Елена колядина. праздник серых щей

Елена Владимировна Колядина (род. в 1960 г.) - российская журналистка и писательница. Лауреат премии «Русский Букер» 2010 года за роман «Цветочный крест».

Биография

Родилась в 1960 году в Череповце в семье рабочих-металлургов. Прадед был репрессирован и расстрелян в Ленинграде. В 1983 году окончила Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1995 по 2001 годы сотрудничала с журналом «Cosmopolitan», в течение 10 лет являлась собкором, а затем редактором отдела писем «Комсомольской правды». Работает колумнистом в газете «Метро». Проживает в Подмосковье.

В 2010 за роман «Цветочный крест», первоначально называвшийся «Весёлая галиматья» и впервые опубликованный в провинциальном журнале «Вологодская литература», Е. Колядина получила премию «Русский Букер».

Как заявил председатель жюри Руслан Киреев, выбор лауреата был самой сложной задачей: «Каждый из них мог стать победителем - очень сильный шорт-лист был». Однако с момента оглашения шорт-листа «Цветочный крест» и лично Колядина становятся объектом критики и высмеивания. Отмечается слабое владение автором лексикой соответствующего периода (XVII век), использование псевдостаринных слов, слов, обозначающих понятия, появившиеся значительно позже означенного времени, лубочных выражений, стилистическая неграмотность, незнание быта, ненатуральность сцен, пошлость, дурновкусие; легендарным становится слово из лексикона книги «афедрон», означающее, по версии Колядиной, заднюю часть тела, - как неформальное название книги Колядиной, уточняющий эпитет самого автора, как характеристика премии «Русский Букер», всего современного российского литературного процесса (выражение - «полный афедрон») и т. п. Главный редактор журнала «Вологодская литература», выдвинувший роман на премию «Русский Букер», после объявления Колядиной лауреатом заявил: «Елену считали „тёмной лошадкой“, а она стала „троянским конём“». Сама Колядина характеризует своё сочинение как «весёлую тотемскую галиматью об огненной елде и золотых лядвиях».

После попадания в шорт-лист «Букера» роман Колядиной был издан редакцией Е. Шубиной издательства «АСТ», а через полгода после награждения Колядина c «Цветочным крестом» удостоилась премии за худшую книгу года «Полный абзац-2010».

В апреле 2012 года Е. Колядина также вошла в шорт-лист конкурса «Нонконформизм-2012» с новой книгой «Зефирова в Москве».

Книги

  • Цветочный крест: роман-небылица / Елена Колядина. - М., АСТ: Астрель, 2011. - 380, с. ISBN 978-5-17-071532-9 ISBN 978-5-271-32630-1
  • Потешная ракета: роман / Елена Колядина. - М., АСТ: Астрель, 2011. - 250, с. ISBN 978-5-17-075121-1 ISBN 978-5-271-36739-7

Везет мне на книги в последнее время. То попадается что-то настолько замечательное, что диву даюсь, как это я не знала о существовании чудесного артефакта, то трэш и содом, вроде книги Е. Колядиной. Раз уж я потратила на это несколько часов бесценной юности, мой долг - разругать порождение графомании и сексуальных фрустраций незамедлительно!

"Цветочный крест" - это заявка на остросюжетный любовный роман с обильными порносценами в клюквенно-лубочном фантике. Уже выложила показательные цитаты. И таким языком написано всё - от первой до последней строки. Тошнота от псевдославянщины, вонючих лаптей и "золотых лядвий" подступает где-то к концу первой главы. Дальше только хуже. Изобилие выдуманных слов, которые, по мнению автора, делают повествование атмосфернее, неуместная и неумелая стилизация под "Древнюю Русь", лексические анахронизмы. С помощью этих инструментов Колядина сильно старалась выжать из читателя слезы ненависти, высверлить ему глазки и утопить в желчи. Со мной это почти удалось.

