Соло популярных песен. Лучшие гитарные соло по мнению BroDude

Двадцать лучших соло-гитаристов.

Назвать 20 лучших соло-гитаристов в истории рока оказалось задачей не из лёгких. Назвать три и даже пять труда не составит, но выбирая два десятка нетрудно ошибиться.
При выборе того или иного кандидата я принимал во внимание не только технику и мелодизм, но и место гитариста в истории, уровень проетов, в которых он участвовал и, чем чёрт не шутит, личные качества. Поехали!

20) Эрно Вуоринен (Nightwish)

После дебютного альбома финских пауэр-металлистов, критики окрестили Вуоринена новым Кирком Хэмметом за пронзительный тягучий стиль своих грандиозных соло.
Эрно - идеальный гитарист для любой металлической группы, у него нет слабых мест, разве что склонность к излишнему мелодизму, но кто сказал, что это плохо?

19) Рудольф Шенкер (Scorpions)

Знаменитый брутальный блондин из "скорпов" был прекрасным дополнением на сцене суетливому "живчику" Клаусу Майне. Но, помимо его знаменитых эпатажных поз с гитарой, он прославился и знаменитыми соло, ставшими настоящей классикой: "Steal Loving You", "Send Me An Angel", "Believe In Love" и, конечно же, "Living For Tomorrow".

18) Пол Коссофф (Free)

По признанию многих, Кософф был величайшим "потерянным" гитаристом. Именно он, а не Роджерс был главной звездой в недолгой истории Free, вокруг его яркой гитары вращалось всё их сценическое действо.
Он умер обычной рок-н-ролльной смертью - от передозировки наркотиков, но по слова его коллег и знакомых, его здорово подкосила смерть Джимми Хендрикса. Он был его главным кумиром.

17) Джордж Харрисон (Beatles)

Ну как можно было обойтись без обаятельного скромняги из "Beatles"? Он всегда был в тени Джона и Пола, но на последних альбомах "битлов" его роль стала очень велика. Он вносил в лёгкую и ненавязчивую музыку группы элемент философии, а иногда и вовсе выходил на первый план, как в грандиозной балладе "While My Gitar Gently Weeps".
Ещё ярче он проявил себя в сольной карьере. Его лаконичный, без особых изысков, но при этом красивый стиль игры в таких песнях, как "My Sweet Lord", стал примером для множества групп, исповедующих мелодик-рок.

16) Стив Вай

Самый талантливый и самый знаменитый ученик Джо Сатриани не превзошёл своего учителя в скорости и технике, зато преуспел в эффектности и мелодичности. Музыка Стива более изысканна и многообразна, она явно выходит за рамки обычного творчества гитариста-запильщика. Это и обеспечило ему место в этом списке.

15) Крис Олива (Savatage)

Брат и соратник Джона Оливы долгие годы, вплоть до своей трагической смерти, являлся образующим элементом музыки Savatage. Он всегда склонялся к жёсткому, почти трэшевому звучанию, но и на изысканных прогрессив-гигантах "Streets" и "Gutter Ballet" он нашёл свою нишу "умного" металла. Не случайно, после его смерти, Savatage начали резко терять популярность.

14) Брайан Мэй (Queen)

В музыкальной тусовке Брайана Мэя очень любят, но критики традиционно опасаются применять к нему эпитеты, вроде "великий" и "потрясающий".
Да, за спиной великого Фредди Меркюри, он был практически незаметен, но роль его в группе была более, чем значима. Ведь львиная доля песен Queen начиналась с его яркой гитары; именно благодаря её неповторимому звучанию группа была узнаваемой с первого аккорда.

13) Джон Петруччи (Dream Theater)

В рамках такой демократичной, свободной и многогранной группы, как Dream Theater, нетрудно раскрыть все свои таланты и способности, и Петруччи это удалось сполна.
Его стиль близок Крису Оливе, но ещё более величествен и академичен. Его игра на "Scenes Of Memory" достойна бурных оваций и практически эталонна. Не случайно, в знаменитом проекте "G3" именно он составил компанию Ваю и Сатриани, заменив самого Ингви Мальмстина.

