Забастовка гильдии сценаристов. Бунт сценаристов: переломный момент

План
Введение
1 Хроника событий
2 Результаты забастовки
Список литературы Введение Забастовка Гильдии сценаристов США - крупнейшая за последние 20 лет забастовка сценаристов в США, начавшаяся 5 ноября 2007 года и продлившаяся до 12 февраля 2008 года. Требования Гильдии сценаристов состояли в заключении нового контракта с Союзом продюсеров кино и телевидения, в котором проценты отчислений авторам за продажи кино- и телепродукции на DVD и в Интернете были бы увеличены. Во время переговоров стороны не смогли достигнуть соглашения, в результате сценаристы объявили о начале забастовки, продлившейся 100 дней. В забастовке приняли участие западное и восточное отделения Гильдии сценаристов США, их поддержала Гильдия актёров, множество популярных актёров и политиков. Забастовка принесла многомиллионные убытки студиям. На время были приостановлены съёмки множества телесериалов, отложены на неопределённый срок съёмки некоторых полнометражных фильмов и ток-шоу, были отменены несколько церемоний награждения кинопремиями. Решение о прекращении забастовки было принято 12 февраля 2008 года , а уже 26 февраля Гильдия сценаристов объявила о подписании нового контракта с продюсерами. 1. Хроника событий Переговоры между Гильдией сценаристов и Союзом продюсеров кино и телевидения были начаты 16 июля 2007 года. 1 ноября 2007 года истёк срок трёхлетнего контракта между сценаристами и продюсерами, который регулирует порядок отчисления денежных средств сценаристам от киностудий. 4 ноября 2007 года сценаристы прервали переговоры с Союзом продюсеров и объявили о начале забастовки. Предварительное соглашение сторонам удалось заключить лишь 8 февраля 2008 года, 10 февраля руководство Гильдии сценаристов одобрило подписание нового контракта и через два дня решением 92,5 % от общего числа членов Гильдии забастовка была остановлена. 2. Результаты забастовки Согласно подписанному итоговому соглашению между сценаристами и продюсерами авторские гонорары сценаристов от продажи DVD были увеличены, также за кино- и телепродукцию, распространяемую через Интернет, мобильные телефоны и другие современные каналы распространения, сценаристы будут получать фиксированную сумму первые два года и 2 % прибыли от продаж в течение третьего года после начала действия соглашения.Экономический ущерб от забастовки оценивается по-разному. Общие потери оцениваются по различным источникам от 1,3 до 2,1 млрд долларов. По заявлению главы департамента экономического развития Лос-Анджелеса Джека Кайзера общий экономический ущерб от забастовки для Лос-Анджелеса обошёлся в 2,5 млрд долларов США. Одна только отмена церемонии «Золотой глобус» в январе 2008 года обошлась организаторам в 60 млн долларов. Многие студии разорвали контракты с бастующими сценаристами. По сообщению исследовательской компании Nielsen по состоянию на конец января 2008 года недельная аудитория телеканалов сократилась на 21 %. Некоторые американские телеканалы потеряли до 50 % своей аудитории. Список литературы:

    Steve Gorman Hollywood writers vote to lift 14-week strike (англ.). Reuters (2008-02-13). Сценаристы США начали крупнейшую забастовку за последние 20 лет. Lenta.ru (2007-11-05). Q&A: Hollywood writers" strike (англ.). BBC (2008-02-13). Клинтон и Обама поддержали бастующих сценаристов. Lenta.ru (2007-11-06). Торжественная церемония вручения «Золотых глобусов» отменена. Lenta.ru (2008-01-08). Letter from the Presidents (англ.). Writers Guild of America, West (2008-02-26). TIMELINE: The Hollywood labor dispute (англ.). Reuters (2007-11-27). WGA strike costs CA $2.1 billion (англ.). Variety (2008-06-05). Забастовка сценаристов стоила Лос-Анджелесу 2,5 миллиарда долларов. Lenta.ru (2008-02-20). Телеканалы США потеряли четверть аудитории из-за забастовки Гильдии сценаристов. Lenta.ru (2008-01-31).

За последний месяц американские телезрители успели как следует отоспаться: по телевизору нечего смотреть, потому что в Голливуде бастуют сценаристы самых популярных телевизионных шоу. У продюсеров «горят» многомиллионные рекламные контракты, рейтинги каналов падают, но стороны конфликта не торопятся искать компромисс.

Особенно американцы переживают из-за того, что не могут увидеть в вечернем эфире ток-шоу с Дэвидом Леттерманом и Джеем Лено. На канале повторяют старые выпуски, что положения не спасает, ведь популярность этого и многих других телешоу в том, что их сюжеты основаны на событиях прошедшего дня. А писать сценарии сейчас некому.

Голливуд - это не только город звезд. Это еще и город профсоюзов работников кино. Помимо прочих здесь находятся штаб-квартиры Альянса кино- и телепродюсеров (АКТП), которым руководит Ник Каунтер, и Гильдии американских сценаристов (ГАС) во главе с Дэвидом Янгом.

Как кошки с собаками

Сценаристы и продюсеры никогда не испытывали особо теплых чувств друг к другу. С первых дней существования кино стало ясно, что без качественного сценария, написанного профессиональным писателем, хорошего фильма не снять. И с самого начала кинобоссы были вынуждены мириться с существованием сценаристов, к которым они относились как к людям второго сорта. Сценаристы платили продюсерам и владельцам киностудий той же монетой. Далеко не всегда мирное сосуществование как нельзя лучше иллюстрируют отношения между главами профсоюзов продюсеров и сценаристов. Каунтер и Янг не переносят друг друга и даже не пытаются скрыть своей, мягко говоря, взаимной антипатии.

В 1988 году эта антипатия переросла в открытое противостояние: сценаристы впервые объявили забастовку. В 2001-м они снова собирались прекратить работу, но в последнюю минуту руководители ГАС и АКТП сумели договориться.

Главной причиной всех забастовок является несправедливое (с точки зрения сценаристов) распределение прибылей телевизионного и кинобизнеса. Каждый раз речь шла об отчислениях с проданных носителей. В кинобизнесе их называют residuals. Единственная разница между забастовками, которые разделяет 19 лет, заключается в том, что в прошлом веке сценаристы хотели получать больше денег с проданных видеокассет со своими фильмами и телепередачами, а сейчас - с DVD и других современных носителей, а также с продаж через Интернет.

