею доказательства того, что Бога не существует, но я также не могу доказать, что он существует, поэтому не хочу тратить на это своё время».

Однако в своей автобиографии Айзек Азимов рассуждал о религии: «Если бы я не был атеистом, я бы верил, что Бог спасает людей, оценивая их жизненные заслуги, а не произносимые слова. Я думаю, что этот Бог предпочёл бы честного и добродетельного атеиста, а не церковника, вещающего по телевизору, каждое слово которого «Бог, Бог, Бог», а деяние - грязь, грязь, грязь».

Не скрывал Азимов и свои политические взгляды. Он был либералом, выступал против участия США в войне во Вьетнаме. В телевизионных интервью не скрывал своё мнение по поводу самых высших чиновников страны. Например, президента Ричарда Никсона он называл «жуликом и лжецом», а о героях американской контркультуры 60-х он говорил, что они оседлали эмоциональную волну, которая, в конце концов, оставит их на берегу «духовной страны без людей», откуда не будет возврата.

Писатель ушёл из жизни 6 апреля 1992 года в возрасте 72 лет, в официальном сообщение говорилось о том, что причиной смерти стали сердечная и почечная недостаточность. Через 10 лет после кончины из вышедшей автобиографической книге «It’s Been a Good Life» стало известно, что болезнь развилась на фоне вируса СПИД, который в кровь писателя занесли в 1977 году во время операции на сердце.

Кроме интереснейших научно-фантастических романов и захватывающих научно-популярных книг, Айзек Азимов оставил землянам своё послание о дружбе, ненависти и любви: «История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Американский писатель-фантаст русского происхождения, в своих книгах популяризировал науку. Айзек Азимов написал около 500 художественных и научно-популярных книг. Термины из его книг укоренились в английском языке. Многократно получал премии Хьюго и Небьюла.

Азимов вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относится к «большой тройке» писателей-фантастов Англии и Америки.

Айзек Азимов родился в Смоленской области в 1920 году в еврейской семье. Его родители были мельниками, в семье разговаривали только на идише. Когда Айзеку исполнилось три года, они переехали в Бруклин, где открыли свой кондитерский магазин. Айзека с детства приучали к упорному труду и после школы заставляли работать за прилавком магазина.

Айзек пошел в школу в пять лет, в 15 поступил в колледж, а затем в Колумбийский университет в Нью-Йорке. В 1941 году Айзек Азимов получил степень магистра по химии.

Творческая деятельность Айзека Азимова/Isaac Asimov

В 11 лет Айзек Азимов уже начал писать книгу о приключениях двух мальчишек. Его первый рассказ «В плену у Весты» опубликовали в 1939 году. Затем последовала публикация рассказа «Приход ночи» , который через 27 лет Американская ассоциация писателей-фантастов признала лучшим из всего написанного в литературе. Рассказ стал определяющим в карьере молодого Айзека Азимова.

Первые свои рассказы о роботах Азимов начал писать в 1939 году. Он ввел понятие робототехники как науки, сформулировал ее три закона. Сборник рассказов «Я, Робот» принес Айзеку Азимову небывалый успех. В его сюжетах роботы абсолютно не злобные создания - они помощники людей, иногда более человечные, чем их хозяева.

В 1942 году Айзек Азимов задумал серию «Основание» , которую позже объединил с миром роботов.

Айзек Азимов был основателем организации скептиков в США.

В 1945 году Айзек отслужил в армии, после чего пошел в аспирантуру, получил степень доктора биохимии и стал работать преподавателем. Как писатель, Азимов отошел от мира фантастики и начал больше заниматься научно-популярной литературой. Большинство его книг написано именно в этом жанре. Он охватывал химию, астрономию, религию, физику и другие науки.

Азимов успешно писал научно-фантастические детективы. Одним из лучших его детективных романов была признана книга «Стальные пещеры» . На пике своей писательской карьеры Айзек Азимов выпустил научно-популярную книгу для подростков «Химия жизни» .

В 1958 году, когда писателя и профессора уволили из университета, оставив за ним лишь звание, Айзек Азимов начал вести авторскую научную колонку в журнале.

К концу 70-х годов Азимов стал настолько популярен и узнаваем в обществе, что первым из писателей появился в рекламных роликах на телевидении. Он помогал многим начинающим авторам и их проектам.

Именем Айзека Азимова назван американский научно-фантастический журнал Asimov"s Science Fiction and Fantasy.

Айзек Азимов умер в 72 года от сердечной и почечной недостаточности. За девять лет до этого при операции на сердце его заразили ВИЧ-инфекцией, которая переросла в СПИД.

