Участие молодежи в политике. Участие молодежи в общественно-политической жизни государства — StartInfo

Введение

Политика, всегда связанная с проблемой власти все больше интересует российскую молодежь. Она начинает понимать, что в конкретно-исторических условиях политика может оказать большое воздействие либо на ускорение, либо на замедление социального прогресса общества, а значит и на положение и социальный статус самой молодежи.

Повышение социального веса молодежи и рост молодежного движения в последние годы стимулировали интерес к молодежным проблемам со стороны ученых, особенно социологов и политологов.

Место и роль молодежи в политической жизни общества

молодежь политика

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Молодежь социально неоднородна и различные ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические интересы. Существенно различны положение и проблемы молодежи в развитых и в развивающихся странах. Поэтому молодежь не представляет единой политической и идеологической силы. Политические лидеры всегда придавали молодежи большое позитивное значение, так как именно она в значительной степени решает исход политической борьбы. Разумеется, необходимо учитывать как возрастную, так и социально-психологическую специфику молодежи, обусловленную исторически неизбежными различиями между разными поколениями. Как известно, молодежь совсем иначе реагирует на изменение политической ситуации в стране, чем старшее поколение.

Молодежь всегда стремилась к активной политической жизни. Следует отметить, что уже в первой половине XIX в. молодежь, по преимуществу студенческая, объединенная в своих союзах принимала участие в борьбе против деспотизма, в национально-освободительном движении. Во второй половине XIX в. кроме молодежных организаций, поддерживающих революционное движение, создаются и христианские молодежные организации (Всемирный альянс молодых христиан, Всемирная ассоциация молодых женщин-христианок, Всемирная федерация студентов-христиан и др.).

В начале ХХ в. почти во всех странах Западной Европы были организованы союзы социалистической рабочей молодежи. В 1907 г. создан социалистический интернационал молодежи, а после революции 1917 г. в России - коммунистический интернационал молодежи.

В 1945 г. 10 ноября Великая конференция демократической молодежи (были представители от 63 стран) приняла решение создать Всемирную федерацию демократической молодежи для содействия взаимопониманию и сотрудничеству молодежи во всех областях жизни общества, борьбе против социального, национального и расового угнетения, за мир и безопасность народов, за права молодежи. С тех пор 10 ноября отмечается как Всемирный день молодежи.

Это факты организационного характера, но они как раз и раскрывают силу и мощь молодежи. Например, беспрецедентные по размаху выступления студенческой молодежи в конце 60-х годов выявили огромный рост ее политической активности и политического радикализма, растущее осознание студентами взаимосвязи системы высшего образования с господствующими общественно-политическими отношениями. Это дало повод некоторым ученым (Г.Маркузе) объявить молодежь решающей революционной силой, авангардом трудящихся масс.

Объективные закономерности общественного развития в современной России все явственнее показывают возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Сегодня налицо совершенно новая ситуация по сравнению с 70-80-ми годами, когда молодые люди в большинстве своем проявляли прохладное отношение к политике или даже чурались ее. Это объяснялось твердым убеждением в том, что политикой должны заниматься люди более зрелого возраста, достигшие определенной иерархической ступени в партии или комсомоле.

Глубокие социально-экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, серьезно отражаются и на политическом поведении молодого поколения. Во-первых, наблюдается общая активизация политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы. Во-вторых, стремление самим разобраться в действительном положении дел приводит к тому, что социальное мышление юношей и девушек, ориентированных ранее на решение личных потребительских проблем быта и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, которое порождает новые потребности, интересы и ценности. В-третьих, повышение информированности о политических процессах непосредственно сказывается на образе мыслей и действия молодых людей: уменьшается их конформизм, переоцениваются традиционные схемы объяснения общественных противоречий, ведутся интенсивные поиски новых радикальных решений возникающих вопросов.

Наиболее сильный толчок к резкой политизации массового сознания молодежи дали августовские события 1991 г. и сентябрьско-октябрьские события 1993 г. Молодые люди, особенно те из них, кто непосредственно участвовал в этих событиях, вдруг почувствовали себя личностями, способными воздействовать на политику и даже на характер политической системы в целом.

В условиях политического плюрализма, установившегося в стране, лидеры различных партий, движений и объединений стали делать серьезную ставку на молодежь, прельщая ее свободой и невиданными ранее возможностями для самореализации личности. Борьбу за голоса молодых людей ныне ведут все российские политики, что особенно ярко проявилось в ходе предвыборных кампаний 1995 и 1996 годов.

Команды опытных пропагандистов и агитаторов разрабатывают специальную методику вовлечения молодежи в политический процесс, в которой особое внимание уделяется разнообразию форм и методов работы с нею. Это и регулярные социологические исследования, и анкетирование, и приглашения (нередко именные) на различные партийно-политические мероприятия: манифестации, митинги, собрания, дискуссии и т.п. Кроме того, сегодня на молодежь обрушивается целенаправленный газетно-журнальный и радио-телевизионный поток информации. Главная цель заключается в том, чтобы вызвать повышенный интерес к политическим событиям, происходящим прежде всего в стране, и перетянуть на свою сторону тот или иной слой молодежи: КПРФ и аграрии - рабочую и крестьянскую молодежь, “Яблоко” - студенческую и научно-техническую, ЛДПР - военную, Демроссия - служащих торговли и т.д.

