Танцевальные движения для детей с синдромом дауна. Мальчик с синдромом дауна вдохновил маму открыть студию танцев

Туркина Елена Николаевна,

Дети с синдромом Дауна рождаются с частотой 1 на 800 новорожденных. Это самая распространенная генетическая аномалия, не зависящая от внешних факторов – национальности, образа жизни и образования родителей.

Как правило, дети с синдромом Дауна имеют отстающие темпы развития по возрастным нормам обычных детей, обладают различным исходным уровнем, и динамика их развития также может существенно различаться.

В развитии ребенка с синдромом Дауна отмечаются характерные особенности:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

  • снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
  • необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
  • низкий уровень обобщения материала;
  • утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
  • 2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно. С этим взаимосвязаны:

    • трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
    • сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую;
    • замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
    • трудности при выполнении цепочки действий;
    • нарушения планирования действий.
    • 3.Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.

      4.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, поэтому лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

      5. Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

      Излечение хромосомной аномалии невозможно, но систематические занятия и постоянное медицинское наблюдение позволяют ребенку с синдромом Дауна освоить жизненно необходимые навыки, добиться успехов в социализации и развитии. Его можно научить общаться, самостоятельно есть, одеваться, ухаживать за собой, читать, писать, танцевать и делать многое из того, что умеют сверстники.

      Роль родителей в этом плане незаменима. Ничто не помогает ребенку развиваться так, как их помощь, поддержка, забота и любовь.

      Занимаясь с особым ребенком, особое внимание необходимо уделить развитию навыков самообслуживания, общей и мелкой моторики, координации движений, предметно- практической, игровой и познавательной деятельности.

      Очень важно как можно раньше начать развивающие занятия с малышом и проводить их регулярно. В течение дня можно организовать 1- 2 занятия по 10- 15 минут. Желательно проводить их за детским столом. Чтобы ребенок не отвлекался, перед занятием нужно освободить стол от ненужных игрушек и посторонних предметов, оставив только те игрушки, которые потребуются. Во время занятий лучше садиться напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить зрительный контакт со взрослым, видеть выражение лица, копировать действия мамы или папы.

      Мышление в младшем дошкольном возрасте носит предметно- практический характер, поэтому необходимо вовлекать малыша в практическую деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами. Малышу необходимо рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он действует, чтобы было легче соотнести его со словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Поэтому во время занятий хорошо использовать яркие игрушки, игрушки с различной фактурой, бытовые предметы. При этом следует соблюдать одну и ту же последовательность:

    • обязательно назвать предмет (игрушку);
    • охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;
    • показать, как этим предметом можно действовать.
    • Нужно стараться для отработки одних и тех же навыков пользоваться различными материалами. Использование картинок возможно, когда ребенок уже знаком с теми предметами, которые на них изображены. Обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня развития. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия.

      Занятия с малышом следует проводить в игровой форме, используя неожиданное, сюрпризное появление игрушки, обучение в качестве «ученика» любимого медвежонка, оказание помощи кукле и т.д. Используйте привлекательные для детей механические, светящиеся и звучащие игрушки, игры на магнитах и «липучках». Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают зрительное и слуховое восприятие, мышление и речь. Полезными для дошкольника будут всевозможные игры на сортировку предметов по величине, цвету, форме, нахождение одинаковых предметов, игры с матрешками, пирамидками, вкладышами.

      Важно чтобы задания были доступны ребенку. Начиная обучение новому навыку, вначале надо использовать простые и легкие задания, а затем постепенно повышать уровень их сложности. Например, если хотите научить ребенка складывать пазлы, начните с картинки из двух- трех крупных элементов, а картинка из 30 мелких деталей пока полежит на полке. Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей ребенка, т.е. нужно, чтобы степень трудности каждого следующего задания была бы хоть не намного, но увеличена. Это позволит ребенку с вашей помощью или путем подражания выполнить какое-либо упражнение и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

      Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как у детей с синдромом Дауна эмоции относительно сохранны, и усвоение практического опыта осуществляется по эмоциональным каналам. Желательно включать в занятия с ребенком больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры. Важно сделать так, чтобы действию, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое поглаживание, и поощрение в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном. Всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием, выполнить вашу просьбу, поддерживайте любую его инициативу.

      Особое внимание следует обратить на развитие речи малыша. При этом необходимо опираться на большую подражательность ребенка с синдромом Дауна. Кроме проведения специальных занятий по развитию речи комментируйте свои действия, за которыми наблюдает малыш, простыми предложения¬ми: «я мою руки», «надеваю куртку», «режу хлеб», «мою тарелку» и т. п. Называйте предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка, которые наиболее актуальны для него. Например, если ребёнок хочет яблоко, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Яблоко?» и отвечать: «Да, это яблоко». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

      Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим словам, жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами. Не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай». Читайте ребенку больше книг, подбирайте тексты в соответствии с его уровнем понимания. При этом используйте издания с яркими, крупными картинками, иллюстрирующими содержание текста. Полезно в процессе чтения одновременно рисовать отдельных персонажей.

      Для малыша с синдромом Дауна необходимы игры и упражнения на развитие мелкой моторики: формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами) и формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами). Предлагайте ребенку играть с заводными игрушками, книжками с наклейками, собирайте пазлы, опускайте монетки в копилку, пуговицы и бусинки — в коробку, закрывайте банки и бутылки крышками, фломастеры и ручки — колпачками. В режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка ходить по выложенным из веревочек, ленточек квадрату, кругу, различным линиям. Играйте в игры, где требуется бросать и ловить мяч, забрасывать его в коробку или корзину. Научите перешагивать через невысокие препятствия, прыгать на одной и на другой ноге, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа мишку).

      Для особого ребенка очень важным является соблюдение режима, приучение к аккуратности, раннее участие в различных видах бытового труда вместе с взрослыми, а затем и самостоятельно под их руководством. Обязательно привлекайте ребенка к посильному выполнению заданий по уходу за собой: мыть лицо, руки, вытираться полотенцем. Приучайте к выполнению несложных бытовых действий: поливать цветы, вытирать пыль, убирать игрушки, накрывать на стол и так далее.

