Долгосрочный проект народные традиции. Педагогический проект по народной культуре в старшей группе

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» Кореневского района Курской области

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«Неделя по приобщению

дошкольников к истокам

русской культуры»

Составители:

воспитатели старшей группы

Коноваленко Е.А.

Ткачёва Л.В.

2016 год

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверен-ностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Технологическая карта проекта

Пояснение

Название проекта

«Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».

Тип проекта

Групповой, краткосрочный, творческий

Направления развития

Познавательное

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое

Участники проекта

Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители

Целевая группа

Сроки реализации (длительность)

Основание для разработки проекта

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.

Цель

    Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;

    создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи

    Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

    Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

    Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

    Воспитывать уважение к культурам других народов.

    Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

    Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

    Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

    Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

    Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;

    Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

    Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Планируемые

результаты

    Расширение представлений детей об окружающем мире.

    Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

    Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.

    Знание правил народных игр, умение в них играть.

    Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Ситуативные разговоры, свободное общение:

    «Традиции русского народа»;

    «О русских народных промыслах»;

    «Русская матрёшка»;

    «Устное народное творчество в России»;

    «Русские народные музыкальные инструменты».

Коммуникативное развитие (развитие речи):

    Составление рассказов по пословицам и поговоркам.

    Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.

    Пересказ русских народных сказок.

    Викторина по русским народным сказкам.

Разучивание:

    Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».

    Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».

Сюжетно-ролевые игры:

    «К нам гости пришли»;

    «Ярмарка».

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».

2. Познавательное развитие.

Беседы:

    Народные обряды и обычаи встречи весны;

    «Исконные символы России»;

    «Чудо-чудное, диво-дивное»;

    «Как раньше в гости ходили».

Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

Презентации:

    «Быт и предметы утвари»;

    «Русская народная кукла».

    Художественно-эстетическое развитие.

Чтение:

    Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».

    Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Предметы художественных промыслов:

    Предметы городецкой росписи;

    Филимоновские дымковские игрушки;

    Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина».

Книги энциклопедического характера:

    Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.

    «Русские художественные промыслы».

    Альбом «Народная игрушка».

    Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

Иллюстрации:

    О праздниках на Руси;

    Устройство русской печи;

    Иллюстрации старинных предметов;

    Иллюстрации художника Ю.Васнецова к сказкам.

Музыка.

Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.

Слушание:

П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.

Пляски и игры:

    «Заинька», обр. С.Кондратьева;

    «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;

    Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;

    Игры с деревянными ложками.

Пение:

    Заклички, приговорки, прибаутки.

    Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».

Изобразительная деятельность.

Декоративное рисование:

«Знакомство с русским народным костюмом»,

«Русская матрёшка»

Лепка: «Пряники печатные».

Самостоятельное художественное творчество:

    Изготовление масок животных к русским народным сказкам.

    Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.

    Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».

    Пение русских народных песенок и попевок.

    Придумывание пословиц и поговорок.

    Инсценированное чтение потешек.

    Рассказывание сказок по ролям.

Центр театрализованных игр:

Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.

    Взаимодействие с семьёй:

    Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».

    Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».

    Приобщение детей к семейным традициям.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Понедельник

ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА

Познавательно исследовательская деятельность. НОД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

Музыка. НОД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»

Беседа «Народные традиции встречи весны»

Прогулка. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»

Русская народная игра «Колпачёк»

Рассматривание энциклопедии для малышей «Чудо-всюду».

Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.

Вторник

ПРЕДМЕТЫ ИЗ

БАБУШКИНОГО СУНДУКА

ФЭМП. НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Художественная деятельность. Рисование. НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

Физическая культура. НОД « Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».

Беседа «Исконные символы России»

Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»

«Предметы старины в загадках русского народа» - отгадывание загадок.

Путешествие в прошлое предметов (утюг).

Презентация «Русская народная кукла»

ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ

Познавательное развитие. ФЦКМ. НОД «Талант наших мастеров».

Музыка. НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».

Художественная деятельность. Рисование. НОД «Русская матрёшка»

Подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в историю народной игрушки»

Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»

Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П.Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.

С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Д/и «Народные промыслы»

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ

Развитие речи. НОД «Народные праздники на Руси»

Художественная деятельность. Лепка. НОД «Пряничные посиделки»

Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».

