Трусость в произведении куприна олеся. Cочинение «Тема любви в повести А

Иван Алексеевич Бунин

I

Что шумит-звенит перед зарею?

Холодеет ночь перед зарею,
Смутно травы шепчутся сухие, —
Сладкий сон их нарушает ветер.

Опускаясь низко над полями,
По курганам, по могилам сонным.
Нависает в темных балках сумрак.
Бледный день над сумраком забрезжил,
И рассвет ненастный задымился…
Что шумит-звенит перед зарею?
Что колышет ветер в темном поле?
Холодеет ночь перед зарею,
Серой мглой подернулися балки…
Или это ратный стан белеет?
Или снова веет вольный ветер
Над глубоко спящими полками?
Не ковыль ли, старый и сонливый,
Он качает, клонит и качает,
Вежи половецкие колышет
И бежит-звенит старинной былью?

II

Ненастный день. Дорога прихотливо
Уходит вдаль. Кругом все степь да степь.
Шумит трава дремотно и лениво.
Немых могил сторожевая цепь
Среди хлебов загадочно синеет,
Кричат орлы, пустынный ветер веет
В задумчивых, тоскующих полях.
Да день от туч кочующих темнеет.
А путь бежит… не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах
В глухую ночь в яругах волки выли,
А днем орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клектом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?
— Гей, отзовись, степной орел седой!
Ответь мне, ветер буйный и тоскливый!
…Безмолвна степь. Один ковыль сонливый
Шуршит, склоняясь ровной чередой…

Интертекстуальная связь между произведением, созданным в 1894 г., и «Словом о полку Игореве» задается эпиграфом. Последний представляет собой лирическое восклицание повествователя, полное горьких предчувствий и отчаяния. Бунин переносит особенности эмоционального тона «Слова» в свое стихотворение, дополняя его размышлениями. Фраза из эпиграфа в переводе Майкова повторяется в тексте «Ковыля».

Произведение состоит из двух частей: первая из них стилизована под «Слово» и погружена в средневековую эпоху, вторая написана по принципам современного стихосложения и отделена от событий прошлого столетиями.

Узнаваемый тонический стих, риторические вопросы, олицетворения, синтаксические анафоры и параллельные конструкции, постоянные эпитеты — комбинация художественных средств первой части порождает иллюзию «старинной были», созданной древним автором. Изображая предутренние сумерки, поэт наполняет их неясными звуками, туманом, холодом. Визуальные, звуковые и даже осязательные образы передают душевное смятение героя.

Интонации второй части более спокойны: пейзажная зарисовка сменяется неторопливыми раздумьями, отодвигая мотив тревожных предчувствий на второй план.

Лексические доминанты одинаковы для обеих частей стихотворения. Заря и тьма, поле и травы, ветер и дорога, орлы и волки — эти образы перекликаются с художественным миром «Слова». В пространстве поэтического текста особо выделяется символический образ степи — безмолвной, дремотной и загадочной. С ним связаны мотивы неизвестности, скрытой угрозы и смерти.

Тема потаенного — самостоятельная, не связанная с идейным содержанием «Слова». Таинственная атмосфера усиливается настойчивыми риторическими вопросами, которые в финале перерастают в восклицания. Природа не откликается на просьбы героя, храня многозначительное молчание.

Образ «ковыля сонного», завершающий первую часть и концовку стихотворения, символизирует вечное и неизменное Всебытие, венчающее бунинскую философию.

Вторая важная тема, развивающаяся вне контекста «Слова», — мотив памяти. Лирический герой пытается отыскать следы далекой битвы среди «тоскующих полей», желая приобщиться к духовному опыту предков и прикоснуться к непостижимому.

Баланс между традицией и творческим поиском поддерживается и на лексическом уровне. Показательны фразы, в которых одно определение относится к постоянным эпитетам, а другое — к авторским находкам: «ветер буйный и тоскливый».

