Картины в стиле терра. Красивые объемные панно в технике “терра”, МК

Мастерская "терра" - коллажа.

Создание "терра" - коллажа своими руками.

Седых Нина Павловна,воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Цель: Познакомить с техникой терра-"коллаж" на примере создания коллажей детьми старшего дошкольного возраста.
Назначение: Данный материал можно использовать в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Одним из видов нетрадиционных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми, является коллаж.

Коллаж - это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов.Коллаж -(от французского collage, буквально - наклеивание) технический прием в искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; также произведение, выполненное этим приемом. Применяется главным образом в графике ради усиления эмоциональной выразительности фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.
Один из первых и самых известных мастеров коллажа – Пабло Пикассо. Его «Натюрморт с плетёным стулом» и «Бутылка аперитива» вдохновили многих других художников заниматься, в сущности, детской игрой: вырезать и наклеивать, на первый взгляд, несоединимые вещи. Коллаж Анри Матисса «Улитка» вообще похож на творчество пятилетнего ребёнка: обычные вырезки бумаги, залитой цветной краской. Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет полная картина.
Пик популярности в нашей стране, и за рубежом переживает такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел.


Великолепным декоративным украшением любого интерьера служат картины, выполненные в технике флористический коллаж. Еще в древнем Китае были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов
Разнообразие используемых материалов, как природных, так и неорганических, в сочетании с уникальными техниками позволяют раскрыть индивидуальность и воплотить самые фантастические замыслы в настоящие произведения искусства. Коллажные техники, помимо абстракции, также дают возможность обратиться к жанрам натюрморта, пейзажа, графике или архитектурным мотивам. Процесс создания таких картин можно с уверенностью назвать сеансом арт-терапии, во время которого задействуются механизмы бессознательного и стимулируется раскрытие внутренней гармонии человека-творца.


Ваши чувства и переживания навсегда сохранятся в картине, созданной своими руками, сердцем и душой. Создание коллажа - процесс трудоемкий, но доступный даже начинающему художнику и чрезвычайно увлекательный. В умелых руках разные по цветам, фактуре, объему материалы образуют удивительные панно и картины. Коллаж снискал славу не только среди ценителей современного искусства, но и имеет множество последователей и поклонников дошкольного возраста.
В чем причина? Все очень просто: маленьким художникам эта техника очень близка по духу, ведь дети без конца фонтанируют идеями, не боятся смелых сочетаний и всегда готовы к самым невероятным экспериментам. Не стоит стремиться к совершенству, к созданию шедевров, сосредотачиваться на том, как выполнить работу, а не на том, что вам важно выразить. Приступая к созданию коллажа, часто бывает достаточно трудно предугадать, каким окажется результат: это всегда импровизация, работа фантазии, ассоциаций. Этим объясняется особое обаяние коллажной техники, безусловно, требующей творческих усилий и в то же время доступной всем.
С чего же начать? Какие первые шаги в своем творчестве должен сделать коллажист, чтобы его не постигло разочарование? Начинать надо с поиска темы. Оглянитесь вокруг - идеи для ваших будущих коллажей находятся рядом, нужно только разглядеть их. Поняв, что будет основой вашего сюжета, решите, как вы хотите преподнести его: реалистично или фантазийно?


Так как я работаю с «особенными» детишками, то мы решили в нашей мастерской сделать акцент не на изображение формы предмета, а почувствовать красоту природы, создать красивую композицию. Ведь это не сложно. Дети всегда готовы к экспериментам. Они с удовольствием участвуют в процессе создания коллажа. Ведь надо не много фантазии, воображения, а самое главное желания.
Дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия. Осваивать технику создания коллажей, мы стали при помощи необычных «красок» - цветов, веточек, листьев и других материалов.


На первом этапе делали отпечатки коры, листьев и других предметов. Как просто сделан коллаж «Наступила весна». Сначала сделали отпечатки коры, а затем, покрасив поверхность листика зеленой гуашью, отпечатали его на бумаге. Потом приклеили настоящий листик, и получилась весенняя композиция.