      Воспитание ребенка с синдромом Дауна требует от родителей много времени, терпения и настойчивости, но благодаря этому, постепенно в процессе игровой, предметно-практической деятельности, самообслуживания у него развивается речь, компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества.

      1. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. — М.:АРКТИ,2006.

      2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Р. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., ВЛАДОС, 2003.

      3. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. — 2-е изд.- М.: Монолит, 2010.

      4. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей.- М.: Теревинф, 2004.

      Дети с синдромом Дауна нуждаются в постоянном общении со взрослыми, сверстниками. Хорошо, если подобное общение проходит в игровой форме. Можно начинать играться с мамой, педагогом, в целом со взрослым, который будет обучать правильным движениям, учить построению логической мысли, вырабатываются навыки следования инструкциям. Но для развития очень важна социализация - вскоре лучше будет заниматься в группе, причем не только с детьми со схожей болезнью, но и с вполне здоровыми детьми. Обучение через подражание другим детям, увеличение усилий с помощью элемента соревновательности, творчество во всех видах - такие занятия будут давать быстрый и стойкий эффект, если, конечно, заниматься регулярно.

    • Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова ведущего (мамы или педагога), а также чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.
    • Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.
    • Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр, которые могут идти одна за другой или увеличения динамики одной игры, если она довольно длинная. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.
    • Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь - так дети учатся доводить начатое до конца.
    • Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.
    • Если дети сами не очень активно играются (что может быть в случае с синдромом Дауна), взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы. Дети смогут самостоятельно играться до восьми лет, до этого времени нужно стать их лучшим другом и играться вместе с ними.

      Чудо-мешочек

      Дует ветерок в лицо (машем в лицо ладонями)

      Качается деревцо (руки над головой качаются)

      Деревцо вырастает (поднимается и тянемся вверх).

      Делаем башню из кубиков. Можно соревноваться, у кого башня будет выше. А можно сыграть в игру - каждый ребенок ставит по кубику, на каком кубике башня упадет. Кубики для игры нужны большие, чтобы башня получилась повыше.

      Игра заключается в сжимании и разжимании кулачков. На слова «Пальцы ночью спят, в домике храпят» - сжимаем пальчики в крепкий кулак. На слова «Пальчики днем проснулись, выпрямились, потянулись» - кулаки открываются и пальчики максимально выпрямляются.

      Игры - это также занятия разных видов. Дети с синдромом Дауна могут заниматься:

    • Рисование.
    • Подвижные игры на воздухе с мячом.
    • www.deti-semja.ru

      Синдром Дауна и развивающие игры

      Для того, чтобы занятия проходили не только весело, но и эффективно, следует придерживаться правил:

    1. Инструкция должна быть предельно простой - короткой, задания должны быть четко поставлены, упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, но речевое взаимодействие также должно быть, причем оно может усложнятся от занятия к занятию, так как речь и мышление у ребенка также должно развиваться.
    2. Заниматься нужно в комплексе - ребенок на слух может воспринимать информацию медленнее, но в обучении помогает зрительное восприятие, ощущение на ощупь. Поэтому нужно использовать картинку, игрушки, предметы быта. Разнообразие приемов проведения урока, но при этом методика должна быть как можно более простой, поможет обучаться быстрее. Например, не нужно проводить сложное обсуждение, достаточно построить диалог на основе вопросов и ответов.
    3. За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.
    4. Отказ от определенного занятия на старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия - с умственного переключаться на физическое и наоборот. Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития, такая особенность воспитания.

    Игра для детей с синдромом Дауна формирует связную речь, развивает воображение, учит распознавать предметы на ощупь. Дети берут предмет, находящийся в мешке и называют, что это. Начинать лучше с плоских фигурок, потом можно добавить объемные игрушки. В группе можно провести соревнования, кто назовет больше фигурок правильно за определенное количество попыток.

    Ветерок затихает (приседаем, опуская руки к полу)

    Пальчиковая игра

    Игра с помощью пальчиков «День - ночь»

  • Лепка из глины, пластилина, теста.
  • Простые конструкторы, в которых части надеваются на пазы. Можно делать разные фигуры из конструктора.
  • Пение.
  • Веселые эстафеты.
  • Развивать память сначала по изображениям - сначала по бытовым предметам, а потом - по странам мира, даже по столицам. У некоторых детей память хорошая, и ее можно развивать.
  • Настольные игры на двоих. Конечно, монополия будет слишком сложной, но фишки с кубиками вполне сойдут. Лучше играть двумя кубиками, так можно научится суммировать числа от одного до шести.
  • На основе каждого занятия можно сделать небольшой конкурс, соревнования с призами. Призы могут быть самыми простыми (можно дарить по одной конфетке), но игры нужно построить так, чтобы в разных конкурсах могли выигрывать разные дети, ведь одни из них лучше рисуют, другие - лучше поют, третьи сильнее физически. Таким образом удачно проведенная серия конкурсов никого не оставит без подарков.

    Но при индивидуальных занятиях желательно ограничиться устным поощрением, за правильно сделанные задания не стимулировать ребенка материально, поскольку может появится психологическая зависимость - ребенок от каждого своего действия может хотеть подарок, при отсутствии которого пропадает желание работать. А это уход от реальной жизни, нужно помнить, что игры для детей с синдромом Дауна (и для здоровых детей) - это в первую очередь подготовка ко взрослению, вне зависимости от возраста ребенка.

    Помните, организм человека построен так, что если возникают трудности в чем-то, их можно устранить тренировками. Если же возникают казалось бы непреодолимые трудности, то они на самом деле преодолеваются развитием других качеств, которые, могут не просто развиться, но и перерасти в уникальный талант, который может стать основой будущей профессии, самостоятельности, а значит - возможности полноценно радоваться жизни.

    20 развивающих игр и упражнений для детей, имеющих синдром Дауна

    Эти игры и упражнения для детей с синдромом Дауна помогают развивать мышление, познавательные и образовательные навыки.

    Дети обычно испытывают значительную задержку и трудности при обучении разговору, хотя понимают гораздо больше, чем могут выразить. Если вы воспитываете ребенка с диагнозом синдром Дауна, поощряйте его навыки развития и общения. Выберите игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития, не забудьте вознаградить его усилия похвалой и объятиями.

