Секретные материалы ватикана. Ватиканский архив

Титаник – корабль, бросивший вызов высшим силам. Чудо кораблестроения и самый большой корабль своего времени. Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тем не менее, спущенный на воду корабль ушел в свое первое плавание и не вернулся. Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания. В этой теме я расскажу о самых ключевых моментах, связанных с Титаником. Тема состоит из двух частей, первая часть - история Титаника до трагедии, где расскажу о том как корабль строился и ушел в свое роковое плавание. Во второй части мы побываем на дне океана, где лежат останки утонувшего гиганта.

Вначале я кратко расскажу об истории строения Титаника. Есть масса интересных фото корабля, где запечатлен процесс строительства, механизмы и агрегаты Титаника и прочее. А дальше рассказ пойдет о трагических обстоятельствах, которым было предначертано произойти именно в этот роковой для Титаника день. Как всегда происходит при крупных катастрофах, трагедия Титаника произошла из-за ряда ошибок, совпавших в один день. Каждая из этих ошибок в отдельности не повлекла бы за собой ничего серьезного, но все вместе обернулось для корабля гибелью.

Титаник был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте, Северная Ирландия, спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года. Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков. На первом фото – стапель Титаника, строительство только начинается.


На фото запечатлена закладка киля Титаника

На этом фото Титаник на стапели рядом с Олимпиком, братом близнецом


А это огромные паровые машины Титаника

Коленвал гиганта

На этом фото турбинный ротор Титаника. Огромные размеры ротора особо выделяются на фоне рабочих

Вал винта Титаника

Торжественное фото – корпус Титаника полностью в сборе

Процесс спуска на воду начинается. Титаник медленно погружает свой корпус в воду

Корабль-гигант почти сошел со стапелей

Спуск Титаника на воду проходит успешно

И вот Титаник готов, утро перед первым, официальным спуском на воду в Белфасте

Титаник был официально спущен на воду, и транспортирован в Англию. На фото корабль в порту Саутгемптона перед своим роковым рейсом. Мало кто знает, но при строительстве Титаника погибли 8 рабочих. Эта информация доступна в подборке интересных фактов о Титанике .

А это последняя фотография Титаника, сделанная с берега в Ирландии

Первые дни путешествия прошли для корабля успешно, ничего не предвещало беды, в океане был полный штиль. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита… В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!"… О дальнейших событиях, происходивших на корабле, известно всем. “Непотопляемый” Титаник не сумел противостоять водной стихии и ушел на дно. Как уже упоминалось, множество факторов обернулось в тот день против Титаника. Это было роковое невезение, погубившее корабль-исполин и более 1500 человек

Официальное заключение комиссии, расследовавшей причины гибели Титаника гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью серы, что делало её очень ломкой при пониженных температурах. Если бы обшивку изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием серы, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы внутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасён или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени. Однако для тех времен эта сталь считалась самой лучшей, другой попросту небыло. Это был лишь конечный вывод, на самом деле произошел ряд других факторов, которые не позволили избежать столкновения с айсбергом

По порядку перечислим все факторы, повлиявшие на гибель Титаника. Отсутствие любого из этих факторов могло бы спасти корабль…

Прежде всего стоит отметить работу радистов Титаника: основная задача телеграфистов состояла в обслуживании особо состоятельных пассажиров - известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма не малой и чаевые при этом текли рекой. Радисты постоянно занимались отправкой телеграмм и хотя им поступало несколько сообщений о дрейфующих льдах, на них не обратили внимание

Некоторые критикуют отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего. Причина этого кроется в крохотном ключе от ящика с биноклями. Крохотный ключ, открывающий шкафчик, где хранились бинокли, мог спасти "Титаник" и жизни 1522 погибших пассажиров. Это и должно было произойти, если бы не роковая ошибка некоего Дэвида Блэра. Ключника Блэра перевели со службы на "непотопляемом" лайнере всего за несколько дней до злосчастного плавания, но он забыл передать ключ от шкафчика с биноклями сменившему его работнику. Именно поэтому дежурившим на смотровой вышке лайнера матросам пришлось полагаться исключительно на свои глаза. Они увидели айсберг слишком поздно. Один из членов экипажа, несших в ту роковую ночь вахту, позднее сказал, что, будь у них бинокли, они бы увидели ледяную глыбу раньше (пусть и царила кромешная мгла) и "Титаник" успел бы поменять курс".


Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут, настолько он был уверен в непотопляемости корабля. Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника. Капитан также не проследил за тем, что все шлюпки были заполнены людьми. В результате спаслось гораздо меньшее количество людей

Айсберг принадлежал к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы барашки вокруг айсберга. На фото тот самый айсберг, послуживший причиной гибели Титаника

На корабле не оказалось красных спасательных ракет, сигнализирующих о бедствии. Уверенность в мощи корабля была настолько высокой, что никому даже в голову не пришло снабдить Титаник этими ракетами. А все могло сложится инчае. Не прошло и получаса после встречи с айсбергом, как помощник капитана закричал:
Огни с левого борта, сэр! Судно в пяти-шести милях от нас! Боксхолл в свой бинокль ясно видел, что это был однотрубный пароход. Он попытался связаться с ним с помощью сигнальной лампы, но неизвестное судно не отвечало. - По-видимому, на судне нет и радиотелеграфа, они не могли нас не видеть, - решил капитан Смит и при казал рулевому Роу подать сигнал аварийными ракетами. Когда сигнальщик вскрыл ящик с ракетами, то оба они - и Боксхолл, и Роу - остолбенели: в ящике находились обычные белые ракеты, а не аварийные красные. - Сэр, - не веря своим глазам, воскликнул Боксхолл, - здесь только белые ракеты! - Не может быть! - изумился капи тан Смит. Но, убедившись в правоте Боксхолла, приказал: - Стреляйте белыми. Может, они догадаются, что у нас беда. Но никто не догадался, все подумали что это праздничный салют на Титанике

Грузопассажирский пароход «Калифорния», следующий рейсом Лондон-Бостон, вечером 14 апреля разминулся с «Титаником», а через час с небольшим был затёрт льдами и потерял ход. Его радист Эванс около 23 часов связался с «Титаником» и хотел предупредить о тяжёлой ледовой обстановке и что они затёрты льдами, но радист «Титаника» Филиппе, только что с трудом наладивший связь с мысом Рейс, грубо оборвал его: - Отстаньте! Я занят, работаю с мысом Рейс! И Эванс «отстал»: на «Калифорнии» не было второго радиста, день был трудный и Эванс в 23 часа 30 минут официально, предварительно доложив об этом капитану, закрыл радиовахту. В итоге вся вина предвзятого расследования гибели Титаника легла на капитана “Калифорнии” Стенли Лорда, который до самой смерти доказывал свою невиновность. Он был оправдан лишь посмертно, после того как дал показания Хендрик Несс, капитан корабля Самсон…


На карте место, где затонул Титаник

Итак, ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Атлантика. Борт промыслового судна «Самсон». «Самсон» возвращается с удачного промысла, избегнув встреч с кораблями США. На его борту - несколько сот забитых тюленей. Утомившийся экипаж отдыхал. Вахту нёс сам капитан и его первый помощник. Капитан Несс был у своих хозяев на хорошем счету. Рейсы его парохода всегда были удачливыми и приносили хороший барыш. Хендрик Несс слыл опытным и рисковым капитаном, не слишком щепетильным в нарушении территориальных вод или в превышении количества добытого зверя. «Самсон» нередко оказывался в чужих или запретных водах, и его хорошо знали корабли береговой охраны США, близкого знакомства с которыми он удачно избегал. Одним словом, Хендрик Несс был отличным судоводителем и азартным, удачливым дельцом. Вот слова Несса, из которых становится ясной вся картина происходящего:

«Ночь была изумительная, звёздная, ясная, океан спокоен и ласков, - рассказывал Несс. - Мы с помощником болтали, курили, иногда я выходил из рубки на мостик, но надолго там не задерживался - воздух был прямо леденящий. Вдруг, случайно обернувшись, я увидел в южной части горизонта две необыкновенно яркие звезды. Они удивили меня своим блеском и величиной. Крикнув вахтенному, чтобы он подал подзорную трубу, я направил её на эти звёздыи сразу понял, что это топовые огни большого судна. - Капитан, по-моему, это корабль береговой охраны, - сказал помощник. Но я и сам подумал об этом. По карте уже некогда было прикидывать, но мы оба решили, что забрались в территориальные воды Соединённых Штатов. Встреча с их кораблями ничего хорошего нам не сулила. Через несколько минут над горизонтом взлетела белая ракета, и мы поняли, что нас обнаружили и требуют остановиться. Я ещё надеялся, что всё обойдётся и нам удастся скрыться. Но вскоре взлетела ещё одна ракета, через какое-то время третья… Дело оборачивалось плохо: если бы нас подвергли досмотру, я потерял бы не только всю добычу, но и, возможно, лишился и судна, а все мы попали бы в тюрьму. Я решил уходить.

Приказал выключить все огни и дать полный ход. Нас почему-то не преследовали. Через некоторое время пограничный корабль вообще исчез. (Вот почему свидетели с «Титаника» утверждали, что ясно видели вдали большой пароход, ушедший от них. Злополучный «Калифорнией» в это время был зажат льдами и с «Титаника» вообще не был виден.) Я приказал изменить курс на норд, мы шли полным ходом и лишь утром сбавили обороты. Двадцать пятого апреля мы бросили якорь у Рейкьявика в Исландии и только тут из газет, доставленных норвежским консулом, мы узнали о трагедии "Титаника".