Я бы сравнила эту книгу с "50 оттенками серого" по степени читательского отторжения. Но даже незамысловатому садомазо-чтиву "Цветочный крест" проигрывает, хотя бы в изобретательности описания половых актов. Колядина - порождение худших опытов провинциальной журналистики. Престарелая женщина с романтическими фантазиями, отсутствием стиля. Безграмотная, неостроумная, но с амбициями.

Хотите примеров - их есть у меня. Показательные фразы: "вы арестованы!" (действие происходит в 17 веке, почему после этого не зачитали про право на адвоката или на 1 телефонный звонок - непонятно), или "она стояла, опустив десницы вдоль тела" (бедная женщина, с 2 правыми руками родилась). Там еще где-то было, как "юница опьянилась хмельной сулемой" (сулема - это хлорид ртути), но, говорят, редактор все-таки настоял на том, чтобы "сулему" из текста вышвырнуть.

Повествование вертится вокруг истории молодой привлекательной девицы, которая влюбилась в плохого парня. А ее хотят выдать замуж за социально одобряемого, но уродливого и недалекого солевара. На фоне любовных страданий местный поп-карьерист промывает девице мозги на почве православия. О психологизме характеров даже говорить смешно. Сценарий, достойный сериала НТВ. Внимание читателя пытаются удержать внезапными поворотами событий, необъяснимыми чудесами и сказочными персонажами. Получается сумбурно, скучно и как-то жалко. Жалко автора, что она тратит на это время...

К чему это я все. Конечно, к тому, что ей дали "Русского Букера" в 2010 году. Вот за эту мерзость. Теряюсь в догадках, почему жюри премии, выбирая между "Дом, в котором..." М. Петросян и "Цветочным крестом" Е. Колядиной, не устояло перед соблазном пасть так низко. Решение выглядит как насмешка. Мне жаль писателей, которые становились лауреатами премии после Колядиной. Стоять в одном ряду с автором подобных опусов - слишком неоднозначная награда.

Раз это первая рецензия на книгу, поставлю хештэг. Среди самых одиозных и нечитабельных книг это, несомненно, "сокровище".

Российская писательница, лауреат литературной премии Русский Букер 2010 года за «эротический» роман «Цветочный крест».


Родилась в 1960 году в Череповце в семье металлургов. Отец, Чесноков Владимир Анатольевич, писал охотничьи рассказы. По образованию - инженер-электрик, в 1983 году окончила Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. По профессии - журналист, колумнист газеты «Метро». С 1995 по 2001 годы сотрудничала с журналом «Cosmopolitan», в течение 10 лет являлась собкором, а затем редактором отдела писем «Комсомольской правды». Автор 11 книг. В 2007 году номинировалась на получение национальной литературной премии Большая книга. Роман «Цветочный крест», первоначально называвшийся «Весёлая галиматья», за который Е. Колядина получила премию, она начала писать в 2000-х годах под впечатлением от сведений о сожжении в срубе в Тотьме по обвинению в колдовстве некой Федосьи в 1672 году. Роман впервые был опубликован в журнале «Вологодская литература», в 2011 году издан в издательстве «АСТ».

Колядина отмечает влияние на свои произведения творчества Набокова, Гоголя, Сорокина, Пелевина, Лимонова, Славниковой. Разделяет идеи феминизма. Замужем. Двое сыновей.

Критика

С момента оглашения шорт-листа премии Русский Букер роман Цветочный крест, считавшийся до того аутсайдером, и лично Е. В. Колядина становятся объектом как ожесточённой критики, так и восхищения. Отмечается слабое владение автором лексикой соответствующего периода (17 век), смешение её с современными словами, стилистическая неграмотность, незнание быта, ненатуральное описание половых актов. Те, кому книга понравилась, отмечают дерзость лексического эксперимента, смелость в раскрытии темы богоискательства, которая в современной российской литературе не приветствуется (по принципу «о православии или хорошо, или ничего»), сильную мелодраматическую пружину, яркие образы главных героев. Главный редактор журнала «Вологодская литература», выдвинувший роман на соискание Русского Букера после объявления Колядиной лауреатом, заявил: «Елену считали „темной лошадкой“, а она стала „троянским конем“». Сама Колядина характеризует произведение как «веселую тотемскую галиматью об огненной елде и золотых лядвиях» и считает, что роман проверяет не «образованность» читателя, а его сердце.