Стремление различных политических сил привлечь на свою сторону молодежь - не случайная прихоть их лидеров. Это серьезная социальная база. Ведь сегодня в нашей стране каждый четвертый ее житель - молодой человек в возрасте до 30 лет. А это почти 40 процентов самого трудоспособного населения. Из них свыше 25 миллионов занято в промышленности и на учебе с отрывом от производства. В то же время каждый третий молодой человек по состоянию на 1 января 1995 г. был безработным и более 80 процентов молодых безработных получали пособия. И это без учета так называемой скрытой безработицы.

Игнорирование многих социальных вопросов (жильем, например, молодежь обеспечена в два раза хуже, чем в среднем по стране), ошибки в выборе средств, методов, целей развития и воспитания молодого поколения, внезапно образовавшийся вакуум ценностей, неясность жизненных перспектив, деформация привычных ранее условий и образа жизни являются основными факторами, которые приводят к отчуждению молодых людей от реальных социально-политических процессов в обществе. Имеющиеся среди некоторой части молодежи с невысоким культурно-образовательным уровнем и неразвитым политическим сознанием равнодушие и безразличие к политике прямо отражается на умении самостоятельно мыслить и рассуждать, анализировать общественные явления и давать им правильную оценку. На это, кроме названных, влияют и другие факторы: социальное происхождение, материальная обеспеченность, социальный статус, профессия, степень информированности, окружающая микросреда, традиции, привычки, религиозность и т.п. Как правило, именно эта часть молодежи не принимает участия в выборах, в различных политических акциях, пополняет ряды преступников, наркоманов, бомжей. Однако и на этих “изгоев общества” политики стали обращать свой взор, ибо они так же, как и все другие граждане, обладают правом голоса. Достаточно вспомнить в связи с этим предвыборные поездки лидера ЛДПР В.Жириновского по российским тюрьмам и колониям.

Ведя сегодня систематическую работу среди рабочей и крестьянской молодежи политические партии России уделяют большое внимание студенчеству, численность которого только в 548 высших учебных заведениях составляет 2,5 млн. человек. Кроме того, в системе среднего профессионального образования обучается 4,5 млн.

Студенчество является самой отзывчивой частью интеллигенции и более решительнее, точнее отражает и выражает развитие политических интересов различных социальных групп во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, - “соответствовала” не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе.

Российское студенчество стремится сегодня объединить свои усилия и направить их на реализацию интересов молодежи. В Уставе Российской ассоциации студенческих организаций высших учебных заведений отмечается, что она (ассоциация) является самодеятельным, добровольным общественным объединением, созданным в результате свободного волеизъявления студенческих организаций, действующих на основе общности интересов и расположенных на территории России. Ассоциация является юридическим лицом.

Цель создания Ассоциации - объединение усилий и координация деятельности молодежных организаций по реализации социальных и профессиональных интересов молодежи, творческого потенциала, социально значимых инициатив студенчества, аспирантов, молодых сотрудников и преподавателей учебных заведений.

Задачами Ассоциации являются: оказание содействия в реализации студенческих программ; оказание практической помощи студенческим коллективам, в том числе консультативной, информационно-методической и финансовой; привлечение общественности к проблемам студенческой молодежи; представление интересов организаций, входящих в состав Ассоциации, в государственных органах и общественных организациях; осуществление сотрудничества с действующими организациями, объединениями молодежи, созданными по профессиональным и социальным интересам; содействие развитию и углублению международного сотрудничества, развитию туризма, досуга и спорта.

В данном разделе будут освещены формы политического участия молодежи.

В политической жизни современного российского общества выделяются следующие формы политического участия молодежи.

  • 1. Участие в голосовании. Политический статус молодых людей определяется реальными, а не формально предоставляемыми возможностями оказывать влияние на формирование правящих сил в обществе через участие в голосовании. Ему предшествуют участие в обсуждении предвыборных программ политических партий, кандидатов в депутаты в федеральные органы власти и местные органы, инепосредственное участие в выборах.
  • 2. Представительное участие молодежи в органах власти России и в местном самоуправлении. Оно находит практическое выражение в реализации групповых интересов молодых людей с помощью ее представителей в органах власти.

В последние десятилетие наблюдается значительное снижение участия молодежи в управлении делами общества на всех уровнях, что является следствием изменений в структуре общественного управления. Старые формы представительного управления и самоуправления потеряли свою силу, а новые не предусматривают механизмов представительства и согласования интересов различных групп молодого поколения.

Все эти моменты никак не согласуются с провозглашенным курсом на демократизацию общества и медленно, но верно ведут к возрождению тоталитаризма в стране, усилению произвола администрации на предприятиях и в учебных заведениях, к дальнейшему еще большему ограничению прав молодежи.

3. Создание молодежных организаций, движений и участие в них. Стремление молодых людей к объединению в организации вполне объяснимо, ведь определенную часть своей политической жизни молодые люди проводят в кругу сверстников. Современная неоднородность политического сознания молодежи, многообразие политических ориентаций и интересов отразились в появлении большого количества разнообразных по направленности молодежных объединений, в том числе, и политических, особенно эта тенденция стала преобладать в Российской Федерации последнее десятилетие.

Сегодня в России существует множество различных политических молодежных и детских объединений, большинство из которых поддерживаются государственной молодежной политикой. Система поддержки детских и молодежных организаций, действующая в некоторых городах, краях и областях России, включает в себя комплекс мероприятий, а именно предоставление регулярных субсидий и финансирование целевых программ по решению социальных проблем молодого поколения страны.

Также необходимо отметить, что особым направлением в молодежном движении стала деятельность благотворительных фондов. В настоящее время их насчитывается около 10, перечислим некоторые из них: «Молодежь за Россию», «Участие», «Держава», «Молодежь выбирает будущее», «Российская забота», фонды поддержки молодых предпринимателей, содействия молодым депутатам и некоторые другие.