Главные баталии развернулись вокруг DVD. Ничего удивительного, если учесть, что в этом году киностудии надеются заработать на продаже DVD $16,4 млрд. Доходы от продажи фильмов через Интернет намного скромнее - всего лишь $158 млн, то есть в 10 раз меньше! Еще $194 млн голливудским студиям должна принести продажа через Интернет телепрограмм.

К штыку приравняли перо

В Гильдии сценаристов, образовавшейся в 1941 году и разделенной на два отделения - «Восток» и «Запад», 12 тысяч членов с небольшим. Конечно, есть среди них очень узкая прослойка (несколько сотен человек) тех, кто чувствует себя в финансовом плане вполне комфортно и безопасно. Входящие в этот круг получают за сценарии блокбастеров $1 млн - 4 млн. Годовой доход свыше $5 млн для элиты ГАС не такая уж большая редкость.

Неплохо оплачиваются сценарии и к популярным сериалам. Конечно, такие известные телесценаристы, как Джон Уэллс («Скорая помощь»), Эрон Соркин («Западное крыло»), Дэвид Келли («Элли Макбил», «Практика»), Стивен Бочо («Полиция Нью-Йорка») могут не беспокоиться за будущее. Но в подавляющем большинстве сценаристы живут от фильма до фильма или от шоу до шоу. Устроиться на работу крайне трудно, но еще труднее это место сохранить. Около 48% членов ГАС на Западном побережье - безработные. В перерывах между заказами они живут на отчисления.

«В нашей профессии о постоянстве приходится только мечтать, - вздыхает Дайана Сан, автор сценариев для сериала «Закон и порядок. Преступные намерения», кстати, мать троих детей. - Мы вынуждены часто менять работу. Поэтому роялти - важная часть наших доходов».

Обе стороны по-своему правы. Сценаристы обвиняют продюсеров в том, что те платят им гроши, а продюсеры обвиняют сценаристов в негибкости и в том, что они ведут себя, как упрямые дети, и с ходу отвергают любые конструктивные предложения.

Ник Каунтер утверждает, что об увеличении суммы отчислений в два раза, до 10 центов, чего требуют сценаристы, и речи быть не может. Новый рынок носителей, по его словам, еще пока слишком непостоянен, чтобы киностудии могли выплачивать сценаристам больше 5 центов. Кинобизнес, объясняет глава профсоюза продюсеров, переживает не самые лучшие времена. Стоимость фильмов и телепрограмм растет быстрее, чем предполагалось. В итоге что-либо предсказать можно лишь на совсем небольшой отрезок времени: всего несколько месяцев, но никак не годы.

Падающие звезды

Каунтер, правда, умалчивает еще об одной важной причине резкого повышения затрат в кинобизнесе. Начиная с немых фильмов Чарли Чаплина, Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд и кончая «11, 12 и 13 друзьями Оушена» Клуни, Голливуд всегда обожал звезд. Однако сейчас восторженное отношение к ним начинает потихоньку меняться. Завышенные требования суперстар делают фильмы убыточными еще до начала съемок.

Согласно результатам исследования «Приносят ли фильмы доход?», проведенного Global Media Intelligence (GMI), 132 картины, снятые шестью ведущими голливудскими студиями в 2006 году, принесут убытков почти на $2 млрд.

После очередного «золотого» периода, продолжавшегося с 2000-го по 2004 год, рост доходов в кинематографе резко замедлился. Специалисты из GMI считают, что несколько прошлогодних хитов («Миссия невыполнима-3», «Возвращение Супермена», «Девушки моей мечты» и «Полиция Майами») или не принесли ожидаемой прибыли, или вообще стали убыточными.

Конечно, повинны в этом и падение продаж DVD, и постоянно дорожающие рекламно-маркетинговые кампании, и необходимость во все более впечатляющих спецэффектах. Однако главная причина - человеческий фактор, суперзвезды.

Роджер Смит, автор доклада GMI, имеющий за плечами более чем 30-летний опыт работы в киноиндустрии, подчеркивает, что суммы контрактов с ведущими актерами, режиссерами и продюсерами увеличиваются из года в год. Другой их отличительной чертой является включение пункта, согласно которым помимо гонорара, то есть фиксированной суммы, они получают процент от кассовых сборов, продаж DVD и т.д. По оценкам GMI, в прошлом году эта статья расходов обошлась Голливуду как минимум в $3 млрд. Рядом с ними сущей безделицей кажутся $121,3 млн отчислений, выплаченных киностудиями сценаристам.

Таким суперзвездам, как Том Круз или, к примеру, Том Хэнкс гарантированы не только 20-миллионные гонорары, но и до 20% от кассовых сборов. В случаях с блокбастерами это огромные деньги. Последние «Пираты Карибского моря», например, собрали полмиллиарда долларов.

О том, к чему приводит подобная практика, красноречиво свидетельствует пример третьей «Миссии». Том Круз, снимавшийся в главной роли и продюсировавший картину, заработал на ней $95 млн. Фильм собрал $400 млн. Доля студии Paramount, вложившей примерно $150 млн, составила лишь $10 млн. Неудивительно, что, произведя несложный расчет, боссы киностудии вскоре после провала фильма решили расстаться со своей главной звездой. Их не остановили даже 14 лет плодотворного сотрудничества.

Вложение денег в кинобизнес всегда считалось инвестициями с повышенным риском. Блокбастеры обычно покрывали убытки основной массы картин. Однако сейчас они и сами приносят все меньше прибыли.

Обычно все коммерческие расчеты держатся в глубокой тайне. Исключение составляет киностудия Disney, никогда не скрывавшая, кто и сколько получает. В 2006 году она заплатила своим актерам $554 млн, то есть почти в четыре раза больше, чем за пять лет до этого.

Казалось бы, можно только порадоваться за растущие доходы звезд. Но все дело в том, что связь между звездным статусом актеров и кассовыми сборами с каждым годом становится все слабее и слабее.

«Сейчас появилась новая характеристика для предсказания коммерческого результата того или иного кинопроекта, - пишет Питер Барт, редактор авторитетной в мире кино газеты Variety. - Если во главе списка актеров, занятых в картине, стоит суперзвезда, то больших прибылей ждать не следует. Да, звезды могут помочь запустить фильм, но гарантировать конечный коммерческий успех они уже не в состоянии. Все больше продюсеров приходят к выводу, что само понятие кинозвезды превращается в анахронизм».

