Известные картины неизвестных авторов. Неизвестный художник

НЕКРОНОМИКОН

Исследователи Колин Уилсон, Джордж Хэй, Роберт Тернер и Дэвид Лэнгфорд осуществили перевод зашифрованной рукописи д-ра Джона Ди под названием «Liber Logaeth», части более обширного манускрипта неизвестного происхождения. На основании истории этой рукописи и сходства ее содержания с мифами о Ктулху, исследователи представляют ее как документ или часть документа, легшего в основу «Некрономикона» Г.Ф.Лавкрафта.

КНИГА АРАБА АБДУЛА АЛЬХАЗРЕДА, ДАМАСК, 730 г.

О Древних и об их потомстве.

Древние были, есть и будут. До рождения человека пришли Они с темных звезд, незримые и внушающие отвращение, спустились они на пер возданную землю.

Много столетий плодились Они на дне океанов, но затем моря отсту пили перед сушей, и полчища Их выползли на берег, и тьма воцарилась над Землей.

У ледяных Полюсов воздвигли Они города и крепости, и на высотах возвели Они храмы Тем, над которыми не властна природа, Тем, над кото рыми тяготеет проклятие Богов. И порождения Древних наводнили Землю, и дети Их жили долгие века. Чудовищные птицы Лэнга творения рук Их, и Бледные Призраки, обитавшие в первозданных склепах Зин, почитали Их своими Владыками. Они породили На-Хага и тощих Всадников Ночи; Великий Ктулху брат Их и погонщик Их рабов. Дикие Псы приносят им клятву верности в сумрачной долине Пнот, и Волки поют им хвалу в предгорьях древнего Трока.

Они странствовали меж звезд и скитались по Земле. Город Ирем в великой пустыне познал Их; Лэнг, лежащий посреди Ледяных Полей, видел, как Они проходили мимо; знак Их остался на стенах вечной цитадели, скрытой в заоблачных высотах таинственного Кадафа.

Бесцельно блуждали Древние по тропам тьмы, нечестивая власть Их над Землей была велика: все творения склонялись перед Их могуществом и ведали силу Их злобы.

И тогда Старшие Владыки открыли глаза и увидели всю мерзость Тех, кто свирепствовал на Земле. В гневе Своем Старшие Владыки схватили Древних посреди Их бесчинств и сбросили Их с Земли в Пустоту за гранью миров, где царит хаос и изменчивость форм. И возложили Старшие Владыки на Врата Свою печать, сила которой не уступит натиску Древних. Тогда чудовищный Ктулху поднялся из глубин и обрушил свою ярость на Стражей Земли. Они же сковали его ядовитые челюсти могущественными заклятиями и заточили его в подводном Городе Р"лиех, где он будет спать мертвым сном до конца Эона.

Отныне Древние обитают по ту сторону Врат, в закоулках между мирами, известными человеку. Они блуждают вне сферы Земли в вечном ожи дании того часа, когда Они вновь смогут вернуться на Землю: ибо Земля познала их и познает впредь в назначенный час.

Повелевает же Древними мерзкий бесформенный Азатот, и обитают Они вместе с Ним в черной пещере в центре бесконечности, где Он жадно вгрызается в бездонный хаос под сводящий с ума грохот невидимых бара банов, нестройный визг пронзительных флейт и неумолчный рев слепых, лишенных разума богов, что неустанно ковыляют без цели и размахивают руками.

Душа Азатота обитает в Йог-сотхотхе, и Он подаст знак Древним, когда звезды укажут время Их прихода; ибо Йог-сотхотх это те Врата, через которые вернутся Жители Пустоты. Йог-сотхотху ведомы лабиринты времени, ибо все время едино для Него. Ему ведомо, где во времени по явились Древние в далеком прошлом и где Они появятся вновь, когда за вершится оборот колеса.

День сменяется ночью; день человека пройдет, и Они снова воцарятся в своих былых владениях. Ты познаешь их грязь и мерзость, и проклятие их обрушится на Землю.

О наблюдении времен и сезонов.

Когда бы ты ни стал призывать Их из Внешнего Мира, ты должен сле довать сезонам и временам, когда пересекаются сферы и открываются токи из Пустоты. Ты должен наблюдать за циклом Луны, за движениями планет, за дорогой Солнца через Зодиак и за восходом созвездий.

Последние Обряды надлежит исполнять лишь в подобающее для них время, а именно: в праздник Свечей (второй день второго месяца), в праздник костров Бельтан (канун мая), в праздник урожая (первый день восьмого месяца), в День Креста (четырнадцатый день девятого месяца) и в праздник Хэллоуин, канун Дня Всех Святых (канун ноября).

Взывай к ужасному Азатоту, когда Солнце находится в знаке Овна, Льва или Стрельца; когда Луна идет на убыль, а Марс соединяется с Са турном. Могучий Йог-сотхотх ответит на твой призыв, когда на празд нество урожая Солнце пребывает в огненном жилище Льва. Чудовищного Гастура призывай в Ночь Свечей, когда Солнце в Водолее, а Меркурий ук реплен благоприятным аспектом тригона.

Великого Ктулху позволено тревожить лишь в ночь Хэллоуина, когда Солнце пребывает в жилище Скорпиона и восходит Орион. Когда Хэллоуин совпадает с новолунием, сила твоих заклятий будет наибольшей.