Однако, несмотря на государственную поддержку, значительноговлияния на молодежь, в целом, и ее политическую жизнь пока эти движения не оказывают. Большая часть молодежных объединений избегает постановки политических целей и четкого определения политических ориентаций, хотя они, так или иначе, выступают как группы интересов.

4. Участие в деятельности политических партий. Эта форма участия молодежи в политике направлена на воспроизводство и обновление политической структуры общества. В условиях социальной стабильности она выступает определяющим фактором социализации подрастающих поколений. Как правило, в кризисных ситуациях интерес к молодым людям со стороны политических партий возрастает. Такая тенденция имеет место и в российском обществе. Однако подобный интерес в России откровенно конъюнктурен и ограничивается лишь предвыборными кампаниями.

Сегодня только некоторые политические партии имеют зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ молодежные организации. С разной степенью активности действуют Союз «Молодые республиканцы», Российский Коммунистический союз молодежи, молодежная организация «Единство», иные молодежные организации или совсем исчезли, или прекращают свою активную деятельность.

5. Участие в акциях стихийного волеизъявления и защиты политических прав и свобод. Оно получило свое выражение в участии молодежи в забастовках, в актах гражданского неповиновения, в митингах, в демонстрациях, в других формах социального протеста в рамках существующего законодательства.

Подобные формы конечно нельзя назвать нормой политической жизни. Как правило, к ним прибегают люди, доведенные до отчаяния неспособностью или нежеланием властей конструктивно реагировать на их социальные, экономические, политические запросы и требования. Эффективность подобных форм политических действий зависит от уровня демократичности общества и от степени солидарности борющихся за свои права граждан.

Политический конфликт - это наиболее острая форма противостояния. Его возможно разрешить по линии компромисс -- консенсус -- сотрудничество -- интеграция. Также может получить развитие направление активизации противоборства, причем, в нелегитимных формах социального исключения различных групп, дезинтеграции общества. В истории человечества можно привести множество примеров, когда молодежь, используемая противостоящими силами, занимала в конфликтных ситуациях крайне экстремистские позиции.

Разумеется, рассмотренные формы политического участия молодежи кроме указанных, имеют региональную специфику.

Итак, перечисленные выше особенности молодого поколения как субъекта политических отношений существенно конкретизируются в условиях кризиса в российском обществе. Свою специфику имеют политическое сознание и формы участия молодежи в политической жизни отдельных субъектов PФ. Вместе с тем, общей является актуальная потребность в политической интеграции молодежи с целью стабилизации ситуации российского общества.

Башук Артем Сергеевич,студент, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Научный руководитель: Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Участие молодежи в политической жизни современной России

Аннотация.Вданной статье рассматриваются актуальные проблемыучастия молодежи в политической жизни современной России. Рассматривается значимость участияроссийской молодежи в работе различных политических партий. Определяется роль студенческой молодежи в политической жизни страны.Ключевые слова:молодежь, молодежный социум, политика, политические партии, социализация, студенчество.

В настоящее время политика все больше интересует российскую молодежь. Молодые люди

начинают понимать, что в конкретноисторических условиях политика может оказать большое воздействие либо на ускорение, либо на замедление социального прогресса общества, а значит и на положение и социальный статус самой молодежи. Участие молодежи в политической жизни общества сегодня –это одна из наиболее

актуальных проблем российского общества. При этом цели, которые преследует молодежь, весьма разнообразны.Участие молодежи в политическом процессе страны является важным и необходимым.

Молодежь –это важнейший социальный и электоральный ресурс общества, который может быть использован различными партиями, политическими лидерами и силами в своих интересах1.Участие молодежи в политической жизни современнойРоссииактуально, что обусловлено рядом причин:–избирательное право в России имеют около 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, что составляет около 25 % от общего числа избирателей;–молодежь является динамичной и энергичной социальной группой, которая будетопределять развитие общества и государства в будущем;–молодежь предопределяет занятость населения,его трудовую активность на ближайшее время. поэтому от молодежи зависит экономическое развитие государства и его мощь.Поэтому в современной России обращение политических сил к молодежи, изучение и решение ее проблем, привлечение к участию в политическом процессе становится необходимыми актуальным.Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общества. Социальная обусловленность личности носит конкретноисторический характер .Ближайшие

цели, к которым стремятся

молодые участники политического процесса –социализация молодежив современном обществе, саморазвитие личности молодого человека, приобретение коммуникативных навыков. Более отдаленные цели –влияние на власть и контроль над властью, взаимодействия в процессе управления, приобретение навыков государственного управления на федеральном и местном уровне. Можно утверждать, что молодежь, вступившая в возраст сознательного мировосприятия, рассматривает процесс политического участия как способ самоутверждения, политического обучения, карьерного роста, вхождения в политическую систему, в среду политической элиты.О статусе молодежи в политической жизни общества невозможно судить лишь на основе формального включения молодых людей в структуры власти. Для этого важно оценить уровень их самоидентификации с этими структурами, а также степень их активности в различных формах политической деятельности.Высокий уровень самоидентификации предполагает самоощущение своей причастности к принятию управленческих решений, отождествление себя в качестве субъекта властных отношений и свидетельствует о высокой степени включенности молодых людей в политическую жизнь общества.Положение молодежи в политической жизни характеризуется степенью включенности молодых людей в структуры власти различных уровней и самоидентификацией с ними в качестве субъекта властных отношений, а также широтой возможностей для их участия в различных формах политической деятельности, в том числе в стихийном волеизъявлении своих политических прав и свобод. Для современного общества характерно многообразие форм участия молодежи в политической жизни:–участие в голосовании;–представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и в местном самоуправлении;–создание молодежных организаций, движений;–участие в деятельности политических партий (в партии«Единой России»–«Молодая гвардия», в КПРФ–«Союз коммунистической молодежи», в ЛДПР –«Молодежный центр ЛДПР»);–участие в акциях стихийного волеизъявления своих политических нрав и свобод (митинги, забастовки и другие формы социального протеста) 3.Российская молодежь выступает не столько возрастной, сколько особой социальнопсихологической и творческой категорией людей. Нельзя недооценивать важность молодежного социума в политическом процессах России.

