Братья корины художники. Павел Корин

Имя Лилит давно уже стало нарицательным, но смысл при этом в него нередко вкладывают разный. Для одних - это ночная демоница, порожденная преисподней. Для других - символ индивидуальности и независимости женщины. Так кто же на самом деле она такая, эта Лилит?

Как известно из Ветхого Завета, у прародителя человеческого рода была одна жена - Ева. Однако в ряде неканонических текстов существует и другая версия: у Адама было две жены, причем Ева была второй. Встречается это утверждение во многих средневековых апокрифических, то есть не признанных официальной церковью, произведениях, а также в более ранних древнееврейских текстах. Однако в Библии все- таки можно найти упоминание имени Лилит. В одном из переводов оно означает ночную птицу, в другом трактуется как одно из демонических имен. Но скорее всего это имя происходит от древнееврейского слова “лайла” - ночь.

Согласно апокрифической легенде, Бог создал для Адама жену и назвал ее Лилит. Примечательно, что в отличие от Евы, второй жены, эту женщину он создал не из бедра первого мужчины, а так же, как и Адама, - из глины. Какое-то время Лилит и Адам жили вместе. Однако постепенно Лилит обуяла гордыня. Она не могла смириться с мыслью, что женщина должна подчиняться мужчине и во всем его слушаться. Лилит считала, что она гораздо умнее своего мужа и должна если не главенствовать в семье, то по крайней мере может быть равной Адаму. Между двумя первыми людьми произошел конфликт, и Лилит бежала из Рая. За ней были посланы три ангела, которые должны были убедить Лилит вернуться к мужу. Настигли они ее якобы у Красного моря.

Все старания ангелов оказались напрасными - Лилит категорически не собиралась больше оставаться в Раю. Более того, она заявила посланцам, что теперь станет духом мщения, превратившись в демоницу, которая будет душить новорожденных младенцев и соблазнять мужчин,“являясь им в прекрасном облике. Правда, ангелы смогли заставить Лилит принести клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Она также приняла на себя наказание: отныне ежедневно будут умирать сто из детей, котооых ей удастся родить. Приняв условия договора, Лилит первой из человечества ушла из Рая в грешный мир. В отлично от Адама и Евы - добровольно. На первый взгляд такая версия кажется несколько неправдоподобной. Ведь бунт Лилит против мужа произошел еще до грехопадения, а значит, ей, как и ее мужу, еще не были ведомы добро и зло. Так почему же Лилит осмелилась бунтовать против Бога, уготовившего ей участь жены первого мужчины?

Специалисты по мифологии считают, что любой легендарный персонаж нужно рассматривать исключительно в совокупности со всеми известными мифами и легендами о нем. И только тогда картина станет более-менее ясной. Так обстоят дела и с образом Лилит. Причину ее падения и превращения из человека в демоницу можно понять из другого апокрифического текста, относящегося ко временам раннего Средневековья. Согласно нему, Лилит была создана не Богом, а его вечным противником - Сатаной. Сатана создал Лилит на горе людям в облике прекрасном и соблазнительном, однако душой она была подобна своему создателю. И с тех пор на земле стало жить два типа людей: злые и жестокие были детьми Лилит, а добрые и милосердные - детьми Евы. В этом же тексте утверждается, будто Каин убил не родного своего брата, а сводного, так как Авель был сыном Евы, а Каин - сыном Лилит. Древний автор апокрифа явно пытался таким образом решить сложнейшую философскую проблему - природу добра и зла в людях.
Однако на добровольном исходе гордой Лилит из Рая история ее отношений с Адамом не заканчивается. После того как вслед за ней Адаму и Еве пришлось покинуть Эдем и поселиться на испорченной их грехопадением земле, Лилит пожелала вернуться к мужу. Он принял ее, и их дальнейшее сожительство длилось 130 лет.

Пусть столь долгий срок но вызывает у читателей удивления. Все персонажи первых книг Ветхого Завита жили очень долго. Так, о Ное сообщатся, что он строил свой ковчег целых 500 лет. Вместе с тем существует гипотеза, что на самом деле в Библии подразумеваются не годы, а лунные месяцы. Так что вполне возможно, что Лилит и Адам жили вместе лишь 130 лунных месяцев. Хотя и это, конечно, тоже солидный супружеский стаж.