    Развивающие игры, соответствующие развитию по месяцам

    ВОЗРАСТ 0 - 2

    Послушай меня

    Обучите малыша распознавать звуки речи в начале жизни, играя. Удерживайте его, стоящего перед вами, поддерживая голову, и медленно создавайте звуки, подобные «a-aх», «o-ох», «п-па», «м-ма». Делайте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от его усилий по копированию. Существуют звуковые карты с изображением букв, которые можно использовать, начиная с 9 месяцев, чтобы научить его слушать, различать слова, копировать движения губ.

    Произнеси вслух

    Визуальное обучение является ведущим для людей с синдромом Дауна. Запоминание словесной информации является более сложным. Помогите ему узнать названия знакомых предметов, применяя простые жесты вместе со словами, говорит Бакли, соавтор книги «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна» (от 0 до 5 лет) . Например, приложите руку к уху, когда звонит телефон и говорите- «телефон» или притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря «пить».

    Вместе с тобой

    Привлеките внимание к объекту: погремушку, любимую игрушку, картинку, и попросите взглянуть на нее. Постепенно наращивайте время, его внимания, когда вы говорите о предмете. Мероприятия, поощряющие совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают вместе, помогают детям быстрее учиться языку, улучшают внимание.

    Один за раз

    В своей книге «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» Либби Кумин, говорит, что все общение зависит от слушателя и говорящего. Прокрутка мяча назад и вперед - простой способ практиковать это умение. Когда вы катите мяч, говорите «очередь мамы », когда отталкивает его назад, произнесите его имя («очередь Джека »). Как только произносит имя, попросите указать на себя и сказать «я» или собственное имя.

    Возраст 2 – 3 года

    Хочу чтобы!

    Обучение значению знаков и символов помогает общаться до появления языковых навыков. В своем практическом руководстве «Этот знак означает мороженое» Центр раннего обучения грамотности, рекомендует показать малышу реальный объект или деятельность вместе с соответствующим изображением. Делайте снимки объектов или видов деятельности, которые ребенок любит, он сможет «спросить», что хочет, указывая или передавая вам изображение. Всегда призывайте его сказать это слово.

    Радуга обучения

    Играйте в эту забавную игру для обучения цветам: Соберите много вещей одного цвета со всего дома - красную рубашку, одеяло, чашку - и поместите их в красный мешок или корзину для белья. «Визуальная деятельность, основанная на объектах реального мира, облегчает понимание общей концепции», - говорит д-р Кумин. Если ребенок находится на уровне одного слова, назовите цвет, когда вытаскиваете объект. Когда научится обрабатывать двусловную фразу, цвет и имя объекта.

    Расскажи мне больше

    Детям с синдромом Дауна требуется больше времени, прежде чем они образуют многословные фразы. Исследования показывают, что обычно имеют словарный запас из 100 слов, прежде чем начнут складывать их. Переходите с одного слова на двухсловный этап, используя технику подражания с расширением. Сначала повторите сказанное слово, затем дополните его другим. Например, если говорит «лодка» во время игры, скажите: «Лодка, плывет». Если скажет «собака», можете сказать: «Собака. Черная собака». Повторение очень важно, говорит д-р Кумин, поэтому не расстраивайтесь, если приходится делать это часто.

    Визуальный помощник

    Используйте предметы для вызывания двухсловных фраз. В простейшем случае инструмент представляет собой прямоугольный кусок ламинированного картона с двумя цветными точками, расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга. «Доска служит визуальным напоминанием, чтобы свести два слова», - говорит д-р Кумин. Например, при моделировании фразы «Автомобиль едет» укажите на первую точку, когда говорите «автомобиль», затем на вторую точку, когда говорите «едет». Используйте руки, показывая движение, это будет служить тактильной поддержкой. По мере того, как ребенок прогрессирует, нарисуйте больше точек, чтобы дать подсказки, при увеличении длины фраз.

    ВОЗРАСТ 3 – 5 лет, расширение словаря, звуки

    Время чая - время обучения

    Когда язык, который используете, связан с повседневной деятельностью, он делает обучение функциональным и более мотивирующим. Добавляйте к словарю повседневные слова, такие как сидеть , пить , есть , стирать . Пейте чай, принимайте ванну с куклами, описывайте, что делаете. Затем следуйте за ребенком - подайте еду, вымойте, оденьте кукол, предложите поговорить о том, что делаете, используя фразы из двух или трех слов («Долли пьет чай» или «Мама моет куклу»).

    Вау! Новое слово

    Укрепите сильные стороны зрительной памяти ребенка, используя похвалу, чтобы повысить самооценку и выразительный язык. Джо и Сьюзан Котлински, родители дочери с синдромом Дауна, создали специальную систему обучения чтению. Они предлагают наклеить лист бумаги размером 8 1/2 «x 11» на видном месте. Каждый раз, когда ребенок говорит новое слово или слово, которое вы не слышали, перестаньте делать то, что делаете, произнесите: «О, это новое слово!» и напишите его на листе. Распечатайте слово строчными буквами на карточке размером 5 «x 7». Затем покажите карточку и произнесите слово одновременно. Позже, еще раз покажите карту и повторите слово. Со временем ребенок попытается добавить новые слова в список.

    Звуковые пузыри

    Напишите буквы на обратной стороне цветных кругов. Попросите ребенка перевернуть каждый круг и произнести звук. Подскажите, издав правильный звук, со временем уменьшите подсказки. Начните с нескольких кругов, и звуков, которые ребенок уже произносит, и медленно добавляйте новые. «Большинство детей с синдромом Дауна, начнут изучать звуки между 3 и 5 годами», - говорит Бакли.

    Учебные занятия для малышей с синдромом Дауна

    Существует множество учебных занятий, которые помогут вовлечь малышей с синдромом Дауна. Эти специальные дети получат пользу от повседневной практики, помогая взрослым. Независимо от особых способностей ребенка, существуют упражнения, соответствующие их потребностям, чтобы достичь индивидуального потенциала.

    Раннее чтение

    «Из-за хорошей зрительной памяти детей с синдромом Дауна можно научить читать рано, когда есть понимание 50 - 100 слов, могут сопоставлять и выбирать фотографии», - говорит Бакли. Сделайте игру со словами, на которые легко отвечает, например, фамилии или продукты.

