Что написала сельма лагерлеф для детей. Старая шляпа детства (О Сельме Лагерлёф)

Спрашивает Михаил
Отвечает Александра Ланц, 28.06.2011


Мир вам, Михаил!

Библия отвечает на этот вопрос совершенно определённо.

Бог говорит через Своего пророка Иоанна Крестителя:

"покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. ...порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам" (*мы - истинные христиане), ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (*учеников Христу). Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым".

Бог говорит во Христе:

С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

Апостол Пётр говорит:

"покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа".

"Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши..."

Как видим, для спасения людям необходимо покаяться в своих грехах и принять распятого и воскресшего Иисуса, т.е. Евангелие, в качестве своего личного Спасителя от грехов и смерти.

Обратите внимание на то, что новозаветные Писания ясно и недвусмысленно говорят о том, что покаяние - это полное оставление греха, который человек когда-то совершал. Если человек прелюбодействовал, то после покаяния и обращения он перестанет это делать навсегда. Если человек сквернословил, лгал, поклонялся идолам, был пьяницей и пр., то после покаяния у подножия Креста, человек перестанет всё это делать раз и навсегда, и ему будет противно даже вспоминать о своей прошлой жизни.

Хочу обратить ваше особое внимание на тот момент, который многие люди, называющие себя верующими, упускают из виду. Дело в том, что человек не может покаяться самостоятельно, сам из себя. К истинному покаянию человека ведёт Бог: "благость Божия ведёт тебя к покаянию" () . И только благодаря обличающему Голосу Бога, благодаря действию Святого Духа, Который освещает сердце человека и все его дела, человек имеет возможность восскорбеть о своих грехах так, что пожелает лучше умереть, чем продолжать жить в них.

Таким образом, для того, чтобы спастись, человек должен начать прислушиваться к обличающему голосу Бога и позволить Богу привести его(её) к покаянию в своей греховности, в своей полнейшей неспособности соответствовать Небесным стандартам праведности и святости... только проходя через истинное покаяние человек способен увидеть свою нужду во Спасителе и принять Его всем своим сердцем.

"Я пришел призвать... грешников к покаянию" ( ; ; ).

"пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" ().

С уважением,

Читайте еще по теме "Спасение":

Вы как-то рассказывали про спасение в монастыре и в миру. Монастырь Вы назвали теплицей, и сказали, что во многих случаях туда идут слабые люди. Также сказали, что в миру тоже можно спасаться — это больший подвиг, но я недавно прочитал слова Игнатия Брянчанинова: «Хотеть спастись в миру — всё равно, что стоять в огне и хотеть не сгореть». Поясните, пожалуйста.

Да, кажется, что здесь налицо формальные противоречия. В отношении спасения в монастыре и спасения в миру мы можем найти разные высказывания святых Отцов. Видимо это обусловлено тем, что они говорили о каких-то конкретных ситуациях. В частности Игнатий Брянчанинов, говоря о монастырях, действительно называл их «теплицей», в которой создаётся великолепный микроклимат, где можно вырастить великолепные цветы, которые невозможно вырастить на свежем воздухе. Действительно, в монастырях, если они соответствуют своей сути, ведётся интенсивная духовная жизнь или умное делание. Там отводится очень много времени молитве, чтению Святых Отцов, Священного Писания, рассуждению об этом. Это своего рода настоящая духовная школа. Но таких монастырей становилось в истории меньше, и сейчас [их] всё меньше и меньше. Теперь в монастырях всё больше внимания уделяется внешней деятельности, то есть тому, что Святые Отцы называли «телесным подвигом». Этот подвиг состоит в совершении богослужений, определённых молебствий, поминовений, а также определённого социального служения, касающегося таких явлений, как уход за престарелыми соответствующего пола или создание воскресных школ. Это речь идёт о монастырской жизни. Здесь мы, с одной стороны, поражаемся тем подвигам, которые исторически совершались в хороших монастырях — это верно, но, как я сказал, идёт определённое оскудение монашеской жизни, и сейчас, в нашем веке мы уже встречаем такие высказывания:

Святитель Илларион Троицкий, архиепископ, говорит, что в монастырь идут слабые люди, которые не могут вынести тяготы семейной жизни и тех огромных забот, которые с нею связаны. Это же подтверждает архимандрит Иоанн Крестьянкин — авторитетный духовник нашего времени. Кстати то же самое говорят и некоторые древние отцы, например, святитель Григорий Палама. Они высказывают мысль, что в монастырь идут более слабые люди, а в миру требуется большая сила. Видимо это зависит от человека, возможно, это и так, но вопрос о словах Игнатия Брянчанинова, о том, что хотеть спасаться в миру — всё равно, что стоять в огне и не сгореть. О чём он говорит? Вернёмся к вопросу о том, что есть разные степени спасения, который мы обсуждали в начале сегодняшней программы [в первой части]. Первая степень лучше всего выражена благоразумным разбойником, который ничего не успел сделать для своего спасения, но он предельно смирился, действительно покаялся и услышал «Сегодня будешь со Мною в раю». Если говорить об этой ступени спасения, то в миру очень часто и большей частью человек познаёт свои страсти и слабости. Он может действительно смириться и воззвать к Богу: «Господи, помилуй меня! Я несу достойное наказание за свои грехи». Эта первая ступень соответствует мирскому образу жизни, а Игнатий Брянчанинов говорит о другом. Он говорит о спасении, которого искали все подвижники, и которые совершали его в пустынях, горах, лесах и монастырях, то есть, которые боролись со своими страстями. Он говорит, что бороться и победить свои страсти в миру, равносильно тому, что стоять в огне и не сгореть. Вот о чём он говорил. Он пишет это применительно к монашескому образу жизни, поэтому он так оберегал монашество и говорил, что монах должен всячески оберегать монаха от общения с миром ибо это грозит полной утратой того духовного содержания, которое должно у него быть. Он это пишет тем людям, которые хотят не вообще спастись (и разбойник спасся, а не только мирские люди), а монахам, которые действительно стремятся искоренить страсти, победить их, достичь чистоты сердца. Жить в миру и достичь бесстрастия действительно невозможно.

Но, с другой стороны, есть же священники-монахи, которые несут своё послушание на обычных приходах, а не в монастыре?

Это печальное явление, потому что невозможно находясь в миру, сохранить тот уровень, к которому должен стремиться монах. Святитель Игнатий действительно сказал абсолютную истину: невозможно находясь в миру, общаясь с людьми, достичь бесстрастия. Были такие случаи, но какие! Посмотрите, когда Серафим Саровский вышел в мир? Полтора десятка лет полного затвора, затем ещё полтора десятка лет. Наконец, после особого приказа Божией Матери, он вышел в мир. В затворе он достиг бесстрастия и теперь мог выйти к людям и общаться с ними без вреда для себя. Но без такого уникального подвига, который нёс преподобный Серафим, [достичь этой ступени спасения] в принципе невозможно. Об этом вам скажет любой монах. Даже посмотрите, Иоанн Кронштадтский, кажется, святой! Он был по сути монахом, хотя и был женат. В своём дневнике он только и пишет: «Опять я позавидовал, опять я потщеславился, опять я разгневался!» Достичь бесстрастия в миру невозможно. Вот об этом и пишет Игнатий Брянчанинов.