Список звезд, фильмы которых не оправдали ожиданий или вообще стали провальными, велик. В нем и Джордж Клуни, и Бен Стиллер, и Джоди Фостер, и Холли Берри, и Брэд Питт, и Марк Вальберг, и Хоакин Феникс, и Джуд Лоу, и другие известные актеры и актрисы. Из 15 наиболее успешных в коммерческом плане голливудских картин этого года только в трех снимались суперзвезды. Это «Ультиматум Борна» с Мэттом Дэймоном, «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом и «Дикие свиньи» с Джоном Траволтой. Рекордными же оказались такие малобюджетные картины без звезд и спецэффектов, как «Немножко беременна» и «Паранойя».

Получается, что в резком повышении стоимости производства кино виноваты все же продюсеры и владельцы киностудий, делающие ошибочную ставку на известных актеров, а не на качественный сценарий.

Ночь всех святых

Наверное, не случайно окончание срока действия очередного трехлетнего контракта между АКТП и ГАС выпало на ночь с 31 октября на 1 ноября, то есть Хеллоуин. Безрезультатные переговоры тянулись пять месяцев и, конечно, не могли закончиться за один день.

В пресс-релизе АКТП, составленном после восьми часов бесплодных обсуждений, сказано, что завышенные требования сценаристов по поводу отчислений с продаж DVD стали непреодолимым препятствием на пути продолжения конструктивного диалога и заключения нового соглашения.

Конечно, Дэвид Янг мог продолжить переговоры с продюсерами и предложить членам гильдии на время их проведения работать по старому соглашению, но он так не поступил. С одной стороны, Янг, ветеран профсоюзного движения, возглавлявший ранее союз строителей, намного радикальнее своего предшественника Джона Уэллса, которому удавалось с помощью лавирования сохранять хрупкий мир. С другой стороны, еще летом, когда становилось все более очевидно, что переговоры зайдут в тупик, среди членов ГАС был проведен опрос. 90% сценаристов высказались за забастовку.

Забастовщики сейчас пикетируют 14 голливудских студий. На их плакатах лозунги: «Нет контракта - нет сценариев!», «Ручки вниз!», «Верните нам наши деньги!» В пикеты они ходят, как на работу: с 9 утра до 5 вечера и работают 4-часовыми сменами.

Большинство звезд, которых специалисты винят в кризисе, охватившем кинобизнес, поддерживают сценаристов. Джей Лено вышел к пикетчикам, митинговавшим у здания NBC в Бэрбанксе, где снимается его шоу, и угостил их пончиками. Ева Лонгория, звезда «Отчаянных домохозяек», кормила забастовщиков, собравшихся у съемочной площадки сериала, пиццей. Выражали солидарность со сценаристами другие актеры и ведущие.

Но, конечно, далеко не все готовы поддержать бастующих, потому что из-за них может пострадать вся отрасль. Главные студии уже планируют приостановку или полное прекращение работ над десятками долгосрочных проектов. Без работы могут скоро остаться тысячи сотрудников компаний, снимающих телевизионные программы.

Для таких случаев в трудовых контрактах Голливуда существует пункт форс-мажор. Он позволяет в кризисных ситуациях расторгать контракты. Обычно человека сначала отправляют в 4 - 8-недельный неоплачиваемый отпуск, а затем увольняют. Кстати, именно этот пункт позволяет закрывать низкорейтинговые проекты.

Кина не будет

Сравнивая текущие события с легкой атлетикой, специалисты советуют настраиваться не на спринт, а на марафон, намекая, что забастовка может оказаться затяжной. Конечно, она не застала продюсеров и владельцев студий врасплох. Все готовились к войне как могли.

В самом лучшем положении кинематографисты. Ожидая забастовку, киностудии весь сентябрь и октябрь, не жалея денег, десятками закупали сценарии. Если забыть о качестве, которым в такой спешке нередко приходилось жертвовать, то кинопроизводство, по крайней мере теоретически, должно продержаться весь следующий год. Правда, потом все же коллапс.

Значительно хуже обстоят дела у тех, кто снимает сериалы. Конечно, их продюсеры тоже постарались сделать запас, но, учитывая специфику продукта, без особого риска ошибиться можно предположить: заготовленных впрок сценариев надолго не хватит.

Взять, к примеру, хотя бы тех же «Отчаянных домохозяек». Марк Черри, автор идеи и глава группы сценаристов, конечно, относится к числу высокооплачиваемых членов ГАС. Тем не менее он мечтает, чтобы забастовка как можно быстрее закончилась. Черри со своей командой, как и остальные сценаристы, сейчас не работает. Зрителей же, похоже, ждет сильно урезанный сезон. На начало забастовки у режиссера и продюсеров оставалось 9 сценариев. До конца года они как-нибудь дотянут, а дальше, если забастовка к тому времени не закончится, съемки придется останавливать.

Примерно в таком же положении продюсеры и других популярных сериалов. Режиссеры успели снять 13 из 24 эпизодов сериала «Дурнушка Бетти», аналогом которого является наша лента «Не родись красивой».

В «Остаться в живых» отснята тоже половина серий - 8 из 16. Правда, у этого сериала сезон начинается в феврале. Так что ситуация еще может измениться в лучшую сторону. Хуже идут дела с сериалом «24», где готовы лишь 8 или 9 эпизодов из 24. Новый сезон должен был начаться в январе, но уже объявлено о переносе на весну. Еще один известный в России американский сериал «Побег из тюрьмы» тоже готов наполовину. И только поклонникам «Симпсонов» можно не беспокоиться. У них готовы все 22 серии.

Катастрофическое положение сложилось с ток-шоу. Первыми крупными жертвами забастовки сценаристов стали любимые американцами передачи The Tonight Show с Джеем Лено, The Daily Show и The Late Show с Дэвидом Леттерманом. Уже в понедельник вечером, в первый же день забастовки, начали показывать старые передачи.

Сначала продюсеры намерены затыкать дыры в программной сетке повторами. Если же забастовка затянется, то, возможно, придется вновь прибегать к экспромтам, как это делали Леттерман и Джонни Карсон в 1988 году.