    Напечатайте два смежных слова, таких как мама и папа , крупным шрифтом на кусочке белой бумаги, ламинируйте его (используйте картонные подложки, если хотите). Печатайте слово снова, отдельно, на маленьких карточках. Поместите большую карточку лицом вверх, перед ребенком, возьмите его за руку с маленькой карточкой, которая соответствуют словам на большой карточке, по одному за раз. Увеличьте слова, которые появляются на больших карточках, до трех или четырех.

    Игра в совпадение слов и изображений сделать задачу освоения навыков чтения менее расстраивающей. Чтобы подготовить игру, выберите книгу или рассказ с простыми словами, с которыми ребенок уже знаком. Прежде чем прочесть рассказ ребенку, выделите в нем слова. Соберите изображения, которые представляют каждое выделенное слово, и разложите их на столе.

    Прочитайте историю, позволяя ему просматривать страницу во время чтения. Когда переходите к выделенному слову, останавливайтесь и позвольте ребенку выбрать изображение, представляющее соответствующее слово. Хвалите его за успех.

    Отсутствуют исследования, как влияют шахматы на детей с трисомией 21, но можно попробовать включить игру в программу развития. Шахматы-сложная интеллектуальная игра, при которой требуется планирование, хорошо развитое мышление и память. Слабость этих функций делает недоступной игру в шахматы для детей с синдромом Дауна.

    Деятельность по физическому развитию

    У людей, имеющих трисомию 21 мышцы более гибкие. Это не позволяет им освоить физические навыки так же легко, как другим детям. По той же причине некоторые дети склонны двигаться меньше. Занятия физическими упражнениями в течение дня помогает развивать тонус мышц, физические навыки. Рекомендуются упражнения, связанные с ползанием, стоянием и ходьбой.

    Баланс и координация движений

    У детей с синдромом Дауна часто возникают трудности с балансом, вестибулярной системой. Вот почему они часто боятся качелей. Развитие баланса поможет уменьшить эти опасения. Используйте гамак, так как он целиком удерживает ребенка, а также позволяет перемещаться вперед- назад, из стороны в сторону. Все эти действия помогут развить вестибулярную систему, чувство равновесия.

    Работа с функциями рук

    При синдроме Дауна немного другое расположение костей рук. Это одна из причин, по которой трудно найти прекрасные упражнения на координацию. Деятельность, которая улучшает координацию глаза-руки, поможет легче усвоить эти навыки. Для этой цели используйте различные виды искусства и ремесел. Например, поделки из теста, шнуровка, сбор мелких предметов.

    Тактильная деятельность

    У солнечных детей часто возникает гиперчувствительность. Им не нравится прикасаться к каким-либо предметам или ходить по некоторым поверхностям. Чтобы уменьшить это, протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони их рук.

    Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие, которые ребенку могут не понравиться. Некоторые предметы, которых даунята не любят касаться, это клей, желе, песок, грязь. Часто они не любят ходить по траве, холодным, неровным поверхностям, таким как галька, мокрый песок. Такие занятия, как игра с тестом, рисование пальцами, помогают снизить гиперчувствительность.

    Это некоторые полезные идеи, упражнения и занятия для детей, имеющих синдром Дауна, которые помогут им развиваться успешнее.

    Головоломка «Кто это?»

    В то время как обычные дети, с относительной легкостью получают информацию об окружающем их мире, люди с синдромом Дауна часто борются за то, чтобы развить понимание мира, в котором живут. Помогите человеку построить свои базовые навыки, создав загадки из лиц. Чтобы создать их, выберите изображения лиц из журналов или лиц членов семьи. Разрежьте каждое изображение на 3 полосы, отделив части лица (глаза, нос, рот). Поместите обрезанные лица в конверты или мешочки. Позвольте соединить их вместе, практикуя его понимание структуры лица.

    Осведомленность

    Для малышей с синдромом Дауна действия, которые помогают им лучше осознавать свое тело, как он движется, будут полезны для развития мышления. Родители могут манипулировать руками и ногами ребенка вверх- вниз, вправо-влево. По мере роста дети могут сделать это сами. Это может быть зеркальной деятельностью; взрослый касается его головы, потом малыш касается головы взрослого. Взрослый хлопает в ладоши, ребенок копирует. Помогая копировать движения, вы помогаете научиться делать это самостоятельно.

    Мелкая моторика

    Ежедневные мелкие моторные навыки, усиливают мышцы пальцев и рук. Используйте глину или пластилин для создания разных объектов. Другой способ развития тонких моторных навыков - практика резки различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.

    Основные двигательные навыки

    Разместите пять или шесть обручей на земле. Ребенок целится и бросает маленькие мешочки с фасолью в середину обруча. Или создайте игру в боулинг. Это можно сделать, используя пустые пластиковые бутылки. Ребенок применяет шарики разного размера, чтобы сбить их.

    Занятия музыкой

    Даун синдром - это генетическое расстройство, которое обычно приводит к более медленному обучению, импульсивному поведению и короткому охвату внимания. Музыкальная деятельность полезна для людей, имеющих синдром Дауна, потому что эти ученики учатся лучше с уроками, которые повторяются и привлекательны. Ритмы и повторяемость музыки помогают запомнить что-то более легкое, чем простая речь. Музыка для детей с синдромом Дауна стимулирует весь мозг, это отличный инструмент обучения.

    Зеркальные песни

    Дети с синдромом Дауна часто высовывают язык при разговоре из-за отсутствия контроля над мышцами. Сядьте с малышом перед зеркалом и включите веселую песню, которую он любит. Пойте вместе с ним и смотрите в зеркало. Он увидит собственный язык и попытается скопировать вашу манеру использования язык, когда поете.

    Первое, что учат в школьные годы, это алфавит, счет, свой адрес и номер телефона. Один из самых простых способов для детей с синдромом Дауна всех возрастов, запомнить эту информацию - песня. Можно использовать готовые песни алфавита или счета, или придумать свою простую, запоминающуюся мелодию. Этот способ подходит для любой информации, которую необходимо запомнить. Дополнительным бонусом является то, что большинство детей с синдромом Дауна любят музыку, поэтому уделяют больше внимания, повторяют песни, поэтому быстрее запоминают.