Личная жизнь Айзека Азимова/Isaac Asimov

В 1942 году в День святого Валентина Айзек Азимов познакомился со своей первой женой Гертрудой Блюгерман . Они поженились, у них родился сын Дэвид и дочь Робин Джоан .

В 1970 году брак распался, и Азимов сразу начал жить с психиатром Джанет Опал Джеппсон , с которой познакомился на банкете в 1959 году. Но первый раз они встретились в 1956-м, когда писатель раздавал автографы. В 1973 году Азимов и Джеппсон расписались, детей у пары не было.

Экранизации произведений Айзека Азимова/Isaac Asimov

  • 1977 - The Ugly Little Boy
  • 1987 - Конец вечности
  • 1988 - Probe
  • 1988 - Гандахар
  • 1988 - Роботы
  • 1995 - Любовь андроида

АЙЗЕК АЗИМОВ: БИОГРАФИЯ

американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик


Введение


Айзек Азимов (англ. Isaac Asimov, имя при рождении Исаак Юдович Озимов; 2 января 1920 - 6 апреля 1992) - американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях - от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла.

Некоторые термины из его произведений - robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) - прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.


БИОГРАФИЯ


Азимов родился (по документам) 2 января 1920 года в местечке Петровичи Казалось, в жизни нет вещей, которые не интересуют этого человека: «роботехника», биография Энштейна, Солнечная система, история греческих мифов, развитие капитализма в Англии, возникновение Соединенных Штатов Америки, религия, парниковый эффект, проблема старения, СПИД, перенаселение планеты - этот список еще можно продолжать.

Многогранный писатель и ученый Айзек Азимов родился в очень своеобразном месте Петровичи Смоленской области. «Своеобразие» этого небольшого населенного пункта заключалось в том, что здесь спокойно обитали русские, евреи, украинцы, белорусы и поляки. Поэтому в Петровичах, помимо православной церкви, имелись костел и три синагоги. Петровичане разговаривали на смешанном языке с особым акцентом, гордились принадлежностью к мещанскому сословию, а также особым здоровым микроклиматом своего селения.

В этом месте, в небогатой еврейской семье, 2 января 1920 года на свет появился будущий писатель-фантаст, получивший свое имя в честь деда - отца матери. Отец Айзека Азимова, Юда Озимов (именно такой была настоящая фамилия писателя, буква «а» - всего лишь опечатка американских чиновников), в ранней молодости работал на семейной крупорушке - приспособлению по очистке гречки. После революции он стал бухгалтером сельпо. Юда Озимов в глазах своего старшего сына имел неоспоримый авторитет, что и неудивительно. Для своего времени этот человек был образован, много читал русской и европейской классики, руководил любительским еврейским драмкружком, где часто исполнял главные роли. В 1919 году он женился на любимой девушке Хане-Рахили Берман. Ее семья состояла из матери Тамары (отец девушки умер рано) и четырех братьев. Источником доходов семьи Берманов были кондитерская лавка и подсобное хозяйство: огород, домашний скот и птица. Согласнотогдашнему обычаю, молодожены могли жить в родительском доме только один год, за который они должны были подготовиться к самостоятельной жизни - «стать на ноги». Родители Айзека обычай исполнили, ушли из дома и сняли маленькую комнатку, а уже через год они переселись в более просторную квартиру. Однако их жизнь в Петровичах была недолгой. Уже летом 1923 года по приглашению старшего брата Рахили семья Азимовых переезжает в Америку. На этом связь писателя со своей малой родиной прекращается, но к чести Айзека Азимова, он никогда о ней забывал. Практически в каждом своем интервью он говорил, что родился на Смоленской земле, там же, где и первый космонавт Юрий Гагарин. Более того, с присущей ему скрупулезностью и дотошностью отыскал родные Петровичи на карте Европы и узнал их точное географическое положение, о чем и написал в своей автобиографии «Пока свежа память». А в 1988 году, будучи уже известным человеком, отправил небольшое письмо в родное селение, где оно до сих пор хранится в краеведческом музее. Земляки запомнили «великого популяризатора века» подвижным малышом с вьющимися белыми волосами, бегавшим голышом в жаркое лето.