Молодежь, являясь субъектом политических и социальных отношений –активной частью общества и может повлиять на ход осуществления политического решения. В целом молодое поколение удовлетворено теми возможностями выражать свои политические взгляды, которые реально существуют в стране, и были описаны выше 3.Рассматривая данную тематику нельзя забывать о том, что сегодня молодежь сама начинает осознавать важность использования политических рычагов во благо народа и развития общества. Молодежь теперь сама идет в политику, и процесс этот носит уже глобальный характер. Более того, молодежь является преобразователем социальной культуры и организации общества, т.е. предопределяет социальный прогресс. Иными словами, молодежь несет в себе колоссально мощный инновационный потенциал, являющийся источником нынешних и особенно будущих изменений в общественной жизни. Возрастание роли молодежи в жизни общества –это закономерная тенденция, которая в большей степени проявляется на современном этапе модернизации. Но все же и на сегодняшний день в России поразному оценивают степень включенности современной молодежи в политические процессы. Нельзя недооценивать важность молодежного социума в политическом процессах России. Молодежь выступает не столько возрастной, сколько особой социальнопсихологическойи творческой категорией людей, которая являясь субъектом политических и социальных отношений –активной частью общества и может повлиять на ход осуществления политического решения.

Молодежь сегодня –это движущая сила, которая должна сама реализовывать свой политический потенциал и которая может достаточно много сделать и для себя, и для своей страны.Особое место в молодежной группе занимает студенчество. Оно обладает достаточно высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к различным аспектам жизнедеятельности, пространственной локализацией и органично присущей ему способностью к самоорганизации.На современном этапе студенческое движение развивается как в рамках молодежного общественного движения, так и самостоятельно, в своих организационных правовых формах. Существует большое количество студенческих общественных объединений при немногочисленной членской базе (это касается не только региональных и местных общественных объединений, но и межрегиональных). Студенческое движение в России представлено, с одной стороны, общественнымдвижением студентов, с другой –профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет. Однако профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социальнозначимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.

Обеспечение участия студенчества в социальнополитической жизни страны на общероссийском, региональном и местном уровнях осуществляется через органы студенческого самоуправления.Оно является важным фактором развития демократических форм управления в системе высшего и среднего профессионального образования и значимым элементом самореализации и волеизъявления студенчества как наиболее активной части молодежи. Сегодня органы студенческого самоуправления существуют в каждом третьем учреждении высшего и каждом четвертом учреждении среднего профессионального образования.Взаключении отметим, что будущее всего общества будет реализовываться только через деятельность тех, кто сегодня составляет молодежь, и, понимая это, политические лидеры говорят о необходимости поддержки активности молодежи, в том числе в политической сфере. Тем самым, все преобразования, которые проводятся в нашей стране, во многом ориентированы на молодежь. Данный подход представляется целесообразным, ведь результаты предпринимаемых мер будут важны и заметны для всего общества.

Ставрополь: Ставролит, 2015. –111 с.2.Сердюк И.И. Условия формирования и развития личности. // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2016. –Т. 15. –С. 17411745.3.Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие. / 4е изд. –М.: Дашков и К, 2015. –327 с.

Одной из наиболее существенных новаций, введенных в политическую практику при реформировании политической системы страны в конце 1980-х – начале 1990-х гг., был институт выборов, освобожденный от той исключительно ритуальной функции, которой он обладал ранее. Большинство исследователей сходятся на том, что в демократиях выборы являются институциональным каркасом политической системы. «Позитивно определенная власть есть институционализация ожидания, что в известных пределах требованиям общества будет уделено серьезное внимание. Наиболее четкое формальное отражение это получило, например, в системе выборов» 1 . Тем не менее, социологические замеры общественного мнения фиксируют недоверие россиян к действующей избирательной системе. В их сознании закреплена «презумпция виновности» властей, получающих всегда выгодные для себя итоги всенародного голосования. Так, по данным опроса Фонда общественного мнения (ФОМ) - июль 2005 г., - свыше половины россиян (55%) полагают, что результаты выборов не отражают мнения народа. И лишь менее трети (31%) придерживаются противоположной позиции.

Значимость выборов для политической социализации молодежи определяется такими их нормативными качествами, как альтернативность, свобода и конкурентность.Эти характеристики выборов, в принципе, должны способствовать формированию таких качеств «политического индивида», как способность делать выбор и нести за него ответственность, анализировать расстановку сил и баланс многообразных интересов, рассчитывать плюсы и минусы того или иного решения. Однако эти позитивные (функциональные) следствия вовлеченности молодежи в деятельность электоральных институтов зачастую не реализуются, и мы наблюдаем лишь ряд дисфункций – разочарование в выборах и легальных формах политической конкуренции в целом, легитимацию насилия в молодежном сознании, формирование убежденности в том, что власть формируется отнюдь не на выборах, а в чиновничьих кабинетах или на площадях. Скорее всего, эти дисфункции являются прямым следствием реальной электоральной практики в России и в значительной степени – институциональных основ выборов.