Донцова Ольга Валерьевна – учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ»

Донцова Ольга Валерьевна Учитель русского языка и литературы ТЕМА: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.А.БУНИНА «КОВЫЛЬ (9 класс)
ЦЕЛИ УРОКА: - продолжение знакомства учащихся с образным миром поэта, с особенностями восприятия окружающего мира; - развитие навыков по проведению лингвистического анализа текста на звуковом, лексическом и синтаксическом уровне; - совершенствование умений учащихся строить высказывания о специфике художественного мышления поэта; - воспитание эстетического вкуса учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: на каждом столе экземпляр стихотворения И.А.Бунина «Ковыль»; портрет И.А.Бунина; иллюстрации учащихся к стихотворениям поэта (домашнее задание для учащихся 1 группы). Толковый словарь.
ХОД УРОКА: Писатель мыслит образами. И.Бунин 1. Начало урока. Подготовка учащихся к восприятию темы. Учитель подводит итог знакомства с пейзажной лирикой Бунина. Природа для И.А.Бунина – волшебная сила, наделяющая человека мудростью, красотой, радостью бытия, ощущением единства с великими силами природы. Ведь счастье – по Бунину – это полное слияние с природой. А достичь этого может лишь тот, кто прикоснулся к её тайнам, кто «видит» и «слышит» малейшие изменения в природе. Сегодня мы постараемся увидеть глазами поэта мир природы, попробуем вместе с ним почувствовать гармонию этого мира.
Проверка домашнего задания. - Ученики читают пейзажные этюды (2 группа учащихся), которые они написали дома (с использованием художественных средств образности). - Развёрнутые комментарии (1 группа) к выполненным иллюстрациям, выразительное чтение стихотворений наизусть.
2. Лингвистический анализ стихотворения «Ковыль». Выразительное прочтение стихотворения учителем. - Что же это за стихотворение? Пейзажная лирика или нечто большее? Аргументируйте свой ответ. - О чём это стихотворение? (Да, перед нами разворачивается потрясающая картина русского поля, степи. Вы совершенно правы, утверждая, что описание этого пейзажа мастерски связано с фрагментами истории Древней Руси. Не случайно автор берёт эпиграфом к своему стихотворению строки из «Слова о полку Игореве».)
- Но чтобы понять и оценить стихотворение, нужно быть предельно внимательным. Перед нами картина зарождающегося утра. Просыпается природа. Каким образом передаёт поэт предутренние звуки? (Верно. Вслушаемся в такие слова: «ш умит», «колыш ет», «ноч ь», «ш епч утся», «наруш ает». Мы слышим шелест, шёпот ковыля. Сочетание шипящих согласных рождает совершенно определённый звукообраз, передаёт ощущение шороха, шелеста.) - Обратите внимание на последнюю строку стихотворения. С какой целью поэт снова обращается к этому приёму? (Слова «ш урш ит, склоняяс ь ровной ч ередой» служат своеобразным «звукообразным» замком при обрамлении «основной» части стихотворения. Таким образом, использование приёма аллитерации способствует созданию необходимого автору звукового образа.)
- Обратимся теперь к ЛЕКСИКЕ этого стихотворения. Какие слова в первую очередь приковывают наше внимание и почему? (Да, это устаревшая лексика: «вежи», «ратный стан» и лексика диалектная: «яруги», «балки», « шлях». Вежи – шатры; шлях – на Украине и на юге России: наезженная дорога, путь. Значение слов определяется по словарю.) - С чем связано употребление автором этих лексических пластов? - Какие художественно-выразительные средства использует Бунин в стихотворении «Ковыль»? Какую роль они играют? (Верно. Прежде всего это эпитеты. Но эпитеты как художественные «тёмные балки», «степь безбрежная», так и постоянные «сладкий сон», «вольный ветер», «ветер буйный», «степной орёл седой». Наличие постоянных эпитетов прямо указывает на связь этого стихотворения с древнерусской литературой и устным народным творчеством.) - Найдите в тексте олицетворения, определите, какую роль они играют в данном стихотворении? («Травы шепчутся», «шумит трава дремотно и лениво», «в задумчивых, тоскующих полях», «немых могил» - всё это является примерами олицетворения. Олицетворение как вид метафоры создаёт «зримость», осязаемость образов природы у Бунина. Использование Буниным этого приёма имеет и особенное значение. Вспомним, что всё стихотворение перекликается с древнерусской поэмой «Слово о полку Игореве». А в «Слове…» олицетворение является одним из ведущих приёмов…)
- В чём особенность использования стилистических фигур в этом стихотворении? (Да, прежде всего это повторы в 1 части стихотворения: Что шумит-звенит перед зарёю? Что колышет ветер в тёмном поле?
Холодеет ночь перед зарёю… В данном случае повтор служит для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость образа степи, словно перекочевавшего из древнерусской поэмы.)
- Кроме повторов в стихотворении присутствует инверсия: «нависает в тёмных балках сумрак», «холодеет ночь перед зарёю», «что колышет ветер»… Постановка глагола перед существительным (сказуемого перед подлежащим) усиливает, акцентирует наше внимание именно на предметах, а не на глаголах; их важности, значимости для создания образа предрассветного часа в степи.
- Наличие риторических вопросов в тексте: Не тот ли это шлях, Где Игоря обозы проходили На синий Дон?.. …Что шумит-звенит перед зарёю?..
Риторические вопросы активизируют наше внимание, усиливают нашу эмоциональную реакцию.
- Для лирики Бунина в целом характерно использование как номинативных предложений, так и глагольных конструкций. - Что можно сказать о семантике синтаксических структур в этом стихотворении Бунина? В стихотворении «Ковыль» мы видим явное преобладание глагольных конструкций, при употреблении которых происходит одушевление предмета-носителя признака, но более тонкое и глубокое, чем олицетворение, выполненное лексическими средствами: Смутно травы шепчутся сухие… Используя глагольный тип предложений, Бунин наделяет природу способностью к самовыражению, какой обладает лишь человек.
3. Развитие речи.
Вновь читаем стихотворение полностью. - Как Бунин представляет предутреннюю степь? - Почему стихотворение названо «Ковыль»? - Какие чувства, по вашему мнению, сквозят в этом стихотворении, пронизывают его? - Обратите внимание на слова, взятые эпиграфом к нашему уроку. Теперь вам будет несложно объяснить, почему именно это утверждение Бунина я предложила в качестве эпиграфа.
После ответов учеников учитель подытоживает всё сказанное, анализирует ответы учащихся.
- Завершая урок, учитель читает слова А.А.Блока: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний». И в этом мы с вами сегодня убедились.