Детям очень понравилась техника «Монотипия». С каким удовольствием они рисовали на стекле разноцветные пятна.


Сами придумывали сюжет, а потом с удивлением рассматривали полученный отпечаток.


Здесь и пригодилась коллекция засушенных цветов, листьев, шишек, косточек. Они сами составляли композиции.


А потом приклеивали листья к фону.


Вместе подбирали кусочки ниток, а потом придумывали названия своим работам.


"Осенний дождь"


"Разноцветные клубочки"
Следующей работой в нашей мастерской было создание коллажа с помощью техники «декупаж». Сначала приклеивается салфетка, которая служит фоном для картины. Мы выбрали зеленые салфетки. С помощью клея ПВА аккуратно наклеиваем салфетки на картон.


Затем продумываем композицию, раскладывая листочки в определенном порядке.


Здесь обычно требуется помощь воспитателя.


Затем листья приклеиваются с помощью клея ПВА и кладется под гнет. Работа готова.


Наиболее популярной среди флористов является техника «терра». Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллажах находится место. Многое связывает коллаж «терра» с живописью. На высохший раствор накладывается колористический тон. Тон - это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части.
В качестве основы для коллажа «терра» используется пластичная отвердевающая масса, например, строительная шпатлёвка или гипс с добавками красителей и различных наполнителей (ракушки, мелкие камушки и т. п.). Особенность распределения материала в коллажах "терра" заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а "вмазывается" в раствор, вводится в фон.
Для изготовления нашего коллажа в технике «терра» мы использовали различные материалы и инструменты. Материал для коллажа: ракушки, камешки, веточки от различных деревьев, засушенные травки, орешки.
2. Шпатлевка.
3. Лист картона.
4. Емкость для замеса раствора.
5. Резиновый шпатель для нанесения раствора.
6. Краски, колера различных цветов.
7. Клей ПВА
8. Песок.
9. Бронзовую и серебряную краску, разведенную лаком.
Последовательность изготовления коллажа «Крымская весна».
1. Подобрать материал, соответствующий заданной теме
2. Основу (лист картона или ДВП) покрыть слоем клея ПВА (для лучшего сцепления раствора с основой), оставить на 15 минут для впитывания.


3. Замесить раствор: в строительную шпатлевку добавить клей ПВА, песок с мелкими камешками, колер синего цвета. Все тщательно перемешать. Цвет раствора должен быть нежно-голубым.



4. Создаем примерную композицию нашей картины, располагая элементы в определенных местах.


5.Полученный раствор нанести на основу с помощью шпателя, равномерно распределяя его по всей поверхности. Толщина слоя должна быть приблизительно 0,5см. Можно с помощь шпателя создать волны.
6. Пока раствор не высох, стараемся быстро ввести все элементы коллажа.


7. Сначала декорируем работу ракушками, создавая определенное движение.
8. Затем в произвольном порядке располагаем на картине камешки.
9. Затем украшаем работу веточками, орешками, засушенными растениями.
10. Покрываем полученную композицию смесью шпаклевки и клея ПВА, разбавленного до консистенции густой сметаны.
11. Оставляем нашу картину для просушки на 1-2 дня. Можно использовать фен, тогда работа ускорится.
12. Следующим этапом нашей работы было нанесение акцентов. Это тени под ракушками песочного цвета. Наши веточки мы покрасили темным цветом. Для работы мы использовали гуашь.


13. На завершающем этапе мы покрасили выступающие элементы серебряной и бронзовой краской и вставили работу в рамку. Ее тоже можно украсить ракушками, стеклышками, стразами.


Вторую картину мы назвали «Маяк». Она выполнена в той же технике, но с использованием других природных материалов.

Наиболее интересная техника в коллаже - это терра.
В переводе "терра" - земля. В это широкое понятие входят работы, выполненные в технике песка, торфа, глины, обычного грунта, гипса, шпатлевки и цемента, а также растительные материалы. Все эти производные смешиваются с клеями.