Во время беседы с консулом меня будто ударили по голове: мне подумалось - не мы ли были тогда у места катастрофы? Едва консул покинул наш борт, я тут же бросился в каюту и, просмотрев газеты и свои записи, понял, что погибающие люди видели не "Калифорнией", а нас. Значит, ракетами на помощь звали именно нас. Но ведь они были белые, а не красные, аварийные. Кто бы мог подумать, что совсем рядом с нами погибали люди, а мы уходили от них полным ходом на своём надёжном и большом "Самсоне", имевшем на борту и шлюпки, и катера! И море было как пруд, тихое, спокойное… Мы могли бы спасти их всех! Всех! Там погибали сотни людей, а мы спасали вонючие тюленьи шкуры! Но кто же об этом мог знать? А радиотелеграфа у нас не было. По пути в Норвегию я объяснил экипажу, что с нами произошло, и предупредил, что всем нам остаётся только одно - молчать! Если узнают правду, мы станем хуже прокажённых: от нас все станут шарахаться, нас вышибут с флота, никто не захочет служить с нами на одном судне, никто не подаст ни руки, ни корки хлеба. И никто из команды не давал никакой клятвы.

Хендрик Несс рассказал о происшедшем только 50 лет спустя, перед смертью. Тем не менее в гибели Титаника никого нельзя обвинить напрямую. Если бы ракеты были красные, он наверняка поспешил бы на помощь. В итоге никто не успел помочь. Лишь пароход «Карпатия», развивая невиданную для неё скорость в 17 узлов, несся на помощь погибающим людям. Капитан Артур X. Ростон приказал готовить постели, запасную одежду, продовольствие, помещения для спасённых. В 2 часа 45 минут «Карпатии» начали встречаться айсберги и их обломки, большие ледяные поля. Несмотря на опасность столкновения, «Карпатия» не сбавляла скорость. В 3 часа 50 минут на «Карпатии» увидели первую шлюпку с «Титаника», в 4 часа 10 минут начали спасать людей, а к 8 часам 30 минутам был подобран последний живой человек. Всего «Карпатия» спасла 705 человек. И «Карпатия»же доставила всех спасённых в Нью-Йорк. На фото шлюпка с Титаника


Теперь переходим ко второй части рассказа. Здесь вы увидите Титаник на дне океана в том виде, в каком он остался после трагедии. Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами. В 1985 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части. Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькиедети… Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф. На фото остов Титаника, снимок сделан подводным аппаратом “Мир”

За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк. Кроме прямого разграбления урон кораблю наносит время и действие бактерий, оставляющих после себя только ржавые развалины

На этом фото мы видим винт Титаника

Огромный якорь корабля

Один из поршневых двигателей Титаника

Сохранившаяся под водой чашка с Титаника

Вот та самая пробоина, образовавшаяся после встречи с айсбергом. Возможно, помимо слабой стали, не выдержали заклепки между листами металла, и вода хлынула в 4 отсека Титаника, не оставив шансов на спасение. Откачивать воду помпами не было смысла, это было равноценно перекачке воды из океана в океан. Титаник ушел на дно, где и покоится по сей день. Ходят разговоры о поднятии Титаника на поверхность с целью устроить музей, тем временем различные любители сувениров продолжают растаскивать корабль по частям. Сколько еще секретов хранит Титаник? Вряд ли кто-то даст ответ на этот вопрос в ближайшее время..

Будучи не самой ужасной по количеству жертв, гибель Титаника остается самым известным кораблекрушением в истории. Реальные интересные факты о крушении и гибели известного корабля уже больше столетия занимают ученых, специалистов и простых обывателей, к чьим услугам книги, телепередачи, документальные и игровые фильмы, среди которых могучей глыбой выделяется знаменитая картина Джеймса Кэмерона. Но в катастрофе морского гиганта остаются белые пятна, требующие заполнения. Здесь мы хотим представить 15 реальных фактов о гибели корабля-легенды Титаник, крушение которого произошло 14 апреля 1912 при столкновении с айсбергом в Атлантическом океане. Затонул корабль спустя два с половиной часа, когда уже наступило 15-е число.

10 апреля 1912-го восьмипалубный пароход Титаник торжественно отчалил из Саутгемптона в Нью-Йорк в свое первое и последнее путешествие. Спустя четыре дня корабль получил множественные пробоины ниже ватерлинии после столкновения с горой льда в северной части Атлантики. Первый помощник капитана Уильям Мердок заметил приближающийся айсберг за минуту до удара, но по неизвестной причине промедлил тридцать секунд, прежде чем бить сигнал тревоги. Это была далеко не единственная ошибка, приведшая в итоге к крушению Титаника. Ниже другие трагические занимательные интересные факты.



1. После столкновения Титаника с айсбергом палуба корабля оказалась усыпанной снегом и льдинками, которые многие пассажиры восприняли как неожиданный фокус и принялись играть осколками льда в футбол, даже не подозревая о наступившем кошмаре.