Могут возникнуть проблемы и у организаторов голливудских церемоний награждения главными наградами. До вручения «Золотых глобусов» осталось меньше двух месяцев, «Оскары» будут раздавать месяцем позже. Если свои речи большинство лауреатов пишут сами, что очень заметно по стандартному набору благодарностей в адрес Бога, родителей, бабушек с дедушками и прочей родни, то сложные сценарии для самих церемоний писать пока некому. Так же как и большой монолог главного ведущего, которым в этом году будет Йон Стюарт.

Конечно, остается слабая надежда на штрейкбрехеров. 19 лет назад некоторые сценаристы продолжали работать. Им, правда, пришлось временно отказаться от права голоса в гильдии, но они продолжали платить членские взносы. В 1988 году такие «предатели» в немалой степени способствовали поражению коллег. Поэтому сейчас руководство ГАС, надо думать, заранее приняло меры. Способов воздействия на штрейкбрехеров существует немало. Им, например, после окончания забастовки могут просто не вернуть полный статус члена ГАС.

За развитием событий в Калифорнии и Нью-Йорке пристально следят и в Канаде. Global и CTV, главные каналы канадского телевидения, покупают в Соединенных Штатах очень много программ.

Об исходе забастовки говорить пока рано. На стороне кинобоссов - материальные ресурсы, у забастовщиков - решимость восстановить справедливость.

Сценаристы стараются не вспоминать забастовку 1988 года. Она продлилась 22 недели и закончилась их поражением. Все осталось по-старому. Правда, некоторые изменения на телевидении, понесшем убытки в размере полумиллиарда долларов, тогда все же произошли. Телекомпании потеряли 9 - 10% аудитории. Зрители перешли на кабельное телевидение и реалити-шоу.

Реалити-шоу, вне всяких сомнений, окажутся в числе победителей и в этот раз. Дело в том, что сценарии к ним пишут сценаристы, не входящие в ГАС, и поэтому в забастовке не участвующие.

Рабочие сцены с Бродвея, присоединившиеся к забастовке, едва ли помогут сценаристам, потому что преследуют свои цели. Не удивительно, что они уже сели за стол переговоров с продюсерами.

А вот 4500 водителей грузовиков, которые тоже готовы присоединиться к забастовке, помочь сценаристам могут. Пока, правда, их руководство лихорадочно решает, какой тактики придерживаться. Если забастуют водители, перевозящие оборудование и реквизит, кинобоссам придется несладко.

Конечно, в Лос-Анджелесе прекрасно понимают, что забастовка окажет отрицательное воздействие не только на кинематограф, но и на всю экономику города в целом. Съемки фильма с бюджетом в $70 млн создают до 1000 рабочих мест и обеспечивают заказами немало местных предприятий и фирм. День забастовки стоит Лос-Анджелесу около $80 млн. Не случайно Антонио Вилларайгоса, мэр Города ангелов, встречался и с продюсерами, и со сценаристами, но все его посреднические усилия успехом не увенчались.

Многие надеются, что в этом деле удачливее будет губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, который не хуже участников забастовки знает всю кухню кино и хочет помочь установить мир. «Очень важно как можно скорее решить этот вопрос, - говорит он, - потому что забастовка оказывает огромное отрицательное влияние на экономику штата».

Надежда на заключение нового соглашения еще сохраняется. Через две недели после начала забастовки стороны вернулись за стол переговоров и пошли на взаимные уступки. Во всяком случае сценаристы, похоже, отказались от требования увеличить вдвое отчисления с продажи DVD. И все же скептики и даже осторожные оптимисты предпочитают надеяться на хорошее, но готовиться к плохому. «Готовьтесь к долгой и холодной зиме повторов и реалити-шоу», - советуют они американским телезрителям.

6 апреля 2017 в 10:59

Гильдия сценаристов Голливуда может выйти на забастовку из-за стриминговых сервисов

  • Мониторы и ТВ

Десять лет назад голливудские сценаристы привели индустрию развлечений в тупик, прервав свою работу на три месяца в споре за оплату фильмов и телешоу, распространяемых в интернете и на DVD. Забастовка остановила десятки телевизионных и кинопроизводств и ударила по экономике Лос-Анджелеса.

Теперь в голливудском сообществе возникает чувство дежавю, ибо над ним снова нависла угроза забастовки. После краха переговоров с ведущими студиями Гильдия сценаристов Америки (WGA) добивается от своих членов поддержки забастовки.

Напряженная атмосфера - результат внезапных экономических и цифровых изменений, повлиявших на бизнес. Со времен последних забастовок сценаристов в отрасли произошли серьезные сдвиги. Стриминговые сервисы вроде Netflix и Amazon изменили Голливуд и внесли свой вклад в выпуск беспрецедентного количества качественных сериалов - феномен, который иногда называют «золотым веком» телевидения.

Но времена не стали золотыми для многих сценаристов, у которых теперь стало меньше работы. Более короткие сезоны - это новая норма, при которой многие сериалы состоят из 10 или менее серий при кабельной и стриминговой передаче – это менее половины от традиционного сезона сериала и телешоу. Это привело сценаристов к финансовому кризису, так как многие по условиям контракта не могут работать на нескольких проектах за сезон.

«Стать сценаристом становится труднее, чем заработать на жизнь» - заметил Джон Боумен, продюсер телевизионных программ и бывший руководитель комитета по переговорам WGA.

Все больше телезрителей отказываются от кабельного телевидения в пользу стриминга. Студии также борются с существенным снижением прибыли от продаж DVD и сокращением посещаемости мультиплексов. Они выпускают меньше сериалов и эпизодов в год, а это означает меньше возможностей для сценаристов.

Все это подготовило почву для конфликта. С 19 по 24 апреля состоится онлайн-голосование за разрешение на забастовку. Такой шаг является типичной тактикой ведения переговоров профсоюзами, и WGA отмечает, что это ответ на жесткую позицию, которую заняли студии, до сих пор не отказавшиеся от своих условий.

«Никто ни в совете, ни в комитете не хочет забастовки» - сказал в интервью Крис Кейзер, сопредседатель переговорного комитета Гильдии. «К сожалению, единственный способ заслужить справедливое отношение - использовать силу труда».

Он оспорил заявления студий о том, что WGA первой прервала переговоры, и добавил, что диалог прервался на прошлой неделе после того, как студии оставили голосовое сообщение, чтобы сценаристы не приходили на следующий день. «Мы не ушли», - сказал Кейзер, писатель и исполнительный продюсер, чьи заслуги включают телесериал «Тиран» и семейную драму «Нас пятеро».