Материалы:
1) Использование песка дает очень необычный эффект - зернистость в работе. Основное требование к песку - просеянность. Можно покупать готовый флористический песок или просеять гравий самому.
2) Клей ПВА связывает частички смеси и основу коллажа.
3) Краски водорастворимые - гуашь - сохнут не очень быстро, теряют насышенность при высыхании. Акриловые краски сохнут быстро. Колоры-красители наиболее экономный вариант, если вы делаете много коллажей. Покупать нужно основные цвета (красный, желтый, синий, черный) и смешивать между собой. Краска-спрей может использоваться для экспресс-окрашивания.
4) Торфяные брикеты для рассады дают природный вид, натуральность. Смешиваются с ПВА и водой.
5) Глина замачивается водой заранее. Можно использовать терракотовую или голубую глину. При наложении толстым слоем глина дает трещины, этот эффект можно умышленно создавать. Для предотвращения трещин слой глины покрывается ПВА с водой. Окрашивать глину спреями, краской с помощью ватных тампонов или губки.
6) Гипс натуральный или алебастр.
7) Шпатлевка - самый необходимый материал в коллаже. Самая рекомендованная шпатлевка - MAXI от SADOLINI (в ведрах), в тубах и MINI не брать. Декоративные штукатурки от немецкой фирмы Reibeputz, а польские от Capacol. Размер частиц лучше 1,5, иногда 2,5. Обязательно нужна грунтовка основы, которая облегчает сцепку с основой.
8) Оргалит - деревянная основа с сетчатой решеткой (сетку процарапать гвоздем). За 9 часов до работы нанести клей ПВА, оставить для просушки. Оргалит не будет очень намокать и коробиться. Грунтовать нужно любую основу перед работой.
9) Растительный материал - плосковысушенные сухие листики и цветы, ветки и коряги, ракушки и морские звезды, сетка и прочие материалы. Перед работой сухие материалы напитать водой для большей пластичности и гибкости.
10) Опрыскиватель для воды
11) Кисточки-щетинки для покраски коллажа, малярная широкая кисть
12) Шпатель
13) Ветошь

Методика работы:
1. Подготовить поверхность основы заранее. Для морского коллажа - оргалит 50*50 см. Тостый оргалит лучше тонкого.
2. Опрыскать оргалит водой с двух сторон.Опрыскивать во время работы постоянно.
3. Смешать шпатлевку и просеянный песок (1:1), клей ПВА (3-4 сл.л) и краситель. Базовый цвет должен быть не светлый и не темный.
4. На влажную поверхность нанести массу, с помощью маляркой кисти размазывать массу от цетра к краям. Вытереть края огралита мокрой ветошью. Центр и края коллажа могут отличаться по цвуту массы.
5. Мокрый материал поместить в массу, вдавить, немного прокрасить кистью сверху. Выложить ракушки и звезды наверх, также вдавить, прокрасить массой. Материал укладывать, соблюдая закон группировки.
6. оставить высыхать коллаж или сушить поверхность с помощью фена.
7. Определить на коллаже направление света (можно поставить настольную лампу), прорисовать полусухой кистью-щетинкой тени. Широкой сухой кистью нанести белила с противоположной от теней стороны.

Что же такое, эта манящая и загадочная Терра?

Терра в переводе с латинского - земля и все, что используется в технике терра, имеет земное происхождение - это могут быть сухие цветы, листья, семена, насекомые, ракушки, высушенные морские обитатели, камушки и т.п. Композиции в технике терра выполняются в коллажной технике.

Коллаж в переводе с французского означает «наклеивание» на основу каких-либо материалов, отличающихся от нее по цвету, форме и фактуре. Техника аппликации использовалась с древних времен, например, в декоративно-прикладном искусстве и даже в иконной живописи. Как прием изобразительного искусства, коллаж появился только в начале 20-го века. В искусстве коллажа, фантазия автора абсолютно ничем не ограничена. Можно использовать сочетания различных материалов, создавать любые линии и цветовые сочетания. Если говорить о флористическом коллаже, то это еще и умение создавать цветочный букет.

Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллажах находится место. Предметы, казалось бы, неинтересные сами по себе, будучи встроенными в работу, становятся частью своего рода мистерии, игры, спектакля, в котором им отведена значительная роль. Обаяние техники «терра» — в ее многозначности. С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени, разнообразие фактуры. Многое связывает коллаж «терра» с живописью. Большое значение в коллажах «терра» отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки.

Техника коллажа интересна еще и тем, что здесь каждый может использовать свои, свойственные только ему приемы, и тогда на свет появляются неповторимые картины. Работа с природным материалом в новой технологии дает стимул творчеству художников. На флористических коллажах органично сочетаются фоны сделанные в различных техниках (вальцевание, декалькомания, авторская бумага, гипс и т.д.) с материалом, созданным самым лучшим художником - природой: листва, цветы, ветки деревьев.

Создавая коллаж в технике терра не всегда возможно точно представить, чем все закончится. Это настоящий творческий поиск, где задействованы безупречный художественный вкус, смелая фантазия, композиционно-гармоничное восприятие, с помощью которых, по ходу аранжировки, ассоциативно, на ощупь формируется картина.

Применение в своей работе созданных самой природой растительных форм со своими неповторимыми фактурами, позволяет художнику добиваться такого эффекта, который далеко не всегда реализуется в работах художников, работающих красками.

Поговорим немного о технической стороне вопроса :

Что может понадобиться мастеру, если он захочет сделать творение в технике Терра:

Для работы потребуется емкость для замеса раствора, пульверизатор для смачивания, шпатель, резиновые перчатки для работы, палитра для разведения краски и кисти для ее нанесения. Малярными кистями с искусственной щетиной размером 20, 20, 58 мм прорисовывают фон, художественными — от 2 до 12 размера, прописывают детали и небольшие фрагменты композиций.

Потребуются также шило, проволока, скрепки, ножницы, плоскогубцы. Разумеется, придется использовать различный «мусор», выбор которого будет зависеть от вашего видения картины. Это могут быть и засохшие цветы, листочки, ветки деревьев, ракушки и т.п. Даже трудно предсказать, что можно использовать в творческом порыве.

Коллажи обычно тяжелые, поэтому основу надо выбирать прочную и толстую. Из красок наиболее подходит гуашь.

В коллаж встраивать можно только сухие растения. Сушить под прессом нельзя, так как растения и листья теряют свою форму, объем. Поэтому растительный материал сушат на воздухе. Причудливые формы высушенных растений вам будут даже на руку.

Легкие материалы крепятся с помощью раствора, тяжелые: орехи, шишки, каштаны, желуди — привязываются тонкой проволокой (желательно приобрести флористическую проволоку) или крепятся клеем.

При составлении композиций опытные художники используют даже насекомых. Разумеется, засушенных. Для этих целей вам потребуются энтомологические булавки. Обычные иголки и булавки не годятся. Проще использовать в работе тряпичных насекомых. Бисер используют в связке, так как отдельные горошины «потеряются» в сюжете. Богат на свою выразительность такой материал как ткань.

Что используется в качестве раствора, о котором упоминается в тексте:

В шпатлевку добавляют клей (например, ПВА) и краску выбранного цвета (в качестве краски удобно использовать гуашь), перемешивают. При необходимости в раствор можно добавить камушки, крупный песок, ракушки.

Метод создания фона в технике Терра:

На основу наносится рабочий раствор. Накладывать раствор можно как шпателем, так и руками, как достаточно толстым слоем, так и тонким. Особенность распределения дополнительного материала в коллажах «терра» заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а «вмазывается» в раствор, вводится в фон. После этого излишки раствора аккуратно вычищаются, и коллаж сохнет.

Основные методики, применяемые в технике Терра:

Лепка.

Техника лепки предполагает работу с самим раствором, создание форм-предметов руками, без дополнительного материала.

Раствор-основа отличается пластичностью, которая позволяет создавать объемные изображения. На нанесенную основу накладываются дополнительные порции раствора и формируют задуманную форму.

