Полковник в женском роде 9. В беларуси нашлись женщины-полковники, которые метят в генералы

Профессии в женском роде

Как и в русском языке, во французском языке есть ряд существительных обозначающие профессию, которые не имеют форму женского рода.

Françoise Sagan est l’auteur de beaucoup de romans, c’est un braillant écrivain.

Marguerite Yourcenar a été la première académicienne.

Некоторые писатели затронули эту проблему в своих произведениях, образовывая форму женского рода ряда существительных обозначающих профессию, но не все были признаны нормой языка, такие как: chirurgienne и professeuse (Вольтер), doctrice (Бальзак), autrice (Ретиф де ла Бретон), compostrice (Прудон), ministresse (Пруст), sculptrice (Жираду), и др.

  1. Образование женского рода

В большинстве случаев, существительные обозначающие профессию образовывают форму женского рода согласно правилу образования женского рода существительных:

— форма мужского рода + е: avocate, enseignante , и др.

— не меняют форму если в мужском роде слово оканчивается на –е: journaliste, biologiste, fleuriste, и др.

— -er менятеся на- ière: ouvrière, romancière, boulangère, épicière, и др.

— -on, -en (ien) меняется я на – onne, -enne (-ienne) : patronne, technicienne, informaticienne и др.

— -eur меняется на -euse: danseuse, vendeuse, serveuse, и др.

— — teur менятеся на — trice: factrice, institutrice, actrice, dessinatrice и др.

У существительного chanteur две формы женского рода: cantatrice (оперная), chanteuse(эстрадная).

Некоторые формы женского рода образовывались с помощью суффикса – esse, charesse, doctoresse, poétesse, mairesse, maîtresse, и т.д., сегодня эти формы не используется или сохранились в разговорной речи, за исключением maîtressed’école (professeurdes écoles, но maître des conférences(enseignateà l’université) не меняется), maîtresse de maison.

Как мы уже говорили, есть ряд существительных, обозначающие профессию, которые не имеют форму женского рода. Это связано с тем, что раньше женщины не работали по всем профессиям, когда эти специальности стали доступны и женскому полу, не все существительные образовали женский род.

Таким образом, как правило, не имеют женского рода большинство существительных касающиеся армии и строительства: charpentier, menuisier, soldat, colonel, также policier, pompier и др. В этом случае для обозначения женского рода часто используется слово femme: unefemmepolicier, unefemmecolonel, unefemmepompier, и др. В Литературном языке, при отсутствии слова femme, сохраняется мужская форма артикля: Camille Claudel est un sculpteur brillant; cette femme est un metteur en scène connu; j’ai un rendez-vous avec Marie, le professeur de ma fille, Françoise Sagan est un auteur renommé.

В разговорном французском языке допускается артикль женского рода перед этими именами существительными: uneprofesser, uneingénieure, uneministre. Артикль женского рода часто используется с аббревиациями: la prof d’italien.

Некоторые «мужские профессии» все же имеют форму женского рода: uneréalisatrice, uneacadémicienne, uneambassadrice. Как правило, эти существительные обозначают жен мужчин занимающих соответствующую должность: madame la colonelle– le femme du colonel. Madame l’ambassadrice — la femme de l’ambassadeur, а также – дипломат. Если ambassadrice имеет два значения – супруга посла, и должность дипломата, то la maréchale или la colonelle только в значении жены маршала и полковника. Если женщина полковник, употребляется madame le colonel , madame le président, madame le ministre и т.д.

«Я недавно отличную книгу прочёл! Крайне захватывающий детектив. Держит в напряжении! Главное, до последних страниц не ясно, кто преступник». «Да?! И как же называется?» «Убийца - садовник»! Право, не знаешь, как быть с интригой, рассказывая про премьеру Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» им. М. М. Бахтина… Не раскроешь основную страшную-страшную тайну - и свяжешь себя по рукам и ногам. Не будет возможности восхититься игрой актёров «на два фронта», поведать обо всех перчинках и изюминках постановки… Как быть?