Союз продюсеров кино и телевидения, представляющий крупные студии, сети и независимых продюсеров, заявил, что хотел бы возобновить переговоры, но все еще ожидает ответа на свое последнее предложение, которое сценаристы считают шагом назад.

«Сохранение отрасли в рабочем состоянии находится в общих интересах, и мы готовы вернуться к переговорам», - сообщает Союз продюсеров.

Переговоры возобновляются 10 апреля, но по многим вопросам до взаимопонимания далеко. Возможность забастовки вызвала смешанные чувства у сценаристов по всему городу. Судя по всему, Гильдия делится пополам. Более опытные сценаристы, пережившие забастовку 2007-2008 годов, скептически относятся к этой идее. Сценаристы, которые пришли в Гильдию и бизнес после этих событий, отталкиваются от собственных потребностей.

Одной из главных причин раздора является развитие более коротких сезонов телешоу. Сейчас, по оценкам экспертов, две трети всех сериалов состоят из 8-12 серий в сезоне, тогда как ранее их количество варьировалось в диапазоне 22-24 серий. WGA утверждает, что недельный доход сценаристов снижается, потому что студии сильно задерживают гонорары. Это происходит потому, что сериалы становятся более кинематографичными и требуют гораздо больше времени на съемки. Съемки эпизода, которые раньше снимали две недели, теперь могут занимать от трех до четырех недель.

Осложняет дело отсутствие прозрачности. Стриминговые сервисы работают по подписке и не предоставляют данные о просмотрах, что затрудняет разработку формулы остатков - сборов за повторные показы. На протяжении десятилетий получить прибыль от выпуска сериалов можно было по простой схеме: отснять первый сезон, надеяться, что его продлят на 100 эпизодов, а затем продавать повторы кабельным каналам или местным вещателям. И поскольку Netflix и прочие сервисы продолжают набирать популярность, сценаристы требуют, чтобы эти компании платили остатки, которые соизмеримы с теми, что предлагают традиционные вещатели.

Но такие сервисы - не единственный источник разногласий. Льготы - такая же проблема, как и возраст членов Гильдии. WGA хочет, чтобы студии увеличили взносы в план медицинского страхования Гильдии на 1,5%, который в последние годы испытывает дефицит. Однако студии ответили на это предложение отказом, и сократили финансирование на 10 миллионов долларов в год.

Гильдия просит увеличить минимальные значения сборов за сценарии для самых низкооплачиваемых авторов на 3%. В недавнем письме к членам WGA West сказано, что средняя зарплата продюсеров телевизионных фильмов за последние два года снизилась на 23%, а в прошлом году развлекательные компании получили рекордные прибыли в размере 51 миллиарда долларов.

Предыдущая забастовка началась в ноябре 2007 года и продлились 100 дней, закрылись более 60 передач. Это самая крупная за последние 20 лет забастовка сценаристов в США. Тогда Гильдия сценаристов требовала заключить новый контракт с Союзом продюсеров кино и телевидения, в котором повысились бы проценты отчислений авторам за продажи продукции на DVD и в интернете.

Эксперты по трудовым вопросам отметили, что пагубный эффект забастовки помог сценаристам добиться того успеха, которого они, возможно, не достигли бы. В рамках соглашения авторы первые два года получают фиксированную сумму и 2% от прибыли продаж на третий год. Однако забастовка была финансово разрушительной для многих других работников индустрии, особенно для техников и работников искусства, многие из которых живут от зарплаты к зарплате.

В 2007 году Гильдия сценаристов США требовала увеличить гонорары от продажи фильмов и сериалов на домашних носителях (DVD, Blu-Ray), а также любого контента через интернет (посредством онлайн-кинотеатров). Забастовка, начавшаяся 1 ноября 2007-го, продлилась до 12 февраля 2008 года. Студии, потерявшие в итоге сотни миллионов долларов, были вынуждены остановить производство многих новых телесериалов (некоторые из выходивших в эфир получили заказ лишь на сокращённые сезоны), а также отложить на неопределённый срок съёмки потенциальных блокбастеров. В 2017-м Гильдия вновь подняла тему улучшения условий работы сценаристов: она требуют пересмотра размера гонораров, авторских отчислений и детальной проработки системы социальной защиты.


Самый яркий пример проблем, причинённых Голливуду предыдущей забастовкой сценаристов, – фантастический боевик начали снимать без готового сценария, что, конечно, повлекло за собой финансовые и репутационные риски: многие поклонники считают второй фильм киносерии худшим из всех. Популярные сериалы, выходившие в то время, вместо привычных 20-24 эпизодов получили сильно сокращённые сезоны ( , «Остаться в живых» и другие). В этом году проблемы могут возникнуть у таких топовых проектов, как , (новый сериал MARVEL), многих сериалов Netflix, да и в целом у большинства новых проектов, которые совсем скоро американские телеканалы будут представлять зрителям. В США большинство новинок в обязательном порядке проходит так называемую стадию «пилотного эпизода»: снимается первая серия, которую оценивают не только заказчики (телеканал), но и рекламодатели, представители зарубежных дистрибьюторов, пресса и зрители. Если реакция положительная, то обычно заказываются дополнительные эпизоды, затем начинаются съёмки, а дальше, по мере выхода серий в эфир, заказ дополняется ещё каким-то количеством эпизодов. Зачастую, новые сериалы с высокими рейтингами получают заказ сразу на полный сезон, но бывают исключения.

Трейлер фильма «Трансформеры: Месть падших» - его начали снимать без законченной версии сценария
Уже точно ясно, что до 2-го мая уладить разногласия с гильдией продюсеры не смогут, а это значит, что забастовка всё-таки начнётся. Сколько она продлится – не ясно, поэтому и конкретные последствия предсказать трудно. Но даже небольшой период простоя может навредить как новым фильмам, так и новым сериалам, поэтому заинтересованным сторонам придётся искать точки соприкосновения в довольно сжатые сроки.

Итак, новой забастовки сценаристов не произошло, и Голливуд благополучно вернулся к своим делам. Казалось бы, отсутствующее событие обсуждать нечего - мало ли что и где не случилось. Но сама угроза забастовки - важный показатель того, как изменилась индустрия развлечений в последние годы. Сегодня мы попробуем разобраться с причинами несостоявшегося страйка, факторами, позволившими сценаристам победить без боя, и возможными последствиями для индустрии в случае, если бы авторы фильмов и сериалов действительно вышли на стачку.