Приехав в Америку, родители писателя обосновались в Бруклине, где Юда Азимов открыл небольшой кондитерский магазин. За прилавком этого магазина юному Айзеку приходилось работать довольно часто, особенно после рождения младшего брата. Что такое трудолюбие и исполнительность Айзек узнал не понаслышке, так как вставал он в шесть утра, разносил газеты, а после школы помогал отцу в кондитерской. «Я работал по десять часов семь дней в неделю», - так впоследствии говорил о своем детстве писатель. Однако неверно предполагать, будто детские годы Айзека Азимова были наполнены постоянным трудом и ничем более. В пять лет способный ребенок самостоятельно научился читать, а в семь имел формуляр в местной библиотеке. Страсть к чтению и небольшое количество книг в доме привели к тому, что Айзек «стал сочинять рассказы сам». В это же время он открывает для себя жанр научной фантастики, ставший для него «любовью всей жизни». Правда знакомство с этим жанром произошло не сразу: когда девятилетний Айзек увидел необычную обложку журнала «Amazing Stories», отец не разрешил читать журнал, сочтя его неподходящим для сына. Вторая попытка оказалась куда более удачной: слово «наука» в названии журнала «Science Wonder Stories» помогли Айзеку убедить отца, что этот журнал достоин внимания.

Само собой разумеется, способному Азимову было легко учиться. Он спокойно перескакивал через классы, в результате чего окончил начальную школу в 11 лет, а основной курс - в 15 со всевозможными отличиями и одним единственным замечанием за постоянную болтовню на уроках. После школы, по желанию родителей, Азимов пытается стать медиком несмотря на то, что он не выносит вида крови. Он решает поступить в престижный Колумбийский университет, но дальше собеседования дело не идет. Эту неудачу Айзек Азимов объяснил в своей автобиографии просто: он болтлив, неуравновешен и не умеет производить на людей хорошее впечатление. Тогда молодой Азимов поступает в юношеский колледж в Бруклине, но по непредвиденным обстоятельствам (колледж неожиданно закрывается) через год становится слушателем Колумбийского университета, который заканчивает в девятнадцать лет по специальности биохимия.

В это же время он знакомится с редактором журнала «Astounding» Джоном В. Кэмпбеллом. Несмотря на то, что Кэмпбелл отверг несколько рассказов Азимова и поражал его своими правыми взглядами, отсутствием веры в равенство людей, он сохранял свое очарование для писателя вплоть до 1950 года. И этому есть объяснение. Придирчивость Кэмпбелла дала свои результаты: первый опубликованный им рассказ Азимова «Направление» получил третье место в читательском голосовании. Более того, этот человек помог писателю сформулировать известные и по сей день «Три Закона Роботехники», хотя сам Кэмпбелл признавался, что всего лишь «вычленил «Законы» из того, что написал Айзек Азимов». В благодарность фантаст позже посвятил ему сборник «Я, робот». Также Кэмпбелл подсказал писателю сюжет для рассказа «Приход ночи» (или «И ночь пришла»), благодаря которому литературный талант Азимова был признан как читателями, так и критиками.

В 1968 году Ассоциация американских фантастов определила лучшие произведения, опубликованные до учреждения премии «Небьюла», и в этом списке «Приход ночи» занял первое место из 132 произведений. Сотрудничая с Кэмпбеллом, Айзек Азимов создал фантастическую серию «Основание», повествующую о Галактической Империи. Рассказы из этого цикла обеспечили молодому Айзеку славу писателя-фантаста.

Однако влияние Кэмпбелла распространялось не только на творческую деятельность Азимова. В 1942 году, во время Второй мировой войны, он познакомил писателя с Робертом Хайнлайном, служившим в Нэви Ярд (Филадельфия). Вскоре Азимов получил от коменданта Нэви Ярда официальное приглашение с предложением должности младшего химика. Назначенное жалованье было приличным, и это позволило Айзеку жениться на Гертруде Благерман, с которой он познакомился за несколько месяцев до этого приглашения. Через некоторое время к Айзеку Азимову и Роберту Хайнлайну присоединился писатель Спрэг де Камп, а в таком творческом союзе и служить и работать было очень неплохо. Правда работа в Нэви Ярд продолжалась недолго - Азимова все же призвали в армию, и ему пришлось служить клерком в подразделении, готовившем испытание атомной бомбы в Тихом океане. Именно впечатления, полученные во время службы, способствовали формированию антивоенных взглядов писателя и отрицанию им ядерного оружия.