Сцена из спектакля

Запутать хочу

Впрочем, если разобраться, не сильно-то и хранится секрет спектакля. Уже после первого звонка зрители, применяя дедуктивный метод, кое-какие безошибочно приятные суждения делают с лёгкостью. Утончённые интерьеры а-ля паризьен - значит, дело было в Париже (художник-постановщик Анна Назарова). Портреты блистательных французских комиков на стенах - очевидно, будет комедия. Силуэт таинственной, но точно прекрасной незнакомки, обрамлённый в дорогую раму, - вне всякого сомнения, здесь замешана женщина. Да и назван спектакль по пьесе Жан-Жака Брикера и Мориса Ласега «Мужской род, единственное число» вполне красноречиво: «Моя жена - полковник».

Режиссёр - заслуженный артист России Валерий Симоненко, по собственному признанию, затеял эту авантюру, дабы отдохнуть после кровавых дел Ивана Грозного, свершениям и раскаяниям которого была посвящена первая премьера сезона. Однако подготовить хорошую комедию порой куда сложнее, чем самую острую трагедию или плаксивую мелодраму. Но зато и радостнее!

Буря и натиск

Итак, весь такой политик от галстука до ботинок Альбер Ламар (Виктор Рассолов) отвечает на явно запоздавшие расспросы своего великовозрастного сына Луи Ламара (Роман Гусаков) о канувшей в неизвестность лет этак 20 назад матушке. Ощущение виноватой грусти просвечивает в оправданиях отца, собирающегося жениться второй раз. Наивно-детективный интерес сына теперь уже более похож на очистку совести.

Милый, трогательный семейный ареол: размеренность настоящего, уверенное предвосхищение будущего, замешанные на лёгкой ностальгии… Кажется, сама собой в голове звучит французская музыка (музыкальное оформление - Елена Ермакова). И слушать её можно бесконечно, бесконечно…

Расслабились? Хватит! А как вам залихватский американский бит? Прямо по изнеженным ушам. На сцену жизни, дорогие господа, выходит «не совсем обычный человек» - полковник Фрэнк Хардер (Владимир Верижников). Герой и хотел бы сделать своё появление конфиденциальным, но куда такой глыбе укрыться за хрупкой завесой тайны. «Мир огрóмив мощью голоса», он оказывается в эпицентре событий.

Этакий бравый вояка, прошедший и Крым, и рым, ой, простите (тьфу-тьфу-тьфу), Ирак и Боснию, берёт на себя обязательства раскрыть самую что ни на есть деликатную тайну. Можете представить, что из этого получится: слон в посудной лавке куда грациознее. Солдафон, от храпа которого дрожат стены, грубиян, но какой очаровательный… Неповторимая ухмылка, громогласный смех, большущая сигара в перекошенном рту, - коленки начинают трястись, сердце замирает у восторженных барышень. О таком должен писать непременно только какой-нибудь американский Маяковский.

Меж тем Альбер всем своим дипломатически-стерильным существом настроен на драму - чтобы в последний раз погоревать о милой супруге и забыть, в конце концов. Но выходит другой жанр - прекрасный, уморительный, шокирующий абсурд жизни.

Есть в постановке захватывающая сцена «монодиалог»: Луи творит свой детективный шедевр, сам с собой споря и обсуждая канву. Вот точно как его невидимая героиня сейчас наставляю пистолет на интригу, чтобы убить наповал… Ещё минута - и…

Врут зеркала

Техасская детина вдруг начинает кокетничать а-ля Шэрон Стоун. Может, женский инстинкт полковник убил, но основной остался. Без вести пропавшая вновь оказывается дома, правда, «не в себе». Жизнь - такая грандиозная шутка.

Прошу отметить, все вышеизложенное произошло за какие-нибудь первые 10 минут спектакля. Дальше уже не сюжет правит бал, а удивительное мастерство актёров, встречи, признания, чувства, не отягчённые стереотипами гендерного восприятия.

«Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей».