Джон Джейкоб Астор IV
2. Билет первого класса по современным пересчётам стоил около 100 000 долларов, так что на верхней палубе плыли действительно зажиточные люди, а самым богатым среди них был Джон Джейкоб Астор IV, чье состояние оценивалось в 85 миллионов долларов. В нынешнем веке Астор считался бы миллиардером. Богач отправился в плавание с женой, которую посадил в спасательную лодку, а сам дисциплинированно (армейское прошлое) стал ожидать своей очереди. Астор-четвертый не выжил.


3. Согласно статистике на затонувшем корабельном гиганте выжили 74% женщин и 20% мужчин, так что при всех скандалах и позорных панических поступках сильная половина пассажирского народонаселения вела себя достойно. Как поступили без преувеличения героические члены корабельного оркестра, до последней минуты поддерживавшие коллег по несчастью своей игрой.



4. Кафе в парижском стиле, турецкая баня, тренажерный спортзал, большая библиотека с читальным залом, площадка для сквоша, живой сад, парикмахерский салон, бассейн с подогревом, лифты и другая роскошная обстановка составляла ежедневный комфорт первоклассных пассажиров, которым предлагалось чувствовать себя как дома. В это же время семь сотен людей из третьего класса пользовались двумя малюсенькими ванными комнатами.

Последнее фото пассажиров Титаника
5. Фото довольных жизнью и трансатлантическим плаванием первоклассных путешественников сделано в бальном зале парохода ночью 14.04.1912 за считанные минуты до аварии.


6. Новости о реальной ситуации с выжившими и погибшими пассажирами оставались тайной для остального мира на протяжении нескольких дней, а первые газеты и вовсе сообщили, что все туристы и члены экипажа выжили во время крушения Титаника.


7. По строительным планам Титаник был оборудован 64-я спасательными лодками, однако для удешевления проекта и чтобы не портить вид судна для прогуливающихся верхними ярусами туристов лишь 20 шлюпок оказались доступными в роковой момент. Во время спасательных мероприятий многие из шлюпок заполнили лишь наполовину, потому что команда оказалась практически не готова к авральной ситуации и в состоянии панике наделала кучу ошибок.

Судовой оркестр «Титаника»
8. Самая чудесная история спасения приключилась с Чарльзом Джуфином, штатным поваром на Титанике. Повару не повезло пробиться в состав одной из спасательных групп, поэтому кок болтался в воде в течение двух с половиной часов и удивительным образом не замерз от холода, что произошло с остальными пытающимися выжить в ледяной воде. Впоследствии Джуфин утверждал, что его спасло могучее количество виски, которое повар старательно запихивал в себя перед тем, как броситься за борт.


9. Писатель-фантаст Морган Робертсон в романе “Тщетность, или крушение Титана” описал кораблекрушение, странно напоминающее апрельскую катастрофу 1912-го, ещё и с почти точным совпадением названия плавучего транспорта. Вот только написан роман в 1898-м, когда Титаник был лишь плодом воображения его будущих конструкторов.



10. Титаник повез в свадебное путешествие тринадцать супружеских пар, для которых романтические каникулы превратились в кошмарный аттракцион.


11. Одной из причин, из-за которой команда показала себя некомпетентной при спасательных процедурах, является факт, что обучающая лекция и практические занятия с пассажирами на случай аварийной ситуации в море были назначены на день 15 апреля – слишком поздно, ведь трагедия случилась накануне дня Х.


12. Практически сразу после затопления богатые родственники погибших туристов начали обсуждать возможность поднять судно наверх и доставить в Нью-Йорк, однако шли годы и десятилетия, которые не принесли желаемых результатов. Глубина на данном участке океана доходит до нескольких километров, поэтому до изобретения глубоководных батискафов и речи быть не могло о спасении Титаника, который считался пропавшим более семидесяти лет. Лишь 1 сентября 1985 года суперсовременный аппарат “Арго” зафиксировал первые кадры с деталями погибшего судна на глубине около 4000 метров.



13. Халомонас титаника – новая бактерия, пожирающая металл, названа в честь лежащего на дне парохода, который будет полностью “сожран” в ближайшие двадцать-тридцать лет, если только судно не поднимут на поверхность.


14. Джеймс Кэмерон создал великое произведение, посвященное любви и эпической трагедии, однако на Титанике и без фантазии режиссера были люди, которые продемонстрировали миру потрясающую романтическую и трагическую историю, что навеки останется в анналах человеческой цивилизации.
Американо-германский бизнесмен Исидор Штраус и его супруга Ида прожили вместо больше сорока лет перед тем, как осуществить путешествие на знаменитом корабле. Предприниматель располагал возможностью оказаться среди спасенных, однако отказался занимать место в лодке, заполненной женщинами и детьми. А Ида не пожелала покидать любимого супруга, поэтому отказалась спасаться без мужа. Поэтому супруги Штраус, взявшись за руки, остались на палубе и достойно встретили смерть.