Демобилизовался Айзек Азимов в июле 1946 года, после чего вернулся в Колумбийский университет, где продолжил работу над докторской диссертацией по химии. Как аспирант, он должен был вести семинары в своем университете. И вот на одном из таких занятий кто-то из студентов признался, что ничего не понимает в написанных Азимовым уравнениях. «Чепуха, - ответил Азимов. - Следите за тем, что я говорю, и все станет ясно, как божий день». Эти слова были достойны будущего «популяризатора века». А через некоторое время он внес свой «первый вклад» в публицистику. ОпубликованнаяКэмпбеллом статья «Эндохронические свойства ресублимированного фиотимолина» являлась злой пародией на докторскую диссертацию по химии, а кроме того, была подписана настоящим именем писателя. Перед защитой диссертации Азимова охватил страх - что с ним будет, если его профессора прочтут эту статью? Но к удивлению и счастью писателя, научный сарказм профессорам понравился, а на защите один из них спросил: «Что Вы, мистер Азимов, можете сказать нам об изменении термодинамических характеристик вещества, называемого фиотимолин?». Мистер Азимов ответил жалкой улыбкой, а через пять минут стал доктором наук.

Конец 40-х - начало 50-х годов - в этот период начинается активная жизнь Айзека Азимова как писателя и как ученого. Он преподает в Бостонском университете, много пишет, занимается исследованиями в области биологии и математики. А еще в 1950 году повзрослевший Азимов расстается с Кэмпбеллом и издает свой футурологический роман «Камешек в небе» (или «Булыжник в небе»). Роман приносит писателю успех и полное отцовское прощение за провал на экзаменах в медицинскую школу. Последующие произведения Айзека Азимова «Звезды как пыль» и «Космические течения» этот успех подтверждают, закрепляют, и Азимов входит в Большую Тройку писателей-фантастов вместе Робертом Хайнлайном и Артуром Кларком. В конце же 50-х годов Айзек Азимов открывает истинное будущее своей профессии, написав научно-популярную книгу для подростков «Химия жизни». «Однажды, придя домой, я признался себе в том, что мне нравится писать публицистику… не просто со знанием дела, не просто для заработка - но гораздо более того: с удовольствием…» - такими словами объяснит писатель свой интерес к научно-популярной литературе. С этого момента он увлекается зоологией, историей, природоведением, математикой и работой с подростковой аудиторией. В это же время оставляет преподавательскую деятельность и с головой уходит в творчество, занимаясь популяризацией различных областей науки. В результате, его называют «великим популяризатором века», а первая престижная премия «Хьюго»-63 была присуждена именно за «научно-популярные статьи». Теперь Азимов работает много и упорно, печатается в нескольких журналах сразу, ведет ежемесячную научную колонку в журнале «Fantasy&Science Fiction», редактор которого назвал его «добрый доктор». Кстати, этот титул писатель носил с гордостью всю оставшуюся жизнь.

Желая приблизить науку до самых широких слоев американцев, популяризовав ее, он интересуется всем и сразу, подтверждая свое мнение, что неисследованная жизнь не стоит любви. Поэтому он занимается «исследованиями» и составляет аннотации к пьесам Шекспира, «Потерянному раю» Мильтона, «Дон Жуану» Байрона, Библии. Он читает лекции, пишет статьи, выступает на конференциях и сам отвечает на письма. «Трудиться и учиться» - этот принцип, заложенный в него с детства, руководил им в течение всей жизни. Однако этот принцип и страсть к творчеству однажды сослужили ему плохую службу.

Его брак с Гертрудой Благерман, от которого у него были сын и дочь, распался из-за чрезмерной занятости писателя. Вину за эту неудачу Азимов целиком и полностью брал на себя, а в своей автобиографии вспоминал о многих счастливых мгновениях, которые удалось пережить супругам в молодости. После официального развода он женился на Джанет Опил Джепсон, психиатре по профессии и детской писательнице, с которой его объединяли духовные интересы и давнее знакомство. Второй брак принес писателю согласие и душевную гармонию. А в 80-е годы совместно с Джанет Айзек выпускает серию детской научной фантастики о роботе Норби. Он по-прежнему много работает, оставаясь кабинетным писателем и не выезжая из Нью-Йорка. Трудно поверить, но Айзек Азимов не уезжал из этого города дальше, чем на 400 миль. Он называл себя «типичным городским жителем» и в одном интервью признался, что «просто отравился бы свежим воздухом». И это говорил человек, родившейся в месте с особым здоровым микроклиматом! Более того, Азимов, описывающий в книгах космические пространства, страдал акрофобией (боязнь высоты), поэтому никогда не выходил на террасу своей квартиры на 33-м этаже. Все свое время он работал и мог с легкостью сказать, сколько книг он опубликовал на данный момент.

За свою жизнь Айзек Азимов выпустил более 400 книг, книг, посвященных добру и равенству наций. В его произведениях не было скучных нотаций и нравоучений, все они были пропитаны легкостью и хорошим чувством юмора. Как-то в интервью одной советской газете он сказал: «Неважно, гражданин ты США или Советского Союза, главное, что ты человек!». Эти слова прошли через все его творчество.