Нередко приходится слышать такие речи: "Где уж нам, грешным, спастись? Мы живем в мирской суете, что ни ступил, то согрешил. Кто хочет спасаться - иди в монастырь". Правда ли это? Ужели для мирян совсем закрыт вход в Царство Небесное? Ужели оно открыто только монахам? А если это неправда, если и мирянина Господь зовет ко спасению,

если и ему отверсты врата райские, то какой же тяжкий грех берут на свою душу те миряне, которые говорят, будто в миру нельзя спастись! Ведь это клевета на Самого Господа Бога. Он с клятвою уверяет нас во святом Слове Своем: «живу Аз, глаголет... Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечистивому от пути своего, и живу быти ему» (Иез. 33; 11); Он «всем хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2; 4); - а ты говоришь, будто только и можно спастись в пустыне, что для мирян нет надежды на спасение... Неправда это. Можно и в миру спастись. Каждому Господь указует свой путь спасения. Одному - путь монашеский, другому - путь семейной жизни и служения ближнему в мирских званиях. Великий Предтеча Христов Иоанн сам проходил строгий подвиг пустынного постнического жития, а когда спрашивал его народ, что нам делать, чтобы спастись? - он не требовал, чтобы все шли в пустыню, а говорил им в ответ: "У кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища - делай тоже". Спрашивали его и мытари - сборщики казенных податей: что им делать? Он и от них не требовал, чтобы оставили свое занятие, а только предостерегал их от несправедливых поборов: "Ничего не требуйте более определенного вам". Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И им он не давал совета бросить службу воинскую, а только говорил: "Никого не обижайте, не клевещите, а довольствуйтесь своим жалованьем". Или вот, во Святом Евангелии повествуется, как один богатый юноша подошел к Самому Господу Иисусу Христу и спрашивает Его: «что сотворю, да живот вечный наследствую?» (Мк. 10; 17). Что же отвечает ему Господь? «Заповеди веси: не прелюбы сотвориши, не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не обиди, чти отца твоего и матерь» (Мк. 10; 19), «и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. Аще хощети внити в живот, соблюди сии заповеди» (Мф. 19; 19,17). Видите, Господь не требует от сего юноши, чтобы он бросил дом, бросил отца или мать, отказался от богатства, ушел в пустыню. Сердцеведец знал, что подвиг отречения от мира не по силам этому юноше, знал и потому не требовал от него сего подвига. Он указал ему общий путь спасения - путь исполнения заповедей Божиих в мирской жизни. Но пылкий юноша не знал своего сердца, его душа просила высшего подвига, высшего совершенства, которое было ему не по силам. «Вся сия, - все сии заповеди, говорит он Господу, - сохраних от юности моея, что есмь еще не докончал?» (Мф. 19; 20). Милосердному Господу жаль стало этой доброй души, которая не видела, как крепко она была привязана к миру и его суете: «Иисус же, воззрев нань, возлюби его, и рече ему: еще единого еси не докончал» (Мк. 10; 21): «аще хощеши совершен бытии» (Мф. 19; 21), «вся, елика имаши, продаждъ и раздай нищим, и имети имаши сокровище на небеси» (Лк. 18; 22), «и прииди, ходи вслед Мене, взем крест» (Мк. 10; 21), -слышите, -не принуждаю, говорит, не требую сего отречения от всех, ибо знаю, что «не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть» (Мф. 19; 11), - «но аще хощеши совершен бытии», если ищешь высшего совершенства духовного, то вот тебе Мой совет: «раздай имение твое нищим» и возлюби Мою нищету, «ходи вслед Мене» - отрекись от своей собственной воли, от своих желаний, от своего разума; «и возьми крест» - отрекись от всего, что делает мирскую жизнь приятной, и обреки себя на все лишения, на все скорби, которые неизбежны для ищущих высшего совершенства духовного. А это и есть путь монашеского жития. И в миру без креста скорбей не спасешься, но для отрекшегося от мира сей крест сугубо тяжел. Поэтому Господь и не требует от всякого, чтобы он оставил мир и шел в пустыню спасаться. Это путь особых избранников благодати, которым Господь и указует его в разных обстоятельствах жизни." И ты можешь избрать сей путь, но только - пока ты свободен располагать собою, пока ты не вступил в семейную жизнь, а как скоро ты вступил в брак, - то уже ясно, что Господь указует тебе искать спасения в миру, а не в монастыре. Апостол Христов поучает нас: «кийждо в немже призван бысть братие, в том да пребывает пред Богом» (1 Кор. 7; 24). «Отрешился ли еси жены?» Отказался ли ты от семейной жизни, чтобы свободно угождать Богу в одиночестве или в монашестве? - «Не ищи жены» (1 Кор. 7; 27). «Привязался ли еси жены? - Не ищи разрешения» (там же). Бог тебя призвал к семейной жизни, и живи в семье, воспитывай детей в страхе Божием, живи сам по-Божии, исполняй заповеди Божий, повинуйся пастырям Церкви, от Бога поставленным, и ты спасешься. Монашеское житие - не твоя дорога. Если самовольно бросишь семью, бросишь жену и детей, чтобы в монастырь уйти, - не добро сделаешь. Не много было таких избранников Божиих, которые решились на это, и решились только по особенному указанию Божию; но то были особенные избранники Божий, а ты кто? Ужели себя считаешь великим избранником Божиим? Страшись, чтобы за твое самоволие, самомнение, горделивое возношение не отступила от тебя благодать Божия. "Место не спасет нас, - говорит святитель Златоуст, - а спасет всецелая преданность нашей души Богу. Нет пользы ни от высокого сана, ни от святости места тому, кто не исполняет заповедей Божиих. Какое место прекрасней Рая, из коего изгнан был Адам после преступления заповеди? Что же постыднее гноища, сидя на котором Иов сохранил заповеди Божий и вселился в Рай? Саул был в сане царском, но и настоящую жизнь погубил, и будущей не получил. Напротив, Лот был между содомлянами, людьми беззаконными, но исполнил заповеди Божий и спасся. Иной прославился в нищете, как Илия; иной в богатстве, как Авраам. Иов заботился и о жене, и о детях, и о доме - и спасся, а Давид прославился и будучи царем, но порфира и корона не развлекали его. Хочешь видеть, спасаются ли и в воинском звании? Смотри на Корнилия. Спасаются ли домоправители? Смотри на Евнуха Эфиоплянина. Припомни, что Иосиф, и находясь в рабстве, сохранил добродетель, а Даниил и три отрока и в плену прославились. Ничто не может препятствовать добродетели, и если кто говорит, что нельзя спастись в миру, с женою и детьми, такой безумно обольщает сам себя. Нет, везде примет нас Бог, если заповеди Его исполняем. Место никого не спасет и не осудит, а осудят и спасут нас дела.