Шаб– Ниггурата заклинай в ту ночь, когда на холмах пылают костры Бельтана, а Солнце пребывает во втором знаке. Повтори обряды Дня Крес та, и Черный появится пред тобою.

О воздвижении камней.

Дабы устроить Врата, через которые Они могут явиться тебе из Внешней Пустоты, надлежит установить в особом порядке одиннадцать кам ней.

Сперва следует расставить четыре главных камня, которые укажут направления четырех ветров, каждый из которых дует в свою пору. На Се вере воздвигни камень Великого Холода, который станет Вратами для зим него ветра, и вырежь на нем знак Земного Быка:.

Говард Лавкрафт - американский писатель, который оставил после себя великолепное литературное наследие. Современный мир должен сказать ему «большое спасибо» за неоценимый вклад в развитие литературы и воображения. Как писал сам

Знакомство с автором

Писал в жанрах фэнтези, ужасов и мистики. Он удачно совмещал эти три направления, что породило множество слухов. Лавкрафт создал уникальный мир мифов Ктулху. При жизни, как это часто бывает, его творчество не пользовалось особой популярностью. После смерти автора оно начало оказывать всё большее влияние на современную литературу. Для подчёркивания уникальности таланта писателя его произведения выделили в отдельный поджанр - лавкрафтовские ужасы.

Мальчик родился в Провиденсе и был единственным ребёнком в семье. Его отец работал ювелиром, но вскоре попал в психиатрическую больницу. Занимательно, что Говард был вундеркиндом: в 2 года он читал стихи наизусть, а в 6 лет начал писать свои. Это отчасти из-за того, что его дедушка владел самой большой библиотекой в городе. Мальчику часто снились страшные сны, многие из которых легли в основу будущих произведений («Дагон»).

Говард много болел, поэтому пошёл в школу лишь в 8 лет, однако его вскоре забрали оттуда. Дома он изучал химию, писал свои работы и много читал. Когда дедушка умер, семья сильно обеднела и съехала. На почве этого у Говарда случился нервный срыв, из-за которого он не окончил школу. Мать мальчика, Сара, попала в лечебницу, где и умерла. Она до последних дней держала связь с сыном.

«Некрономикон»

Лавкрафт «Некрономикон» написал как выдуманную книгу. Она часто упоминается в литературных произведениях последователей автора, которые основаны на мифах Ктулху. Рассказ «Ведьмин Лог» говорит, что в «Некрономиконе» содержатся все магические ритуалы, а также подробное описание Древних, их история и жесткие войны.

Многие читатели и исследователи творчества Говарда Лавкрафта верят, что у книги есть реальный прообраз, написанный не Абдулом Альхазредом, а настоящим автором. Такого мнения придерживаются люди, слишком вовлечённые в мир фантастики и мистики, а также сторонники теории заговора. Действительно серьёзно к книге и описанным существам относился журналист и мистик Кеннет Грант. Стоит сказать, что некоторые современные деятели культуры также считают, что Лавкрафт «Некрономикон» не выдумал.

Привычка делать отсылки к вымышленным книгам появилась после его увлечения Эдгаром По, который активно делал то же самое. Вскоре такая тенденция стала всё чаще встречаться среди писателей-мистиков. Первые упоминания и отсылки к книге можно встретить в рассказе The Hound (1923) и в «Показаниях Рэндольфа Картера» (1919).

Лавкрафт («Некрономикон») поместил в книге краткое описание, которое говорит о том, что прочтение может навредить психическому и физическому здоровью читающего. Именно по этой причине книга хранится в библиотеках под строжайшим запретом. Стоит отметить, что серия «Некрономикон. Миры Говарда Лавкрафта» содержит полную историю древних существ, их имена и способы призвания.

Лавкрафт пишет, что книга была создана Абдулом Альхазредом в Дамаске в 720 году. После этого она несколько раз переводилась (вымышленным теологом и реальным датским филологом). Также Лавкрафт утверждает, что отдельный, но отрывочный экземпляр есть у мага и астролога Джона Ди.

«Некрономикон» - реальность или вымысел?

Лавкрафт (серия «Некрономикон») показал вершину своего таланта именно в этой загадочной книге, которая красной нитью проходит через все его произведения. Сегодня можно найти текст «Некрономикона» в Интернете под редакцией Колина Уилсона, Роберта Тернера и Дэвида Лэнгфорда, которые перевели зашифрованную рукопись доктора Джона Ди. Их перевод называется Liber Logaeth. Они указывают, что публикуют лишь часть неизвестного произведения, в котором содержится много сходств с «Некрономиконом» Говарда Лавкрафта. Книга содержит 19 разделов, каждый из которых посвящён определённому духу или существу. Также есть подробное описание «общения» с духами и способы их вызова для получения личной выгоды. В начале книги можно найти краткое вступление, которое знакомит читателя с Аль-Азифом. Следующие несколько глав посвящены перемене сезонов в году, общению с камнями и знаками.

В сборнике Лавкрафта можно найти некоторые из его признанных зловещих шедевров, в которых отчётливо прослеживаются положения из доктрины «Золотой зари». Именно это наталкивает многих исследователей творчества этого человека на мысль о том, что в произведениях писателя есть место магической инспирации тайного знания древних орденов. Таким образом, книги Говарда Лавкрафта могут стать ключом к пониманию многих архаичных понятий, которые описываются у писателя с помощью сложного синтаксиса и устаревшей причудливой лексики. Даже понимая важность эзотерического знания, ценность демонологических ритуалов и оккультных практик, следует учитывать мистификацию и фантастичность некоторых отрывков из книги.