Как гласит апокрифическое предание, от Адама Лилит нарожала племя чудовищ и нечистых духов, коих в результате расплодилось на земле великое множество. Возможно, данную часть легенды стоит понимать иносказательно: от Адама у Лилит родились не бесы, а как раз порочные и жестокие люди. Но некоторые эксперты придерживаются мнения, что авторы апокрифов вкладывали в свои слова буквальный смысл: ведь во многих мистических текстах разного рода нечисть - демонов, вампиров, оборотней - очень часто называют детьми Лилит. Кстати, сама Лилит обладает многими присущими этим жутким тварям чертами. Подобно вампирам, она сосет кровь у новорожденных младенцев Подобно вампирам, она сосет кровь у новорожденных младенцев. На манер оборотней она может принимать как различные женские обличия, так и превращаться в зверей чаще несл о в кошку или гусыню. Что ж, в этом случае следует понимать так, что эмигрантка из Рая передала свои качества жуткому потомству на генетическом уровне.

О том, сколько лет прожила Лилит, в легендах ничего не говорится. Также ни в одной из них ничего не сказано о том, как и где она умерла. Однако некоторые исследователи древних оккультных и религиозных текстов считают, что Лилит вовсе не умирала, а живет и по сей день. В мифологической традиции- и христианство здесь не составляет исключения - для некоторых особо значимых персонажей принято делать исключение из общих правил.

Так, например, пророк Илия не умер, а был вознесен огненной колесницей на небо. Агасфер - вечный жид, проклятый за оскорбление Христа, вынужден бесприютно скитаться до Страшного суда. Так что же стало с Лилит? Известно, что ее муж Адам умер. Причем богословы полагают, что он был похоронен под той самой Голгофой, где был распят Спаситель. Кровь убитого Христа окропила его останки - потому-то внизу распятия часто изображается череп.

Однако Лилит своим отречением от Рая и мужа как бы вывела себя за грань судеб смертных и стала созданием демоническим. В христианской традиции принято считать, что демоны, в отлично от ангелов, смертны, но про срок их жизни доподлинно ничего но известно. Тик что почему бы Лилит не пребывать в нашем мире и по сей день? Причем в теле, которым она обладала изначально.

В одной из легенд, на которую, безусловно, повлияли идеи каббалы о переселении душ, говорится, будто Лилит из века в век рождается заново в ком-то из своего потомства. И так будет продолжаться до Страшного суда.
Откровение Иоанна Богослова является многозначным, крайне трудным для толкования каноническим библейским произведением. Некоторые богословы опять же считают, что все написанное Иоанном нужно понимать буквально. По мнению других, числа и символы апокалипсиса по большей нести являются метафорами.

Один из самых примечательных персонажей «Откровения Иоанна» - Вавилонская блудница. Разброс мнений относительно того, кто или что скрывается за этим образом, весьма велик. Ряд религиозных мыслителей считает, что это обобщенный символ падения и развращенности мира перед концом света. По словам других, так будут называть страну - “империю зла”, в которой будет править Антихрист. Однако есть и такие, кто уверен, что Вавилонская блудница - это и есть та самая пренебрегшая Богом и Раем Лилит.

Основания для последней из гипотоз отнюдь не беспочвенны. Чтобы понять почему, нам следует обратиться к Иранской и вавиловской мифологии. В иранской мифологии Лилит представляет собой прародительницу Аримана -- верховного злого божества, учение о природе которого довольно подробно разработал пророк Заратустра. По многим признакам Ариман подходит под описание Антихриста из «Откровения Иоанна». В вавилонской мифологии присутствует божество Лилиту, в функции которого входит соблазнение мужчин и умерщвлениение младенцев. А в авторитетном каббалистическом тексте Лилит именуют Блудницей, Вероломной, Нечистой и Черной. Сопоставив эти черты, мы получим фигуру Вавилонской блудницы. истории о том, что Лилит и есть та самая Вавилонская блудница, придерживается известнейший писатель-мистик и философ Даниил Андреев. В одной из своих книг он говорит о том, что Лилит станет невестой Антихриста во время его недолгого царствования на земле перед Страшным судом.