Что им не нравилось

В апреле 2017-го Гильдия сценаристов почти в полном составе (96%) объявила о своей готовности начать новую стачку. 20 000 человек, коллективный мозг которых создал большинство продукции, показываемой сегодня по американскому ТВ, в кинотеатрах и через платные интернет-сервисы, приготовились взяться за протестные транспаранты. Время было выбрано не случайно: контракты, устанавливающие правила игры между крупнейшими киностудиями и американскими профессиональными гильдиями, стандартно заключаются на три года, и в текущем мае как раз подошел момент, когда Гильдия сценаристов Америки (WGA) должна была в очередной раз ударить по рукам с Альянсом кино- и телепродюсеров (AMPTP), представляющим интересы гигантов индустрии развлечений (Comcast Corp., Walt Disney Co., CBS Corp., Viacom Inc., Time Warner Inc. и Twenty-First Century Fox Inc.).

Перезаключить контракт сценаристы хотели бы уже на новых условиях, более выгодных для себя. Собственно, они этого хотят каждый раз, как истекает старый контракт, но не всегда имеют достаточно смелости объявить об этом. Все понимают, что устроить забастовку - дело непростое, бьющее по карману (ведь пока ты бастуешь - ты не зарабатываешь), длящееся неопределенное количество времени и вдобавок не гарантирующее победы. Чтобы ввязаться в страйк, нужно, чтобы дела в профессии пошли совсем неважно. И в 2017-м, похоже, назрела именно такая ситуация. Но, в отличие от прошлых выступлений гильдии, теперь их главное недовольство вызвали не киностудии, а онлайн-сервисы.

Вообще, каждый раз, когда авторы сценариев бастуют, это значит, что они не хотят оставаться за бортом технического прогресса. В 1960-м гильдия сценаристов требовала выплачивать авторам проценты от показов их фильмов по ТВ, в 1973-м - от демонстрации по кабельным каналам, в 1988-м - от продаж видеокассет, в 2007-м - от DVD-дистрибуции и интернет-проката. Ведь если студии многократно наживаются на контенте, то почему сочинители этого контента должны сосать лапу?

В 2017-м сценаристы решили указать всем на то, какой скачок совершили кабельные каналы и стриминговые платформы за последние несколько лет. Сегодня эти площадки активно переманивают к себе зрителей из кинотеатров и с эфирного ТВ, производя качественный и разноплановый сериальный контент, и все это было бы неплохо, если бы новые сериалы не делались по новой схеме. В отличие от эфирных телесетей, упаковывающих каждый сезон своих шоу примерно в 22-23 эпизода, стрим-площадки типа Netflix и Amazon делают сезоны куда короче - стандартом здесь является 8-10-13-серийный сезон.

На то есть понятная причина: чтобы конкурировать с ТВ, новые игроки стараются делать свои шоу более кинематографичными, тратя на съемки каждого эпизода уже не две, а 3-4 недели - разумеется, выдавать по 22 эпизода в год при таком раскладе оказывается невозможно. Общее качество продукции, конечно, при этом растет. На практике новый стандарт означает меньше ежегодной работы для нанятого на проект сценариста (и меньше денег, поскольку гонорары выплачиваются не понедельно, а посерийно). Хуже того: поскольку рабочие контракты часто запрещают авторам работать над несколькими проектами одновременно, то и подхалтурить «на стороне» оказывается невозможно. Это уже привело к тому, что заработки сценаристов, сочиняющих «короткие сезоны», упали в среднем на четверть, доходы же производителей онлайн-контента только растут. При взрывном, рекордном росте количества сценарных шоу (в прошлом году таких сериалов в США было насчитано аж 455) авторы ощутили, что их кошельки от сезона к сезону становятся только тоньше.

Неудивительно, что члены WGA сочли такую ситуацию несправедливой и потребовали компенсировать перекос, уравняв гонорары на 10-эпизодных проектах с общими зарплатами по профессии: по их мнению, не должно быть разницы, для какой площадки ты сочиняешь, ведь в любом из случаев автор работает с полной отдачей. Если вдобавок учесть, что на эфирных телеканалах не только эпизодов снимается больше, но и минимальная зарплата у сценаристов почти вдвое выше, чем на кабеле или стриминге, то расслоение среди собратьев по профессии получается и вовсе вопиющее.

Ко всему прочему цифровые технологии сегодня не позволяют отслеживать «повторные показы» (вернее, позволяют, но владельцы стриминговых платформ скрывают данные о количестве просмотров), которые имеют большое значение на ТВ. Раньше за каждый телепоказ фильма или сериала автору причиталась какая-то копеечка, и вычислить размеры таких выплат было несложно. Как подсчитывать авторские отчисления в Интернете, в условиях отсутствия прозрачной отчетности - тот еще вопрос…

Для забастовки был нужен формальный повод, и Гильдия сценаристов Америки его нашла - выставила на переговорах «ультимативные, очень дорогие и невыполнимые требования», которые, конечно, никто не собирался удовлетворять. Это дало повод объявить о недоговороспособности работодателей и расчехлить транспаранты. Расчет был понятен каждому: чтобы остановить забастовку и вернуть всех на рабочие места, наниматели должны выступить со своими предложениями, которые, конечно, будут хуже затребованных условий, но все же лучше того, что было раньше. Для бастующих любая такая уступка - победа, и они уже знают, что чем меньше требуешь, тем меньше в итоге получаешь. Отсюда и «очень дорогие» изначальные требования, оставляющие пространство для торга.

Среди других их требований было также увеличение отчислений в пенсионный фонд, ежегодный рост гонораров на 3%, увеличение минимальной медицинской страховки на 1,5% (до сих пор студии не увеличивали, только уменьшали финансирование) и возможность получения отпуска по уходу за детьми без потери рабочего места.

Как это делалось раньше

Чтобы понять, к чему бы могла привести стачка по-голливудски, достаточно вспомнить, чем закончилась предыдущая. Первая и пока единственная в этом тысячелетии забастовка Гильдии сценаристов, стартовавшая 5 ноября 2007 года, вспыхнула по стандартной для таких страйков причине - из-за недостаточных авторских отчислений. Сценаристы хотели получать процент от продаж DVD и от интернет-проката, равно как и от других высокотехнологических средств дистрибуции вроде скачивания фильмов на мобильные телефоны. Забастовка была организована грамотно: 12 тысяч разъяренных сценаристов, плакаты «Бастуем!», пикетирование крупных студий, «смена караула» каждые четыре часа.