Многие исследователи творчества Лавкрафта причисляют его произведения к жанру научной фантастики и Они акцентируют внимание на том, что современный жанр не может строиться на тайне убийства, так как это больше не цепляет читателя. Для того чтобы создать себе аудиторию, следует передать атмосферу беспредельного ужаса. Говард Лавкрафт удачно с этим справлялся, и как талантливому писателю, но не мистику, ему следует отдать должное.

Древние

Лавкрафт («Некрономикон») создал целую вселенную существ, но большее внимание он уделил Древним - могущественным существам, которые живут с начала времён. Тёмные маги почитают их как своих богов. Они живут в других звёздных системах, но могут находиться под землёй или в водных глубинах. В человеческом обличии Древние достигают громадных размеров. Могущество основывается на первобытной силе, которая неведома человеку. Сила существ не безгранична, но достаточно велика. Она может охватывать всю планету, но получать помощь от тёмных богов могут лишь те, кто вступает с ними в контакт.

В произведениях Лавкрафта говорится о том, что в современном мире Древние ограничены в своих действиях, но причины такого положения вещей не раскрываются. Последователи и продолжатели творчества Говарда Лавкрафта предлагают свои трактовки бессилия этих существ.

История книги

Лавкрафт, «Некрономикон» которого известен многим, не объяснил своим читателям, как у него зародилась идея назвать книгу именно так. Возможно, на название повлияло произведение Эдгара По «Падение дома Ашеров» или незаконченная поэма Марка Манилия «Астрономикон». «Некрономикон» Лавкрафт изначально хотел назвать «Аль-Азиф». В арабском языке это словосочетание означает звуки, которые издают цикады или другие ночные насекомые, но в литературе это часто означает разговор демонов. Позже в письмах своим друзьям он писал, что название пришло к нему во сне.

Местонахождение

«Некрономикон» Лавкрафт создал в нескольких экземплярах, которые находятся у разных людей. Автор утверждает, что книга хранится в Гарвардского университета, в Британском музее, в университете Буэнос-Айреса и в библиотеке несуществующего Мискатоникского университета в вымышленном городе Аркхеме.

Название

«Некрономикон» Лавкрафт назвал согласно трём греческим словам, которые означают «закон», «мёртвые» и «воплощение». Получается, что книга представляет собой «Воплощение закона мёртвых». Учитывая тонкости языка, название можно переводить, как «Знание мертвецов» или «О мёртвых». Греческий вариант перевода предлагает более дюжины названий.

Связь с историей

Говард Филлипс Лавкрафт («Некрономикон») очень любил делать исторические отсылки, его книги переполнены ими. Иногда автор указывал на то, что тибетская Бардо Тодол и древнеегипетская Книга мёртвых являются настоящим «Некрономиконом». Однако путать эти понятия не следует. Первая книга служит путеводной звездой для мёртвых, а вторая рассказывает, как призывать духов к себе.

Вторая историческая книга, которая могла быть основой «Некрономикона», - «Пикатрикс» Масламе ибн Ахма аль-Маджрити. Это учебник по магии, написанный на арабском языке около 1000 лет назад. В 1256 году книга была переведена на латынь для короля Кастилии Альфонсо Мудрого. В книге имеется 4 главы, которые посвящены талисманной и астральной магии. Здесь можно найти описание древнего города Адоцентина, который был построен в Египте. В Средневековье «Пикатрикс» очень ценился, но считался учебником чёрной магии. Французский король Генрих III, разрешив своему подданному ознакомиться с содержанием книги, взял с того торжественную клятву не делать копий.

Ранее упомянутый говорит о том, что прототипом «Некрономикона» может быть «Рукопись Войнича». Следует заметить, что кроме отсутствия возможности полной расшифровки книг и их магической направленности, точек пересечения больше нет.

Реальность «Некрономикона»

Г. Лавкрафт «Некрономикон» называл чистой выдумкой после того, как на него посыпались слухи и сплетни. Ещё при жизни его заваливали письмами люди, которые хотели выяснить правду. Ещё больше шума поднялось после того, как вышла книга, которая якобы была переводом «Некрономикона». Называлась она Grimoirium Imperium. Также был выпущен ещё один «Некрономикон» автором под псевдонимом Симон. Что он собой представлял? «Некрономикон» Симона (Говард Филлипс Лавкрафт) был слабо связан с миром Лавкрафта и напоминал верования шумеров. Существуют варианты книги от Джона Ди - учёного XVI века, который якобы перевёл текст с арабского, и от Алистера Кроули, которому книгу передала Соня Грин - жена Лавкрафта. Считается, что она могла быть любовницей чёрного мага Алистера Кроули.

Более современный вариант был выпущен Колином Уилсоном - учёным и исследователем паранормальных явлений. Он утверждал, что сделал компьютерную расшифровку найденного старого текста. Это произведение содержит некоторые цитаты из книг Лавкрафта. Следующий, близкий к «Некрономикону» текст называется «Тайны червя». Первое издание приписывается римскому легионеру Терцию Сивелию, который в далёком прошлом встретил аксумского мага Талима. Именно его воззрения якобы положены в основу тайного манускрипта. Далее легенда говорит, что записи мага были перевезены из Рима в Британию, но затерялись в старинной библиотеке замка.