    Музыкальное движение

    Применяйте музыку с движением, чтобы стимулировать двигательную, координацию глаз и когнитивные навыки. У детей с синдромом Дауна существует высокий риск ожирения, и они гораздо больше интересуются музыкой, чем движением. Простые действия включают танцы под песню или музыку. Когнитивные навыки тренируются путем бросания мяча под музыку. Каждый раз, когда музыка останавливается, надо практиковать текущий навык. Например, если работаете над рифмой, каждый раз, когда музыка останавливается, надо сказать слово, которое рифмуется.

    Ритм и движение

    Деятельность, связанная с ритмом и движением, стимулирует развитие речи, помогает справиться с трудностями. Когда музыка воспроизводится, дети могут хлопать или бить барабан, чтобы усилить ритм. Также могут показать свои танцевальные движения или следовать указаниям в песне, чтобы освоить разные движения.

    Дети с синдромом Дауна имеют дефицит в некоторых областях развития. Однако, обеспечивая надлежащую среду и правильные игры, занятия на раннем этапе жизни, мы можем помочь развить и получить навыки, которых не хватает естественным и приятным образом.

    Оставлен Лизавета Вт., 24/02/2015 - 00:00

    Описание:

    Автор рассказывает читателям о том, как дети и подростки с синдромом Дауна занимаются хореографией. Она ссылается на слова профессионального хореографа, обсуждая с ним вопросы мотивации, сильных и слабых сторон детей с синдромом Дауна, которые нужно принимать во внимание, их восприятие музыки и важность постоянных репетиций, а также вовлеченности в процесс родителей.

    Источник:

    Журнал "Синдром Дауна. XXI век", № 1 (4)

    Дата публикации:

    01/01/10

    Она танцевала, закрыв глаза. Медленно двигалась в ритме звучащего вальса. Она напоминала стебелек травы, качающийся на ветру: хрупкий, прекрасный, настоящий. Танцуя, она улыбалась…

    Что такое танец? Движение под музыку. Набор фигурных элементов, связанных ритмом, темпом, направлением. Возможно, так оно и есть, но все же танец – это больше, чем движение. Танец – всегда диалог. С другим человеком, с предметом, с музыкой, с самим собой, своим настроением. Для любого человека желание и возможность танцевать – это в первую очередь желание и возможность общаться.

    Танцевальный дуэт Сергея Фурсова и Ольги Гусаровой имеет особую биографию. Их совместная работа – доказательство того, что невозможное возможно. Он – молодой педагог специальной коррекционной общеобразовательной школы № 30, хореограф. Она – девушка с синдромом Дауна. Этот дуэт был организован в конце 2005 года и буквально сразу дебютировал на сцене концертного зала «Россия» со своим первым танцем «Ветер Парижа». Этот же танец в октябре 2006 года представлял нашу страну на международном фестивале «Орфей», ребята исполнили его на сцене королевского дворца в Версале (Франция). Позже были новые, более сложные постановки, престижные площадки, гастроли. За эти годы дуэт принимал участие во многих фестивалях и конкурсах городского, всероссийского и международного уровня («Бриз», «Надежда», «От сердца к сердцу», «Театр нашей надежды», «Орфей», «Евразия» и другие). Дуэт активно сотрудничает с фондом «Филантроп», общественными организациями «Даунсайд Ап», «Динаода», «Взгляд ребенка», «Театр Простодушных», Московским экспериментальным театром «Открытое искусство», гуманитарным музеем-центром «Преодоление» им. Н. Островского. В ноябре 2007 года Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» наградил Сергея и Ольгу дипломами признания за значительный вклад в улучшение качества жизни детей с синдромом Дауна в России.

    Для Оли репетиция и выступление на большой сцене практически не отличаются. Каждый раз, готовясь к занятию, она тщательно выбирает костюм, настраивается, разминается. Любое удачное выполнение задания для нее – праздник, неудача – повод для огорчения. Может быть, именно такой «взрослый» подход к делу и есть гарантия успеха? Нам кажется, что умение трудиться без устали – одна из особенностей людей с синдромом Дауна. Имея сильную мотивацию для работы, они могут репетировать часами, не жалуясь и не требуя передышки. Вот и Оля может много-много раз повторять упражнения на пресс, наклоны, а когда разминка заканчивается и начинаются непосредственно танцевальные па – упорно повторять одно и то же, пока не получится.

    На вопрос о том, почему ей нравится танцевать, Оля отвечает:

    Я танцую с пяти лет. Мне очень нравится заниматься, делать гимнастику, разминку. Мне не бывает трудно делать даже сложные поддержки. И я совсем не боюсь. Я знаю, что меня все поддерживают. А еще танец – это очень красиво. Сейчас мы репетируем танец, где я изображаю глину, там много интересных движений.

    После репетиции хореограф Сергей Фурсов ответил на вопросы нашего корреспондента.

    – Танец и музыка – вещи неразделимые. Как Вы считаете, ребята с синдромом Дауна музыкальны?

    Знаете, мне кажется, что в этих детях как-то космически заложено ощущение музыки. У всех без исключения музыка вызывает яркие впечатления, и, едва услышав ее звуки, они даже внешне преображаются. Дети с синдромом Дауна очень чувствительны к музыке: различают темп, ритм, настроение мелодии. Причем они воспринимают разные виды музыки, готовы двигаться под любую: и под медленный вальс, и под жгучее аргентинское танго.

    – Какие особенности детей с синдромом Дауна в плане хореографии Вы бы отметили?

    Что касается хореографии, то эти ребята обладают природной гибкостью, они очень пластичны. Поэтому многим удается хорошо выполнять медленные, плавные движения, они лучше выглядят в таких танцах. С быстрыми танцами в этом плане сложнее. Еще одна физиологическая особенность людей с синдромом Дауна – гипотонус, т. е. расслабленность мышц. Таких ребят часто сравнивают с марионетками – тряпичными куклами, которые могут принимать любое положение. В плане хореографии это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что у них нет проблем с растяжкой, например, они легко садятся на шпагат. Но есть и сложности: излишняя мягкость мышц ведет к ухудшению осанки, косолапости. Есть здесь и эстетический момент: из-за особенностей полости рта, большого языка у ребят часто открыт рот. Может, в жизни это и не мешает, а вот на сцене смотрится некрасиво. Поэтому нужно учить ребят улыбаться во время танца.