Считается, что Лилит вредит роду человеческому двумя способами. Под покровом ночи в облике прекрасной женщины она является женатым мужчинам, тем самым толкая их к измене. Дьявольская красотка может насылать на них эротические видения, а нередко приходит во плоти и сама, дабы зачать и тем самым пополнить сонм демонов, оборотней и вампиров. Нередко для этого Лилит можем принимать и облик реально существующих женщин особенно тех в связи с которыми у ее жертв возникали грешные помыслы. Поэтому Талмуд не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним. Другим излюбленным злодейством Лилит является нанесение вреда младенцам, в первую очередь, тем, кого родители еще не успели окрестить. Она может выпить у крошки кровь, высосать костный мозг, вытянуть из него жизненные силы или защекотать его во сне до смерти.

Так, до сих пор, особенно в странах Ближнего Востока, бытует поверье, что если младенец смеется во сне, то с ним играет Лилит. Чтобы прекратить это на важдение, ребенка следует легонько щелкнуть по носу - иначе Лилит может защекотать его до смерти. Ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин. Дошли до наших дней и способы защиты от Лилит. Самый простой из них - сказать вслух: “Сгинь, Лилит!” Другим способом является чтение псалма 121 (“Не спит и не дремлет страж Израилев…”), а также закрепление листков с псалмом у изголовья младенца. Однако самым действенным способом защиты от Лилит являются имена трех ангелов: Саной, Сансаной и Самнаглоф. Это те самые ангелы, которые пытались остановить Лилит, когда она бежала из Рая, обещав им, что не тронет новорожденных, у изголовья которых будут написаны их имена. Обычно имена пишутся на специальном амулете, который прикрепляется над дверью в комнату роженицы, но можно их написать и просто на листке бумаги. Ведь обещание, данное Лилит трем ангелам перед уходом из Рая, до сих пор остается в силе.

В разное время у людей складывалось совершенно противоположное отношение к Лилит. Так, в Средневековье и в эпоху Возрождения именем Лилит пугали непослушных детей, называли женщин легкого поведения ее дочерьми, а застигнутые за изменой мужья списывали все на наваждение ночной демоницы.

Но пришла эпоха Просвещения - и восприятие этого мифологического персонажа стало меняться. Лилит начали рассматривать как символ женской страсти, необузданности и вместе с тем загадочности. Она превратилась в первую воспетую в литературе “фам-фаталь” - роковую женщину, которая заставляет страдать других, но одновременно страдает и сама. В женщину-вамп, которая неотразима и имеет вместе с тем из-за своей тяги к независимости обречена на трагическое одиночество. Лилит противопостовляли Еве женщине заурядной и глупой, думающей лишь о поддержании хозяйства и во всем покорной мужу.

В XIX-XX веках образ ночной демоницы неоднократно использовали многие известные писатели и поэты. Среди них шотландец Джон Макдональд (роман “Лилит”), французский классик Анатоль Франс (рассказ «Дочь Лили Г) и наша Марина Цветаева (стихотворение “Попытка ревности», где сделанная из огня Лилит как раз и противопостовляется плотской, обыденной Еве).

Как это ни парадоксально, образ Лилит взяли на вооружение и нынешние феминистки. Даже одно из их обществ, представительство которого можно найти в интернете было названо ее именем, В манифесте общества Лилит превозносится как героиня, сумевшая сказать “нет» мужчине, который не хотел признавать во равной и не ценил всех ее достоинств в темноте.

Еще в пятом тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке, там, где протекали две могучие реки Тигр и Евфрат, возникли первые города-государства Шумер и Аккад, и только позже возникли Вавилония, Ассирия, Персия. Тогда наш мир переживал эпоху становленья, а потому магия имела огромное значение. Из древних цивилизаций вышли боги и герои, злодеи и демоны, колдуны и пророки. Оттуда берут начало все последующие цивилизации и мировые религии.