При составлении композиций используются различные растения: листья, цветы, кору, ветки, ягоды и т. д. В коллажах «терра» природный материал закрепляется с помощью раствора. Работать с природными элементами нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру листа или цветка, поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Например, на листьях есть прожилки, образующие своеобычный узор. Если залить их раствором, работа станет беднее, лишится выразительности, живости. Использованием разных техник нанесения раствора достигается впечатляющий объем и глубина композиции, но материал, который встраивается в раствор-основу, также обладает собственным рельефом и объемом, которые необходимо сохранить. Поэтому пользуются техникой вдавливания, которая требует особой аккуратности, тщательности, опыта.

Нельзя распластывать растения по поверхности коллажа. Сохранив объем листа или бутона, расположив элементы композиции под разным углом к поверхности, можно добиться ощущения динамичности и достоверности картины.

Оттиск.

Интересные узоры, фактуры, рельефы легко создавать, используя технику оттиска. Легкие хрупкие флористические материалы для этой цели не годятся: они легко ломаются. Подойдут разнообразные твердые материалы, которые можно зафиксировать, вдавив в раствор, например, сухие ягоды, крупы, косточки и фасоль. Поскольку этот материал содержит влагу или легко ее впитывает из влажной основы, после высыхания он легко выпадает, оставляя очень интересный рельефный рисунок.

Любой твердый предмет с выпуклым рисунком оставит оригинальный отпечаток в растворе. Возникающая благодаря технике оттиска неожиданная фактура используется как для создания фона, так и для изображения отдельных предметов. С помощью техники оттиска можно достичь высокой степени реалистичности.

Совет. Крупа гречки, в отличие от тяжелой фасоли или макарон, может служить не только материалом для оттиска. Ее легко зафиксировать в растворе. Но раскрашивать ее нельзя: от прикосновения кисточки она выпадет.

Каждому жанру в большей или меньшей степени соответствует та или иная техника. Лепка используется в работах с архитектурно-пейзажными мотивами, вдавливание обязательно при создании натюрмортов, оттиск позволяет формировать фон для абстрактных композиций.

Но смешение техник часто также дает замечательный результат — впечатление сложного единства, глубины замысла и разнообразия.

Для панно с коллажом «терра» подходят рамы со сложным рельефом. В то же время багет не должен отвлекать от самой работы, скорее, обязан подчеркнуть достоинства и индивидуальность композиции.

Это лишь небольшая часть основ составления коллажей в технике «терра». Надеюсь этого будет достаточно, чтобы вы оценили новую технику. В работах нашей линии обязательным условием является сочетание двух техник - терры и декупажа, а это еще больше расширяет просторы для полета фантазии. Дальше дело за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите.

Для вашего вдохновения размещаю галерею работ в технике «Терра» (кликабельно):

Коллажи в технике Терра:

Работы в технике Терра +декупаж:

Если у вас остались остатки от детских поделок сухие ветки, листья и растения, плоды, ракушки, желуди, осколки форфора и стекла - это не значит, что их надо выбросить. Вы просто не знакомы с техникой "Терра". Коллажи из натуральных материалов помогут создать в доме особую атмосферу уюта.

Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике. Многому, что в обыденной жизни воспринимается как сор, в коллажах находится место. Предметы, казалось бы, неинтересные сами по себе, будучи встроенными в работу, становятся частью своего рода мистерии, игры, спектакля, в котором им отведена значительная роль. Обаяние техники «терра» — в ее многозначности. С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени, разнообразие фактуры. Многое связывает коллаж «терра» с живописью. На высохший раствор накладывается колористический тон. Тон - это основной цвет всей композиции или какой-либо ее части.

Большое значение в коллажах "терра" отводится фактуре: характеру поверхности, способу обработки.

Для работы потребуется емкость для замеса раствора, пульверизатор для смачивания, шпатель, резиновые перчатки для работы, палитра для разведения красок, кисти для нанесения краски. Малярными кистями с искусственно щетиной размером 20, 20, 58 мм прорисовывают фон, художественными от 2 до 12 размера прописывают детали и небольшие фрагменты композиций.