15. Кроме Штраусов кораблекрушение стало фатальным для полутора тысяч людей. Специалисты называют цифру 1513, которая могла быть намного меньшей, если бы на Титанике соблюдались все правила безопасности или хотя бы не происходило случаев откровенного головотяпства. Как, например, с ключом от ящика с биноклями.

Дэвида Блэра, ранее отвечавшего за эту функцию помощника капитана, сняли с рейса, заменив на более опытного офицера. А Блэр забыл отдать ключ от ящика, что привело к отсутствию биноклей в роковую ночь. Вперед смотрящий Фред Флит пережил гибель судна и впоследствии утверждал, что намного раньше заметил бы приближение ледяной беды, будь у него под рукой обычный морской бинокль.

Прошло ровно 100 лет со дня самой знаменитой морской катастрофы в истории - крушения Титаника . В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года судно столкнулось с айсбергом и затонуло в водах Северной Атлантики.

Среди всех морских катастроф, произошедших в мирное время, по числу жертв Титаник занимает третье место - 1 517 человек.

Вспоминаем события 100-летней давности.

Титаник был построен в 1909—1911 годах судостроительной компанией «Харланд энд Вольф» (Белфаст, Северная Ирландия). На фотографии: рабочие идут с завода «Харланд энд Вольф» в Белфасте. На заднем фоне виден еще строящийся корабль, 1911 год. (Фото Photographic Archive | Harland & Wolff Collection | Cox):

Титаник был спущен на воду 31 мая 1911 года. На фотографии: судно на верфи «Харланд энд Вольф» перед спуском на воду, 1911 год:

В апреле 1912 года крупнейший пассажирский лайнер в мире отправился из английского порта Саутгемптон в Нью-Йорк в свое первое и последнее путешествие . На его борту находились богатейшие люди мира. (Фото United Press International):

Отправление из английского порта Саутгемптон, 10 апреля 1912. Размеры Титаника - 269 метров в длину, 28.2 метра в ширину, 18.4 метра в высоту. Титаник был выше большинства городских зданий того времени. (Фото AP):

Титаник был не только самым крупным, но и самым роскошным лайнером своего времени: здесь находились тренажерные залы, бассейны, библиотеки, высококлассные рестораны и роскошные каюты. На фотографии: один из ресторанов

На Титанике было три класса: 1-й, 2-й и 3-й. Это фотография помещения второго класса . (Фото The New York Times Photo Archives | American Press Association):

Английский морской офицер (27 января 1850 - 15 апреля 1912). (Фото The New York Times Archives):

Уильям Макмастер Мэрдок - первый помощник капитана . Именно он нес вахту и не смог предотвратить столкновение с айсбергом. Уильям Мэрдок погиб вместе с Титаником.

В одноименном фильме Джеймса Камерона показано, как Мэрдок взял у богатого пассажира деньги за право сесть в шлюпку, застрелил двух пассажиров, а затем и застрелился сам. Все это не соответствует действительности. На самом деле Уильям Мэрдок честно выполнил свой долг и сделал все для того, чтобы спасти как можно больше людей. 75% всех спасенных с «Титаника» были эвакуированы с правого борта, где спасательной операцией командовал именно Уильям Мэрдок. (Фото AP):

Фотография айсберга высотой 30 метров, с которым, предположительно, и столкнулся Титаник. Снимок сделан с борта кабелепрокладчика «Мина», который был одним из первых кораблей, обнаруживших обломки Титаника. По словам экипажа «Мины», это был единственный айсберг вблизи места катастрофы.

Айсберг принадлежал к редкому типу «черных айсбергов», т.е. перевернувшихся так, что на поверхность попадает их темная подводная часть. Из-за этого он был замечен слишком поздно. В момент столкновения айсберга с Титаником возникло давление 2.5 тонны на кв.см. Толстый металл бы выдержал, но не выдержали заклепки, скрепляющие металлические листы корпуса Титаника. Швы разошлись на длину около 90 метров, повредив сразу 5 из 16 условно водонепроницаемых отсеков корабля. (Фото United States Coast Guard):

С Титаника спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, т.к. им было трудно выбраться наверх через лабиринты узких коридоров. Также, погибли почти все мужчины. Всего при крушении Титаника погибло 1 517 человек .

На фотографии: спасательная шлюпка «Титаника», снятая одним из пассажиров парохода «Карпатия», Именно «Карпатия» сняла со шлюпок спасшихся пассажиров «Титаника» (712 человека) . (Фото National Maritime Museum | London):

Еще одна фотография, сделанная пассажиром парохода Карпатия, запечатлевшая шлюпки со спасенными пассажирами Титаника. (Фото National Maritime Museum | London):

На борту Титаника было 2 229 человек, а общая вместимость спасательных шлюпок составляла только 1 178 человек. Причина была в том, что по действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа. А без шлюпки, только в спасательном жилете выжить было почти невозможно: температура забортной воды была всего 0.56 градусов по Цельсию.