Умер Айзек Азимов 6 апреля 1992 года в госпитале Нью-Йоркского Университета от почечной и сердечной недостаточности. По воле покойного его тело было кремировано, а пепел - развеян.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу. Но при этом произошёл интересный случай. Написав 2 главы, Айзек пересказал их своему другу. Тот потребовал продолжение. Когда Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента Айзек понял, что он обладает писательским даром, и стал серьёзно относиться к своей литературной деятельности.

азимов литературный публицистический писатель

Большинство написанных Азимовым книг являются научно-популярными, причём в самых разных областях: химия, астрономия, религиоведение, ряде других. В своих публикациях Азимов разделял позицию научного скептицизма <#"justify">Знания не могут принадлежать отдельному человеку, даже тысячам людей.

·На самом деле, дата его рождения точно не известна из-за отсутствия записей и разницы между григорианским и еврейским календарём. Предполагаются даты вплоть до 19 октября <#"justify">Награды писателя


Премия «Хьюго <#"justify">Библиография


Научно-фантастические романы

Транторианская империя <#"justify">Экранизации произведений, театральные постановки


Конец вечности (1987)

Гандахар (1988)

Двухсотлетний человек (1999)

Я, робот (2004)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Айзек Азимов (1920-1992гг), (имя при рождении Исаак Юдович Азимов (Озимов)), американский писатель-фантаст, биохимик, популяризатор науки. Является автором почти 470 книг, художественных (в жанре научной фантастики, фэнтези, детектив, юмор) а также научно-популярных (в различных областях - от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Был награжден шестью премиями «Хьюго» (1963, 1966, 1973, 1977, 1983, 1994), двумя премиями «Небьюла» (1972, 1976), тремя премиями журнала "Локус" (1977, 1981, 1983).

Семья и детство и юношеские годы.

Родился Азимов 2 января 1920 года в деревне Петровичи Климовичского уезда Могилёвской губернии, РСФСР,(с 1929 года - Шумячский район Смоленской области). Его родители, Анна-Рахиль Исааковна Берман (1895-1973) и Юда Аронович Азимов (1896-1969), были мельниками. Своего сына они назвали в честь покойного деда по матери, Исаака Бермана (1850-1901). Азимов утверждал, что первоначальной семейной фамилией была «Озимов», однако все оставшиеся в СССР родственники носят фамилию «Азимов». В 1923 его родители решили переехать в США, где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин. С 1928 года Айзек - гражданин Америки. В детстве Азимов говорил на идише и английском. Вырос в основном на рассказах одного из основоположников современной художественной литературы на идише Шолом-Алейхема.

С 5-ти лет Айзек учится в школе в бруклинском районе Бедфорд - Стайвесант. Мать отдала сына в школу на год раньше, исправив в документах день его рождения на 7 сентября 1919 года. После окончания школы в 1935 году, 15-летний Азимов - студент в Seth Low Junior College, но через год, в связи с закрытием этого колледжа он поступает на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где в 1939 году получает степень бакалавра (B. S.), а в 1941 - магистра (M. Sc.) по химии. Далее Азимов поступает в аспирантуру, однако в 1942 году он принимает решение уехать в Филадельфию, где работает химиком на Филадельфийской судоверфи для армии. Там он познакомился с другим писателем-фантастом Робертом Хайнлайном, который вместе с ним работал на судоверфи.

В Валентинов день в феврале 1942 года, Азимов встретил на «свидании вслепую» Гертруд Блюгерман. А 26 июля они уже поженились. От этого брака у них родился сын Дэйвид в 1951 году, и в 1955 дочь Робин Джоэн.

В октябре 1945 года началась его служба в армии, по окончании которой, в июле 1946 он возвращается в Нью-Йорк и продолжает свое образование.

Научная и преподавательская деятельность.

В 1948 году Азимов окончил аспирантуру, получил степень PhD (доктора) биохимии, и поступил в постдокторат как биохимик. С 1949 года преподаватель медицинского факультета Бостонского Университета, с 1951 года ассистент (англ. assistant professor), а в 1955 году становится доцентом (англ. associate professor). В 1958 году доцента Азимова уволили из университета, оставив за ним лишь звание. К этому моменту доходы писателя с его книг уже значительно превышали его зарплату в университете. В 1979 году Айзеку Азимову было присвоено звание профессора (англ. full professor).