    – Это особенности, с которыми сложно что-то сделать?

    Упорная работа все может преодолеть, я в этом уверен. Нужно просто обращать внимание ребят на эти моменты. Даже обычному человеку сложно следить одновременно за осанкой, походкой, движениями. Что же говорить о наших детях. Поэтому нужно постоянно заниматься. Делать замечания. Иногда одного слова достаточно: «Спина!», «Рот!» и они исправляются.

    – Вы заговорили об эстетике…

    Конечно, в танцах все должно быть красиво. Мне кажется, каждым танцем мы должны подчеркивать достоинства наших детей и их красоту и нивелировать недостатки. Поэтому еще одна проблема, если уж об этом заговорили, – проблема излишнего веса. И она не только эстетическая: лишний вес плохо влияет на работу всех органов, на подвижность, на способности и желание ребенка танцевать. У ребят с синдромом Дауна нет чувства меры в еде, поэтому контролировать это задача родителей и педагогов. Лично я в этих вопросах строг и требователен до педантизма.

    – Танец – это не только механические движения…

    Конечно, нет, танец – это в первую очередь определенный эмоциональный заряд. И в этом отношении люди с синдромом Дауна выигрывают по сравнению с другими. Они очень эмоциональны, доброжелательны, а это всегда помогает в танцах. Конечно, перед началом работы над танцем и во время нее мы все время разговариваем о том, что это за танец, с чем он ассоциируется, как стоит реагировать на музыку посредством движений тела, мимики лица и так далее. При этом педагог должен использовать сильные стороны своих подопечных. Например, у этих ребят очень развито подражание, движение по аналогии. Поэтому они легко повторяют движения за педагогом, друг за другом, любят работу с зеркалом.

    – Многие дети в принципе стеснительны, пугливы, скованы. Как преодолеть подобные психологические проблемы?

    Да, ребята не сразу открываются педагогу. Если говорить конкретно о моей практике, то это может быть связано, в том числе, с моим высоким ростом, с тем, что я мужчина. Я только однажды встретил ребенка, который раскрепостился сразу: моя ученица Маша Васильева, войдя в зал в первый раз, стала улыбаться, всех обнимать, активно работать. В большинстве же случаев на первых занятиях, в новой обстановке с ребятами сложно установить контакт: они скованы, застенчивы, пытаются спрятаться, закрывают глаза руками. И тогда я ищу «посредника»: беру ленту и начинаю танцевать. Ребенку становится интересно, и скоро он включается в эту игру. То же самое можно сделать, используя игрушку или помощь другого ребенка. Такие вот приемы.

    – Есть понятие «необучаемый». Как Вы к этому относитесь?

    Для меня нет такого понятия. Любого ребенка можно чему-то обучить. Вопрос чему учить и как. Если ребенок не может выполнить даже элементарных хореографических движений, он просто учится ходить, двигать руками, общаться.

    – Дети с синдромом Дауна – особенные. Поэтому, наверное, и критерии таких понятий, как «способность», «талант», «успех» для них несколько другие. Что, по вашему, означает для них достичь успеха?

    В этом плане все сугубо индивидуально. Многое зависит от мотивации и настроя педагогов и родителей. Лично для меня ребенок успешен, если есть прогресс по сравнению с тем, что он делал ранее. И тогда моя работа имеет смысл. Выступление на любой сцене – тоже успех. А «престиж» для них нет такого понятия. Пришли на занятие гости – это уже успех, выступили в соседней школе – уже престиж. Им неважно, выступают они на сцене Кремлевского дворца или дома культуры. Они всегда работают на 100 %.

    – Родители помогают Вам в работе? В чем должна заключаться их роль?

    Это аксиома: родители должны заниматься с ребенком дома, причем каждый день. Хотят они этого или нет, трудно это для них или нет. В любого ребенка нужно вкладывать: средства, силы, время. Родители должны чаще общаться с педагогом, учитывать рекомендации, выполнять задания, тогда и результат появится. Если ребенок занимается дома, это сразу видно.

    – Расскажите вкратце, как проходит ваше занятие. Какие обязательные элементы вы с ребятами выполняете?

    Конечно, об этом можно долго говорить, но если вкратце… Вот упражнения, которые нужно делать каждый день. Вращения всех частей тела если ребенок не может их выполнить, необходимо брать, например, его руки и сочетанными движениями, вместе, выполнять задание. Затем наклоны, прыжки. Для ребят с синдромом Дауна обязательны упражнения на развитие выносливости, формирование осанки, укрепление позвоночника. И конечно, упражнения на укрепление и растяжение мышц, а также на координацию и ориентацию в пространстве.

    – Известно, что танцоров, даже маленьких, тренируют обычно строго, жестко. Какой подход у вас к детям?

    Я отношусь ко всем детям без исключения с большой душевной добротой. Но наступают определенные моменты «Х», когда нужно проявлять жесткость. Перед выступлением, во время репетиций мы работаем без устали, тогда я могу и прикрикнуть. Смеяться и шутить в такие моменты нельзя. Для педагога здесь может быть только один принцип: «потратить в 10 раз больше времени и сил, чтобы получить результат». Терпение и повторение, повторение, повторение.

    – Как разглядеть в ребенке возможности, способности?

    Я считаю, что все дети способные. Если никаких результатов нет, то стоит искать психологическую проблему, которую тоже можно решить. Или обратить внимание на подход к этому конкретному ребенку.

    – С Олей Гусаровой вы танцуете пасодобль, и Оля в этом танце великолепна. Откуда у нее такие эмоции? Не проще ли ставить, к примеру, танец с зонтиками?

    Да, проще. Еще проще водить детей по кругу, еще проще сидеть в зале, быть зрителем, но совсем просто – не выходить из дома. Стоит ли всегда искать легкие пути? Что касается пасодобля… Это Олины эмоции, она их дает. Она никогда под эту мелодию не улыбалась. Конечно, на репетициях ей объясняли, что это за танец, рассказывали про корриду, Испанию (она там была), про борьбу человека и его агрессию, любовь и страсть. Да, это сложно, но если подходить к этому разумно, искать «золотую середину», то сложное развивает. Детям нужны и положительные, и отрицательные эмоции. Они должны испытывать эмоции и Пьеро, и Буратино – даже в рамках одного занятия.