Исследование электорального поведения и электорального сознания молодежи приобретает особую значимость вследствие того, что в любом обществе молодежь выполняет функцию трансляции ценностей и практик и фактически определяет степень идентичности общества на разных этапах его развития.

Электоральное поведение молодежи представляет собой участие в выборах и референдумах различных уровней. Его измерение производится, прежде всего, по критериям интенсивности, регулярности, осознанности и др.

Электоральное сознание молодежи, в свою очередь, можно определить как комплекс ценностей, установок и норм, определяющих электоральное поведение молодежи.

Характер электорального участия молодежи отражает низкую рефлективность (рефлексивность в целом можно определить как способность к критической самооценке, а также к критическому осмыслению собственного опыта) общественного сознания молодежи и неверие в значимость политических институтов для реальных жизненных практик.

Наиболее очевидным и показательным индикатором политической активности или пассивности населения является участие в выборах. В общественном сознании молодежи нормативная ценность выборов несколько выше, чем у других поколений.

По данным исследования «Молодежь и выборы сегодня: перспективы, ожидания (электоральная активность молодежи в Белгородской области)», проведенного в 2006 г., 75,32% респондентов высказались за то, что выборы в России нужны («да» и «скорее да, чем нет»). О том, что выборы не нужны, заявили 14,45% респондентов 1 . Собираются участвовать в выборах 60,87% молодых людей. Но лишь 25,16% на вопрос о мотивах такого участия заявили, что хотят таким образом участвовать в решении общественных проблем. Для остальных участие в выборах – в лучшем случае, гражданский долг (41,98%) или следование требованиям закона (14,29%) 2 . По результатам опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» по общенациональной выборке в декабре 2005 г., из двух предложенных альтернатив: «Выборы нужны» и «Выборы не нужны» 61% респондентов выбрали первую и 23% - вторую. В 2002 г. данное соотношение было – 73% и 14% 1 .

Однако нормативная ценность выборов сочетается с более низким уровнем заявленного и реального электорального участия. По данным ФОМ, в президентских выборах 2004 г. приняли участие 57% респондентов в возрасте 18-35 лет. В то же время в целом по выборке в них участвовали 67%. В парламентских выборах 2003 года участвовало только 42% населения в возрасте 18-35 лет. Среди молодежи самая низкая доля тех, кто за неделю до голосования окончательно утвердился в своей позиции (62%) и самая высокая тех, кто не уверен, пойдет ли он на выборы или нет (26%) 2 .

По данным общероссийского опроса, проведенного ФОМ в феврале 2004 г., в возрастной группе 18-35 лет о том, что они всегда приходят на избирательные участки, заявили 48%, а о том, что не ходят никогда – 10%. Для возрастных групп 36-54 и старше 55 лет соответствующие показатели составили 64 и 8%; 85 и 4% 3 . Продемонстрированная тенденция позволяет предположить, что заявленная электоральная активность собственно молодежи, то есть 18-29-летних, еще ниже, чем в первой возрастной группе. При этом следует иметь в виду, что это, скорее всего, так называемая нормативная электоральная активность, которая существенно отличается от реальной (в сторону завышения).

Еще более низкие показатели электоральной активности молодежи зафиксировало исследование Института социологии РАН в возрастной категории 18-26 лет. О своем участии в выборах в ходе него заявили 36% молодых респондентов. В возрастной группе 40-60 лет таких насчитывалось 48%. На вопрос «Приходилось ли Вам за последние год-два участвовать в общественной и политической жизни? И если да, то в какой форме?» почти каждый второй опрошенный молодой россиянин (49%) дал отрицательный ответ. Среди старшего поколения таких респондентов оказалось – 37% 4 .

По данным межстранового проекта Венского института социальных исследований, и в странах Европы молодежь в целом отличается невысоким уровнем электоральной активности. Наиболее высокий уровень участия в выборах наблюдается в Италии, а самый низкий – в Великобритании 5 .

Реальное электоральное участие молодежи в Белгородской области, фиксируемое по данным Избирательной комиссии Белгородской области, имеет достаточно высокий уровень. Если на выборах Белгородской областной Думы в октябре 1997 года была зафиксирована крайне низкая явка молодых избирателей – около 30%, то в последующем активность молодых избирателей была существенно выше (таблица 5) 1 .

Положение молодежи в политической жизни характеризуется степенью включенности молодых людей в структуры власти различных уровней и самоидентификацией с ними в качестве субъекта властных отношений, а также широтой возможностей для их участия в различных формах политической деятельности, в том числе в стихийном волеизъявлении своих политических прав и свобод. Различаются формальная и реальная включенность в политическую жизнь. От того, насколько сознательно молодой человек включается в ту или иную властную структуру и какова его позиция в ней, способен ли он оказывать воздействие на политику, зависит в конечном счете возможность реализации его политических интересов.

О статусе молодежи в политической жизни общества невозможно судить лишь на основе формального включения молодых людей в структуры власти. Для этого важно оценить уровень их самоидентификации с этими структурами, а также степень их активности в различных формах политической деятельности. Высокий уровень самоидентификации предполагает самоощущение своей причастности к принятию управленческих решений, отождествление себя в качестве субъекта властных отношений и свидетельствует о высокой степени интегрированности молодых людей в политическую жизнь общества.