12) Роберт Фрипп (King Crimson)

Фрипп не слишком узнаваем и ярок, но его двенадцатое место - это дань его абсолютному новаторству. Он был первым гитаристом, в чьей игре не присутствовал блюзовый акцент.
Кроме того, он создал один из величайших альбомов рок-альбомов - "In The Court Of The Crimson King" King Crimson.

11) Эрик Клэптон (Yardbyrds, Cream, Blind Fight)

А вот практически полная противоположность Роберту - Эрик Клэптон - человек, имя которого стало синонимом блюз-рока.
Практически любой проект, в котором учавствовал Клэптон, становился популярным. Особенно ярко это проявилось в "Cream", которые за несколько лет своего существования покорили весь мир.

10) Гари Мур

Мур является одним из самых ярких "запильщиков" английского рока. Он обрёл широкую известность благодаря своей мегауспешной сольной карьере, но до того он успел приложить руку к "Black Rose" - одному из лучших альбомов Thin Lizzy.
Мур не слишком изыскан, но всегда ярок и эмоционален, может поэтому его задушевная музыка и обрела такой успех.

9) Пит Таушенд (The Who)

Трудно представить, что такой индивидуал, как Таушенд, гениальность которого доказана и неоспорима, мог стать обычным гитаристом.
Его стиль уникален и неповторим хотя бы потому, что являясь соло-гитаристом, Таушенд не является "запильщиком", его стиль - яркие гитарные всплески, более свойственные ритм-гитаристам.
Его бешеная энергетика, разбивания гитары и сумашедшие прыжки эпохи ранних The Who давно перешли в разряд рок-клише, а его знаменитая мельница - игра на гитаре круговыми движениями прямой рукой - так никому и не поддалась, кроме него.

8) Тони Айоми (Black Sabbath)

Его величество повелитель убийственных риффов всегда был главной частью несущей конструкции Sabbath вне зависимости от того, кто стоял у микрофона: Осборн, Дио, Мартин или кто-то другой.
По сути, Тони и есть "Black Sabbath" - начало и олицетворение всей металлической музыки. А ещё Айоми изобрёл Дум-метал - целое направление, восходящее корнями к его стилю.

7) Карлос Сантана (Santana)

Карлос чем-то схож с Гари Муром - та же эмоциональность, душевность, склонность к мейнстримовуму звучанию. Только добавьте ко всему этому терпкий латиноамериканский привкус.
Сантана один из самых "древних" и почитаемых гитаристов современности. Помимо прочего, он был участником знаменитого вудстокского фестиваля шестьдесят девятого года. мало кто может похвастаться таким творческим долголетием.

6) Эдди Ван Хален (Van Halen)

В разговорах о "Van Halen" традиционно принято раздавать реверансы только Дэвиду Ли Роту, выдающемуся фронтмену, затмить которого было по силам немногим. Но не стоит забывать и об Эдди Ван Халене, которого называли гитаристом "с другой планеты".
Эдди изобрёл собственную технику игры на гитаре - повторить её никому было не под силу. Вдаваться в технические подробности нет смысла - просто послушайте любую песню Van Halen - она будет куда более красноречива.

5) Джимми Хендрикс

Никто не любил свою гитару так, как Хендрикс - все, кто видели его выступления это подтвердят. Он ласкал её, гладил, доводя до экстаза и её и себя. На сцене его лицо выражало блаженство - он занимался любовью с гитарой, а не играл на ней. Может поэтому он мог извлекать из неё звуки, которые непосильно было извлечь ни одному смертному.
Таким был Джимми Хендрикс - крёстный отец и идол любого рок-гитариста.

4) Джимми Пэйдж (Led Zeppelin)

Гитарист, чья техника и стремление к постоянному совершенствованию стали эталонами в мире рока.
Пейдж иногда чересчур увлекался "соляками", но в этом и было очарование Zeppelin. На поздних альбомах он, бывало, валял дурака, но ему всё прощали за одну лишь "Stairway To Heaven". Его знаменитый проигрыш в ней недавно был признан лучшим гитарным соло в истории.
После развала группы, он занимался кучей проектов, но ни с одним из них не снискал себе славы.