Не отчаиваемся же, братие, хотя мы и в миру живем, но, согрешив, да прибегнем с покаянием к Богу, и будем милостивы и щедры к бедным, благотворя им от избытка нашего. Давай сам от себя своею рукою, это весьма полезно для души. Только старайся творить милостыню свою в тайне. Не презирай близких тебе по родству. Прежде домашних своих и родных освободи от печали, а потом твори милостыню другим - чужим. И сподобишься сам милости от Бога". Так поучает святой Златоуст. Так и поступали все праведники, в миру пожившие и Богу угодившие. Читайте жития ветхозаветных праведников; читайте жития Богоотец Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, Филарета Милостивого, Евдокима, святых безсребренников и благоверных царей и цариц, князей и княгинь. Читайте сказания в Прологе о старейшине села от 9 марта, о праведном сапожнике (от 28 мая), об Иоанне Усмаре (от 17 ноября), об Евхаристе пастухе (там же). Читайте сказание о тех двух праведных снохах, которых обрел преподобный Макарий Великий (см. "Троицкий листок" № 146). В сих житиях и сказаниях вы ясно увидите, что и в миру можно спастись, что "везде приемлет нас Бог, лишь бы мы право жили, по закону Божию, и что не спасут нас ризы черные, и не погубят белые".




Top