Прогулка «Белая берёза»

Конкурс «Коса - девичья краса»

Подвижные игры: "Бабка - Ёжка", "У дедушки Трифона".

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Развитие речи. НОД «Жанры народного фольклора»

Физическая культура . Интегрированная НОД «Колобок».

Литературная викторина «Наши любимые сказки»

Изготовление шапочек зверей для театрализованной деятельности. Инсценировка потешек: «Тень-тень - потетень…» (под фонограмму)

Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни».

ольга бадулина
Краткосрочный творческий проект для старшей группы «Русские народные традиции и культура»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«»

воспитатель

Бадулина О. А.

с. Александровское, 2017г

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину ,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

Шёпот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Актуальность.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа . С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой .

Как жили русские люди ? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи ? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры , истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ , поддержать интерес к его истории и культуре , помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Русские народные традиции и культура » .

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры , развитие у детей интереса к народной культуре , потребности приобщения к народным традициям , формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества .

Технологическая карта проекта

Цель : сформировать понятие о русском народном творчестве ; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (5-6 лет) через знакомство с историей и культурой России , через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи :

1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором , с жанром устного народного творчества .

2. Знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр , которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)

Технологичность : проект доступен и может быть использован воспитателями МДОУ и родителями.

Условия реализации : детский сад, семья.

Участники : дети старшей группы , воспитатель МДОУ, музыкальный руководитель, родители.

Тематика : творческий проект

План работы на 1 неделю

«Русские народные традиции и культура »

Экскурсия музей

Цель : Формирование представлений о русском крестьянском быте , уважения к русской народной культуре .

Задачи :

1. Познакомить детей с устройством русской избы .

2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

3. Закрепить знания о русском народном костюме , особенностях его изготовления и применения.

4. Расширять словарный запас : изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.

5. Привить интерес к предметам старины , воспитывать бережное отношение к старинным вещам .

6. Воспитывать патриотические чувства.

Просмотр презентации «Изба на Руси» , сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина » .

Цель :

1. Закрепить с детьми понятие изба.

2. Познакомить с традициями строительства избы , её внешним и внутренним убранством.

3. Словарная работа : изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.

Декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке» .

Цель :

1. Закреплять знания о русских народных промыслах .

2. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.

3. Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали) .

4. Формировать представление о народном костюме .

5. Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.

Подвижные, русские народные игры , игра «Ручеёк»

Цель :

1. Познакомить детей с играми.

2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)

Прослушивание и пение русских народных песенок , закличек.

Цель :

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке .

Аппликация «Украшение тарелочек»

Цель :

1. Ознакомить детей с русским народным орнаментом (гжель, раскрыть его характерные черты.

2. Учить композиционному построению аппликации орнаментов.

3. Развивать интерес к народному творчеству , изделиям народного искусства .

4. Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа

Чтение русских народных сказок , потешек, небылиц.

1. Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение , память, фантазию.

3. Пробуждать интерес к сказкам.

4. Воспитывать культуру речи , учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Выставка «Предметы старины »

Цель :

1. Знакомство с предметами домашнего обихода в старину .

2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам .

3. Привлечь родителей для сбора вещей для выставки.

План работы на 2 неделю.

«Народная игрушка . Фольклор»

Знакомство с народными игрушками , беседа.

Цель :

1. Усвоить первоначальное представление о возникновении игрушек на Руси.

2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси .

3. Познакомить детей с игрушками, сделанными из глины, соломы, дерева.

Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке» .

Цель :

1. Закрепить знание детей о народной игрушке – матрёшке .

2. Формировать понятие, из чего она сделана, как украшена.

3. Развивать интерес к народной игрушке , умение украшать матрёшку.

Рисование «Весёлые матрёшки»

Цель :

1. Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки .

2. Воспитывать интерес к народной культуре , эстетический вкус.

Лепка «Украшение разделочной доски»

Цель :

1. Познакомить с предметом старины , показать, как украшены досточки в городецкой росписи.

2. Учить раскатывать пластину из пластилина, вырезать из нее прямоугольник, делать узор стекой, развивать умение составлять узор.

3. воспитывать умение оценивать свою работу.

Консультации для родителей.

«Воспитание детей на традициях народной культуры »

«Фольклор в воспитании детей»

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.