Также существует ещё одно издание «Некрономикон Гигера» - сборник картин швейцарского художника Ганса Гигера. Имеется ещё множество различных вариантов «Некрономикона» от разных авторов. Все они легли в основу книги, выпущенной в 2009 году переводчиком Анной Нэнси Оуэн (псевдоним).

Мнение читателей

Говард Лавкрафт, «Некрономикон» которого стал достаточно популярным, создал вокруг себя ауру загадочности, которая по сегодняшний день окутывает его имя. Многие почитатели его творчества жаждут узнать о реальности «Некрономикона» и возможности его прочтения. Занимательно, что отрицать истинность книги Лавкрафт начал только после того, как его захлестнула волна сплетен и всеобщего внимания. До этого момента он яро утверждал, что книга и её содержимое правдивы. После всеобщего скандала Лавкрафт до конца своих дней опровергал истинность книги, называя её «вымышленным фоном для своих произведений».

Как бы там ни было, Говарда Лавкрафта любят и читают по всему миру. Он настоящий король ужасов, который покорил весь мир. Полёт фантазии, смелость воображения и талант писателя позволили создать ему непревзойдённые творения, которые продолжают оказывать сильное влияние на современных читателей. Сегодня по запросу «лавкрафт некрономикон fb2» можно скачать множество разнообразных вариантов-прототипов настоящей книги.

Критика

«Некрономикон» - книга Лавкрафта, которая чаще всего становится предметом ярых дебатов. Критики акцентируют внимание на том, что автор цитирует издание практически в каждом своём рассказе и упоминает его там, где только заикнулись об оккультизме. Кроме того, все герои книг автора, читавшие «Некрономикон», заканчивали плохо. Также заметна тенденция, что прочитавшие книгу полностью всегда приходят к более трагичному концу, чем те, кто читал вразброс. Возникает и другой вопрос: откуда у всех героев желание прочесть эту книгу?

«Некрономикон. Миры Говарда Лавкрафта» - это уникальное произведение литературы, которое заслуживает особого внимания критиков и читателей. Узнать окончательный и правдивый ответ на вопрос о реальности книги невозможно. Границы и рамки каждый устанавливает самостоятельно. Хорошо, когда воображение развито, но нельзя давать ему слишком много власти.

Об этой книге ходят легенды, ее всегда окутывал ореол зловещей тайны. Кто-то считает «Некрономикон» выдумкой знаменитого писателя Говарда Лавкрафта, но большинство уверено, что он реален. Сегодня в Интернете существует огромное количество сайтов, где любому желающему предлагают ознакомиться с содержанием легендарного фолианта. Однако при всем могуществе Всемирной сети есть вещи, которые ей неподвластны, и «Некрономикон» из их числа. Эта книга всегда будет храниться в тайне от непосвященных, и в наших же интересах, чтобы такой порядок не нарушался как можно дольше.
Латинское слово codex означало «кусок дерева», так как именно на дощечках, смазанных воском, были написаны первые своды законов. Позже вместо дерева римляне для кодексов стали использовать пергамент.

По преданию, книга содержит историю и магические ритуалы великих древних - расы, жившей на Земле до появления человечества. Познавшему тайны «Некрономикона» открывалась не только мудрость веков, но и власть над потусторонними силами. Однако книга открывает свои секреты далеко не всем, а расплатой за праздное любопытство и невежество могут стать психическое здоровье или даже смерть.

В оригинале «Некрономикон» написан на арабском языке. Эту книгу создал безумный поэт Абдул Альхазред около 700 года. Уроженец одной из провинций Йемена, еще юношей он покинул родной дом и отправился странствовать по Ближнему Востоку. Два года он прожил у развалин Вавилона, несколько лет постигал мудрость египетских жрецов в Мемфисе, а потом целое десятилетие провел в пустыне, которая тогда носила имя Руб аль Кхалии, что означает «пустая четверть», а сегодня именуется Дахна.

Это место издавна считалось нечистым, и жители близлежащих земель до сих пор стараются обходить его стороной, чтобы ненароком не навлечь на себя гнев хозяев пустыни - злых духов, слуг шайтана и ангела смерти.

По древнему арабскому поверью, именно в Дахне скрывается вход в таинственный город Ирам. Когда-то его возвел могущественный джинн, но позже, по воле самого Аллаха, этот прекрасный город был разрушен. Сейчас от него остались лишь занесенные песком руины, под которыми погребены великие знания древней могущественной цивилизации.

Во все времена маги Востока стремились отыскать путь в сокрытый город, но сделать это было совсем непросто. Одни пытались проникнуть за грань реальности с помощью осознанных сновидений, другие - через медитации. Были и такие, кто хотел шагнуть в неведомое с помощью сильнодействующих наркотиков. Неважно каким образом, но человеку необходимо было достигнуть фаны - состояния, когда спадают оковы плоти, а дух соединяется с великой пустотой. Тем, кто сумел обрести власть над этой священной пустотой и выйти за ее пределы, открывались великое могущество и неограниченная власть над обитателями обоих миров - над людьми и джиннами.