    Принципы работы педагога-хореографа с детьми с синдромом Дауна

    Советы профессионала

    Красота. Необходимо сделать яркий, запоминающийся номер, показать достоинства наших детей, нивелировать недостатки. В этом помогают музыкально-световое оформление, необычное решение костюма, грим, использование различных предметов (ленты, мячи, игрушки), декорации.

    Требовательность. Таких ребят нужно любить, но требовать от них в десятки раз больше, чем от обычных людей. Работа должна вестись систематически. Выходных дней быть не должно.

    Сложность. Задания должны быть сложнее того, что могут дети сегодня, иначе теряется смысл работы, прогресса нет.

    Нацеленность на успех. Изначально педагог должен быть уверен в успехе своей деятельности, верить в ребят. Нести этот эмоциональный заряд детям. Мне часто приходится повторять: мы не готовимся к очередному отборочному туру конкурса – мы готовимся к финальному выступлению, к гала-концерту в Кремлевском дворце или концертном зале «Россия».

    Интерес. Раскрепощайте детей, играйте с ними на занятиях, ищите новые формы работы, импровизируйте, приглашайте гостей и родителей к сотрудничеству.

    Благодарность. Не забывайте поощрять детей, говорить об их достоинствах, победах, устраивайте просмотры танцев-лауреатов, показывайте фотографии с конкурсов и фестивалей, награждайте детей грамотами и подарками, отмечайте совместно праздники.

    Обучение через движение

    Занятия в коррекционной школе, в коррекционном театре с детьми, имеющим отклонения в развитии, красноречиво свидетельствуют об их огромном желании заниматься творчеством как одним из наиболее доступных и интересных для них видов деятельности. Практическая работа с такими детьми доказывает, что творчество способствует развитию речевого общения с окружающими (сверстниками и взрослыми), увеличению пассивного и активного словарного запаса, формированию связной речи, расширению запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитию сенсорных функций, формированию пространственных и временных представлений, коррекции нарушений, развитию внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического), развитию руки и подготовке к овладению письмом, воспитанию навыков самообслуживания и гигиены, подготовке к жизни в социуме.

    В коллективной хореографической деятельности заложена уникальная возможность взаимодействия таких средств воспитания, как двигательная активность, музыка и коллектив. С одной стороны, в таких занятиях развиваются двигательные, музыкальные способности и формируется художественный вкус ребят, с другой – создаются условия для выработки у них внимания, усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу и выносливости, определенных норм поведения, общения с товарищами, уважительного отношения к труду.

    Эффект от занятия танцами всегда комплексный. Это не просто развитие физических данных: силы мышц, фигуры, осанки, походки, координации движений. Занятия танцами развивают способность слушать и воспринимать музыку, соотносить ее звуки с конкретными движениями. Во время подготовки танца, выполняя конкретные команды педагога, дети учатся дисциплине и поведению в коллективе. Они узнают, как ориентироваться по отношению к другим людям, как выстраивать коммуникацию. Танец развивает чувства и ассоциации ребят, всегда вызывает эмоции, причем это один из главных компонентов, над которым происходит работа. Если танец называется «Солнышко», то ребята должны научиться испытывать адекватные эмоции (радость, восторг, удивление), выражать их. Если танец – «Грустный дождик», то эмоции совершенно другие. Для ребят важно умение расслабиться, снять напряжение, правильно дышать. Занятия танцами укрепляют творческие силы детей, развивают чувство прекрасного.

    • 1241 просмотр

    Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
    (Б. Ауэрбах)

    Зачем нашим деткам нужны пение и музыка (по Дж. Баркер)?
    - развивают воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;
    - очень приятное времяпрепровождение;
    - приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
    - обогащение словаря и понятийного аппарата ребенка;
    - развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
    - тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
    - развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
    - песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;
    - правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
    - пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями.

    Вот несколько практических примеров включения различных видов песен и музыки в день ребенка (по Дж. Баркер):
    1. Колыбельные.
    2. Песни-считалочки.
    3. Песни для развития памяти.
    4. Песни с последовательностью событий.
    5. Песни для развития образного мышления.
    6. Песни-танцы.
    7. Песни, сопровождаемые движениями.
    8. Песни-сценки.
    9. Песни на иностранном языке.
    10. Песни с использованием различных диалектов.
    11. Ритмические песни.
    12. Песни-сказки.
    13. Песни о временах года.
    14. Смешные песенки или частушки.
    15. Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.
    16. Эмоционально окрашенные песни.

    Лена Данилова советует раз в день устраивать маленькое занятие по знакомству с мировой музыкальной культурой. Для начала надо приобрести кассеты с подборкой отрывков самых выдающихся произведений. Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: "Сейчас мы будем слушать музыку". После чего включайте запись. Предварительно надо, конечно, заранее перемотать кассету на то место, с которого вы будете слушать.
    Екатерина Железнова пишет: «В доме должна звучать музыка. Но я противница того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют. Музыку можно обсуждать («вот это — фортепиано, это — скрипка»), можно придумывать сюжет (к примеру, к произведениям «Детского альбома» Чайковского)».

    Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?
    П.В. Тюленев считает, что категорически нет - этим вы испортите ребенку слух. А вот что пишет Сесиль Лупан : «Оказывается, для того чтобы обучать своего ребенка музыке, вовсе не обязательно иметь музыкальное образование. Необходимо лишь знать принципиальные установки, с которыми нас познакомили и которые годятся на все случаи жизни (имеется в виду теория Домана - Солнечные дети ), горячо желать, чтобы ребенку привилась любовь к музыке, а также располагать пластинками, музыкальным словарем и не фальшивящим ксилофоном. Даже у маленького ребенка можно развить музыкальный слух. Для этого ему следует ежедневно проигрывать гамму, называя ноты. Можно научить его читать ноты таким же образом, как обучают родному языку. Но самое главное - надо петь. Даже если вы поете фальшиво, ребенок это очень быстро поймет благодаря ксилофону и пластинкам. Самое главное, чтобы он видел, что музыка доставляет родителям удовольствие. Придумайте куплеты, пусть самые примитивные, чтобы показать ему, что это несложно!»
    Екатерина Железнова считает, что мама обязательно должна дома петь. «Многие родители утверждают, что у них нет голоса. Но «строй» может держать любой взрослый. А что мама поет, ребенку совершенно все равно».
    Таким образом, мнения специалистов расходятся. Если честно, мы думаем, что петь детям с синдромом Дауна - обязательно. На наш взгляд, положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.