Для современного общества характерно многообразие форм участия молодежи в политической жизни. Понимаемое как вовлеченность в той или иной форме человека или социальной группы в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, политическое участие является важным компонентом политической жизни общества. Оно может служить средством достижения определенной цели, удовлетворения потребности в самовыражении и самоутверждении, реализации чувства гражданственности. Участие бывает прямым (непосредственным) и опосредованным (представительным), профессиональным и непрофессиональным, стихийным и организованным и т.п.

В недавнем прошлом в нашей стране исповедовалась идея так называемой стопроцентной политической активности молодежи. При этом признавались лишь те формы активности, которые демонстрировали солидарность молодых людей с официальной идеологией. Любые иные считались антиобщественными и пресекались. Подобное "поголовное участие" лишь в официально одобряемых формах свидетельствовало о бюрократизации политической жизни и наносило огромный вред молодежи, последствия которого ощущаются до сих нор.

В политической жизни современного российского общества, переживающего системный кризис, выделяются следующие формы политического участия молодежи.

  • 1. Участие в голосовании. Политический статус молодежи определяется реальными, а не формально предоставляемыми возможностями оказывать влияние на расстановку политических сил в обществе через участие в голосовании. Ему предшествует участие в обсуждении предвыборных программ политических партий, кандидатов в депутаты в федеральные и местные органы власти, а также непосредственное участие в выборах. Однако молодежь недостаточно активно использует свой политический потенциал. По данным ФОМ (по состоянию на 20 января 2012 г.), 58% молодежи в возрасте от 18 до 35 лет практически не участвует в выборах (33% участвуют редко и 25% никогда не участвуют), продемонстрировав политический нигилизм и предоставив тем самым возможность для манипулирования ее голосами заинтересованным силам. Участие в выборах в Госдуму (2007) принимали всего 47% молодых людей в возрасте 18– 30 лет, что значительно ниже электоральной активности старшего поколения. Большинство голосов молодых избирателей получила "Единая Россия" (68,6%), следующие три места по числу отданных за них голосов заняли ЛДПР (12,1%), "Справедливая Россия" (6,2%), КПРФ (5,3%) (Горшков, Шереги, 2010).
  • 2. Представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и в местном самоуправлении. Оно находит практическое выражение в реализации групповых интересов молодежи посредством ее представителей в органах власти. По данным Госкомстата, на всех уровнях представительной власти РФ в 1990–1991 гг. молодежь в возрасте 21–29 лет составляла 13,3% от числа избранных в эти органы, в том числе в Верховном Совете РФ – 0,4%; в Верховных Советах республик – 2,8%; в городских Советах – 10,2%; в районных городских Советах – 11,7%; в сельских поселковых Советах – 14,9%. Однако в дальнейшем представительство молодежи в органах государственной власти постоянно сокращалось.

За годы реформ представительное участие молодежи существенно сократилось. Не может компенсировать недостаток представительных форм участия молодежи в органах власти и создание в середине 1990-х гг. молодежных парламентских структур. Они представляют собой консультативно-совещательные общественные группы при органах законодательной и исполнительной власти, действующие сегодня примерно в 1/3 субъектов Российской Федерации. Однако заметного влияния на реализацию государственной молодежной политики они не оказывают.

В составе депутатов Государственной Думы молодежь в возрасте до 30 лет представлена в количестве 12 человек. Из них 7 человек – "единоросы" и 5 – представители ЛДПР. Как видно, представительство молодежи в высшем законодательном органе незначительно и неравномерно распределено по принадлежности к политическим партиям.

Особенно ощутимо изменение представительства молодежи проявилось на уровне учебных и трудовых коллективов. Если в 1990 г. 40,7% молодых людей избирались в разного рода представительные органы в своих коллективах (в советы трудовых коллективов, партийные, профсоюзные и комсомольские органы), то уже в 1992 г. их число сократилось вдвое. В 2002 г. участвовали в деятельности различных представительных органов, по данным социологических исследований, 11,5% молодых людей, в том числе на уровне первичного учебного (трудового) коллектива – 6,4%; на уровне учебного заведения, учреждения, предприятия, фирмы – 4,4%; на уровне района, села, города, области – 0,7%. В 2008 г. лишь десятая часть молодежи участвовала в работе органов самоуправления, и преимущественно на низовом уровне. При этом половина молодых людей, судя по результатам исследований, включена в эти органы формально и даже на уровне первичных трудовых (учебных) коллективов не оказывала никакого влияния на принятие решений. Часто оказывается неэффективной и деятельность молодых депутатов, не имеющих опыта управления, налаженных связей с аппаратами местных органов власти, с руководством министерств и предприятий, с банковскими структурами.

Наиболее извращенные формы дискриминации коренных интересов и прав молодежи отмечаются в частном секторе. Здесь полностью отсутствуют любые формы представительной демократии, защиты прав трудящихся, и прежде всего молодежи. Две трети молодых людей постоянно или часто сталкиваются с фактами несправедливости со стороны работодателя.

Все это никак не согласуется с провозглашаемым курсом на демократизацию общества и ведет к возрождению тоталитаризма в стране, усилению произвола администрации на предприятиях и в учебных заведениях, к дальнейшему ограничению прав молодежи.

3. Создание молодежных организаций, движений. Определенную часть своей политической жизни молодые люди проводят в кругу сверстников, поэтому вполне объяснимо их стремление к объединению в организации. Неоднородность политического сознания молодых россиян, многообразие политических ориентаций и интересов способствуют появлению большого количества разнообразных по направленности молодежных объединений, в том числе и политических.