Арабы верили, что любому одаренному человеку в его трудах помогают джинны, таких называли «маджун» - «одержимыми силой», или попросту «безумными». Вот почему Альхазреда считали безумным поэтом.

По арабской мифологии, джинны - это могущественные существа, жившие в мире до появления людей. Какое-то неведомое обстоятельство заставило их однажды уйти из нашего мира в другую реальность, где они и находятся ныне в спящем или замороженном состоянии. Маг, победивший пустоту, обретал силу разбудить джиннов и возродить их в нашей реальности.

Неясно, каким образом йеменскому страннику удалось обнаружить дорогу в запретный город, но именно там он нашел драгоценные манускрипты, открывающие человеку власть над мирами. Все, что он узнал из документов Ирама, он описал в своем труде «Аль Азиф». Правда, обнародование тайных знаний не принесло ему ни славы, ни признания. По легендам, Альхазред внезапно исчез из Дамаска, где жил в последние годы жизни, и больше его никто никогда не видел. Однако народная молва утверждает, что поэт был растерзан прямо на улице некоей невидимой силой.

Дальнейшая судьба фолианта

Как бы ни сложилась судьба автора, труд его сохранился. Примерно в X веке рукопись «Аль Азиф» была переведена на греческий язык и получила привычное миру название «Некрономикон» («некро» в переводе с греческого означает «мертвый», а «номос» - «опыт», «обычаи», «правила», «постулат»).

В 1230 году книгу перевели и на латынь, в этом переводе она сохранила греческое название, а уже позже, в XVI веке, рукопись попала в руки доктора Джона Ди, который перевел ее на английский язык.

На протяжении многих веков представители самых разных религий и культов охотились за каждым экземпляром «Некрономикона» в надежде навсегда уничтожить столь опасный фолиант. Но, как гласят легенды, в мире существует 96 копий книги, и это число всегда остается неизменным. При этом только семь томов имеют реальную силу и действительно способны открывать двери в параллельные миры. Три книги сохранили язык оригинала, то есть арабский, две написаны на латыни, одна на греческом и одна на английском.

Правители и диктаторы, такие как Наполеон, Бисмарк и Гитлер, стремились обладать истинным экземпляром «Некрономикона». Есть свидетельства, что после окончания Второй мировой войны в США и СССР были созданы специальные группы, которые занимались поисками этой неизведанной реликвии. По всей видимости, их труды не увенчались успехом.

Миф или реальность

В конце жизни в своих письмах к друзьям Говард Лафкрафт честно признавался, что «Некрономикон» - плод его воображения. Возможно, что великая книга действительно вымысел. Вот уже почти столетие не утихают споры о подлинности фолианта.

Некоторые исследователи пытались связать «Некрономикон» со знаменитой египетской «Книгой мертвых» или «Бардо Тодол» - аналогичным трактатом, написанным мудрецами Тибета. Однако эти книги предназначались для того, чтобы облегчить мертвым переход в иной мир, и не содержат рецептов, как использовать их силу для земных нужд. Появлялись версии, что прообразом «Некрономикона» могли быть средневековый «Пикатрикс» или же самая странная рукопись в истории, так называемый манускрипт Войнича.

На протяжении всего XX века появлялись труды, претендующие на звание истинного «Некрономикона». Так получили известность трактаты «Некрономикон Симона» и Grimoirium Imperium. Собственные версии зловещей книги создали известный мистик Алистер Кроули и писатель Колин Уилсон. Однако появление такого количества вариантов может служить еще одним доказательством таинственности и недосягаемости истинного «Некрономикона».

Загадочное содержание

Несмотря на многочисленные подделки и спекуляции, не только местонахождение, но и подлинное содержание «Некрономикона» до сих пор остается загадкой. Если верить Лавкрафту, помимо собственной истории и описания сложнейших магических ритуалов, древние раскрывают секреты строения Земли и космического пространства. Многие постулаты книги содержат в себе сведения, открытые современными математиками и физиками только в последнее столетие.

Кроме того, на страницах рукописи можно отыскать подробное описание процесса порабощения человеческих душ и инструкции по созданию психотронного оружия. Магические формулы из «Некрономикона» способны научить человека выходить за грань нашей реальности. Столь опасные знания, попав не в те руки, способны в самое короткое время привести человечество к полному уничтожению, вот поэтому истинные экземпляры «Некрономикона» столь неуловимы.

С другой стороны, «Некрономикон» - это великий источник мудрости духа, призывающий посвященного читателя поэтапно восходить к вершинам познания бытия. Тот, кто окажется способен проникнуть в информационную структуру зашифрованного текста, сможет получить колоссальный объем знаний.

Если же отбросить все сверхъестественные предпосылки, то никто не сможет сказать, что на самом деле дает «Некрономикон», и способен ли человек познать всю его силу. Возможно, когда-то и найдется тот, кто будет способен впитать сокрытую в книге мудрость, и остается только надеяться, что однажды книга сама найдет своего избранника, и им окажется мудрец, а не диктатор.
«Тайны XX века» №4, 2016

Некоторые верят в существование настоящего древнего манускрипта , называющегося Аль-Азиф или Некрономикон и более или менее удовлетворяющего описанию Лавкрафта, а также в то, что у выдуманного Лавкрафтом автора существовал исторический прообраз. Этого мнения часто придерживаются сторонники теорий заговора , например Роберт Антон Уилсон и Роберт Ши в своей трилогии «Иллюминатус!». Серьёзно относился к Некрономикону известный писатель-мистик Кеннет Грант , равно как и некоторые современные журналисты .