1960-е годы в биографии Азимова были омрачены преследованием ФБР за предполагаемые связи с коммунистами. Он находился под следствием, причиной тому послужил донос об уважительном отзыве Азимова о России как о первой стране, которая построила атомную электростанцию. Однако в 1967 году все подозрения с писателя были сняты.

В 1970 году Азимов расстался с женой и почти сразу сошёлся с психиатром Джэнет Опал Джеппсон, с которой познакомился гораздо раньше, на банкете 1 мая 1959 года. (До этого они встречались в 1956 году, когда он дал ей автограф. Азимов не запомнил той встречи, а Джеппсон сочла его тогда неприятным человеком.). 16 ноября 1973 года, Азимов и его первая супруга официально развелись, а 30 ноября он женился на Джанет Джеппсон. Совместных детей у Айзека и Джанет не было.

В 1983 году Азимов перенес операцию на сердце, во время которой заразился ВИЧ инфекцией, что со временем привело к сердечной и почечной недостаточности. Умер писатель 6 апреля 1992 года. О том, что Азимов был болен СПИДом, стало известно лишь через 10 лет из биографии, написанной его второй женой, Джэнет Опал Джеппсон. По завещанию писателя, его тело кремировали, а пепел был развеян.

Литературная деятельность.

Писательская биография Азимова начинается в 1931 году, когда ему было 11 лет. Первой попыткой было написание истории о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу. Когда юный писатель пересказал свою историю другу, тот захотел прочитать книгу, где Айзек нашел эту историю. Именно тогда Айзек осознал, что обладает писательскими способностями, и стал более серьезно относиться к своей литературной деятельности.

В мае 1939 года Азимов начал писать первую из своих историй о роботах, рассказ «Робби» (англ. Robbie). В 1941 году написан рассказ «Лжец» (англ. Liar!) о роботе, который умеет читать мысли. В этом рассказе начинают появляться знаменитые Три закона робототехники. Азимов приписывал авторство этих законов Джону В. Кэмпбеллу, сформулировавшему их в беседе с ним 23 декабря 1940 года. Однако же, Кэмпбелл говорил наоборот, что идея принадлежала Азимову, а он лишь ее сформулировал.

Один из самых знаменитых его рассказов «Приход ночи» (англ. Nightfall) был опубликован в 1941 году, в котором автор повествует o планете, вращающейся в системе шести звёзд, где ночь приходит только один раз в 2049 лет. Рассказ очень быстро принес автору мировую известность (согласно Bewildering Stories, он был одним из самых известных из когда-либо публиковавшихся рассказов). В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов признала «Приход ночи» лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. «Приход ночи» более 20 раз попадал в антологии, дважды был экранизирован, и сам Азимов впоследствии считал его водоразделом в своей профессиональной карьере. Малоизвестный до тех пор фантаст, опубликовавший около 10 рассказов (и ещё примерно столько же были отвергнуты), в одночасье стал знаменитым писателем. Интересно, что сам Азимов не считал «Приход ночи» своим любимым рассказом.

В своей книге "Я, Робот", подробно описывает распространенные опасения людей с появлением искусственных разумных существ. В большинстве фантастических историй до Азимова роботы бунтовали, убивали своих хозяев и представляли серьезную угрозу всему человечеству. Роботы Азимова это помощники людей, зачастую разумнее и человечнее, чем их создатели. Они не замышляют уничтожить весь человеческий род. С начала 1940-х годов роботы в фантастике подчиняются Трём законам робототехники ((Из «Руководства по роботехнике», 56-е издание, 2058 год): 1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. 2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. 3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам.), однако по традиции ни один писатель-фантаст, кроме Азимова, не цитирует эти законы явно.

Также термин «robotics» (робототехника, наука о роботах), вошедший в английский язык, принадлежит Азимову. В переводах книг Азимова на русский язык robotics также переводят как «роботехника», «роботика».

В 1942 году Азимов начал серию романов «Основание» (англ. Foundation). Первоначально «Основание» и рассказы о роботах относились к разным мирам, и лишь в 1980 году Азимов их объединил.

С 1958 года Азимов практически отходит от жанра фантастики и начинает писать гораздо больше научно-популярной литературы. Однако, с 1980 года он снова обращается к теме научной фантастики и продолжает серию «Основание».

Большинство книг Азимова написаны в научно-популярном жанре. Он охватывал области физики, астрономии, химии и другие науки.


Биография

Айзек Азимов - американский писатель-фантаст, популяризатор науки, биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях - от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла. Некоторые термины из его произведений - robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) - прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

В одном из обращений к читателям Азимов следующим образом сформулировал гуманистическую роль научной фантастики в современном мире: «История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству».