Потребуются также шило, проволока, скрепки, ножницы, плоскогубцы. Разумеется придется использовать различный "мусор", выбор которого будет зависеть от вашего видения картины. Это могут быть и засохшие листочки, обрывки бумаги, кусочек стеклышка, скорлупка, пуговица, тесемка, веревочка. Даже трудно предсказать, что можно использовать в творческом порыве.

Коллажи обычно тяжелые, поэтому основу надо выбирать толстую. Из красок наиболее подходит гуашь.

В коллаж встраивать можно только сухие растения. Сушить под прессом нельзя, так как растения, листья теряют свою форму, объем. Поэтому растительный материал сушите на воздухе. Причудливые формы вам будут даже на руку.

Легкие материалы крепятся с помощью раствора, тяжелые: орехи, шишки, каштаны, желуди - привязываются тонкой проволокой (желательно приобрести флористическую проволоку).

При составлении композиций опытные художники используют даже насекомых. Разумеется засушенных. Для этих целей вам потребуются энтомологические булавки. Обычные иголки и булавки не годятся. Проще использовать в работе тряпичных насекомых.

Бисер используют в связке, та ккак отдельные горошины "потеряются" в сюжете.

Богат на свою выразительность такой материал как ткань.

Техника изготовления фона

Основные техники - это граттаж, фотттаж и декалькомания.

Граттаж — способ «перевести» узор какой-либо поверхности — дерева, металла, фактурного стекла: свернутых произвольно бечевок и т. д.— на холст. Расстелив холст поверх предмета, нужно нанести на него краску — и фактура материала отпечатается на основе. Получившийся абстрактный рисунок подсказы наст сюжет или тему будущей картины. Художник дорисовывает произвольный орнамент в соответствии со своими ассоциациями.

Подобным же образом используется прием декалькомании. Краску выливают на лист бумаги, накрывают сверху вторым листом, а затем разъединяют их. Всматриваясь в отпечатавшийся на бумаге абстрактный рнсунок, можно разглядеть фигуры, пейзажи, образы.

Фроттаж — еще один способ нанесения отпечатка. На натертую графитом фактурную поверхность накладывают бумагу и получают на ней отпечаток, повторяющий узор фактуры. Описанные техники создания фона используются во многих флористических коллажах. Например, на созданную методом декалькомании основу наклеиваются растительные материалы, образующие гармоничное по колористике панно.

Иначе создается фон в коллажах «терра». Б качестве основы используется не ткань, не бумага и не стекло, а лист достаточно тяжелого строительного материала (оргалит, фанера и т. п.). На него наносится рабочий раствор. Накладывать раствор можно как шпателем, так и руками, как достаточно толстым слоем, так и тонким.

Особенность распределения дополнительного материала в коллажах "терра" заключается в том, что он не наклеивается, не закрепляется специальными приспособлениями, а "вмазывается" в раствор, вводится в фон. После этого излишки раствора аккуратно вычищаются и коллаж сохнет.




Основные техники работ

Техника лепки предполагает работу с самим раствором, создание форм-предметов руками, без дополнительного материала.

Раствор-основа отличается пластичностью, которая позволяет создавать объемные изображения. На нанесенную основу накладываются дополнительные порции раствора и формируют задуманную форму.


При составлении композиций используеются различные растения : листья, цветы, кору, ветки, ягоды и т. д. В коллажах "терра" природный материал не приклеивается к основе, а закрепляется с помощью раствора. Работать с природными элементами нужно очень осторожно, чтобы сохранить фактуру листа или цветка, поскольку раствор скрадывает рельеф материала. Если залить их раствором, работа станет беднее, лишится выразительности, живости. Поэтому пользуются техникой вдавливания, которая требует особой аккуратности, тщательности, опыта.