24 июня стало известно, что писателя Елену Колядину (автора получившего в 2010-м году «Русский Букер» романа «Цветочный крест») уволили из газеты «Голос Череповца» после чтения лекции в местном штабе оппозиционера Алексея Навального. По её словам, она прочла лекцию о литературе и том, как написать хороший текст, и уже на следующий день ей отказали от места работы. Журналистка написала письмо на имя гендиректора ООО «Медиа Центр», в которое входит издание, заявив, что её увольняют из-за политических взглядов. После этого, её сразу рассчитали и выдали трудовую книжку, сообщив, что утром была сокращена ставка спецкорреспондента «из-за падения тиражей газеты». Мы попросили саму Елену Колядину прокомментировать эту ситуацию.

«Литературная Россия» попросила меня ответить на два вопроса:

1. Не могли бы вы подробно, поелику возможно, описать, как зрел конфликт там, откуда вас уволили?
2. Как вы относитесь к антикоррупционному движению и насколько считаете его способным перерасти в революцию уже классового характера, со сменой не морд, а формации?

Начну с ответа на второй вопрос. Сказать: «Я против коррупции, а вы?» так же нелепо, как провозглашать: «Я за свет и добро!» Кто ж против света, добра и снижения цен на бензин? Все за, только правительство против да баба Нина воздержалась. Но я категорическая противница любых революций, за исключением разве только уже свершившейся сексуальной революции Вильгельма Райха . Специально для казаков и батюшек: это шутка (от слова шутить). Сказать сейчас, что я за смену формации - значит уже завтра одеться потеплее, крикнуть: «Я имею право на один телефонный звонок», получить по статье 282 УК, и отнюдь не орден Андрея Первозванного, а реальный срок, поэтому воздержусь. Видите, я совсем не агрессивная, не опасная для «морд», я всего лишь невидимые по телевизору 2 процента.

Перейду к ответу на первый вопрос. В апреле 2016 года я пришла работать в газету «Голос Череповца» ООО «Медиа Центр» (генеральный директор С.А. Кондеев , до этой должности трудившийся в страховой компании) на ставку спец.корреспондента, предполагающую - внимание! - самый высокий оклад по редакции - 9600 рублей. Ваши глаза вас не обманывают - девять тысяч шестьсот рублей. Журналисты ООО «Медиа Центр» получают в месяц (оклад плюс гонорары) после вычета всех налогов достойные 10 тысяч, 12 тысяч рублей. Меня, как наиболее ценного и профессионального журналиста, который может «вытянуть» абсолютно любую тему, всячески баловали, так что я в иной месяц - Господь любит ООО «Медиа Центр» - могла получить и 20 тысяч рублей! Глаза снова вас не обманывают - 300 долларов в месяц. Пишу в долларах исключительно из-за того, что наш президент и его команда любят обозначать цену бочки нефти именно в этой, дорогой сердцу каждого россиянина, валюте. Надо ли говорить, что я работала далеко не из-за денег - я просто люблю коллектив, общение, журналистику, испытываю радость и удовлетворение, когда помогаю людям добиться справедливости, как бы ни странно это звучало в наше время.

Что такое редакция газеты «Голос Череповца» под чутким руководством ООО «Медиа Центр»? Это тотальная нищета - музейные компьютеры, принтер, который принимается работать только после окропления святой водой, вместо нормальных замков двери замотаны тряпками, разваливающиеся стулья, грязные стены, из водопроводного крана, чтоб не платить деньги водоканалу, течёт техническая вода предприятия «Северстали». Но мы не обращали на бытовые условия никакого внимания - в «Голосе Череповца» отличный сплочённый коллектив, зачастую сотрудники из сельской местности, они хорошо знают положение в глубинке Вологодской области, счастливы, что вырвались оттуда, и привыкли к бытовым тяготам.