Азимов родился (по документам) 2 января 1920 года в местечке Петровичи Климовичского уезда Могилёвской губернии, РСФСР (с 1929 года - Шумячский район Смоленской области) в еврейской семье. Его родители, Анна-Рахиль Исааковна Берман (Anna Rachel Berman-Asimov, 1895-1973) и Юда Аронович Азимов (Judah Asimov, 1896-1969), были мельниками по профессии. Назвали его в честь покойного деда по матери, Исаака Бермана (1850-1901). Вопреки поздним утверждениям Айзека Азимова, будто первоначальной семейной фамилией была «Озимов», все оставшиеся в СССР родственники носят фамилию «Азимов».

В детстве Азимов говорил на идише и английском. Из художественной же литературы в ранние годы он рос в основном на рассказах Шолом-Алейхема. В 1923 родители увезли его в США («в чемодане», как он сам выражался), где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин.

В 5 лет Айзек Азимов пошёл в школу в бруклинском районе Бедфорд - Стайвесант. (Ему полагалось пойти в школу в 6 лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать его в школу на год раньше.) После окончания десятого класса в 1935 году 15-летний Азимов поступил в Seth Low Junior College, но через год этот колледж закрылся. Азимов поступил на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра (B. S.), а в 1941 году - магистра (M. Sc.) по химии и поступил в аспирантуру. Однако в 1942 году он уехал в Филадельфию, чтобы работать химиком на Филадельфийской судоверфи для армии. Вместе с ним там же работал и другой писатель-фантаст Роберт Хайнлайн.

В феврале 1942 года, в Валентинов день, Азимов встретился на «свидании вслепую» с Гертруд Блюгерман (Gerthrude Blugerman). 26 июля они поженились. От этого брака родился сын Дэйвид (David) (1951) и дочь Робин Джоэн (Robyn Joan) (1955).

С октября 1945 года по июль 1946 Азимов служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование. В 1948 году закончил аспирантуру, получил степень PhD (доктора) биохимии, и поступил в постдокторат как биохимик. В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом (англ. assistant professor), а в 1955 году - доцентом (англ. associate professor). В 1958 году университет перестал ему платить зарплату, но формально оставил в прежней должности. К этому моменту доходы Азимова как писателя уже превышали его университетскую зарплату. В 1979 году ему было присвоено звание профессора (англ. full professor).

В 1960-е годы Азимов находился под следствием ФБР за возможные связи с коммунистами. Причиной послужил донос об уважительном отзыве Азимова о России как о первой стране, построившей атомную электростанцию. Подозрения были окончательно сняты с писателя в 1967 году.

В 1970 году Азимов расстался с женой и почти сразу сошёлся с Джэнет Опал Джеппсон (англ.)русск., с которой познакомился на банкете 1 мая 1959 года. (До этого они встречались в 1956 году, когда он дал ей автограф. Азимов не запомнил той встречи, а Джеппсон сочла его тогда неприятным человеком.) Развод вступил в силу 16 ноября 1973 года, а 30 ноября Азимов и Джеппсон поженились. От этого брака не было детей.

Умер 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности на фоне ВИЧ инфекции (приведшей к СПИДу), которой заразился при операции на сердце в 1983 году. О том, что Азимов страдал от ВИЧ, стало известно лишь через 10 лет из биографии, написанной Джэнет Опал Джеппсон. По завещанию тело было кремировано, а пепел развеян.

Литературная деятельность

Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу. Но при этом произошёл интересный случай. Написав 2 главы, Айзек пересказал их своему другу. Тот потребовал продолжение. Когда Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента Айзек понял, что он обладает писательским даром, и стал серьёзно относиться к своей литературной деятельности.

В 1941 году был опубликован рассказ «Приход ночи» (англ. Nightfall) o планете, вращающейся в системе шести звёзд, где ночь наступает раз в 2049 лет. Рассказ получил огромную известность (согласно Bewildering Stories, он был одним из самых известных из когда-либо публиковавшихся рассказов). В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов объявила «Приход ночи» лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Рассказ более 20 раз попадал в антологии, дважды был экранизирован, и сам Азимов впоследствии назвал его «водоразделом в моей профессиональной карьере». Малоизвестный до тех пор фантаст, опубликовавший около 10 рассказов (и ещё примерно столько же были отвергнуты), стал знаменитым писателем. Интересно, что сам Азимов не считал «Приход ночи» своим любимым рассказом.