Голливуд еще помнил забастовку 1988 года: хотя в тот раз сценаристы, требовавшие процентных выплат от продаж видеокассет, почти ничего не добились, все же индустрию тот страйк сильно ударил по карману. Студиям пришлось снимать многие свои фильмы по недописанным сценариям, а на ТВ забастовка нарушила вещательные планы, расписанные на месяцы вперед. Продолжения ряда сериалов увидели свет с опозданием в месяцы (знаменитое «Детективное агентство “Лунный свет” », из-за долгого простоя упавшее в рейтинге, и вовсе было закрыто). Качество вечерних телешоу заметно опустилось, а мыльные оперы безбожно поглупели, и их сюжеты перестали куда-либо двигаться. Все это в немалой степени способствовало оттоку 10% аудитории в сторону кабельных каналов - удар, от последствий которого мейнстримное ТВ, как считается, так и не оправилось. Это не считая полумиллиарда долларов недополученной телевизионщиками прибыли.

В 2007-м вышло не лучше. Если киностудии к войне заранее подготовились и на всякий случай скупили заранее все сценарии, до которых сумели дотянуться, то телеканалы, оперирующие многосерийными форматами, большого запаса сделать не могли - это означало сильно урезанный телесезон, а на одних реалити-шоу, где сценарист почти не нужен, долго не продержишься.

С учетом того, что стим-платформ в то время не было, а кабель не имел сегодняшнего влияния, кризис ударил в первую очередь по эфирному ТВ. Вечерние шоу, оставшись без штатных сочинителей шуток, показали своих телеведущих «голыми королями» (а вовсе не «остроумцами от бога», каковыми их многие считали) и потеряли значительную часть аудитории. Из-за ухода сценаристов «в отказ» многие сериалы получили урезанные сезоны с куцыми сюжетными арками (в их числе - «Огни ночной пятницы », «Отчаянные домохозяйки », «Побег из тюрьмы », «Офис », «Закон и порядок », «Доктор Хаус », «Остаться в живых », «Как я встретил вашу маму », «Кости » и многие другие). Стартовые сезоны «Теории большого взрыва » и «Во все тяжкие » из-за кризиса едва не стали последними (впрочем, «Во все тяжкие» от этого только выиграл, поскольку скоропостижно обрезанный финал сезона спас от «выпиливания» одного из главных героев, в следующие годы развившегося в мощного персонажа). Выпуск некоторых сериалов был сдвинут на год, другие были вовсе отменены, а уже отснятые серии - положены на полку.

По кинопроизводству забастовка проехалась тоже: все помнят, какими слабыми получились фильмы «Люди Икс: Начало. Росомаха », бондовский «Квант милосердия », «Трансформеры: Месть падших »… Эти и другие ленты, невзирая на высокие бюджеты ставшие разочарованием для зрителей, снимались по черновикам сценариев, и на съемочных площадках не было авторов, которые могли бы оперативно подправить виляющий сюжет. Авторы отдыхали: гильдия запретила им реагировать на какие-либо крики о помощи.

Забастовка продлилась 100 дней, прежде чем сценаристы добились желаемого увеличения роялти до 2% за показ, покупку или скачивание каждого их фильма. По самым скромным подсчетам, Лос-Анджелесу демарш гильдии обошелся в $2 млрд. За это время был отменен ряд церемоний вручения крупных премий (один только срыв «Золотого глобуса», бойкотированного многими кинозвездами, стоил $60 млн.), закрылось около 60 телепередач. Недельная аудитория телеканалов сократилась на 21%, а некоторые американские каналы потеряли до половины своей аудитории. 5% зрителей вообще бросили смотреть ТВ, успешно переключившись на альтернативные медиа.

Некоторые сценаристы, заметим, тоже пострадали: они не только ничего не заработали за время забастовки, но и потом долго не могли найти работу, в результате чего покинули профессию. Другие авторы, столкнувшись с той же проблемой, были вынуждены переключиться на кабельные каналы и стриминг-платформы (с которыми и назрел у них к 2017 году серьезный разговор). Телевидение тоже извлекло из стачки урок: с 2008 года каналы наводнили «бессценарные» телешоу, для создания которых умение складывать буквы в слова не требуется.

Что могло бы случиться в этот раз

Случилось бы примерно то же, что и в прошлые разы, только с заметно возросшей магнитудой. Может, сценаристы и целились главным образом в стрим-платформы, но страйк - явление тотальное: встряхнуло бы все родственные отрасли, включая телевизор, кино и производство рекламы. Ведь если сценарист состоит в гильдии, то во время стачки он не имеет права работать нигде, даже если за это сулят большие деньги. Как итог зритель снова бы столкнулся с неудачно шутящими телеведущими, а в более долгосрочной перспективе - с урезанными сезонами высокорейтинговых (включая «Ходячих мертвецов » и «Игру престолов ») и дебютирующих телесериалов, закрытием некоторых телешоу, «непропеченными» голливудскими блокбастерами…

С другой стороны, на поле т.н. бессценарных реалити-шоу произошел бы бурный всплеск, поскольку проигрыш одной стороны - это всегда новые возможности для конкурентов, которые не преминули бы ими воспользоваться. Свой гешефт поимели бы и производители канадских сериалов на английском языке, не обязанные считаться с требованиями гильдий США: забастовка 2007-2008 гг. позволила некоторым шоу этого ряда пробиться на американский рынок, и теперь, спустя декаду, Канада вряд ли отказалась бы от нового шанса.

Перераспределение зрителей между существующими сериалами тоже было бы неизбежно, ведь когда любимое шоу превращается в отстой, капризный потребитель терпеть это не склонен. Рано или поздно он начинает щелкать пультом в поисках чего-то получше - и альтернатива обязательно находится, благо выбор сериальных развлечений сегодня широк как никогда.

О чем в итоге договорились стороны

В самый последний момент - фактически в день начала предполагаемой забастовки, через несколько минут после истечения срока предыдущего контракта - боссы индустрии, вздохнув, согласились заключить с бунтарями мировую (что стало большим облегчением для обеих сторон). Бывший глава WGA Патрик Веррон, участвовавший в переговорах, охарактеризовал новое соглашение сторон как «хорошую сделку». Страйк был отменен, все продолжили ходить на работу, а протестные плакаты остались пылиться в чуланах до лучших времен.