ООО «Медиа Центр» с газетой «Голос Череповца» относится к инвестиционной кампания «Севергрупп», принадлежащей владельцу «Северстали». О чём пишут принадлежащие группе СМИ? О чём хотите без ограничений: как «Народный фронт» партии «Единая Россия» отважно нашёл просроченную рыбу в магазине; как по инициативе партии «Единая Россия» отремонтируют двор; как благодаря обращению в общественную приёмную партии «Единая Россия» закуплены две новые тумбочки в больницу. Не члены партии власти, такие как я, спокойно могли писать о нарушениях в сфере ЖКХ, о крысе в частном зоомагазине, укусившей мальчика, об инвалиде, победившем в конкурсе рисунков «Моя родная Вологодчина», о выставке урожая, об озеленении, о празднике серых щей в Чагоде, о возвращении почитаемой иконы в Сизьме, о новом туристическом маршруте к Бабе Яге в Ботове и прочая интересная и очень нужная населению информация. Таким образом, мой конфликт с руководством ООО «Медиа Центр» в лице С.А. Кондеева произошёл не из-за моих отчаянно смелых статей в газете, обличающих власть и чиновников - таковых там не было по определению.

Меня уволили за мою внерабочую деятельность: за комментарии в социальных сетях и работу волонтёром в штабе Алексея Навального в Череповце. Какой комментарий является условием для давления и угроз со стороны руководства ООО «Медиа Центр»? Например, на странице «Череповец «ВКонтакте» (официальная группа мэрии Череповца) размещена радостная весть: «Сегодня во дворе в Зашекснинском районе «Северсталь» открывает детскую площадку стоимостью 1 миллион рублей! » Далее прямая речь благодарных жителей двора: «Спасибо огромное! Теперь нашим детям есть где играть! » Я пишу внизу комментарий: «Если бы деньги оставались в стране, а не утекали на Соломоновы острова, в городе такая площадка была бы в каждой подворотне. Стоимость этой детской площадки для владельца «Северстали» - день аренды яхты и ящик шампанского. Череповецкая металлургия построена тремя поколениями череповчан и моими родителями в том числе, деньги заработаны нами, и мы вовсе не обязаны никого благодарить за этот царский подарок ».

Говорят, больше всего мои комментарии и жизненные взгляды выводили из себя члена «Единой России», депутата вологодского областного законодательного собрания Людмилу Гусеву , которая любила открывать очередной «подарок горожанам» лично. После каждого коммента меня сразу «банили» без объяснения причин. И буквально в течение 5-6 минут в ООО «Медиа Центр» звонил человек из управления информационных коммуникаций «Северстали» и требовал, чтобы Колядина немедленно убрала комментарий, а также подумала, зачем она в это трудное время раскачивает социальную лодку, будоражит простых людей и прочая лицемерная демагогия. Я отвечала всегда одинаково: «Пошли на #%&, мои права мне гарантированы Конституцией РФ ». Главный редактор уговаривала: «Лена, я тебя прошу, ради меня, ради нашей с тобой дружбы, убери, иначе я не смогу тебя защитить! Ты понимаешь, какое время! Тебя могут уволить! » Это продолжалось почти с первого дня моей работы в ООО «Медиа Центр».