Рождение Лилит уходит в такие незапамятные времена сотворения мира, что даже подумать страшно. Имя ее происходит от шумерского «лил», что значит «ночь».

Лилит — демон ночи.

Насылает эротические сновидения. Охотится на младенцев. Стремится навести порчу на младенца и его мать, или вовсе их погубить; особенно это ей удается в первую неделю после родов. Поэтому у колыбели ребенка евреи вешают амулет с именами ангелов - когда Лилит видит эти имена, она вынуждена удалиться. С этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку младенцу - считается, что Лилит демон боится красного цвета.

Некоторые демонологи полагают, что демон Лилит относится к классу духов, которых называют хайбит-аб. Появление этих демонов связывается с развитием цивилизации, их название происходит от древнеегипетских слов, обозначающих «тень» и «сердце».

В Торе указывается, что вначале Бог сотворил «мужчину и женщину», и только после этого – Еву. Первой женой Адама была Лилит. Она была прекрасна и строптива, во всем ему равна, а по уму превосходила. Она считала себя равной своему мужу и не желала ему подчиняться, так как была таким же творением Бога, как и Адам. Кончилось тем, что она покинула Адама. Поднялась в воздух и улетела. Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Вдогонку Бог послал трех ангелов. Они настигли Лилит у Красного моря, но она отказалась вернуться к мужу. Тогда ангелы отняли у демона Лилит тело, оставив дух, и взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена.

Став демонессой, она имела сексуальные связи с демонами и породила множество злых духов. Мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов. Несмотря на то, что демон Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт враждовали с Матерью Демонов. Лилит имела войско, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей. У Махлат 478 легионов. Когда они заняты войной друг с другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют.

Первая жена Адама Лилит – демоница ночи вавилонского пантеона, королева суккубов. В Месопотамии считали, что Лилит выпивала кровь у детей, соблазняла и истязала спящих мужчин. В семитской мифологии Лилит - первая жена Адама. Имя ее упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар.

«Ибо до Евы была Лилит». Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему «сверкающих сыновей и сияющих дочерей». Потом Бог создал Еву. Чтобы отомстить, Лилит уговорила Еву отведать запретный плод. В течение средних веков первоначальная форма мифа изменилась под влиянием слова «лайил», что на иврите значит «ночь». Лилит уже не змея, она становится духом ночи, демоницей, нападающей на спящих в одиночку мужчин, или бредущих по ночным дорогам путников.

Кем же была жена Адама демон Лилит

Имя Лилит восходит к именам трёх шумерских демонов:

  • Лилу,
  • Лилиту
  • и Ардат Лили.

В роли суккуба демон Лилит выступает и в еврейской традиции: она овладевает мужчинами против их воли с целью родить детей. Поэтому Талмуд не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним. Лилит особенно известна как вредительница деторождения, считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их. Ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин.

Бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену и назвал её Лилит. У Адама с Лилит возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины. Не сумев убедить Адама, она улетела. В Красном море её настигли три ангела, посланные Богом. Жена Адама Лилит отказалась вернуться, и тогда ангелы взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена.

Амулеты и заговоры для рожениц против жены Адама демона Лилит

В европейской литературе эпохи Возрождения жена Адама Лилит обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Такое представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции прекрасная внешность ее связана с ее способностью менять облик.

  • Известны, например, рассказы о том, как демон Лилит в облике царицы Савской соблазнила бедняка из Вормса.
  • Представление о прекрасной, магически соблазнительной демон Ада Лилит лежит в основе рассказа А. Франса «Дочь Лилит»
  • И поэмы А. Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сотворенная из огня Лилит противопоставляется слишком простой, обыденной Еве.
  • Так же демон Лилит противопоставляется Еве в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».
  • Перу шотландского писателя Дж. Макдональду принадлежит роман «Лилит».

Согласно книге «Зоар» (11, 267 б), Лилит стала женой Самаэля, матерью демонов.