Необычайный динамизм перевоплощений, единство и борьба противоположностей скучать не дадут. Всё смешалось в доме Ламаров, снежным комом нарастает удивление. «Оскара» за лучшую «женско-мужскую роль» (пока такой нет, но толерантность когда-нибудь возьмет своё) можно присудить Владимиру Верижникову за одну только встречу мамы-полковника с сыном. Сопение, обещающее едва ли не извержение вулкана, и героическое самообладание: «Любовь на литавры ложит грубый». А потом вдруг «не мужчина, а - облако в штанах!», в руках которого дрожит носовой платок, словно у расплакавшейся белошвейки. Полковник то на изумление спокоен, как пульс покойника, то по-матерински рыдает, радуясь литературным успехам сына, которого носил(а) под сердцем.

Верижников-громада как он есть словно приютил где-то внутри нечто дышащее духами и туманами, о коем напоминает теперь только размытое фото на стене. Пройдя сквозь толщу мышц, сухожилий и мозолей, эта красота, конечно, порядком профильтровалась, но шарм не потеряла. Кому верить, если даже глазам своим нельзя? Благо, первую скрипку обаяния в спектакле всё-таки играет женщина без апгрейда. А то история могла бы далеко зайти. Яркая, бушующая, непокорная, но терпеливая Матильда Ласбри (Ольга Тищенко), было, притихла в своём неопределённом положении: бывшая подруга и будущая жена. Но тут прорвало. Сначала её интуиция озарила, а потом так подвела… Женственность вышла на тропу войны. Матильде пришлось даже занять спасительной мужской непробиваемости, не побояться стать некрасивой, чтобы ответить на самые важные вопросы. «Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий». Возьмите на заметку (всякое может случиться): Фрэнка выдало не что иное, как женская месть - бессмысленная и беспощадная. Но дамы и отходят быстрее… Танго-воспоминание полковника и Матильды буквально захлестнуло страстью и нежностью.

В «десяточку»!

Враньё падает крупными хлопьями, заметает пути к отступлению. Но мир под этим лоскутным покрывалом отнюдь не кажется проще, чем есть на самом деле. Обстоятельства сложились так, как сложились. У французов говорят: се ля ви, у американцев: чёрт побери! А в «Русском стиле» до слёз смеются и аплодируют, пока не устанут руки. Всё-таки главное в нашей жизни - удовольствие, точнее - делать что-либо с удовольствием. Именно так, как существовали на сцене актёры: азартно, увлечённо, красочно. Несмотря на необычность ситуации, на любом повороте сюжета им в паруса дул свежий попутный ветер. Такое виртуозное маневрирование - признак режиссёрского мастерства.

В интерпретации Валерия Симоненко произведение Жан-Жака Брикера и Мориса Ласега подверглось некоторым изменениям, если кому интересно. Спектакль это сделало более лёгким и даже дипломатичным. Главное, чашу весов ни разу не качнуло в сторону пошлости, несмотря на осторожные «16+» на программке. Неоднозначность жизни не стала двусмысленностью, а интрига всё же сохранилась до самого конца.

Имена существительные по типу склонения делятся на три типа:

  1. Существительные женского рода с окончанием -а,-я (земля);
  2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием, существительные среднего рода с окончанием -о,-е (дом, поле);
  3. Существительные женского рода с нулевым окончанием (мышь).

В русском языке особую группу составляют разносклоняемые существительные: бремя, темя, пламя, вымя, знамя, племя, стремя, время, имя, путь.

Значительная группа существительных не изменяется по родам и числам, их называют несклоняемыми; депо, фойе, алоэ, кофе, пальто, атташе и другие.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам в единственном числе. Во множественном числе падежные окончания имен прилагательных всех трех родов совпадают: новые столы, книги, перья.

Существуют определенные правила склонения и числительных. Например, числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе, а числительное два, три, четыре имеют особые падежные формы, которые сходны с окончаниями имен прилагательных во множественном числе.

Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются по третьему склонению существительных.

Числительные сорок, девяносто имеют две падежные формы: сорока и девяноста.

У числительных двести, триста, четыреста и у всех числительных на -сот склоняются обе части.

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.



Top