На снимке: шлюпка забирает из воды пассажира в спасательном жилете. (Фото Paul Treacy | EPA | PA):

Выжившие пассажиры сходят на берег со спасательного судна «Карпатия», Нью-Йорк, 17 апреля 1912. (Фото American Press Association):

Встречающие выживших пассажиров с Титаника, Нью-Йорк. (Фото The New York Times Photo Archives | Times Wide World):

На фотографии: семья, которая была на борту Титаника. Дочь и мать выжили, отец погиб. (Фото AP):

Нью-Йорк, 14 апреля 1912. Люди на улицах ждут новостей о судьбе пассажиров затонувшего Титаника. (Фото AP):

На улице в Нью-Йорке вывешивают последние новости о количестве выживших и погибших. (Фото The New York Times Photo Archives):

Самые первые статьи из журнала Огонек , вышедшего в апреле 1912 года. Так в России узнавали подробности во времена, когда не было интернета, телевидения и даже радио. Стоит отметить, что когда затонул Титаник, в России это было утро 2 апреля по Юлианскому календарю, а в Европе и Америке - ночь с 14 на 15 по Григорианскому календарю:

Открытка с Титаником, 1912 год. (Фото New York Times Archives):

Редчайший экспонат - билет на первый и последний рейс Титаника. (Фото):

Обломки Титаника были обнаружены 1 сентября 1985 года . Это сделал бывший командир управления ВМС США и профессор океанологии Роберт Дуэйн Баллард. Первоначально он планировал оставить в тайне координаты местоположения судна, чтобы никто не смог осквернить это место, которое он считал кладбищем.

При первом погружении команда Балларда подтвердила тот факт, что при погружении «Титаник» разломился надвое.

На фотографии: «Титаник» на дне Атлантического океана на глубине 3 750 метров. 1999 год. (Фото P.P. Shirshov Institute of Oceanology):

Среди всех морских катастроф, произошедших в мирное время, по числу жертв Титаник занимает третье место - 1 517 человек.

Печальное 1-е место принадлежит филлипинскому парому «Донья Пас», столкнувшимся в 1987 году с нефтяным танкером. В столкновении и последующем за ним пожаре погибло более 4 тысяч человек.

2-е место принадлежит деревянному колесному пароходу «Султанша», затонувшему 27 апреля 1865 года на реке Миссисипи из-за взрыва парового котла и пожара. Погибло более 1 700 человек.



Правый борт Титаника, 28 августа 2010. (Фото Premier Exhibitions, Inc.| Woods Hole Oceanographic Institution):

(Фото Institute for Archaeological Oceanography & Institute for Exploration/University of Rhode Island Grad. School of Oceanography):

Один из винтов корабля, лежащий на дне Атлантического океана. (Фото Ralph White | AP):

17-тонную часть корпуса Титаника поднимают на поверхность, 1998 год. (Фото RMS Titanic, Inc., via Associated Press):

Та же 17-тонная часть от Титаника, 22 июля 2009. (Фото RMS Titanic, Inc., via Associated Press):

По морскому дну было разбросано огромное количество различных предметов, среди которых были части судна, предметы интерьера и личные вещи пассажиров. На аукционе в апреле 2012 года, приуроченному к 100-летию со дня крушения Титаника, 5 000 вещей были проданы единым лотом.

Позолоченные карманные часы, поднятые со дна Атлантического океана. (Фото Kirsty Wigglesworth Associated Press):

Деньги. (Фото Stanley Leary | Associated Press):

Фотографии из коллекции Лилиан Асплунд (справа), выжившей во время крушения Титаника. Тогда ей было 5 лет. (Фото Kirsty Wigglesworth | Associated Press):

Бинокль, расческа, посуда и треснутая лампа. (Фото Michel Boutefeu | Getty Images,Chester Higgins Jr. | The New York Times):

Очки. (Фото Bebeto Matthews | Associated Press):

Хронометр с капитанского мостика. (Фото Alastair Grant | AP):

(Фото Chang W. Lee | The New York Times):

Ложки. (Фото Douglas Healey | Associated Press):

Позолоченная сумочка. (Фото Mario Tama | Getty Images):

Еще несколько фотографий Титаника. Носовая и кормовая части судна были найдены на дне океана в 650 метрах друг от друга. (Фото COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, Woods Hole Oceanographic Institution):

Это первое полное изображение затонувшего Титаника , собранное из 1 500 отдельных снимков высокого разрешения, полученных с помощью сонаров - средств звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения. Вид сверху . (Фото COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI). (Кликабельно, 2400×656 px):

Правый борт . При погружении в океан, Титаник сначала ударился о дно носовой частью. (Фото COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI). (Кликабельно, 2400×668 px):

Раскуроченная корма . Вид сбоку. Кроме того, самая лучшая сталь того времени, из которой был изготовлен «Титаник», становилась хрупкой при низкой температуре. (Фото COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI). (Кликабельно, 2400×824 px):

Раскуроченная корма . Вид сверху. (Фото COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI):

(Фото COPYRIGHT© 2012 RMS TITANIC, INC; Produced by AIVL, WHOI). (Кликабельно, 2400×1516 px):

Два двигателя Титаника - крупнейшего пассажирского лайнера в мире на момент постройки, который считался непотопляемым. (Кликабельно, 2400×1692 px):

Интересный факт: последняя из выживших пассажиров «Титаника», Миллвина Дин, которой на момент крушения лайнера было 2.5 месяца, умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет.