Ещё пример (их было много). Читаю на сайте вологодской газеты «Премьер» заметку на тему «В Испании произвела фурор яхта «Леди М», которую владелец «Северстали» купил за 50 миллионов долларов » и оставляю под этой заметкой комментарий абсолютно невинный:

«Это 2,5 миллиарда рублей? Или я ошибаюсь? Такие огромные числа даже не знаешь, как и называются. Мой отец Чесноков Владимир Анатольевич пришёл на Череповецкий металлургический завод в возрасте около 25 лет грузчиком, затем работал в УКСе этого завода (в одном отделе с мамой владельца яхты, кстати), строил этот завод. При выходе на пенсию мой отец получил в подарок от завода набор эмалированной посуды (чайник, кастрюля, ковшик), умер папа в 67 лет, перед смертью его не хотели брать в медсанчасть металлургического комбината (пенсионеров не брали на лечение туда), я со слезами валялась в ногах зав.отделением, чтобы папу взяли на лечение. Так кому принадлежат эти деньги, так бессмысленно выброшенные на покупку яхты? »

Мгновенно звонок в ООО «Медиа Центр», мне снова тренируют мозг требованием убрать, прекратить или пеняйте на себя. Как мне сообщили добрые люди «без передачи» - я на контроле, за мной следят, возможно, прослушивается телефон и прочее. Нужно помнить, говорили мне в ООО «Медиа Центр», что те регионы, где к власти пришла не «Единая Россия», теперь не получают достаточных для развития средств, чтобы люди, проголосовавшие против, понимали, что хорошо жить можно только с партией власти, а от всех остальных партий добра не жди.

Весной в Череповце открылся штаб Алексея Навального, на котором я присутствовала, а затем стала участвовать в выходные дни и вечерами в акции «Куб Навального», приходила для общения с единомышленниками. Даже с учётом того, что на открытие штаба могли прийти только те, кто заранее был зарегистрирован в качестве волонтёра, а накануне была взломана страница группы во «ВКонтакте» и указан неверный адрес встречи, даже при этом ограничении пришли более 200 человек!
Я стала приходить на работу со спортивной сумкой (так как ежевечерне шла на тренировки), на которой была большая наклейка «Навальный-20!8». Если коротко - «воспитательные беседы» со мной стали проводиться чуть ли не по графику. На угрозы уволить за мою приверженность Алексею Навальному и отказ следовать линии партии власти, я отвечала, что подам жалобу в Конституционный суд и в Европейский суд по правам человека на нарушение моих прав и свобод.

В четверг 22 июня я выступила в штабе Навального с небольшой лекцией о литературе и о том, как написать текст. На лекции не было ни слова о политике - звучали имена Толстого, Пушкина, Донцовой, Оруэлла, Маркеса. На следующий день, в пятницу утром мне предложили уволиться по собственному желанию, в противном случае уволят главного редактора. Таким образом, мне «выкрутили руки», столкнули с редактором, которая ни в чём не виновата.

Я написала заявление:

«Генеральному директору

ООО «Медиа Центр»

Кондееву С.А.

Колядиной Е.В.

Мне предложили уволиться по собственному желанию из-за моих политических взглядов. Я согласна уволиться по собственному желанию с 26 июня, так как не хочу подводить свой коллектив.

Число, подпись».

Заявление я сфотографировала на мобильник. После этого всё произошло в течение 10 минут. Мне сказали, что написано не по форме, нужно переписать. Я ответила, что у заявления на увольнение нет никакой специальной формы, оно пишется от руки в свободном виде. Видимо, к такому ответу от меня С.А. Кондеев был готов заранее: мне сообщили, что утром прошло совещание, на котором выяснилось, что тираж газеты упал на 1 тысячу экземпляров и для оптимизации штатов моя должность сегодня сокращена. Уже был заранее заготовлен приказ на моё сокращение, сделаны записи в трудовой книжке, подготовлен расчётный листок и даже уже переведены деньги за неотгулянный отпуск. Я собрала вещи, приехала домой и кратко описала на своей странице во «ВКонтакте» эту историю под заголовком «Кафка-2017 ». Затем, как всегда, ушла на вечернюю тренировку, телефон оставила дома. Я не подозревала, что за это время мою запись перепостили уже более 180 раз, просмотрели 40 тысяч человек, и она обошла многие информационные сайты. Поздно вечером я решила проверить почту и обнаружила, что в личку пришло более 100 новых сообщений. Зашла на свою страницу в соцсети и первое, что увидела - как счётчик личных сообщений крутится, ежесекундно увеличивая число сообщений. Я принялась всем отвечать, но сообщения приходили быстрее, чем я успевала писать. Слова поддержки пришли из России, Латвии, Китая. Юристы предлагали помочь восстановиться на работе, молодёжь давала советы, как применить свои знания журналистики в интернете. Многие сообщения были неожиданными: «Дорогая Елена! Общество друзей Ирана желает вам быть сильной как Иран, гордой как Иран, красивой как Иран ». Я ответила: «Спасибо за слова поддержки, но я бы хотела быть сильной как Россия, гордой как Россия, красивой как Россия ».