Шейн Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Брусничка"
Населённый пункт: поселение Тубинский, Усть-Илимский район, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРОЕКТ "КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"
Дата публикации: 14.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Воспитатель ВКК, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Брусничка» (МДОУ «Брусничка») ПРОЕКТ «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА» «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).
Актуальность проекта:
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.
Проблема:
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Цель

проекта
: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
 Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;  Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;  Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье;  Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
 Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов;  Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;  Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;  Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;  Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;  Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Ожидаемые результаты:
 Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;  Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю;  Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага;  Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу;  Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма;  Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д.;  Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности;  Широкое использование всех видов фольклора;  Повышение родительской компетенции.
Вид проекта:
познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (2 года)
Участники проекта:
Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре
русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:  Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники);  Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);  Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения);  Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);  Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
I. этап реализации проекта.

I. подготовительный этап.
№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения 1 2 3 4 5 Анализ работы по данной проблеме Изучение методических разработок Изучение литературы по данной проблеме. Проведение психолого- педагогической диагностики - диагностические задания; - анкетирование родителей; - тестовые работы; - наблюдения; - опросник детей; Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом. Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа. Сентябрь - Октябрь Сентябрь -Октябрь Октябрь
II. основной этап.

План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных

Государственных Образовательных Стандартов

Образоват ельная область Форма работы Цель деятельности Сроки выполнени я Результат
Работа с детьми

Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ
Задачи: - формировать представление о мире семьи; - актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; - развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - НОД «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Моя семья». - Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», « О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет». - Рассматривание семейных альбомов; иллюстраций с изображением опасных предметов и ситуаций в быту. - Конструирование «Комната, в которой я живу». - НОД «Давайте познакомимся», «Мой портрет», «Мужчины и женщины в семье». - Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Туалетные принадлежности», «Кому, что нужно для работы», «Маленькие Развивать познавательную активность детей Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Формировать нравственно – этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к семье. В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарно му плану «Генеал огическ ое дерево»
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. помощники». - Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Выходной в семье», «Телевидение - интервью о своей семье». - Разыгрывание этюдов - Решение проблемных ситуаций - Составление рассказов о семье - Чтение стихотворений: Я. Акима «Моя родня»; «Кто кому кто?»; «Мой братишка Мишка»; «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б. Заходера «Повара»; Е.Серовой «Папа дома»; О. Высотской «Семья». - Обсуждение поговорок и пословиц о семье. - Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова». - Продуктивная деятельность: рисование «Портрет моей семьи», «Отдыхаем всей семьей»; изготовление подарков для членов семьи; Создание эмоционального комфорта. Развивать связную речь, интонационную выразительность Развивать творчество детей
Физическо е развитие раскрашивание раскрасок по теме «Профессии». 2. Слушанье и пение песен о членах семьи. - Пальчиковые игры: «Дом», «Семья» - Подвижные игры: «Мы веселые ребята» - Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки» Развивать двигательную активность детей
Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА - П. ТУБИНСКИЙ
Задачи: - познакомить с историей возникновения поселка; - показать значимые места поселка; - знакомить с природными зоны поселка; - воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за свою малую Родину. Познавател ьное развитие Социально - коммуника - Беседа на темы: «История моего поселка», «Мой поселок – моя малая Родина», «Моя улица» - Целевая прогулка «Поселок, в котором я живу» - Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Мой поселок» - Экскурсия «Любимое место в поселке». - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного поселка», - Экскурсия в сельскую библиотеку знакомство с летописью. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательност ями региона, в котором живут дети. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану «Макет поселка»
тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. - Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Улицы поселка», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди поселка», «Что изменилось?». - Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по поселку», «Магазины родного поселка», «Почта», «Строители», «Перекресток» - Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», « Моя улица»; стихов о поселке, загадок. - Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина». - Составление рассказов о поселке - Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом» - Продуктивная Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия; Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Развитие интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие двигательной активности
Физическо е развитие деятельность: изготовление макета «Улицы родного поселка»; рисование «Моя улица», «Наш детский сад», «Мой поселок «самый, самый. - Слушанье песен - Конструирование из крупного строительного материала «Строим поселок» Пешие прогулки по поселку.
Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ
Задачи: - расширять знания детей о родной стране; - познакомить детей с многонациональным составом населения России; - познакомить со столицей России; - познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной (матрешка, балалайка, самовар); - формировать у детей целостное представление о природных зонах России; - воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Познавател ьное развитие - Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России», «Природа России» - Рассказ о неофициальных символах России (матрешке, балалайке, самоваре) - Рассматривание карты России: «Что может рассказать карта о России»; Формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В течение Альбомы (с символик ой, презента ции)
Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальных промыслов народов России; - Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны России» - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее главного города России», - НОД «Россия Родина – моя», Наша Родина –Россия, наш язык русский» - Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Достопримечательн ости Москвы», «Что предмет расскажет о себе» - Ручной труд изготовление атрибутов для игры - НОД Рассматривание картины «Богатыри» - Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику» - Чтение Воспитывать патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине. Обогащение обществоведческого словаря детей. Совершенствовать речь как средство общения. Формирование 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану
развитие. Физическо е развитие стихотворений известных писателей о Родине. - НОД Лепка « Русская матрешка» - Конструирование из крупного строительного материала «Кремлевские башни» - Рисование символики России. - Слушанье песен известных исполнителей о Родине - Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр» - Подвижные игры интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Развитие двигательной активности
Тема: РУССКИЙ БЫТ
Задачи: - формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре; - познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы; - познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; - расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук; - воспитывать патриотические чувства Познавател ьное развитие Социально - НОД «История русского быта», «Русская изба», «Горница» - Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники» Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках В течение Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы
- коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие - НОД: «Посиделки в горнице», «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое» - Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования (маски) - Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси» - Чтение энциклопедий, рассказ воспитателя о русской избе - «Вечер загадок» (загадки о предметах быта) - Чтение пословиц, поговорок, сказок. - Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д. - Слушанье русских народных мелодий - Конструирование и украшение русской избы - Лепка русского быта - Развлечение «Масленица» - Игра «Взятие снежной крепости» - Русские народные игры Приобщать детей к истокам русской культуры; расширять знания детей о труде крестьянина, праздниках Пополнять литературный багаж детей Приобщение детей к народному искусству Развитие двигательной активности 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану

Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.
Задачи: -показать красоту национального костюма, выделить его элементы; -организовать выставку «Русский народный костюм»; -воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в театрализованных представлениях. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ - Познавательные беседы «История русского костюма» - НОД « Отражение русских традиций в национальном костюме» - - Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, сказок - Сюжетно-ролевые игры « Русские богатыри» - Изготовление головных уборов (кокошников, колпаков) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям известных художников В. Васнецова «Богатыри», В.Сурикова « «Русская красавица» - Чтение художественной литературы (сказки, былин, пословиц, поговорок) - Составление и разгадывание загадок Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества Развитие пред- посылок ценностно- В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану Тематиче ские альбомы; куклы в национал ьных костюмах
ое развитие. Физическо е развитие - Слушанье народных мелодий русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» и др. - Рисование «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей» Народные подвижные игры, хороводы, игры- массового гулянья смыслового восприятия и понимания произведений искусства Овладение подвижными играми с правилами
Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
Задачи: -познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву, изготовление игрушек; -создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные». -воспитывать бережное отношение к народной игрушке. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров» , «В гостях у Матрешки» - Познавательные беседы « История тряпичной куклы» - Рассматривание познавательного материала, презентаций - Исследовательская деятельность с глиной - Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов - Сюжетно-ролевая игра «Музей» - Трудовая Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Выставка «Какие разные куклы» Мини - музей « Город мастеров »; коллекци и
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие деятельность: вышивка орнаментов русского костюма - Чтение художественной литературы (рассказов, сказок, стихов) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников. - Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель» - Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка» - Аппликация из ткани «Жостовский поднос» Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения Развитие речевого творчества, литературной речи. Развитие детского художественного творчества Развитие двигательной активности
Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
. Задачи: -познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками -разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение; -вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях. Познавател ьное развитие - Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках - Рассматривание иллюстративного познавательного материала Развивать познавательную активность Тематиче ские альбомы малых фольклор ных форм
Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие - Наблюдения в природе - Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц) - Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры - Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек - Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников изображенным к малым фольклорным формам - Придумывание рассказов по пословицам - Разучивание, инсценирование попевок, закличек - Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам) - Развлечение с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-ной активности В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
. Задачи: -познакомить с русскими народными подвижными играми; -вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные подвижные игры; -воспитывать чувство коллективизма. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. - Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр» - Просмотр видеофильмов «Игры наших предков» - Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных игр - Изготовление оборудования и атрибутов для оформления участка - Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья» - Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок -Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др. - Слушанье музыкальных произведений (песенок, закличек, хороводов) - Игры на музыкальных Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм Привлекать детей к созданию развивающей среды Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Картотек а народных подвижн ых игр; оборудов ание участка в народном стиле
Физическо е развитие инструментах - Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры» - Игры –хороводы - Досуг «Русские игрища» Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
. Задачи: -познакомить с многообразием русских народных сказок; -научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами, выражением лица и глаз; -развивать чувство юмора; -вызвать интерес к театрализованным представлениям. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам - Беседы, просмотр материала познавательного характера - Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички» - Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека» - Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр - Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов - Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», Развивать познавательную активность детей. Привлекать детей к созданию развивающей среды; создание эмоционального комфорта. Развивать связную В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Выставка «Комната сказок»; показ театра
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие «Покажи движениями» и др. - Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин) - Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек - Самостоятельное составление сказок. - Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои» - Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам) -Слушанье музыкальных произведений; и гры на музыкальных инструментах Разные виды игры речь, интонационную выразительность Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно- творческой деятельности. Развитие двигательной активности
Работа с семьей

