Идеалы положительных героев комедии недоросль. Просветительские идеалы в комедии “Недоросль”

Денис Иванович - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» произвела взрывной эффект в обществе того времени. «Недоросль» - произведение многоплановое. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.

На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность мелкопоместных дворянчиков и крепостников. К сожалению, формирование нового поколения происходило под всеохватывающим воздействием нравов консервативного общества. Огромное влияние на формирование молодых людей оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания.

В тоже время автор говорит о том, что у его современников есть надежда на возрождение свободы и справедливости. Олицетворением такой надежды в «Недоросле» являются близкие автору персонажи пьесы. Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. Именно эти персонажи и являются светлым идеалом самого автора. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические

Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Фонвизин подчеркивает, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще.

Параллельно с сатирическим описанием пороков своих современников автор уделяет особое внимание просвещенным людям того времени. Довольно ясно и недвусмысленно Фонвизин пишет о том, что именно эти светлые личности являются опорой и движущей силой общества, без них неизбежно начнет погружаться в пропасть мракобесия и деспотизма.

Автор признает, что просвещенные и достойные люди все еще есть не только среди молодых людей, но и среди представителей старшего поколения. Да, они порой не могут проявить свои достойные качества в агрессивной общественной среде, не всегда способны отстоять идеалы автора, но при этом умеют оставаться достойными людьми. В первую очередь всех положительных персонажей пьесы отличает непривычная совестливость и чувство внутренней справедливости.

Можно попенять автору за создание слишком идеальных, далеких от реального облика людей, но дело в том, что в книге они служат неким противовесом, противопоставлением идеально-отрицательным персонажам. Фонвизин постарался как бы сконцентрировать все отрицательные и положительные характеристики в своих персонажах. Порой противопоставление белого и черного в пьесе выглядит гротескно, но именно за счет своей выпуклости она и производит столь сильный

Положительные и отрицательные герои «Недоросля» выступают в роли своеобразных зеркал, которые как бы призывают читателя вглядеться, увидеть и узнать (пои черты и обличье многих современников. Не зря одной из характеристик этого произведения является непреходящая злободневность, причиной которой является «полярность» персонажей.

Не случайно главные действующие лица книги, как положительные, так и отрицательные, принадлежат к дворянскому сословию. Одна из тем пьесы - судьба дворян, их будущее. Фонвизин считает передовых дворян той движущей силой, которая способна вывести Россию из мрака невежества, сделать ее цивилизованной страной. От лица своих персонажей автор с тоской говорит о минувшем расцвете дворянства, вместе со своими героями он надеется на будущее возрождение этого сословия. Еще сохранились те, кто помнит, какими должны быть истинные аристократы духа, и еще есть надежда на то, что они успеют передать это знание следующему поколению. Вот откуда взялись Стародум, Софья и Правдин, в них заложено стремление автора показать преемственность благородных помыслов и поступком.

Великосветское общество того времени не прощало ударов по своим порокам, и вскоре произведения Фонвизина перестали появляться в печати. Но Россия знала их, так как книгу неоднократно переписывали вручную. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами»

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Идеал Фонвизина просвещение, борющееся с самодурством . И в закладках появилось готовое сочинение.

Идеал Фонвизина просвещение, борющееся с самодурством .

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства
этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию
личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов,
является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между
чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался
образ человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил
Фонвизин, “...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих
отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем
государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, - проблема воспитания
просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо
отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань
моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на
голубятне да жениться.
То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и
поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”.
Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “...не оставляют двора... двор им полезен”, “...чины
нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство
Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не
пособит, разве сам заразится” - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются
радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над
крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.
А вот сформулированные драматургом жизненные “...правила, которым следовать должны...” настоящие
дворяне:
1. “...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего
будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей
беглости ума”.
4. “...Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.
5. “Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в
чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по
числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает
деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет
нужного”.
7. “...Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого
зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела:
есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых
благородство... погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на
свете не знаю”.
Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

    Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места (дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои делятся...

    Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос...

    Если провести опрос среди читавших комедии Фонвизина, то наверняка окажется, что первое, на что обращает внимание современный читатель комедии "Недоросль", - это фамилии действующих лиц. "Говорящие" фамилии сразу задают представление...

    Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог последовать только крестьянский бунт. Это пугало русскую самодержицу,...