Книга

Лавкрафт часто ссылался на вымышленные книги в своих произведениях, что впоследствии стало распространённой практикой среди писателей-фантастов - таких, как, например, Хорхе Луис Борхес и Уильям Голдман. Впервые «Некрономикон» упоминается в рассказе Лавкрафта «The Hound», написанном в 1923 году , а первый намёк на него (или похожую книгу) появился уже в «Показаниях Рэндольфа Картера» (). Описание «Некрономикона» гласит, что книга опасна для чтения, ибо может повредить физическому и психическому здоровью читающего. Поэтому во всех библиотеках она хранится за семью замками.

История и происхождение

Как у Лавкрафта зародилось это название - неясно. Возможно, оно было навеяно произведением Эдгара По «Падение дома Ашеров », а также незаконченной астрономической поэмой древнеримского поэта Марка Манила «Астрономикон ». Считается, что Лавкрафт прочёл эту книгу только в 1928 году .

Первоначальное название книги, придуманное Лавкрафтом, звучит как Аль-Азиф (Al Azif ) (в арабском это словосочетание означает звуки, издаваемые цикадами и другими ночными насекомыми, которые в фольклоре часто именуются беседой демонов , что связывает эту книгу с историей сатанинских аятов), а её создание приписывается безумному арабу Абду́лу Альхазреду (Abdul Alhazred ). Среди прочего в книге содержатся имена Древних и их история, а также методика их призывания.

Согласно Лавкрафту, «Некрономикон» был написан Альхазредом в Дамаске около 720 года , с тех пор было сделано несколько переводов на разные языки. Греческий перевод, от которого пошло наиболее известное название книги, был выполнен вымышленным православным учёным Теодором Филетом в Константинополе приблизительно в 950 году . Оле Ворм (датский филолог, реальная историческая личность, ошибочно помещённый Лавкрафтом в XIII век), перевёл «Некрономикон» на латынь и заметил в предисловии, что арабский оригинал утерян. Этот перевод был издан дважды, первый раз в XV веке готическим шрифтом , очевидно, в Германии , второй раз в XVII веке , вероятно, в Испании .

Латинский перевод привлёк к «Некрономикону» внимание, и в 1232 году он был запрещён папой Григорием IX . Греческий перевод, отпечатанный в Италии в первой половине XVI века , вероятно, погиб при пожаре, уничтожившем библиотеку Пикмена в Салеме . Свой экземпляр якобы имелся у английского учёного и мага Джона Ди , и полагают, что он сделал и английский перевод, который дошёл до наших дней лишь в отрывках.

Критика

Критики часто упрекают Лавкрафта в использовании «Некрономикона» как deus ex machina в своих произведениях, упоминании его везде, где только рассказчик заводит речь об оккультизме , и неважно, насколько рассказчик в оккультизме разбирается. За исключением протагонистов в «Данвичском ужасе », все персонажи произведений Лавкрафта, читавшие книгу Безумного Араба, приходят к ужасному концу.

Исторические прообразы Некрономикона

Исторические «Книги Мёртвых», такие как Древнеегипетская Книга мёртвых или тибетская Бардо Тодол , иногда описывались в качестве «настоящего» «Некрономикона». Их отнюдь нельзя смешивать с «Некрономиконом» Лавкрафта, так как они предназначены для того, чтобы помочь мёртвым в их загробной жизни, а не для того, чтобы живущие призывали мёртвых для своих нужд, хотя Лавкрафт, возможно, придумывал свой «Некрономикон» под их влиянием.

Другим возможным источником «Некрономикона» могла служить книга «Пикатрикс» (Picatrix, арабск. Гайят аль-Хаким), приписываемая Масламе ибн Ахма аль-Магрититу. Эта книга по магии была написана по-арабски около 1000 года и переведена на латынь для кастильского короля Альфонсо Мудрого в 1256 году . Книга состоит из четырёх глав и содержит обширные сведения по астральной и талисманной магии. Любопытно, что в ней содержится сообщение о некоем таинственном городе Адоцентине, будто бы основанном в Египте Гермесом Трисмегистом . В средние века книга ценилась очень высоко, но считалась «черномагической». К примеру, французский король Генрих III (XVI век), позволив Агриппе д’Обинье ознакомиться с ней, взял с него торжественную клятву не делать с книги копии.