Формы работы

Цель

Сроки
- Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». - Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству. - Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно- прикладное творчество»; «Особенности нравственного воспитания в Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа. Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями. 1 раз в месяц 1 раз в квартал
дошкольном возрасте». - Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». - Проведение консультаций для родителей: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», « Из истории русского народного костюма», « Русская народная игрушка» др. - Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку; к известным памятным местам; в сельский клуб. - Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья – род – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки), «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы). - Участие в подготовке и проведении праздников: «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др. - Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества. - Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке. -Участие в совместной проектной деятельности - Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности 1 раз в квартал Согласно по плану Согласно календарно- тематическому плану В течение учебного года
III. заключительный этап.
№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения 1 Педагогический мониторинг Выявить уровень Май 2015г
2 Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа. сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества. Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа. Май 2015г.
Используемая литература
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983. 2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005. 3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000 4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011. 5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010 6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001. 7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм. 8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма. 9.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Педагогический проект

«Приобщение детей к истокам народного творчества через организацию худежественно-продуктивной и твореской деятельности»

«Мастера земли русской»

воспитатель МБДОУ № 3, г. Пролетарск

Паспорт проекта.

Название проекта: «Мастера земли русской».

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое.

Вид проекта: групповой, творческий.

Сроки реализации проекта: 2017-2018уч. год

Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игровой деятельности).

Тип проекта: развивающий.

Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Основополагающие принципы реализации проекта – это принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

· поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само ценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

· уважение личности ребёнка;

· реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Актуальность проекта

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено, и наша задача помнить, возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны их предки.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из его функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основаны на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности воспитываются лучшие черты характера: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих и их работах. Встреча с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который показался мне самым верным - знакомство детей с нашими традициями - русскими народными традициями, воспитывать их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

Факторы актуальности проекта:

Это цель современного образования, которое воспитывает и развивает личность ребенка в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ;

Это изучение народных росписей, которое способствует эстетическому воспитанию и развитию дошкольников;

Это проведение занятий по росписи, оказывающие психотерапевтическое воздействие на детей: уверенность в себе, спокойствие, ощущение радости, чувство защищенности.

Цель проекта: Формирование национальной памяти через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством.

  • Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через художественно-продуктивную и творческую деятельность.
  • Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.

Этапы реализации проекта:

I этап (аналитический): сентябрь 2017г

Обоснование актуальности проекта

Определение системы, направлений, цели и задач

Подбор методической и педагогической литературы, пособий, атрибутов

Составление плана мероприятий

Проведение мониторинга

Анкетирование родителей.

II этап (организационный): октябрь 2017г.

Разработка НОД познавательного цикла, сценариев к праздникам и развлечениям

Подбор дидактического материала, дидактических игр, основанных на народном фольклоре; изготовление картотек – закличек, пословиц, поговорок, примет, народных игр; художественной литературы

Подбор и изготовление костюмов, поделок и сувениров

Работа с педагогами: консультации, мастер-классы, открытые показы НОД, выступления, рекомендации.