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:

1. “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.

2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть

угрызала”.

3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”.

4. “…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.

5. “Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.

6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”.

7. “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

1. Отражение проблем крепостничества в комедии «Недоросль».
2. Идеал автора - просвещение, борющееся с самодурством.
3. Дворянство у Фонвизина - основная движущая сила России.

Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» произвела взрывной эффект в обществе того времени.
«Недоросль» - произведение многоплановое. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.
На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность мелкопоместных дворянчиков и крепостников. К сожалению, формирование нового поколения происходило под всеохватывающим воздействием нравов консервативного общества. Огромное влияние на формирование молодых людей оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания.
В тоже время автор говорит о том, что у его современников есть надежда на возрождение свободы и справедливости. Олицетворением такой надежды в «Недоросле» являются близкие автору персонажи пьесы. Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. Именно эти персонажи и являются светлым идеалом самого автора. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические
мысли.
Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Фонвизин подчеркивает, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще.
Параллельно с сатирическим описанием пороков своих современников автор уделяет особое внимание просвещенным людям того времени. Довольно ясно и недвусмысленно Фонвизин пишет о том, что именно эти светлые личности являются опорой и движущей силой общества, без них Россия неизбежно начнет погружаться в пропасть мракобесия и деспотизма.
Автор признает, что просвещенные и достойные люди все еще есть не только среди молодых людей, но и среди представителей старшего поколения. Да, они порой не могут проявить свои достойные качества в агрессивной общественной среде, не всегда способны отстоять идеалы автора, но при этом умеют оставаться достойными людьми. В первую очередь всех положительных персонажей пьесы отличает непривычная совестливость и чувство внутренней справедливости.
Можно попенять автору за создание слишком идеальных, далеких от реального облика людей, но дело в том, что в книге они служат неким противовесом, противопоставлением идеально-отрицательным персонажам. Фонвизин постарался как бы сконцентрировать все отрицательные и положительные характеристики в своих персонажах. Порой противопоставление белого и черного в пьесе выглядит гротескно, но именно за счет своей выпуклости она и производит столь сильный
эффект.
Положительные и отрицательные герои «Недоросля» выступают в роли своеобразных зеркал, которые как бы призывают читателя вглядеться, увидеть и узнать (пои черты и обличье многих современников. Не зря одной из характеристик этого произведения является непреходящая злободневность, причиной которой является «полярность» персонажей.
Не случайно главные действующие лица книги, как положительные, так и отрицательные, принадлежат к дворянскому сословию. Одна из тем пьесы - судьба дворян, их будущее. Фонвизин считает передовых дворян той движущей силой, которая способна вывести Россию из мрака невежества, сделать ее цивилизованной страной. От лица своих персонажей автор с тоской говорит о минувшем расцвете дворянства, вместе со своими героями он надеется на будущее возрождение этого сословия. Еще сохранились те, кто помнит, какими должны быть истинные аристократы духа, и еще есть надежда на то, что они успеют передать это знание следующему поколению. Вот откуда взялись Стародум, Софья и Правдин, в них заложено стремление автора показать преемственность благородных помыслов и поступком.
Великосветское общество того времени не прощало ударов по своим порокам, и вскоре произведения Фонвизина перестали появляться в печати. Но Рос-(ич знала их, так как книгу неоднократно переписывали вручную. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами»

Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще его гимназические учителя. С течением времени углублялись просветительские взгляды Фонвизина, крепло его стремление вмешиваться своими произведениями в самую гущу событий русской общественной жизни. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса « » превратила усадьбу Простаковых в средоточие пороков, «злонравия достойных плодов», которые драматург обличает со свойственными ему злословием, сарказмом, иронией.

«Недоросль» - произведение многотемное.

Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.

В первом же действии мы попадаем в атмосферу помещичьего произвола. Тришка сшил кафтан Митрофану «изрядне-хонько», но это не спасает его от брани и порки. Старая нянька Митрофана Еремеевна безмерно предана своим господам, но получает от них «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Простакову возмущает то, что крепостная девка Палашка, заболев, лежит, «как будто благородная». Произвол помещиков привел к полному обнищанию крестьян. «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» - жалуется Простакова. Но помещики твердо знают, что они защищены всей системой государственной власти. Именно общественное устройство России позволило Простаковым и Скотининым по-своему распоряжаться в своих имениях.