3) Кирк Хэммет (Metallica)

Когда этот щуплый скромный парень пришёл на смену харизматичному Дэйву Мастейну (будующему основателю Megadeath), мало кто, помимо Хетфилда и компании, верил в него.
Но Кирк пришёлся ко двору и скоро звучание его гитары стало такой же неотъемлемой частью группы, как вокал Джеймса Хетфилда. В ранней "Металлике", ему приходилось большей частью "скрежетать" и "грохотать", но когда требовалось проявить мелодизм - он показывал себя с лучшей стороны. Чего стоят его соло в знаменитых балладах "Fade To Black" и "Welcome Home".
Деградация группы во второй половине девяностых его не коснулась - он и по-прежнему остаётся одним из лучших гитаристов современности.

2) Дэвид Гилмор (Pink Floyd)

В условиях вечного творческого соперничества с Роджером Уотерсом в Pink Floyd Дэвиду Гилмору было тяжеловато развернуться. И только на двух последних альбомах группы, созданных после ухода Роджера, он "оторвался" на полную катушку.
Дэвид никогда не был великим фронтменом, но концерты Floyd и не предполагали "театра одного актёра". Их потрясающие сценические шоу - вот, что притягивало зрителей. Дэвид никогда не был великим вокалистом - его голос нельзя назвать фантастическим и неповторимым, но в рамках творчества группы, которая делает главную ставку на музыку, это было уместно.
Но Дэвид был и остаётся великим гитаристом. Чистое меланхоличное звучание его "Стратокастера", бенефисом которого стал знаменитый инструментал "Marooned" - наиболее веский довод для тех, кто сомневается в его гениальности.

1) Ритчи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore`s Night)

Король хард-рока, чья власть безгранична, владения обширны, а любовь его народа - вечна и нерушима.
Главные вершинами гитарного мастерства были достигнуты им в Rainbow - группе, которую он создал после суперуспешных Deep Purple. Именно в Rainbow он открыл в себе талант мистификатора: его соло стали медленнее, вдумчивей и несли в себе столько философии, сколько сложно отыскать у кого то ещё. Именно в Rainbow он перестал быть просто "человеком в чёрном", стоящим справа от вокалиста. Теперь во время концертов всё внимание сосредотачивалось на нём и только на нём.
Когда Purple воссоединились он бросил своё детище, но частица Rainbow осталась в их новой музыке, чуть более медленной, чуть менее весёлой, но в гораздо большей степени пропитанной мистицизмом.
Устав от Purple он нашёл тихую гавань со своей обожаемой женой в Blackmore`s Night, проекте, на который постоянно пытаются набросить ярлык поп-музыки, несмотря на то, что по сравнению с теми же современными Purple, он более, чем роковый.
Сложно сказать, будет ли Blackmore`s Night его последним пристанищем, да и так ли это важно? Его игра универсальна, техника невероятна, а чувство музыкального вкуса поистине уникально, так что за его музыкальное будующее можно не беспокоиться. Виват, Ритчи!!!