    Игра «Что звучало?» для развития слухового сосредоточения, слуха (по материалам сайта Лены Даниловой)
    Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там.
    Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.
    Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.
    Постепенно можете переходить к игре на синтезаторе или на пианино. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них по несколько раз. Затем пусть малыш отвернется, а вы нажмите только одну. Ему останется только угадать, какая из помеченных клавиш звучала.
    Постепенно усложняйте задания - увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними.

    Играем музыку
    Инструменты

    Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в руке, можно купить специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики, которые продаются в магазинах для рукодельниц…
    Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у вашего малыша - о голосе. Пойте с ним песни!
    П.В. Тюленев предлагает следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и со все большим успехом нажимать на клавиатуру.
    Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно - для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Чтобы не сойти с ума от бесконечных звуков, Лена Данилова советует предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе - в коробке, где хранятся остальные игрушки. Приучите ребенка, что пианино можно открывать только вместе с вами (кроме ваших ушей это правило сохранит еще и неумелые пальцы юного музыканта, которые он может прищемить, уронив на них крышку инструмента).

    Как рано начинать?
    До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют родители, пытаются им подпевать.
    Однако, например, Тюленев П.В.(сторонник раннего обучения) рекомендует уже с трех- четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.
    Ребенок должен вволю "набренчаться" на музыкальных инструментах до полутора - двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок "пиликает", стуча по клавишам высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.
    После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить "музыкальные опорные образы". Потом просите сыграть на инструменте "произведения" посложнее: "Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!" Будьте уверены - сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.
    Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в "Гусли-плясуны". По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее "танец медведя". В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.
    Таким образом, вы достигнете фактического обучения музыке и сочинению малышом своеобразной музыки.
    Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа "Андрей-воробей", "Аты-баты, шли солдаты".

    Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику - логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
    Как прописано в статье на сайте «Даунсайд Ап», логопедическая ритмика включает в себя:
    . ходьбу в разных направлениях;
    . упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
    . упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
    . речевые упражнения без музыкального сопровождения;
    . упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
    . ритмические упражнения;
    . пение;
    . упражнения на развитие мелкой моторики.

    C трех лет можно попробовать заниматься с ребенком по программе «Софт Моцарт» (см. ссылки ниже).

    Песенка для детей о нотах
    Песенку можно скачать по этой

    Обаятельной Лейсан Зариповой 22 года, она ведет танцевальные занятия, готовится к соревнованиям по настольному теннису, любит рисовать и вязать. При этом, в первые годы жизни, врачи уверяли мать, что ее ребенок не сможет ни говорить, ни ходить, или вообще не выживет. У Лейсан и она отлично справляется со всеми трудностями и даже делает больше, чем многие люди.

    Instagram )

    Семья солнечной девочки жила в обычном татарском селе. Родители воспитывали четырех дочерей, самая младшая Лейсан. Было много трудностей, связанных, как с развитием особой девочки, так и с материальным состоянием семьи. Но они справились, не поддались на уловки изречения, что дети с синдромом Дауна обречены. Со школой отношения не сложились, поэтому Лейсан все время находилась с мамой. Тогда она начала вязать крючком, рисовать. С семи лет девочка смотрела танцы в интернете и старалась повторить. Позже она начала выступать на сцене, участвовала в конкурсах, фестивалях.

    Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )

    Увлеченность Лейсан танцами переросла в любимое занятие. Сейчас у девушки с синдромом Дауна есть две группы подопечных в Казани. Она выбрала нелегкий путь — преподает занятия зумбой для особых детей, это первая группа. А вторая — родители этих деток и другие взрослые, им Лейсан помогает добиться фигуры своей мечты, так как сама когда-то избавлялась от лишних килограмм с помощью тренировок.

    Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )

    Удивительная девушка ведет очень активный образ жизни. Ее день расписан по часам. При этом она успевает делать необычные записи в своей тетради-дневнике. Лейсан опровергает существующие мифы о синдроме Дауна, с которыми столкнулась лично. Таким образом она хочет сделать этот мир добрее.

    Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )

    Цель этого проекта – реабилитация детей с особенностями в развитии с помощью занятий музыкальной танцевальной импровизацией. Такие занятия призваны не обучать чёткой технике выполнения танцевальных движений, а через свободную пластическую импровизацию дать выход эмоциям ребёнка, помочь ему научиться контролировать движения своего тела.

    Проект «Танцевальная импровизация» стартовал в 2008 году. В рамках проекта проводились еженедельные занятия с группой детей с СД, которые состояли из ряда игровых музыкальных сюжетов. Выполнение различных упражнений под музыку помогает детям лучше почувствовать свое тело, учит их более скоординированным действиям внутри образа, когда происходит мысленное перевоплощение в различных животных. Копирование их повадок и движений усиливает эмоциональное заражение и облегчает двигательные задачи. В результате занятий достигается ориентировка в пространстве, умение двигаться по словесной инструкции, совершение простейших движений легко, в ритме музыки, вырабатывается правильная осанка, происходит расширение кругозора.

    Занятия танцевальной импровизацией помогают детям преодолеть отставание в психо-эмоциональном развитии. Упражнения, выполняемые под музыку, улучшают координацию движений, развивают музыкальность, стимулируют мышечную деятельность, способствуют развитию навыков общения. Все это, в конечном итоге, способствует полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

    Проводить занятия мы начинали в помещении благотворительного фонда «Даунсайд Ап», затем, когда руководители фонда «попросилм» нас из своего помещения, продолжили заниматься на площадках ГУ КЦСО «Хамовники» и «Якиманка». С 2010 г. по 2013 г.занятия проходили в нашем помещении по адресу: ул. Нижняя Сыромятническая, д.5, стр.3.



    
    Top