4. Объяснение домашнего задания: - усовершенствовать свои этюды; - подготовить выразительное чтение стихотворения «Ковыль»; его лингвистический анализ; определить стихотворный размер и особенности рифмы; - прочитать рассказ Бунина «Косцы»; чем рассказ напоминает песню?

⁠итоговое сочинение на тему: «Смелость и трусость »

Смелость – качество, присущее далеко не каждому человеку. Она может побуждать людей на разные поступки, но в любой момент может и обернуться несчастьем, горем и даже смертью. Многие писатели и поэты говорят о смелости в любви, но каждый по-разному понимает это качество и его проявление в таком сложном чувстве.

Подтвердим сказанное примерами из художественной литературы. Так,

можно назвать смелой женщиной. Будучи отданной замуж за пожилого богатого купца ещё в юном возрасте, героиня никогда не знала, что такое любовь, и не была счастлива. Но жизнь сводит её с молодым работником Сергеем. Между героями вспыхивает страсть, и, пока муж находится в разъездах, они видятся. На сложившуюся ситуацию можно посмотреть с разных сторон: с одной, прелюбодеяние – это большой грех, но, с другой, любовь чаще всего выше любых доводов рассудка. И можно понять Катерину, которая решилась на смелый поступок и захотела побороться за своё счастье. Но храбрость героини приобрела опасные черты. Она решила не довольствоваться только тайной связью, а пошла дальше: убила законного мужа, чтобы впоследствии его место занял Сергей. Совершив преступление, Катерина не остановилась на достигнутом. Чтобы стать полноправной хозяйкой и единственно владелицей большого состояния, героиня вместе с Сергеем идёт на убийство свёкра и племянника мужа. Таким образом, мы видим, что ради любви Катерина готова на многое: переступить через законы морали и человечности. И если мы способны понять и одобрить её смелость в желании любить и быть любимой, то дальнейшие её поступки принять невозможно.