Работа с детьми: беседы, НОД познавательного цикла, театрализованная деятельность, проведение праздников и развлечений, организация проектной деятельности в уголках (познавательно-игровом, художественном, музыкальном), знакомство с предметами старины, декоративно-прикладным искусством, мастер –классы, дидактические игры

Работа с родителями: консультации, беседы, дни открытых дверей, участие в праздниках, развлечениях, мастер –классы, оформление рекомендаций, информационного стенда, буклетов, анкетирование

IV этап (итоговый): май 2018г.

Анализ достижения целей и полученных результатов

Практический и теоретический семинар, консультация по теме проекта

Выполнение педагогами и родителями совместных творческих работ и пособий

Проведение выставки совместных работ родителей и детей

Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Обобщение опыта по теме проекта в форме презентации.

История создания проекта

Работа по данной теме ведется мною второй год, начиная со средней группы. По началу детям было очень трудно - они не понимали старинных названий предметов быта, элементов росписи, но с каждым новым занятием дети все больше втягивались, проявляли интерес, ждали новых для себя открытий. Формы работы выбираю разные: путешествие в сказку, превращение в мастеров-художников, экскурсия в гончарную мастерскую. Так, знакомство с каждым новым видом народного промысла я начинаю с просмотра компьютерной презентации, из которой дети узнают историю возникновения того или иного вида художественной росписи, его узоры и элементы, используемые цвета, технику рисования, изделия с данным видом росписи.

Знакомить детей с народно-декоративным искусством можно практически через все виды деятельности. В работе по русскому народному творчеству во всех видах изо деятельности можно дополнять и музыкальным воспитанием. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Несомненно, развивается речь детей, так как ребята узнают множество новых слов, разучивают наизусть фольклор, слова к народным подвижным играм. Так в средней группе дети познакомились с народным праздником "Масленица", заучивали заклички, веснянки. Я познакомила ребят с православным праздником "Пасха", после чего расписывали пасхальное яйцо. Дети познакомились с праздником "Рождество Христово", узнали историю возникновения праздника, его традициях, узнали, как празднуют в других странах. Кроме того, мы играли и в народные игры: «Пузырь", "Колпачок", "Ходит Ваня", "Заинька" и многие другие.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Так родилась идея создания проекта «Мастера земли русской» в подготовительной группе.

Изобразительные эталоны красоты дети усваивают через рассматривание и обследование предметов народного декоративно- прикладного искусства (Гжели, Дымки, Городецкой, Жостовской, Каргопольской росписи и нашей родной, Семикаракорской). Каждое новое знакомство с народным промыслом планируется сопровождать творческим подходом: «устраивать ярмарки», «ходить в гости к мастеру», «украшать избу», «делать подарки для дорогих гостей», «устраивать музей ремёсел». Дети становятся «гончарами, мастеровыми», лепят и расписывают предметы быта, животных, одежды, головных уборов. Такая художественно-творческая деятельность формирует у детей не только эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, но и разнообразные художественно-творческие способности. Воспитанники овладевают приемами народной росписи, лепки из глины, теста.

Работ по народному искусству проводится в интегрированной форме как в совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, режимные моменты), так и на занятиях.

Фольклорные праздники:

Яркой, доступной и популярной формой приобщения детей к народным традициям является фольклорный праздник - обряд. Через игровые забавы создается радостная атмосфера современного досугового праздничного общения детей, а использование специфических художественных средств (декламационно – речевого, песенного, танцевально- игрового фольклора, ряженья, народной атрибутики) настраивает детей на естественное и положительное восприятие общего праздничного действия. Календарные праздники, («Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица» и т.д.) повторяясь традиционно из года в год, приучают детей осознавать обрядовые каноны и правила.

Каждый ребёнок выполняя то, что мог, что уже знал, чему научился, участвует в традиционных действиях. Насыщенность народных праздников творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Взаимодействие с родителями.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов в мини-музеи, в украшении группы, в пополнении развивающей среды, участвуют в проектах.

Создание предметно-развивающей среды

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации: в группах пополняются уголки ряжения, театральные, музыкальные, изо уголки, игровые уголки.