а» Фредерик Флит заметил прямо по курсу примерно в 650 м от лайнера айсберг. Ударив трижды в колокол, он доложил на мостик. Первый помощник скомандовал рулевому: «Лево на борт!» - и перевел рукоятки машинных телеграфов в положение «Полный назад». Чуть позже, чтобы лайнер не задел айсберг кормой, он скомандовал: «Право на борт!». Однако «Титаник» был слишком велик для быстрого маневра, и продолжал двигаться по инерции еще 25-30 секунд, пока его нос не начал медленно отклоняться влево.

В 23:40 «Титаник» по касательной столкнулся с айсбергом. На верхних палубах люди почувствовали слабый толчок и легкое дрожание корпуса, на нижних палубах удар был ощутимее. В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 метров. В 0:05 капитан Смит приказал экипажу готовить спасательные шлюпки к спуску, затем зашел в радиорубку и приказал радистам передавать в эфир сигнал бедствия.

Около 0:20 в шлюпки сажали детей и женщин. В 1:20 вода стала затоплять полубак. В это время появились первые признаки паники. Эвакуация пошла быстрее. После 1:30 на борту началась паника. Около 2:00 была спущена последняя шлюпка, в 2:05 вода начала затоплять шлюпочную палубу и капитанский мостик. Оставшиеся на борту 1500 человек ринулись в сторону кормы. Дифферент стал расти на глазах, в 2:15 обрушилась первая дымовая труба. В 2:16 отключилась электроэнергия. В 2:18 с дифферентом на нос около 23° лайнер разломился. Носовая часть, отвалившись, сразу пошла ко дну, а корма заполнилась водой и затонула через две минуты.

В 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой. Сотни человек выплыли на поверхность, но почти все они погибли от гипотермии. На двух складных шлюпках, которые не успели спустить с лайнера, спаслось порядка 45 человек. Еще восемь были спасены двумя вернувшимися на место крушения шлюпками (№4 и №14). Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место бедствия прибыл пароход «Карпатия» и подобрал 712 выживших в крушении.

Причины крушения

После трагедии проводились комиссии по расследованию причин этого происшествия, и, согласно официальным документам, причиной стало столкновение с айсбергом, а не наличие дефектов в конструкции корабля. Комиссия основывала свой вывод на том, каким образом корабль пошел на дно. Как отмечали некоторые выжившие, корабль уходил на дно целиком, а не частями.

Как заключила комиссия, вся вина за трагическую катастрофу возлагалась на капитана корабля. В 1985 году океанографу Роберту Балларду, который многие годы занимался поиском затонувшего судна, улыбнулась удача. Именно это счастливое событие помогло пролить свет на причины катастрофы. Ученые установили, что «Титаник» раскололся пополам на поверхности океана до потопления. Этот факт вновь привлек внимание СМИ к причинам потопления «Титаника». Возникли новые гипотезы, и одно из предположений основывалось на том, что при строительстве корабля использовали низкопробную сталь, так как общеизвестным фактом является то, что «Титаник» был построен в сжатые сроки.

В результате продолжительных исследований поднятых со дна обломков эксперты пришли к выводу, что причиной катастрофы стали заклепки низкого качества - наиважнейшие металлические штифты, которые связывали вместе стальные пластины корабельного корпуса. Также изученные обломки показали, что в конструкции корабля имелись просчеты, и об этом свидетельствует характер потопления корабля. Было окончательно установлено, что корма корабля не вздымалась высоко на воздух, как считали ранее, а корабль разбился на части и затонул. Это указывает на явные просчеты в конструкции корабля. Однако после катастрофы эти данные были скрыты. И только с помощью современных технологий было установлено, что именно эти обстоятельства привели к одной из самых страшных трагедий человечества.

100 лет назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, после столкновения с айсбергом в водах Атлантического океана затонул лайнер "Титаник", на борту которого находились более 2200 человек.

"Титаник" (Titanic) - крупнейшее пассажирское судно начала XX века, второй из трех пароходов-близнецов, произведенных британской компанией "Уайт Стар Лайн" (White Star Line).

Длина "Титаника" составляла 260 метров, ширина - 28 метров, водоизмещение - 52 тысячи тонн, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 19 метров, расстояние от киля до верхушки трубы - 55 метров, предельная скорость - 23 узла. Журналисты сравнивали его по длине с тремя городскими кварталами, а по высоте - с 11‑этажным домом.