Эрик Клэптон - единственный музыкант, который трижды был включен в Зал славы рок-н-ролла: в качестве сольного исполнителя и члена рок-групп Cream и The Yardbirds.
Клэптон фигурирует в переизданном журналом в 2011 году Rolling Stone списке величайших гитаристов всех времён на втором месте после Джими Хендрикса. В предыдущей версии списка он занимал четвёртое место после Хендрикса, Дуэйна Оллмэна и Би Би Кинга.
Одним из коронных соло Клэптона стала соло-партия в песне The Beatles «While My Guitar Gently Weeps», для записи которой его пригласил Джордж Харрисон. Неизвестно доподлинно, был ли Харрисон недоволен собственной версией соло, или Клэптон был приглашён с целью разрядить напряжённую обстановку, царившую в группе во время записи Белого альбома (1968). Однако известно точно, что Клэптон и Харрисон были очень близкими друзьями и проводили много времени в одной компании. Позднее уже Клэптон пригласил Харрисона для записи композиции «Badge», которая вошла в альбом Goodbye группы Cream (1969).
Сочинённая Клэптоном в 1970 году баллада «Layla» стала прообразом бесчисленного количества гитарных композиций на романтические темы. Переработанная версия песни была удостоена в 1992 году премии «Грэмми». Журнал «Rolling Stone» включил её в число 30 величайших песен в истории современной музыки, а в аналогичном списке по версии музыкального канала VH1 она заняла 16-е место. Layla - персонаж древнего арабского предания о любви Гаиса, прозванного Меджнуном (Безумцем), к Лэйле. Они не могли быть вместе - так же, как и Клэптон с Патти Бойд (женой Харрисона с 1966 года). Спустя несколько лет, в 1976 году, Бойд развелась c Харрисоном и начала роман с Клэптоном, который позднее женился на ней в 1977 году (развод в 1988). Несмотря на это, Харрисон и Клэптон остались близкими друзьями.
Самым успешным синглом за всю сольную карьеру Клэптона была его кавер-версия «I Shot the Sheriff» Боба Марли, которая возглавила американские чарты в сентябре 1974 года.
В 1979 году Клэптон подарил свою старую гитару (красный Фендер) лондонскому Hard Rock Cafe, с этого началась знаменитая музыкальная коллекция этой всемирной сети ресторанов-баров.
Клэптон играл на записях Роджера Уотерса (The Pros and Cons of Hitch Hiking, 1984), Элтона Джона (Runaway Train, 1992), Стинга (It’s Probably Me, 1992), Шер (Love Can Build a Bridge, 1995) и Пола МакКартни (My Valentine, 2012).
В 1985 году Клэптон закрутил роман с итальянской фотомоделью Лори дель Санто (Lory Del Santo, 1958, мисс Италия-1980), которой посвятил песню «Lady of Verona». У них родился сын Конор (1986-1991), который погиб, случайно выпав с 53-го этажа нью-йоркского небоскрёба. Музыкант более года находился в чудовищной депрессии и посвятил своему погибшему сыну песню «Tears in Heaven», ставшую одной из самых популярных его композиций. Фил Коллинз также написал об этом песню «Since I Lost You» (альбом We Can"t Dance, 1991).
В 1993 году Клэптону присуждены премии «Грэмми» во всех самых престижных номинациях - «альбом года» («MTV Unplugged»), «песня года» («Tears In Heaven») и «запись года» («Tears In Heaven»).
В 2002 году Клэптон женился второй раз на американке Мелии МакЭнери (Melia McEnery, 1977, дизайнер из Огайо). От этого брака родились три дочери - Джули Роуз (2001), Элла Мэй (2003), Софи Белль (2005). Его первый брак с Патти Бойд был бездетным. Также у Клэптона есть внебрачная дочь Рут (1985) от романа с Ивонной Хан Келли, сотрудницей его студии на Антигуа.
В 2004 году Клэптон устроил собственный фестиваль Crossroads Guitar Festival, который был вновь проведён в 2007, 2010 и 2013 годах.
В 2010 году Эрик объявил, что продает свои семьдесят гитар. Вырученные средства 2,15 млн долларов он направил в центр реабилитации наркоманов и алкоголиков на Антигуа. При этом гитарист является одним из основателей этого центра. У музыканта также имеется большая коллекция картин, одна из которых, «Абстрактная живопись (809-4)», написанная художником Герхардом Рихтером, была продана за рекордные 34,2 миллиона долларов на аукционе Сотби.
В прошлом Эрик - запойный алкоголик, но в настоящее время не пьет.
Согласно опросу, проведённому PRS for Music, наиболее эффективно выжимает слёзы из мужчин композиция R.E.M. «Everybody Hurts». На втором месте оказалась песня Эрика Клэптона «Tears in Heaven», третью строку занял Леонард Коэн с композицией «Hallelujah».
Эрик Клэптон был композитором первой, второй, третьей и четвёртой частей фильма «Смертельное оружие».

Давай отвлечёмся от дел насущных и просто насладимся хорошей музыкой. Но так как вкусы у каждого свои, немного сузим музыкальный простор и обратим внимание на лучшие соло в богатой истории рока. Мы выбирали не по техничности исполнения, а по душевности. Напоминаем, это сугубо наше мнение.