Значение: первая жена Адама, ночная

Значение имени Лилит - толкование

Лилит - одно из самых интересных женских имен. По легенде именно так звали первую жену Адама, которая оказалась непокорной и не подчинилась мужу. Тогда Богу пришлось создать ему другую пару - мягкую и послушную Еву. А Лилит так и осталась своенравной демоницей, которой впоследствии приписывались самые разные качества. Само имя образовано от слова «лайла», которое переводится как «ночь». Дословно Лилит - это «ночная» женщина.

Через года

Маленькая Лилит - это очень талантливый и яркий ребенок. Она с радостью ходит в художественную школу, участвует в домашних концертах, подолгу рисует и занимается массой других интересных вещей. Ей приятны внимание и похвала. В прочем, родители поощреяют таланты девочки и от этого она еще больше мотивирована к достижению новых высот.

Девочка наделена удивительным обаянием, которое позволяет ей всегда находиться в центре внимания, очаровывать буквально каждого человека. Она быстро адаптируется в новом коллективе. Девочка легко находит общий язык со сверстниками.

Растет послушной, спокойной, хоть и любит иногда баловаться, шуметь. Родители в полном восторге от своего ребенка, особенно если готовят его к самостоятельной, самодостаточной жизни.

В учебе девочке легко. Лилит отдает препдочтение гуманитарным дисциплинам, однако может преуспеть и в точных науках, приложив чуть больше усилий.

В юности Лилит долго думает над своей жизнью, над целью, ради которой появилась на свет. Она приходит к выводу, что непременно должна быть полезной людям. Это проявляется в самых разных вещах. Девушка внимательна к друзьям, знакомым, родственникам. Может легко взять на себя заботу о пожилом человеке либо младшем братике, сестренке. Старается всячески помочь родителям, но при этом оставляет время и на себя.

Хорошо учится, любит узнавать что-то новое. Лилит ответственна, гармонична, всегда является одним из лидеров своей компании, группы или всего университета. Преподователи ценят ее за умение быстро реагировать на поставленный задачи и рассудительность в принятии решений.

Лилит не обделена вниманием со стороны противоположного пола. Однако, она не торопится этим воспользоваться. Она придерживается в данном вопросе мнения, что лучше чуток подождать, но найти близкого по духу, своего человека.

С возрастом Лилит буквально расцветает. Она становится еще более красивой, утонченной, стильной. Всегда знает свои сильные стороны и особенности их подачи. В обществе всегда ведет себя достойно.

Пользуется большим успехом у мужчин, но ветреной эту женщину назвать нельзя никак. Лилит осторожно относится к мимолетным связям. Она очень дорожит своей репутацией, которую выстраивает с юности. Женщина отличается замечательным чувством юмора, становится душой компании. Благодаря своей доброте и честности, Лилит окружена верными друзьями, которые при необходимости всегда придут на помощь.

Это энергичный человек, полный планов на жизнь. Она практически никогда не впадает в уныние, всегда очень позитивна и ожидает от жизни большего. Закатав рукава, она смело берется за решение новых задач. Решительно поднимается по карьерной лестнице, но не задерживается по долгу на одном посту. Она целеустремленна и амбициозна.

Характер Лилит

Честная и открытая, обладательница этого имени никогда не будет жеманничать или строить из себя кого-то другого. Она прекрасно осведомлена о сильных сторонах собственного характера, поэтому не ищет мнимых талантов.

Относится к жизни с долей иронии, как к игре. Но все судьбоносные решения принимает аккуратно, ответственно. Окружающим с ней довольно легко, она всегда учитывает интересы других людей в личной жизни, работе и дружбе.

Эта женщина может быстро менять решения, когда другим людям это не нравится. Может не специально обидеть кого-то, но довольно легко получает прощение.

Иногда становится чрезмерно самостоятельной, стараясь взять ситуацию под контроль от самого начала и до конца. Если занимает руководящую должность, то слишком требовательна к работникам. Но следует отдать должное этой женщине: к себе она предъявляет гораздо больше требований.