Относительно торжественно процитированных циклов мифов Ктулху , Йог-Сотота , Р’льеха , Ньярлатотепа , Наг, Йиба, Шаб-Ниггурата , и т. д. и т. д. - признаюсь, что это полностью моя выдумка, подобно густонаселённому и разнообразному пантеону Пеганы Лорда Дансани. Причиной их отражения в работе доктора де Кастро является то, что вышеуказанный джентльмен является моим клиентом - я просматриваю его работы - и в них я для развлечения вставил эти ссылки. Если кто нибудь из других моих клиентов разместит свои работы в W.T. , вы возможно обнаружите ещё больший разгул культов Азатота, Ктулху и Великих Древних! Некрономикон безумного араба Абдула Альхазреда - также нечто, должное всё же быть написано, чтобы стать реальностью. Абдул - любимый персонаж моих фантазий; на самом деле, так я называл себя в возрасте пяти лет, будучи большим любителем Арабских ночей в переводе Эндрю Ланга. Несколько лет назад я сделал псевдо-историческое описание жизни Абдула, и постигших его отвратительную и непредставимую рукопись «Аль Азиф» и её переводов превратностей после его смерти… - описание, которому я буду следовать в последующих моих ссылках на эту тёмную и проклинаемую книгу. Я долгое время ссылался на определённые выдержки из Некрономикона - действительно считая неплохим развлечением придание правдоподобия этой искусственной мифологии путём обширного цитирования. Тем не менее, пожалуй стоит написать мистеру О’Нейлу и разуверить его относительно белого пятна в его мифологической эрудиции!

… Я прочитал «Арабские ночи» в пятилетнем возрасте. В те дни я часто надевал тюрбан, рисовал себе бороду горелой пробкой и называл себя именем (одному Аллаху известно, где я его выкопал!) Абдул Альхазред - которое я впоследствии использовал, в память о былых днях, как имя гипотетического автора гипотетического Некрономикона!

Что касается написания Некрономикона - хотелось бы мне иметь достаточно энергии и изобретательности для его создания! Боюсь, это будет сложная задача, ввиду разнообразия ссылок и намеков, сделанных мной за все время! Я мог бы, конечно, выпустить сокращенный Некрономикон - содержащий отрывки, которые будут считаться по крайней мере разумно безопасными для прочтения человечеством! Так как Чёрная Книга фон Юнтца и поэмы Джастина Джеффри уже продаются, мне, пожалуй, стоит задуматься об обессмерчивании старого Абдула!

Кстати, нет никакого «Некрономикона безумного араба Абдула Альхазреда». Этот адский и запрещенный том - образная суть моей концепции, которую другие из группы W.T. также использовали для фона в произведениях.

Что касается «Некрономикона» - трижды использованные за последний месяц намеки на него вызвали невероятное количество запросов относительно истинности и возможности получения работ Альхазреда, Эйбона и фон Юнтца. В каждом случае я искренне сознавался в подделке.

Относительно Некрономикона - я должен признаться, что этот чудовищный том - просто вымысел моего собственного воображения! Изобретение ужасных книг - любимое времяпрепровождение приверженцев сверхъестественного, и… многие из постоянных корреспондентов W.T. могут похвастаться таковыми - хотя может быть, что хвастаться тут нечем. Использование созданных друг другом демонов и воображаемых книг в своих историях скорее развлекает различных авторов - так что Кларк Эштон Смит часто говорит о моем Некрономиконе, в то время как я обращаюсь к его Книге Эйбона… и так далее. Это объединение ресурсов позволяет создать псевдо-убедительный фон темной мифологии, преданий, и библиографий - хотя, конечно, ни один из нас не имеет желания фактически вводить в заблуждение читателей.

Относительно ужасного Некрономикона безумного араба Абдула Альхазреда - признаюсь, что и зловещий том и его проклинаемый автор - есть не что иное как плоды моего воображения - как и злые сущности: Азатот, Йог-Сотот, Ньярлатотеп, Шаб-Ниггурат. Тсатоггуа и Книга Эйбон - изобретения Кларка Эштона Смита, в то время как Фридрих фон Юнтц и его чудовищные «Unaussprechlichen Kulten» порождены плодотворным воображением Роберта И. Говарда. Забавляясь созданием убедительного цикла выдуманного фольклора, вся наша банда часто ссылается на созданных другими её членами демонов, приобретших статус домашних любимцев; так например Смит использует моего Йог-Сотота, а я использую его Тсатоггуа. Также порой я вставляю пару собственных демонов в просматриваемые или написанные мной в соавторстве рассказы других профессиональных клиентов. Таким образом наш чёрный пантеон приобретает обширную гласность и псевдо-авторитетность, которую иначе бы не получить. Однако, мы никогда не пытаемся свести все к фактическому обману и всегда старательно объясняем вопрошающим, что это - 100%-ная фантазия. Чтобы избежать двусмысленности в моих ссылках на Necronomicon, я составил краткую историю его «создания»… Это придает ему своего рода дух правдоподобия.

Теперь коснемся «ужасных и запретных книг» - я вынужден сказать, что большинство из них абсолютно вымышлено. Нет и никогда не было никакого Абдула Альхазреда и Некрономикона, поскольку я придумал эти имена сам. Роберт Блох был озарен идеей о Людвиге Принне и его «De Vermis Mysteriis», а Книга Эйбона - изобретение Кларка Эштона Смита. Покойный Роберт И. Говард ответственен за Фридриха фон Юнтца и его «Unaussprechlichen Kulten»…

Относительно реально существующих книг по темной, оккультной, и сверхъестественной тематике - по правде говоря, их количество невелико. По этой причине намного больше удовольствия приносит изобретение мифических работ, таких как Некрономикон и Книга Эйбона.

Имя «Абдул Альхазред» придумал для меня кто-то из взрослых (я не могу вспомнить, кто именно), когда мне было 5 лет, и после прочтения «Арабских ночей» я страстно возжелал стать арабом. Годы спустя мне пришло в голову, что будет забавно использовать его в качестве имени автора запретной книги. Название «Некрономикон»… пришло ко мне во сне.