Comfortably numb

Создатель чуда: Дэвид Гилмор (Pink Floyd)
Год: 1979
The Wall – есть лучшее шоу в истории рока, кто бы что ни говорил. Что ни песня – то жемчужина. На этом альбоме как раз с комфортом разместилась самая узнаваемая и заезженная песня «розового флюида» – Another brick in the wall. Мало кто считает её великой, ибо у «пинков» полно композиций с более глубокой «фирменной» лирикой Уотерса и душевных мелодий. В comfortably numb интересен текст – по сути, пересказ воспоминаний обдолбавшегося транквилизаторами Уотерса. Многих смущает вкрадчивый козлетон автора в куплетах, прерывающийся более привычным вокалом Гилмора на припеве. А после… после начинается то, за что мы все любим «Комфортное онемение» – соло. И ядерный взрыв в душе. Как можно было такое придумать? Круговорот эмоций, мелодия, выворачивающая тебя на изнанку, возносящая на небо, а потом со всего размаху со всей силы швыряющая тебя с высоты на землю. Тело покрывается мурашками, а сам ты утираешь прослезившиеся от восторга глаза. А ведь Гилмор буквально создал его своими руками, долго и мучительно выковывая ноту за нотой. Дэвид сыграл соло пять-шесть раз на своём легендарном Stratocaster и затем последовательно склеил вместе наиболее удачные части. И то, что получилось, до сих пор вызывает лютую зависть у всех гитаристов мира, старающихся хотя бы на йоту приблизиться к гению Гилмора.

Здесь два соло: одно светлое и позитивное, как солнечный день, второе более мрачное и глубокое, как пасмурное небо, готовое разразиться раскатами грома. Как раз во время написания этой статьи автор имел счастье наблюдать этот природный диссонанс под сотни раз прослушанную композицию. Но мы ставим её на первое место не поэтому.

Stairway to heaven


Создатель чуда: Джимми Пейдж (Led Zeppelin)
Год: 1971
И снова потрясающая лирика в потрясающей песне из потрясающего альбома. Сколько лет «Лестница в небо» будет возглавлять списки лучших рок-композиций? Напишут ли что-то более гениальное? Судя по тенденции, вряд ли, да и времена этого не требуют. В США продавцы музыкальных магазинов под страхом расправы и насилия запрещают играть покупателям две заезженные песни – «Лестницу» и «Smoke on the water». Потому что они только коверкают великое произведение.
Композиторский талант Пейджа сполна реализовался в этой песне. Светлая, немного грустная акустическая часть в одночасье обрывается соло, которому до сих пор поклоняются гитаристы всего мира.
Есть мнения, что любитель оккультизма Пейдж даже вступил в деловую связь с тёмными силами, чтобы сочинить вот это. Некоторые, прокручивая песню задом наперёд, даже находят в ней зашифрованные послания. Но даже задом наперёд она звучит лучше любой отечественной попсы.
Существует много вариантов соло, с которыми тебя познакомит Youtube, благо концерты «Цеппелинов» часто записывались. Есть оригинальное альбомное, но оно не настолько совершенно, как соло, исполненное на концерте в Earls Court в 1975 году. Пейдж постоянно дополнял свои соло, что-то менял, и на наш взгляд, это самый лучший, самый проникновенный вариант. Эффект от его прослушивания можно сравнить с Сарабанды Генделя и первым в жизни сексом – восторг! Прошибающий на слезу восторг – настолько оно потрясающее! В одном соло уместилось больше смысла и эмоций, чем во многих песнях: и радость, и печаль – да всё подряд.
Кстати, благодаря этой композиции в моду вошли двухгрифовые гитары. Ведь Пейдж на всю группу был единственным гитаристом, а играть нужно было разные партии. Вот и пригодилась Gibson EDS-1275, чтобы не переключать режимы.