На следующий день был мой день рождения - мне исполнилось 57 марсианских лет. Утром я подошла к штабу Алексея Навального и увидела, что по улице идёт молодёжь с цветами, пирожными и тортиками. Оказалось, всё это предназначалось мне. Так я отметила свой день рождения среди единомышленников. Телефон начал разрываться от звонков, и только тогда я обнаружила, что мне звонили с самых разных радиостанций и изданий. Так я узнала, что новость о моём увольнении стала достоянием общественности. Огромное спасибо всем, кто написал мне слова поддержки! Благодаря вам я перестала чувствовать себя одинокой в своих представлениях о правде и справедливости.

Елена КОЛЯДИНА

г. ЧЕРЕПОВЕЦ,

Вологодская обл.

Российская писательница, лауреат литературной премии Русский Букер 2010 года за «эротический» роман «Цветочный крест».


Родилась в 1960 году в Череповце в семье металлургов. Отец, Чесноков Владимир Анатольевич, писал охотничьи рассказы. По образованию - инженер-электрик, в 1983 году окончила Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. По профессии - журналист, колумнист газеты «Метро». С 1995 по 2001 годы сотрудничала с журналом «Cosmopolitan», в течение 10 лет являлась собкором, а затем редактором отдела писем «Комсомольской правды». Автор 11 книг. В 2007 году номинировалась на получение национальной литературной премии Большая книга. Роман «Цветочный крест», первоначально называвшийся «Весёлая галиматья», за который Е. Колядина получила премию, она начала писать в 2000-х годах под впечатлением от сведений о сожжении в срубе в Тотьме по обвинению в колдовстве некой Федосьи в 1672 году. Роман впервые был опубликован в журнале «Вологодская литература», в 2011 году издан в издательстве «АСТ».

Колядина отмечает влияние на свои произведения творчества Набокова, Гоголя, Сорокина, Пелевина, Лимонова, Славниковой. Разделяет идеи феминизма. Замужем. Двое сыновей.

Критика

С момента оглашения шорт-листа премии Русский Букер роман Цветочный крест, считавшийся до того аутсайдером, и лично Е. В. Колядина становятся объектом как ожесточённой критики, так и восхищения. Отмечается слабое владение автором лексикой соответствующего периода (17 век), смешение её с современными словами, стилистическая неграмотность, незнание быта, ненатуральное описание половых актов. Те, кому книга понравилась, отмечают дерзость лексического эксперимента, смелость в раскрытии темы богоискательства, которая в современной российской литературе не приветствуется (по принципу «о православии или хорошо, или ничего»), сильную мелодраматическую пружину, яркие образы главных героев. Главный редактор журнала «Вологодская литература», выдвинувший роман на соискание Русского Букера после объявления Колядиной лауреатом, заявил: «Елену считали „темной лошадкой“, а она стала „троянским конем“». Сама Колядина характеризует произведение как «веселую тотемскую галиматью об огненной елде и золотых лядвиях» и считает, что роман проверяет не «образованность» читателя, а его сердце.




Top