Судьба Лилит

Женщина с таким именем получает ровно то, чего она хочет. Поскольку Лилит не свойственны скромные запросы, все ее смелые мечты в результате приводят к насыщенной, интересной, обеспеченной и счастливой жизни. И это для нее естественное состояние, потому что в ее представлении по-другому не может и быть.




Карьера,
бизнес
и деньги

Брак
и семья

Секс
и любовь

Здоровье

Увлечения
и хобби

Карьера, бизнес и деньги

В ее работе обязательно должно быть какое-то творчество, нуждается в постоянном общении с людьми. Карьеру делает быстро и уверенно, все вокруг от этой женщины просто в восторге.

Может замахнуться и на свой бизнес, но тогда потребуется стать более усидчивой, спокойной.

Лилит никогда не нуждается в деньгах - имеет финансовые возможности для реализации всех своих желаний.

Брак и семья

Может несколько раз выходить замуж, редко выбирает для себя одну пару на всю жизнь. Это связано с тем, что Лилит просто необходим новый опыт, свежие эмоции. Если в паре становится скучно и вся жизнь сводится к быту, долго терпеть такую ситуацию не будет.

Детей любит сильно, может найти общий язык буквально с любым - будь то свой или абсолютно чужой ребенок. С легкостью успокоит, научит чадо чему-то новому, развеселит его.

С родственниками имеет хорошие отношения, всегда старается их поддержать в трудную минуту.

Секс и любовь

В любви это страстная, обольстительная натура, которой нравится кружить головы мужчинам. Но если женщина выбирает партнера, будет верна ему до последнего. Ей нужен лишь флирт с другими мужчинами, который подпитывает энергию и дает силы для новых радостей.

От избранника требует много, но это всегда реальные требования, поэтому для Лилит обязательно находится идеальный мужчина. Если девушку обманывают и предают, они никогда не будет унижаться, прощать, принимать обратно, стараться удержать. Отпускает легко, навсегда, без каких-либо шансов на продолжение, но часто сохраняет с бывшими мужчинами приятельские отношения.

Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему
“glittering sons and radiant daughters” («блистающих сыновей и сияющих дочерей»).
Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.

Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь.
Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы!

А. Франс «Дочь Лилит» (молитва Лейлы, дочери Лилит)

«Ибо до Евы была Лилит» - гласит древнееврейский текст. Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века - как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, - многое в этой статье покажется удивительным.

Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит. В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами».

Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. Имя «Лилит» встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». В оригинале стоит слово “Lilith”, однако некоторые толкователи склонны переводить “Lilith” как «ночное привидение», «филин» или «сова».

Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как “adam”, от “adamah” (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.

Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама.

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским - сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело (Вавилонский Талмуд. Эрубин.18a). Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии, потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого.

В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».

Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха – и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.

У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.

Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.

Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».

Ангелы настигли Лилит в Красном море – в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение – портить детей: мальчиков – на восьмой день после рождения, а девочек – на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.

В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».

Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла – ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.

В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится – это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.

Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь – это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.

Чтобы уберечься от Лилит – как, впрочем, и другой нечистой силы, – в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь.

Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями.

Остается добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти, вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power... А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности – рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его».

Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло...

Прозорливец Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту». Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. «Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».

Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века – дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб. В их творчестве – как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева – прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:

«У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».

Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери – почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той – окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать…

Образ Лилит в творчестве Гумилева совершенно неслучаен и имеет прямое отношение к истории взаимоотношений Гумилева и Ахматовой, как они описаны в ее записных книжках: «... уже очень рано <...> я стала для Г<умилева> (в стих<ах>) почти Лилит, т.е. злое начало в женщине. Затем <...> - Ева. Он говорил мне, что не может слушать музыку, пот<ому> что она ему напоминает меня» (207).

Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе - и потому не любила. «Еве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему - преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!). Дальше: вовсе не примета божества - знать добро и зло. Привилегия божества - именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» - записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года.

В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки:

«…Как живется вам с стотысячной -
Вам, познавшему Лилит!

Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых

Чувств?..»