Интересные узоры, фактуры, рельефы легко создавать, используя технику оттиска . Подойдут разнообразные твердые материалы, которые можно зафиксировать, вдавив в раствор: и макаронные изделия, и сухие ягоды, к крупы, и косточки, и фасоль. Поскольку этот материал содержит влагу или легко ее впитывает из влажной основы, после высыхания он легко выпадает, оставляя очень интересный рельефный рисунок.


Коллажам "терра" подходят рамы со сложным рельефом. В то же время багет не должен отвлекать от самой работы, скоре обязан подчеркнуть достоинства и индивидуальность композиции.

Галерея коллажей

Мы коснулись лишь небольшой части основ составления коллажей в технике "терра". Но и этого, на первых порах, вполне достаточно, чтобы оценить новую технику. Дальше дело за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите.













Материалы, необходимые для работы:

(перечислю именно те материалы, с которыми работала я, а в скобках напишу то, чем их можно заменить)

  • Затирка для плитки (цемент, шпатлёвка, плитонит)
  • Песок речной (любой, можно с мелкими камушками)
  • Клей ПВА
  • Кусок ДВП размера вашей рамки (лучше оргалит или фанеру)
  • Грунт – аэрозоль
  • Краска в баллончике (акриловая или гуашь)
  • Рамка
  • Природные материалы: шишечки туи и ольхи, листья пальмы, стебли хвоща, ячневая крупа
  • Посуда для раствора (желательно одноразовая)
  • Пластиковая ложечка
  • Пульверизатор с водой
  • Зубочистка или тоненькая палочка (для вдавливания мелких деталей)

На фото только не хватает крупы.

Можно на листе бумаги или картона выложить основные направления нашего коллажа, так будет легче подобрать по размеру нужный материал и «нарисовать» будущую картину.

Вырезаем нашу основу по размеру рамки. Затем наносим грунтовку для лучшего сцепления раствора с основой. Затем вставим основу в рамку и очертим карандашом по периметру рамки ту часть, которая будет видна.

Основа готова к нанесению раствора.

Готовим раствор:
1. в равных пропорциях смешиваем песок с плитонитом (цементом, шпатлёвкой), у меня было примерно по половине стакана, т.е. получился стакан. Песок нужен для того, чтобы раствор в процессе сушки не потрескался. Я с этим столкнулась в первой своей работе, когда песок не добавила.
2. в равных пропорциях смешиваем клей ПВА и воду (здесь объём должен быть меньше примерно в два раза, чем в пункте 1)
3. разведённый клей постепенно вливаем в сухую смесь до консистенции густой сметаны. Раствор не должен растекаться.
Наносим раствор на подготовленную основу.

Разравниваем при помощи ножа или ложки – как кому удобней. Ту часть, которая за карандашной линией оставляем не тронутой. Здесь слой раствора примерно 5 мм.

Теперь пластиковой ложечкой придаём рельеф, соответствующий нашей композиции.

Начинаем укладывать, вдавливая в раствор, наши элементы.

В процессе работы нужно следить, чтобы раствор не засыхал, для этого под рукой должен быть пульверизатор с водой.

Бывает, что нечаянно заденешь раствор и нарушишь весь рельеф.

В этом случае берём ложечку, смачиваем её в воде (обязательно!), и мокрой ложкой подправляем наши огрехи.

Подравняли.

Элемент за элементом, шишечку за шишечкой. Когда я поняла, что шишки плохо держатся, с нижней стороны я у них немного общипала чешуйки, как бы сделала плоской нижнюю часть (ту, которая в растворе).

Крупу просто насыпаем, и сверху чуть - чуть приглаживаем МОКРОЙ ложкой.

Вот что получилось. Теперь на сутки оставляем сушиться.

Наносим грунт (аэрозоль). После нанесения грунта видим, что шишки не прокрасились, тоненькой кисточкой акриловой краской прокрашиваем их. На фото – два ряда уже покрашены, а один – нет.

Красим краской – спрей в желаемый цвет. Я использовала 3 цвета: сиреневый, золотой, серебристый.
Вставляем в раму. Готово!

Фрагменты крупным планом.

Цвет играет под разным углом зрения... То золотой.

То сиреневый.




Top