Master of Puppets



Создатель чуда:
Джеймс Хетфилд, Кирк Хеммет
Год: 1986
Ну какой рейтинг без «Метлы»! Люди, показавшие всему миру, как с помощью «митолла» можно стать мультимиллионерами, всегда умели делать хорошую музыку. А играть божественные соло у них умели все – от гитаристов до басистов. А то, что вытворял господин Бёртон, вообще достойно отдельного описания.
Ты скажешь, что всё, что было написано после после 86-го, позорит «металл». Ну, или что они скатились после 91-го. Или даже 96-го. Ну так мы послушаем одноимённую композицию с того самого кошерного, ортодоксального альбома «Master of puppets». Одна из лучших хеви-метал песен в истории человечества/планеты/Вселенной начинается, как и подобает подобным песням, бодро, резко и цепляюще, но мы ведь говорим про соло. А какая хеви-метал песня без славного соло? Тем более, безбожно лажающий нынче Кирк Хеммет тогда на живых выступлениях грешил поменьше. Тем, кто не переносит 8 минут тяжёлой музыки, советуем перемотать на 3:32, когда начинается инструментальная партия, а там уже и соло. Хотя как можно не любить мелодичную, несмотря на свою «тяжесть», основную часть? Если тебе не нравится, то у тебя явно проблемы со слухом.
Но вернёмся к инструменталу – самое красивое, что когда-либо рождалось в этом суровом жанре. Какие-то восточные мотивы живо сменяются стильным, фирменным запилом. И всё так гармонично, трагично и цепляюще.
Можно сколько угодно обвинять товарищей Ульриха и Хэтфилда в том, что они больше занимаются коммерцией, а не музыкой, но за одного только «Кукловода» они достойны попасть в рок-н-ролльную Вальхаллу.
Ты сможешь сказать, что в «Orion» и «Ride The Lighting» соло были эффектней. Но соло в «Мастере» более понятно для восприятия широкой публикой, за что его и считают красивым даже те, кто ничего тяжелее группы «Звери» не слушал.

All along the watchtower

Создатель чуда: Джими Хендрикс
Год: 1968
Мы очень любим Джими по одной простой причине – он Бог. Хотя эта песня была написана стариной Бобом «Диланом» Циммерманом, восторг и обожание пришли к ней только после кавера Джимми. Это был честный кавер, не плагиат. Она и в исполнении Дилана казалась крайне героической и крутой, но благодаря тому волшебству, которое было между Джимом и его «Стратом», песня приобрела те краски, которых ей не хватало. Она превратилась в одно сплошное соло, а бормотание Джими только добавило ему красок. Простите, мистер Дилан, но у Хендрикса как-то душевнее.

Marooned

Создатель чуда: Девид Гилмор
Год: 1994
Кто-то скажет: «Опять он со своим Гилмором!» Но не спеши ругаться! Всю эту подборку можно было бы заменить песнями Pink Floyd. Хотелось бы добавить в этот список и «Shine on your crazy diamond», но боюсь, другие участники обидятся.
Вот послушай: одно сплошное соло на гитаре, с плавающими нотами, и красивыми виражами. Как грустно и красиво.
Многие недооценивают альбом «Division bell» – последний написанный в каноничном составе. А ведь там просто кладезь замечательных песен. Кстати, в прошлом году в честь двадцатилетия альбома вышло его новое издание, а для песни даже снят весьма интересный клип. В первой части зритель видит цифровые съёмки покинутой Международной Космической Станции, которая возвращается на Землю. Другая половина ролика снята в Припяти, и там камера следит за человеком, бегающим по руинам советских домов. С этим видеорядом музыка воспринимается совсем по-другому.
В композиции нет ни единого слова, да они и не нужны.

Californication

Создатель чуда: Джон Фрусчанте
Год: 1999
Мы очень любим Джона Фрусчанте. Любим его, при всём уважении к Клингхофферу, как участника «золотого» состава RHCP. Умел же, чёрт, извлекать из своего «телекастера» звуки, повлиявшие на поколение. Мы любим его и как сольного исполнителя. Тем, кто не слышал, настоятельно советуем ознакомиться в срочном порядке. «Central», «This Cold», «The Past Recedes», «Murderers» ничуть не хуже его работ времён «перцев». Когда-нибудь мы насобираем денег и вылечим его от наркотической зависимости. А пока насладимся его соло. Они всегда были и будут узнаваемыми. Они просты, как палка, но способны задевать самое сокровенное. А как стильно звучат! А чего ещё ожидать от человека, который похож на Иисуса и играет, как Иисус. Гимн счастливого детства – Californication – известен благодаря своему припеву и узнаваемой с полуаккорда музыке, и эту музыку сотворил Джон. Может быть, прелесть соло – в его простоте, но эта импровизация – пожалуй, лучшее, что он делал.




Top