По состоянию на март 2011 г., в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, включены 62 организации, из которых 48 молодежных.

Большая часть этих организаций и их территориальных отделений сосредоточены в больших городах. Их численность колеблется от нескольких сотен до десятков тысяч человек. Наиболее крупной является "Российский союз молодежи", объединяющий 220 тыс. индивидуальных членов и имеющий территориальные организации в 70 субъектах Российской Федерации. С принятием Федерального закона от 28.06.1995 № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" существенно укрепилась правовая база для участия в них молодых людей. В 2001 г. создана общероссийская ассоциация "Союз молодежных организаций", призванная консолидировать деятельность молодежных объединений и движений.

Развитию патриотизма и межкультурного взаимодействия среди молодежи страны способствует Всероссийский фестиваль "Мы вместе!", проводимый с 2010 г. Российским союзом молодежи. Его участники узнают о культуре и достижениях народов страны, реализуют социальные проекты, встречаются с известными политиками, журналистами, общественными деятелями, лидерами молодежных организаций.

Приобретению навыков социального менеджмента, инициативности способствует программа Российского союза молодежи "Студенческое самоуправление". Студенты вузов получают знания по организации молодежных объединений, студенческих клубов, правового обеспечения студенческого самоуправления, развитию политической и досуговой активности.

Всероссийская программа популяризации рабочих профессий и профориентации "Арт-Профи Форум" ежегодно реализуется в 50 субъектах РФ. Более 30 000 молодых людей реализуют социальные проекты, создают видеофильмы, рекламные плакаты, песни и творческие презентации на тему популяризации профессий и специальностей, получаемых в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.

Ширится среди молодежи волонтерское движение. Десятками тысяч исчисляется участие молодых людей в добровольческих отрядах.

Анализ тенденций развития молодежного движения в регионах свидетельствует о разнообразии условий для него в различных субъектах Российской Федерации. В регионах часто имеются дополнительные возможности для реализации государственной поддержки молодежных и детских объединений. Решением ряда региональных и муниципальных органов государственной власти детским и молодежным объединениям предоставлены налоговые льготы. Поддержка детских и молодежных организаций, действующая в некоторых городах, краях и областях, включает в себя предоставление регулярных субсидий и финансирование целевых программ по решению социальных проблем молодежи.

Однако, несмотря на государственную поддержку, заметного влияния па молодежь и ее политическую жизнь эти организации пока не оказывают. Большинство из них избегает постановки политических целей и четкого определения политических ориентаций, хотя они, так или иначе, выступают как группы интересов. Во многих из них числится всего по несколько десятков человек, занимающихся под прикрытием молодежных организаций обыкновенным бизнесом.

Наряду с организациями, поддерживаемыми государством, всего действует более 100 различных молодежных объединений и движений. Деятельность многих из них носит хотя и политический, но во многом декларативный характер. По целям и характеру деятельности, зафиксированным в их программах, эти движения подразделяются на национально-патриотические (7,2%), оппозиционные (27,5%), националистические (11,7%), протестные (10,6%), прокремлевские (25,7%), правозащитные (8,3%) а также экологические, спортивных фанатов и др. (9%).

Являясь формой самоорганизации, молодежные движения рассматриваются в современном обществе как проявление социальной, в том числе и политической, субъектности молодых людей. О степени становления российской молодежи в качестве субъекта политической жизни общества позволяют судить мотивы ее участия в различных движениях. Результаты исследования показывают, что выделяется три группы мотивов. Во-первых, экспрессивные, спонтанно возникающие мотивы, не связанные с идейной направленностью движений (здесь и желание "потусоваться", и романтика, и возможность заработать). Во-вторых, инструментальные мотивы, часть которых связана с идейной направленностью движений (это возможности самореализации, стремление поучаствовать в конкретных делах, приобщение к политической карьере). В-третьих, собственно идейные мотивы, представленные как в общей форме (идейная близость, борьба за справедливость), так и в более конкретной (поддержка политического курса, протест против существующего порядка, борьба с инакомыслием, с иноверцами, с представителями других национальностей).

Около половины (48,5%) мотивов отражают в той или иной форме идейную направленность (второй и третий типы мотивации). Это свидетельствует, что самоорганизация молодежи носит вполне осознанный характер. Большинство молодых людей включаются в этот процесс, преследуя конкретные цели, а каждый второй использует данную форму самоорганизации для реализации идейных мотивов.

Направленность идейной мотивации существенно дифференцируется по видам движений. Идейными мотивами, соответствующими третьему типу мотивации, в наибольшей степени руководствуются участники национально- патриотических (33,4%), националистических (23,9%) и оппозиционных (22,2%) движений. При этом важно раскрыть конкретное содержание идейной направленности мотивов. В нем отражаются коренные социально-групповые интересы молодежи – социальные (чувство справедливости), национальные, патриотические, религиозные и политические. Суммируя ответы по 7-балльной шкале (на основе средневзвешенных коэффициентов), общая картина идейной направленности мотивов участия молодежи в общественных движениях выглядит следующим образом: на первом месте – социальные, чувство справедливости (К = 5,14), далее в порядке убывания ранговых позиций следуют – национальные (3,63), патриотические (3,33), религиозные (2,82), политические (2,68) мотивы. Таким образом, ведущим идейным мотивом, значительно опережающим все остальные, является стремление к социальной справедливости, отражающее традиционный характер ценностей россиян. Факт смещения на последнее место политических мотивов свидетельствует о слабой выраженности политических интересов молодежи, что препятствует превращению ее в активную политическую силу.