На многое готова ради любви и

Молодая девушка, живущая вместе со своей бабушкой в лесной глуши, потому что их считают ведьмами, влюбляется в барина. Любовь эта взаимна. Иван Петрович Порошин готов ради Олеси презреть общественное мнение, хотя ему и очень сложно представить её вне обстановки леса, за рамками её дикой, вольной жизни. Саму Олесю постоянно терзают смутные предчувствия трагедии. Она хочет верить в счастливый конец отношений с Порошиным, но не может. Несмотря на это, девушка готова ради любви переступить через свой страх, чтобы доказать своему мужчине, что она способна жить среди людей и общаться с ними. Для этого Олеся идёт в церковь, полную народа. Но люди не принимают девушку, в её приходе они видят дурной знак и жестоко избивают Олесю. Финал произведения печален, так как влюблённым не суждено было быть вместе. Разъярённые жители деревни обвиняют девушку в уничтожении грозой посевов, поэтому Олеся вместе с бабушкой вынуждена бежать. Несмотря на это, мы восхищаемся смелостью девушки, её стремлением идти в любви до конца. И хотя любовь была для Олеси трагедией, нам хочется верить, что она многому научила героиню, открыла в ней качества, возможно дремавшие до сих пор, в том числе и смелость. Поступок Олеси доказал глубину её чувств.

Таким образом, смелость в любви может по-разному проявляться у людей. Кого-то она заставляет бороться за своё чувство, доказывать, что ты достоин любви. Но порой это качество в достижении, казалось бы, «законного» счастья заставляет нас ради любимого человека отказываться от морально-нравственных норм. В любом случае всему есть предел, и это очень важно не перейти черту допустимого в отношении окружающих людей, даже ради такого невероятного чувства, как любовь.

Александр Иванович Куприн-русский писатель. Родился 26 августа 1870 года в уездном городе Наровчате, в семье чиновника. Произведениям замечательного писателя суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. По моему мнению, самые трогательные произведения Куприна - это его повести о любви "Гранатовый браслет" и "Олеся". Именно любовь окрыляет героев, дает им уверенности в себе. Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное чувство. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души. Но любовь в произведениях Куприна часто оканчивается трагедией.
Печальная и поэтическая история чистой и мудрой "дочери природы" из повести "Олеся". Этот удивительный характер воплотил в себе ум, красоту, отзывчивость, бескорыстие и силу воли. Образ лесной колдуньи овеян тайной. Необычна ее судьба, жизнь вдали от людей в заброшенной лесной избушке. На девушку оказывает очень большое влияние природа. Оторванность от цивилизации позволяет ей сохранить чистоту натуры. С одной стороны, она наивна, потому что не знает элементарных вещей, уступая в этом интеллигентному и образованному Ивану Тимофеевичу. Но с другой, Олеся обладает каким-то высшим знанием, которое недоступно обыкновенному умному человеку. Иван Тимофеевич влюбляется в Олесю. Но он человек своего времени, своего круга. Упрекая Олесю в суеверии, Иван Тимофеевич сам не в меньшей степени находится во власти правил, по которым жили люди его круга. Он не смел себе даже представить, как будет выглядеть Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев. Олеся, вырванная из «очаровательной рамки старого леса».
Рядом с Олесей он выглядит человеком слабым, «человеком с ленивым сердцем», которое не принесет никому счастья. «Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы», - предсказывает ему по картам Олеся. Иван Тимофеевич не смог уберечь от беды Олесю, которая, стремясь сделать приятное любимому, отправилась в церковь вопреки своим убеждениям, несмотря на страх перед ненавистью местных обывателей. В Олесе есть смелость и решительность, которой не хватает нашему герою, в ней есть способность на поступок. Ей чужды мелочные расчеты и опасения, когда речь идет о чувстве: «Пусть будет, что будет, а я своей радости никому не отдам».
Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность, и смелость с одной стороны, и противоречие с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала. Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича - это трагедия людей, которые "выломились" из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от современных крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это стало ненавистью к Олесе. Как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.




Top