На "Титанике" имелось восемь стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5-3,2 метра. Для обеспечения безопасности корабль имел двойное дно, а его корпус разделяли 16 водонепроницаемых отсеков. Водонепроницаемые переборки поднимались от второго дна до палубы. Главный конструктор корабля Томас Эндрюс заявлял, что, даже если четыре отсека из 16 будут заполнены водой, лайнер сможет продолжить свой путь.

Интерьеры кают на палубах B и C были выполнены в 11 стилях. Пассажиры третьего класса на палубах E и F были отделены от первого и второго класса воротами, находящимися в разных частях судна.

До выхода "Титаника" в его первый и последний рейс особо подчеркивалось, что на борту корабля в первом рейсе будут находиться 10 миллионеров, а в его сейфах - золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. американский промышленник, наследник горного магната Бенджамин Гуггенхайм, миллионер с молодой супругой, помощник президентов США Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта майор Арчибальд Уиллингем Батт, член конгресса США Исидор Штраус, актриса Дороти Гибсон, состоятельная общественная деятельница Маргарет Браун, британский модельер Люси Кристиана Дафф Гордон и многие другие известные и состоятельные люди того времени.

10 апреля 1912 года в полдень суперлайнер "Титаник" отправился в свое единственное путешествие по маршруту Саутгемптон (Великобритания) - Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Куинстауне (Ирландия).

В течение четырех дней пути погода была ясная, а море спокойным.

14 апреля 1912 года, на пятый день пути, несколько кораблей послали сообщения об айсбергах в в районе маршрута следования корабля. Большую часть дня рация была сломана, и многие сообщения не были замечены радистами, а на другие капитан не обратил должного внимания.

К вечеру температура начала понижаться, достигнув к 22:00 нулевой отметки по Цельсию.

В 23:00 с судна "Калифорниан" поступило сообщение о наличии льдов, но радист "Титаника" оборвал радиообмен раньше, чем "Калифорниан" успел сообщить координаты района: телеграфист был занят отправкой личных сообщений пассажиров.

В 23:39 двое впередсмотрящих заметили айсберг перед лайнером и доложили об этом по телефону на мостик. Самый старший из офицеров Уильям Мэрдок дал команду рулевому: "Лево руля".

В 23:40 "Титаник" в подводной части судна. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна шесть были прорезаны.

В 00:00 15 апреля на капитанский мостик был вызван конструктор "Титаника" Томас Эндрюс для того, чтобы оценить степень серьезности повреждений. После доклада о происшествии и осмотра судна Эндрюс сообщил все присутствующим, что лайнер неизбежно потонет.

На судне стал ощутим крен на нос. Капитан Смит приказал расчехлить спасательые шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров для эвакуации.

По приказу капитана радисты начали посылать сигналы бедствия, которые они передавали в течение двух часов, пока капитан не освободил телеграфистов от исполнения обязанностей за несколько минут до потопления корабля.

Сигналы бедствия , но они находились слишком далеко от "Титаника".

В 00:25 координаты "Титаника" приняло судно "Карпатия", находившееся от места крушения лайнера на расстоянии 58 морских миль, что составляло 93 километра. приказал немедленно направиться к месту бедствия "Титаника". Спеша на помощь, корабль смог достигнуть рекордной скорости в 17,5 узлов - при максимально возможной для судна скорости в 14 узлов. Для этого Рострон приказал отключить все приборы, потребляющие электроэнергию, и отопление.

В 01:30 оператор "Титаника" телеграфировал: "Мы в маленькие шлюпки". По приказу капитана Смита его помощник, Чарлз Лайтоллер, руководивший спасением людей по левому борту лайнера, в шлюпки сажал только женщин и детей. Мужчины, по мнению капитана, должны были оставаться на палубе, пока все женщины не сядут в лодки. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок на правом борту мужчинам, если в очереди собиравшихся на палубе пассажиров не было женщин и детей.

Около 02:15 нос "Титаника" резко опустился, судно значительно сдвинулось вперед, и по палубам прокатилась огромная волна, которая смыла многих пассажиров за борт.

Около 02:20 минут "Титаник" затонул.

Около 04:00 утра, примерно через три с половиной часа после получения сигнала бедствия, "Карпатия" прибыла на место крушения "Титаника". Судно приняло на борт 712 пассажиров и членов экипажа "Титаника", после чего благополучно прибыло в Нью-Йорк. Среди спасенных были 189 членов экипажа, 129 пассажиров мужчин и 394 человек - женщины и дети.

Число погибших , по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек. Согласно официальным данным, после катастрофы 60% пассажиров кают первого класса, 44% - кают второго класса, 25% - третьего класса.

Последняя выжившая в катастрофе пассажирка "Титаника" - , путешествовавшая на борту лайнера в возрасте девяти недель от роду, скончалась 31 мая 2009 года в 97 лет. Прах женщины был развеян над морем с причала в порту Саутгемптона, откуда "Титаник" в 1912 году отправился в свое последнее плавание.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников




Top