Хотя на момент оглашения вердикта подковерная торговля с представителями студий еще продолжалась, «предварительным соглашением» все члены гильдии, опрошенные журналистами, остались довольны: Альянс продюсеров кино и телевидения удовлетворил их требования в приемлемой форме. А именно: сценаристы сериалов будут получать от стрим-ресурсов в виде вознаграждения некую фиксированную сумму в первые два года и 2% прибыли от продаж на третий год. Отчисления от телепоказов, в свою очередь, вырастут на 15%. На проектах, где работа над каждым эпизодом требует вовлеченности автора дольше чем 2,5 недели, сценаристам отныне положена доплата. Медстраховка, как сообщается, укрепилась «на годы вперед». Ряд других вопросов все еще предстоит утрясти, но в целом конфликт можно считать улаженным, и, по всей видимости, в ближайшие годы новая забастовка сценаристов индустрии не грозит.

Почему угроза бездействием сработала

Угроза гильдии сработала по трем причинам. Первая: любая крупная студия в США подписывала контракт с WGA и, соответственно, теперь обязана иметь дело только с их сценаристами. Ни фильм, ни сериальный пилот, ни единой строки для телепередачи никто посторонний написать не смеет, иначе гильдия выкатит штраф и навсегда запретит своим авторам иметь с такой студией дело. Можно, конечно, нанять студентов, работающих за еду… Но если ты желаешь работать с хорошими сценаристами (а этого хотят - во всяком случае, на словах - все производители контента), тебе нужно уважать правила, установленные их «крышей». Ссориться с гильдией - занятие невыгодное и чреватое кучей проблем в дальнейшем; серьезные люди так дела не ведут.

Вторая причина - неизменная для всех голливудских стачек - состоит в том, что требования сценаристов, как ни крути, были целиком оправданны. Развитие индустрии развлечений вошло в фазу, которую можно назвать «эрой качественных сериалов и новых способов дистрибуции контента», и необходимость урегулирования связанных с этим финансовых вопросов действительно назрела.

Третья причина вытекает из второй: сценаристы, не чувствуя себя профессионально и социально защищенными, потеряли бы в случае забастовки гораздо меньше, чем их наниматели (понятно же, что человека, которому действительно есть что терять, бастовать не заставишь). Для сравнения: если забастовка 2007 года принесла индустрии два миллиарда прямых и косвенных убытков, а также кучу проблем, которые аукались в следующие годы, то у сценаристов за 100 дней страйка отобрала лишь $340 млн. недополученных гонораров.

В этот раз сила их бездействия выросла - откажись сценаристы работать, двумя миллиардами ущерб бы уже не ограничился.


Опыт показывает, что в результате прошлой забастовки не поздоровилось в первую очередь сериальной продукции - и это случилось 10 лет назад, когда современный «сериальный ренессанс», о котором так любят рассуждать профильные СМИ, находился в самом начале своего расцвета. Сегодня, когда и производители развлекательного контента, и международные зрители подсажены на американские сериалы плотней, чем когда-либо, последствия подобной стачки были бы гораздо суровей. Весь тот же набор - падение качества продукции, обрушение рейтингов, незаключенные рекламные контракты, сорванные рабочие графики и недополученные зарплаты, новая дыра в бюджете Калифорнии - в 2017 году усугубился бы еще и недовольством заокеанских потребителей во множестве стран, для которых просмотр новых серий каких-нибудь «Ходячих» за последнее время превратился в такое же обыкновение, как у пушкинского Сильвио - заобеденная рюмка водки.

Сериалов стало много, они теснят традиционное кино, тянут на себя одеяло и отбивают хлеб у традиционного кинематографа. Большинство хороших рассказчиков уже работают там, именно их мозгами пресловутый ренессанс создавался, и если заменить их «дешевой рабсилой» откуда-нибудь из Великобритании, то вполне возможно, что «сериальное чудо» схлопнется так же быстро, как расцвело (не говоря о том, что компании, нанимающие «гастарбайтеров» в обход гильдии, будут занесены ею в «черный список», и члены WGA начнут обходить их офисы десятой дорогой). Новая реальность вносит свои коррективы: сегодняшний страйк уже не равен вчерашнему, поскольку если уж так стало, что «сериалы - это новое кино», то и индустрия теперь зависит от сочинителей этих сериалов куда больше, чем раньше. И хотят того производители контента или нет, но пирог теперь придется кроить по-новому.

При этом мало кто сомневается, что решающую роль здесь сыграли именно воспоминания о прошлой стачке: в глазах индустрии забастовка 2007 года стала красноречивым примером, сообщающим о возможных последствиях производственного простоя. А не будь такого примера, еще неизвестно, как бы все обернулось.

Конечно, если сценаристы бастуют и добиваются своего, хорошо от этого становится только самим сценаристам. Представители же прочих специальностей - в первую очередь технические работники - просто сидят какое-то время без работы, и им зарплату никто в итоге не повышает. Так, например, прошлая забастовка оставила без дела почти 38 000 человек. (Какими подводными камнями обернется несостоявшийся страйк для самих сценаристов, пока не ясно, но не исключено, что возросшие расходы на производство контента приведут к уменьшению количества заказываемых сериалов - т.е. в перспективе найти работу скриптрайтеру станет сложней, чем сейчас. Но авторы, судя по всему, готовы мириться с подобными рисками.)

Сценаристам симпатизируют далеко не все. На интернет-форумах, где обсуждалась надвигавшаяся стачка, можно увидеть пользовательские комментарии в духе: «расплодились», «качают права», «мешают людям работать». Отчасти эта критика верна: и расплодились, и качают, и мешают. С другой стороны, любой фильм или телешоу начинается именно со сценария, а выдавать хорошие сценарии на голодный желудок - дело проблематичное, и если индустрия забывает об этом, то бойкие перья всегда готовы ей напомнить. Не сейчас, так через 3 года (или 6, или 9, или 12) они снова могут постучать ботинком по кафедре - и пока существуют профессиональные гильдии, студии вынуждены иметь это в виду.

Пройдет время, и правила игры вновь поменяются? Ну что ж, если будет нужно - «можем повторить».

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!


Top