Новшество проекта - создание мини – музеев, «Музей народной игрушки»

«Музей Матрешки»

«Музей русского быта»

«Музей народного творчества»

Особенностью музеев является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие о жизни русского народа, представлены небольшие экспозиции, знакомящие детей с историей и разнообразием народной игрушки, историей матрешки, элементами русского костюма, с изделиями мастеров русской земли. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музеях.

Для пополнения предметно – пространственной среды также используются репродукции картин и иллюстрации из детских книг по теме " Народное прикладное искусство", альбомы с образцами росписи, альбомы с изображением народных промыслов, раскраски по темам, скульптуры малых форм (глиняные игрушки, деревянная посуда)

Изобразительный материал: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, мел для рисования на доске, кисти, «тычки», пластилин, стеки, доски для лепки, цветная бумага, ножницы, клей, палитры.

Предполагаемый результат:

Воспитанники детского сада:
- Знают виды народных промыслов их отличительные способности

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры,

Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участвуют детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Бережно относятся к предметам быта, произведениям декоративного народного творчества.
Родители:
-формируется активная родительская позиция;
- повышается компетентность родителей в вопросах русской национальной культуры;
- родители активно участвуют в жизни детского сада.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций - воспитательная, т.к. в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Все начинается с детства, и мы надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром искусства. Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".

Календарное планирование образовательной деятельности по приобщению дошкольников
старшей разновозрастной группы
к истокам народной культуры на 2017-2018год

Источник

Сентябрь

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь» Д/И «Вершки да корешки» загадывание загадок

О.Л. Князева, с 66

«Хлеб – всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе

О.Л. Князева, с 66

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

О.Л. Князева, с 68

Декоративное рисование «Завиток»

Учит украшать лист бумаи крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий), использовать различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги)

Т.С. Комарова с.45

Беседа о дымковских игрушках «Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства

И.А. Лыкова ст.гр. с.60

Гончарные мастерские

Д/И «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

О.Л. Князева, с 69

Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Лошадки (веселая карусель)»

Лека лошадки из цилиндра (приемом надрезания с двух сторон) по мотивам дымковских игрушек

И.А. Лыкова с.62

Дек. рисование на объемной форме «Нарядные лошадки»

Дек. оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами)

И.А. Лыкова с.64

«Здравствуй, зимушка – зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок

О.Л. Князева с.71

Лепка сюжетная о мотивам народных сказок «Бабушкины сказки»

Лепка о мотивам русских народных сказок: самостоятельный выбор образов сказочных героев и сказок; определение способов и приемов лепки; передача движений и взаимодействий персонажей

И.А. Лыкова с.110

Аппликация с элементами рисования (по мотивам русских народных сказок)

Иллюстрирование знакомых сказок; создание контрастных по характеру образов одного героя «Зайчишки – храбришка и трусишка»

И.А. Лыкова с.29

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки

О.Л. Князева с73

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек

О.Л. Князева с 74

Рисование по мотивам городецкой росписи «Кони - птицы»

Создание условий для рисования детьми фантазийных коней –птиц о мотивам городецкой росписи

И.А. Лыкова с. 120

Используемая литература:

1. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014)

2. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева С-Петербург Изд. «Детство - Пресс» 2015г

3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа» ИД «Цветной мир» Москва 2017

4. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» Изд. «Мозаика - синтез» Москва 2014г

Педагогический проект для дошкольников 4-5 лет

Название проекта «Традиции русского народа»
Продолжительность проекта: 4 недели
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили?
Цель проекта: развитие патриотических чувств у детей 4-5 лет в процессе реализации педагогического проекта «Традиции русского народа»
Задачи проекта
Для детей:
Обучающие:
Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
Познакомить детей с русской народной игрушкой;
Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
Воспитывать патриотические чувства у детей.
Для педагогов:
Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
Для родителей:
Подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту):
Русские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые),
Русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т.п.),
Русские народные праздники (Масленица, Иван Купала, Пасха и т.д.)
Быт (русская изба),
Защитники Руси (богатыри, воины 1812 г., времён первой, второй мировой).
Форма проведения итогового мероприятия проекта: организация выставки детского творчества.
Продукты проекта:
Для детей:
· Лепка филимоновской свистульки (из пластилина), роспись дымковской игрушки (рисование), рисование пластилином «Жостовский поднос» (в миниатюре).
Для педагогов:
· Создание альбома «Традиции русского народа» по материалам родителей.
· Организация выставки детского творчества.
Для родителей:
· Подготовка материала для альбома «Традиции русского народа».
· Посещение выставки детского творчества.
Ожидаемые результаты по проекту
· Обогащение знаний и представлений детей о русских народных традициях.
· Развитие патриотических чувств у детей.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникация

Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
Просмотр видеофильма «Сергиев Посад – город поделок» о музее игрушек в г. Сергиев Посад. Знакомство детей с понятием «музей», расширение представлений детей о народной русской игрушке.
Презентация «Защитники Отечества – от древности до наших дней». Знакомство детей с традициями русского народа. Обсуждение жизни наших предков.

Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
Викторина «По сказочным дорожкам». Приобщение детей к русскому фольклору. Беседа-обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
Беседа-обсуждение жизни наших предков.

Социализация
Физическая культура Формы взаимодействия с семьей
Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой».
Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Бабка-Ёжка», «Бабушка и пирожок» Задание для родителей подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту)

Художественное творчество
Музыка Режимные моменты
Лепка из пластилина «Избушка».
Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Пластилинография «Жостовский поднос». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Лепка «Филимоновской свистульки» из пластилина. Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа.
Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков.
Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки.
Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод). Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»). Русские народные подвижные игры на прогулке.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»
I этап. Подготовительный.
Чтение русских народных потешек, пестушек, русских народных сказок. Рассматривание матрёшки, дымковского коня. Освоение игры на детских музыкальных инструментах. Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Принятие решения создать альбомы «Традиции русского народа», «Русская народная игрушка», сделать выставку детских работ по теме.
II этап. Деятельностный.
1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта, матрёшки, дымковские игрушки, филимоновская свистулька, куклы в национальных русских нарядах, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты (детские).
2. Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
3. Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки. Лыкова, с.82
4. Лепка из пластилина «Избушка». Расширение представлений детей о деревянных (бревенчатых) постройках.
5. Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
6. Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
7. Просмотр видеофильма «Сергиев Посад – город поделок» о музее игрушек в г. Сергиев Посад. Знакомство детей с понятием «музей», расширение представлений детей о народной русской игрушке.
8. Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод). Лыкова, № 46, с.106.
9. Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.
10. Пластилинография «Жостовский поднос». Расширение представлений детей о народных промыслах.
11. Лепка декоративная по мотивам народной пластики «Филимоновские игрушки-свистульки». Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа. Лыкова, № 49, с. 112.
12. Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков. Косарева, с. 115.
13. Викторина «По сказочным дорожкам». Приобщение детей к русскому фольклору.
14. Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой». Приобщение детей к русскому фольклору.
15. Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
16. Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
17. Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
18. Презентация «Защитники Отечества – от древности до наших дней». Знакомство детей с традициями русского народа. Обсуждение жизни наших предков.
III этап. Заключительный.
Оформление альбома «Традиции русского народа».
Оформление альбома «Русская народная игрушка».
Организация выставки детских работ.
Презентация проекта.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

Литература
1. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
2. Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
5. Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», М., «Цветной мир», 2015.
6. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина», М., Мозаика-Синтез, 2011.
7. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.

Русские народные мелодии и песни

«Плясовая»,
«Весёлая русская»,
«Во поле берёзка стояла»,
«Порушка-Пораня»,
«Барыня»,
«Как на тоненький ледок»,
«Во кузнице»,
«Солдатушки, бравы ребятушки».
Русская народная подвижная игра «Гуси-гуси»

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие - «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
- Гуси-гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
- Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
- Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

Русская народная подвижная игра «Бабка Ёжка»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий - Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит!
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот «заколдован» и замирает.
Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

Русская народная подвижная игра «Бабушка и пирожок»

Задачи: развивать ловкость и внимательность, скоростные качества.
Описание: Выбираются «Бабушка» и «Пирожок». Остальные дети встают в круг, взявшись за руки. «Пирожок» находится в центре круга, а «Бабушка» – за его пределами. Дети говорят:
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки,
И с начинкой пирожок,
Ну-ка, съешь меня, дружок!
«Пирожок» выбегает из круга (дети поднимают руки вверх, образуя ворота), а «Бабушка» старается его поймать. После чего ведущие меняются.

Русские народные Считалочки

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!




Top