К Гарри О. Фишеру (конец февраля )

Примечания

См. также

Изобразительное искусство всегда считали тесно связанным с мистической сферой. Ведь любое изображение является энергетическим отпечатком оригинала, особенно если речь идет о портретах. Считается, что они способны влиять не только на тех, с кого написаны, но и на других людей. За примерами далеко ходить не надо: обратимся к русской живописи XIX – начала ХХ столетия.

Мистика портрета Марии Лопухиной

Восхитительные красавицы, которые пристально глядят на нас с полотен великих живописцев, уже навсегда останутся именно такими: молодыми, очаровательными и полными жизненной энергии. Однако истинная судьба прекрасных натурщиц не всегда так завидна, как это может показаться на первый взгляд. В этом очень легко убедиться на примере знаменитого портрета Марии Лопухиной, вышедшего из-под кисти Владимира Боровиковского.

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, сразу же после собственной свадьбы (ей было 18 лет) позировала Владимиру Боровиковскому. Портрет был заказан ее супругом. На момент его написания Мария выглядела просто великолепно. Ее лицо излучало столько очарования, одухотворенности и мечтательности… Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ей было всего 23 года.

Гораздо позже поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…». Однако сразу же после смерти юной красавицы это мнение разделили бы далеко не все. Ведь в то время по Москве пошли разговоры о том, что виноват в смерти Марии Лопухиной именно злосчастный портрет.

От этой картины стали шарахаться, словно от призрака. Полагали, что если на нее посмотрит юная особа, то она вскоре умрет. По некоторым сведениям загадочный портрет погубил около десяти девушек на выданье. Говорили, что отец Марии, известный мистик, после того, как умерла его дочь, заманил ее дух в это полотно.

Однако, спустя почти сотню лет, Павел Третьяков не побоялся и приобрел этот зрительный образ для собственной галереи. После этого картина «присмирела». Но что же это было – пустые сплетни, странное стечение обстоятельств или за таинственным явлением кроется нечто большее? К сожалению, ответ на этот вопрос мы, скорее всего, уже не узнаем.

Илья Репин – гроза натурщиков?

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев. Но существует одно странное и трагическое обстоятельство: многие, кому выпала честь быть его натурщиками, вскоре умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, – но вот совпадения… Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу.


«Бурлаки на Волге», 1870-1873 г.

Однако самая жуткая история приключилась с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая в наше время больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей.

Выставленное в Третьяковской галерее полотно производило странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно удалось отреставрировать.


«Иван Грозный убивает своего сына», 1883-1885

Известно, что Репин долго раздумывал, прежде чем браться за картину об Иване Грозном. И не зря. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном, как и убиенного царевича. Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет…

Убийство, которого не было

История о том, что Иван Грозный является сыноубийцей – всего лишь миф.

Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева ударом посоха в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений. Между тем ни в одном из источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом!

В «Пискаревском летописце» сказано: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича». Новгородская четвертая летопись сообщает: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе». Причина смерти не называется.
В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?! Но откуда тогда взялась легенда о нем?


Антонио Поссевино — представитель Ватикана в России времен Ивана Грозного и Великой смуты

Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Идея не встретила поддержки у русского царя. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Однако, кроме Поссевина, ни один источник не подтверждает этой версии, хотя позднее ее охотно подхватили и другие историки – Штаден и Карамзин.

  • Современные исследователи предполагают, что иезуит придумал легенду в отместку за то, что ему пришлось возвратиться к папскому двору «несолоно хлебавши».

При эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ядов. Это может указывать на то, что Иоанн-младший скончался от отравления (что не редкость для тех времен), а вовсе не от удара твердым предметом!

Тем не менее на картине Репина мы видим именно версию сыноубийства. Исполнена она с таким необычайным правдоподобием, что невольно веришь: все так и происходило на самом деле. Отсюда, конечно, и «убийственная» энергетика.

И снова Репин отличился

Автопортрет Репина

Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Картина была завершена к концу 1903 года. А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне чиновников. Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В.К. Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами.

В 1909 году художник по заказу Саратовской городской думы написал портрет Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве.

Кто знает – может, не будь Илья Репин так талантлив, трагедий могло и не случиться. Еще в XV столетии ученый, философ, алхимик и маг Корнелий Агриппа Неттесгеймский писал: «Бойтесь кисти живописца – его портрет может оказаться более живым, чем оригинал».

П. А. Столыпин. Портрет работы И. Репина (1910)

Мистическая картина «Незнакомка» Ивана Крамского

Картина удивительным образом пережила два периода массового интереса к себе, причём в совершенно разных эпохах. Впервые - после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики.

Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь».

Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов. По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева.

«Незнакомка» Ивана Крамского – один из самых загадочных шедевров русской живописи.

На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске.

Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное, отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека.

Однако когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами. Во всяком случае, оригинала никто не встречал.
Меж тем Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи – может быть, опасался поверья о том, что портреты красавиц «высасывают силы» из живых людей.

Иван Николаевич Крамской

«Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына.

«Проклятая» же картина отправилась за рубеж. Говорят, и там она чинила всяческие беды своим обладателям. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов больше не происходило.

Может, все дело в том, что портрет с самого начала должен был занять подобающее ему место?




Top