В письме к Борису Пастернаку Цветаева говорит: «Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне – Тоска Адама по Лилит, до – первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)».

Владимир Набоков, который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении «Лилит» молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что в раю), где на продуваемой горячим ветром улице, среди фавнов он вдруг увидел:

«От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях...»

Набоковское стихотворение «Лилит» именно о том, как Лилит соблазняет и неожиданно исчезает, а пребывание в раю оказывается полнейшей иллюзией. Набоковского Адама не изгоняли из рая - он не был в нем вовсе; на этой ноте, собственно, и завершается «Лилит». Что же произошло? Произошло соблазнение во сне. Лилит соблазнила и бежала, даже во сне не дав блаженства. Интересно, что Набоков в ходе создания поэмы очень точно следовал мифологической первооснове.

В романе «Лолита» расставлены несколько иные акценты. Там Гумберту кажется, что Лолита спит, он лелеет мысль об овладении ею во сне, но овладевают им: Лолита соблазняет его, чтобы покорить и исчезнуть. Возникает вопрос, случайна ли эта цепочка «Лилит – девочка с лилией – Лолита»? Фактически и в «Лолите», при всех отличиях этого романа от поэмы, тоже воспроизведен миф об Адаме.

Набоков неоднократно говорит в романе о Лилит, хотя имени ее не упоминает, ограничиваясь словами «ребенок-демон». В этом, кстати, прелесть и загадка не только поэтической прозы Набокова: ведь поэзия существует там, где самое главное не произносится, на него лишь намекают, его дают в отражении, не называя по имени... Но если вернуться к «Лолите», то все-таки один раз поток умолчаний прерывается – и как бы вскользь, как бы мимоходом дается главный ключ к роману:

«... Как билось у бедняги сердце, когда среди невинной детской толпы он замечал ребенка-демона, “enfant charmante et fourbe” - глаза с поволокой, яркие губы, десять лет каторги, коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит была той, о ком он мечтал».

Лолита для Гумберта есть напоминание о Лилит, воспоминание о Лилит. Но кого же тогда Гумберт воспринимает как Еву? Несомненно, Евой для него является Шарлотта, его законная жена, заботливая, но нелюбимая и презираемая, слишком связанная с ненавистным уютом, со всем, что тленно. А бессмертная Лилит, та самая - соблазняющая, убегающая, недостижимая, - для Гумберта именно Лолита.

Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать», но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью». И не беда, что бессмертные дочери Лилит – вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые – не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества – старательным, преданным, всепрощающим… Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством». Но ведь, как заметил мимоходом неисчерпаемый Пушкин:

«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!»

Просто человек ищет бессмертия. И ничего больше.

Имя Лилит происходит от слова "Лайла”-ночь (AlNavy: иврит), переводя при этом "Лилит” как "ночная” (AlNavy: Лейлит, если быть точным). Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия.

Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек” в древнееврейском оригинале написано как "Адам”, которое произошло от слова "Адама” (AlNavy: земля). Слово "Адам” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

Мы оба равны, [потому что оба созданы из земли]. Я не стану покоряться тебе.
- Я создан по образу Элоима (AlNavy: Элоим-Бог (иврит)) и не могу унизиться до твоего уровня. Ты не что иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве (AlNavy: или Иегова- Создатель (иврит)). Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор.

Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму.– А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры”. Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!” На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль(AlNavy: или Сатана). Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин” или Шедим (или Сиддим) (AlNavy: Черти - иврит), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна” Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака” Ева родила Авеля и Каина.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан).

Самый распространенный образ Лилит– это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.)

Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя "Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово "Лилит”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить "Лилит” как "ночное привидение” (AlNavy: Как уже было сказано- на самом деле "Лилит"- просто "ночная" на иврите).

Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат (AlNavy: Аграт- дочь Махлат (иврит)) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с "Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на историю Лилит. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная (AlNavy: Адонай- Господь (иврит)) и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная. Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира. Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее.

Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.

Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир. С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, с другой стороны, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.

Возвращаясь к каббалистическому осмыслению Лилит- Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой.




Top