10 мая 1939 года Азимов начал писать первую из своих историй о роботах, рассказ «Робби» (англ. Robbie). В 1941 году Азимов написал рассказ «Лжец» (англ. Liar!) о роботе, умевшем читать мысли. В этом рассказе начинают появляться знаменитые Три закона роботехники. Азимов приписывал авторство этих законов Джону В. Кэмпбеллу, сформулировавшему их в беседе с Азимовым 23 декабря 1940 года. Кэмпбелл, однако, говорил, что идея принадлежала Азимову, он лишь дал ей формулировку. В этом же рассказе Азимов придумал слово «robotics» (робототехника, наука о роботах), вошедшее в английский язык. В переводах Азимова на русский robotics также переводят как «роботехника», «роботика».

В сборнике рассказов «Я, Робот», принёсшем писателю всемирную известность, Азимов рассеивает широко распространённые опасения, связанные с созданием искусственных разумных существ. До Азимова в большинстве историй о роботах они бунтовали или убивали своих создателей. Роботы Азимова - не механические злодеи, замышляющие уничтожить человеческий род, а помощники людей, нередко разумнее и человечнее, чем их хозяева. С начала 1940-х годов роботы в фантастике подчиняются Трём законам робототехники, хотя по традиции ни один фантаст, кроме Азимова, не цитирует эти законы явно.

В 1942 году Азимов начал серию романов «Основание» (англ. Foundation). Изначально «Основание» и рассказы о роботах относились к разным мирам, и лишь в 1980 году Азимов решил их объединить.

С 1958 года Азимов стал писать гораздо меньше фантастики и гораздо больше научно-популярной литературы. С 1980 он возобновил написание научной фантастики продолжением серии «Основание».

Тремя любимыми рассказами Азимова были «Последний вопрос» (англ. The Last Question), «Двухсотлетний человек» (англ. The Bicentennial Man) и «Уродливый мальчуган» (англ. The Ugly Little Boy), в этом порядке. Любимым романом были «Сами боги» (англ. The Gods Themselves).

Публицистическая деятельность

Большинство написанных Азимовым книг являются научно-популярными, причём в самых разных областях: химия, астрономия, религиоведение, ряде других. В своих публикациях Азимов разделял позицию научного скептицизма и критиковал псевдонауку и суеверия. В 1970-е годы выступил одним из основателей Комитета скептических расследований - некоммерческой организации, противодействующей псевдонауке.

Основные награды

Премия Хьюго

1963 за научно-популярные статьи;
1966 за серию «Основание» (как «Лучшую серию НФ всех времён»);
1973 за роман «Сами боги»;

1983 за роман из серии «Основание» «Край основания»;
1994 за автобиографию «А. Азимов: Мемуары»

Премия Небьюла

1972 за роман «Сами боги»;
1976 за повесть «Двухсотлетний человек»;

Премия журнала «Локус»

1977 за повесть «Двухсотлетний человек»;
1981 (не худ. лит.);
1983

Наиболее известные фантастические произведения

Сборник рассказов «I, Robot» («Я, Робот»), в котором Азимов разработал этический кодекс для роботов. Именно его перу принадлежат Три закона роботехники;
Цикл о галактической империи: «Pebble in the Sky» («Камешек в небе»), «The Stars, Like Dust» («Звезды как пыль») и «The Currents of Space» («Космические течения»);
Серия романов «Foundation» («Основание», также это слово переводилось как «Фонд», «Фундамент», «Установление» и «Академия») о крушении галактической империи и рождении нового общественного строя;
Роман «The Gods Themselves» («Сами боги»), центральная тема которого - рационализм без нравственности ведёт ко злу;
Роман «The End of Eternity» («Конец Вечности»), в котором описаны Вечность (организация, контролирующая путешествия во времени и производящая изменения человеческой истории) и её крушение;
Цикл о приключениях космического рейнджера Лакки Старра (см. Lucky Starr series).
Рассказ «The Bicentennial Man» («Двухсотлетний человек»), по мотивам которого в 1999 году был снят одноимённый фильм.
Серия «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо» - знаменитый цикл из четырёх романов и одного рассказа о похождениях сыщика-землянина и его напарника - робота-космонита:«Мать-Земля», «Стальные пещеры», «Обнажённое солнце», «Зеркальное отражение», «Роботы утренней зари», «Роботы и Империя».

Почти все циклы писателя, а также отдельные произведения, формируют «Историю будущего».

Многие произведения Азимова были экранизированы, наиболее известные фильмы - «Двухсотлетний человек» и «Я, Робот».

Наиболее известные публицистические произведения

«Asimov’s Guide to Science» («Азимовский путеводитель по науке»)
двухтомник «Asimov’s Guide to the Bible» («Азимовский путеводитель по Библии»),




Top