На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность Простаковой и ее брата. Даже Вральману кажется, что, живя с господами Простаковыми, он «фее с лошадками». Ничуть не лучше будет и Митрофан. Автор не просто выставляет на посмешище его «познания» в науках, нежелание учиться. Фонвизин видит, что в нем живет все тот же жестокий крепостник.

Огромное влияние на формирование людей, подобных Митрофану, оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания. Воспитанием молодых дворян занимались невежественные иностранцы. Чему мог выучиться Митрофан у кучера Вральмана? Могли ли такие дворяне стать опорой государства?

Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть -правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические мысли. Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Отметим, что этот шаг писателя был неодобрительно встречен Екатериной II, которая прямо дала писателю это почувствовать.

Императрица не могла не увидеть в комедии «Недоросль» острую сатиру на самые страшные пороки империи.

Сарказм Фонвизина нашел свое отражение и в произведении, озаглавленном «Всеобщая придворная грамматика», составленном в форме учебника. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Назвав свою грамматику «всеобщей», Фонвизин подчеркнул, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще. Придворных он называет льстецами, подхалимами, подлецами. Людей, живущих при дворе, сатирик подразделяет на «гласных», «безгласных» и «полугласных», а самым употребительным считает глагол «быть должным», хотя долгов при дворе не платят.

Екатерина так и не увидела от Фонвизина покорности, а потому вскоре его произведения перестали появляться в печати. Но Россия знала их, так как они ходили в списках. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром «другом свободы» назвал его Пушкин, а Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами» Гоголя.

Сатирические и драматургические успехи Фонвизина тесно связаны с его общественной и политической деятельностью "Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает", - писал В Ключевский и был совершенно прав. Сначала жизнь учит нас, потом мы поучаем других

Настоящее признание драматургического таланта пришло к Фонвизину с созданием в 1768-1769 годах комедии "Бригадир" Она явилась итогом тех поисков русской самобытной комедии, какими жили члены елагинского кружка, и в то же время несла в себе новые, глубоко новаторские принципы драматургического искусства в целом. Провозглашенные во Франции, в теоретических трактатах Д Дидро, эти принципы способствовали сближению театра с действительностью

Уже с поднятия занавеса зритель оказывался погруженным в обстановку, поражавшую жизненной реальностью В мирной картине домашнего уюта все значимо и одновременно все натурально - и деревенское убранство комнаты, и одежда персонажей, и их занятия, и даже отдельные штрихи поведения Все это отвечало сценическим новациям театра Дидро.

Но был один существенный , разделявший творческие позиции двух драматургов Теория театра Дидро, родившаяся в канун Французской буржуазной революции, отражала вкусы и запросы третьесословного зрителя, утверждая по-своему значительность среднего человека, тех нравственных идеалов, которые порождались скромным укладом жизни простого труженика Это был новаторский шаг, влекший за собой пересмотр многих традиционных, признававшихся до этого незыблемыми, представлений о функции театра и о границах художественности.

Фонвизин не мог, естественно, механически следовать программе пьес Дидро по той причине, что нравственные коллизии драматургии Дидро не подкреплялись реальными условиями русской общественной жизни Он воспринял у Дидро требование верности натуре, но подчинил этот художественный принцип иным задачам Центр тяжести идейной проблематики в комедии Фонвизина перемещался в сатирико-обличительную плоскость.

В дом Советника приезжает отставной Бригадир с женой и сыном Иваном, которого родители сватают за дочь хозяина Софью Сама любит бедного дворянина Добролюбова, но с ее чувством никто не считается. "Так ежели Бог благословит, то двадцать шестое число быть свадьбе" - этими словами отца.Софьи начинается пьеса

Все действующие лица в "Бригадире" - русские дворяне В скромной, будничной атмосфере среднемосковского быта личность каждого персонажа проявляется словно исподволь в разговорах Постепенно от действия к действию духовные интересы персонажей раскрываются с различных сторон, и шаг за шагом обнажается своеобразие художественных решений, найденных Фонвизиным в его новаторской пьесе.

Традиционный для жанра комедии конфликт между добродетельной, умной девушкой и глупым женихом осложнен одним обстоятельством.