4. Участие в деятельности политических партий. Эта форма политического участия молодежи непосредственно направлена на воспроизводство и обновление политической структуры общества. В условиях социальной стабильности она является важным фактором политической социализации подрастающих поколений. В кризисных ситуациях, как правило, интерес к молодежи со стороны политических партий возрастает. Данная тенденция имеет место и в российском обществе. Однако подобный интерес в России откровенно конъюнктурен и ограничивается лишь предвыборными кампаниями.

Большинство партий и политических блоков даже в период выборов не имели обоснованных программ молодежной политики, а молодые кандидаты в депутаты составляли в них ничтожную долю. В то же время невелик интерес и самой молодежи к участию в политических партиях. Интересуется их политикой менее 2% молодых людей.

В настоящее время лишь отдельные политические партии имеют зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ молодежные организации. Молодежным крылом партии "Единая Россия" является "Молодая гвардия". Аналогичную функцию в КПРФ выполняет "Союз коммунистической молодежи", в ЛДПР – "Молодежный центр ЛДПР". Имеют свои молодежные организации и другие партии. Как правило, это небольшие по численности организации от нескольких десятков до 1–2 тыс. и более человек, разделяющих программы партий, участвующих в проводимых ими политических акциях и в других партийных мероприятиях. Особенно активизируется их деятельность в период избирательных кампаний. Выполняя преимущественно узкопартийные функции, политическое влияние этих организаций на широкие слои молодежи весьма ограниченно.

5. Участие в акциях стихийного волеизъявления своих политических прав и свобод. Оно выражается в участии молодых людей в забастовках, в актах гражданского неповиновения, митингах, демонстрациях и других формах социального протеста в рамках существующего законодательства. Конечно, подобные формы нельзя назвать нормой политической жизни. К ним прибегают, как правило, люди, доведенные до отчаяния неспособностью или нежеланием властей конструктивно реагировать на их социальные, экономические, политические требования. Эффективность таких форм политических действий зависит от уровня демократичности общества и от степени солидарности борющихся за свои права групп населения.

Наиболее острая форма противостояния – политический конфликт, который может быть разрешен по линии компромисс – консенсус – сотрудничество – интеграция, а может получить развитие в направлении активизации противоборства, причем в нелегитимных формах, социального исключения различных групп, дезинтеграции общества. История знает немало примеров, когда молодежь, используемая противостоящими силами, занимала в конфликтных ситуациях крайние и экстремистские позиции.

Примером может служить всплеск протестной активности в российском обществе, начавшийся в связи с несогласием с результатами выборов в российский парламент 4 декабря 2011 г. По мнению экспертов Левада-Центра, доля молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет на митинге на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 г. и на шествии в феврале 2012 г. составляла примерно от 20 до 22%, доля людей в возрасте от 25 до 39 лет – соответственно 36–37%. По России доля митингующих людей в возрасте от 18 до 25 лет составила в этом периоде – 17%, в возрасте от 25 до 39 лет – 23%.

Данные социологических исследований свидетельствуют об эскалации социальной напряженности в среде российской молодежи. Оценивая современную социально- политическую ситуацию в России, 14,3% молодых людей испытывают высокую степень тревоги, 6,8% – страха, 11,5% – возмущения и гнева (данные 2011 г.). Чувство тревоги и страха каждый пятый связывает с криминогенной обстановкой и с терроризмом, каждый десятый – с проявлениями национализма и религиозного фанатизма. Ненависть и неприязнь испытывают 22% молодых людей в отношении к богатым, олигархам, 41% – в отношении к чиновникам, бюрократам, 34,9% – в отношении мигрантов. Не случайно 28,1% молодежи выразил готовность принять участие в массовых выступлениях, если социально- экономическая ситуация в стране будет ухудшаться.

Растет число экстремистски настроенной молодежи. Осознанную готовность к совершению экстремистских поступков по идейным соображениям 12,4% молодых людей проявили в форме участия в не разрешенных властями митингах и демонстрациях и 8,7% – в крайне экстремистских формах протеста (3,6% – через участие в захвате зданий, перекрытии транспортных средств и 5,1% выразили готовность взяться за оружие, если мирные способы борьбы не дадут результатов). Численность данной группы весьма высока, особенно с учетом неопределившегося резерва, равного 25,7% – затруднившихся ответить.

Особую общественную тревогу представляют массовые выступления молодежи. Организующую роль в них играют молодежные движения, в каждом из которых присутствуют экстремистски настроенные молодые люди. По данным исследования 2007 г., каждый пятый сторонник национально-патриотических и оппозиционных движений не исключает для себя возможности участия в незаконных протестных акциях. Значительно выше уровень готовности к экстремистским действиям в националистических движениях. Среди их участников 36,2% готовы к жестким проявлениям экстремизма. Возможность участия в несанкционированных демонстрациях, в захвате общественных зданий и перекрытии магистралей, а также готовность взяться за оружие не исключил для себя каждый второй (48,2%) член протестных движений. Участники прокремлевских движений также демонстрируют высокую готовность к незаконным протестным действиям (21,1%), а каждый десятый (13,8%) не видит для себя препятствий в выражении экстремизма и в более жестких формах.

Разумеется, рассмотренные формы политического участия молодежи имеют свою региональную специфику.

Итак, отмеченные выше особенности молодежи как субъекта политических отношений существенно конкретизируются в условиях кризиса в российском обществе. Свою специфику имеют политическое сознание и формы участия молодежи в политической жизни отдельных регионов. Вместе с тем общей является актуальная потребность в политической интеграции молодежи с целью стабилизации российского общества.




Top