Он недавно побывал в Париже и полон презрения ко всему, что его окружает дома, в том числе и к своим родителям "Всякий, кто был в Париже, - откровенничает, - имеет уже право, говоря про русских, не включать себя и число тех, затем что он уже стал больше француз, нежели русский". Речь Ивана пестрит произносимыми кстати и некстати французскими словечками Единственный человек, с которым он находит общий язык,- это Советница, выросшая на чтении любовных романов и сходящая с ума от всего французского.

Нелепое поведение новоявленного "парижанца" и приходящей от него в восторг Советницы наводит на мысль, что основу идейного замысли в комедии составляет обличение галломании Своим пустозвонством и новомодным манерничаньем они как будто бы противостоят умудренным жизненным опытом родителям Ивана и Советнику. Однако борьба с галломанией - лишь часть обличительной программы, питающей сатирический пафос "Бригадира" Родственность Ивана всем остальным персонажам вскрывается драматургом в первом действии, где они высказываются о вреде грамматики каждый из них считает изучение грамматики ненужным делом, к умению достигать чинов и богатства она ничего не прибавляет

Эта новая цепь откровений, обнажая интеллектуальный кругозор главных героев комедии, подводит нас к пониманиюосновной идеи пьесы В среде, где царствуют умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре оказывается злой карикатурой на просвещение Нравственное убожество Ивана, гордящегося своим презрением к соотечественникам, под стать духовному уродству остальных, ибо их нравы и образ мыслей, в сущности, столь же низменны

И что важно, в комедии эта мысль раскрывается не декларативно, а средствами психологического самораскрытия персонажей Если раньше задачи комедийной сатиры мыслились в основном в плане выведения на сцену персонифицированного порока, например "скупости", "злоязычия", "бахвальства", то теперь под пером Фонвизина содержание пороков социально конкретизируется Сатирическая памфлетность "комедии характеров" Сумарокова уступает место комически заостренному исследованию нравов общества И в этом главное значение фонвизинского "Бригадира"

Успех "Бригадира" выдвинул Фонвизина в число наиболее известных писателей своего времени О повой комедии молодого автора с похвалой отозвался глава просветительского лагеря русской литературы 1760-х годов Н И Новиков в своем сатирическом журнале "Трутень" В сотрудничестве с Новиковым Фонвизин окончательно определяет свое место в литературе как сатирик и публицист Не случайно в другом своем журнале, "Живописец" за 1772 год, Новиков поместит острейшее сатирическое Фонвизина "Письма к Фалалсю", а также "Слово на выздоровление его имп высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича в 1771 годе" - сочинение, в котором в рамках жанра официального панегирика, обращенного к наследнику престола, обличалась принятая Екатериной II практика фаворитизма и самовозвеличиванияВ этих сочинениях уже проглядывают очертания идеологической программы и творческих установок, определивших позднее художественное своеобразие "Недоросля" Например, в "Слове на выздоровление " уже заявлены предпосылки той политической программы, которую позднее Фонвизин будет развивать в знаменитом "Рассуждении о непременных государственных законах" "Любовь народа есть истинная слава государей Буди властелином над страстями своими и почти, что тот не может владеть другими с славою, кто собой владеть не может " Как выяснится позже, пафос размышлений положительных персонажей "Недоросля" Стародума и Правдина во многом питается идеями, запечатленными в названных сочинениях

Интерес Фонвизина к политической публицистике не был случайным В декабре 1769 года, оставаясь чиновником коллегии иностранных дел, Фонвизин по предложению графа Н И Панина перешел на службу к нему, став секретарем канцлера И на протяжении почти 13 лет, вплоть до выхода в отставку в 1782 году, Фонвизин оставался ближайшим помощником Панина, пользуясь его неограниченным доверием

Приближалась осень 1772 года Но передача престола сыну не входила в планы императрицы Отложив на год празднование совершеннолетия Павла под предлогом его предстоящей женитьбы, Екатерина сумела выйти из затруднительного положения В сентябре 1773 года состоялась свадьба Влиянию Панина на наследника отныне был положен предел, ибо с женитьбой воспитание считалось законченным Кампания политических интриг, которую Фонвизину пришлось наблюдать накануне женитьбы цесаревича, вновь заставила его столкнуться с нравами придворной жизни "Развращенность здешнюю описывать излишне,- замшел он в письме к сестре в августе 1773 года - Ни в каком скаредном приказе нет таких стряпческих интриг, какие у нашего двора всеминутно происходят"




Top